Главная страница
Навигация по странице:

  • Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история.

  • Культура и цивилизация.

  • 42.Противоречия в системе "природа-общество" в современную эпоху. Методологический анализ глобальных проблем современного общества.

  • «тепловая смерть»

  • атмосферы

  • пресной воды

  • искусственную среду

  • благоприятных для его жизни условиях

  • потребительское отношение к природе.

  • Специфические особенности общественного прогресса

  • 44.Понятие информационного общества. Характерные признаки и критерии его формирования.

  • числа людей

  • информационного пространства

  • 45.Основные сферы жизнедеятельности общества, их краткая характеристика (экономическая, социальная, политико-правовая, духовная).

  • билеты по философии. Философия предмет, структура, функции, круг проблем и роль в обществе


    Скачать 429.17 Kb.
    НазваниеФилософия предмет, структура, функции, круг проблем и роль в обществе
    Анкорбилеты по философии
    Дата29.11.2021
    Размер429.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаbilety_po_filo__vasilyev.docx
    ТипДокументы
    #286111
    страница9 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    духовная к.: наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей. Важная составляющая - религия. Вещественная форма - книги, картины и тд.

    материальная к. : средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой.
    Совокупность материальных и духовных, ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека.
    Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история. Если человек создает культуру, то культура создает человека.
    Культура — это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих чувств, и приемы, а также уровень мышления.
    Культура и цивилизация.

    Первым ввел отличие культуры от цивилизации И. Кант. Ранее под культурой в отличие от природы понимали все созданное человеком. Он определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры.
    Кант назвал чисто внешний, “технический” тип культуры цивилизацией. Кант провидел бурное развитие цивилизации и воспринимал это с тревогой, говоря об отрыве цивилизации от культуры: культура идет вперед гораздо медленнее цивилизации. Эта явно пагубная диспропорция несет с собой многие беды народам мира: цивилизация, взятая бездуховного измерения, порождает опасность технического самоуничтожения человечества.
    Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами.



    культура

    цивилизация

    Носит ценностный характер

    Прагматична (ориентируется на критерий полезности)

    Культура органична, функционирует как живое целое.

    Механична (каждый достигнутый уровень цивилизации самодостаточен.)

    Культура аристократична (шедевры - творения гения)

    Цивилизация Демократична (Культуру присвоить нельзя, ее надо понять, а цивилизацией может овладеть каждый, независимо от личностных качеств.)

    Культура существует в вечности, (юность культурных произведений не уменьшается)

    Критерий прогресса: последнее по времени наиболее ценно.

    Культура иногда враждебна жизни (содержит свой параллельный мир, она конкукир. с жизнью.)

    Цивилизация способствует продлению и усовершенствованию жизни.





    *Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой:
    1. Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.
    2. Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.
    3. Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство общества понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, то есть цивилизация использовалась для обозначения культурного качества общества понимание Морганом и Энгельсом цивилизации, как стадии развития общества вслед за дикостью и варварством, то есть начало расхождения понятий.
    4. Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.

    42.Противоречия в системе "природа-общество" в современную эпоху. Методологический анализ глобальных проблем современного общества.
    Экологические проблемы в настоящее время имеют первостепенное значение для человечества.

    Суть: в последние годы все более и более отчетливо обнаруживается углубляющееся противоречие между производительной деятельностью человека и природной средой его обитания. Эта деятельность человека приводит к непрерывному росту углекислого газа в атмосфере Земли —> «тепловая смерть» . Рост материального производства влечет за собой такие необратимые процессы, как загрязнение морей и океанов, а также атмосферы Земли, истощение ее озонового слоя, исчезновение лесов, сокращение запасов пресной воды, эрозия почвы и др.

    Расчеты ученых показывают, что человечество уже сейчас создало искусственную среду, которая в десять раз продуктивнее естественной среды. Искусственная среда постепенно и неотступно надвигается на естественную среду, угрожая поглотить ее полностью.

    Так как человек является биологическим видом, то, как и любой биологический вид, он может существовать только в определенных , благоприятных для его жизни условиях.

    Экономический прогресс до недавнего времени достигался за счет экологического регресса. Одной из причин противоречия между экономикой и экологией являлась установка человека на потребительское отношение к природе.


    43.Общественный прогресс: его критерии, особенности в современную эпоху. Основные черты техногенной цивилизации.
    Общество постоянно находится в изменении: прогрессивно/регрессивно его движение.

    Гегель и Маркс признавали общественный прогресс, Ж-Ж Руссо подчеркивал неприемлемые изъяны, Бердяев отрицал его наличие.

    Прогресс – восходящее развитие, совершенствование содержания и форм организации общественной жизнедеятельности людей.

    Регресс – движение вспять, неуспех, возврат к изжившим себя формам и структурам, застой.

    Общественный прогресс — это постепенное культурное и социальное развитие человечества.

    Идея прогресса человеческого общества стала формироваться в философии с древнейших времен. Для определения уровня прогрессивности того или иного общества используются три критерия:

    1. Экономический критерий. Развитие общества с экономической стороны должно сопровождаться повышением уровня жизни человека, устранением бедности, исключением голода, массовых эпидемий и т. д.

    2. Уровень гуманизации общества. В обществе должны расти: степень различных свобод, уровень доступа к образованию, к материальным благам, возможность удовлетворения духовных потребностей, соблюдение его прав, возможности для отдыха и т. д., и понижаться: влияние обстоятельств жизни на психофизическое здоровье человека, степень подчиненности человека ритму производственной жизни. Обобщающим показателем этих социальных факторов продолжительность жизни человека.

    3. Прогресс в нравственном и духовном развитии личности. Общество должно становиться всё более нравственным, моральные нормы должны укрепляться и совершенствоваться, а каждый человек должен получать всё больше и больше времени и возможностей для развития своих способностей, для самообразования и т.д.

    Таким образом, основные критерии прогресса сместились в настоящее время с производственно-экономических в сторону гуманизма, то есть в сторону приоритета человека и его социальной судьбы.
    Специфические особенности общественного прогресса:

    1. глобальный, всемирный характер современной цивилизации, ее единство и целостность. Мир связан в единое целое характером научно-технического прогресса; процессами интернационализации мировых хоз. связей в производстве и обмене; ролью СМИ; глобальными проблемами человечества .

    2. многополюсность - человечество реализует себя в разнообразных типах обществ, этнических общностей, культурных пространств, религиозных верований, духовных традиций — все это полюсы, сегменты мировой цивилизации. Общечеловеческие: нравственность; образ жизни, ; доброта; духовная красота и др.

    3. противоречивость. Противоречия надстраиваются одно на другое: между человеком и природой, государством и личностью, сильными и слабыми странами. Противоречия прогресса современного мира порождают глобальные проблемы человечества, т. е. те проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов планеты и представляют угрозу для ее выживания.

    Понятие прогресса применимо только к человеческому обществу. Что касается живой и неживой природы, то в данном случае следует употреблять понятия эволюции (живая природа) и изменения (неживая природа).
    Техногенная цивилизация - исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV-XVII

    Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.
    Техногенный характер современной цивилизации определяют следующие черты:

    1. особое представление о природе как о поле для приложения сил человека;

    2. человек рассматривается как активное существо, призванное преобразовать мир;

    3. понимание человеческой деятельности как направление на преобразование предметов, а не на самого человека;

    4. акцент на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологии вне их человеческого, социокультурного измерения.



    44.Понятие информационного общества. Характерные признаки и критерии его формирования.
    Информационное общество — это cтупень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества.

    Отличительные черты:

    • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

    • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями;

    • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

    • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

    • развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.


    Основные характеристики информационного общества по следующим критериям:

    • Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

    • Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

    • Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

    Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

    • Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом. При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества».






    45.Основные сферы жизнедеятельности общества, их краткая характеристика (экономическая, социальная, политико-правовая, духовная).
    Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

    Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

    • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

    • экономическую (производительные силы, производственные отношения)

    • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

    • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ. Основу образует материальное производство. В процессе материального производства люди взаимодействуют друг с другом с целью эффективного воздействия на природу как кладовую изначальных средств существования и полигон разнообразных предметов труда. Материальное производство включает в себя две стороны: производительные силы (предметы труда, средства производства, рабочая сила), выражающие отношение общества к природе, степень овладения ею, и производственные

    отношения, выражающие общественные взаимосвязи и взаимодействие людей в процессе производства. Основное производственное отношение - отношение к собственности на средства производства.

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ. Сфера отношений между классами, нациями и другими большими социальными группами по поводу осуществления государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.

    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ. Социальная сфера это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Она охватывает интересы различных социальных слоев и групп, отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга.

    Статусно-ролевой набор индивида определяется его принадлежностью той или иной социальной общности.

    ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ. Основу составляет духовное производство.

    Процесс духовного производства предполагает получение новых идей, прикладных и фундаментальных. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях и распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации. Есть еще одна важная функция духовного производства - производство общественного мнения.

    В процессах, специально направленных на формирование общественного мнения, нередко получает доминирующее значение идеологический момент.

    Важнейшим компонентом духовной сферы жизни общества является общественное сознание.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта