Главная страница

билеты по философии. Философия предмет, структура, функции, круг проблем и роль в обществе


Скачать 429.17 Kb.
НазваниеФилософия предмет, структура, функции, круг проблем и роль в обществе
Анкорбилеты по философии
Дата29.11.2021
Размер429.17 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаbilety_po_filo__vasilyev.docx
ТипДокументы
#286111
страница7 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
конфликта человека и общества.

Каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к обществу, к его культуре, мирное сосуществование с которой для него исключительно трудно.


Главой нового направления в психоанализе — неофрейдизма — по праву считают Э. Фромма:

  • критикуя ортодоксальный фрейдизм, преодолел его пансексуализм

  • отказался от учения о либидо, сублимации и типах индивидов, различающихся наличием у них тех или иных эротических зон.


Центральным понятием - социальный характер, в котором выражается совокупность фундаментальных потребностей человека:

потребности, схожие с потребностями животных (потребности самосохранения, продолжения рода, пищи и т.д.) - обусловлены биологически

потребности собственно человеческие (стяжательство, честолюбие, зависть и т.п.)- детерминированы социальной средой

27.Позитивизм: основные идеи, этапы развития (О. Конт, Э. Мах). Аналитическая философия: логическое и лингвистическое направление (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Г. Райл, Дж. Остин, У. Куайн).
Позитивизм - 19 век - продложение имепризма

Джеймс спенсер

Проблема : знания основанные на опыте

Разница от империзма : раньше не было обоснований, демаркации знания - что научное знание а что нет, позитивисты :

  1. Знание религиозное / мифологическое - вымысел

  1. Философское - много мифоворчества - псевдонаука

  2. Позитивизм - знания на опыте - обыденное и научное знание


Как самостоятельное течение позитивизм оформился уже в 30-е годы XIX в.“Позитивизм”- призыв философам отказаться от метафизических абстракций, т. к. метафизические объяснения, считают позитивисты, теоретически неосуществимыми и практически бесполезными, и обратиться к исследованию позитивного знания. Позитивизму противостоит интуиционизм (учение об интуиции как самом главном и самом надежном источнике познания).
В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки.

  • Главный тезис: все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения


Первая историческая форма позитивизма.

В 30— 40-е годы XIX в., во Франции возникла философская школа, которая тоже претендовала на создание «научной философии»-О. Конт

Конт - способность науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой применимы научные методы мышления.

Осуществленная Контом классификация наук во многих отношениях может рассматриваться как реализация завета энциклопедистов.

Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин “социология”; благодаря - нему социология впервые была разработана в определеную научную систему.
Вторая историческая форма позитивизма.
В результате попыток отказаться от контовско-спенсеровской ориентации и вместе с тем сохранить основную позитивистскую направленность — резкое размежевание областей науки и философской «метафизики» — возникает вторая историческая форма позитивизма — махизм, эмпириокритицизм (Э. Мах, Р., Авенариус и др.).
«Третья историческая форма позитивизма», неопозитивизм, возникает в 20-е годы ХХ в. Идейным ядром явился Венский философский кружок, который предложил программу развития научной философии. В него входили М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк, Л. Витгенштейн. Философия неопозитивизма (или логический позитивизм) развивается как аналитическая философия, которая в свою очередь разрабатывается в двух направлениях: логический анализ философии и лингвистическая философия. Основной принцип неопозитивизма - принцип верификации, т. е. сравнение всех положений науки с фактами опыта.
Аналитическая философия :

Аналитическая философия 30годы 20 века -

Проблемы - верификация - проверка на правильность, если знания можно проверить ; знание - в словах и их нужно проверить, нужна логика языка , анализ языка , но не всё можно проверить - можно проверить факты , но теорию и моделирование не проверить - другой метод - фальсификация - Поппер - выдвигаем гипотезу а затем пытаемся её опровергнуть - чем больше опровержений - тем больше уже поле истины
Направление в западной философии XX в.. включающее ряд теорий.

Наиболее известны концепции: Б. Рассела, Л. Витгенштейна, философов «Венского кружка» (Р. Карнап, М. Шлик и др.).

Предметы анализа в аналитической философии:

  • языковые средства науки

  • обыденный язык

  • язык философии


Ученые рассматриваемого направления считали, что большинство философских проблем носит логико-лингвистический характер(многозначность, непонимание). Цели:

1) устранение из науки всех псевдопроблем и не имеющих смысла рассуждений, которые возникли из неправильного употребления языка или из идеологии;

2) обеспечение с помощью аппарата математической логики построения идеальных моделей осмысленного рассуждения.
На этой основе возможно создание новой науки и философии .Анализ естественного языка показывает его противоречивость и многозначность, что порождает проблемы, которые на самом деле являются псевдопроблемами: слова «знание», «реальность» «вероятность», «истинность», существуют всегда в определенных контекстах и имеют смысл в соответствии с контекстом —> проблема знания и реальности — это прежде всего проблема языка, определения, понимания всего контекста —> для решения научных и философских проблем надо использовать искусственные языки, языки науки. Они однозначны, четки и непротиворечивы.

28. Генезис и развитие герменевтики как искусства толкования текстов (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г.Г. Гадамер, П. Рикер).
«Герменевтика» - искусство понимания, истолкования текстов, перевода памятников прошлого. В философии этим словом обозначается учение о понимании и научном постижении сферы культуры, и шире — человеческого духа.

У истоков: Шлейермахер, В. Дильтей, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и наш современник Ганс Гадамер.
Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуаций - случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста. Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и читателя в тексте не останется скрытого смысла и он не будет нуждаться в толковании.
Гадамер: основная задача философии — это практика толкования и осмысления «текста». «Текст» в этом понимании — это не страницы книги «текст» — это сама культура. Все знание человечества о мире можно рассматривать как «текст»; «текст» — это жизнь человечества, которую и следует понять.

Понимание- главная категория герменевтики. Понимать —проникать в механизм жизни, теоретически и опытно познавать жизнь.Философия, пронизана «пониманием», «понимативным усилием». Человек понимает бытие как предельную «смысловую возможность», т.е. понимает свое место в мире и свое значение.
Понимание — характеристика самого существования человека, способ его бытия. Фундаментальной истиной герменевтики Гадамер считал следующее положение: «Истину не может познать и сообщить кто-то один. Всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово инакомыслящему. Уметь усваивать произнесенное им — вот в чем душа герменевтики».
Понимание обусловлено историческим контекстом, который называется «предпониманием». Что такое предпонимание? Главное в нем — «предрассудок». Предрассудок — не логическая предвзятость. Предрассудок отражает состояние общества и по­знающего, «понимающего» субъекта. Это — фундамент понимания, он показывает суть эпохи, смыслы бытия, которые не выражены явно.

29.Философия структурализма, постструктурализма, постмодернизма (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж.-К. Лиотар, Ж. Бодрийяр)
Постмодернизм (Ж.Деррида, Р.Рорти и др.). Философия модерна существовала вплоть до XX в., начиная с Декарта. Ее отличали культ разума и необходимость его просвещения, прорыв к предельным основаниям бытия, историзм, признающий доминантой исторического развития прогресс. Мир воспринимается как условность, за которой нельзя отыскать никаких истоков, никаких прообразов. Это дало повод рассматривать действительность как возможность» ее реализации, как нечто мнимое и иллюзорное, которое хорошо описывается метафорой сновидения.
Структурализм - (от лат. - structure - строение, распол жеиие, порядок) направление и интеллектуальное движение в философско-гуманитарном познании 1950-70-е гг. XX ст., базирующееся на выявлении структуры - устойчивых многоуровневых самовоспроизводящихся связей и свойств объекта, системы. Современная философия понимает структуру как совокупность устойчивых внутренних связей объекта как целого и тождественного самому себе, а учение структурализма объясняет мир с помощью понятия «структура».
Постструктурализм (неоструктурализм) зародился на базе структурализма в середине 1970-х гг.

В центре внимания постструктурализма оказалась «изнанка» структур, т.е. то в субъекте, что влияет на становление структур. Субъект при этом рассматривается как думающий, переживающий, действующий, стремящийся к максимальному получению удовольствия и с раскрепощенными желаниями. «Изнанками» структур может быть все выходящее за пределы структур, и отсюда объектом исследования становятся: случайность, фрагментарность, личные эмоции и переживания и т.д.

Тем самым структуре как устойчивой целостности противопоставляются области неустойчивой и хаотичной фрагментарности, которые предшествуют или наследуют структуру. основным объектом исследования был становится «хаос», лежащий за пределом структур.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта