Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2. Функции науки

  • 2.3. Проблема классификации наук

  • 2.4. Методы науки

  • Философия науки. Учебное пособие. Философия науки


    Скачать 0.56 Mb.
    НазваниеФилософия науки
    Дата26.08.2021
    Размер0.56 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия науки. Учебное пособие.doc
    ТипУчебное пособие
    #227951
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Часть 2. Феномен науки

    2.1. Наука модернистского типа и ее особенности
    В древности наукой называли любое рациональное знание о природе, человеке, обществе, а также сверхъестественных явлениях (об этом говорит и само русское слово «наука», означающее «то, чему можно научить, что можно объяснить»). Система наук тех далеких времен не вполне совпадала с нынешней. Наряду с существующими до сих пор науками – астрономией, арифметикой, геометрией, философией в ней были и те, которые многие современные люди относят не к науке, а к религии, например богословие и его частные дисциплины, а также те, которые многие сейчас вообще считают лженауками: астрология, алхимия, хиромантия, сакральная география и т.д. (хотя даже противники этих дисциплин не могут отрицать за ними определенного положительного исторического значения).

    Главные особенности древней или как еще говорят традиционной науки (ведь она существовала в домодернистском, традиционном обществе) были связь с религией, умозрительный характер, отрыв от практики и восприятие познания истины как самоцели.

    Соответственно, долгое время учение о науке и совпадало с учением о разуме и было прерогативой философского учения о познании. Однако в Новое время произошла гносеологическая революция и возникла наука нового типа – экспериментальное, математическое естествознание. Оно было не просто одной из научных дисциплин среди множества других, оно несло в себе определенные идеалы рациональности и научности. Благодаря очевидным успехам этого естествознания в объяснении явлений природы, а также значительным практическим последствиям научного прогресса, выразившимся в возникновении технической цивилизации, это естествознание стало пользоваться огромным авторитетом в обществе и превратилось в образец для всех остальных наук. Так, уже в XIX веке появляется особая наука об обществе – социология, которая, в отличие от традиционной социальной философии, стремится подражать естественным и точным наукам и использует экспериментальный метод, математический аппарат и т.д. Подобные попытки предпринимались в языкознании, литературоведении и в других гуманитарных дисциплинах. Таким образом, изменяется сам облик науки, появляется наука нового, нетрадиционного или современного типа. Для нее стали характерны:

    - освобождение от религии и философии, стремление опираться только на опыт и на разум (хотя, естественно, гипотезы философского порядка проникали и проникают даже в модернистские научные теории);

    - стремление к получению нового знания, а не к интерпретации уже имеющегося;

    - высокий уровень формализованности знания (то есть знание выражается здесь не при помощи естественного языка, а с помощью формул, переменных схем и мало доступно для людей, не имеющих специальной подготовки);

    - стремление к объективности знания, то есть независимости от исследователя, его симпатий, антипатий, черт характера;

    - использование, где это возможно, приборов и экспериментального метода;

    - и, наконец, практическая нацеленность научного познания.

    Изменились и социальные институты науки. Если традиционная средневековая европейская наука развивалась в рамках университетов – корпораций преподавателей и студентов, где обучали комментированию Священного Писания, богословских или философских трудов древности, то социальным институтом новой науки стали академии наук (Королевская академия наук в Англии, Французская академия наук и другие). Они объединяли пионеров науки Нового времени, которые рассматривали свои занятия наукой как личное, частное предприятие. В рамках академий они обменивались полученными знаниями, спорили. Впоследствии из их переписки и семинаров выросла культура научных журналов и регулярных научных конференций. Вскоре сформировался особый список этических принципов науки нового типа. Они таковы:

    - ученый должен быть беспристрастен, он не имеет права подгонять результаты исследования под политические, философские взгляды, которым он симпатизирует, свои взгляды он оставляет вне лаборатории;

    - ученый не имеет права по своей воле скрывать полученное знание от коллег и тем самым тормозить развитие данной научной отрасли (исключение составляют случаи, когда результаты засекречены государством), знание принадлежит всем, наука – коллективное предприятие, не знающее политических границ;

    - любой член научного сообщества может высказывать свое мнение, спорить с другими, невзирая на их статус в научном сообществе, научное сообщество признает лишь научный авторитет;

    - ученый должен заботиться о следующем поколении специалистов, искать учеников и передавать им полученные знания и опыт.

    Естественно, это идеальные требования, в реальном научном сообществе зачастую от них отходят.
    2.2. Функции науки
    Функции науки – это цели и задачи, которые преследует научное познание. Выделяют гносеологические функции, связанные с продуцированием наукой нового достоверного знания, и социальные функции, связанные с ролью науки в жизни общества. Гносеологические функции науки следующие: описание, объяснение, предвидение, понимание.

    Описание – функция, предполагающая фиксирование происходящих в исследуемом объекте процессов при помощи специализированного, формализированного языка науки. Возможно эмпирическое и теоретическое описание. Эмпирическое описание направлено на конкретные материальные объекты, в ходе его используются так называемые «протокольные положения», которые в идеале не должны содержать теоретических предпосылок. Теоретическое описание направлено на идеализированный объект, который изучается данной теорией (материальная точка, идеальный газ), при теоретическом описании используется аппарат математики.

    Объяснение - функция, предполагающая выяснение причинных зависимостей, связей данного явления и процесса с другими явлениями и процессами, которые делают его появление возможным и закономерным.

    Предсказание - функция, предполагающая предвидение развития процесса или явления, на основе знаний о его причинах и закономерностях.

    Понимание – функция, предполагающая углубление в сущность явления, встраивание его в человеческие социо-культурные смыслы.

    Социальные функции науки следующие:

    культурно-мировоззренческая – удовлетворение потребности общества в знаниях об окружающем мире, организованных в систему мировоззрения

    функция производительной силы, обеспечивающая общество новыми эффективными техническими средствами и технологиями

    функция социальной силы, дающая обществу технологии управления, эффективного разрешения социальных проблем.
    2.3. Проблема классификации наук
    Одну из первых систем классификации наук предложил древнегреческий философ Аристотель (4 век до н.э.). Он разделял науки на творческие, практические и теоретические. Творческие науки – это ремесла: столярное, портняжное и т.д. (Аристотель употреблял слово «наука» в самом общем смысле: любое знание и род деятельности, которому можно научить). К практическим наукам Аристотель относил те, которые связаны с человеческой деятельностью (греческое слово «праксис» означает деятельность) и приносят людям пользу. Это экономика – наука о правильном ведении хозяйства, этика – наука о правильном добродетельном поведении и политика – наука об управлении государством. Наконец, теоретические науки – это те, которыми занимаются не ради практической выгоды, а ради одной лишь любви к истине (которые осуществляют, так сказать, «познание ради познания»). Это математика – учение о числах и фигурах, физика – умозрительное учение о природе (мы бы сейчас назвали его натурфилософией) и метафизика или философия – наука о первых сущностях, наиболее общих, умопостигаемых принципах мироздания. Будучи создателем логики – науки о правилах и законах мышления, Аристотель отказывался признавать ее отдельной наукой и видел в ней общенаучный метод познания. Высшими науками Аристотель считал теоретические, а среди них – философию, так как Аристотель был убежден, что познание, мотивированное чистым стремлением к истине, благороднее, чем познание, мотивированное практическим низменным интересом.

    В средние века сформировалась иная классификация наук. Высшей наукой стали считать богословие - дисциплину, занимающуюся истолкованием Священного Писания (поскольку речь идет прежде всего о европейской цивилизации, то имеется в виду Библия). Богословие разделяли на мистическое, опирающееся на индивидуальный мистический опыт и естественное, опирающееся на человеческий разум (например одной из основных задач естественного богословия европейские теологи считали задачу рационального доказательства существования Бога). Богословие признавалось наукой наук, потому что ее предмет – Библия воспринимался как откровение высшей Божественной истины, книга, в которой есть ответы на все вопросы. Второй в средневековой иерархии наук была философия, «смиренная прислужница богословия» (Августин Аврелий), вспомогательная наука, чья задача – обоснование содержащихся в Библии истин, их защита от критики иноверцев и еретиков и, наконец, их логическое развитие. Философия, в свою очередь, господствовала над наукой о природе – физикой или натурфилософией и практическими науками – политикой, экономикой, этикой. Это была классификация, которая, так сказать, строилась «сверху» и отражала средневековую онтологическую иерархию, в которой высшей ступенью был Бог – предмет теологии, затем шел мир бестелесных ангелов, ответственных за наиболее общие законы мира – предмет философии, затем природа – предмет физики и человеческая деятельность – предмет практических наук. Но была и другая классификация, идущая «снизу», отражающая особенности средневекового педагогического процесса. Она касалась только «свободных искусств» - дисциплин светского цикла, которые предстояло изучить, прежде чем приступить к философии и богословию. Их было семь и они разделялись на две группы: «тривиум» или трехпутье, низшая ступень – грамматика – наука о языке, диалектика или логика – наука о мышлении, риторика – наука о красноречье, и квадривиум, четырехпутье: арифметика, геометрия, музыка и астрономия.

    После научной революции Нового времени (галилей-ньютоновской революции), когда возникла наука нового модернистского типа, появилась и новая классификация наук. В наши дни она включает в себя логико-математические науки, естественные науки, инженерно-технические и технологические науки и социогуманитарные науки. Богословие оттеснено на периферию культуры и большинством представителей современного научного сообщества не считается наукой, в том же смысле, в котором науками являются физика и математика. Статус философии до сих пор остается спорным: одни продолжают ее считать наукой, которая призвана господствовать над науками о природе и человеке, другие отводят ей роль диалектики или же логики и методологии научного познания, третьи вообще считают ее не наукой, а особым родом искусства.

    В период существования классической науки высшими в современной системе наук считались естественные науки и прежде всего физика, в которой видели образец науки; в соответствии с этим образцом создавались новые науки (социология) и реформировались старые. После научной революции ХХ века, породившей неклассическую и постнеклассическую науку стали много говорить о восстановлении в правах гуманитарного знания и о важности его специфичных методов, например, герменевтики.
    2.4. Методы науки
    Метод – способ достижения какой-либо цели не случайным, а необходимым образом. Среди методов науки выделяют специально-научные методы, которые используются только одной определенной наукой (например, спектральный анализ в физике) и общенаучные методы, которые используются всеми науками (анализ, синтез, абстрагирование, формализация и т.д.). Также распространено разделение методов науки на теоретические, основаны на умозрении и эмпирические, основанные на опыте. Надо заметить, что эмпирические методы применимы не во всех науках (логика, математика и философия лишены эмпирического уровня), однако в силу их значения для науки нового типа (применение эксперимента и произвело революцию в науке и создало модернистскую науку) мы не можем обойтись без их рассмотрения. К эмпирическим методам или методам эмпирического познания относятся научное наблюдение, измерение, эксперимент. Научное наблюдение отличается от обычного тем, что предполагает четкую постанову цели наблюдения, выбор методов, планомерность, систематичность, контроль за надежностью результатов. Научное наблюдение может производиться непосредственно или с использованием приборов – специальных искусственных средств, цель которых - регистрировать происходящее, усиливать познавательные возможности органов чувств человека. Очень важно изложение результатов научного наблюдения на специальном формализованном языке («языке наблюдения»), что исключает вариативность и субъективность толкований произошедшего. Только в этом случае можно говорить о фиксации в процессе наблюдения научного факта.

    Измерение - это процедура фиксации количественных аспектов изучаемых объектов и явлений. Измерение предполагает наличие масштаба (единиц измерения), правил процедуры измерения и измерительного устройства (прибора). В ходе измерения одна величина устанавливается при помощи другой, принятой за эталон, например, 1 килограмм – это вес 1 кубического дециметра дистиллированной воды в вакууме при температуре 4 градуса по Цельсию в месте, находящееся на уровне моря на широте 45 градусов. Измерение используется и при научном наблюдении, и при эксперименте.

    Эксперимент – это искусственная ситуация, создаваемая ученым при помощи специальных приборов и материалов для того, чтобы либо проверить имеющееся предположение, либо исследовать те или иные параметры объекта и связь между ними. В соответствие с этим эксперименты разделяются на проверочные и исследовательские. К эксперименту прибегают, когда в естественных условиях изучаемое или проверяемое свойство проявляется недостаточно ярко. Эксперимент проводится в несколько этапов: 1) генерация замысла эксперимента 2) создание необходимой искусственной ситуации 3) наблюдение за поведение объекта или процесса в данной ситуации. В сущности, эксперимент – совокупность операций, переводящих логику понятий в логику вещей. Для этого нужно располагать: 1) теорией и логически выводимыми из не следствиями, которые можно проверить 2) идеализированной картиной поведения объектов 3) отождествлением идеальной модели с материальной конструкцией хотя бы в некоторых аспектах.

    Эксперимент – основное оружие познания в таких науках как физика, химия, биология, считается, что благодаря применению экспериментального метода они достигли таких успехов в объяснении явлений природы.

    К основным теоретическим методам научного познания относятся идеализация, формализация, математическое моделирование, рефлексия.

    Идеализация – это процесс отвлечения от некоторых свойств реальных объектов и выделении других свойств, которые для данного исследования представляются существенными, важными, результатом чего является идеальный объект, который обладает несколько иными свойствами, чем объекты реальные. Примеры идеальных объектов – материальная точка, идеальный газ, абсолютно черное тело. В сущности наука, начиная с Галилея, изучает не реальные предметы, а идеальные объекты.

    Формализация – процесс превращения теории, выросшей на обобщении эмпирических данных, в формальную систему, в результате чего каждое утверждение теории либо начинает представлять собой аксиому, либо может быть сведено к ней в результате логических операций. Итог формализации – представление теории как системы логически связанных символов, отражающих соответствующие материальные объекты. Формализация позволяет отвлечься от значения понятий теории и обратиться лишь к ее логическим особенностям. Разделяют частично полно формализованные теории. В частично формализованных теориях язык и логические средства явным образом не фиксируются, в полностью формализированных теориях имеется явная аксиоматически дедуктивная форма с известными логическими средствами. Большинство теорий (физические, химические и т.д.) частично формализованы, полная формализация характерна лишь для теорий формальной логики.

    Математическое моделирование – это метод, предполагающий создание математических моделей. Математическая модель – это абстрактная система, состоящая из набора математических объектов, то есть множеств, и отношений и элементов. Простейшая математическая модель – математический объект или формальная структура, помощью которой можно от эмпирических значений одних параметров материального объекта перейти к другим без обращения к эксперименту. Например, зная скорость и время движения, полученные при помощи измерения, можно определить пройденный путь при помощи уравнения, не измеряя этот путь в реальности. Для работоспособности математической модели нужна согласованность, изоморфизм между моделью и отображаемым ею фрагментом реальности.

    Рефлексия - это метод чистого теоретического познания, обращенного не к предметам, а к умственным конструкциям. Выделяют три типа рефлексии: 1) рефлексия над результатами познания 2) рефлексия над средствами и процедурами познания 3) рефлексия над общими установками, нормами, идеалами познания. Первый тип свойственен начальному этапу познания, второй и третий – углубленному познанию.

    2.5. Научное знание как система. Структура теоретического и эмпирического знания
    Научное знание в философии науки принято рассматривать как систему, которая имеет несколько уровней.

    Первый и самый высший – метатеоретический уровень. Он включает в себя два подуровня: 1) философские основания науки – максимально абстрактное знание, имеющее промежуточный статус между философией и наукой и обеспечивающее их связь; 2) общенаучный – частнонаучные и общенаучные картины мира, методологические, гносеологические, логические, аксиологические основания и принципы научных теорий.

    Второй уровень научного знания – теоретический. Теоретический уровень научного познания или теоретическое научное знание – это сумма высказываний на формализованном языке конкретной науки, посвященных идеальным объектам, изучаемым данной наукой. Примерами идеальных объектов являются идеальный газ, материальная точка, абсолютно черное тело и т.д. Среди специалистов-естественников и философов до сих пор не утихает спор о природе идеальных объектов. Одни считают, что они – порождения человеческого сознания и в объективной реальности не существуют, хотя и отражают некоторые черты реальных, материальных предметов, другие убеждены, что идеальные объекты – сами являются объективной реальностью стоящей на лестнице бытия много выше, чем материальные предметы, так как идеальные объекты неизменны, совершенны, а материальные предметы изменчивы, текучи, их бытие не лишено элемента случайности. Но даже те, кто отрицает онтологическую самостоятельность идеальных объектов науки вынужден признать их определенную объективность в рамках нашей рефлексии над ними: независимо от наших желаний идеальный газ имеет определенные свойства. Собственно, именно поэтому они и могут быть предметом изучения науки, так как наука изучает лишь закономерное, повторяющееся, стационарное, то есть объективное.

    Но теоретический уровень разделяется на подуровни. Первый, наиболее общий подуровень – аксиомы и общие теоретические законы, описывающие исходные идеальные объекты (например, в механике Ньютона это три главные ее закона – об инерции, взаимосвязи массы, силы и ускорения и равенства действия и противодействия, а также вообще законы движения материальной точки как исходного идеального объекта, ведь классическая механика – это наука о движении материальной точки без трения в евклидовом пространстве). Второй подуровень – частные теоретические законы, описывающие структуру, свойства и поведение идеальных объектов, сконструированных из исходных идеальных объектов (в классической механике это – законы движения идеального маятника). Они не выводятся непосредственно из более общих законов, а получаются путем рефлексии над результатами мысленных экспериментов, произведенных с общими идеальными объектами. Третий подуровень – частные единичные теоретические высказывания, которые логически дедуктивно выводятся из частных и общих теоретических законов путем подстановки на местно переменных в этих законах конкретных величин (например, такое высказывание: «если к материальной точке К приложить силу F то через время Т она будет на расстоянии L от точки приложения этой силы»).

    Третий, низший подуровень теоретического знания – место «соприкосновения» теории и практики, теоретического знания и знания эмпирического, касающегося конкретных материальных объектов и выраженного в «протокольных предложениях», которые описывают лишь события, зафиксированные в эксперименте, и в идеале не имеют теоретических терминов (хотя, как выяснилось этот идеал недостижим). Причем, неправильно думать, как полагали философы науки–позитивисты, что эмпирический и теоретический уровень связаны принципом индукции (восхождения от частного к общему), то есть что теория возникает в результате осмысления данных экспериментов. Как мы уже говорили, эмпирическое и теоретическое знание имеют разные предметы, первое – материальные объекты, второе – объекты идеальные, значит, непосредственно выводиться одно из другого не может. Теоретическое знание надстраивается над эмпирическим для объяснения, истолкования и предсказания. Иначе говоря, теория интерпретирует опыт и каждая такая интерпретация гипотетична, таким образом, ни одна даже самая строгая эмпирическая наука не дает точного знания, подобного знанию логическому или математическому. Реальный процесс познания состоит из процедур дедуцирования единичных теоретических утверждений из частных и общих теоретических законов и отождествления их с протокольными предложениями эмпирического знания относительно определенных материальных объектов. Это отождествление предполагает отождествление идеальных и материальных объектов и производится с помощью «интерпретационных предложений», «протоколов редукции» (Р. Карнап), основанных на определенном соглашении (консенсусе). Пример такого отождествления: «планеты Солнечной системы можно представить как материальные точки». Эти предложения суть определения, поэтому они не истинны, и не ложны, они могут быть лишь эффективными ил неэффективными.

    Наконец, завершает эту иерархию собственно, эмпирический уровень, который включает в себя описания данных экспериментов наблюдений. Философы науки-позитивисты считали, что ядром эмпирического уровня являются «протокольные предложения», которые не содержат никаких метафизических допущений, но попытки их обнаружить не привели к успеху. Эмпирический уровень до самого своего ядра диалектически связан с теоретическим.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта