билеты по философии. Философия предмет, структура, функции, круг проблем и роль в обществе
Скачать 429.17 Kb.
|
30.Бытие как центральная категория онтологии. Основные формы бытия. Термин «онтология», происходящий от сочетания древнегреческих слов «онтос» (сущее) и «логос» (знание), обозначает «знание о сущем». Данное значение сохраняется до сих пор, и онтология понимается как учение о бытии, его формах, фундаментальных принципах и атрибутах: движении, пространстве, времени. В ранней древнегреческой философии вопрос о сущности бытия интерпретировался как решение проблемы «из чего все состоит?». Категория «бытие» — исходная в философском осмыслении окружающего нас мира. С ней связана убежденность человека в том, что этот мир существует и что в нем находят свое место и человек, и вещи, и состояния, и процессы. Бытие — это объективная и субъективная реальности в своей совокупности. Бытие — это все то, что существует. Объективная реальность — это мир физических состояний, материальный социоприродный мир. Субъективная реальность — это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека. Онтология – учение о бытии, об основных принципах всего сущего. - категория бытия фиксирует убеждение человека о существовании вне его. - категория бытия – базовая. - мир в целом существует и будет существовать, несмотря на изменения. - опыт познания человечества ограничен. Проблемы онтологии: проблема первоосновы мира (идеальное-материальное) проблема познаваемости и пределов бытия проблема упорядоченности бытия проблема изменчивости и статичности 5) проблема человека в мире 6) проблема единства мира 31.Материя и ее атрибуты. Феномен самоорганизации материи. Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности (бытия), которая дана человеку в его ощущениях, но существует независимо от них. Свойства материи, без которых она не может существовать, называются атрибутами. Бытию присущи такие атрибуты, как движение, пространство, время, отражение, системность, развитие, которые могут быть абсолютными и/или относительными и неразрывно связаны между собой. На разных этапах развития научного познания существовали различные модели материи. Наиболее известными из них являются: • атомистическая модель (Демокрит); • эфирная модель (Декарт); • вещественная модель (Гольбах). Мир находится в постоянном движении. Движение – это способ существования сущего. Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Быть в движении – значит изменяться. Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Движение любой вещи осуществляется только в отношении к некоторой другой вещи. Для изучения движения какого-либо объекта нужно найти систему отсчета – другой объект, по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение. Пространство – форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства. Время – это форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем; это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Оно заключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени. Пространство и время обладают своими особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно – направление от прошлого через настоящее к будущему. Пространство и время существуют объективно, их существование независимо от сознания человека. Самоорганизация - это природные скачкообразные процессы, переводящие открытую неравновесную систему, достигшую критического состояния в своем развитии, в новое устойчивое состояние с более высоким уровнем сложности и упорядоченности по сравнению с исходным. Критическое состояние - это состояние крайней неустойчивости, достигаемое открытой неравновесной системой в ходе предшествующего периода плавного эволюционного развития. Здесь приходится говорить, например, о синергетике. Синергетика (от греч. sinergia — сотрудничество, содействие) - наука о самоорганизации простых систем, о превращении хаоса в порядок. Возникшие сложные упорядоченные системы попадают под действие конкуренции и отбора. Как утверждает Г. Хакен, это приводит в определенном смысле к обобщенному дарвинизму, действие которого распространяется не только на органический, но и на неорганический мир. Неодушевленная материя тоже имеет свои уровни - по химическому составу, может быть одухотворенной Кант - земля возникла в силу притяжения и отталкивания - происхождение вселенной - математически доказана лапласом - но жизни на земле пока нет - химические процессы - в воде зарождаются ( даже у античных философов ) - наряду с био жизнью - человек - социальная, осознанная человеческая жизнь - ноосфера - сфера разума Теория единства самооразвивающихся систем - теория ко-эволюции - единства человека, природы 32.Эволюция естественно-научных и философских представлений о движении, пространстве, времени. Материя обладает неотъемлемыми свойствами - атрибутами, главными из которых являются движение, пространственно временная определенность и отражение. Движение – любое изменение состояния предмета. Материя тесно связана с движением, а оно существует в виде конкретных своих форм. Движение - есть способ существования материальных систем. Механическое – пространственное перемещение объектов, но, нужно отметить сегодня, – не любое, а лишь характеризующееся наличием траектории. Физическое движение - теплота, электромагнетизм, гравитация... Химическое - превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). Биологическое - специфические для живого, процессы. Наиболее сложной формой движения является социальная, т.к. материальный носитель есть самый сложный вид материи социальный. Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения.Если предметы связаны, то они влияют друг на друга, и в них происходят изменения. Если движение - это способ существования материи, то пространство и время - это формы существования материи. Движение материи происходит в пространственно-временных формах, как коренных условиях всякого бытия. Пространство - объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов. Время — это объективная форма существования материи выражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов. Пространство и время бывают : Реальное (реальные предметы и явления, существующих независимо человека в пространственно-временной организации мира) Перцептуальное (человек познает пространственно-временные формы при помощи органов чувств и формирует чувственные образы, представления. Эти представления являются индивидуальными, зависят от физиологических и психологических факторов) Концептуальное (выражает теоретический уровень знаний о пространственно-временной организации мира. Это учения, концепции, теории пространства и времени. Они зависят не от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития общества, науки, культуры) Концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная. Субстанциальная- рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе независимо от материальных объектов. Пространство и время это пустое вместилище, оно однородно и неизменно. Здесь пространство и время рассматриваются как самостоятельные субстанции.>>>>>в науке Ньютон: свойства пространства и времени не зависят от материальных процессов>>>>>концепция классической механики Реляционная - рассматривает пространство и Время как особого рода отношения между объектами и процессами, которые вне их существовать не могут. Пространственно-временные свойства зависят от характера и скорости движущихся материальных систем и выступают как отношения между этими движущимися материальными системами>>>>>>>Эйнштейн>>>>>теория относительности ( при приближении тела к скорости света линейные параметры тела уменьшаются, а ритм течения времени замедляется) 33.Сознание: его природа и сущность. Самосознание и рефлексия. Сознание - высшая, свойственная только человеку функцию головного мозга, заключающуюся в целенаправленном отражении свойств и отношений внешнего предметного мира. Оно является субъективным образом объективного мира, абстракцией. Сущностью сознания : целенаправленное отражение внешнего мира, предварительное мысленное построение действительности и предвидение результатов деятельности людей. В общих чертах сознание – это способность идеального воспроизведения реального мира. В структуре сознания на основе психологических исследований можно выделить такие основные компоненты, как рационально-мыслительную, эмоционально-чувственную и волевую сферы. Венец развития сознания - самосознание, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек займётся самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта. В структуре самосознания можно выделить: · а) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего "Я" ("Я как действующий субъект"); · б) осознание своих реальных и желаемых качеств ("реальное Я" и "идеальное Я"); · в) познавательные, когнитивные представления о себе ("Я как наблюдаемый объект"); · г) эмоциональное, чувственное представление о себе. Итог : самосознание включает в себя два основных компонента - самопознание (интеллектуальный аспект познания себя) и самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе). Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения. Можно сказать, что рефлексия есть обращенность сознания на себя. Рефлексию следует отличать от самосознания. Не всякая рефлексия - обращение сознания на свое знание - становится самосознанием. Самосознание есть такая рефлексия, при которой ее предметом становится знание себя. 34. Мышление и язык: проблема взаимосвязи. Понимание и предпонимание: герметический круг. Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение наши мысли. Он является способом сохранения и передачи информации и средством общения. С помощью языка мы познаем объективный мир. Работа обусловила развитие человеческого общества, формирование человеческих потребностей и развитие человеческого сознания, которое уже не только отражает, но и преобразует мир —> потребность в общении и речи. Язык и сознание неотделимы. Итак, речевое общение, как и труд, является важным фактором развития сознания и самосознания людей. Сущность языка: служить средством общения и орудием мышления. Речь – это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями т. п., который осуществляется с помощью языка, т. е. определенной системы средств общения. Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное выражение мысль получает именно в языке. Cлoжнocть и пpoтивopeчивocть пpиpoды и мышлeния и языкa. Бyдyчи нeoбxoдимыми aтpибyтaми чeлoвeкa, oбa явлeния coчeтaют в ceбe coциaльнoe и биoлoгичecкoe. C oднoй cтopoны, и язык и мышлeниe пpeдcтaвляют coбoй пopoждeниe мoзгa чeлoвeкa кaк homo sapiens, c дpyгoй cтopoны, язык и мышлeниe являютcя coциaльными пpoдyктaми, пocкoлькy caм чeлoвeк ecть coциaльнoe явлeниe. Peшeниe пpoблeмы oтнoшeния мeждy языкoм и мышлeниeм (oтнoшeния cлoвa и мыcли) - сложная задача. В истории языкознания соотношение языка и мышления осмысливалось по-разному: А. Шлейхер, Мюллер, Ф. де Соссюр - равноправии языка и мышления; Аристотель и И.П. Павлов - мышление шире языка; Гумбольдт и Уорф - язык шире мышления; В современности - равное взаимодействие и взаимообусловленность языка и мышления. Спорным, дискуссионным остается вопрос о роли, которую играют язык и мышление в процессе их взаимодействия. Одни ученые ведущую, определяющую роль отводят языку, другие – мышлению. В. Гумбольдт, Э. Сепир - ведущая роль в этом процессе принадлежит языку, что именно язык определяет мышление."Язык есть орган, образующий мысль» —> характер и результаты познания объективного мира зависят от языка, от того, на каком языке говорят люди. Иными словами, отрицается всеобщий, общечеловеческий характер законов мышления, мыслительной деятельности людей, с чем вряд ли можно согласиться. В отечественном языкознании - ведущая роль во взаимодействии языка и мышления принадлежит последнему. ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ – возникающая в процессе понимания структура, в которой часть оказывается частью целого в той же мере, в какой целое – целым частей: чтобы понять целое, необходимо понять части, из которых оно состоит, но понимание каждой из частей предполагает некое предварительное общее понимание, единую смысловую перспективу, в которой пошагово разворачивается движение понимания. Саму процедуру понимания герменевтический круг трактует как операцию сравнения с уже известным: для понимания конкретного произведения надлежит обратиться к другим текстам автора, а затем к повлиявшей на него литературе. Простейшие варианты круга касаются понимания отдельных слов в составе предложения или отдельных предложений в составе единого текста. Любому познанию, пониманию текста всегда предшествует особое состояние — предварительное понимание, наличие пред-мнения, возникающего до знакомства с текстом, который мы хотим интерпретировать. Явление предпонимания всегда наблюдается в повседневной деятельности и общении людей. Например, встречаясь с ранее незнакомым человеком, мы заранее создаем предварительное представление о том, кто он и как могут строиться наши отношения с ним. Предварительное понимание, с одной стороны, затрудняет познание, так как приводит к предвзятому подходу. Но, с другой стороны, избавиться от него невозможно и оно является необходимой предпосылкой понимания любого явления. 35.Философские концепции развития(метафизика, диалектика, синергетика). Основные принципы, законы, категории диалектики. Метафизика – тип мышления, который рассматривает вещи и явления изолированно друг от друга, не учитывает взаимосвязи вещей, отрицает противоречия как источник развития. Диалектика - это тип мышления, который предполагает рассмотрение мира во всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости его явлений и процессов, в постоянном развитии. Суть диалектики : принципы всеобщей связи и развития, а также три закона диалектики. Согласно принципам диалектики, мир в целом и все его части постоянно находятся в состоянии развития, движения, усложнения. Все элементы мира находятся в состоянии взаимосвязи, т.е. изменения в одних сферах бытия тянут за собой изменения во всех иных сферах бытия. Закон единства и «борьбы» противоположностей раскрывает источник развития: всякое самодвижение и развитие происходит благодаря взаимодействию, внутреннему единству и взаимопроникновению противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов, явлений и процессов. Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает механизм развития: количественные и качественные характеристики материальной системы связаны таким образом, что на определенном этапе развития изменения количественные приводят к изменениям качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений. Закон отрицания отрицания указывает на направленность развития: в процессе развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, представляет собой синтез предыдущих ступеней, где на более высоком уровне воспроизводятся характерные черты исходной ступени развития. Принципы Объективность предполагает рассматривать явления в конкретных обстоятельствах, сами по себе, не ссылаясь на мнения. Системность требует рассматривать предмет в единстве всех его сторон, граней, в целостности. Игнорирование этого принципа приводит к догматизму - односторонности в мышлении, к бездоказательным, предвзятым построениям и конструкциям, когда не учитываются специфические условия места, времени действия. Принцип историзма позволяет прослеживать преемственность фаз, состояний, этапов развивающегося объекта. Он предполагает рассматривать объекты как целостные системы, возникшие в определённых условиях, в результате действия соответствующих причин. Синергетика - это теория саморазвития неравновесных, открытых систем, имеющих источники и стоки энергии, вещества и информации. Основное понятие синергетики - это определение структуры, как состояния, которое возникает в результате многовариантного и неоднозначного поведения таких сред, которые не деградируют к состоянию замкнутой системы, а развиваются вследствие открытости, притока энергии из вне и наличия более одного устойчивого состояния. Появление структур синергетика трактует, как всеобщий природный процесс 36. Познание. Познание - переход от незнания к знанию, от знания менее глубокого к более глубокому, как движение к истине. Основа : способности сознания к чувственному и рациональному отражению действительности. Эти две составляющие в реальном механизме отражения тесно взаимосвязаны. Чувственное возникает в сознании человека в результате деятельности органов чувств и центральной нервной системы, в виде ощущений, восприятий и представлений. · Ощущение – это простейший чувственный образ, отражение отдельных свойств предмета. Ощущения возникают под воздействием внешней по отношению к человеку среды на органы чувств. · Восприятие связано с деятельным отношением человека к окружающему миру. В деятельности происходит выделение значимых предметов, явлений, процессов, которые воспринимаются как целостность различных качеств и свойств. Восприятие фиксирует целостный образ, его структуру. · Представление – высшая форма чувственного отражения мира. Оно заключает в себе все отмеченные стороны и моменты предшествующих форм и опирается на них. В реальном процессе «живого созерцания» на чувства человека воздействует «калейдоскоп» предметов и явлений, которые различаются не только свойствами и качествами, но и длительностью своего продуцирования. Но в сознании запечатленный образ не исчезает сразу и бесследно. Он сохраняется в памяти. Рациональное познание (абстрактное мышление) возникает в процессе трудовой и коммуникативной деятельности человека, в одном комплексе с языком и мышлением. Существует три формы абстрактно-мысленного отражения: понятие, суждение и умозаключение. · Понятие – результат обобщения предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса признаков. · Суждение – это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. · Умозаключение – рассуждение, в ходе которого логически выводится новое суждение. В теории познания не существует единого мнения по поводу того, чему принадлежит решающая роль в познании — чувствам или разуму. Сенсуалисты полагают, что новое знание можно получить только на основе чувств, а разум замкнут в сфере уже известного. Рационалисты указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны. И сенсуализм, и рационализм дают положительный ответ на вопрос о познаваемости мира. Данная позиция именуется оптимистической. В теории познания выработана также пессимистическая позиция, согласно которой мир непознаваем. 37.Научное познание и его альтернативы. Проблема истины в философии и науке. Основные критерии научной истины. Научное познание — это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Основные стороны научного познания: Эмпирическая - необходимость сбора фактов и информации + описание. Теоретическая - объяснение, обобщение, создание новых теорий, выдвижение гипотез, открытием новых законов, предсказанием новых фактов. Производственно-техническая сторона проявляет себя как непосредственная производственная сила общества, прокладывая путь развитию техники, но это уже выходит за рамки собственно научных методов, так как носит прикладной характер. Что такое истина? Аристотель: истина это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт: важнейший признак истинного знания - ясность. Платон, Гегел: истина выступает как согласие разума с самим собой, т.к. Познание- раскрытие духовной, разумной первоосновы мира. Д. Беркли, Мах, Авенариус - истина - результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины - истинное знание - результат соглашения. Гносеологи истинное знание вписывается в ту или иную систему знаний. Позиция прагматизма - истина - полезность знания, его эффективности. Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Субъективная Виды Абсолютная истина — это 1) исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; 2) знания, которые никогда не могут быть опровергнуты. Относительная истина — это 1) неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает те или иные способы получения этого знания; 2) знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.. Критерии научной истины: направленность на раскрытие сущности систематизированность упорядоченность знания в ее рамках обоснованность доказательность знания повторяемость общезначимость конкретность объективность процессуальность Хар-ка: Нацелена на объективное знания о мире Абстрактно-Аналитическое ( в голове и в теории ) и конструктивно-синтетическое(находит своё отражение в реальности ) Носит системный характер (не хаотично) 38.Аксиология: предмет, функции, круг проблем. Аксиология – теория ценностей; философское учение о ценностях, раскрывающее природу людей, выявляющее основные ценности, их роль, пути и средства формирования ценностного отношения людей к окружающему миру. Основные познавательные задачи аксиологии: - установление роли, значения, статуса предмета или явления; - привлечение внимания других людей к данному явлению и умножение таким образом числа сторонников данной оценки. Центральные проблемы: 1. Диалектика природно-телесных и духовных ценностей и антиценностей. Г.Гегель разделяет ценностина утилитарные (жилище, питание и т.п.) и духовные. В.Миронов считает, что по содержанию ценности делятся на экономические, социальные, политические и духовные. 2. Вопрос о соотношении объективного и субъективного в категории ценности. В основе ценности лежит объективная значимость предмета. Следует помнить, что истина объективна, а ценности носят субъективный характер. Принимая во внимание разнородность познавательного и ценностного способов освоения мира, необходимо привести их в согласие, уравновесить Ценности– такие вещественные или идеальные образования, которые имеют смысложизненные значения либо для отдельного чел., либо для всего человечества; движущая сила деятельности; специфические соц. определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное/отрицательное значение для чел. и общества. Все явления с толчки зрения их ценности могут быть классифицированы на: 1) нейтральные, к которым человек относится равнодушно 2) положительные ценности (предметы и явления, способствующие жизни и благополучию человека); 3) антиценности (ценности, имеющие негативное значение с точки зрения жизни и благополучия человека). Значение ценностей: - формирование интересов, мотивов и целей; - регуляторы и критерии оценки поступков людей; - служат для познания сущности человека, подлинного смысла его жизни. 39.Общество как предмет философского анализа. Понятие общественного производства. Общество — исторически сложившиеся формы взаимодействия людей. Это целостная, развивающаяся система, на которую оказывают влияние множество факторов: природный, демографический, экономический, политический, религиозный, национальный и др. В зависимости от своей мировоззренческой позиции философы при анализе общества отдавали предпочтение одному или нескольким факторам или считали их все одинаково важными. Общественное производство – процесс, в котором люди, связанные производственными отношениями, создают экономические блага для удовлетворения потребностей членов общества. Общественное производство включает: производительные силы - взаимодействие человека и природы, производственные отношения- взаимодействия людей между собой в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. Процесс общественного производства включает в себя две сферы: материальное и нематериальное (духовное) производство. МП - это деятельность людей, направленная на природные процессы с целью удовлетворения человеческих потребностей. Результатом материального производства являются материальные вещи. ДП - это производство духовных идей, теорий, духовных ценностей. 40.Философия истории. Формационный и цивилизационный подходы к общественному развитию. Философия истории (историосо́фия) — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. Она исследует: единство и многомерность исторического процесса проблемы социального детерминизма устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий вопросы о возможности, сущности и границах исторического знания и исторической науки в частности. 1. Формационный подход( К. Маркс, Ф. Энгельс) общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую - исторический т п об?? Существует закономерность развития: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация. 2. Цивилизационный подход— анализ общественного развития, когда история народа рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других народов, цивилизаций. Теория локальных цивилизаций изучает исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. А. Тойнби выделял более 10 замкнутых цивилизаций. Каждая из них проходила в развитии стадии возникновения, роста, надлома, разложения. В теории мировой, общечеловеческой цивилизации выделяются ее отдельные стадии (этапы). Известные американские ученые Д. Белл, О. Тоффлер и др. называют в общемировом цивилизационном процессе три основные стадии: доиндустриальную (аграрную); индустриальную, начало которой было положено первой промышленной революцией в Европе; постиндустриальную (информационное общество), возникающую с превращением информационных технологий в определяющий фактор развития общества. 41.Понятие культуры и цивилизации. Культура |