Главная страница
Навигация по странице:

  • (Грехи и воздаяние)

  • Получение

  • Кто нанимается

  • Человек низший

  • хрестоматия востока. Фендеральное агентство по образованию


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеФендеральное агентство по образованию
    Анкорхрестоматия востока
    Дата05.02.2023
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаKhrestomatia_Vostok.doc
    ТипПояснительная записка
    #920734
    страница8 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    (Семья и брак)

    III, 13. Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия — (шудрянка) и своей (варны), для кшатрия — те (обе) и своей (варны), для брахмана — те (три), а также своей (варны).

    III, 20. Узнайте (изложенные) вкратце следующие восемь (форм) бракосочетания для четырех варн, благодетельные и неблагодетельные после смерти и в этом мире.

    III, 27. Вручение дочери, наряженной и наделенной (драгоценностями, жениху) ученому и доброго поведения, (которого отец) сам приглашает, называется дхармой брахма.

    III, 28. Вручение наряженной дочери жрецу, надлежаще занятому в жертвоприношении, когда он исполняет обряд, называют дхармой дайва.

    III, 29. (Когда отец), получив от жениха, в соответствии с дхармой, быка и корову или две пары, выдает дочь по правилам, такая дхарма называется арша.

    III, 30. Вручение дочери (ее отцом после) произнесения слов: «Исполняйте оба вместе дхарму»,— и оказания почестей (жениху) называется обрядом праджапатья.

    III, 31. Выдача дочери, (когда жених) дает добро родственникам столько, сколько только может, и добровольно невесте, называется дхар­мой асура.

    Ill, 32. Добровольный союз девушки и жениха, любострастный, про­исходящий из желания, называется гандхарва.

    III, 33. Похищение из дома кричащей и плачущей девушки силой, сопровождаемое убийствами, ранениями и разрушениями, называется обрядом ракшаса.

    III, 34. Когда (кто-либо) тайком овладевает спящей, опьяненной или безумной, — это наихудший из видов брака, восьмой, известный, (как) пайшача.

    III, 24. Мудрецы признают предписанными для брахмана четыре первые, одну — ракшаса — для кшатрия, асура — для вайшия и шудры.

    III, 25. Но из пяти. (последних) три — соответствуют дхарме, две же здесь считаются несоответствующими дхарме: браки пайшача и асура никогда не должны быть совершаемы.

    III, 56. Где женщины почитаются, там боги радуются; но где они не I/ почитаются, там все ритуальные действия бесплодны.

    V, 147. Женщиной — в детском возрасте, молодою или даже пожи­лою — никакое дело не должно исполняться по своей воле, даже в (соб­ственном) доме.

    V, 148. В детстве ей полагается быть под властью отца, в молодости — мужа, по смерти мужа — (под властью) сыновей: пусть женщина (никогда) не пользуется самостоятельностью.

    V, 154. Муж, (даже) чуждый добродетели, распутный или лишенный добрых качеств, добродетельной женой должен быть почитаем как бог.

    I IX, 46. Ни вследствие продажи, ни оставления ее (мужем) жена не (освобождается от мужа: такую мы знаем дхарму, установленную некогда Рраджапати.

    IX, 81. Если жена не рождает детей, может быть взята другая Ha восьмом году (брака), если рождает детей мертвыми — на десятом, если рождает (только) девочек — на одиннадцатом, но если говорит грубо — немедленно.

    IX, 85. Если дваждырожденные берут жен из своей и других (варн), то старшинство, почет и жилое помещение их должны соответствовать порядку варн.

    IX, 151. Брахману полагается получить из наследства три части, сыну кшатрийки — две части, рожденному вайшийкой — полторы части, сын шудрянки может получить одну часть.

    IX, 152. Или знающий дхарму может разделить всю собственность на десять частей и произвести законный раздел в соответствии с таким правилом:

    IX, 153. брахману полагается получить четыре части, сыну кшатрийки — три части, сыну вайшийки — две части, сыну шудрянки — одну часть.

    IX, 156. Всем сыновьям дваждырожденных, которые рождены от жен одной варны, надо делить (наследство) поровну, дав старшему добавочную часть.

    IX, 185. Не братья, не родители, (а) сыновья получают наследство отца; наследство бездетного (сына) получает отец, а также братья.

    IX, 194. Считается шесть видов собственности женщины: данная при (брачном) огне, данная при свадебном шествии, данная в знак любви, полученная от брата, матери и отца.

    (Грехи и воздаяние)

    V, 52. Нет большего грешника, чем тот, кто, не почтив предков и богов, старается увеличить свое мясо мясом других.

    XI, 55. Убийство брахмана, пьянство, кража (золота), прелюбодеяние с женой гуру и даже сообщество с такими (преступниками) объявили великими грехами.

    XI, 56. Ложь при (определении) превосходства (в родовитости), представляемый царю клеветнический донос, лживое обвинение гуру — равны убийству гуру.

    XI, 57. Пренебрежение Ведой, порицание Веды, лжесвидетельство, убийство друга, поедание запрещенной и несъедобной пищи — шесть (преступлений), равных пьянству.

    XI, 58. Похищение вклада или людей, лошади и серебра, земли, алмазов и (других) драгоценных камней считается равным краже золота.

    XI, 59. Плотскую связь с единоутробными сестрами, с девушками, с низкорожденными женщинами, с женами друга или сына объявили равными осквернению ложа гуру.

    XII, 74. От повторения тех грешных деяний эти малопонимающее претерпевают страдания в этом мире в различных рождениях

    XII, 76.и разнообразные муки, пожирание воронами и совами, жар раскаленного песка и труднопереносимое кипячение в сосудах,

    XII, 77. и рождения в презренных утробах, постоянно связанный со страданием, и муки холода и жары, и страха разного рода,

    XII, 78. неоднократное пребывание в виде зародыша и трудное рождение, тяжелые оковы и рабство,

    XII, 79. и разлуку с родными и друзьями, и сообщество со злодея­ми, приобретение имущества и (его) утерю, приобретение друзей и недругов,

    XII, 80. неизлечимую страсть и страдания из-за болезней, и разно­образные скорби и непреоборимую смерть.

    ____________________________

    Получение - в виде дара или находки.

    Лунное покаяние - Месячное покаяние, в течение которого количество принимаемой пищи менялось в зависимости от фаз луны. В этом стихе речь идет только о религиозном искуплении греха, наказание и со стороны государства считается само собой разумеющимся.

    Кто нанимается - наемный работник.

    Дхарма - Увещанием.

    Порядок варн - Два — с брахмана, три — с кшатрия, четыре — с вайшия, пять — с шудры.

    Пана — единица веса (9,76 г) и медная монета того же веса.

    Человек низший - Неприкасаемый или, возможно, шудра.

    Средства - земледелие, скотоводство и торговля.

    Чандалы и швапачи — названия двух каст париев; положение других каст париев было сходным.

    Гуру — наставник и воспитатель, духовный отец.

    (Законы Ману/Перевод А. А. Вигасина. М.,1960. С. 218—220.)
    АРТХАШАСТРА

    Артхашастра, или «Наука политики», представляет собой по­литико-экономический трактат, содержащий ценнейшие сведения о государственном, экономическом и политическом устройстве древней Индии.

    Согласно индийской традиции, Артхашастра приписывается брахману Каутилье (известному также под именем Чанакья), мудрому советнику царя Чандрагупты Маурья.

    Однако на основании данных современной исторической науки, Артхашастра оформлялась на протяжении длительного времени между первыми веками до нашей эры и первыми веками нашей эры, суммируя и критически воспринимая то, что было создано до нее древними мыслителями Индии. Она, по всей вероятности, отражает переходный период, т. е. период разложения рабовладельческого строя и складывания феодальных отношений.

    II, 6. Установление прихода собирателем дохода

    Главный собиратель дохода должен иметь в своем ведении (доходы, доставляемые) крепостями, страной, рудниками, оросительными сооружениями, лесами, пастбищами и торговыми путями. (Доходы, доставленные) крепостью, суть: пошлины, взыскания, поборы, взимаемые с мер и весов, (доходы, поступающие от) градоначальников, надзирателей за чеканкой (монеты), надзирателей за печатью, с напитков, боен, ниточных изделий, с растительного масла и топленого масла, с сахара, от золотых дел мастеров, от рынка, от публичных женщин, игроков, построек, цехов ремесленников и мастеровых, от надзирателей за божествами и поступ­ления от ворот и от пришельцев.

    (Доходы, доставляемые) страной, суть: доходы, которые дают пашня, доля (царя), жертвоприношения, налоги, торговля, охрана рек, переправы, суда, торговые местечки, луга, дороги, стража и уголовная стража.

    (Доходы, доставляемые) рудниками, суть: золото, серебро, алмазы, драгоценные камни, жемчуг, кораллы, перламутр, металлы, соль и дру­гие ископаемые, добываемые в земле, в горах и в (горных) потоках.

    Дата состоит из года царствования, месяца, полумесяца и дня. Тре­тий и седьмой полумесяцы (всех трех времен года) дождливого, зимнего и жаркого меньше на один день, остальные полные. Особо —дополнитель­ный месяц. Таково (деление) времени.

    Так должен производить сбор (собиратель дохода). Он должен показать увеличение дохода и снижение расхода, и, будучи рассудительным, должен он устранять обратное (положение вещей).

    Так в Артхашастре Каутильи гласит шестая глава «Установление прихода собирателем дохода» во втором отделе «Обязанности надзирате­лей». От начала двадцать седьмая глава.

    II, 16. Надзиратель за торговлей

    Надзиратель за торговлей должен иметь точные сведения о различных товарах, являющихся продуктами суши или моря, поступающих по сухим или водным путям; он должен знать различие цен у более и менее ценных товаров, а также их большую или меньшую ходкость. Равным образом он должен знать, в какое время (товары) следует пускать в обращение, накапливать, закупать и продавать.

    Товар, имеющийся в избытке, (надзиратель за торговлей) должен придерживать в одном месте и повышать цену. В том случае, если (эта повышенная) цена станет (впоследствии) нормальной, то (надзиратель за торговлей) должен установить другую цену.

    Для царских товаров местного происхождения (надзиратель за тор­говлей) должен установить единую форму продажи, а для товаров ино­земного происхождения — различные формы продажи. (Товары) обоих видов надлежит пускать в продажу с пользой для подданных. Следует избегать такой прибыли, которая, хотя бы и была значительной, прино­сит вред подданным. Не следует допускать ограничений в отношении времени (продажи) товаров первой необходимости. Равным образом не следует допускать вредного явления, заключающегося в чрезмерном накоплении таких товаров.

    Торговцы могут продавать царские товары в разных местах по установленной цене. (Если при продаже получится) убыток, то (торговцы) обязаны платить возмещение, равное сумме убытка.

    Лица, ведающие товарами, должны складывать деньги (вырученные от продажи) в деревянную коробку, имеющую один затвор с отверстием. В 8-й части дня они должны отдавать (выручку) надзирателю за торгов­лей, говоря: «столько-то продано, столько-то осталось». Они должны также сдавать орудия меры и веса.

    Так в Артхашастре Каутильи гласит шестнадцатая глава «Надзи­ратель за торговлей» во втором отделе «Обязанности надзирателей». От начала тридцать седьмая глава.

    II, 23. Надзиратель за прядильным делом

    Надзиратель за прядильным делом должен заботиться о том, чтобы доспехи, одежды и веревки, изготовляемые из нитей, выделывались спе­циалистами (этого дела). Он должен принимать меры к тому, чтобы нити из шерсти, рогожи, хлопка от хлопкового дерева и льна прялись вдовами, калеками, девоч­ками, монахинями, женщинами, отрабатывающими штраф, содержатель­ницами гетер, старыми царскими рабынями и храмовыми служительни­цами, прекратившими службу в храмах.

    Оплату за труд он должен определять после того, как проверит, яв­ляется ли нить тонкой, грубой или средней, а также и большее или меньшее количество. Узнав количество спряденных нитей, (он) может вознаграж­дать (прядильщиц) натираниями из масла и миробалана. В дни фаз луны следует побуждать (прядильщиц) к работе путем подарков и оказания почестей. При сокращении количества пряжи уменьшается плата в соот­ветствии с качеством материала.

    (Надзиратель за прядильным делом) может производить (ткацкую) работу также при помощи специальных мастеров с учетом размеров ра­боты, времени, оплаты за труд и получаемой выгоды. Он должен иметь близкое соприкосновение (с работающими, чтобы следить за ними).

    (Надзиратель за прядильным делом), направляя работы по изготовлению холщовых тканей, дукула, шелка, шерстяных и хлопчатобумажных тканей, должен поощрять (работников) подарками в виде венков и благо­воний или же иными видами внимания. Он должен заботиться о выпуске одежд, одеял и покрывал в разных видах.

    Так в Артхашастре Каутильи гласит двадцать третья глава «Надзиратель за прядильным делом» во втором отделе «Обязанности надзирателей». От начала сорок четвертая глава.

    (Артхашастра или Наука политики / Пер. с санскрита В. И. Кальянов, М.- Л., 1959.)

    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта