Сборник внеурочных разработок МО. Федеральное государственное казенное образовательное учреждение Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации
Скачать 2.27 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное казенное образовательное учреждение «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ДИСТАНЦИОННОГО КОНКУРСА МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОМИНАЦИЯ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ» Ульяновск, 2019 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО» (8 класс) Борисова Марина Викторовна, преподаватель (руководитель) ОД «Иностранный язык», Киселева Галина Ивановна, преподаватель ОД «Иностранный язык», ФГКОУ «Санкт-Петербургское суворовское военное училище МО РФ» Методическое обоснование Актуальность настоящей методической разработки обусловлена тем, что приоритетной задачей современного образования является формирование компетентной, высокоразвитой, конкурентоспособной личности, которая может хорошо ориентироваться в быстро развивающемся информационно насыщенном мире и способна отвечать новым вызовам времени; личности , которая является Гражданином и Патриотом своей страны и готова посвятить жизнь служению своему Отечеству. Мощным средством развития высоких нравственных качеств является иностранный язык как учебный предмет. С его помощью формируется умение с уважением относиться к другим культурам, а также умение достойно представить себя, свой город и свою страну. В основу организации данного внеурочного занятия положено единство воспитания, обучения и развития: подобран учебный материал, предоставляющий обучающимся образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности и патриотизма, позволяющий ненавязчиво сравнивать феномены чужой и родной культуры и ментальности; на занятии применяются современные интерактивные средства и технологии, основанные на системно- деятельностном подходе и обеспечивающие реализацию требований ФГОС. Новизну и оригинальность методической разработки определяет интерактивный плакат (глог), разработанный нами в среде glogster.com и посвященный героям Великой Отечественной и Второй мировой войн. Интерактивный плакат используется как ресурс, позволяющий провести занятие в технологии веб-квест. С его помощью формируется информационно-образовательная среда, направленная на создание условий для активизации мыслительной деятельности обучающихся, повышения мотивации к учению, широкой ориентации в различных предметных областях познания, формирования предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий (УУД), т.е. на достижение планируемых результатов согласно ФГОС. Плакат содержит не только текстовую и графическую информацию, но и аудио и видео материалы. К нему прикреплены приложения (речевые клише, критерии оценки презентаций, критерии оценки устных выступлений, таблица для проведения рефлексии, дополнительные тексты, ссылки на другие источники в сети Интернет и др.). Данный интерактивный плакат представляет собой универсальный учебный ресурс. Для преподавателей глог является конспектом урока, снабженным полным комплектом заданий и учебных материалов, а обучающимся он позволяет самостоятельно выполнять задания по определенному алгоритму. Таким образом, интерактивный плакат ориентирован на повышение мотивации и активное взаимодействие обучающихся с содержанием темы занятия. Он позволяет сделать процесс обучения более интересным, наглядным и интерактивным. Самостоятельная творческая исследовательская деятельность суворовцев по теме «Никто не забыт и ничто не забыто» позволяет через контекст истории и культуры страны изучаемого языка глубже осознать свою родную историю и культуру, ощутить чувство гордости за свою страну. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ При разработке содержания данного внеурочного мероприятия учтены основные положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Подростковый возраст является наиболее оптимальным для гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Особенно важными в воспитании духовно-нравственных ценностей, чувства патриотизма являются занятия, посвященные событиям Великой Отечественной и Второй мировой войн. Память о Великой Отечественной войне в настоящее время составляет основу национального духа и гордости за нашу страну, общности и сплоченности. История Великой Отечественной и всей Второй мировой войны – приоритетная основа восстановления в нашем обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций, обеспечения международного авторитета Российской Федерации. Занятие «Никто не забыт и ничто не забыто» способствует формированию у обучающихся чувства гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу своей родины. ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПЛАКАТ (ГЛОГ) Задачей любого педагога является поиск новых методов, приемов, средств, которые помогли бы сделать урок интересным и помочь обучающимся осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности полученную информацию. Современные средства обучения стали интерактивными и представляют более широкие возможности для организации учебного процесса. Глог - сочетание слов «графический» и «блог». Таким образом, глог- это интерактивный плакат (мульмедийная веб-страница), на котором представлены тексты, фото, видео, звуковые файлы, графика, ссылки и др. Он обеспечивает взаимодействие содержания плаката с пользователем за счет использования различных интерактивных элементов. Интерактивный плакат, созданный с использованием сервиса http://edu.glogster.com, позволяет преподавателю организовать самостоятельную работу обучающихся интересно, эффективно и безопасно. При работе с интерактивным плакатом обеспечивается высокий уровень задействования информационных каналов восприятия, наглядности учебного процесса, варьирование уровня погружения в тему [5]. Плакат поддерживает многоуровневую работу с определённым объёмом информации на всех этапах: изучение нового материала, закрепление, систематизация и обобщение, контроль за качеством усвоения полученных знаний. Использование интерактивного плаката в учебной деятельности позволяет обеспечить высокий уровень самостоятельной деятельности обучающихся, способствует развитию их познавательного интереса к учебному предмету, повышению концентрации внимания, увеличению темпа урока и объема изучаемой информации, изложению материала в более доступной и интересной форме. Интерактивный плакат может использоваться в течение одного или нескольких уроков, в урочной и внеурочной деятельности, а также при дистанционном обучении. Он позволяет организовать работу как со всей группой (использование на интерактивной доске), так и с каждым отдельным обучающимся (работа за персональным компьютером). Глог прост в использовании, а ясный визуальный материал имеет большое преимущество над другими продуктами и средствами обучения, обеспечивая высокий уровень наглядности учебного процесса и способствуя развитию различных видов мышления, лучшему усвоению материала, повышению качества знаний обучающихся. Таким образом, интерактивный плакат (глог) можно рассматривать как современный интерактивный ресурс для самостоятельного обучения, способствующий формированию УУД. ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТ. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Одной из наиболее эффективных технологий, стимулирующих познавательный интерес учащихся, формирующих умения самостоятельно добывать знания, активно мыслить, является веб-квест технология. Образовательный квест – интегрированная технология, объединяющая идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ [3]: - алгоритм квеста строится в логике технологии проблемного обучения – от постановки проблемы до путей ее решения, представления результата и рефлексии, что направлено на развитие обучающегося как активного субъекта жизнедеятельности; - образовательные «продукты», выполняемые индивидуально или в группе в результате выполнения квеста, могут быть различными: от решения поставленной проблемы в виде ответа на вопрос до созданных мультимедиа-презентаций, роликов, сайтов, буклетов и др.; - интрига и сюжет, привнесенные в эту технологию, являются элементами игрового обучения – ролевой или приключенческой командной игры; - использование специальных компьютерных программ, информационных возможностей сети Интернет как в ходе выполнения, так и в представлении результата квеста и обмена мнениями характеризует эту технологию как информационно-коммуникационную. Веб-квест технология направлена на реализацию следующих задач [2]: ‒ достижение высоких образовательных результатов, развитие рефлективности и критического мышления; ‒ переход от репродуктивного характера к проблемности обучения и организации активной познавательной деятельности обучающихся с опорой на их личный опыт; ‒ учёт всех видов знаний (информационных, процедурных, оценочных и рефлексивных) и их структурных компонентов; ‒ учет индивидуальных образовательных потребностей и способностей обучающихся, уровня их развития и здоровья; ‒ создание комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся; ‒ содействие созданию ситуации успеха как субъективного проживания человеком личностных достижений в контексте своей жизни и индивидуального развития; ‒ интерактивность и диалогичность мотивации к сотрудничеству, совместной деятельности всех субъектов обучения; ‒ создание образовательных продуктов как результатов деятельности ученика, содержание которой соответствует изучаемому предмету или образовательной области. Веб-квест способствует: − развитию исследовательских и творческих способностей учащихся; − навыкам проектной деятельности; − поиску Интернет-информации, которая определена темой; − развитию компьютерных навыков учащихся; − формированию универсальных учебных действий [1]: личностных (повышают личностную самооценку, формируют ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности); регулятивных (формируют умение планировать, прогнозировать, оценивать, осознавать качество и уровень усвоения); коммуникативных (развивают стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, умение формулировки собственного мнения); познавательных (развивают мышление учащихся на стадии анализа, обобщения и оценки информации, умения хранить, преобразовывать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию, формулировать и решать проблему, критически мыслить). ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) В таблице 1 представлены компетенции и универсальные учебные действия (УУД), которые формируются в результате выполнения заданий веб-квеста на занятии. Таблица 1 Этап урока Технология веб-квест/ Действия обучающихся Компетенции Формируемые УУД 1. Подготовительный Конкретизация дидактических целей урока. Создание учебной ситуации. Введение в тему. Погружение в тему урока. Коммуникативная Самоорганизации Познавательные: работать с текстом, устанавливать логическую последовательность основных фактов; осуществлять информационный поиск; выделять, обобщать, фиксировать необходимую информацию; пользоваться логическими действиями анализа, сравнения, синтеза. 2. Ознакомительный Знакомство и обсуждение учебной ситуации. Работа по усвоению необходимого речевого иноязычного Коммуникативная Учебно- познавательная Речевая материала. Коммуникативные: точно выражать свои мысли; участвовать в обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами иноязычной речи; уметь задавать вопросы с целью получения дополнительной информации; уметь высказывать свое мнение, уметь эффективно сотрудничать при выполнении совместной работы. Регулятивные самостоятельно ставить цели, видеть пути их достижения; соотносить свои действия с результатами, проводить контроль выполненной работы, уметь корректировать свои действия; оценивать правильность выполнения задачи, пути её решения; уметь производить самоконтроль, самооценку своей деятельности. Личностные проявлять гражданственность, соблюдать моральные нормы, соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, исполнять различные социальные роли, поддерживать межличностные отношения. 3. Аналитический Организация групп. Анализ учебной ситуации. Изучение информации, вычленение главного, выстраивание рассуждений. Выработка решений, выбор уровня сложности, оформление результатов выполненного задания. Информационная Учебно- познавательная Коммуникативная Речевая Общекультурная Ценностно-смысловая Личностного само- совершенствования, самоорганизации 4. Итоговый Презентация результатов выполненного задания. Речевая Коммуникативная Личностного само- совершенствования 5. Рефлективный Самооценка и взаимооценка результатов выполнения и представления решений в соответствии со шкалой критериев. Аналитическая Речевая, Оценочная. Самоанализ, самооценка МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО» Программа обучения иностранному языку предусматривает знакомство с традициями и обычаями стран изучаемого языка, формирование умения сравнивать их с традициями родной страны, а также умения представлять свою страну. На занятии обучающиеся учатся работать с аутентичной иноязычной информацией, размещенной в сети Интернет, и создавать собственный речевой продукт – краткую презентацию о праздновании Дня Поминовения в Великобритании для представления ее в рамках Недели иностранного языка в училище. Обучающиеся размышляют о значении Дня Победы и представляют основные мероприятия праздника. Они изучают то, как празднуется День Поминовения в Великобритании, проводят аналогии и сравнения с празднованием Дня Победы в России. В течение всего времени они работают самостоятельно, преподаватель при этом является помощником, консультантом, организатором и координатором проблемно-ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности суворовцев. Занятие состоит из нескольких этапов, предусмотренных структурой веб-квеста: Рис. 1 Интерактивный плакат для занятия по теме «Никто не забыт и ничто не забыто» Мотивационно-проблемный этап. Этап актуализации субъективного опыта и страноведческих знаний обучающихся. Введение в тему занятия. Преподаватель создает эмоционально-творческий настрой. С помощью фотографий, размещенных на интерактивном плакате , он вовлекает обучающихся в беседу о Дне Победы. Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя, рассказывают о том, как они сами празднуют этот один из самых значимых для нашей страны праздник, в каких мероприятиях принимают участие. Еще большему подъему эмоционального состояния способствует стихотворение - видеофильм, посвященный павшим в Первой мировой войне. Преподаватель предлагает посмотреть небольшой видеосюжет о праздновании Дня Поминовения в Великобритании (День, посвященный жертвам всех войн) и подводит обучающихся к формулировке проблемы, постановке цели и задач занятия. Обучающимся предлагается изучить Интернет-ресурсы и создать презентацию о праздновании Дня Поминовения в Великобритании для представления ее в рамках Недели иностранного языка в училище. Проект презентации обучающиеся должны представить на занятии в устной форме. На данном этапе у них формируются следующие УУД: личностные - желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать имеющиеся, желание осваивать новые виды деятельности, стремление участвовать в творческом, созидательном процессе; регулятивные – умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму; познавательные – умение осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию. Деятельностный этап Обучающиеся знакомятся с материалами веб-квеста, которые размещены на интерактивном плакате (задание, вступительный текст по проблеме, адреса Интернет-ресурсов, таблицы для проведения рефлексии). Преподаватель обсуждает вместе с воспитанниками алгоритм выполнения задания, критерии оценки выполненной работы. Обучающиеся распределяются по группам и приступают к выполнению работы. Они изучают ресурсы Интернет, отвечают на вопросы квеста, обсуждают, анализируют, обрабатывают полученную информацию, создают презентацию, читают, редактируют, готовятся к представлению своей творческой работы. В процессе работы над квестом происходит взаимное обучение членов группы умениям работы с компьютерными программами и Интернет, а также умениям представлять результаты своей работы на иностранном языке в письменной и устной формах. При этом как нельзя лучше происходит развитие коммуникативных компетенций: умение слушать, вести диалог, умение высказывать и давать обоснование собственной точки зрения; умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор, осуществлять совместную деятельность в группе для достижения общего результата. Контрольный этап. Представление результатов работы Преподаватель напоминает о сообщенных в начале занятия критериях оценки квеста, вместе с обучающимися заслушивает отчеты групп о проделанной работе. Участвует в совместной оценке работы воспитанников. Группы представляют результаты своей работы в форме презентации. Фактически весь перечень критериев является для них подробной инструкцией по работе над проектом. Пользуясь критериями, они видят, какой должна быть работа, какие шаги нужно предпринять, чтобы добиться этого результата. На этом этапе идет активное формирование коммуникативных и познавательных УУД: умений предъявлять переработанную информацию в различных формах, используя при этом адекватно и осознанно речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Рефлексивный этап. Подведение итогов занятия. Преподаватель организует обсуждение изученного материала и взаимо- и самооценку действий, сообщает домашнее задание и объясняет его (сравнить две фотографии по теме). Обучающиеся подводят итоги, обсуждают результат с преподавателем, осуществляют пошаговый контроль по результату деятельности. Самой значимой оценкой для обучающихся является общественное признание успешности, в то время как преподавателю оценка позволяет определить, насколько достигнутые результаты отвечают поставленным дидактическим целям и методическим задачам или соответствуют ли новые приращения, возникшие в знаниях, умениях и навыках учащихся, планировавшимся предметным и метапредметным знаниям, умениям и навыкам. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Содержание занятия способствует воспитанию российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоению традиционных ценностей русского народа; формированию осознанного и уважительного отношения к истории и традициям страны изучаемого языка; формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Интерактивный плакат и составленный веб-квест делают процесс обучения интересным, увлекательным и современным, способствуют эффективной реализации воспитательных задач. Во-первых, интерактивный плакат (глог) с размещенным на нем Веб-квестом обеспечивает многоуровневую работу с определённым объёмом информации на всех этапах: изучение материала, систематизацию и обобщение, контроль за качеством усвоения полученных знаний. Во-вторых, при работе над темой задействуется обширная информация Интернет-ресурсов. Обучающиеся учатся оперировать этой информацией, открывать для себя новые горизонты. Причем поиск дополнительной информации по теме идет в определенных, заданных преподавателем рамках. Предварительный отбор разрешенных сайтов позволяет исключить вероятность использования воспитанниками сайтов с неподтвержденной, ложной или необъективной информацией. В-третьих, работая над выполнением веб-квеста, обучающиеся могут выбрать для себя наиболее удобный для них темп выполнения задания вне зависимости от того, работают они над веб-квестом индивидуально или в команде. Кроме того, веб-квест содержит встроенный механизм оценки. Для оценки результатов веб-квеста преподавателями разработан целый ряд критериев, который включает оценку не только языковых знаний (фонетику, грамматику и лексику), но и языковые навыки и умения, что является центральной задачей в обучении иностранному языку (т.е. коммуникативные навыки, умение ясно излагать свои мысли, вести дискуссию, работать в команде и т.д.). Безусловно, ключевым преимуществом использования данного интерактивного ресурса и технологии является стимулирование обучающихся к самостоятельному аналитическому и креативному мышлению, вовлечение их в объективное оценивание своих собственных результатов и результатов своих сокурсников. Преподаватель при этом выступает в роли помощника, который направляет самостоятельный творческий процесс поиска ответов на поставленные вопросы в задании. Внеурочное занятие по теме «Никто не забыт и ничто не забыто» способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, повышению эффективности обучения, формированию информационной компетенции, развивает умение работать в микрогруппах, умение анализировать собственную деятельность, учит нести ответственность за свою работу и работать самостоятельно. Таким образом, использование интерактивного плаката и Веб-квест технологии на занятии позволяет создать условия для оптимизации работы по формированию универсальных учебных действий (УУД) и развития коммуникативной иноязычной компетенции суворовцев, сформировать направленность на самообучение и самореализацию. Обучающиеся лучше усваивают знания, приобретенные на занятии, т.к. они получают их в самостоятельном поиске иэти знания являются плодом их собственного труда. Данное занятие удовлетворяет всем требованиям современного образования, т.к. направлено на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли/ Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151c. 2. Медведева Я.С. Применение веб-квест-технологии как современной модели обучения, Молодой ученый, 2016, №17, стр. 136-139. 3. Напалков С.В. Возможности и перспективы применения веб-квест технологий при изучении школьниками гуманитарных дисциплин, журнал «Современные наукоемкие технологии», 2015, №11, стр. 87-91. 4. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся.// Вопросы интернет-образования-2002-№7. 5. Мурашкина С.В. «Применение интерактивных плакатов на современном этапе образования», http://www.ug.ru/method_article/804 Технологическая карта внеурочного занятия по английскому языку на 4 курсе (8класс) |