Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные

  • Гелиоцентризм

  • Гуманистическая

  • Эпоха Возрождения

  • Социально - философская мысль эпохи Возрождения

  • Натурфилософия

  • Революции 17 века и ее влияние на философию. Приоритет гносеологии и методологии в философии

  • Индуктивный

  • Связь

  • философия, экзамен , ответы 2021. философия ответы. Философия объект, предмет, цели и


    Скачать 277.11 Kb.
    НазваниеФилософия объект, предмет, цели и
    Анкорфилософия, экзамен , ответы 2021
    Дата28.09.2022
    Размер277.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия ответы.docx
    ТипЗадача
    #701819
    страница3 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Николай Кузанский - первый выдающийся представитель пантеистической философии эпохи Возрождения. Он утверждал, что возможности человека в области познания безграничны.

    Николай Коперник изменил теоцентрический взгляд на мир. Он разгромил искусственную систему, основанную на геоцентрических представлениях, ("гео" - земля, она есть центром Вселенной) и создал гелиоцентрическую теорию (Коперник доказал, что Земля вращается вокруг солнца, поэтому такая теория получила название гелиоцентрическая ("гелио" - солнце), согласно которой в центре вселенной находится солнце.

    Величайшим гением этого периода был Джордано Бруно. Он отбросил все церковные догмы, развил гелиоцентрические идеи Коперника, высказал идею о существование других миров.

    Огромное значение для развития философии эпохи Возрождения имели труды Галилео Галилея.

    Галилей призывал изучать природу только опытным, экспериментальным путем на основе математики и механики. Он считал, что к истине могут вести только научные методы, включающие в себя эксперимент. Научная методология Галилея, опираясь на математику и механику, определила его мировоззрение как механистический материализм.

    Во взглядах на природу в философии Возрождения господствовал пантеизм (от греч. "рап" - все и "teos" - бог) учение, отождествляющее природу и Бога. Бог, разлитый во всей природе.

    Натурфилософские идеи мыслителей эпохи Возрождения оказали определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени.

    Основные понятия и термины

    Антропоцентризм - мировоззрение, оценивающее мир через человека полагая его главной ценностью мироздания.

    Гелиоцентризм система взглядов, считающая Солнце центром Вселенной.

    Геоцентризм - система взглядов, считающая Землю центром Вселенной.

    Гуманизм - система взглядов, что признает ценность человека как личности, его прав на свободу, счастье, равенство, борьбу за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека


      1. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения


    Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106--43 до н. э.). Для него humanitas -- это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины).

    Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304--1374). В его творчестве -- начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной дня человека его времени.

    В упомянутом трактате проявляется принципиально новый подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию.

    Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания.

    Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал себя через максимально деятельное включение в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок -- такова общественная доблесть, требовавшаяся от индивида. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.

    Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

    Ярким воплощением этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберты (1404--1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции -- равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться».

    Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407--1457). В главном своем философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. «Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она». Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.

    Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463--1494) в своей яркой «Речи о достоинстве человека» помещает его в центр мира:

    Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.

    Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом.

    В подобных рассуждениях Джанноццо Манетти (1396--1472), Марсилио Фичино (1433--1499), Томмазо Кампанеллы (1568--1639), Пико (1463--1494) и др. проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма -- тенденция к обожествлению человека. Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем -- человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.

    Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, таким образом, включает и антиклерикальные (от лат. anti -- против, clericalis -- церковный) взгляды, т. е. воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.

    В сочинениях Лоренцо Валлы, Леонардо Бруни (1374--1444), Поджо Браччолини (1380--1459), Эразма Роттердамского (1469--1536) и др. содержатся выступления против светской власти римских пап, разоблачения пороков служителей церкви и нравственной развращенности монашества. Однако это не помешало многим гуманистам стать служителями церкви, а двое из них -- Томмазо Парентучелли и Энеа Сильвио Пикколомини -- даже были возведены в XV в. на папский престол.

    Надо сказать, что до середины XVI в. преследования гуманистов со стороны католической церкви -- явление крайне редкое. Поборники новой светской культуры не боялись костров инквизиции и слыли добрыми христианами. И только Реформация заставила церковь перейти в наступление.

      1. Эпоха Возрождения и Реформация


    Основные черты философии эпохи Возрождения:

    · Антропоцентризм: Человек – центр, самостоятельная система. Он должен познать и развить себя

    · Антирелигиозность: критикуется религия; философия приобретает светский характер;

    · Гуманизм – человек, это личность с правами и свободами

    · Взаимодействие с наукой, рационализм

    Натурфилософы эпохи Возрождения: Коперник, Галилей, Маккиавелли
    Основные направления Возрождения:

    · Гелиоцентризм (земля вокруг солнца)

    · Гуманизм (жизнь – высшая ценность)

    · Неоплатонизм (познание себя и окружающей действительности)

    · Секуляризм (свобода религии)
    Суть движения Реформации - критика и попытка изменить католическую церковь и ее учения. Поэтому создаются Протестантизм и Реформаторство

    Основные лица: Мартин Лютер (Лютеранство) и Жан Кальвин (Кальвинизм)

      1. Социально - философская мысль эпохи Возрождения

    Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства, основанные на теориях Никколо Макиавелли

    Макиавелли создаёт идеею фортуны, признавая силу обстоятельств. Но судьба лишь наполовину властвует над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому Макиавелли считает вирту - воплощение человеческой энергии, умения, таланта.

    Политика - воплощение свободы человеческой воли, в ней можно учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять необходимые меры.

    Маккиавелли - сторонник республиканских идей, а не монархии

      1. Натурфилософия эпохи Возрождения

    Высшим результатом философской эволюции эпохи Возрождения явилась натурфилософия, под которой мыслители понимали не только предмет своего исследования, философию природы, но и естественный подход к познанию законов мироустройства, противостоящий как знанию схоластики, так и теологическим представлениям. Натурфилософия уступает философии нового времени, которая возникает вне завершившей своё развитие философии Возрождения - будучи связана с зарождением нового математического и экспериментального естествознания, прежде всего классической механики, и с созданием новой механистической (механической) картины мира.

    Представители натурфилософии:

    · Обосновывали материалистический взгляд на мир;

    · Стремились отделить философию от теологии;

    · Формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;

    · Выдвигали новую картину мира, в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной;

    · Считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму.

    Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Николай Коперник, Джордано Бруно и Галилео Галилей.

      1. Революции 17 века и ее влияние на философию. Приоритет гносеологии и методологии в философии нового времени. Национальные школы в философии

    В философии возникают учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Характерен материализм. Задача науки и философии – содействовать увеличению власти человека над природой.

    Приоритет гносеологии и методологии появляется из-за научной революции и отказа от пустых религиозных высказываний

    Гносеология – наука о познании. Эмпиризм – метод, основывается на опыте. Рационализм – метод, основывается на науке

    Национальные Школы: Немецкая(Мистицизм), Древнегреческая(Мистицизм), Англо-французская школа(Рационализм)

      1. Индуктивный метод Бэкона и рационализм Декарта

    1)Под индукцией Бэкон понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления). Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.

    Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции — ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции). Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.

    2) То, что в основе бытия и познания лежит разум, Рене Декарт доказывал следующим образом: в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.), зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.). Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах.

    Сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, — мыслит. А поскольку мыслить может только реально существующий человек, то, следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания. И так как мышление является работой разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. В этой связи

    Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Мыслю, следовательно, существую» («Cogito ergo sum»).

      1. Связь гносеологии онтологии: монизм, дуализм, плюрализм

    Сам термин «онтология» ввел в обиход немец Гоклениус. Данный раздел философии можно определить тремя путями:

    • как учение о бытие,

    • как таковом;

    • в качестве учения о сверхчувственном мире; как учение о мире в целом

    В процессе развития онтологии ее понятие менялось неоднократно. В Средневековье философы стремились к построению учения о бытии, являющегося при этом философским доказательством истин религии. В Новое время под термином «онтология» начали понимать особый раздел метафизики, учение о сверхчувственной структуре всего существующего. Онтологию активно критиковали представители классического идеализма – Гегель , Кант . Позже онтология получения определение в качестве науки о мире в целом.

    Гносеологией рассматривается процесс познания с позиции отношений субъекта познания, то есть исследователя, к объекту познания, то есть исследуемому объекту или в категориальной оппозиции «субъект-объект». Основным кругом гносеологической проблематики очерчены такие проблемы как интерпретация субъекта и объекта познания, структура процесса познания, проблема истины и ее критериев, а также проблема истины и ее критериев, а также проблема форм и методов познания и пр. Связь онтологии с гносеологией

    Онтология исторически тесно связана с гносеологией. Любое представление и свойствах сущего требует понимания источника такого знания и его истинности.

    Помимо этого, онтология выступает в качестве базиса этической стороны философии, поскольку любое обоснование этических норм должно опираться на неоспоримы законы бытия для того, чтобы быть котируемым. Синтез онтологии, этики и гносеологии характерен для метафизической философии таких античных школ как эпикурейская, стоическая и неоплатоническая. В Новое время этот подход выразился в радикальном рационализме или панлогизме, провозглашавшем тождество сущности и принципов бытия и мышления. При этом радикальный натурализм отрицал взаимозависимость онтологии и этики.

    В противовес этой тенденции в 19 веке также были популярны идеалистические направления в философии, которые отказывались от разработки онтологических концепций. Онтологический аспект решался в них как побочный.

    Понятие субстанции помогает ответить на вопрос, что лежит в основе мира. Субстанция–это некоторая реальная основа конкретного мира, проявляющаяся в самых различных формах существования предметов и явлений.

    В зависимости от того, сколько субстанций было положено в основу бытия, в Новое время выделялись следующие учения.

    1. Монизм Спинозы(есть только одна универсальная субстанция): субстанция– то, что существует само по себе и представляется само по себе (Causa sui – причинность самого себя.). В основе мира лежит одна субстанция – пантеистический Бог, неотделимый от природы и полностью лишенный качеств личности. Единая субстанция в качестве своих атрибутов (неотъемлемых свойств) имеет протяженность и мышление, а потому природа наделяется мышлением, из чего вытекает принцип познаваемости мира. Спинозовский Бог объемлет собой все вещи и явления, которые являются его модусами. Изучая следствия (модусы) можно постичь первопричину всего сущего (Бога).

    2. Дуализм Декарта. Мир разделяется на две несвязанных субстанции: духовную (мышление) и материальную (протяженность). Духовная субстанция(душа)неделима, вечна, тождественна мышлению, ее идеи являются врожденными (например, идея Бога, идеи чисел, ряд общих понятий и пр.). Материальная субстанция, напротив, бесконечно делима, и от нее производны все материальные вещи. Материальная субстанция определяется принципами механицизма.

    3. Плюрализм Лейбница: учение о множественности субстанций-монад. Монады — это живые, духообразные единицы, из которых все состоит и кроме которых ничего в мире нет. Монад очень много, они просты, лишены частей, находятся в непрерывном изменении и движении (похоже на атомизм Демокрита). Единство и согласованность монад есть результат богом «предустановленной гармонии». Мир – лучший из возможных миров.

    Таким образом, в философии единство мира объяснялось как с помощью признания одной субстанции, так и с помощью обоснования существования нескольких субстанций (две и более).
      1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта