Главная страница
Навигация по странице:

  • Н.А. Бердяев

  • тесты к практическому занятию по философии. ФИЛОСЕМ. Философия как строгая наука


    Скачать 0.73 Mb.
    НазваниеФилософия как строгая наука
    Анкортесты к практическому занятию по философии
    Дата27.12.2020
    Размер0.73 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФИЛОСЕМ.doc
    ТипДокументы
    #164808
    страница1 из 13
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    Тексты к практическому занятию
    Э. ГуссерльФилософия как строгая наука”.
    Дополнительные вопросы для обсуждения:

    1. Что такое мировоззренческая философия, как она соотносится с понятием мудрость?

    2. Как влияет становление естественных наук на понимание задач философии?

    3. Почему научный подход к познанию характеризуется Гуссерлем через понятие “безличность”?

    4. Почему философия не должна убеждать в своих истинах?

    5. В чем состоит ключевое отличие научного и философского познания?


    Мы перейдем теперь к уяснению смысла и права миросозерцатель­ной философии, чтобы противопоставить ее впоследствии философии как точной науке. Миросозерцательная философия нового времени, как уже было отмечено, является детищем исторического скептицизма. Обычно этот последний останавливается в своем скепсисе перед поло­жительными науками, которым он, будучи непоследователен, как и вся­кий скептицизм вообще, приписывает действительную ценностную зна­чимость. Философия миросозерцания предполагает, согласно этому, все отдельные науки как хранилища объективной истины; и поскольку она видит свою цель в том, чтобы по мере возможности удовлетворить нашу потребность в завершающем и объединяющем, всеохватывающем и все-постигающем познании, она рассматривает все отдельные науки как свой фундамент. Она именует себя в этом отношении иногда даже на­учной философией, а именно философией, строящей свои здания на ос­нове прочных наук. Впрочем, ввиду того, что будучи правильно понята, научность дисциплины заключает в себе не только научность оснований, но также и научность указывающих цель проблем, научных методов и, особенно, некоторую логическую гармонию между лейтпроблемами, с одной стороны, и как раз этими основами и методами - с другой, обоз­начение "научная философия" говорит еще мало. И, на самом деле, оно принимается вообще не вполне серьезно. Большинство философов ми­росозерцания хорошо чувствует, что в их философии с претензией на научное значение дело обстоит не совсем-то ладно, и многие из них от­крыто и честно признают, по крайней мере, менее высокую степень на­учности за своими результатами. Тем не менее они ценят очень высоко значение такого рода философии, которая хочет быть больше миросо­зерцанием, чем миронаукой; ценят его тем выше, чем скептичнее они вы­ступают под влиянием историцизма против всякого тяготения к строгой философской науке. Их мотивы, одновременно подробнее опреде­ляющие и смысл философии миросозерцания, приблизительно следую­щие. Каждая великая философия есть не только исторический факт – она обладает также в развитии духовной жизни человечества великой, даже единственной в своем роде, телеологической функцией высшего усиления жизненного опыта, образования и мудрости своего времени. Остановимся на минуту на этих понятиях.

    Опыт как личный habitus есть осадок совершенных течение жизни актов естественного опытного к ней отношения. Он обусловлен по существу своему тем, в какой форме личность как вот эта особенная индивидуальность допускает мотивацию своих действий актами своего собственного испытания, а равным образом, и тем, в какой форме допускает она воздействие на себя со стороны чужих унаследованных опытов, обнаруживающихся в признании или отклонении их ею... Старомодным словом мудрость обозначаются особенно высокие ценностные формы этого habitus’а, а по большей части также излюбленным нынче термином: миро- и жизнепониманием или миросозерцание. Мы должны рассматривать мудрость или миросозерцание как привычную искусность в сфере всех возможных направлений человеческого отношения к совершающемуся, отношения познающего, оценивающего и волящего. Ибо, что очевидно, рука об руку с этой искусностью идет вполне развитая способность разумно судить о предметностях такого отношения, об окружающем мире, ценностях, благах, деяниях и т.д. ... Мудрость и миросозерцание в этом определенном отношении не являются простым деянием отдельной личности; они принадлежат культурному обществу и времени; и по отношению к их наиболее выраженным формам имеет полный смысл говорить не только об образовании и миросозерцании какого-либо отдельного ин­дивидуума, но об образованности и миросозерцании времени. И это осо­бенно приложимо к тем формам, которые мы сейчас имеем в виду.

    Умственное усвоение внутренне богатой, но для себя самой еще тем­ной и непостигнутой мудрости, живущей в душе великой философской личности, открывает возможность логической обработки, а на более вы­сокой культурной ступени - применение логической методики, вырабо­тавшейся в точных науках... И когда живые, и потому наделенные громадной силой убеждения, образова­тельные мотивы времени получают не только отвлеченную формулиров­ку, но и логическое развитие и всякую иную умственную обработку, а полученные результаты приводятся, благодаря взаимодействию с новы­ми взглядами и постижениями, к научному всеобъединению и последо­вательному завершению, то первоначально непостигнутая мудрость ис­пытывает чрезвычайное распространение и усиление. Тогда вырастает философия миросозерцания, которая дает в своих великих системах от­носительно наиболее совершенный ответ на загадку жизни и мира и воз­можно наилучшим способом разрешает и уясняет теоретические, аксиологические и практические несогласованности жизни, которые могут быть превзойдены опытом, мудростью и простым жизне- и миропони­манием лишь несовершенным образом. Духовная же жизнь человечества идет все далее и далее вместе с обилием своих все новых и новых обра­зований, своих новых духовных битв, новых опытов, новых оценок и стремлений; с расширением жизненного горизонта, в который вступают все новые духовные образования, изменяется философия, поднимаясь все выше и выше.

    Поскольку ценность миросозерцательной философии, а стало быть и стремления к такой философии, обуславливается прежде всего цен­ностью мудрости и стремлением к ней, постольку отдельное рассмотре­ние цели, ею себе полагаемой, вряд ли необходимо. При нашем употреб­лении понятия мудрости она являет собой существенный момент идеала той совершенной искусности, которая достижима при наличности той или другой формы жизни человечества, другими словами, момент отно­сительно совершенного конкретного выявления идеи гуманности.Стало быть, ясно, как каждый должен стремиться быть возможно более и все­сторонне искусной личностью, умелым по всем основным направлениям жизни, которые, в свою очередь, соответствуют основным формам воз­можных точек зрения, - значит, в каждом из этих направлений возможно больше "испытывать", быть возможно более "мудрым", а потому и воз­можно более "любить мудрость". Согласно идее, всякий стремящийся является неизбежно "философом" в самом первоначальном смысле это­го слова.
    После всего того, что мы сказали в пользу миросозерцательной фи­лософии, может показаться, будто ничто не в состоянии удержать нас от безусловного признания ее.

    Но нельзя ли, несмотря на все это, все же утверждать, что по от­ношению к идее философии должны быть приняты во внимание другие, а с некоторых точек зрения и более высокие ценности, именно ценности философской науки? При этом нужно подумать вот над чем. Наше раз­мышление отправляется от высот научной культуры нашего времени, ко­торое является временем строгих наук, ставших объективно могучей си­лой. Для современного сознания идеи образования или миросозерцания и науки - будучи поняты как идеи практические - строго разграничились; и они будут разграничены отныне и во все времена. Мы можем об этом печалиться, но мы должны признать это за действительный факт, неиз­бежно определяющий собой соответственным образом наши практиче­ские точки зрения. Исторические философии, несомненно, были фило­софиями миросозерцания, поскольку над их творцами господствовало влечение к мудрости; но они были совершенно в таких же размерах фи­лософиями научными, поскольку в них жила вместе с тем и цель строгой научности. Эти два момента или не были вовсе разграничены, или были разграничены слабо. В практическом стремлении они сливались воеди­но; и они лежали в достижимых далях, как бы высоко над конечностью ни ощущались они стремящимися умами. Такое положение изменилось совершенно с установлением сверхвременной universitas точных наук. Поколения за поколениями работают с одушевлением над громадным зданием науки и присоединяют к нему свои скромные произведения, яс­но сознавая при этом, что здание это бесконечно и никогда и нигде не найдет своего завершения. Миросозерцание хоть и представляет собой "идею", но является идеей цели, лежащей в конечном и долженствующей по самому своему принципу быть постепенно осуществленной в отдель­ной жизни; подобно нравственности, которая потеряла бы свой смысл, если бы была идеей чего-либо принципиально бесконечного. "Идея" миросозерцания, как это ясно следует из данного нами выше анализа ее понятия, меняется вместе со временем. Наоборот, "идея" науки сверх­временна, а это значит в данном случае: не ограничена никаким отно­шением к духу времени. С этими различиями в тесной связи находятся существенные различия в практических целенаправлениях. Наши жиз­ненные цели вообще двоякого рода: одни - для времени, другие - для веч­ности; одни служат нашему собственному совершенствованию и совершенствованию наших современников, другие - также и совершенствова­нию наших потомков до самых отдаленных будущих поколений. Наука есть название абсолютных и вневременных ценностей. Каждая из них, будучи раз открыта, с этого момента принадлежит к ценностной сокро­вищнице всего остального человечества. Каждый научный прогресс есть общее достояние человечества вообще и, понятно, тотчас же определяет собой материальное содержание идеи образования, мудрости, миросо­зерцания, а, стало быть, и миросозерцательной философии.

    Таким образом, миросозерцательная философия и научная фило­софия разграничиваются, как две идеи, в известном смысле связанные, но в то же время не допускающие смешения. При этом нужно помнить, что первая не является несовершенным осуществлением последней во времени. Ибо, если только правильны наши взгляды, до сих пор вообще еще отсутствует какое-либо осуществление второй идеи, т.е. какая-либо действительно действующая уже как строгая наука философия, какая-либо, хотя бы и несовершенная, "ученая система", объективно выявив­шаяся в единстве научного духа нашего времени...

    Если мы взглянем на обе разграниченные идеи как на содержание жизненных целей, то рядом с миросозерцательным стремлением воз­никнет возможность иного научно-философского стремления, которое, ясно сознавая, что наука не может никогда быть завершенным творени­ем отдельного человека, будет прилагать все свои усилия к тому, чтобы помочь научной философии в общей работе с единомыслящими объя­виться и постепенно развивать свои силы. Важной проблемой современ­ности рядом с ясным разграничением является и относительная оценка этих целей, а вместе и их практической соединимости.

    Нужно с самого же начала согласиться, что общезначимое практи­ческое решение в пользу той или другой формы философствования не может быть дано с точки зрения философствующих индивидуумов. Од­ни являются преимущественно теоретиками, от природы склонными и призванными к строго научному исследованию, раз только привлекаю­щая их область делает возможным такое исследование. При этом мыс­лимо, что интерес, и даже страстный интерес, к этой области будет расти из потребностей духа, именно из потребности миросозерцания. Наобо­рот , у эстетических и практических натур (у художников, теологов, юри­стов и т.д.) дело обстоит совсем иначе. Они видят свое призвание в осу­ществлении эстетических и практических идеалов, т. е. идеалов внетеоретической сферы. Мы причисляем сюда равным образом и теологов, юристов и в широком смысле технических исследователей и писателей, поскольку они способствуют своими произведениями не только чистой теории, но, первым делом, стремятся оказать влияние на практику. Ко­нечно, в самой жизненной действительности это различие пролагается не так отчетливо; и в такое время, когда практические мотивы властно выступают вперед, теоретическая натура может сильнее поддаться вли­янию их, чем то позволяет ее теоретическое призвание. В этом особенно заключается великая опасность, грозящая философии нашего времени...

    Оглянемся на другие науки. Всякая пер­вородная математическая или естественнонаучная "мудрость" и учение о мудрости теряют свое право на существование постольку, поскольку соответствующее им теоретическое учение получает объективно значи­мое обоснование. Наука сказала свое слово; с этого момента мудрость обязана учиться у нее. Естественнонаучное стремление к мудрости до существования строгой науки не было неправомерно, и задним числом оно не может быть дискредитировано для своего времени. В потоке жиз­ни, в практической потребности оценки человек не мог ждать, пока через тысячелетия установится наука, если даже предполагать, что он уже знал вообще идею строгой науки.

    С другой стороны, каждая, даже точнейшая наука, представляет лишь ограниченно развитую систему учений, обрамленную бесконечным горизонтом неосуществленной еще в действительности науки. Что же должно быть истинной целью для этого горизонта: проложение строго­го учения или "созерцание", "мудрость"? Теоретический человек, есте­ствоиспытатель по призванию, не будет колебаться с ответом. В тех пун­ктах, где наука говорит свое слово, - если бы даже это случилось через столетия, - он будет пренебрежителен к туманным "воззрениям". Ему по­казалось бы научным грехопадением предлагать свободное построение "воззрений" на природу. И, несомненно, в этом он отстаивает право бу­дущего человечества. Строгие науки обязаны своим значением и обиль­ной энергичностью своего постепенного развития главным образом именно радикализму такого сознания. Разумеется, каждый точный ис­следователь слагает себе воззрения; он взглядывает созерцательно, предчувственно и предположительно за пределы положительно обосно­ванного, но только с методическими намерениями, чтобы установить но­вые моменты строгого учения...

    [В философии] не положено еще даже начал научного учения; истори­ческая философия, замещающая собой это последнее, является, самое большее, научным полуфабрикатом или неясным и недифференциро­ванным смешением миросозерцания и теоретического познания. С дру­гой стороны, мы и тут, к сожалению, не в силах ждать, философская нужда, как нужда в миросозерцании, подгоняет нас. И она становится все больше и больше, чем далее распространяются границы положитель­ных наук. Неимоверное изобилие научно "объясненных" фактов, кото­рыми последние нас награждают, не может помочь нам, так как эти фак­ты принципиально создают, вместе с науками в их целом, новое изме­рение загадок, разрешение которых является для нас жизненным воп­росом. Естественные науки не разгадали для нас ни в одном отдельном пункте загадочность актуальной действительности, той действительно­сти, в которой мы живем, действуем и существуем. Общая вера в то, что это - их дело, и что они только еще недостаточно развились, взгляд, что они принципиально в силах это сделать, признаны более прозорливыми людьми за суеверие. Необходимое разграничение естествознания и фи­лософии как науки, принципиально совсем иначе построенной, хоть и вступающей в существенное отношение с естествознанием в некоторых областях, находится на пути к своему осуществлению и уяснению...

    Сколь бы мало ни хотели мы лишиться того духовного возвышения, которое дают нам старые и новые философии, - необходимо, с другой стороны, наста­ивать на том, что мы должны помнить о той ответственности, которую несем мы на себе по отношению к человечеству. Ради времени мы не дол­жны жертвовать вечностью; чтобы смягчить нашу нужду, мы не должны передавать нашему потомству нужду в нужде как совершенно неизбеж­ное зло. Нужда [теоретической точности] растет тут из науки. Но ведь только наука в силах окон­чательно преодолеть нужду, происходящую из науки... Существует только одно це­лительное средство: научная критика плюс радикальная от самых низов начинающаяся наука, основывающаяся на твердом фундаменте и рабо­тающая согласно самому точному методу: философская наука, за кото­рую мы здесь ратуем. Миросозерцания могут спориться; только наука может решать, и ее решение несет на себе печать вечности.

    Итак, куда бы ни направлялась философия в своих изменениях, вне всякого сомнения остается, что она не имеет права поступаться стрем­лением к строгой научности, что, наоборот, она должна противопоста­вить себя практическому стремлению к миросозерцанию как теоретиче­ская наука и с полным сознанием отграничиться от него. Ибо тут дол­жны быть отвергнуты и все попытки примирения. Возможно, что защит­ники новой миросозерцательной философии возразят, что следование ей вовсе не должно означать собой отказа от идеи строгой научности. Истый миросозерцательный философ-де научен не только в обоснова­нии, т.е. не только принимает за устойчивый строительный материал все данности строгих отдельных наук, но он пользуется также и научным методом и охотно испробует всякую возможность строго научного раз­вития философских проблем. Только в противоположность метафизи­ческой робости и скепсису предшествующей эпохи он пойдет смело по следам самых высоких метафизических проблем, чтобы достичь цели миросозерцания, удовлетворяющего гармонически, согласно требова­ниям времени, ум и душу.

    Поскольку этим полагается примирительный путь с тем, чтобы сте­реть линию, разделяющую миросозерцательную философию и научную философию, мы должны предостеречь против него... Идеальной целью [первой] остается чистое миросозерцание, которое по самому существу своему не есть наука. И она не должна вводить себя в заблуждение тем фанатизмом научности, который в наше время слиш­ком распространен и отвергает все, что не допускает "научно точного" изложения, как "ненаучное". Наука является одной среди других одина­ково правоспособных ценностей. Мы выяснили себе выше, что ценность миросозерцания в особенности твердо стоит на своем собственном ос­новании, что миросозерцание нужно рассматривать как habitus и созда­ние отдельной личности, науку же - как создание коллективного труда исследующих поколений. И подобно тому, как и миросозерцание и наука имеют свои различные источники ценности, так имеют они и свои раз­личные функции и свои различные способы действия и поучения. Ми­росозерцательная философия учит так, как учит мудрость: личность об­ращается тут к личности. Только тот должен обращаться с поучением в стиле такой философии к широким кругам общественности, кто при­зван к тому своей исключительной своеобразностью и мудростью или является служителем высоких практических - религиозных, этических, юридических и т. п.- интересов. Наука же безлична. Ее работник нуж­дается не в мудрости, а в теоретической одаренности. Его вклад обога­щает сокровищницу вечных значимостей, которая должна служить бла­гополучию человечества. И как мы выше видели, это имеет исключитель­ное значение по отношению к философской науке.

    Только тогда, когда в сознании какого-либо времени осуществится всецелое разграничение этих двух философий, только тогда можно бу­дет мечтать о том, что философия примет форму и язык истинной науки и признает за несовершенность то, что было в ней столько раз превоз­носимо до небес и служило даже предметом подражания, а именно: глу­бокомыслие. Глубокомыслие есть знак хаоса, который подлинная наука стремится превратить в космос, в простой, безусловно ясный порядок. Подлинная наука не знает глубокомыслия в пределах своего действи­тельного учения. Каждая часть готовой науки есть некоторая целостная связь умственных поступков, из которых каждый непосредственно ясен и совсем не глубокомыслен. Глубокомыслие есть дело мудрости; отвле­ченная понятность и ясность есть дело строгой теории. Превращение ча­яний глубокомыслия в ясные рациональные образования - вот в чем за­ключается существенный процесс новообразования строгих наук. И точ­ные науки имели свой длительный период глубокомыслия; и подобно то­му, как они в период Ренессанса в борьбе поднялись от глубокомыслия к научной ясности, так и философия - я дерзаю надеяться - поднимется до этой последней в той борьбе, которая переживается нынче. А для это­го нужна лишь подлинная определенность цели и великая воля, сознательно направленная на цель и пользующая все предоставленные ей на­учные теории...

    Толчок к исследованию должен исходить не от философии, а от вещей и проблем, философия же по своей сущности есть наука об истинных началах, об истоках. Наука о радикальном должна быть радикальна, во всех отношениях радикальна, также и в своих поступках.И прежде всего она не должна успокаиваться, пока не достигнет своих абсолютно ясных начал, т. е. своих абсолютно ясных проблем, в самом смысле этих про­блем предначертанных методов и самого низшего слоя ясно данных ве­щей. Не следует только никогда предаваться радикальной беспредрассудочности и с самого же начала отожествлять такие "вещи" с эмпири­ческими "фактами", т. е. делать себя слепым перед идеями, которые все же абсолютно даны в широком объеме в непосредственном созерцании... Ввиду того, что в наиболее вли­ятельных науках нового времени, а именно в математически-физикальных, большая часть работы совершается согласно непрямым методам, мы слишком склонны переоценивать непрямые методы и недооценивать значение прямых постижений. Но по самому существу своему, посколь­ку она направляется на последние начала, философия в своей научной работе принуждена двигаться в атмосфере прямой интуиции, и величай­шим шагом, который должно сделать наше время, является признание того, что при философской в истинном смысле слова интуиции, при фе­номенологическом постижении сущности открывается бесконечное по­ле работы и такая наука, которая в состоянии получить массу точнейших и обладающих для всякой дальнейшей философии решительным значе­нием познаний без всяких косвенно символизирующих и математизиру­ющих методов, без аппарата умозаключений и доказательств.
    Н.А. Бердяев “Смысл творчества”.

    Дополнительные вопросы для обсуждения:

    1. В чем выражается стремление философии получить статус научной дисциплины?

    2. Почему стремление это означает потерю ее специфического места в культуре?

    3. Почему наука характеризуется как приспособление к миру и рабство духа?

    4. Почему философия ближе науки к свободе?

    5. В чем родство философии и искусства?

    Мечта новой философии — стать научной или наукообразной. Никто из официальных философов не сомневается серьезно в верности и законности этого стремления во что бы то ни стало превратить фило­софию в научную дисциплину. На этом сходятся позити­висты и метафизики, материалисты и критицисты. Кант и Гегель, Конт и Спенсер, Коген и Риккерт, Вундт и Авена­риус — все хотят, чтобы философия была наукой или наукообразной. Философия вечно завидует науке. Наука — предмет вечного вожделения философов. Философы не сме­ют быть самими собою, они хотят во всем походить на ученых, во всем подражать ученым. Философы верят в науку больше, чем в философию, сомневаются в себе и в своем деле и сомнения эти возводят в принцип, философы верят в познание лишь потому, что существует факт науки: по аналогии с наукой готовы верить они и в философское познание. Это можно сказать не только про позитивистов и критицистов, это вполне применимо и к большой части метафизиков Нового времени. И метафизика хочет стать наукой, походить во всем на науку, хотя это мало ей удается. Окончательное освобождение философии от всякой зависимости современные философы понимают как оконча­тельное превращение философии в особую науку. Совре­менное сознание одержимо идеей “научной” философии, оно загипнотизировано навязчивой идеей “научности”. Но нет в этом ничего существенно нового: это лишь модерни­зированное выражение старой схоластической идеи. И ме­тафизическая философия по-своему хотела быть научной и для своего времени казалась и условно была научной. Декарт и Лейбниц — не менее научные философы, чем Коген и Гуссерль. Когда наивный апологет научности Геккель пожелал создать научный монизм, то взял себе об­разцом старого метафизика Спинозу. Геометрический метод Спинозы был таким же стремлением к научности в фило­софии, как и трансцендентальный метод Канта. И схола­стическая средневековая философия вся была проникнута упорным и всеохватывающим стремлением сделать фор­мальной наукообразной дисциплиной не только философию, но и теологию. Само научное сознание средневековья очень отличалось от современного, но схоластика приспособлялась к научности своего времени. Недаром властителем дум был Аристотель, самый наукообразный философ древности. Фо­ма Аквинский — в такой же мере “научный” философ, как и Коген, но каждый научен для своего времени, по крите­риям “научности” своего времени. Научная философия Когена есть прямое наследие схоластической философии. Неокантианство есть неосхоластика, но доведшая проблему познания до трагической остроты. Для Фомы Аквинского метафизика была строгой наукой о сущем и принципах сущего. Это была наука чисто рациональная, конструкция ее была строго логическая. Фома Аквинский не знал кри­тических сомнений новой философии, его наука была дог­матическая. Наука Фомы Аквинского властвовала и над теологией и над всей жизнью. Философия была прислуж­ницей теологии — это можно понимать и так, что философия делала теологию научной, наукообразной. После всех кри­тических сомнений новой философии у Когена гносеология превращается в новый род метафизики, наука о категориях перерождается в науку о сущем и его принципах, как это было уже у Гегеля . Эта научная философия так же пре­тендует господствовать над жизнью, как претендовала фи­лософия схоластическая. Схоластический принцип и есть принцип господства школьности, научности, наукообразной рациональности над философией и над всей культурой своего времени. Содержание наукообразной рациональности меня­ется, но принцип остается все тот же. Аристотель, Фома Аквинский, Декарт, Спиноза, Кант, Гегель, Спенсер, Аве­нариус, Коген, Гуссерль — все эти столь разнообразные философы превращают философию в наукообразную схо­ластику. Всегда схоластично желание философии быть уни­версальной наукой своего времени. Философское сознание вечно замутнено и закутано ложным, призрачным стрем­лением к научности, к идеалам и критериям области, чуждой философии, — этим вековым рабством философии у чужого господина.

    Философия ни в каком смысле не есть наука и ни в каком смысле не должна быть научной. Почти не понятно, почему философия возжелала походить на науку, стать научной. Не должны быть научны искусство, мораль, религия. Почему фи­лософия должна быть научна? Казалось бы, так ясно, что <...> философия должна быть философской, исключительно фило­софской, а не научной, подобно тому как мораль должна быть моральной, религия — религиозной, искусство — художест­венным. Философия — первороднее, исконнее науки, она бли­же к Софии; она была уже, когда науки еще не было, она из себя выделила науку. А кончилось ожиданием, что наука вы­делит из себя философию. Та дифференциация, которая вы­делила науку из философии, должна радовать философию как освобождение ее самобытной сферы. Но дифференциация эта попутно вела к порабощению философии. Если признать фи­лософию специальной наукой в ряду других наук (напр., на­укой о принципах познания или о принципах сущего), то этим окончательно упраздняется философия как самобытная сфера духовной жизни. Нельзя уже будет говорить о философии на­ряду с наукой, искусством, моралью и т. п. <...> Но ведь философия — самостоятельная область культуры, а не само­стоятельная область науки. У философов преобладает стремление сделать философию не столько наукой, сколько научной. Что такое “научное”?

    Никто серьезно не сомневается в ценности науки. На­ука — неоспоримый факт, нужный человеку. Но в ценности и нужности научности можно сомневаться. Наука и науч­ность — совсем разные вещи. Научность есть перенесение критериев науки на другие области духовной жизни, чуждые науке. Научность покоится на вере в то, что наука есть верховный критерий всей жизни духа, что установленному ей распорядку все должно покоряться, что ее запреты и разрешения имеют решающее значение повсеместно. На­учность предполагает существование единого метода. Никто не станет возражать против требования научности в науке. Но и тут можно указать на плюрализм научных методов, соответствующий плюрализму наук. Нельзя, напр., пере­нести метод естественных наук в психологию и в науки общественные. Это много раз показывали и доказывали немецкие гносеологи . Но эти самые гносеологи много спо­собствовали укреплению идеала научности. В германском критическом сознании есть пафос научности. Критические философы хотели бы “ориентировать” всю культуру на науке. Идеал научной философии в германском критицизме не такой грубый, как в позитивизме французском и анг­лийском, гораздо более утонченный и усложненный. Но германское критическое сознание пришло не только к тому, что философия должна быть научной, — оно признало власть научности и над сферой религиозной, моральной, эстетической, общественной. Должна быть научная, крити­ческая дифференциация культуры, научный ее распорядок. Критерий научности заключает в тюрьму и освобождает из тюрьмы все, что хочет и как хочет. Религия в пределах разума, рациональный протестантизм — это уже господство научности над религиозной жизнью, это отрицание ее не­подсудности. Но научность не есть наука, и добыта она не из науки. Никакая наука не дает директив научности для чуждых ей сфер. Астрономия, физика, геология или физиология нимало не заинтересованы в научности фило­софии, в научном распорядке культуры. Научность (не наука) есть рабство духа у низших сфер бытия, неустанное и повсеместное сознание власти необходимости, зависи­мости от мировой тяжести. Научность есть лишь одно из выражений утери свободы творческого духа. В этом смысле “научность” глубоко симптоматична. Германский критицизм мечтает дисциплинировать дух научностью, мечтает спасти дух от хаоса. Это коренная германская идея, что все должно быть оправдано научным гносео­логическим сознанием. Но на все распространенная дис­циплина научности есть лишь выражение рабства духа и дробления духа. Германские философы и брак хотели бы сделать наукообразным и методологически оправдан­ным. В этом сказывается безбрежный германский раци­онализм. Наука есть специфическая реакция человеческого духа на мир, и из анализа природы науки и научного отношения к миру должно стать ясно, что навязывание научности другим отношениям человека к миру есть рабская зависимость духа.

    По специфической своей сущности наука есть реакция самосохранения человека, потерянного в темном лесу ми­ровой жизни. Чтобы жить и развиваться, должен человек познавательно ориентироваться в мировой данности, со всех сторон на него наступающей. Для этой охраняющей его ориентировки человек должен привести себя в соответствие с мировой данностью, с окружающей его мировой необхо­димостью. Наука и есть усовершенствованное орудие при­способления к данному миру, к навязанной необходимости. Наука есть познание необходимости через приспособление к мировой данности, и познание из необходимости. Еще можно определить науку как сокращенное, экономическое описание данной мировой необходимости в целях ориен­тировки и реакции самосохранения. Научное мышление всегда находится в глубоком соответствии, в приспособлении к мировой необходимости, оно есть орудие ориентировки в данном. Эта печать приспособления лежит не только на научном опыте, но и на дискурсивном мышлении, которым пользуется наука для своих выводов. Научная логика есть орудие приспособления к необходимости, в ней есть покор­ность мировой необходимости, и на ней лежит печать ог­раниченности этой необходимостью, этой данностью. Все ограничительные дилеммы формальной логики являются лишь приспособленным отражением ограничительных ди­лемм данной мировой необходимости. И в ограниченной логике есть верная реакция на ограниченное состояние дан­ного мира. Необходимость в мышлении есть лишь его са­мосохранение в приспособлении к необходимости мира. Необходимость мира должна быть опознана, и для этого должна быть выработана соответствующая необходимость в мышлении. Можно относиться критически к отдельным про­явлениям прагматизма, но трудно отрицать прагматическую природу науки, ее жизненно-корыстный, биологический ха­рактер. Уже Бекон раскрыл корыстно-прагматическую при­роду науки. В теории научного познания Э. Маха есть неустранимая, фактическая правда. Наука настоящих уче­ных, а не философов, наука специалистов, двигавших вперед самую науку, оправдывает Маха и прагматистов, а не Когена и критицистов. Об универсальной науке мечтали лишь фи­лософы, — ученые всегда были скромнее. Ученые расчле­няли мировую данность на отдельные, специальные сферы и давали экономически сокращенное описание отдельных сфер под наименованием законов природы. Ценность науч­ных законов природы прежде всего была в практической ориентировке в природе, в овладении ею ее же средствами, т. е. через приспособление. Правда, в науке всегда жили и боролись две души, и одна из них жаждала познания мировой тайны. Но науку создавала не эта душа, эта душа всегда склонялась к философии, к теософии, к магии. Потом видна будет связь науки с магией. Чтобы яснее стала не­возможность и ненужность научной философии, важно под­черкнуть вывод, что наука есть послушание необходимости. Наука не творчество, а послушание, ее стихия не свобода, а необходимость. Видно будет, что наука ветхозаветна по своей религиозной сущности и связана с грехом. Наука никогда не была и не может быть освобождением челове­ческого духа. Наука всегда была выражением неволи че­ловека у необходимости. Но она была ценной ориентировкой в необходимости и священным познавательным послуша­нием последствиям содеянного человеком греха. Наука по существу своему и по цели своей всегда познает мир в аспекте необходимости, и категория необходимости — ос­новная категория научного мышления, как ориентирующего приспособления к данному состоянию бытия. Наука не про­зревает свободы в мире. Наука не знает последних тайн, потому что наука — безопасное познание. Поэтому наука не знает Истины, а знает лишь истины. Истина науки имеет значение лишь для частных состояний бытия и для частных в нем ориентировок. Наука создает свою действительность. А философия и религия создают совсем другие действитель­ности.

    Если наука есть экономическое приспособление к миро­вой данности и послушание мировой необходимости, то почему же и в каком смысле философия должна зависеть от науки и быть наукой? Прежде всего и уж во всяком случае философия есть общая ориентировка совокупности бытия, а не частная ориентировка в частных состояниях бытия, философия ищет истину, а не истины, философия любит мудрость. София движет подлинной философией. На вершинах философского сознания София входит в человека. Наука в своих основах и принципах, в своих корнях и вершинах может зависеть от философии, но никак не на­оборот. Допустима философия науки, но не допустима на­учная философия. По своей сущности и по своей задаче философия никогда не была приспособлением к необходи­мости, никогда подлинные, призванные философы не были послушны мировой данности, ибо философы искали пре­мудрой истины, превышающей данный мир. Философии чужд сервилизм. Заветной целью философии всегда было познание свободы и познание из свободы; стихия филосо­фии — свобода, а не необходимость. Философия всегда стремилась быть освобождением человеческого духа от раб­ства у необходимости. Философия может исследовать тот логический аппарат, который есть приспособление мышле­ния к мировой необходимости, но она сама не может стоять в рабской зависимости от этого аппарата. Познание мудрое выше познания логического. Философия есть познава­тельный выход из мировой данности, прозрение, пре­одолевающее мировую необходимость. Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается и к другому направляется. Под­чинение философии науке есть подчинение свободы не­обходимости. Научная философия есть порабощенная философия, отдавшая свою первородную свободу во власть необходимости. Неволя у мировой данности, обязательная для науки, для философии есть падение и измена позна­вательной воле к свободе. Должно сказать с полным созна­нием и дерзновением, что границы мировой данности и повеления мировой необходимости необязательны для фи­лософии. Философия свободна от того, каким дан нам мир, ибо ищет она истину мира и смысл мира, а не данность мира... Философия есть творчество, а не приспособ­ление и не послушание. Освобождение философии как твор­ческого акта есть освобождение ее от всякой зависимости от науки и от всяких связей с наукой, т. е. героическое противление всякому приспособлению к необходимости и данности. В философии совершается самоосвобождение твор­ческого акта человеческого духа в его познавательной ре­акции на мир, в познавательном противлении миру данному и необходимому, а не в приспособлении к нему. Философия есть искусство, а не наука. Философия — особое искусство принципиально отличное от поэзии, музыки или живопи­си, — искусство познания, философия — искусство, потому что она — творчество. Философия — искусство, потому что она предполагает особый дар свыше и призвание, потому что на ней запечатлевается личность творца не менее, чем на поэзии и живописи. Но философия творит бытийственные идеи, а не образы. Философия есть искусство познания в свободе через творчество идей, противящихся мировой данности и необходимости и проникающих в запредельную сущность мира. Нельзя искусство ставить в зависимость от науки, творчество — от приспособления, свободу — от необходимости. Когда философия делается наукой, она не достигает своей заветной цели — прорыва из мировой дан­ности, прозрения свободы за необходимостью. В философии есть победа человеческого духа через активное противление, через творческое преодоление; в науке — победа через приспособление, через приведение себя в соответствие с данным, навязанным по необходимости. В науке есть горькая нужда человека; в философии — роскошь, избыток духов­ных сил. Философия не менее жизненна, чем наука, но это жизненность творчества познания, переходящего пре­делы данного, а не жизненность приспособления познания к данному для самосохранения в нем. Природа философии совсем не экономическая. Философия — скорее расточи­тельность, чем экономия мышления. В философии есть что-то праздничное и для утилитаристов будней столь же праздное, как и в искусстве. Для поддержания жизни в этом мире философия никогда не была необходима, подобно науке, — она необходима была для выхода за пределы данного мира. Наука оставляет человека в бессмыслице данного мира необходимости, но дает орудие охраны в этом бессмысленном мире. Философия всегда стремится постиг­нуть смысл мира, всегда противится бессмыслице мировой необходимости. Основное предположение всякой подлинной философии — это предположение о существовании смысла и постижимости смысла, о возможности прорыва к смыслу через бессмыслицу. Это признавал и Кант, и нельзя отри­цать в кантовской философии творческого порыва, преодо­левающего пассивность старых метафизиков. Еще сильнее был этот порыв у Фихте. Приспособление к бессмысленной мировой данности может лишь помешать постигнуть смысл, а сторонники научной философии именно и требуют этого приспособления, т. е. отрицают творческую природу философии. Правда, они силятся повысить в ранге самую науку, признать ее актом творчества и увидеть высший смысл, логос в логических категориях, которыми наука оперирует. Но это повышение в ранге науки и распространение ее на высшие сферы достигается через привнесение филосо­фии в науку, сознательно или бессознательно. Нельзя от­рицать, что в науке есть философские элементы, что в научных гипотезах бывает философский полет и что уче­ные нередко бывают и философами. Но нам важно прин­ципиально отличить, что от науки и что от философии. И нельзя требовать от философии научности на том ос­новании, что науке придан философский характер. Нельзя отрицать относительное значение логических категорий, на которых покоится научное познание, но придавать им высший и абсолютный онтологический смысл есть просто одна из ложных философий, плененных мировой данно­стью, бытием в состоянии необходимости.

    История философии двойственна и полна глубокого дра­матизма познавательной жажды. История философии на­столько принципиально и существенно отличается от истории науки, что написать историю научной философии бы/то бы невозможно. В истории философии никогда не было и быть не может элементов научного прогресса. При самом пристрастном желании трудно было бы открыть в истории духа человеческого рост научности философского познания. В истории философского сознания есть своя, не научная логика. Историки философии чувствуют, что пред­мет их более походит на историю литературы, чем на историю науки, они превращают его в историю духовного развития человечества, связывают с общей историей куль­туры. История философии есть в конце концов история самосознания человеческого духа, целостной реакции духа на совокупность бытия...

    Философы хотят сделать философию научно-общеобяза­тельной, потому что истина должна быть общеобязательна, а научность представляется им единственной формой об­щеобязательности. Но субъективная по внешности и не научная философия может быть гораздо более истинной, прорвавшейся к смыслу мира философией, чем философия по внешности объективная и наукообразная. Последняя истина не имеет никакой связи с научной общеобяза­тельностью. Истина может постигаться через разрыв с об­щеобязательностью, через отрешение от наукообразности. Ведь должно признать, что истина может открываться через искусство Данте и Достоевского или через гностическую мистику Якова Беме в гораздо большей степени, чем через Когена или Гуссерля. В Данте и Беме есть другая и не­меньшая общеобязательность, чем в Когене. Истина откры­вается в премудрости. Научная общеобязательность современного сознания есть общеобязательность суженного, обедненного духа; это — разрыв духовного общения и све­дение его к крайнему минимуму, столь же внешнему, как общение в праве... Научная общеобязательность, как и юридическая, есть вза­имное обязывание врагов к принятию минимальной истины, поддерживающей единство рода человеческого. Общаться на почве истины не научно-общеобязательной, не отчуж­денной от глубин личности, уже не могут. Так и правда в общении возможна лишь юридически-общеобязательная. Научная философия — юридическая философия, возникшая от утери свободы в общении, от общения лишь на почве горькой необходимости. При общении в свободе самое ис­тинное — самое общеобязательное. В творческой интуи­ции — вселенская истина, добытая свободой. Но признание общеобязательной философии, как творческого искусства, предполагает более высокую ступень общения между людь­ми и большее напряжение духа, чем признание обще­обязательной философии научной. Так уже моральная общеобязательность предполагает большую степень обще­ния, чем общеобязательность юридическая, а религиозная общеобязательность еще большую. Вот почему философия как искусство соборнее, чем философия как наука. Про­блема общеобязательности не логическая проблема, этопроблема духовного общения, проблема соборности, со­бранного духа. Для разобщенных обязательны истины ма­тематики и физики и необязательны истины о свободе и смысле мира. Чужие должны доказывать друг другу всякую истину. Общеобязательность науки как приспособления к данному состоянию мира выражает низшую, ущербную фор­му общения на почве мировой необходимости. Общеобяза­тельность философии предполагает уже высшую форму общения, так как в философском творчестве есть героиче­ское преодоление мировой необходимости, меньшему коли­честву людей доступное. Интуиция философа проверяется соборным духом...

    Такая общность, соборность сознания сде­лает философа в его интуитивном творчестве менее одиноким и разделит ответственность за его дерзновение. При духовном же разобщении ответственность принимают лишь за серединность дискурсивной мысли, лишь за при­способление к необходимости в познании. При таком понимании ясно, что философская интуиция кажется менее общеобязательной, чем научное дискурсивное мышление, лишь от понижения до минимума духовной общности, об­щности сознания. В действительности интуиция есть сим­патическое вживание, вникновение в мир, в существо мира и потому предполагает соборность. Для христианского об­щения, для церковного сознания истины о Троичности Бо­жества и о богочеловеческой природе Христа не менее общеобязательны, чем истины математики, чем законы фи­зики. От философа требуют оправдания его интуиции научными, дискурсивными, принудительными критериями, лежащими вне философии и вне творческой интуиции, потому лишь, что оставляют его одиноким, отчужденным в его прозрениях. Но философ не обязан понижать себя и свое дело до низшего уровня общения на почве необходи­мости. Интуиция философа должна оставаться на высоте и там оправдывать себя, как бы он ни страдал от разобщен­ности и от возникшего на почве этой разобщенности отри­цания общеобязательности в его творчестве. Творчество не должно быть понижено в качестве для большей общеобя­зательности, т. е. большей приспособленности к низшим формам общения, — это грех против Духа Святого. Философ может быть более всех приобщен к соборному, вселенскому разуму, но он может быть одинок и не понят среди людей, разобщенных с этим разумом и потому отвергающих об­щеобязательность его дела. Критерий соборности, общности, вселенскости не есть критерий количественный, критерий большинства. Соборность есть качество сознания. Требова­ние, чтобы наука обосновывала и ограничивала философ­скую интуицию, есть лишь постановление большинства голосов, приспособляющихся к необходимости.
    М.С. Козлова “Философия и язык (критический анализ

    некоторых тенденций эволюции позитивизма XX века)”.

    Дополнительные вопросы для обсуждения.

    1. Какие недостатки естественного языка как инструмента познания выделяют философы-аналитики?

    2. В чем состоит особая картина мира, создаваемая естественным языком и его логикой?

    3. Что такое парадокс существования и как он связан с теорией описаний и искусственных, универсальным языком?

    4. Какую неправомерную операцию производит, по мнению Витгенштейна, философия по отношению к естественному языку?

    5. В чем основная задача философии как особого вида деятельности?


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта