Главная страница
Навигация по странице:

  • Ф. Бэкон

  • ЦЕЛЬ НАУКИ: ОТКРЫТИЕ “ФОРМ”.

  • ИНДУКЦИЯ ПУТЕМ ЭЛИМИНАЦИИ.

  • Гносеологическая концепция Д. Локка. Дополнительные вопросы для обсуждения

  • тесты к практическому занятию по философии. ФИЛОСЕМ. Философия как строгая наука


    Скачать 0.73 Mb.
    НазваниеФилософия как строгая наука
    Анкортесты к практическому занятию по философии
    Дата27.12.2020
    Размер0.73 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФИЛОСЕМ.doc
    ТипДокументы
    #164808
    страница6 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Тексты к практическому занятию

    (по изданию: Антисери Д., Реале Д. Западная философия

    от истоков до наших дней. Том. 3. Новое время. СПб., 1996.)

    Ф. Бэкон

    ТЕОРИЯ “ИДОЛОВ”. "Идолы и ложные понятия, сковавшие человеческий разум, пус­тив в нем глубокие корни, не только препятствуют в поиске истины, но (даже если доступ к ней открыт) они продолжали бы вредить в процессе обновления наук, если бы люди, предупрежденные об этом, не боролись, насколько возможно". Различать идолы необхо­димо для освобождения от них. Но каковы же они? "Есть четыре вида идолов, осаждающих человеческий ум. В дидактических целях назовем их: идолы рода, идолы пещеры, идолы площади, идолы театра. Конечно, наиболее надежный способ их удаления из челове­ческого ума заключался бы в наполнении последнего аксиомами и концептами, выработанными с помощью правильного метода, ис­тинной индукции. Однако даже индивидуализация идолов — уже большой прогресс".

    1). Идолы рода "вскормлены самой человеческой природой, человеческой семьей, или родом. <...> Человеческий ум все равно что кривое зеркало, отражающее лучи от предметов; он смешивает собственную природу вещей, которую деформирует и искажает". Так, например, человеческий ум по собственной струк­туре придает вещи "больший порядок", нежели действительно су­ществующий; ум придумывает соответствия и отношения, которых в действительности нет. Так появилась идея о том, что "в небе любое движение должно всегда происходить по окружности и никогда — по спиралям или серпантинам". И еще: "Человеческий ум, когда он находит какое-либо удобное или кажущееся верным или убедитель­ным и приятным понятие, подгоняет все остальное так, чтобы подтвердить его и сделать тождественным с ним. И даже если мощь и число противоположных понятий больше, он или не признает этого — из пренебрежения, или путает их с различиями и отбрасы­вает — из тяжкого и вредного предрассудка, лишь бы сохранить в целостности свои первые утверждения". Короче, порок человеческого ума заключается в том, что сегодня мы бы назвали ошибочной тенденцией самоутверждения, противоположной правильности кри­тического отношения, согласно которому следует быть готовым в целях прогресса в науке отвергнуть гипотезу или догадку, или теорию, если обнаруживаются противоречащие ей факты. Но к числу опасных тенденций человеческого ума относятся не только те, что допускают порядок и отношения, которых нет в сложном мире, или не принима­ют в расчет противоположные случаи. Ум склонен с легкостью пере­носить качества одной вещи на другие предметы, которые этих свойств не имеют. В общем, "человеческий ум — не только интеллектуальный свет, но и критическое преодоление воли и чувств. Человек считает верным предпочтительное и отвергает из-за нетерпеливости трудное — подлинно простую природу. Он не замечает высшие исти­ны природы — из-за суеверия; свет опыта — из-за высокомерия и тщеславия ... парадоксы — чтобы не расходиться с общепринятым мнением; и еще самыми разными способами, часто недоступными пониманию, чувство проникает в разум и разрушает его". Часто "созерцание ограничивается... видимым аспектом вещей, сводя к минимуму наблюдения за тем, что в них есть невидимого...". Кроме того, "человеческий ум по своей природе стремится к абстракции и воображает стабильным то, что на самом деле склонно к изменению ". Таковы идолы рода.

    2). Идолы пещеры исходят от отдельного человека. Каждый из нас, помимо общих заблуждений, свойственных челове­ческому роду, имеет свою собственную пещеру, в которой свет природы рассеивается и гаснет по причине специфической природы каждого индивида или воспитания и влияний других людей, или из-за книг, которые он читает, и авторитета тех, кем он восхищается и кого уважает, или по причине различия впечатлений, в зависимос­ти оттого, находят ли последние душу уже занятой предубеждениями или свободной и спокойной". Дух людей "различен, склонен к изменчивости и почти случаен". Поэтому, как пишет Бэкон, прав был Гераклит, когда сказал: "Люди ищут знаний в своих маленьких мирах, а не в большом, общем для всех мире". Идолы пещеры "берут свое происхождение из особой природы души и тела индивида, его воспитания и привычек или других случайностей". Так, например, может случиться, что некоторые привязываются душой к своим частным наблюдениям "или потому, что чувствуют себя их автора­ми-открывателями, или потому, что затратили на них весь свой ум и привыкли к ним". Основываясь на каком-либо сконструирован­ном ими фрагменте знания, они экстраполируют его на философ­ские системы: "Даже Гильберт от изучения магнита перешел немед­ленно к конструированию философии, соответствующей тому, что привлекало его внимание". Есть такие, "кто восхищается античностью,и такие, кого притягивает новизна; мало тех, кому удается держаться середины, т. е. не презирать того, что есть справедливого в учении древних, и не забывать его в связи с открытиями современных ученых".

    3). Идолы площади или рынка. Бэкон пишет: "Есть также идолы, зависящие, так сказать, от взаимных контактов чело­веческого рода: мы называем их идолами площади, соотнося с торговлей и общением". В самом деле, "связь между людьми осу­ществляется при помощи языка, но имена даются вещам в соответ­ствии с уразумением народа, и достаточно некритического и неаде­кватного применения слов, чтобы совершенно сбить с толку разум. Определения и объяснения, которыми часто пользуются ученые для самозащиты, также не способствуют восстановлению естественной связи разума и вещей". Иными словами, Бэкон исключает то, что мы сегодня называем "гипотезами ad hoc (к данному случаю)", т. е. гипотезы, которым грозит опровержение, с единственной целью — спасти их от критики. Во всяком случае, говорит Бэкон, "слова насилуют разум, мешая рассуждению, увлекая людей бесчислен­ными противоречиями и неверными заключениями". Идолы пло­щади, по мнению Бэкона, наиболее тяжкие из всех, "потому что они внедрены в разум согласованием слов и имен". Люди "верят, что их разум господствует над словом, но случается и так, что слова обращают свою силу против разума, что делает философию и другие науки софистическими и бездеятельными". Идолы, проникающие в разум с помощью слов, бывают двух родов: или это имена несуще­ствующих вещей (как, например, "судьба", "вечный двигатель" и т. д.), или это имена вещей существующих, но путаные и неопреде­ленные, неподобающим образом абстрагированные.

    4). Идолы театра "проникли в человеческую душу с помощью различных философских доктрин из-за наихудших пра­вил доказательства". Бэкон называет их идолами театра, считая "все философские системы сказками, предназначенными быть разыгран­ными на сцене, пригодными для создания выдуманных театральных миров". С баснями мы сталкиваемся не только в современных философских доктринах и "античных философских сектах", но и во "многих научных принципах и аксиомах, утвердившихся в силу традиции, слепой беспечной веры". При всем том Бэкон не склонен обвинять древних или отказывать им в уважении. Мы, говорит он, ищем новый метод, незнакомый древним, позволяющий умам более скромным достичь больших результатов: "Как говорят, и хромой, поставленный на верную дорогу, быстрее преодолеет трудный пере­вал; ведь не знающий пути чем больше торопится, тем больше плутает". То же можно сказать и об истинной цели науки и верном методе исследования.

    ЦЕЛЬ НАУКИ: ОТКРЫТИЕ “ФОРМ”. Освободив ум от "идолов", а дух от поспешных "антиципаций", человек, по мнению Бэкона, может обратиться к изучению приро­ды"... “Задача и цель человеческой науки заключается в открытии формы природы, при­родного отличия, т. е. особых свойств породы, источника эмана­ции". <...> "Человек, знающий формы, может получить результаты, которых никогда не давали ни естественные изменения, ни случай, ни опыт". Знать форму различных вещей означает, проникнув в глубинные тайны природы, стать ее господином. Бэкон считал, что этих тайн немного по сравнению с разнообразием и богатством природных явлений. Бэкон стремился овладеть азбукой природы, чтобы понять ее язык. Слова — природные явления, а буквы ее азбуки — немногочислен­ные и простые формы. Но что же такое формы? Как их понимает философ? Бэкон различает "скрытый процесс" и "скрытый схема­тизм", "Мы собираемся говорить не о мерах, знаках или степенях видимых процессов, но о постоянном процессе, который по большей части ускользает от наших чувств". Относительно "скрытого схема­тизма" Бэкон пишет, что "никакое тело нельзя одарить новой природой, равно как нельзя превратить в новое, если не знать в совершенстве природу тела". Анатомия органических тел, по мне­нию Бэкона, в какой-то мере, пусть и недостаточной, дает представ­ление о нем. Можно сказать, что скрытый схематизм — это струк­тура природы, сущность природного явления; в то время как скрытый процесс можно рассматривать как закон, управляющий и продуцирующий явления. Понять форму — значит понять структуру явления и закон его протекания. События происходят в соответствии с законом, и в науках действует тот же закон. "Кто знает форму, выявляет единство природы даже в самых несхожих материях. <...>

    ИНДУКЦИЯ ПУТЕМ ЭЛИМИНАЦИИ. После освобождения разума от "идолов" для восприятия природ­ных форм следует посмотреть, какими путями, с помощью каких Процедур и какого метода достижима эта цель. Нужна процедура исследования, состоящая из двух частей: "Первая состоит в извле­чении аксиом из опыта, вторая — в выведении новых экспериментов из аксиом". Но что нужно сделать, чтобы извлечь аксиомы из опыта? По Бэкону путь, которым надо следовать, — это путь индукции, но "законной и истинной индукции, дающей ключ к интерпретации " а не аристотелевской индукции. Последняя, по мнению Бэкона — индукция путем простого перечисления отдельных случаев; она "очень быстро переходит на опыт и частности", следуя дурной привычке ума немедленно перескакивать от незначительного опыта к абстрактным идеям, "сразу приступает к общим, бесполезным понятиям". Такая индукция скользит по фактам, в то время как индукция путем элиминации постигает форму, или суть явлений.

    Поиск форм, по мнению Бэкона, происходит следующим обра­зом. Прежде всего, исследуя какое-либо природное явление, напри­мер, тепло, нужно "перечислить в уме все известные случаи, отме­чаемые в природе, в самых разных материях". Так, если мы изучаем природу тепла, мы должны составить "таблицу присутствия": "1) лучи солнца, особенно летом и в полдень; 2) лучи солнца, отраженные и сфокусированные в малом пространстве, как, напри­мер, среди гор или между городских стен, или в зажигательных стеклах; 3) огненные метеоры; 4) пылающие молнии; 5) пламя, вырывающееся из горных кратеров вулканов; 6) любой тип пламени; 7) раскаленные твердые тела; 8) естественные горячие источники... 18) негашеная известь, обрызганная водой... 20) животные, особенно их внутренности; и т. д.". Составив "таблицу присутствия", можно переходить к составлению "таблиц отсутствия", где регистрируются сходные случаи, в которых, однако, данное явление (в нашем случае тепло) не присутствует: это лучи луны (которые, как и лучи солнца, ярки, но холодны), "блуждающие" огни, явление морской фосфо­ресценции и т. д. Закончив составление "таблицы отсутствия", переходят к "таблице степеней", в которой отмечаются все случаи, в которых данное явление представлено с большей или меньшей интенсивностью. В нашем случае следует обратить внимание на изменение тепла в одном и том же теле в разных средах или при разных условиях.

    Имея такие таблицы, Бэкон переходит к индукции, следуя про­цедуре исключения, или элиминации. "Цель и назначение этих трех таблиц, — пишет Бэкон, — воспроизвести в уме все возможные случаи явления. После этого следует обратиться собственно к ин­дукции". Бог, "творец форм", и, "может быть, также ангелы и небесные силы" имеют "возможность воспринять формы непосред­ственно и с самого начала". Однако человек не обладает этой возможностью, и ему "дано идти вначале путем отрицания, и только в конце, по завершении процесса элиминации, перейти к утвержде­нию". Природу следует разложить на составляющие огнем ума, "схожим с божественным огнем". В чем состоит процесс элиминации? Обратимся к примеру с природой тепла. В таблицах присутствия, отсутствия и степеней исследователь должен исключить, или элиминировать, как свойства присущие, так и не присущие теплому телу, свойства, присущие холодному телу, и свойства, остающиеся неизменными при увеличении тепла. Процесс исключения опирается на аргументацию. Тепло — небесный феномен? Нет, ведь и лучи драного происхождения обладают теплом. Может, это чисто земное явление? Нет, и солнце источает тепло. Все ли небесные тела обладают теплом? Нет, например, Луна холодная. Может, тепло зависит от присутствия в теле чего-то вроде древнего элемента, именуемого огнем? Нет, любое тело, если его потереть, может стать теплым. Может, это качество зависит от особого строения тел? Нет, любое тело может быть согрето, независимо от его строения. И так далее, пока не подойдем к "первому сбору урожая", т. е. гипотезе, сочетающейся с данными, изложенными в трех таблицах и оценен­ными путем отбора и исключения. В примере с теплом Бэкон приходит к следующему заключению: "Тепло — экспансивное, вы­нужденное движение, распространяющееся малыми частями". Про­должая в том же духе, Бэкон избирает путь, отличный от пути эмпириков и рационалистов: "Те, кто занимались наукой, были или эмпириками, или догматиками. Эмпирики, как муравьи, собирают и потребляют. Рационалисты, как пауки, ткут паутину из самих себя. Средний путь — это путь пчел, которые добывают пыльцу с садовых и полевых цветов и превращают ее в мед, насколько достает способ­ностей. В работе истинного философа важна не только сила разума; сырье, извлекаемое из естественной истории и механических экспе­риментов, — не самоцель и должно перерабатываться интеллектом. Так наша надежда базируется на все более тесном и прочном союзе опыта и ума".

    еxperimentum crucis. Получив "первый урожай", Бэкон использует добытую таким путем первую гипотезу как руководство к дальнейшему исследова­нию через дедукцию и эксперимент. Из имеющейся гипотезы выво­дятся факты, затем проводятся эксперименты в разных условиях с Целью проверить, подтвердятся ли факты, предполагаемые гипоте­зой. Создается нечто вроде поисковой сети, серии "расследований", вынуждающих природу ответить. С этой целью Бэкон придумывает богатый набор экспериментальных технических средств, [в том числе], "перекрестные ин­станции", получившие название "благодаря метафоре: креста, кото­рый ставят на перекрестках дорог, чтобы обозначить развилку". "Часто разум пребывает в состоянии неопределенности: как следует охарактеризовать причину исследуемого явления? При соперниче­стве разных причин на перекрестках видно, что связь одной из этих причин с данным явлением постепенна и нерушима, в то время как у других причин эта связь не столь прочна. Таким образом достига­ется решение проблемы и первая причина избирается как истинная, а другая отвергается. [Например], вес, по мнению одних, обусловлен внутренними свойствами тел, по мнению других — силой тяготения. Вот и перекресток:... "Следует взять двое часов, одни из которых функционируют с помощью свинцовых гирек, а другие — с противовесом в виде железной пружины, и проверить отставание одних по сравнению с другими. Первые уста­новить на крыше какого-нибудь высокого храма, а другие оставил внизу после того, как отрегулирован их одинаковый ход; это чтобы можно было с тщательностью следить, не идут ли часы, поднятые на высоту, медленнее, чем раньше, из-за того, что уменьшилась сила тяготения. Опыт следует повторить, установив часы в шахте глубоко под землей, чтобы увидеть, не идут ли они быстрее, чем прежде,благодаря увеличению силы тяготения. И только в случае, если обнаружится, что действительно вес тел уменьшается или увеличи­вается в зависимости от расстояния до центра Земли, будет под­тверждена теория, согласно которой причина веса — притяжение земной массы".


    Гносеологическая концепция Д. Локка.

    Дополнительные вопросы для обсуждения:

    1. В чем специфика локковской трактовки понятия “идея”?

    2. Какие аргументы могут быть приведены против теории врожденности знания?

    3. Каковы источники идей, содержащихся в человеческом сознании?

    4. В чем состоит различие первичных и вторичных качеств предметов и на основании чего их можно разграничить?

    5. Как возникают абстрактные понятия?


    а) принцип опыта и критика врожденных идей.

    Компонентами, из синтеза которых берет свое начало новый эмпиризм Локка,являются английская эмпирическая традиция и Декартова "идея". Прежде чем перейти к сути проблемы, уместно будет сделать несколько замечаний по поводу термина, имеющего славную исто­рию. Сегодня мы обычно используем слово "идея" в значении, которое ему придали Декарт и Локк, и впадаем в заблуждение, полагая, что это самое очевидное и единственное значение... "Идея" представляет собой транслитерацию греческого слова, означающего "форма" (си­ноним слова "eidos") и, в частности (начиная с Платона), — онто­логическая форма, а, следовательно, "субстанциальная сущность" и "бытие", но не "мысль"... Выбор Декартом слова "идея" для обозначе­ния просто содержания мышления человека указывает на полное забвение античной метафизической проблематики в рамках совершенно новой ментальности, чему в немалой степени содействовал Локк.

    Однако в тот момент, когда была сделана попытка установить, "каким образом идеи обнаружимы в духе", согласию с Декартом пришел конец. Декарт упорно стоял на позиции "врожденных идей". Локк, наоборот, отрицает любую форму врожденности и стремится самым педантичным образом доказать, что идеи приходят всегда и только лишь из опыта.

    Вследствие этого концепция Локка имеет следующие положения: 1) не существует ни врожденных идей, ни принципов; 2) ни один человеческий разум, каким бы сильным и мощным он ни был, не способен сформировать или изобрести идеи, равно как не может уничтожить уже существующие идеи; 3) по этой причине источни­ком и одновременно пределом разума является опыт.

    Локк напоминает, что отправной точкой для сторонников кон­цепций о врожденных идеях и врожденных принципах (теоретичес­ких или практических) служит так называемое "всеобщее согласие".

    Основные аргументы, на которые ссылается Локк, чтобы опро­вергнуть этот довод, следующие:

    а) "всеобщее согласие" людей по определенным идеям и прин­ципам (допустим на мгновение, что оно есть) можно объяснить и без помощи гипотезы о "врожденности", просто показать, что существует другой способ добиться этого;

    б) но в действительности мнимого "всеобщего согласия" не существует. Это очевидно из того факта, что маленькие дети и Умственно отсталые взрослые вовсе не осведомлены ни о принципе тождества и непротиворечивости, ни об основных нравственных Принципах;

    в) чтобы уклониться от такого возражения, абсурдно утверждать что маленькие дети или умственно отсталые обладают этими прин­ципами "врожденно", но о них не ведают; в самом деле, говорить, что существуют запечатленные в душе истины, которые не сознаются обладателями, — абсурдно, поскольку присутствие в душе какого-либо содержания и осознание самого присутствия совпадают. Локк по этому поводу пишет: "Говорить, что какое-либо понятие запечат­лено в сознании, в душе, и одновременно заявлять, что душа о нем не знает и до сих пор никогда об этом не догадывалась, означает превратить его в ничто. Ни об одном суждении нельзя сказать, что оно находится в душе, в то время как душа никогда не знала ни только его содержания, но даже не подозревала о его существова­нии";

    г) утверждение о врожденных моральных принципах опровергается тем фактом, что некоторые народы ведут себя прямо противополож­но подобным принципам, т. е. совершая злодейские с нашей точки зрения поступки и не чувствуя при этом никаких угрызений совести. Это значит, что они считают свое поведение отнюдь не мерзким и вполне дозволенным. Комментируя это положение, Локк не скупит­ся на красочные описания. "И если мы поглядим вокруг, чтобы увидеть, как ведут себя люди, то обнаружим, что в одном месте они терзаются угрызениями совести из-за того, что сделали или же забыли сделать, в то время как в другом месте это же считается достойным поступком";

    д) даже о самой идее о Боге нельзя сказать, что она есть у всех, потому что существуют народы, "у которых нет даже имени для обозначения Бога, как нет ни религии, ни культа".

    Можно предположить, однако, что разум хоть и не содержит врожден­ных идей, но мог бы "создать" идеи или, если угодно, мог бы их "изобретать". Однако такое предположение Локком категорически исключается. Наш разум может разными способами комбинировать получаемые идеи, но никоим образом не может сам производить даже простые идеи, но если они есть, он не может их разрушить или аннулировать, как уже сказано. Локк объясняет это положение: "...даже самый восторженный ум или самый разносторонний интел­лект не обладают способностью изобретать или формировать в душе какие бы то ни было, даже самые простые, новые идеи: в этом им не поможет и самое живое и пылкое воображение. Равным образом сила разума не может разрушить идеи, если они имеются. Власть человека над маленьким миром собственного разума почти одина­кова с той, которую он имеет в большом мире видимых вещей, где его сил и возможностей, даже при наличии ловкости и мастерства, хватает только на то, чтобы соединять или разъединять материалы, имеющиеся в его распоряжении, но он ничего не может предпринять, чтобы изготовить хотя бы мельчайшую частицу новой материи иди разрушить атом уже существующей материи. Каждый, кто захочет приступить к формированию в своем разуме простых идей, не полученных посредством ощущений от внешних предметов или путем рефлексии о внутренней деятельности своей души, столкнется в себе с такой же неспособностью. Мне бы хотелось, чтобы кто-ни­будь попытался представить вкус, которого никогда прежде не ощущало его нёбо, либо вообразить запах, которого раньше никогда не чувствовал; если ему это удастся, я готов придти к выводу, что слепой может иметь представление о цвете, а глухой — ясное поня­тие о звуках".

    3. Значит, разум получает материал познания исключительно из опыта. Душа думает только после получения такого материала: "Следовательно, я не вижу повода считать, что душа начнет думать до того, как органы чувств принесут ей идеи; и по мере того, как возрастает их количество, они удерживаются в памяти, душа, путем упражнения во всех своих частях, улучшает свою способность ду­мать. Затем, приводя в порядок эти идеи и рефлексируя, душа наращивает свое достояние, а вместе с ним совершенствует свои способности запоминать, воображать, рассуждать и использовать другие способы мышления".

    Вот еще одна цитата из "Опыта", ставшая одной из самых знаменитых, в которой Локк использует старинное представление о душе как "tabula rasa" ("чистой доске"); только опыт записывает на ней какое-нибудь содержание: "Давайте предположим, что душа представляет собой, так сказать, белый лист, без единой буквы, без всяких идей. Каким образом появится на ней что-нибудь? Откуда происходит это разностороннее содержимое, которое с почти беско­нечной изобретательностью начертала трудолюбивая и неограничен­ная фантазия человека? Откуда добывается весь материал разума и познания? Отвечу одним словом: из ОПЫТА. Именно на нем основано все наше познание и из него же оно берет начало."

    Таковы устои эмпиризма Локка. На них он полностью строит здание своей теории.
    б) учение Локка об идеях и его общая основа.

    Вышеупомянутый опыт бывает двух типов. Мы а) чувствуем внешние материальные предметы или же б) чувствуем внутреннюю Деятельность нашей души и движения наших мыслей. Из этого двойного источника опыта берут начало два разных типа простых Идей. Из первого происходят ощущения, полученные как от одного органа чувств (например, идеи цвета, звука, вкуса), так и от несколь­ких чувств (например, идеи протяженности, фигуры, движения исостояния покоя). Из второго происходят простые рефлексивные идеи (например, идея мышления и хотения либо простые идеи, появляющиеся от рефлексии, соединенной с восприятием, как идеи удовольствия, боли, силы и т. п.).

    Идеи находятся в уме человека, однако вовне существует нечто, имеющее способность производить идеи в разуме. Такую способность вещей вырабатывать в нас идеи Локк называет не слишком удачным словом (которое почерпнул в современной ему физики) "качество": "Я называю идеей то, что душа воспринимает в самой себе или то, что является непосредственным объектом восприятия, мышления или интеллекта; способность вырабатывать идеи в нашей душе я, напротив, называю качеством субъекта, у которого имеется эта способность. Так, например, снежный шарик имеет способность выработать у нас идеи белого цвета, холода и округлости; я называю их качествами, тогда как ощущения или восприятия я называю идеями".

    Такое различение Локк вводит для понимания теперь уже обыч­ной теории первичных и вторичных качеств. Первые представляют собой "первичные и реальные качества тел, которые всегда находятся в них (т. с. плотность, протяженность, форма, количество, движение или состояние покоя...)". Другие, вторичные, "представляют собой ком­бинации первичных качеств", такие, например, как вкус, цвет, запал и т. п. Первичные качества являются объективными в том смысле. что соответствующие им идеи, вызываемые в нас, — суть точные копии, образы предметов, существующих вне нас. В противополож­ность им вторичные качества — цвет, запах, вкус — носят субъектив­ный характер (по меньшей мере частично), в том смысле, что не отражают объективных свойств самих вещей, хотя и вызываются ими к существованию: "... существуют качества, которые в действитель­ности являются только способностью предметов вызывать у нас различные ощущения посредством своих первичных качеств, т. е. объема, формы и строения вместе с движением их незаметны” частиц — цвета, звука, вкуса и т. п." (Первичные качества представ­ляют собой свойства самих тел, а вторичные возникают из встречи объекта с субъектом, хотя корни их происхождения находятся â объекте.)

    Еще Демокрит предвосхитил эту теорию своей знаменитой сен­тенцией: "Мнимы боль, горький вкус, жара, холод, цвет; истинны лишь атомы и пустота". Галилей и Декарт снова выдвинули эту доктрину, íîуже на новой основе. Локк, вероятно, почерпнул ее у Бойля.

    Следует прочитать отрывок из Локка, малоизвестный, но очень важный, в котором философ предпринимает меры для того, чтобы гарантировать законность также и вторичных качеств: "Можно представить себе, что идеи вторичных качеств вызываются в нас тем самым способом, как и идеи первичных качеств, т. е. воздействием незаметных частиц на наши чувства. Ведь ясно, что есть тела, и довольно много, которые так малы, что мы не можем ни одним своим чувством обнаружить их объем, форму или движение (таковы, очевидно, частицы воздуха, воды и другие гораздо меньшие частицы, которые, быть может, настолько же меньше частиц воздуха или воды, насколько последние меньше горошин или градин). Предположим теперь, что различные движения и формы, объемы и числа таких частиц, действуя на разные органы наших чувств, вызывают в нас различные ощущения, которые мы имеем от цветов и запахов тел, что, например, фиалка толчком таких незаметных частиц материи особой формы и объема, различной степенью и видоизменениями их движений вызывает в нашем уме идеи голубого цвета и приятного запаха этого цветка. Представлять себе, что Бог соединил такие идеи с непохожими на них движениями, возможно, так же, как и то, что Он соединил идею боли с движением режущего наше тело куска стали, совершенно непохожим на эту идею".

    Получая простые идеи, наша душа пассивна; но уже получив такие идеи, "она имеет возможность совершать с ними различные действия, в частности, может комбинировать идеи друг с другом и таким образом формировать сложные идеи, кроме того, она способна отделять некоторые идеи от остальных, с которыми они связаны (следовательно, абстрагировать), и формировать общие идеи.

    Займемся сначала "сложными идеями", которые Локк разделяет на три большие группы: а) модусы; б) субстанции; в) отношения.

    Идеи модусов представляют собой такие сложные идеи, которые в любом случае оказываются составными: в них нет предположения о самостоятельном существовании отдельных элементов, которые рассматриваются в зависимости друг от друга как аффекты субстан­ций (например, благодарность, убийство и т. п.).

    Идея субстанции берет начало из констатируемого нами факта, что некоторые простые идеи всегда соединены друг с другом и, вследствие этого, мы привыкаем к предположению о существовании некоего "субстрата", в котором существуют и из которого образуют­ся эти идеи, хотя и не знаем, что это такое.

    Идеи отношении возникают из сопоставления идей и последую­щего их мысленного сравнения. Каждая идея может быть соотнесена с Другими бесконечным количеством способов (например, мужчина по отношению к другим людям может быть отцом, братом, сыном, дедом, внуком, свекром или тестем и т. п.). Аналогичные соображе­ния можно повторить для всех идей. Но существуют идеи отношений особой важности, например, идея причины и следствия, или идея тождества, или же идеи этических отношений.

    ...Во всяком случае, необходимо подчеркнуть как основной тот момент, что сложные идеи представляют собой построения нашего интеллекта, созданные из комбинации простых идей (которые, следовательно, представляют только самих себя, в том смысле, что они являются образцами самих себя и не имеют соответствующих им объектов вне себя). Локк ясно пишет, что это касается всех идей, "за исключением идей субстанций". Одним словом, несмотря на свои критические выступления, Локк не доходит до отрицания существования субстанций вне разума, хотя этот пункт чувствитель­но расшатывает его доктрину. (Вспомним, что принципу причин­ности Локк также предоставляет подобную привилегию: он настоль­ко истинен, что пользуется им для доказательства существования Бога.) Позиции последующих английских эмпириков, особенно Юма, будут намного более радикальными.

    ...Абстракцию [Локк рассматривает] в качестве процесса исключения некоторых частей сложных идей. Например, есть сложная идея Петра и Якова: из этого комплекса идей я опускаю простые идеи, не являющиеся общими для обоих индивидуумов (толстый, белокурый, высокий, старый и т. п.) и оставляю комплекс идей, общих для обоих индивидов, который помечаю названием мужчина, и использую его для того, чтобы представить себе так же и других мужчин.

    Следовательно, для Локка абстракция является расчленением дру­гих, более сложных идей. Применением этого способа Локк возоб­новляет номинализм английской традиции и вливает в него новые силы (свежий пример этого продемонстрировал Гоббс). Поэтому понятны выводы, к которым философ приходит в "Опыте "'. "... ясно, что общее и всеобщее не входят в состав реального существования вещей, но являются изобретениями и созданиями разума, вырабо­танными им для собственного пользования; они касаются только обозначений, будь то слова либо идеи"... "Всеобщность не принадлежит самим вещам, которые по своему бытию все единичны, включая слова и идеи, являющиеся общими лишь по своему смыслу. Поэтому, когда мы отстраняемся от единичного, то, что остается от общего, — это создание нашего разума; природа его "общности" — только способность разума обозначать или представлять многие вещи.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта