билеты по философии. Философия предмет, структура, функции, круг проблем и роль в обществе
Скачать 429.17 Kb.
|
ОБЕСЦЕНИВАЕТСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ , проблема неповторимости, умирают не люди, а миры Религиозная философия (Ж. Маритен, Э. Жильсон, П. Тейяр де Шарден и др.). Одной из влиятельных религиозно-философских систем является неотомизм, который исходит из абсолютной непогрешимости идей средневекового томизма. Ставя своей задачей обоснование истинности католической веры, неотомисты стремятся совместить научные знания с религиозным откровением, здравый смысл — с догмами священного писания, признание факта существования объективной реальности — с верой в сверхъестественное. К религиозной философии относится и такое философское течение, как персонализм (Э. Мунье и др.), признающий высшей духовной ценностью личность, а творцом всего мира — Бога. На человека накладывается отпечаток абсолютной личности Творца. 24.Иррационализм и философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон). Почему возникает : что такое жизнь - пытается ответить - жизнь - обмен веществ, но в жизни нас не интересует обмен веществ - биологический термин, Жизнь связана с психическими процессами - духовный процесс - их интересует душа - от начала возникновения человека - до его смерти, во временном интервале, время прибывает - в настоящем - жизнь - мгновение ; но мы включаем в себя и прошлое - оно в памяти; будущее - возможно и нет, будущее становится настоящим , прошлым Настоящие в прошлом Истоки философии жизни: философия А.Шопенгауэра (философией волюнтаризма) : Жизнь - непрерывная борьба между состраданием (любовь) и преобладающими над ним силами эгоизма и злобы. Самым большим несчастьем человека - он вынужден жить в обществе, в котором эгоизм становится злобой, а естественные влечения приобретают извращенную форму. Общественный прогресс не в состоянии решить это противоречие. Цена решения настолько велика, что лишает его всякого смысла. Шопенгауэр отрицает какую-либо моральную ценность общества, отдавая предпочтение индивидуальной этике, элементарной нравственности, основанной на чувствах, а не на философских абстракциях. Воспринимая мир как сострадание, человек, по мнению Шопенгауэра, должен изжить, —> умертвить волю к жизни. Если нет желаний, нет и воли, нет представлений, нет мира, нет сострадания —> жизнь человека превращается в ничто. Ф.Ницше: имморализм и нигилизм. Философия - личное творчество отдельного мыслителя, выражающее его субъективность.
Основа жизни - воля к власти или тяга всего живого к самоутверждению. Ницше призывал к «переоценке ценностей», к замене морали рабов(смирение, сострадание, терпение, кротость, ненасилие) в христианско-гуманистическом смысле моралью господ (искусство повелевать, широту воли, правдивость, бесстрашие, уверенность в лживости простого народа, ненависть к трусости и малодушию) Неоевропейскому рационализму Ницше противопоставил чувства и инстинкты, обеспечивающие, с его точки зрения, волю к власти. Он полагал, что разум - ничтожен, логика - абсурдна, ибо имеет дело с застывшими формами, противоречащими динамике жизни. Главной целью познания Ницше считал овладение миром, а не установление истины, которая тождественна заблуждению. Заблуждение и ложь необходимы, поскольку утешают толпу и помогают аристократам духа самоутверждаться. Реакцией на упадок европейской культуры была идея Ницше о «вечном возвращении» - прогресса не существует. 25. Истоки и развитие экзистенциальной философии (С. Къеркегор, М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Ж-П. Сартр). Экзистенциализм (20-х гг. в Германии и Франции) Принято различать религиозный экзистенциализм (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер) и атеистический (Сартр Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер). Экзистенциализм - разновидности : религиозный - если бог умер, как вернуть человека к богу атеистический - как человеку жить без бога Экзистенция - существование духовного мира личности - тайны , личный мир Проблема : свобода Возник : первая мировая война унесла много людей и остальные забыли и жизнь обесценивается , революции , фашизм, вторая мировая война - ОБЕСЦЕНИВАЕТСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ , проблема неповторимости, умирают не люди, а миры Мартин Хайдеггер (1889—1976) утверждал, что современная философия утратила понимание сущности и смысла бытия. Вопрос о бытии — это главный вопрос философии, но решить его можно, только поняв смысл существования человека. Человек конструирует мир, или бытие, поэтому выяснение сущности человеческого бытия раскрывает сущность бытия вообще. В чем же тогда сущность человека? Она заключается в особом способе жизни — существовании в страхе. Чувствуя страх, человек становится одиноким, он перестает интересоваться миром, он обращается к себе, а следовательно, он начинает понимать себя Страх — основное переживание и способ бытия, он позволяет точно и всеобъемлюще найти человека.Страх относится к неопределенной опасности, к миру как таковому, первоначальная чистая его форма - страх перед потерей жизни. Человеческое существование протекает в сознании начала и конца (рождение и смерть), т.е. протекает во времени. Временность, историчность, забота о себе характеризуют человеческое бытие. Познавать необходимо не столько природу и общество, сколько существование изолированного, уединенного человека, его сущность. Весь мир проникнут «мировым страхом», т.е. человек понимает конечность своего бытия, понимает, что существование человека — это по сути «бытие к смерти». Смерть оказывается последней, решающей и подлинной возможностью бытия. Итог простой — существование человека везде отягощено страхом. Человек пытается избавиться от страха, но это — попытка убежать от своей собственной сути. Человек бежит от самого себя и пытается забыться в общественной жизни, в суете жизни, он «растворяется» в обществе. Однако полного «растворения» нигде не происходит.Он становится одиноким, когда понимает, что общественные связи и отношения, по сути дела, лишены смысла. Человек не может найти смысл своего существования в сферах свободы, в сфере свободного риска и собственной ответственности за свои поступки. И в этом сущность человеческого бытия. 26. Философия фрейдизма. Неофрейдизм (К. Г. Юнг, Э. Фромм). Психоанализ и философия неофрейдизма (З.Фрейд, Э.Фромм). Основатель - З.Фрейд, мировоззренческие установки которого оказали большое влияние на мыслителей XX в. Опираясь на свой клинический опыт диагностики и лечения истерических и невротических расстройств психики, он разработал концепцию бессознательных психических процессов и мотиваций, перенеся ее и на социальные явления. Все душевные процессы в конечном счете бессознательны. Источником психической динамики - желания бессознательного, стремящегося к разрядке в виде действия. Цензуру желаний бессознательного осуществляет пред сознательное. Психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а деятельность пред сознательного — принципу реальности. Предсознательное сопротивляется, попыткам проникнуть в сознание неприемлемых желаний и идей (сексуальных, эгоистических, асоциальных) и вытесняет их обратно в бессознательное.
Однако бессознательные желания, сохраняющие активность, проявляются в поведении и сознании человека в обмолвках, ошибках памяти, сновидениях, грезах и неврозах. Происходит также сублимация бессознательных влечений — замещение запретных стремлений социально приемлемыми действиями. Созданная Фрейдом модель личности соотносилась с соответствующими системами психики и включала «Оно» (бессознательное), «Я» (предсознательное) и «сверх-Я» (сознание, проявляющееся как совесть). После формирования «сверх-Я» в результате интроекции социальных норм, воспитательных запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое. Поведение человека, по Фрейду, определяется инстинктом родового самосохранения (Эрос, половой инстинкт). Все остальные стремления — только следствия неудовлетворенности и сублимированного переключения либидо (сексуальной энергии) на другие области. Механизм сублимации оказывается основным источником творчества. Одна из главная проблема, которую пытался решить Фрейд, — это проблема |