философия, экзамен , ответы 2021. философия ответы. Философия объект, предмет, цели и
Скачать 277.11 Kb.
|
Западная философия 2 половины 19 начала-20 века Западная философия второй половины XIX–XX веков распадается на множество философских направлений, течений и концепций. Многие из них тесно связаны с критикой классического рационализма, в особенности, философии Гегеля. Одни философские учения (например, различные школы позитивизма) ориентированы на тесную связь философии с наукой, другие (например, философия жизни и экзистенциализм) отрывают философию от науки и придают ей ярко выраженный иррационалистический характер. Во второй половине XIX века появляются мыслители, которые осознают ограниченность основных положений классической философии. Они настаивают на ограниченности познавательных возможностей человеческого разума. Появляются представления о кризисе классической философии, о необходимости замены ее качественно иной, неклассической философией. Наступает переходный период времени, в который продолжают существовать классические и формируются неклассические философские учения. Характерными чертами этого периода являются: 1) усиление иррационалистических тенденций 2) нигилизм 3) пессимизм 4) отказ от систематического способа философствования. В общем потоке многообразия различных философских течений второй половины XIX–XX веков можно выделить три основные тенденции: 1) антисциентистскую 2) сциентистскую 3) умозрительно-мета-физическую. Основные направления современной западной философии Под современной философией понимают совокупность философских учений, которые возникли в конце XX века и основные идеи которых разрабатываются поныне. Этот период отмечается социально-политическими, научно-техническими и экономическими процессами. Развитие разных социально-политических режимов, противоречия между ними привели к двум мировым войнам и поставили мир перед угрозой ядерной катастрофы. Мировое сообщество породило глобальные проблемы. Все это не могло не сказаться на характере тех вопросов, которые формулируют философы современности. В духовной жизни западного общества философия вместе с наукой, религией, искусством искала пути преодоления кризисных ситуаций, стремилась быть духовной опорой для человека. Изучение современной западной философии позволяет ознакомиться с интеллектуальной культурой Запада, ассимилировать ее достижения и использовать их для развития духовной культуры России. Современная философия отказывается от рационализма и становится на позиции иррационализма. Иррационализм (от лат. irrationalism – неразумный, несознательный) – это система философских учений, которые отстаивают ограниченность рационального познания, противопоставляют ему интуицию, веру инстинкт как основные виды познания. В истории философии иррационалистическая тенденция была присуща неоплатонизму, августинианству и другим философским школам. Как философское течение иррационализм сформировался в XIX в. В XX в. он начал доминировать в западной философии; «философию мышления» заменила «философия жизни». Основные направления современной западной философии: 1. Философия позитивизма: этапы развития. 2. Прагматизм. 3. Герменевтика. 4.Сциентизм и антисциентизм. 5.Философия жизни. 6.Психоанализ и неофрейдизм. 7. Экзистенциализм Онтология. Бытие и небытие Онтология – термин, образовавшееся в результате слияния двух слов древнегреческого языка «онтос» - сущее и «логос» - знание, на русский язык, понятие «онтология» переводится как знание о сущем, существующем. Существовать значит иметь место быть включенным в систему реальной действительности, иметь отношение к объектам, взаимодействовать с ними и оставлять следы этого взаимодействия. Основным понятием онтологии является понятие «бытие». Бытие – это фундаментальная философская категория, в которой в самом общем виде отражается феномен существования. В широком смысле слова бытие, это всеохватывающая реальность, под которой понимается действительно существующий мир, данный человеку в его ощущениях как совокупность физических, духовных и социальных явлений, во всем многообразии их свойств, качеств, связей и проявлений. Становление философии как дисциплинарно организованной науки начиналось именно с осмысления проблемы бытия. Вопрос – что представляет собой истинное бытие, волновал думающих людей на протяжении всей истории философии, от древнегреческих наивных материалистов до экзистенциалистов 20в. Онтология – это раздел философского знания занимающийся проблемой определения сущностных оснований бытия. Объектом исследования онтологии являются всеобщие принципы существования как такового. Онтологические учения известных философских направлений и школ исходят из гипотезы о наличии некой универсальной основы всего существующего. Конкретные явления бытия и мир в целом являются проявлением этой основы, которую в философии принято называть субстанцией. Субстанция – это самостоятельная сущность, безусловная причина всего существующего не нуждается для своего существования не ни в чем кроме самой себя. Основной вопрос онтологии это вопрос характеристики количественной и качественной организации субстанционального основания. Философы, которые полагают, что в основе системного единства мира находится одна субстанция, например материя или идея называются монистами. К ним причисляют Г.Ф. Гегеля, К. Маркса и др. Философов, считающих, что существующий мир является результатом взаимодействия двух субстанциональных оснований материи и идеи, называют дуалистами. Ярким представителем этого направления является Р. Декарт. Философы, придерживающиеся мнения, что мир есть проявление активности множества разнокачественных субстанций, называются плюралистами. Наиболее известным из них является Г. Лейбниц. Обобщая представление о бытии основных философских направлений, мы можем сделать вывод, что бытие – это выражение универсальной основы действительности, следствием организации которой является все существующее. Свойства и качества бытия обуславливают место человека в мире. Человек предстает либо как существо, которого полностью зависимое от субстанциональных оснований, либо как существо, способное в той или иной степени самостоятельно творить историю своего бытия. Бытие, это всегда нечто, что-то, то, что имеет место быть. Это человек, его мысли и телесная организация, это окружающая его естественная природа и продукты культуры, орудия труда и объекты их применения, это общественные и государственные институты, научные теории и обывательские мнения, это все то про, что мы можем сказать, что оно сейчас существует в действительности. Выделяют три вида бытия: материальное, идеальное, социальное. а)материальное бытие – это существование явлений действительности обладающих физическими параметрами, такими как вес, масса, объем, плотность, протяженность и т.д.; б)идеальное бытие – мир идей, образов, эмоций, психических состояний, мир сознания человека. Идеи, мысли и эмоции не постоянны и изменчивы, они лишены вещественности. В этой связи закономерен вопрос, реальны ли они? Объективный мир существует в сознании человека как совокупность образов – идеальных форм, отражающих внешние зрительно воспринимаемые стороны объективно существующих предметов. Наличие этих образов в сознании человека неоспоримый факт. Мы имеем возможность, убедится в этом, если обратим свое внимание на содержание нашего размышления об окружающем мире. Так же бесспорно, что при помощи «чистой» мысли, нельзя совершить каких бы изменений объективной реальности, воздействовать на нее непосредственно. Но мысли и желания способны заставить человека изменить себя, пробудить в нем потребность к деятельности по изменению окружающей действительности. Сама деятельность и ее результаты отражаются как на состоянии объектов материального бытия, так и на содержании сознания человека. Таким образом, реальное существование идеальных феноменов имеет место быть и они не менее значимы, чем явления составляющие мир материальных объектов. в)социальное бытие – включает в свою сферу все стороны общественной жизни человека. В объеме понятия «социальное бытие» обобщается совокупность всех форм совместной деятельности людей. Это производство материальных и духовных ценностей и отношения между людьми в процессе их производства, юридические и личные отношения, государственная организация и объединения людей по интересам, преступление и наказание, спорт и политика и многое другое, что подразумевает участие коллектива или является следствием этого участия. Человек существо изначально предназначенное жить в обществе. Категорией противоположной бытию является небытие. Если бытие это нечто, то небытие – это ничто, абсолютное отсутствие чего бы то ни было. Вопрос о реальности небытия, имеет давнюю историю еще Параменид, утверждал, что небытие невозможно, так как в действительности существует только то, что имеет место быть на самом деле. Оппонентом этой точки зрения являлся Демокрит, который считал, что небытие реально существует в виде пустоты. Действительно, небытие вообще, невозможно не только ощутить, но даже представить, однако отсутствие у конкретного предмета конкретного свойства или качества вполне ощутимо. Так насколько же реально небытие? Противоположные точки зрения одинаково убедительны. Проблему отношения бытия и небытия, возможно, разрешить следующим образом, небытия вообще не существует, любые наши попытки представить его себе обречены не неудачу, так как мы можем представить себе либо лишь то, что есть в реальности, либо фантастическое сочетание реально существующего. Вместе с тем отсутствие конкретного события, предмета или его свойства для нас так же реально, следовательно, небытие конкретных явлений так же реально как реально их бытие вообще. Таким образом, небытие не есть отрицание бытия вообще, а представляет собой отрицание его конкретной формы Предметы и явления окружающего мира могут находиться как в бытии, так и перейти в небытие. Любой феномен бытия отсутствующий сейчас может появиться в будущем. Бытие и небытие, являясь противоположностями, взаимообуславливают друг друга и не существуют друг без друга. Наличие или отсутствие у предмета тех или иных качеств подразумевает отсутствие или наличие у этого же предмета в это же время, противоположных качеств. Иными словами любое явление одновременно содержит в себе то, что есть и того, что в этом явлении отсутствует. Таким образом, бытие и небытие как философские категории имеют смысл лишь по отношению друг другу и в неразрывном единстве друг с другом, в котором качественные изменения состояния материальных объектов. Онтология – раздел философии, изучающий бытие сущего, всеобщие принципы и законы его организации. У понятия «бытие» есть следующие основные значения: · Это сущее – то что существует. · Это первооснова сущего, то что позволяет сущему существовать, субстанция. · Это атрибут сущего, свойство сущего существовать. Принято выделять ряд различающихся и в то же время взаимосвязанных основных форм бытия: Бытие вещей (тел), процессов включает бытие вещей, процессов, состояний природы; бытие природы как целого и бытие «второй природы», то есть вещей и процессов, произведённых человеком. Бытие человека — как в мире вещей, так и специфически человеческое бытие. Бытие духовного (идеального) разделяется на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное. Бытие социального делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.. Философская категория бытия и фиксирует все то, что существует – независимо от того, каково это сущее по своей природе: материальное или духовное, действительное или возможное, единичное или общее и т. д. Таким образом, понятие бытия означает в философии всеобщее свойство (атрибут) вещей и явлений существовать, присутствовать, т. е. быть. «Небытие» есть противоположность «бытия» и его отсутствие Вместе с тем в окружающем нас мире есть и эффект отсутствия вещей и явлений: в реальной действительности нет многих предметов, которые человеку хотелось бы иметь, а уже существующие вещи (да и сами люди) рано или поздно погибают, уходят в никуда. Так постепенно в философии возникает категория небытия, которая обозначает свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными. Это свойство присуще, во-первых, в виде возможности любому конкретному сущему, поскольку оно не вечно – за всяким присутствием всегда стоит тень отсутствия. Во-вторых, оно характерно для таких явлений, которые не существуют (и вряд ли будут существовать) в действительности – например, появление вечного двигателя и многих других явлений, составляющих сферу небытия. В-третьих, и в повседневной жизни мы имеем дело с явлениями относительного небытия – отверстиями, дырами, ямами и другими пустотами: для них характерно отсутствие вещественной субстанции в определенных пространственных границах Таким образом, эти две категории (бытие и небытие) отражают онтологическую судьбу всех индивидуальных вещей и явлений. Любое из них сначала как бы таится в небытии, его нет в реальности (как поначалу в мире нет каждого из нас до нашего рождения). Затем оно приходит в реальность (в результате действия природных или человеческих сил), существует в ней в течение определенного времени и рано или поздно исчезает, уходя в небытие. "Все возникает на время, а погибает навечно",– пишет российский философ А. Н. Чанышев. Поэтому всякое явление в мире выступает как неразрывное единство бытия и небытия, оно лишь относительно и в своем бытии, и в своем небытии |