билеты по философии. Философия предмет, структура, функции, круг проблем и роль в обществе
Скачать 429.17 Kb.
|
46.Философская антропология и проблема места и роли человека в мире (М. Шелер, А. Гелен, М. Бубер). Философская антропология - раздел философии, изучающий человека, его развитие, взаимосвязь с другими системами (обществом, культурой, природой). Философская концепция, представители которой усматривают в понятии человека основную мировоззренческую категорию. Основные представители: М.Шелер, А.Гелен, М.Бубер. Общим для всех представителей философской антропологии является поиск специфических отличий человека от животных. Сущностью человека является «антропологический дуализм духа и жизни». Жизнь является общим для человека и остального органического мира. В ходе эволюции органического мира происходит становление, и эволюция психического начала: ощущения, инстинкты, ассоциативная память, практический интеллект. Поэтому естественный человек при рождении, в принципе, не отличается от животного. Но между человеком и остальным животным миром имеется сущностное различие – это различие обусловлено наличием у человека духа. Базисной характеристикой человеческого духа является «открытость миру», т.е. человек преодолевает ограничения среды, выходит в открытый мир, осознает качественное бытие предметов в их объективном бытии. Важнейшие компоненты человеческого духа: способность к интеллектуальному познанию мира и эмоционально-чувственное отношение к миру (любовь). Человеческий дух носит личностный характер. Личность- это сущностно-необходимая и единственная форма существования духа. 47.Общественное сознание и его структура. Уровни и формы общественного сознания. Общественное - совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих данное общественное бытие. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью, развиваясь по законам, отличным от законов развития общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что его развитие может опережать развитие общественного бытия или отставать от него. В первом случае общественное сознание способствует движению общества вперед, а во втором — тормозит его развитие. Носителем общественного сознания может быть отдельный человек или какая-либо социальная группа (производственный коллектив, класс, нация, общество в целом). В первом случае говорят об индивидуальном сознании, т.е. сознании единичного человека. Индивидуальное сознание содержит в себе все черты, присущие данному человеку: способности, интересы, национальность, уровень и характер образования и т.п. Оно содержит также и то общее, что свойственно той социальной группе людей, к которой принадлежит этот человек (знания, идеалы, оценки, общие правила поведения, принципы, установки и т.п.), то, что усваивается человеком в процессе социализации Выделяют два уровня общественного сознания - низший и высший. I. Низший уровень - обыденное сознание (здравый смысл) - совокупность взглядов и представлений людей, возникающих в результате их непосредственной практической деятельности. На этом уровне вырабатываются правила поведения и общения людей. Не дает научного объяснения явлений. Оно относительно консервативно (например, привычки, взгляды). II. Высший уровень - теоретическое сознание –совокупность определенных идей и взглядов, теоретически разработанных и систематизированных. Формы теоретического сознания: идеология; наука, искусство, религия, мораль, политическое сознание - система теорий и взглядов по поводу власти; правовое сознание – система взглядов по поводу права. Формы общественного сознания. Выделяют следующие формы общественного сознания: Политическое сознание – совокупность взглядов, в которых отражаются политические отношения, т.е. отношения по поводу власти; Правовое сознание – совокупность взглядов на систему общеобязательных правил поведения (норм), установленных государством; Нравственное сознание – совокупность представлений о моральных отношениях и соответствующих нормах и идеалах, оценивающих и регулирующих поведение людей (добро, зло, справедливость, долг, честь, совесть); Художественное сознание – форма отражения природной и социальной реальности в виде художественных образов, представляющих органический сплав мыслей, чувств, оценок; Научное сознание – форма отражения реальности в виде системы объективных знаний, раскрывающих закономерности мира. Философское сознание – форма общественного сознания, выражающая рационально-критическое осознание человеком мира и своего отношения к нему; Религиозное сознание – форма общественного сознания, основанная на вере в существование сверхъестественной реальности (Бога) и предполагающая определенные отношения человека к этой реальности. 48.Человек, его природа и сущность. Понятие личности. Свобода и ответственность личности. Сократ - первым в философии поставил вопрос о том, что такое человек. Человек – существо, которое постоянно себя ищет («Познай самого себя»). Средневековье: не человек центр изучения, а Бог Эпоха Возрождения - интерес к человеку Сегодня каждый конкретный человек есть частный случай общего понятия «человек». Человек = биосоциальная природа + социальная сущность. На индивидуальном уровне человек представляет собой единство трех составляющих: ■ биологического (анатомо-физиолргические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.); ■ психического (чувства, воображение, память, мышление, воля, характер и т.д.); ■ социального (мировоззрение, ценностные установки, моральные черты, знания и умения и др.). Природа - наша родовая особенность, единство и целостность структурной организации человека; Сущность - специфически человеческие качества, определяющие формирование личности, ее место и положение в обществе. Индивид – всякий отдельно взятый представитель рода человеческого. Индивидуальность – специфическое, особенное, своеобразное в человеке, то, что отличает данного конкретного человека от других людей. (характер, способности, манера говорить и держаться на людях, стиль мышления) Человек как личность — это человек, имеющий вполне определенное мировоззрение, те или иные нравственные позиции, тот или иной уровень культуры и знаний, осознающий свои права по отношению к обществу и окружающей его природе, что указывает на уровень гражданской зрелости человека. Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании им объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. Быть свободным- значит беспрепятственно делать то, что желаешь, и так, как хочешь. Свобода включает 2 условия: - свободу воли (возможность выбора цели) - свободу действия (возможность достижения поставленной цели) Ответственность - это философская категория, отражающая объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью и коллективом, между другими субъектами общества с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность отражает и выражает нравственную в основном необходимость субъекта давать самому себе отчет, а также другим людям, за свои действия и поступки, за их результаты и последствия. Ответственность в соотношении со свободой делает возможным справедливость и социальное равенство, исключает анархию и произвол. Свобода и ответственность - две стороны одного целого - сознательной человеческой активности. Свобода порождает ответственность, ответственность «сопровождает» свободу. |