философия, экзамен , ответы 2021. философия ответы. Философия объект, предмет, цели и
Скачать 277.11 Kb.
|
Философия: объект, предмет, цели и задачи Объектом философского исследования является вся объективная реальность, весь материальный и духовный мир включая самого человека. Предметом философии является результат исследовательских действий, наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления. Цель философии - это познание нового через структурирование, классифицирование, обобщение и т. п. старого для улучшения условий жизни человека Задача философии –cтремясь охватить мир в его единстве, изучать эти вопросы и по возможности объяснять их Специфика и функции философии. Круг философских проблем. Основные методы философии Философия как дисциплинарно организованная отрасль знания наука представляет собой четко отграниченную совокупность логически обоснованной информации имеющей определенную структуру. Структура – это философская категория, обозначающая порядок связи взаимодействующих друг с другом элементов. Элементами философского знания (они и выражают круг основных философских проблем) являются: Онтология – учение о бытии и его свойствах. Гносеология – раздел философии исследующий законы, принципы, условия и возможности познания человеком окружающей действительности. Философская антропология – учение о сущности человека и смысле его существования. Социальная философия – дисциплина, выясняющая вопросы, связанные с определением сущности общественных явлений. Логика – это учение о законах и принципах правильного мышления и формах выражения мысли. Этика – область философии, исследующая проблемы морально-нравственного аспекта. Эстетика – раздел философии, предлагающий общее определение прекрасного. Приведенный перечень далеко неполон, однако он позволяет в общих чертах представить объем содержания философского знания. Ценностное содержание философии невозможно выявить без анализа ее функций. Функции философии – это основные направления применения философского знания. Основными функциями философии являются: Мировоззренческая; философия содействует формированию целостной, рациональной, человекомерной картины мира. Методологическая; философия конструирует и обосновывает основные способы познания мира. Гносеологическая; философия направляет познание на верное, адекватное отражение действительности. Аксиологическая; заключается в той роли которую выполняет философия в оценке явлений бытия с точки зрения этических и эстетических представлений, культивируемых человечеством. Социальная; состоит в том, что философия объясняет причин существования, становления и развития общественных институтов предлагает модели их совершенствования.. Мыслительно-теоретическая; философия призвана научить человека воспринимать мир в его целостности и многообразии и на этой основе обобщать и теоретизировать знание о действительности. Воспитательно-гуманистическая; философия прививает человеку и обществу человекоценностные смыслополагающие идеалы. Значение структурно-функционального аспекта состоит в том, что он заставляет нас осознать существование таких вопросов, которые не рассматриваются конкретно-научными дисциплинами, но которые требуют своего разрешения. Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей. Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: Обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство). Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии. Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе). Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства. Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии. Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм; идеализм; эмпиризм; рационализм. При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление матери. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной российской.) Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США в ряде стран Западной Европы (например, Германии). Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».) Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.) Зарождении философское и теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки Зарождение философской мысли началось в середине первого тысячелетия до н. э. Рождение было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание. Культурно-историческими предпосылками зарождения философии были: общественное разделение труда (отделение умственного труда от физического, социализация различных видов умственной деятельности) развитие городов, ремесленнической деятельности, которая была связана с городом, колонизация земель, развитие связи между ними, мореплавания, фортификация требовали развития конкретных знаний. Приобретение крупными городами определенной экономической независимости. Для них характерна была активная политическая жизнь. Атмосфера политической свободы, которая в свою очередь стимулировала свободу духовного творчества, способствовала и развитию философии. Философия древней Индии Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.) Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами — Великими Душами. Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следователь¬но, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение. Буддизм и его основные идеи Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго- Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда Главная идея буддизма - «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» и «путем аскетизма «Средний путь» — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана — высшая благодать. Будда вывел четыре благородные (арийские) истины: земная жизнь полна страданий; страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.; от страданий можно избавиться; существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана. Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение. Данный план — так называемый Восьмеричный путь — предусматривает соблюдение следующих принципов: правильное видение , правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни , правильное умение, правильное внимание, правильное сосредоточение. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие: не убий; не укради; будь целомудренным; не лги; Не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ. Возникновение философии в древней Индии относится к середине первого тысячелетия до нашей эры. Древнейшим памятником культуры Индии являются Веды - сборник гимнов в честь богов и героев, в котором изложено мифолого-религиозное представление о мире, человеке, морали и т.п. В Ведах можно выделить четыре части: Самхиты (гимны, песни, заклинания, магия), Брахманы (комментарии к ритуалам), Араньяки (наставления для отшельников), Упанишады (философско-религиозный комплекс). Именно в Упанишадах обозначено начало религиозно-философского мышления. Основой бытия признается универсальный принцип - Брахма, связанный с индивидуальной душой Атман. Неотъемлемой частью этого учения является концепция колеса Сансары и закона воздаяния кармы. Философские школы Древней Индии можно разделить на ортодоксальные (астика), признающие авторитет Вед, и неортодоксальные (настика), отрицающие Веды за лживость и многословность. К первым относят школы: миманса, веданта, санк-хья, йога, ньяя, вайшешика, ко вторым - джайнизм, буддизм, чар-вака- локаята. Четыре Благородные Истины: 1. Жизнь неизбежно влечет за собой страдания. 2. Страдание проистекает от наших желаний. 3. Существует состояние, при котором отсутствуют страдания (Нирвана). 4. Существует путь достижения этого состояния. Философия древнего Китая Центральной темой древнекитайской философии является идея гармонии с природой и общей взаимосвязи человека с космосом. По мнению китайских философов, в основе всего сущего лежит триединство Вселенной, включающее в себя небо, землю и человека. При этом вся энергия пронизана энергией «Ци», которая делится на два начала – женское инь и мужское ян. Древнекитайская философия базировалась на нескольких учениях, которые имели много общего, и отличались лишь в деталях мировоззрения. Наиболее важными и значимыми в культуре Древнего Китая стали два направления – конфуцианство и даосизм. (ред.) · Конфуцианство. Одно из важнейших направлений философии Древнего Китая, которое не утратило своей актуальности и по сей день. Основателем этой школы стал великий китайский мыслитель Конфуций, который видел смысл жизни в проявлении гуманизма, человеколюбия, благородства, а также в неукоснительном соблюдении ритуалов и правил поведения. В центре его учения находился человек, его поведение, нравственное и умственное развитие. Конфуцианство затрагивало и управление государством. Древний мыслитель крайне негативно относился к насаждению строгих законов, полагая, что они все равно будут нарушаться. Разумное правление может осуществляться только на основе личного примера. Даосизм. Популярное древнекитайское учение, основателем которого стал философ Лао-Цзы. Дао – это путь, всеобщее начало и всеобщий конец. Согласно учению Лао-Цзы, вселенная является источником гармонии, и благодаря этому каждое живое существо прекрасно только в своем естественном состоянии. Основная идея даосизма – это не-деяние. Человек только тогда обретет свободу и счастье, когда будет жить в гармонии с природой, вдали от мирской суеты, отказавшись от материальных ценностей и живя в простоте. Философское мышление Китая включает в себя четыре понятия: Холизм, который выражается в гармоничном единстве человека и мира. Человек и природа не являются противоборствующими субъектами, а представляют собой целостную структуру, стремящуюся к гармонии; Интуитивность. По мнению древнекитайских философов, земная сущность не может быть понята через череду конкретных понятий или найти отражение в семантике языка. Она может быть познана только через интуитивное прозрение; Символизм. В качестве инструментов для мышления древнекитайская философия применяла синсян, что означает образы; Тиянь. Вся полнота принципов макрокосма могла быть постигнута только при помощи серьезного когнитивного акта, который включал в себя познание, эмоциональные переживания и волевые импульсы. Также главенствующая роль в этой схеме уделялось нравственному сознанию. Философские школы Древнего Китая Философия Древнего Китая строилась на двух основных учениях, которые имели общие черты, но отличались в деталях мировоззренческих суждений. Философия Древнего Китая: конфуцианство. Первая из школ, которая является самой известной на сегодняшний день и имеет большое количество последователей. Ее основателем считается Конфуции или Кун Фу-Цзы в китайской транскрипции. Главными постулатами своего учения этот великий мыслитель обозначал благородство, гуманизм и неукоснительное следование правилам поведения и ритуалам. При этом его философия затрагивала управление государством. Конфуций резко негативно относился к насаждению строгих законов, полагая, что люди будут их нарушать априори. Правление следует осуществлять на основе личного примера, что заставит людей понимать и осознать стыд за собственные проступки. |