Главная страница
Навигация по странице:

  • Структура знания. Чувственное и рациональное познание

  • Теория

  • Наука

  • Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры

  • Системность как фундаментальный принцип научного познания. Этапы и уровни познания

  • Наука. Формы

  • философия, экзамен , ответы 2021. философия ответы. Философия объект, предмет, цели и


    Скачать 277.11 Kb.
    НазваниеФилософия объект, предмет, цели и
    Анкорфилософия, экзамен , ответы 2021
    Дата28.09.2022
    Размер277.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия ответы.docx
    ТипЗадача
    #701819
    страница8 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Гносеология - наука о познании

    Гносеология – это учение о знании. Если быть более точным, это раздел философии, в рамках которого изучается познавательная деятельность человека, характерные для неё процессы и определяющие её механизмы.

    Ключевая задача гносеологии заключается в изучении того, как устроена и как работает познавательная деятельность, какими возможностями она обладает и какими пределами ограничена, какие критерии истинности и достоверности использует. Основным предметом её изучения является научное знание. Гносеология изучает специфику научного знания, его отличия от обыденного знания, многообразие его видов и взаимосвязь между ними.

    Гносеология изучает и сравнивает различные способы познания, стараясь найти оптимальные варианты, обеспечивающие высокий уровень точности и достоверности. Познание в рамках гносеологии рассматривается не как цель, а как инструмент, направленный на получение знания. Поэтому возможности и средства познания для данного учения более важны, чем его виды.

    1. Структура знания. Чувственное и рациональное познание

    В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное познание и рациональное познание.

    На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной образной форме в результате непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной действительности.

    Рациональное познание, которое наиболее полно воплощается в мышлении человека, представляет собой активный творческий процесс познания мира, обеспечивающий раскрытие его закономерных связей и их фиксацию в языке понятий и категорий.

    1. Теория истины. Способы постижения реальности

    Существуют различные модели понимания истины.
    · Классическая (объективистская) концепция истины. Здесь под истиной понимают соответствие человеческих знаний реальному положению дел, какой-то объективной действительности. Концепция сформировалась в античности. Знания могут соответствовать объективной природной действительности (Аристотель) или идеальному бытию вечных идей (Платон).

    · Когерентная теория истины: Истинное знание всегда внутренне непротиворечиво и системно упорядоченно. В таком утверждении есть доля истины. Тем не менее следует признать, что отсутствие логических противоречий и взаимосвязанность суждений в теории, еще не свидетельствуют о ее истине. И наоборот.

    · Прагматистская концепция: Знание должно быть оценено как истинное, если оно способно обеспечить получение некоего реального результата – утилитарного, экспериментального и т.д. Истина здесь отождествляется с пользой или результативностью.

    · Конвенциалистская концепция: Истина есть продукт гласного или негласного соглашения между участниками познавательного процесса. То, что может трактоваться в рамках одного научного сообщества как истинное знание, в другом будет расценено как знание ложное.
    Способы постижения реальности
    Обыденное познание

    Обыденное – это житейское познание, складывающееся под влиянием различных форм деятельности – производительной, эстетической, политической и т. д. Оно осуществляется как некое слагаемое коллективного опыта, накапливаемого поколениями людей в процессе их деятельности

    Художественное познание

    Художественное постижение бытия является особой формой рефлексии, которая получает специфическую реализацию на всех этапах бытия искусства, начиная от замысла произведения и заканчивая его восприятием публикой.

    Религия

    Одна из необходимых и исторически наиболее ранних форм познания – религия. Основное назначение религии – определение смысла жизни человека, бытия природы и общества. Опираясь на накопленный человечеством опыт, она регламентирует важнейшие проявления человеческой жизни: поведение в семье и в быту, моральные предписания, отношение к труду, природе, обществу, государству.

    Философия

    Философия, также как искусство и религия, не ограничивается решением познавательных задач. Главная ее функция родственна искусству и религии – духовная ориентация человека в мире. Философское познание подчинено этой цели. Философия формирует общее представление о мире в целом, о его «первых» началах, универсальной взаимосвязи явлений, всеобщих свойствах и законах бытия.

    1. Наука как вид духовного производства. Аспекты бытия науки

    Наука является важнейшим видом духовного производства Это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной реальности. Наука - это систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существующие закономерные стороны в абстрактно- логической форме понятий. Наука как бы создает параллельный реальному идеальный мир, в котором и отражает его основные свойства и закономерности. Однако наука воспроизводит жизнь не полностью, не в подробностях, а отражает только лишь его существенные стороны.

    Наука выполняет следующие функции:

    1. Познавательная

    2. Объяснительная

    3. Практически-действенная

    4. Прогностическая

    5. Мировоззренческая

    6. Социальная память.

    1. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры

    Идеалы и нормы научного познания — совокупность определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития. Их основная функция — организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов.
    Поскольку все эмпирические теории дают нам конкретную информацию о реальном мире, постольку фундаментальным для них является критерий проверяемости. Этот критерий признают не только сторонники эмпиризма и наивного реализма, но и многие направления философии науки, в частности такие влиятельные, как логические позитивисты и критические рационалисты.
    Сторонники эмпиризма, к которым примыкают также логические позитивисты, считают, что гипотезы и теоретические системы эмпирических наук должны проверяться с помощью критерия подтверждения. Чем больше и разнообразнее будут факты, подтверждающие гипотезу, тем более правдоподобной, или вероятной, она может считаться.
    Проверку гипотезы на истинность посредством подтверждения ее фактами принято называть верификацией. Логические позитивисты, выдвинувшие верификацию в качестве единственного критерия научного знания, считают, что с его помощью можно разграничить не только суждения эмпирических наук от неэмпирических, но и осмысленные суждения от суждений бессмысленных.

    1. Системность как фундаментальный принцип научного познания. Этапы и уровни познания

    Принцип системности - (от греческого systema – сопоставленное из частей, соединение) – методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элементов определяются их местом в структуре.

    Системный подход как методологический регулятив не был «изобретен» философами или психологами. Он направлял исследовательскую практику реально, прежде чем сам принцип системности был теоретически осмыслен.

    Первым в истории научной мысли, в том числе, психологической, принцип системности утвердил Аристотель. Душа, по мнению Аристотеля, хотя и не может существовать без тела, но не идентична ни отдельным образующим тело вещественным элементам, ни их смешению.

    Декарт, разрабатывая свою системную модель, отграничил объяснение ее действий от «несистемного», хотя и строго причинного объяснения хода вещей в неорганическом мире.

    Можно выделить следующие этапы:

    1. постановка проблемы,

    2. вычленение объекта и предмета исследования;

    3. эксперимент;

    4. описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, – создание гипотезы (теории);

    5. предсказание и проверка полученного знания

    Очевидно, что этапы исследования варьируются в зависимости от специфики науки естествознания, математики или социально-гуманитарных дисциплин. Для структурного разграничения целостной системы научного знания и познавательной деятельности в методологии существуют понятия уровней:

    1. эмпирического

    2. теоретического

    Эмпирическое не сводится к обыденно-практическому знанию, так как является уровнем специализированного научного познания, предполагающего, в отличие от обыденного, целенаправленную систематизированную деятельность на основе специальных методов и системы понятий. По этой же причине нельзя всякую умственную деятельность считать теоретической. Неправомерно также отождествлять эмпирическое и теоретическое с чувственным и логическим. Как стороны единого процесса, чувственное и логическое характеризуют любое познание, непосредственное отношение субъекта к объекту, особенности индивидуальной познавательной деятельности. Деление на чувственность и мышление опирается на данные физиологии высшей нервной деятельности и психологии, тогда как деление на эмпирическое и теоретическое отвлекается от процессов такого рода, относится к научному познанию и классифицирует методы и формы знания, типы исследований. Наконец, что особенно важно подчеркнуть, чувственное и логическое представлено и определенным образом сочетается как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях научного познания.


    1. Наука. Формы и методы научного познания

    Наука — сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании и включающая в себя все условия этого производства. Под наукой понимается как познавательная деятельность, так и выраженные в научных трудах результаты этой деятельности.

    Научное познание – высший вид познавательной деятельности

    (Метод - это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности.)

    Методы научного познания по степени их общности

    • Частные методы

    • Общенаучные методы

    • Всеобщие методы

    Частные методы - это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли науки, либо за пределами той отрасли, где они возникли. Таков метод кольцевания птиц, применяемый в зоологии. А методы физики, использованные в других отраслях естествознания, привели к созданию астрофизики, геофизики, кристаллофизики и др. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета. Например, молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики.

    Вторую группу методов составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях наук, т.е. имеют широкий спектр междисциплинарного применения. К ним относятся такие, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

    Третья группа это всеобщие методы: диалектический и метафизический. Общефилософский метод есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности. Это способ познания всеобщего в природе, обществе и познании. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.

    (Диалектический метод формируется уже в античной философии в структуре так называемых сократических диалогов. Слово диалектика (от греч. диалего – искусство вести беседу, спор) означает прежде всего философский диалог как полемический способ изложения философских идей. Классический философский диалог как форма интеллектуальной деятельности имеет полемическую направленность, предполагает столкновение различных мировоззренческих и исследовательских позиций, рациональную дискуссию, ориентированную на поиск объективной истины, а не на достижение субъективных прагматических интересов, демонстрацию превосходства собственной точки зрения или красноречия.

    Несколько иное понимание диалектики развивает Аристотель, трактуя ее не только как метод умозрительного познания, но и исследования единичных вещей и предметов. Диалектика у Аристотеля подчиняется аподиктике как форме дедуктивно-аксиоматического размышления, имеющего в качестве образца геометрическое доказательство. Благодаря Аристотелю диалектика стала основным методом философствования в средневековой европейской культуре, где она включала в себя логику и силлогистику как составные части философского метода.

    Метафизический метод в философии возникает в эпоху Нового времени, когда под воздействием бурно развивающегося экспериментального естествознания изменяется не только картина мира, но сущность и направленность философской рефлексии. Философия с точки зрения мыслителей этой эпохи призвана не созерцать природу, а разрабатывать программы и методы научного, экспериментального ее исследования в целях развития техники ицивилизации на благо человека. Переоценка роли философии в связи с потребностями научного познания, а также критика средневековой диалектики как схоластического метода ведения диспута привели к становлению наукоцентричного метафизического метода философствования.

    Благодаря успехам классической механики Вселенная стала мыслиться как огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводятся к перемещению в пространстве. В соответствии с новой картиной мира метафизический метод мышления оказался связанным с абсолютизацией таких познавательных приемов и процедур, как анализ, эксперимент, классификация и систематизация исследуемых явлений природы. Метафизический метод ориентировался на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей. Его характерными чертами стали абстрактность, односторонность, абсолютизация тех или иных моментов в целостном процессе познания.)

    Формы научного познания:

    • научный факт

    • научная проблема

    • научная гипотеза

    • доказательство

    • научная теория

    • парадигма

    • единая научная картина мира.

    Научный факт — это исходная форма научного познания, в которой фиксируется первичное знание об объекте; он есть отражение в сознании субъекта факта действительности. При этом научным фактом является лишь тот, который поддается проверке и описан в научных терминах.

    Научная проблема — это противоречие между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями. Научная проблема также может быть определена как своего рода знание о незнании, поскольку она возникает тогда, когда познающий субъект осознает неполноту того или иного знания об объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел. Проблема включает в себя проблемный вопрос, проект решения проблемы и ее содержание.

    Научная гипотеза — это научно обоснованное предположение, объясняющее те или иные параметры изучаемого объекта и не противоречащее известным научным фактам. Она должна удовлетворительно объяснять изучаемый объект, быть принципиально проверяемой и отвечать на вопросы, поставленные научной проблемой.

    Кроме того, основное содержание гипотезы не должно находиться в противоречии с установленными в данной системе знаний законами. Предположения, составляющие содержание гипотезы, должны быть достаточными для того, чтобы с их помощью можно было объяснить все те факты, относительно которых выдвинута гипотеза. Предположения гипотезы не должны быть логически противоречивы.

    Выдвижение новых гипотез в науке связано с необходимостью нового видения проблемы и возникновением проблемных ситуаций.

    Доказательство — это подтверждение гипотезы.

    Виды доказательства:

    • практика, выступающая прямым подтверждением

    • косвенное теоретическое доказательство, включающее подтверждение аргументами с указанием на факты и законы (индуктивный путь), выведение гипотезы из других, более общих и уже доказанных положений (дедуктивный путь), сравнение, аналогию, моделирование и т. п.

    Доказанная гипотеза выступает основой построения научной теории.

    Научная теория — это форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения, преобразования и предсказания явлений данной объектной области. В теории в форме принципов и законов выражается знание о существенных связях обуславливающих возникновение и существование тех или иных объектов. Основными познавательными функциями теории являются: синтезирующая, объяснительная, методологическая, предсказательная и практическая.

    Все теории развиваются в рамках определенных парадигм.

    Парадигма — это особый способ организации знаний и видения мира, влияющий на направление дальнейших исследований. Парадигму можно сравнить с оптическим прибором, через который мы смотрим на то или иное явление.

    Множество теорий постоянно синтезируются в единую научную картину мира, то есть целостную систему представлений об общих принципах и законах устройства бытия.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта