билеты по философии. Философия предмет, структура, функции, круг проблем и роль в обществе
Скачать 429.17 Kb.
|
Философия: предмет, структура, функции, круг проблем и роль в обществе. Слово философия появилось в 6-5 веке до н.э., впервые его употребил Пифагор. Слово состоит из 2-х составляющих – “филео” и “софе”. “Филео” – любовь; “софе” – мудрость, следовательно, философия - «любовь к мудрости». Философия — это такая область духовной деятельности человека, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе именно философского познания, и на самостоятельности предмета философии. Иными словами, философия изучает наиболее общее отношение человека к миру в системе «мир-человек». Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: • онтология (учение о бытии); • гносеология (учение о познании); • человек; общество. *Круг фундаментальных философских проблем: • Мир (природа)– проблема бытия (существования), первоосновы (субстанции), материи (вещества, поля), движения, пространства, времени, диалектики (учения о развитии); • Человек– проблема сущности человека, его природы, сознания, мышления, познания ("может ли человек познать мир? "). Одни из главных вопросов философии: вопросы "смысла жизни", "жизни и смерти", "стоит ли жизнь человека быть прожитой? " • Взаимодействие мира и человека– проблема соотношения материи и сознания, мышления и бытия, взаимосвязи общества, природы и человека. Функции: 1) Мировоззренческая 2) Методологическая (вырабатывает универсальные методы – спообы познания - диалектика и метафизика) 3) Гносеологическая (теоретико-практическая) 4) Аксиологическая (ценностная) - разрабатывает представления о ценностях (добро, красота, соц.идеал.) 5) Гуманистическая (вопросы жизни-смерти, неминуемость конца, тоска по вечности) 6) Прогностическая 7) Критическая Роль философии в обществе трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они — отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я, понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути. 2. Понятие мировоззрения и его исторических типов. Философия как рационально- теоретическая форма мировоззрения. Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Исторические типы мировоззрения: - мифологическое (фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм, множество сверхъестественных сил, доминирование чувств); - религиозное (монотеизм): психологическая структура (чувства и действия людей, ритуалы) + идеологическая структура (догматы, писания): мир удвоен (имеются в виду, прежде всего, христианские посю- и потусторонний миры), Бог духовен, Он творец вне мира, Священное Писание ‑ источник знаний, иерархия по нисходящей от Бога; - философское (свободный интеллектуальный поиск истины): осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности, логическая аргументация), опора на разум. *Компоненты : Познавательный компонент(конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи) Ценностно-нормативный компонент( ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д.) Эмоционально-волевой компонент (превращение личных взглядов, убеждений в готовность действовать) Практический компонент (готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах) Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его. Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. 3. Античная философия: основные черты, этапы развития, философские школы. Античная философия — это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. В развитии античной философии можно выделить несколько этапов: 1)становление древнегреческой философии(натурфилософский, или досократовский этап) – VI – нач. V вв. до н.э. В центре внимания философии данного периода проблемы природы, космоса в целом; 2)классическая греческая философия(учения Сократа, Платона, Аристотеля) – V – IV вв. до н.э. Главное внимание здесь уделяется проблеме человека, его познавательных возможностей; 3)философия эпохи эллинизма– III в. до н.э. – IV в. н.э. Этот этап связан с упадком греческой демократии и перемещением центра политической и духовной жизни в Римскую империю. В центре внимания мыслителей этические и социально-политические проблемы. Характерные черты античной философии. 1.Космоцентризм– ключевой мировоззренческий принцип античности, с позиций которого мир рассматривается как гармоничное целое, природа и человек – как взаимосвязанные части этого единства. 2.Созерцательный тип философствования. 3.Натурфилософский характер.Натурфилософия(«философия природы») – способ философствования и миропонимания, в котором на первый план выдвигалась природа как живое целое, интегрирующее мироздание: космос – природа – человек. 4.Рациональность. Учения имеют строгую логическую форму, чем они существенно отличаются от восточных философских учений. 5.Диалектика. Диалектичность мышления античных философов проявляется, прежде всего, в стремлении рассмотреть мир в его всеобщей взаимосвязи и постоянной изменчивости, понимать действительность как процесс развития, источником которого является столкновение противоположностей. Диалектика античности проявляется в наивной и стихийной форме, т.к. имеет созерцательный характер, опирается на наблюдения за природой и житейский опыт. (К трудам Сократа восходит первоначальное значение понятие «диалектика» как искусства вести беседу, в ходе которой из столкновения противоположных мнений рождается истина). Школы : 1. Милетская школа (VI век до н.э) 2. Школа Пифагора (ок. 570 – 497 гг. до н.э.) 3. Элейская школа (VI-V вв. до н.э) 4. Учение плюралистов 5. Учение атомистов (V-IV веков до н. э) 6. Софийская школа (2-я половина V – 1-я половина IV века) 7. Учение Сократа и сократические школы (469 – 399 гг. до н.э.) 8. Платон и его Академия (427 – 347 гг. до н.э.) 9. Учение Аристотеля (384 год до н. э.) 10. Эпикуреизм (306 год до н. э.) 11. Школа скептиков (IV век до н.э.) 12. Школа стоиков (IV век до н. э. – II век н. э.) 4. Досократическая философия Древней Греции: основные представители и направления (милетская школа, Гераклит, пифагорейский союз, элейская школа, атомистическое учение Левкиппа-Демокрита). |