Главная страница
Навигация по странице:

  • 20.Философия Вл. Соловьева. Учение о Софии, идея «всеединства»

  • 21.Философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. Н. Вернадский).

  • Высшим этапом

  • 22.Философия персонализма и свободы Н. А. Бердяева.

  • Экзистенциальная философия

  • билеты по философии. Философия предмет, структура, функции, круг проблем и роль в обществе


    Скачать 429.17 Kb.
    НазваниеФилософия предмет, структура, функции, круг проблем и роль в обществе
    Анкорбилеты по философии
    Дата29.11.2021
    Размер429.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаbilety_po_filo__vasilyev.docx
    ТипДокументы
    #286111
    страница5 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Западники и славянофилы

    После Отечественной войны 1812 года и восстания декабристов и в значительной мере под воздействием знаменитого «Философического письма» П.Я. Чаадаева появились славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, К.С. Ак­саков) и западники (А.И. Герцен, ВТ. Белинский, Т.Н. Гранов­ский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин). На смену просветительским и либеральным стремлениям передового общества приходит государственная идеология официальной народности.
    Спор между ними в предреформенную эпоху способствовал, с ной стороны, зарождению самостоятельной и самобытной отечественной философской традиции, а с другой стороны, по мере сближения западников и славянофилов на почве либеральной освободительной программы — идейно подготовил реформы 60-х гг. XIX в.


    Одинаковое

    Разное

    1.Отвергли механистические и рационалистические идеи Просвещения XVIII в. с позиций воспринятой ими немецкой идеалистической философии (В. Шеллинг, Г. Гегель)

    Либерализация, инициатива и средства государственной власти:


    2.Против идеи революционного преобразования общества + мысль о возможности простого «заимствования» и «пересадки» на русскую почву западных либеральных учреждений

    С: самобытность русской культуры и русской истории, начиная с ее истоков и кончая возможностью осуществления христианского, православного идеала. Смысл этого идеала — «свободное и органическое» единство, «живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви».

    3.Освобождение крестьян от крепостного права

    З: считая русский народ европейским, способным к совершенствованию и развитию, западники полагали, что он идет своим особым путем к осуществлению общего христианского идеала: свободной и нравственной личности. Вместо самобытности они говорили лишь о своеобразии русской истории, а на место православия ставили христианско-либеральный идеал.




    Общество :

    С.—акцент на обществе (с его нравственностью),

    З. — на государстве и праве

    С.— народ

    З.—сферу развертывания и действия личности.




    Либерализм :

    С. — тяготел к духовной (находящей выражение в церковной жизни) форме утверждения идеала личностной свободы

    З.—почвенным и консервативным, все же сохранил значительные пласты классического западного либерализма




    Философия :

    С. — необходимость разработки собственной, самобытной, из русской жизни вырастающей философии

    З. — восполнение русской культуры философией (уже сложившейся на западноевропейской почве).

    20.Философия Вл. Соловьева. Учение о Софии, идея «всеединства»
    Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) — русский фило­соф-идеалист, поэт, публицист. Основоположник русской христианской философии как самобытного целостного направления мысли.Основные работы: «Кризис западной философии. Против позитивистов» (1874), «Философские начала цельного знания» (1877).Их основное содержание направлено в сторону богословия и мистики, на вопросы истории церкви и христианской догматики.

    Своеобразие Соловьева как ученого состояло в попытке создания всеобъемлющего мировоззрения, проникнутого божественной идеей единства мира и человека, субъекта и объекта, чувственности и разума.
    Опираясь на достижения односторонних учений, следует создать философию, объемлющую все жизненно важные сферы бытия и способную постичь их в сочетании, в неразрывном единстве - философия всеединства.
    Центральной в учении Соловьева является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга и каждый из них есть совокупность определенных сторон, связей и т.д. Даже наша Вселенная, замечает Соловьев, не есть «хаос разрозненных атомов», а представляет единое, связное целое.
    «Безусловное всеединство» как совершенный синтез истины, добра и красоты постигается, по Соловьеву, лишь «цельным знанием». Структура: цельное знание есть органическое единство, синтез теологии, философии и опытной науки.
    Таким образом, идеи всеединства и цельного знания — ключевые идеи, на которых базировалась философия Соловьева. Кроме них он сформулировал немало других интересных, своеобразных мыслей и концепций.
    К ним, в частности, относятся сложное и многозначное учение о Софии как «вечной женственности», как конкретное выражение концепции всеединства. Он анализируются предпосылки возникновения этого образа, а также исследует роль женственности в контексте развития русской религиозной философии. Нетварная София является образом божественного единства, а тварная София воплощает стремление множественности к соединению с Богом. В совокупности эти формы и образуют положительное всеединство. Софиология представляет собой отдельную область религиозно-философских знаний, нацеленную на выяснение способа обретения единства в множественности.
    21.Философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. Н. Вернадский).XIX-XX в.
    Главенствующая идея русского космизма - органическое единство человека и космоса. Космизм возникает в глубокой древности. Возрождение его в западноевропейской философии совпадает по времени с бурным развитием научного знания и техники.
    Научно-техническая революция увеличила пропасть между человеком и природой. В Европе возникла обеспокоенность увеличивающимся разрывом между жизнью и разумом, человеком и космосом.
    Одной из наиболее ярких отличительных черт русского космизма является то, что он выступает своеобразным синтезом тех направлений космизма, которые ранее сложились в европейской философской мысли и критической переработкой различных точек зрения во взглядах на мир. Согласно одной из таких точек зрения, мир понимается как космос, в котором события и явления происходят в виде круговорота, и это не оставляет человеку надежды на созидание чего-то принципиально нового в будущем.

    Согласно другой точке зрения, мир понимается как историческое развитие, и в нем далеко не все еще реализовано и проявлено. При таком подходе человеку предоставляется реальная возможность преобразовывать природу и полностью или частично определять свое будущее.

    Общим моментом, позволяющим объединить основные идеи западноевропейского и русского космизма, является то, что человек - земное существо, теряющее связь с космическим миром и связывает свою судьбу со случайностями прогресса. В противовес естественному космическому бытию, человек для своих нужд создает искусственную цивилизацию. При этом нарушается понимание целостности мира и тем самым человек невольно разрушает свою собственную целостность.
    Естественнонаучное направление наиболее ярко пред­ставлено в трудах К. Циолковского, В. Вернадского и др. Центральной идея: разра­ботка новой картины мира, отражающей принцип единства мира. Так Вернадский считал необходимым ввести жизнь в атомы. Жизнь на Земле возникает одновременно с возникно­вением планеты. Высшим этапом в развитии биосферы являет­ся возникновение ноосферы, которая выступает сферой человеческого разума, на основе которого происходит взаимо­действие человечества и природы. Зародившись на Земле, ноосфера имеет тенденцию к постоянному расширению, к выходу в космос. В концепции ноосферы Вернадского особое место занимает развитие науки.
    Федоров - основоположник «философия общего дела» издана после смерти - воскресение из мёртвых - главная проблема, обоснование :

    1. Согласно атомистам древности - тела из атомов - они не уничтожается

    1. Наука должна достигнуть таких результатов когда возможно будет собрать человека из атомов

    2. Федоров - религиозный философ - обращается к библии - Христос возрождал значит и мы можем , Вернадский - ест. -научный, есть ещё художеств.


    Важна проблема - проблема единства земли и космоса - земля - часть космоса, мы не останемся на этой земле, будем выходить за её пределы. Проблема- промышленность уродует климат - люди должны заботиться о природе, они хотят на природу

    22.Философия персонализма и свободы Н. А. Бердяева.
    Одна из важнейших в философии Бердяева — категория свободы. Свобода - не была сотворена Богом. Вслед за немецким философом Бёме, Бердяев считает, что ее источник — первичный хаос, ничто —> Бог не имеет власти над свободой, властвуя лишь над сотворенным миром, бытием.

    Бердяев утверждает, что вследствие этого Бог не ответственен за зло в мире, он не может предвидеть действия людей, обладающих свободной волей и лишь способствует тому, чтобы воля становилась добром.

    Бердяев выделяет два вида свободы: первичная иррациональная свобода, свобода потенциальная, которая обусловливает гордыню духа и вследствие этого его отпадение от Бога —> рабство личности в мире природы, объективной реальности, в обществе, где человек для того, чтобы успешно сосуществовать с другими его членами, должен следовать моральным нормам, сконструированным обществом, тем самым реальной свободы нет; и “вторая свобода, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная”. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.
    Учение о человеке Бердяева получило название эсхатологического персонализма. Он различал в человеке личность и индивида:

    индивид – это неделимая часть вещественного природного мира, подчиненная его закономерностям;

    личность – это подобие Бога, ее сущность не выводится из природного мира. Личность приобретает и сохраняет черты подобия Богу, если идет по пути всегда трагичного творчества, но только на этом пути она сохраняет свое человеческое призвание и перед ней открывается возможность общения с Богом. Эсхатологический характер истории обещает человеку-личности, прошедшему через последний Суд, качественно новое, иное бытие.

    23.Современная западная философия: кратная характеристика ее особенностей, тенденций и основные направления.
    Современная западная философия достаточно разнообразна, выделяется множество концепций и теорий, например :




    Экзистенциальная философия (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр, А.Камю). В философских трактатах и литературных произведениях экзистенциалисты отразили эфемерность и трагизм жизни людей, вызванные, в первую очередь, ужасами двух мировых войн и их последствиями. Отсюда особый интерес к сущности человека, смыслу его жизни, пониманию свободы и ответственности и другим проблемам бытия человека в философии экзистенциализма.
    Экзистенциализм - разновидности :

    религиозный - если бог умер, как вернуть человека к богу

    атеистический - как человеку жить без бога

    Экзистенция - существование духовного мира личности - тайны , личный мир

    Проблема : свобода

    Возник : первая мировая война унесла много людей и остальные забыли и жизнь обесценивается , революции , фашизм, вторая мировая война -
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта