Главная страница

тесты к практическому занятию по философии. ФИЛОСЕМ. Философия как строгая наука


Скачать 0.73 Mb.
НазваниеФилософия как строгая наука
Анкортесты к практическому занятию по философии
Дата27.12.2020
Размер0.73 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФИЛОСЕМ.doc
ТипДокументы
#164808
страница5 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Дополнительные вопросы для обсуждения:

  1. Почему для буддийской традиции свойственно отождествление страдания и бытия?

  2. Как представление о колесе жизни (сансаре) влияет на представление о природе человека и ее преодолении?

  3. Почему избавление от страданий невозможно на пути поиска удовольствия или ожесточенной борьбы с плотью?

  4. Что такое нирвана, каково мистическое значение этого состояния?


а) жизнь Будды

Родился Сиддхартха Гаутама в семье царя малень­кой страны племени шакьев на северо-востоке Индии в середине VI века до н. э. Его поэтому в последующем называли Шакьямуни (мудрец из племени шакья). Пове­ствуется, что в момент зачатия Будды его матери Майе приснилось, будто в ее лоно вошел большой слон (слон в буддийской мифологии считается символом сдержан­ности, терпения, самообладания; в "Лалитавистаре" самого Будду называют великим слоном). Через семь дней после рождения сына мать умерла. Мальчика вырастила сестра матери, которая стала впоследствии его мачехой. Воспитывался Сиддхартха изысканно, по-княжески, в неге и довольстве. Отец намеренно обе­регал его от неприятных впечатлений, искусственно изолировав от мира роскошью 'княжеских дворцов. Но юный принц все-таки увидел жизнь. Во время прогулок он последовательно встретил больного, старика, покой­ника и с ужасом узнал, что человеческая жизнь бренна. Он постиг, что и его ждут впереди болезнь, старость и смерть. Привыкший к исключительности своего суще­ствования, он стал размышлять над тем, нельзя ли избежать всеобщей участи и найти путь к спасению. После он встретил аскета, что дало его раздумьям совершенно определенное направление. Когда у него родился свой сын — еще одна прочная привязанность к миру, принц решил покинуть дворец, полагая, что найдет спасение через аскетическое отрешение от удово­льствий. Произошло это, согласно легенде, следующим образом. Однажды, когда будущего Будду красивые женщины по обыкновению развлекали пением, музыкой, танцами, он внезапно уснул. Уснули также танцовщицы с музыкантшами (дело происходило на женской полови­не дворца). Проснувшись, Будда увидел спящих женщин и был поражен их безобразным видом: у одной задра­лась одежда, другая храпела, у третьей изо рта тянулась струйка слюны и т. д. И Сиддхартха Гаутама убежал из своего искусственного рая; он, как выражаются буддийс­кие источники, ушел из родины в безродность, из дома в бездомность. Ему в это время было 29 лет.

Насколько позволяют судить факты, Будда совершил свой необычный поступок, перевернувший всю жизнь, не потому, что он устыдился праздной роскоши, и не потому, что пресытился удовольствиями. Во всяком случае здесь трудно усмотреть этические мотивы. Толчком к бе­гству послужило осознание эфемерности, обманчивости, недолговечности красоты и сладости жизни (в этом от­ношении примечателен эпизод со спящими женщинами). Он хотел для себя больше того, что он имел, — спасения. Он хотел убежать от подстерегающих его впереди стра­даний. Более того, он поставил перед собой самую дерз­новенную, предельную задачу, которую только можно помыслить, — обрести бессмертие. Сиддхартха Гаутама убегал не из дворца, он убегал от смерти.

Следующие шесть-семь лет Будды были годами суро­вой аскезы. Под руководством опытных наставников он познакомился с философскими традициями, прошел шко­лу йоги, овладел техникой созерцания и управления со­бственным телом. Будда подвергал себя суровым испы­таниям, чтобы добиться просветления, познать высшую истину бессмертия. Однажды он решил в самоистязаниях пойти до конца — для предельной концентрации мысли и воли отказался вообще от пищи, удерживал дыхание. Пять странствующих отшельников наблюдали за ним, поражаясь его выносливости и в готовности стать его учениками, если он достигнет просветления. Будда, одна­ко, потерял сознание. Очнувшись, он понял, что через самоистязание не дойти до высшей истины, и снова при­нял пищу. Отшельники покинули его. Будда остался один, и ночью, когда он сидел под смоковницей, ему открылась истина. Он пришел к выводу, что спасение достигается через освобождение от желаний. Так тридцатипятилетний принц Сиддхартха Гаутама, мудрец из племени Шакья, стал Буддой (от слова Buddha, что означает "просветлен­ный", "пробужденный"). Он достиг того желанного со­стояния, когда кончаются всякие желания, вырвался из круговорота жизни и смерти, обрел бессмертие. В буд­дийской традиции к нему прилагают характеристики, призванные подчеркнуть его единственность и употребля­ющиеся часто вместо его имени: "бхагават" (благосло­венный, блаженный); "татхагата" ("так ушедший"); "сугата" (в добре ушедший) и др.

После просветления Будда семь дней подряд сидел под смоковницей с поджатыми под себя ногами, наслаж­даясь обретенным блаженством; в целом он четыре неде­ли (по другим сведениям, три месяца) пребывал в созер­цательном самоуглублении. Преодолев некоторые сомне­ния, о которых скажем чуть позже, он решил поведать людям об обретенном им всеведении, запустить колесо Дхармы (учения). Первыми его слушателями и ученика­ми стали пять наблюдавших его последний аскетический опыт монахов, которых он нашел в парке близ Бенареса. Первая его проповедь, получившая название Бенаресской, стала и самой знаменитой — в ней излагаются первоосновы учения. Вокруг него сложилась община, ко­торая быстро достигла численности 60 человек. Будда решил охватить учением как можно более широкий круг людей и разослал с этой целью своих учеников в разные стороны с наказом, чтобы они дважды не шли по одной и той же дороге. Сам он возвратился в Урувелу — место, где он обрел истину, — и обратил в свою веру тысячу человек; перед ними на горе Гаяширша он произнес вторую проповедь...

Будда учительствовал сорок четыре года. О первых двадцати годах существует предание, о последних два­дцати четырех годах ничего не известно, за исключением нескольких предсмертных месяцев. Он смертельно забо­лел, отведав жирной свинины в доме кузнеца по имени Чунда. Случилось это предположительно в 477 году до н.э. (Существует другая датировка смерти Будды, от­носящая ее к началу IV века.) Будде было тогда 80 лет. Его последними словами были: "Жизнь подвержена ста­рению, прилежно трудитесь для спасения"'.
б) золотая середина Будды

...Лишь смысложизненное знание для Будды абсолютно. Знание о мире относительно и условно. Метафизические вопросы обозначают границы рационального познания и, по сути дела, отсылают к первой группе вопросов. Вопросы веч­ности и бессмертии являются практическими вопросами, и ответы на них лежат в сфере деятельности. Практическая этика была преимущественным, если не единственным предметом интереса Будды, все учение которого есть поиск пути спасения.

Исходным пунктом жизнеучения Будды является кон­статация того, что ни наслаждение жизнью, ни умерщвле­ние страстей не ведут к блаженству и спасению. Вывод этот был выстрадан Буддой. Первые двадцать девять лет жизни он неограниченно и изысканно наслаждался, что закончи­лось его бегством из специально подготовленного для его удовольствий райского уголка. Последующие шесть-семь лет он прошел через суровый аскетический опыт, кото­рый также закончился отрицательным итогом; в аскезе опасность умереть предшествует возможности спастись. Будда не выявлял логические противоречия в этих поляр­ных образах жизни, он испытывал их практически. И ис­пытал в таких предельных формах, с такими перегрузками, которые придают его "эксперименту несомнен­ную доказательную силу. Про Будду нельзя сказать, что он недостаточно наслаждался или не так наслаждался, точно так же нельзя сказать, что он недостаточно или не так истязал себя. И если бы гедонизм как куль­тивирование плоти, искусство наслаждения, с одной стороны, и аскеза как умерщвление плоти, своего рода искусство страдания — с другой, вообще были способны привести к искомому состоянию блаженства, то Будда непременно достиг бы его, ибо он прошел оба пути до конца.

Под блаженством в самом общем смысле понимается трудноопределимое состояние человеческой завершенно­сти, когда индивид преодолевает свою внутреннюю сму­ту и достигает тождества с самим собой. Когда он полностью доволен и не хочет ничего другого, когда он, образно говоря, может просто остановить часы, ибо он — вне времени и ничего лучше того, что он уже имеет, не бывает. Для Будды, который вырос на индийской духо­вной почве, понятие блаженства соотнесено с представле­нием о мирском бытии как цепи переходов из одного существования в другое в широком диапазоне, от богов (боги находятся внутри мира) до обитателей ада. При этом каждое существование сопряжено со страданиями, хотя разница по этому критерию между различными сферами существования огромна. Такой образ мира обо­значается термином сансара, что буквально означает "круговорот", "переход через различные состояния"... Блаженство и состоит в том, чтобы вырваться из круго­ворота рождений и смертей.. На лодке удовольствий и лодке самоистязаний невозможно переплыть океан сансары. Убедившись в этом, Будда стал искать и нашел

"Есть, о монахи, две крайности, которым пусть не следует подвижник. Какие две? Одна — это склонность ко всяким похотям, как гумно пошлая, низкая, мужицкая, простонародная, неарийская, бессмысленная. Другая — это склонность себя изнурять, тяжкая, неарийская, бессмысленная. Но ни к той, ни к другой крайности не клонится верная срединная дорога, и до конца постигнута татхагатой; видение дарующая, знание дарующая, к миротворению, к постижению, к пробуждению, к успокоению ведет".

Третий путь не является комбинацией первых двух. Это — не равнодействующая гедонизма и аскетизма. "Верную срединную дорогу" Будды нельзя уподоблять известному нам из греческой античности принципу меры. Будда говорит не об умерении страстей. Страстям уго­дить невозможно. И как бы ни относиться к ним, уб­лажать ли их льстиво, подавлять ли беспощадно, или сочетать лесть с суровостью в разных пропорциях, они не изменят своей темной иррациональной природы. Будда, как он считает, переводит деятельность на новую основу, когда лишается смысла то или иное отношение к стра­стям, когда страсти вообще исчезают в качестве пред­мета, через отношение к которым человек определяет свою нравственную идентичность. Он поднялся выше страстей, вырвался из тех пределов, где страсти что-то решают. А так как страсти в качестве наслаждений и страданий являются субъективным выражением жизни в ее позитивном и негативном проявлениях, то подняться над ними означает вырваться из цепи рождений и смер­тей. Верная срединная дорога Будды уводит из страны страстей. Если от сухопутного образа перейти к морс­кому, то можно сказать, что это — своего рода волшеб­ный корабль, на котором можно переплыть через океан сансары.
в) четыре благородные истины

В основе жизнеучения Будды лежат четыре благород­ные истины, открывшиеся ему в знаменитую ночь прос­ветления под смоковницей. Вот они: есть страдание; есть причина страдания; есть прекращение страдания — нир­вана; есть путь, ведущий к прекращению страдания, — правильная срединная дорога. Это — именно благо­родные истины. Они говорят о том, что надо знать и что надо делать, чтобы стать благородным, нравственно чис­тым. Они содержат закон нравственной жизни, ведут к тому состоянию блаженства, которое составляет жела­ние всех желаний.

Первая благородная мысль о страдании (тяготе). Рождение, болезнь, смерть, разлука с милым, не иметь, чего хочется, словом, сама жизнь в ее многообразных проявлениях и опосредованиях (пятикратная привязан­ность к земному) есть страдание. Будда снимает привыч­ное различие между наслаждением и страданием. Все есть страдание, в том числе и то, что считается наслаж­дением. Он говорит: "Дерьма хоть мало, монахи, все едино смердит. Вот и существование я не стану хвалить, монахи, пусть даже малое, на миг, чтобы только щелк­нуть пальцами". Он отвергает существование не в каких-то, особых формах и на каких-то особых стадиях, а во всех формах и всегда. Все те вещи, кото­рые считаются особо ценными среди людей и мотивиру­ют их активность, — мать, отец, жена, дети, родствен­ники, друзья, богатство, успех, власть, утехи пяти чувств — все они являются на самом деле сковывающими нас цепями. Следовательно, страдание есть единственная всеобъемлющая реальность, с которой имеет дело духо­вно притязательный, нравственно совершенствующийся индивид.

Вторая благородная мысль об источнике страданий. Источником является само желание жизни. Это жажда, себя поддерживающая, прелесть, сопряженная со страстью, то тем, то этим готовая прельститься а именно: жажда обладать, жажда быть, жажда избыть" .

Источником страданий является не качество желаний, а само их наличие. Желание быть, существовать, как и вытекающие отсюда ложные взгляды, будто сущест­вование может быть благим, — вот где кроется причина всех зол. "Люди, гонимые желанием, бегают вокруг, как бегает перепуганный заяц, связанный путами, они снова и снова в течение долгого времени возвращаются к страданию" .

Третья благородная мысль о пресечении страданий их отсутствии.

Состояние отсутствия, преодоленности страданий обозначается как нирвана (от санскритского nirvana или палийского nibbana, что буквально означает "за­тухание", "остывание"). Будда избегал ответов на вопрос о сущности нирваны. Это было очень мудро. Если не брать формальных определений нирваны, которые являются простой тавтологией, то ее содержание можно описать только негативно как отсутствие желаний, стра­стей, уход от мира, то есть как полную бессодержа­тельность.

Нирвану можно охарактеризовать еще как покой в не­привязанности. Покой в том смысле, что .нирвана аб­солютно непроницаема для желаний, страстей, душевной ^боли. За этими пределами ничего о ней сказать нельзя, можно только предположить, что она не является пустым понятием. Последователи Будды пытались наполнить это понятие содержанием и создать целую философскую теорию нирваны.

Вот как характеризует нирвану монах Нагасена: "Да государь, несложенна нирвана, ничем не создана. О нирване, государь, нельзя сказать, что она ставшая, или неставшая, или породима, или прошлая, или будущая или нынешняя, или воспринимаема зрением, или восп­ринимаема обонянием, или воспринимаема вкусом, или воспринимаема осязанием... Умом воспринимаема нир­вана. Чистым, возвышенным, прямым, не корыстным, свободным от помех умом истинно-делающий арийский слушатель видит нирвану". Последнее утверж­дение в этой характеристике особенно примечательно: нирвану в ее собственном содержании постигает только тот, кто достиг нирваны. Следовательно, для всех остальных она остается делом веры и надежды. В этом смысле люди стремятся к нирване, не зная, что это такое. О блаженстве знает только блаженный. В нашем случае — только Будда, ибо он один и есть истинно блаженный. Остальные могут принимать нирвану как осуществленное блаженство на основе его свидетельств. Человек знает, что отсечение рук — очень тяжко, хотя ему лично их и не отсекали, он знает это по рассказам тех, кому это делали. Точно так же "тот, кто не обретает покой, знает о том, что покой — это счастье" (ВМ, 109) от Будды. Тем самым вера в Будду становится необходимым мотивом нравственного пове­дения.

Логический парадокс — чтобы достичь нирваны, надо знать, что она такое, но чтобы знать, что такое нирвана, надо достичь ее — создает в нравственной мотивации трещину, которую приходится залатывать верой. Можно предположить, что сама позитивная кон­цепция нирваны, которая неизбежно деградирует в пара­докс, стала создаваться для обоснования культа Будды, поклонения ему. Во всяком случае, практической необ­ходимости в такой концепции не существует. Ведь когда человек стремится к нирване, он не просто стремится к чему-то определенно хорошему. Он прежде всего уходит от того плохого, что он имеет. Он убегает от страданий, пронизывающих все его бытие. Страдания сами по себе содержат достаточные основания для чело­веческой активности, направленной на их преодоление. Поэтому позиция Будды, ограничивавшегося негативной характеристикой нирваны, была логически более после­довательной и этически более продуктивной, чем пози­ция его последователей, пытавшихся создать позитив­ную концепцию нирваны.

Четвертая- благородная истина о пути, который ведет к нирване. О верной срединной дороге. "А вот, монахи, какова верная дорога, что приводит к пресечению тягот, то — арийская' восьмизвенная стезя.

Обо­значим кратко содержание каждой из ее степеней. Истинное воззрение (или, в другом переводе, праведная вера): усвоение четырех кардинальных истин Будды. Истинное намерение: принятие этих истин как личной жизненной программы и отрешение от привязанности к миру. Истинная речь: воздержание от лжи, блокирование слов, вербальных ориентиров, не относящихся к обозначенной выше нравственной цели, которая состоит в отрешении от мира. Истинные поступки: ненасилие (ahimsa), нена­несение вреда живому. Истинный образ жизни: развер­тывание истинных поступков в линию поведения. Истин­ное усилие: постоянное бодрствование и бдительность, так как дурные мысли имеют свойство возвращаться. Истинное памятование (праведная мысль): постоянно помнить о том, что все преходяще. Истинное сосредото­чение: духовное самопогружение отрешившегося от ми­ра человека; оно, в свою очередь, проходит четыре трудно поддающиеся описанию стадии: экстаз (чистая радость), вызванный уединением и ограничением от­ношения к миру чисто созерцательным, исследовательс­ким отношением к нему; радость внутреннего спокойст­вия, вызванная освобождением от созерцательного ин­тереса; освобождение от радости (экстаза), связанное с осознанием освобождения от всех ощущений телес­ности и душевных волнений; совершенная невозмути­мость, состоящая в безразличии и к освобождению, и к его осознанию...

Он выше людей и выше богов, он положил конец тому, что не имеет начала, — цепи рождений и смертей. Хотя, достигнув просветле­ния, он физически еще оставался в мире в течение сорока четырех лет, чтобы вести проповедническую деятель­ность, тем не менее внутренне он уже находился вне мира; не свободный от телесной боли, он полностью освободился от боли душевной. Он достиг нирваны, которая находится за пределом и времени чего-либо дурного. С этой позиции абсолютной нравственной чистоты, совпада­ющей с вечностью, отношение к миру может быть только отрицательным...

Будду сложно идентифицировать. Будда и не человек, и не бог. Он выше. Он — Будда, просветленный. Это его собственное и нарицательное имя одновременно. Любой человек, став Буддой, становится таким же, как он. Он совпадает с вечностью, с бессмертием. Он стал Буддой постольку, поскольку искоренил в себе все человеческие и божественные привязанности, все индивидуально-особенное. Совершенствование по-буд­дийски можно истолковать как движение от инди­видуально-личностной определенности к абсолютно безличному началу.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта