Философия науки. Учебное пособие. Философия науки
Скачать 0.56 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» Р.Р. ВАХИТОВ, Г.И. ИСХАКОВА ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Учебное пособие Уфа Издательство УГНТУ 2017 УДК 101: 001 (07) ББК 87я7 В22 Утверждено Редакционно-издательским советом УГНТУ в качестве учебного пособия Рецензенты: Доктор философских наук, профессор кафедры философии и политологии БашГУ А.А. Янгузин Кандидат философских наук доцент кафедры политологии, социологии и философии БАГСУ А.П. Соловьев В 22 Вахитов Р.Р. Философия науки: пособие/ Р.Р. Вахитов, Г.И. Исхакова. – Уфа, 2017. – с. ISBN 978-5-7831-1481-6 Предлагаемое пособие основывается на современных разработках философии науки, содержит программу курса «Философия и методология науки», список рекомендуемой литературы, вопросы к экзамену, краткую хрестоматию по философии науки. Рекомендуется магистрантам, аспирантам и всем, кто интересуется философией и историей науки. УДК 101: 001 (07) ББК 87я7 ISBN 978-5-7831-1481-6 © ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2017 © Вахитов Р.Р., Исхакова Г.И., 2017 СОДЕРЖАНИЕ Часть 1. Философия науки Предмет философии науки Эволюция философии науки ХХ века Конвенционалистская философия науки Аналитическая философия науки Философия науки классического и советского марксизма Неомарксистская философия науки Феноменологическая философия науки Герменевтическая философия науки Структуралистская философия науки Постмодернистская философия науки Фальсификационистская модель научного познания Концепция научно-исследовательских программ Концепция научных революций Концепция личностного знания Концепция эпистемологического анархизма Часть 2. Феномен науки Наука модернистского типа и ее особенности Функции науки Проблема классификации наук Методы науки Научное знание как система. Структура теоретического и эмпирического знания Философские основания научного знания Идеалы и критерии научности. Проблема выбора научной теории Проблема внешней социо-культурной детерминации научного исследования. Интернализм и экстернализм в философии науки Научные традиции и научные революции. Динамика науки Этапы становления научного знания: гипотеза-теория-парадигма-картина мира Наука как социальный институт. Научное сообщество и его особенности. Этика науки Историческое развитие науки. Классическая модернистская наука. Неклассическая наука. Постнеклассическая наука Античная наука Средневековая наука Научная революция Нового времени. Классическая наука. Научная революция начала ХХ века. Неклассическая наука. Перспективы развития современной науки. Парадигма универсального эволюционизма. Сциентизм и антисциентизм Часть 3. Методические материалы по предмету «Философия науки» 3.1. Планы семинарских занятий по предмету «Философия науки» 3.2. Список литературы 3.3. Темы рефератов и вопросы к экзамену (зачету) 3.4. Краткая хрестоматия по философии науки Часть 1. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 1.1. Предмет философии науки Принято различать объект и предмет какой-либо науки. Объект – это вся область исследования, предмет – тот аспект предмета, который изучается данной конкретной наукой. Например, объектом физики являются природные явления, предметом – такие фундаментальные явления природы, как гравитация, тепло, электромагнетизм и т.д. Объектом философии науки является современная наука, то есть тот тип науки, который сложился в результате научной революции XV-XVII веков (галилей-ньютоновской революции) и существует с некоторыми изменениями до сих пор. Однако эту науку изучает целый ряд дисциплин: философская гносеология, социология науки, когнитивная психология. В чем же состоит специфика рассмотрения современной науки такой дисциплиной, как философия науки? Наука модернистского типа привлекает внимание философов с самого своего возникновения. Уже философов – современников научной революции Нового времени привлекали темы методов научного познания. Французский философ Рене Декарт поставил проблему метода во главу угла своей философской системы. Английские философы-эмпирики Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм отстаивали тезис об эффективности экспериментального метода в научном познании и о необходимости превращения науки в практическую силу, союза науки и техники. Основоположник немецкой классической философии И. Кант провозгласил, что один из главных вопросов философии, которая хочет быть наукой: как возможно чистое естествознание? Кант стремился обосновать всеобщность законов природы, открываемых экспериментальным математическим естествознанием, возводя их к фундаментальным формам и категориям человеческого сознания (ведь если бы законы природы были простым обобщением опыта, то они носили бы гипотетический, неточный характер, опыт почти никогда не бывает исчерпывающим, охватывающим все явления). Ученик Канта – И. Фихте саму философию объявил не чем иным, как учением о науке, «наукоучением». Большое внимание вопросам науки уделяли Шеллинг и Гегель. В середине XIX века появилась новая философская школа – позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Д.С. Милль), которая объявила научный способ познания единственным ведущим к истине и предложила отказаться от метафизики и саму философию превратить в науку. Тем не менее, предметы философской теории познания или гносеологии, краткий обзор которой мы сейчас предприняли, и философии науки как особой философской дисциплины, возникшей в ХХ веке, не совпадают. Философская гносеология, обращаясь к науке модернистского типа, берет ее как целостный феномен, изучает характерные для нее тип познания и рациональности в их внутреннем единстве. Для философии науки характерен иной аналитический подход. Философия науки расчленяет проблематику научного познания, изучает входящие в нее проблемы по отдельности, хотя и признает, что они составляют единую систему. Ее интересуют такие проблемы, как структура научных теорий, соотношение эмпирического и теоретического уровня научного познания, рост научного знания, критерии научности. Другие важные вопросы философии науки – соотношение науки и других областей культуры – философии, религии, политики, экономики, морали. Философия науки уделяет также большое внимание изучению социальных институтов науки, научного сообщества, законов его развития, влияний на него со стороны других общественно-культурных институтов. С другой стороны уже в середине ХХ века от философии науки стали отделяться более частные, конкретные науковедческие дисциплины (социология науки, культурология науки, когнитивная психология, наукометрия). Их предмет также отличается от предмета философии науки. В отличие от философии науки они изучают настолько конкретные и локальные вопросы, связанные с научным познанием, что их возможно исследовать при помощи экспериментального метода. Так, социолог науки при помощи опросов может выяснить: каковы политические предпочтения членов того или иного научного сообщества, как они расценивают проблему клонирования; специалист в области наукометрии может выяснить: каков индекс цитируемости у ученых из определенного университета. Такого рода данные могут стать, в свою очередь, материалом для дальнейшей рефлексии философов науки. Итак, предмет философии науки менее абстрактен, чем предмет философской гносеологии, но более абстрактен, чем предмет частных науковедческих дисциплин. Философия науки – связующее звено между чистым философским исследованием науки и исследованием ее при помощи частно-конкретных, зачастую экспериментальных методов. Философ науки опирается на концепции классических и постклассических философов (так, существуют направления в философии науки, по своим теоретическим установкам восходящие к Канту, Фихте, Марксу, Гуссерлю), но стремится при этом не отрываться от фактов, поставляемых ему базисными частными науковедческими дисциплинами. 1.2. Эволюция философии науки ХХ века Философия науки – философская дисциплина, возникшая в начале ХХ века и пережившая бурное развитие во второй половине ХХ века, как на Западе, так и в СССР а впоследствии и в России (в СССР эту дисциплину называли методология науки). Философия науки исследует структуры научных теорий, методы и уровни научного познания, закономерности роста научного знания, науку как социальный институт и законы его развития. Возникновение отдельной философской дисциплины, которая занималась бы исключительно вопросами, связанными с научным познанием, связано с тем выдающимся значением, которое наука модернистского типа играет в жизни нашего общества. На Западе философия науки родилась в лоне позитивистской философии. Позитивизмом называют школу неклассической философии, возникшую в XIX веке во Франции и получившую распространение преимущественно в англосаксонских странах. Основные представители раннего позитивизма – О. Конт, Г. Спенсер, Д.С. Милль. Позитивизм объявил отжившей проблематику классической философии – метафизики, провозгласил, что к истине ведет исключительно научное познание, опирающееся на эксперимент, и что философия тоже должна стать своеобразной наукой, играющей роль либо общей методологии наук (О. Конт), либо интегральной науки, объединяющей достижения всех наук в картину мира (Г. Спенсер), либо логикой науки (Д. С. Милль). В начале ХХ века в рамках позитивизма появилось направление, которое сосредоточило внимание исключительно на вопросах научного познания, – логический позитивизм или неопозитивизм (Р. Карнап, Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн), который стал первой школой западной философии науки. Неопозитивисты занимались анализом языка науки, благодаря чему с ними связывают возникновение аналитического направления философии науки. Будучи индуктивистами, то есть сторонниками полного сведения теории к фактам, они стремились создать чистый «язык наблюдений», без примесей теоретических терминов, так как были убеждены, что некритичность в употреблении терминов – причина эвристической слабости наук социогуманитарного цикла. Неудача в создании этого идеального языка наблюдений привела к кризису неопозитивизма и появлению постпозитивизма. Постпозитивистская философия науки – это не единая школа, а множество различных, часто противоречащих друг другу концепций. Первой из них была сформулирована концепция критического рационализма или фальсификационизма К.Р. Поппера. Поппер отверг принцип индукции, видящий в научном познании простое восхождение от фактов к теории, как логически несостоятельный и стал утверждать, что не экспериментальная подтверждаемость, а опровержимость есть критерий научности той или иной теории. Прогресс науки по Попперу не в приближении к абсолютной истине, так как все теории гипотетичны, имеют вероятностный статус, а в углублении в понимание научных проблем. Демаркация или линия разделения между наукой и метафизикой пролегает по признаку опровержимости знания: научное знание опытно опровержимо, философское – принципиально неопровержимо. Другую «утонченную» версию фальсификационизима предложил ученик Поппера И. Лакатос, который видел в истории науки смену научно-исследовательских программ, связанных систем теорий и признавал необходимость не только критики этих теорий, но и их защиты и усовершенствования. Следующим этапом эволюции постпозитивизма была концепция научных революций Т.С. Куна, которая представляла развитие науки как развитие научных сообществ, коллективов ученых, развивающих одну и ту же общепринятую образцовую теорию – парадигму. Кун отрицал непрерывность в развитии научного знания и утверждал, что этапы поступательного развития («нормальная наука») сменяются этапами мировоззренческих переворотов («научные революции»). Для концепции Куна характерен релятивизм, то есть отрицание научной истины и принципиального прогресса в науке. Парадигмы по Куну несоизмеримы, строятся на противоположных фундаментальных понятиях и смена их не означает, что мы лучше стали понимать область исследования. Смену парадигмы Кун объясняет влиянием внешних по отношению к науке трансформаций в культуре общества. Концепция эпистемологического или методологического анархизма П. Фейерабенда завершает релятивистские тенденции в постпозитивистской философии науки. Фейерабенд отрицает универсальный научный метод, прогресс в науке, опровержимость и подтверждаемость теории экспериментом. Каждая теория по Фейерабенду несет в себе собственные критерии оценки и механизмы интерпретации фактов, все теории равноценны, нет никакой разницы между наукой, философией, мифом, искусством. Цель научного познания по Фейерабенду – творческое увеличение количества теорий («пролиферация»). М. Полани создал концепцию «неявного знания», где большая роль отведена личностному, экзистенциальному моменту научного исследования. По Полани, науку делают не механизмы, а живые люди со своими ценностями, страстями, Полани интересуется проблемами «этоса», то есть этики науки, трансляции научного мастерства между поколениями ученых. С. Тулмин предпринял оригинальную попытку рассмотреть развитие и конкуренцию научных теорий по аналогии с жизнью популяций животных. Как видим, западная философия науки эволюционировала от дисциплины о теоретических научных конструкциях к дисциплине о социальных институтах науки и о включенности науки в культуру. Одновременно изменилось само понимание философии науки: первоначально она воспринималась как строгая наука о науке, затем пришло понимание ее как философской дисциплины. Можно отметить также тенденцию к релятивизму в понимании научного знания, в дрейфе от эмпиризма – концепции, видящей факт основой научного познания, к неорационализму – концепции, утверждающей, что теория не сводима полностью к фактам и несет в себе аксиоматические метафизические положения. Для поздних версий постпозитивизма свойственен антисциентизм – разочарование в науке, признание того, что она неспособна решить проблемы человеческой цивилизации, и даже отрицание ее как вредного и опасного предприятия. Плодотворная традиция философии науки сложилась в 1960-1980-х гг. в СССР (Микулинский, Мамчур, Степин, Косарева, Лойфман, Гайденко и др.). Она опиралась на идеи Энгельса о важности диалектического метода для научного исследования и на критике позитивизма, предпринятой В.И. Лениным. Наибольших успехов советская философия науки достигла в раскрытии влияния внешних по отношению к науке, особенно социо-экономических факторов на становление фундаментальных научных теорий (классическую физику, биологию, химию и т.д.). Наряду с философией науки как отдельной философской дисциплиной, на Западе в ХХ веке существовали концепции науки в рамках оригинальных философских направлений (феноменологическая, структуралистская, постмодернистская, неомарксистская философия науки). 1.3. Конвенционалистская философия науки Конвенционализм (от латинского «конвенция» - соглашение) – направление в философии науки начала ХХ века. Его представители (Пуанкаре, Айдукевич) отстаивали тезис о том, что выбор между научными теориями производится благодаря соглашению (конвенции) между учеными о фундаментальных понятиях и принципах теории и напрямую не зависит от экспериментальной проверки этих теорий. Критерием истинности теорий конвенционализм объявляет не процедуры эмпирической проверки, а внутреннюю непротиворечивость теории. Таким образом теория не столько отражает действительность, сколько просто удобна для какой-либо практической цели. Конвенционалисты верно заметили, что наука изучает не реальные вещи, а некие модели (материальная точка, свободное падение, идеальный газ), и все зависит от того, какие черты реальной вещи при создании модели мы посчитаем существенными, а какие нет. Так, физика Галилея игнорирует взаимодействие тел со средой при движении (свободное движение, свободное падение), с точки зрения физики Аристотеля это совершенно неприемлемо, потому что движение всегда происходит в какой-нибудь среде. Однако конвенционалисты считали, что этот выбор свободный и сознательный, а это не соответствует истине. Возникновение конвенционализма связано с рядом революций в математике и физике 19-20 веков. Непосредственным толчком стало появление неевклидовых геометрий (Лобачевского, Римана), из чего конвенционалисты заключили, что все эти геометрии равноценны и выбор между ними обусловлен лишь соглашением о том, какие аксиомы принять. Впоследствии эта логика была перенесена на физику, модели и закон которой были тоже объявлены результатами соглашений. Конвенционализм повлиял на логический позитивизм, в частности на Карнапа, который считал, что можно строить любую систему при условии соблюдения правил логики. Элементы конвенционализма имеются в учениях постпозитивистов (Кун, Фейерабенд), однако они считают, что эти соглашения ученых бессознательны, навязаны окружающей их ментальной атмосферой. 1.4. Аналитическая философия науки Аналитическая философия – направление в философии ХХ-XXI вв., особенно влиятельное в англоязычных странах: США, Канаде, Великобритании, Австралии, а также в скандинавских странах и отчасти в Германии. Аналитическая философия представляет собой не единую школу, а традицию философского исследования, в рамках которой существует множество концепций. Однако для всех концепций аналитической философии свойственны некоторые общие черты: повышенный интерес к анализу языковых феноменов (отсюда и название традиции), склонность переводить философские проблемы в сферу языка и рассматривать их как «неправильные словоупотребления», «языковые игры» и т.д., тяготение к формам строгой научности, наличие серьезной логической базы. Аналитическая философия противопоставляет себя идеализму и материализму с одной стороны и иррационализму - с другой. Свои истоки она видит в трудах Декарта, Юма, Канта, Маха. Самой ранней формой аналитической философии была аналитическая философия науки или неопозитивизм. Основные идеи неопозитивизма были сформулированы в рамках «Венского кружка» (1922-1939) - знаменитого коллектива физиков и философов из Австрии (Шлик, Нейрат, Гедель, Карнап), к которым затем примкнули ученые из других стран (Рассел, Вигтгенштейн, Тарский). Представители кружка выступили против господствовавшего в Европе идеализма гегельянского типа (в частности, абсолютного идеализма Брэдли) с позиций крайнего эмпиризма. Вслед за Беркли и Юмом они считали, что осмысленным является только такое знание, которое может быть без остатка сведено к чувственным восприятиям, а точнее к описаниям научного эксперимента. Философские проблемы (проблема субстанции, материи, идеального и т.д.) – это, по их мнению, псевдопроблемы, вызванные неправильным некритическим употреблением терминов языка. К истине ведет лишь научное познание, а идеал науки – физика, где все теоретические положения могут быть проверены экспериментально. Логика, математика философия – науки, не имеющие эмпирического, опытного уровня, должны выполнять служебные функции по отношению к экспериментальным наукам. В частности, предназначение философии – критика языка науки и его очищение от неосмысленных терминов (псевдотерминов), не связанных с опытом. Медленное развитие таких дисциплин, как социология, психология, литературоведение по сравнению с физикой как раз и связано с засоренностью их языка, обилием псевдотерминов, нестрогим употребление терминов. Наиболее последовательным в разработке этой программы был Р. Карнап (1891-1970) – немецко-американский философ и логик, основные произведения: «Значение и необходимость», «Философские основания физики. Введение в философию науки», «Логический синтаксис языка». Он считал, что в основе научного исследования должны лежать «протокольные положения» - описания чувственных данных, результатов эксперимента, не содержащие теоретических терминов. Теория должна полностью верифицироваться, то есть сводиться к протокольным положениям и подтверждаться экспериментом. Неверифицируемое теоретическое знание неосмысленно и должно быть исключено из сферы науки. Другой видный неопозитивист Б. Рассел (1872-1970), британский философ, логик, математик, публицист, общественный деятель. Основные произведения по философии науки: «Принципы математики» (совместно с А. Уайтхедом), «Исследования значения и истины», «Человеческое познание, его сфера и границы». Рассел стремился свести метафизическое знание к простым единицам – «логическим атомам», «универсалиям» и показать соответствие между логикой как основным содержанием философии и чувственным опытом (отсюда название философии Рассела – логический эмпиризм). Еще один крупный неопозитивист, оказавший огромное влияние на последующую аналитическую философию - Л. Витгенштейн (1889-1951), австрийский философ. Главные произведения: «Логико-философский трактат», «Философские исследования». Для раннего Витгенштейна свойственно сведение всякой познаваемой реальности к языковой реальности. Язык имеет ограниченные возможности и не позволяет адекватно выразить метафизические переживания. Предназначение философии – очищение языка от псевдопроблем и псевдотерминов. Поздний Витгенштейн обращается от анализа языка науки к анализу естественного языка и трактует деятельность философа как «языковые игры». Аналитическая философия науки сошла на нет к 1940-м годом ХХ века, так как потерпели крах основные ее положения: не удалась попытка создания идеального языка наблюдения, выяснилось, что в основе научных теорий обязательно имеются неверифицируемые метафизические положения. На базе критики основных положений неопозитивизма сложилось следующее влиятельное направление в западной философии науки – постпозитивизм. Однако аналитическая традиция на этом не прервалась, она развивалась в Кембридже (Д. Уинсдом, Д. Пол, Рамсей), в Оксфорде (Г. Райл, Д. Остин, И. Берлин, Вайсман), в США (Н. Манкольм). Аналитические философы обратились к анализу обыденного языка, языка политики, этики, историографии, метафизики. |