философия, экзамен , ответы 2021. философия ответы. Философия объект, предмет, цели и
Скачать 277.11 Kb.
|
Марксистская философия. Общая характеристика С именем К. Маркса связан марксизм – философское и социально-экономи-ческое учение, которому суждено было сыграть огромную роль в жизни человечества. Каковы же основные идеи философии марксизма и в чем их новизна? 1) произошло органическое соединение материализма и диалектики в единую теорию диалектический материализм. В отличие от нематериалистической диалектики Гегеля ДМ показал, что диалектичность присуща прежде всего материальному миру, а не тем идеям, которые отражают его человеческой голове. Отсюда ДМ рассматривает мир не только как материальный и познаваемый, но и диалектически, т.е. в многообразии и взаимосвязи, в единстве и противоречии, в постоянном движении и развитии. 2) марксизм обосновалматериалистическоепониманиеобществаиегоистории. Если прежде философы – материалисты применяли материализм лишь и пониманию природы и мышления, а подход к обществу у них был идеалистическим: общественной деятельностью людей управляет их сознание (взгляды, идеи и т.д.), то марксизм распространил материализм на общественную жизнь и его историю. 3) марксизм ставит перед философией принципиально новую задачу: неограничиватьсяобъяснениеммира,авырабатыватьметодологиюегопреобразованиянаначалах социальной справедливости. 4) марксизм первым открыто признал классовыйхарактерсвоегоучения. Он прямо заявил, что выступает с позицией рабочего класса. 5) в отличие от других философов, стремившихся создать законченные теории, марксизм определил себя как учение, которое дает не готовые догмы, а отправныепунктыдля дальнейшегоисследования, т.е.какразвивающееся учение. Но в процессе развития любого философского учения существует опасность его, извращения. Так случилось и с марксизмом. В годы сталинизма и застоя идеи марксизма искажались, догматизировались и приспосабливались для оправдания политики тоталитарных режимов. Наиболее уязвимым местом марксизма является идея коммунизма. Ее конкурсы не вышли за пределы абстрактной идеи. Историческая реальность не совпала с прогнозом Маркса. Русская философия. Общая характеристика и направления Философская мысль в России формировалась под влиянием общемировой философии. Однако специфика российской философии во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Руси сыграла огромную роль в становлении русской философской мысли. Главная тема русской философии - история философии и социальная философия. Своеобразными направлениями в русской философии стали славянофилыи западники, в центре внимания которых находилась Россия и ее роль в мировом историческом процессе. Первые видели залог всеисторического призвания России в самобытности ее исторического прошлого и представляли всю западную историю как плод человеческого злодейства, строили концепции русского исторического процесса на религиозных взглядах. Вторые прошли поучительную школу немецкой классической философии и французского Просвещения. После глубокого увлечения гегельянством русские философы - западники, под влиянием Фейербаха, повернулись к материализму, стремясь, однако, сохранить диалектический метод Гегеля. Одним из выдающихся русских философов был Владимир Соловьев. Его философия впитала в себя основные тенденции русской религиозной философии 19 века. Он первым в России создал свою особую философскую систему. Общественно- историческая задача философии - спасение человека и человечества. Необходимо подготовить человека к восприятию христианских ценностей. Центральная идея учения - идея положительного всеединства или “всеединого сущего”. Это всеединство являет собой совершенный синтез истины,добраикрасоты. Всеединое сущее - сфера абсолютного, божественного - обладает признаками безусловности и всецелости. Реальный мир - самоопределение или воплощение абсолютного – сущего, посредник между ними - София (мудрость божия). Материальный мир находится в хаотическом состоянии. Человек является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя природы. Человечество - посредник между природой и божеством. Человек должен изменять природу до ее одухотворения. Отсюда цель мировой истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественным и природными мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, личный образ всеединства. В обществе идея “всеединства” раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеединства является объединение католической и православной церквей. Социальный идеал Соловьева - свободная теократия или вселенская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм и утверждающая тем самым конечную стадию истории - богочеловечество. Выдвигая и отстаивая идею всеединства, синтеза веры и знания, науки и религии и т. д. , Соловьев выступил против тезиса Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием. Он призывал не только видеть и выявлять зло, но и противостоять ему. В истории русской философии идеализм Соловьев оказал большое влияние на целую плеяду философов (Карсавин, Булгаков, Флоренский, Бердяев, Трубецкие, Франк) которые составили течение богоискательства со свойственным ему иррационализмом, персонализмом и мистическим пониманием свободы и творчества. Всеединствоесть категория онтологии, означающая принцип внутренней формы совершенного единства множества, по которому элементы множества тождественны между собой и тождественны целому, но не сливаются в сплошное единство, а образуют особый строй, истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы. В России возникает целый ряд систем, начало которым положил Соловьев. Все системы всеединства разнообразны, связаны с предшествующей метафизикой на Западе. Философские взгляды русских революционеров-демократов XIX в. - А.И. Герцен, В.Т.Белинского, Н.Г. Чернышевского и Н.Л. Добролюбова возникают в условиях глубокого кризиса крепостничества, которое служило причиной заметного отставания социально- экономического развития России от Западной Европы. Герцен, Белинский, Чернышевский и Добролюбов создали оригинальнуюформуматериализмаи диалектикиимеющую переходный-от философии Гегеля и Фейербаха к научной философии - характер. Русские революционные демократы шли путем, параллельным тому, по которому в то же время развивались философские взгляды Маркса и Энгельса. Чернышевский видел в философии теорию решения самых общих вопросов науки, вопросов об отношении духа к материи, о свободе человеческой воли, о бессмертии души и т.д. Герцен, Чернышевский, Добролюбов обосновывали материализм, опираясь на данные естествознания - физики, химии, биологии, физиологии. Русские революционеры-демократы поняли революционное значение духа диалектики Гегеля. Герцен видел в диалектике «алгебру революции». Чернышевский доказывал, что человеческое познание диалектично, оно развивается от простого к сложному, оставаясь всегда неполным и относительным. Он обосновывал принципы конкретно- исторического подхода к анализу природных и общественных явлений, конкретности истины. Ценные мысли были высказаны революционерами-демократами о единстве человека и мира, о человеческой сущности. Без человека, -писал Герцен, - «природа не заключает в себе всего смысла своего - в этом ее отличительный характер; именно мышление и дополняет, развивает его». Русские революционеры-демократы стремились соединить материалистическую философию с идеей революции. Реалистический дух. материализма, усиленный диалектикой, позволил Герцену. Белинскому, Чернышевскому и Добролюбову создать систему революционно-демократических взглядов, основанных на идее крестьянской революции, которая должна была, по их убеждению, принести к социализму через посредство крестьянской общины, своего рола ячейки социализма. Однако, они не смогли создать понятия материи, которое позволило бы материалистически объяснить общественную жизнь, человеческую сущность и ее развитие. Они по-прежнему исходили из понятия материи как природы, которое не могло включить в себя обобщение человеческой сущности, специфики социальной формы материи. Однако в их взглядах возникли элементы материалистического понимания истории, тесно связанные с революционно-демократическими идеями. Революционеры- демократы обосновывали представление о решающей роли масс в истории, считали социализм закономерным результатом развития общества. Чернышевский связывал появление социализма с изменением прежде всего экономических отношений. Русские революционеры-демократы создали особую разновидность утопического социализма. Большую ценность представляет созданная русскими революционерами-демократами система эстетических взглядов, основанная на идее «прекрасное есть жизнь». Русская философия – это религиозный подход, рассматривающий все современные проблемы в комплексе через призму морали и нравственности. Характерными чертами русской философии являются: - сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; - специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой); - целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; - большая роль проблем морали и нравственности; - конкретность; - широкое распространение в массах, понятность простому народу. Основные направления русской философии: - декабристская философия; - философия западников и славянофилов; - философия Чаадаева; - консервативная религиозная и монархическая философия; - философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого - революционно-демократическая философия; - либеральная философия. |