Главная страница
Навигация по странице:

  • Идея развития и ее исторические изменения. Исторические формы диалектики ее современные

  • Самоорганизация систем как основа их развития. Процессы самоорганизации и эволюции систем.

  • Прогресс и регресс. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Концепции развития

  • Законы

  • Биологические и социальные предпосылки сознания

  • Проблема

  • 41.Сущность, структура и функции сознания

  • философия, экзамен , ответы 2021. философия ответы. Философия объект, предмет, цели и


    Скачать 277.11 Kb.
    НазваниеФилософия объект, предмет, цели и
    Анкорфилософия, экзамен , ответы 2021
    Дата28.09.2022
    Размер277.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия ответы.docx
    ТипЗадача
    #701819
    страница7 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Материя и ее свойства. Движение, как атрибут материи. Пространство и время. Единство материи, движения, пространства и времени

    Идея абсолютного пространства и времени соответствовала определенной физической картине мира, а именно – системе взглядов на материю как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменными объемом и инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно либо на расстоянии, либо при соприкосновении. Изменение физической картины мира изменило и воззрения на пространство и время. Открытие электромагнитного поля и выяснение несводимости поля к состояниям механической среды – мирового эфира – вскрыли несостоятельность классической картины мира. Оказалось, что материя не может быть представлена как совокупность отдельных, строго отграниченных друг от друга элементов. В действительности частицы вещества связаны друг с другом в единые системы полем, действие которого передается с конечной скоростью, одинаковой в любой замкнутой системе (в вакууме – со скоростью света).
    Огромный вклад в разработку научных представлений о связи пространства и времени с движущейся материей внес Н. И. Лобачевский. Им была выдвинута идея, согласно которой закономерности геометрии могут быть различными в разных масштабах. Лобачевский пришел к очень важному не только для геометрии, но и для философии выводу – свойства пространства нс являются всегда и везде одинаковыми и неизменными. Он создал неевклидову геометрию, которая является более общей и включает в себя евклидову геометрию как частный случай, отражающий пространственные отношения, воспринимаемые нами в повседневном опыте. В ней через точку, взятую вне прямой, можно провести не одну (как в геометрии Евклида), а бесчисленное множество прямых, не пересекающихся с данной. Сумма углов треугольника в этой геометрии не остается постоянной и равной 180°, а меняется в зависимости от изменения длины его сторон и при этом всегда оказывается меньше 180°. Б. Риман создал еще одну неевклидову геометрию. В ней через точку, взятую вне прямой, нельзя провести ни одной прямой, не пересекающей данную. Идеи Лобачевского получили свое дальнейшее развитие и конкретизацию в современной физике. Великое научное открытие XX в. – теория относительности, созданная А. Эйнштейном, – вскрыло конкретные связи пространства и времени с движущейся материей и друг с другом, выразив эти связи строго математически в определенных законах.
    Одним из выражений связи пространства и времени с движением материи является тот факт, обнаруженный теорией относительности, что одновременность событий не абсолютна, а относительна. Оказывается, что и расстояние между какими-либо телами, находящимися в пространстве на конечном удалении друг от друга, неодинаково в различных движущихся инерциальных системах. С возрастанием скорости длина тела сокращается. В мире нет единственной длины тела – она меняется в зависимости от системы отсчета. Подобно этому промежуток времени между какими-либо событиями различен в различных движущихся материальных системах – с возрастанием скорости он уменьшается. Такая зависимость протяженности тел и временных промежутков от скорости движения свидетельствует о внутреннем единстве пространства и времени. Итак, в мире все пространственно и временно.
    Пространство и время абсолютны. Но поскольку это формы движущейся материи, они обусловлены ею, как форма своим содержанием, и каждый уровень движения материи характеризуется своей пространственно-временной структурой.

    1. Идея развития и ее исторические изменения. Исторические формы диалектики ее современные разновидности. Концепция развития диалектической философии

    Философия изучает различные виды и формы связей бытия всеобщего и общего характера, но особое внимание уделяет связям развития. Мыслители древности стремились отграничить развитие от других связей и изменений по причине его важности для человека, обозначить учение о развитии специальным термином. В древнегреческой философии возникло понятие «диалектика, которое означало искусство спорить, вести рассуждение.
    Диалектика– учение о наиболее общих законах природы, общества и познания, и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.
    В истории философии сложились три основные формы:

    · Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель – Гераклит).

    · Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель).

    · Диалектика революционных демократов XIX в. (А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).

    · Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин).

    1. Самоорганизация систем как основа их развития. Процессы самоорганизации и эволюции систем. Самоорганизация и организация в развитии социальных систем

    Самоорганизация и организация в развитии социальных систем

    САМООРГАНИЗАЦИЯ – процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Процессы самоорганизации могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи между которыми имеют не жесткий, а вероятностный характер. Свойства самоорганизации обнаруживают объекты различной природы: клетка, организм, биологическая популяция, биогеоценоз, человеческий коллектив и т.д. Процессы самоорганизации выражаются в перестройке существующих и образовании новых связей между элементами системы. Отличительная особенность процессов самоорганизации – их целенаправленный, но вместе с тем естественный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от среды.

    Различают 3 типа процессов самоорганизации.

    Первый – самозарождение организации, т.е. возникновение из некоторой совокупности целостных объектов определенного уровня новой целостной системы со своими специфическими закономерностями (напр., генезис многоклеточных организмов из одноклеточных).

    Второй тип – процессы, благодаря которым система поддерживает определенный уровень организации при изменении внешних и внутренних условий ее функционирования (здесь исследуются гл.о. гомеопатические механизмы, в частности механизмы, действующие по принципу отрицательной обратной связи).

    Третий тип процессов самоорганизации связан с развитием систем, которые способны накапливать и использовать прошлый опыт.

    Самоорганизующееся поведение социальных животных и самоорганизация простых математических структур предполагают, что самоорганизация должна быть и в человеческом обществе. Основными признаками самоорганизации обычно являются статистические свойства, общие для самоорганизующихся физических систем. Например, такие, как критическая масса, стадное поведение, групповое мышление и другие, изобилуют в социологии, экономике, поведенческих финансах и антропологии.


    1. Прогресс и регресс. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Концепции развития

    Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. Процесс развития в материалистической диалектике понимается как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты — революции. Причем, это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира.

    Прогресс и регресс - это характеристики процесса развития, которые имеют отчетливо выраженный оценочный подтекст. Под прогрессом понимают тип направления развития, характеризующийся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося объекта. Соответственно, регресс понимается как нечто противоположное прогрессу. Деление процессов на прогрессивные и регрессивные возможно на основе определения, что такое "низшее и высшее", "более и менее совершенное" и с учетом, что прогресс и регресс связаны с определенной целью развития.

    Прогресс - это развитие по пути приближения объекта к своему идеальному состоянию, а регресс - удаление от него.

    Особую значимость идея прогресса имеет в социальной области. Человечество всегда было одержимо целью сделать жизнь лучше, чем она есть. Если бы люди считали, что та жизнь, которой они живут, является единственно возможной, они впали бы в отчаяние от безысходности. Истоки идеи прогресса можно обнаружить уже в греческой античности. Платон в "Законах" рассуждает об эволюции социальной организации, которая продвигается от зародышевого состояния к более совершенным формам.

    В XIX столетии идея прогресса стала своеобразной "религией" европейской цивилизации. Она восторжествовала в науке, философии, социологии, искусстве. Поводом для такого оптимизма явилось видимое улучшение жизни в Европе в течение короткого промежутка времени. Тогда же концепция прогресса становится и предметом специального философского осмысления.

    1. Законы диалектики

    Законы диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи.

    Три закона диалектики:

    1. Закон единства и борьба противоположностей. (Единство противоположностей состоит в следующем: они неразрывно связаны между собой. Таковы, например, единичные и общие черты объекта. Не существует уникальных объектов, каждый чем-то похож на другие; также не существует в полном смысле стандартных объектов, каждый чем-то отличается от других; взаимно обусловливают друг друга. Так, единичное можно выделить только на фоне общею и наоборот; взаимно переходят, взаимно превращаются друг в друга. То, что в одном отношении выступает как единичное явление, например человек, знающий уголовное право, в другом отношении является общим явлением — этот же человек среди сотрудников прокуратуры. Борьба противоположностей состоит в том, что они противодействуют друг другу, стремятся друг друга исключить (уничтожить), например знание и незнание отдельного человека — что-то запоминается, но при этом что-то и забывается.)

    2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. (Во втором законе Энгельс определяет категории качества, количества и меры. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество — это первая непосредственная определенность бытия. Количество есть определенность, «безразличная для бытия» — внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Классическим примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд — вода — пар. По мере нагревания льда сначала происходит количественное изменение — рост температуры. При 0 °C, несмотря на продолжение нагревания, температура льда перестаёт расти, лёд постепенно превращается в воду. Это уже изменение качества. Дальнейшее нагревание воды опять вызывает сначала количественные (рост температуры), а затем и качественные (постепенное превращение в пар при 100 °C) изменения.)

    3. Закон отрицания отрицания. (Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления первоначального уничтожения старого качества, после переосмысления его и принятия в какой-то мере того, или чего-нибудь из того, что было накоплено на предшествующей ступени. Т.о., каждый виток процесса развития становится иным по своему содержанию и направлению, развитие продвигается закручиванием. Логическое отрицание отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении, оно равнозначно утвердительному. Пример действия закона отрицания отрицания из математики, приводимый Энгельсом: возьмём положительное число a, подвергнем его отрицанию и получим −a (минус a). Если же мы подвергнем отрицанию это отрицание, помножив −a на −a, то получим +a² (a в квадрате), то есть первоначальную положительную величину, но на более высокой ступени.)

    1. Биологические и социальные предпосылки сознания

    Итак, социальными предпосылками возникновения сознания являются:

    1) трудовая деятельность человека;

    2) общественный образ жизни;

    3) зарождение и развитие членораздельной речи.

    Однако, для возникновения и эволюции сознания важны и биологические предпосылки, к которым относятся:

    1) сформировавшийся для сознательной деятельности головной мозг;

    2) приспособленное для возможности трудовой деятельности тело человека;

    3) первая сигнальная система как фундамент возникновения и эволюции второй сигнальной системы;

    4) стадная форма жизни человекообразных обезьян как переходная от животного к человеческому образу жизни.

    1. Проблема сознания в философии

    Сознание как философская проблема

    Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема// Вопросы философии, 1990, № 10. С. 3-18.

    «Во-первых, сознание — предельное понятие философии как таковой, о чем бы она ни была. Будь то философия природы, общества, права, науки, морали и т. д. Основным орудием и предпосылкой анализа в любом случае здесь будет являться и выступать так или иначе понимаемое сознание, открывающее философу возможность его личностной реализации, находящей выражение в тексте и тем самым существующей в культуре. Не просто в виде достигнутой суммы знаний, а в виде именно реализованной мысли и способа бытия. И второе обстоятельство, делающее эту проблему особенно сложной, состоит в том, что одновременно сознание — это весьма странное явление, которое есть и которое в то же время нельзя ухватить, представить как вещь. То есть о нем в принципе нельзя построить теорию. Ни в виде предельного философского понятия, ни в виде реального явления, описываемого психологическими и другими средствами, сознание не поддается теоретизации, объективированию. Любая попытка в этом направлении неминуемо кончается неудачей. По мере приближения к нему сознание, как тень, ускользает от исследователя»

    41.Сущность, структура и функции сознания

    Сознание представляет собой высшую, свойственную только человеку функцию головного мозга, заключающуюся в целенаправленном отражении свойств и отношений внешнего предметного мира. Оно является субъективным образом объективного мира. Сознание выступает в двух основных формах: индивидуальной и коллективной, (общественной).

    Сущностью сознания является целенаправленное отражение внешнего мира, предварительное мысленное построение действительности и предвидение результатов деятельности людей.

    Сознание в ставшем, системно-структурном плане выступает как внутренний мир, который непосредственно дан субъекту. Это не что иное как мир субъективной реальности. 

    Сознание обладает специфическими функциями, которые делают его инструментом познания, общения, действия. Можно выделить четыре основных функции сознания: 

    • Познавательную

    Познавательная функция сознания является самой общей и всеохватывающей, она обеспечивает получение знаний о природе, обществе и человеке.. Как отношение между субъектом и объектом сознание присуще только человеку. В отличие от животного, которое тождественно со своей жизнедеятельностью, человек делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и сознания. Познавательная функция сознания связана с получением и обработкой информации, источником которой, в конечном счете, является чувственный опыт. Основную работу здесь осуществляют механизмы восприятия, памяти и мышления.

    • оценочно-ориентационную

    Важной функцией сознания является оценка явлений действительности, включая самого человека. Как и творчество, оценка базируется на отражении. Особую роль в осуществлении оценочно-оринтировочной функции играют эмоции, которые в отличие от знаний не дают информации об объектах, а характеризуют отношение человека к ним. Если какие-либо явления, события отвечают его жизненным ценностям, то это вызывает положительные эмоции, если же не отвечают, то возникают отрицательные эмоции. Таким образом, в эмоциях выражается оценка значимости объектов для личности.

    • целеполагающую

    Основой целеполагающей функции сознания являются мотивации, которые выступают как совокупность побуждений, стремлений, определяющих целенаправленность действий человека.

    • управленческую.

    Следующей функцией сознания является управленческая, которая реализуется с помощью воли. Волевое управление поведением предполагает, с одной стороны, свободу, а с другой – ответственность человека за свои поступки. Волевое управление поведением опирается на знание, стимулируется эмоциями и направляется мотивацией.

    В зависимости от того, какая из функций является ведущей, можно различать разные типы сознания и в соответствии с этим разные типы личности – мыслители, лирики, политические деятели.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта