тесты к практическому занятию по философии. ФИЛОСЕМ. Философия как строгая наука
Скачать 0.73 Mb.
|
а) логическая критика естественного языка и место философии в человеческом познанииКонцепция логического анализа, развитая на базе достижений математической логики, выступила в форме своеобразной логической критики естественного языка. Дело в том, что исследования в области анализа привели к заключению, что целый ряд особенностей обычного языка мешает точности, прозрачности смысла. Стала очевидной известная семантическая неадекватность естественного языка выражаемому им предметному содержанию, а также определенное несоответствие грамматической и логической формы выражения. Было подмечено, что обычный язык может значительно затемнять смысловое содержание сообщения. Разумеется, и обычный язык имеет в себе механизмы предотвращения бессмыслицы. Скажем, уже обычный синтаксис регулирует построение осмысленных высказываний: разрешает одни сочетания слов и запрещает другие. Однако логическое исследование языка обнаружило ненадежность обычных интуитивных критериев осмысленности естественного языка для решения строго научных задач. Из анализа парадоксов Рассел сделал вывод о недостаточности правил обычной грамматики, обычного синтаксиса для устранения бессмыслицы. Перед лицом повышенных требований к языку со стороны развивающейся науки подвергаются критике семантика и синтаксис естественного языка, поскольку они могут мешать строгому научному анализу. Так, Рассел отмечает ряд слабостей обычного языка, которые не дают ему быть всегда адекватным носителем смысла. О каких свойствах языка шла речь? Прежде всего о многозначности (синонимии и омонимии) выражений, о нечеткой логической структуре фраз естественного языка, скрывающей реальную логическую форму выражений. Скажем, слово “глухой” имеет целый ряд значений—глухой человек (плохо слышит), глухая стена, глухой уголок земли, глухая тайга, глухой к просьбам, глухой ворот сорочки и т. д. Ясно, что в науке, где нужны точность и ясность языка, подобную многозначность желательно снять. А вот другой пример. В четырех высказываниях: “Солнце есть звезда”, “Солнце есть центр солнечной системы”, “Солнце есть” и, скажем, “2 X 2 есть 4” — слово “есть” имеет четыре различных смысла. Это — включение предмета в класс, отношение тождества, утверждение существования и равенства. Это значит, что за внешне одинаковой грамматической формой выражений скрываются разные логические структуры. И наконец, такое свойство естественного языка, как его тесная связь с психологическими ассоциациями, также неудобно при строгом научном анализе. Критикуя в этом плане естественный язык, Рассел всемерно подчеркивает преимущества искусственного языка математической логики, применяющего разную символику для разных значений, обнажающего логическую структуру мысли и, наконец, снимающего все психологические оттенки смысла. Витгенштейн в свойственной ему метафорической манере выражает ту же мысль несколько иначе: “Язык переодевает мысли”. Как за внешними формами одежды лишь угадываются формы тела, так и за языковой оболочкой скрывается подлинная логическая суть мысли. И как от типа, покроя одежды зависит большее или меньшее обнаружение форм тела, так и сквозь языковые структуры может просвечивать смутно или более ясно логическое “тело”, “скелет” мысли. Дело в том, считает Витгенштейн, что как целью портного далеко не всегда является наиболее четкое обнаружение форм тела, так и “языковая одежда” вовсе не предназначалась только... То есть шла речь о сопоставлении познавательных особенностей и, главное, возможностей искусственных, формализованных языков науки, с одной стороны, и естественного языка в его применении к науке — с другой. Таким образом, философия, по мысли, выдвинутой в “Логико-философском трактате” Витгенштейна, есть критика, или анализ, строгости и точности научного языка. Ее задача – установить границу научных притязаний разума и “суррогата” науки – метафизики... Цель философии усматривается не в получении новой информации о мире. Ее добывают конкретные науки. Философия понимается как деятельность формального прояснения уже полученного знания. Считается, что логический анализ не добавляет ничего нового к содержанию знаний. Он сводится к переформулированию одних, менее ясных положений в другие, более ясные. Итогом анализа должно явиться точное и определенное знание, ясно выражающее свой смысл. Оценивая с точки зрения успехов формализации знания состояние дел в философии, Рассел и Витгенштейн пришли к убеждению, что решение сложных гносеологических проблем зачастую упирается в несовершенство, запутанность применяемых для их анализа средств обычного языка, который только служит источником все новых философских заблуждений. Отсюда стремление дать философии современные “орудия труда”. Отсюда замысел создания искусственной логической модели знания, идеально воплощающей в своих знаках характер и структурные соотношения элементов реальности. Такая модель призвана была, по мысли Рассела и Витгенштейна, обнажить скрытые механизмы дискурсивного мышления, выявить природу различных его компонентов, четко характеризовать способы их отношения к реальности и т. д. Тем самым предусматривалось внесение полной ясности в мучившие человечество гносеологические проблемы. Противоядием от “туманных” философских рассуждений Рассел и Витгенштейн избрали традиционно использовавшиеся позитивизмом номинализм и редукционизм. Они постарались лишь дать этим методам новое обоснование, широко применив для этого принципы однозначности терминов и логической комбинаторики в формализованном языке. Б) основные положения философии логического анализа Логический анализ выступает как метанаучное исследование. Задача анализа не исследование самих объектов, получение новых истин (это дело науки), а уточнение, прояснение смысла слов и предложений, составляющих знание. Как это достигается? Путем соответствующего перевода, переформулирования менее ясных положений в более ясные. Рассел выдвинул развернутую теорию логического анализа как метода перевода знания на более точный язык. Учение об анализе было логической концепцией, к которой Рассел пришел, как он сам говорит, через философию математики. Логический анализ связан у Рассела прежде всего с языковыми проблемами, с изучением структуры языка. “Наше исследование, — пишет Рассел, — должно начинать с проверки слов, а затем синтаксиса”. Но в то же время считается, что прояснение языка оказывается средством более четкой информации об объектах, поскольку оно проясняет смысл, предметное содержание высказываний. Концепции логического анализа не суждено было остаться только логической доктриной. Методу анализа было дано также философское толкование и. применение. Этими было вызвано к жизни широкое течение логико-лингвистического позитивизма XX в. — так называемая аналитическая философия... Логическое учение явилось для Рассела базой построения более широкой философской концепции. Он сам отмечает, что его логическая доктрина привела его в свою очередь к определенному виду философии, как бы обосновывающему процесс анализа... Дедукцию философской доктрины мира и познания из логики Рассел считает совершенно правомерной. В своей работе “Наше знание внешнего мира” (1914) он выдвигает свой знаменитый тезис, что логика есть сущность философии, повторяя его позже в работе “Логический атомизм” (1924). “Я считаю, что логика фундаментальна для философии и что школы следует характеризовать скорее по их логике, чем по их метафизике”. Впрочем, идею логического метода построения и обоснования философии Рассел проводит гораздо раньше, изучая в самом начале века философское наследие Лейбница. Итак, на смену прежнему представлению о философской нейтральности формальной логики Рассел выдвигает противоположный тезис о ее философской связности и активности, об основополагающей роли логики для философии. Дело в том, что логическое учение Рассела в самом деле не было философски нейтральным. Расселовская программа перестройки математической логики с самого начала была не просто лишь технической задачей. Ведущая к парадоксам логическая нечеткость в употреблении языка тесно переплетена, по мнению Рассела, с ошибочными философскими предпосылками. Неосторожное оперирование понятием всеобщего, класса Рассел связывает с мировоззренческими установками в духе платоновского реализма - приписывания некоего объективного (хотя и трансцендентального существования) абстрактным сущностям... Неразрывно связав свои логические изыскания с поиском новой философской основы логики, Рассел 'в отличие от Фреге истолковал класс как символическую фикцию, как простое сокращенное наименование некоторой группы единичностей. Он поставил задачу устранить независимые абстрактные сущности и показать, что они сводимы к языковым наименованиям и их комбинациям. “Теория типов”, “неполные символы”, “аксиома сводимости” — все это были попытки устранить такие абстракции, которые составляют основу “метафизики” платоновского типа. Тесно переплетенными с философией оказались и специальные логические проблемы, которыми занимался Рассел. Взять хотя бы такую проблему, весьма заинтересовавшую логиков нашего века, как уточнение понятия “существование”. Рассел обратил внимание, что употребление этого термина требует логического уточнения. Сигналом логической тревоги была выявившаяся здесь антиномия — так называемый парадокс существования. Например, предложение типа “Золотая гора не существует” (или “Пегас не существует”, “Бог не существует” и т. п.) таит в себе трудность. Речь идет о несуществующих предметах, которые тем не менее как-то существуют, раз мы говорим о них. Рассел занялся логическим прояснением данной проблемы. В качестве уточняющего логического аппарата был применен аппарат теории описаний. В “результате такого анализа предмет, которому приписывается несуществование, больше не выступает в качестве субъекта предложения, а его название, имеющее вид имени реального предмета (Пегас и т. п.), устраняется. Вместо обозначения предмета через его название он фиксируется через описание его свойств. В качестве субъекта берется переменная, а прежний субъект (Пегас) разлагается на свойства (крылатый и конеобразный) —дескриптивные определения некоего х. Тогда предметом отрицания становится не существование предмета, а совместимость некоторых свойств. В результате “существование” уже выступает не в качестве предиката, а преобразуется .в оператор значения некоторой переменной. Скажем, предложение “Золотая гора не существует” преобразуется в результате анализа в утверждение, что ложно, будто у какого-то предмета признаки “золотая” и “являющаяся горой” совмещаются. Вместо понятий “существование” или “несуществование” вводится язык математической логики, выражающий, что некий предикат, составленный из признаков предмета, либо “заполнен” (соответствующий предмет есть, был), либо “пуст”. (предмета нет, не было). Источник многочисленных ошибок в этом вопросе — смешение различных уровней существования. Одной из трудностей этого рода является задача различения реального и идеального существования в философии. Сведение существования предмета к его чувственному представлению или понятию о нем, гипостазирование понятий и т. п.— все это выражение трудностей этого рода. Смешение реального и идеального существования лежит 'в основе парадокса существования. Предложенные Расселом приемы анализа снимают парадокс существования, так как ясно отчленяют реальное существование предметов от их логического существования... Совершенно определенный философский подтекст имеет также “теория описаний”. Она дала удобный логический аппарат перевода в более ясную форму предложений с неуточненным содержанием, с ее помощью проясняются, например, высказывания об эмпирически не обнаруживаемых объектах (“автор Веверлея”), предложений, содержащих понятия пустого класса (“Современный король Франции лыс”), утверждения о существовании или несуществовании предметов и др. Для всех этих случаев расселовский анализ предлагает перейти от рассмотрения предметов к рассмотрению их свойств как относящихся к некоторому х. Метод дескриптивных определений выступает при таком анализе в сочетании с аппаратом квантификации, то есть с использованием количественных операторов типа “для некоторых х”, “только для 1 х”, “по крайней мере для 1 х” и т. д. Это был весьма продуктивный аппарат логического анализа. Расселовское уточнение понятия “имени”, состоявшее в том, что подлинное собственное имя должно иметь носителя, представляло собой безобидный пункт логики, но к нему добавился вовсе не безобидный и неоправданный философский вывод: то, чему соответствует собственное имя, должно существовать в непосредственно эмпирическом смысле и быть доступно прямому знакомству. В соответствии с этим добавлением трюизм: “чтобы понять предложение, мы должны знать, что означает каждое слово” — превращается у Рассела в эмпирическую доктрину значения: “В процессе суждения мы должны быть знакомы с каждым объектом, о котором говорит предложение”. Простота собственного имени и его соотнесенность с носителем смешиваются у Рассела с идеей, что значение имени и есть его носитель. Причем в отличие от Фреге, которого интересовало объективно-идеальное умственное содержание, Рассел ввел в свою теорию значения понятие “непосредственного опыта” и, следовательно, “индивидуального мысленного содержания” (private mental content). По его мнению, значениями слов всегда должны быть те объекты, с которыми мы непосредственно знакомы. Такая постановка вопроса связана с крайне ограниченным, эмпирически-номиналистическим пониманием отражения, при котором отражение мыслится только в форме чувственных восприятий единичных предметов и отрицается идеальное отражение объекта.... При этом Рассел считает логический анализ не одним из возможных, а единственно продуктивным способом решения философских проблем. “Каждая подлинно философская проблема, — заявляет он, — это проблема анализа”. Таким образом, провозглашается так называемое аналитическое понимание предмета философии. В “Логико-философском трактате” предметом философии была объявлена деятельность логического анализа всего знания средствами искусственного языка. Вслед за Расселом, по мнению которого философия логики состоит в “анализе и перечислении логических форм”, Витгенштейн считает, что “философия есть доктрина логической формы научных предложений”. Дело философии Витгенштейн видит в логическом прояснении познавательного содержания научного знания посредством уточнения его языковой формы. в) природа философских проблем лингвистической философии. В поздних Витгенштейн работах пришел к мысли, что тот, кто пытается искать четкие дефиниции, открывать истинные абстрактные положения в области философии, совершенно не понимает природы философского исследования, характера философских проблем. Посмотрим, что же предлагается взамен отвергнутого философского подражания... В качестве типичных философских вопросов Витгенштейн приводит такие, как: “что такое значение?”, “что такое время?”, “что такое сознание?” и т. п. Характерной формой философских вопросов он также считает группу вопросов: “как возможно..?”, “как возможно измерить время?”, “как возможно знать, думать, желать того (о том), что не имеет места?”, “как возможно знание о переживаниях другого человека?” — примеры вопросов, вызывающих, по мысли Витгенштейна, так же, как и вопросы первой группы, множество философских трудностей. Вообще в качестве отличительной черты философских вопросов Витгенштейн отмечает особое беспокойство, замешательство, которое они с самого начала вызывают. Причем подчеркивается, что философские вопросы никак нельзя считать вариантом, подклассом научных проблем. Вопросы философского характера в отличие от научных не предполагают, по мнению Витгенштейна, поиска новых фактов или причинных объяснений. Они сравнимы с острой, неутолимой жаждой. Так, вопросы формы “что такое..?” побуждают к дефинициям. Однако, считает Витгенштейн, никакие конкретные определения не в силах удовлетворить в таких случаях потребность в дефинициях. Утверждается, что аналогично обстоит дело и с вопросами “как возможно...?”. Никакими средствами, выработанными в науке или повседневном опыте, якобы не удается утолить жажду ответа и на такие философские вопросы. Философские вопросы, заключает Витгенштейн, — это особое выражение неясности, мысленного дискомфорта. В них много общего с вопросом “почему?” в устах ребенка. В чем же причина “мысленных судорог”, вызываемых философскими вопросами? Она заключена в языке — остается верен себе Витгенштейн. Источник трудности Витгенштейн объясняет тем, что на факты смотрят через посредство дезориентирующей формы выражения. Все реальные проблемы, считает Витгенштейн, решаются методами естествознания (психологии, физики). Философские же вопросы не являются научными проблемами. Что же они такое? “Путаница, воспринимаемая как проблема”, головоломки, “вызванные мистифицирующим употреблением нашего языка”,—отвечает Витгенштейн. Одним из распространенных источников философских мук служит, по его мнению, недоучет различных употреблений слова (выражения), скрытых за внешне одинаковым его видом. Этот случай Витгенштейн считает весьма распространенным. Он отмечает, к примеру, что некоторые философствующие математики не отдают себе отчета в разнице между многими различными употреблениями слов “доказательство”, “род”, “открытие” и др. Отсутствие четкого понимания различных значений слова вызывает, по убеждению Витгенштейна, многочисленные недоразумения в философии. В качестве примера Витгенштейн приводит случай философского замешательства из Августина, задававшегося вопросом, как измерить время. Ведь прошлое прошло. Будущее еще не наступило. Настоящее же не имеет длительности. Витгенштейн считает, что это затруднение никак не связано с реальными задачами измерения времени в научной или обыденной практике. Так, затруднение Августина по поводу измерения времени Витгенштейн интерпретирует как конфликт между двумя различными употреблениями слова “измерять”. Дело в том, по его словам, что формы выражения тесно связаны с глубоко укоренившимися тенденциями человеческого мышления. И даже столкнувшись с принципиально новым случаем, мы все находимся в плену моделей, образов, способов употребления слов, выработанных ранее для иных случаев. Это, на взгляд Витгенштейна, и подвело Августина, для которого слово “измерять” прежде всего подкреплено, по-видимому, образами измерения длины, скажем расстояния между двумя пометками на движущейся ленте, которая проходит мимо нас так, что мы можем видеть перед собой в каждый момент лишь какой-то отрезок. Выход из этого затруднения, по Витгенштейну, “состоит в сравнении того, что мы понимаем под “измерением” (грамматикой этого слова) в случае использования его применительно к расстоянию на движущейся ленте и грамматикой этого слова применительно ко времени”. “Проблема может оказаться простой, но причиной ее крайней трудности является гипнотическое действие на нас аналогии между двумя подобными структурами нашего языка (здесь уместно вспомнить, что для ребенка иногда почти невозможно понять, что одно слово может иметь два значения)”. Так обобщает Витгенштейн данную ситуацию, считая, что источник философских затруднений коренится в характере языка, природе значения слов, выражений. В качестве другого примера языкового гипноза указывается действие на нас философских вопросов формы “что такое..?”. Уже сама, как полагает Витгенштейн, форма вопросов слегка вводит в заблуждение, дезориентирует. Вопросительное слово “что”, а также подставляемые в данную форму существительные якобы обязательно побуждают нас искать предметы, соответствующие абстракциям, о которых идет речь в вопросах типа “что такое значение?”, “что такое время?” и т. п... Анализируя различные виды философских вопросов, Витгенштейн стремится подвести нас к мысли, будто “само слово “проблема” по отношению к философским затруднениям применяется неверно. Эти трудности, поскольку к ним подходят как к научным, рождают тщетные надежды и представляются неразрешимыми”. Именно в этой иллюзии Витгенштейн видит главную причину того, что философы так часто не могут свести концы с концами. Итак, философские проблемы возникают, по мнению Витгенштейна, из форм нашего языка. Они—род головоломок, напоминающих складывание картины из кусочков. Для их решения не требуется ничего открывать, дополнительно узнавать. Все компоненты картинки налицо, но только перемешаны. Просто требуется распутать эту мешанину, сложить кусочки—и картина ясна... Философские проблемы Витгенштейн не считает простыми. Отмечают, что в своих лекциях Витгенштейн не раз восклицал: это дьявольски трудно! Основное назначение философии заключено для него в распутывании затруднений, узлов, возникающих в нашем мышлении вследствие языковых ловушек. Чтобы выполнить эту задачу, философия “должна совершать столь же сложные движения, как и эти узлы. Хотя результаты философии просты, ее методы, чтобы быть успешными, не могут быть простыми. Сложность философии не ее суть, а результат запутанного понимания”. Не считается также, что философские проблемы несерьезны или не заслуживают внимания. Напротив, Витгенштейн считает их “глубокими проблемами”, коренящимися в механизмах действия языка, которые пронизывают всю человеческую жизнь, все мышление. Правда, работа философа-аналитика не созидающая. Его задача негативно-критическая. Он призван всевозможными средствами прояснения развеять философский туман. “В чем же важность нашего исследования, если оно, как представляется, разрушает все интересное, все, что крупно и важно? — спрашивает Витгенштейн и отвечает: — Но мы разрушаем только воздушные замки и расчищаем почву языка, на которой они стояли”. В результате языкового анализа философских затруднений “целая туча философии конденсируется, — как заявляет Витгенштейн, — в каплю грамматики”. Результат анализа прост—достижение ясности. Ницше Ф. “Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей”, “Так говорил Заратустра”. |