Главная страница

билеты по философии. Философия предмет, структура, функции, круг проблем и роль в обществе


Скачать 429.17 Kb.
НазваниеФилософия предмет, структура, функции, круг проблем и роль в обществе
Анкорбилеты по философии
Дата29.11.2021
Размер429.17 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаbilety_po_filo__vasilyev.docx
ТипДокументы
#286111
страница4 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Эмпиризмнаправление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "знание — сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США. С точки зрения методологии — принцип, исходя из которого вся наука, больше того, вся жизненная практика и нравственность должны основываться на чувственном опыте. Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов.
Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах; чувства и опыт — источники знания, разум — лишь систематизатор чувственных данных.
Эмпиризм делится:

▪ на радикальный (признает лишь чувственные восприятия);

▪ умеренный (отводит решающую роль чувственным восприятиям).

Первым и основным исследователем природы в Новое время был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Этот философ стал родоначальником английского эмпиризма, указал путь для развития естественных наук.
В своих исследованиях он вступил на путь чувственного опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он утверждал, что философия должна носить прежде всего практический характер. Единственно надежным методом познания Бэкон считал индукцию, в основе которой — наблюдения, анализ, сравнение и эксперимент. Индуктивный метод Бэкона - это обобщение эмпирических фактов и выводов. Бэкон не отрицает теорию и дедуктивный метод.
Ученый должен, согласно Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания.
Также на позициях эмпиризма стояли и другие представители английского материализма XVII в. Т. Гоббс, Д. Локк, позже Дж. Толанд, Д. Гартли и Д. Пристли. В то же время как антитеза эмпиризму существует рационализм, принявший за эталон не данные чувственного опыта, а абстрактные принципы организации знания и потому ориентированные прежде всего на математику (Ф. Декарт, Б. Спиноза, В. Лейбниц).


12.Традиция рационализма в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).
Рационализм - (от лат. ratio - разум) - направле­ние в теории познания, признающее главным источником знания мысли и понятия. Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) счи­тали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения ил­люзорны. Можно ощущать то, чего нет, и можно не ощущать некоторые звуки, цвета и проч. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны.
В разуме - интуитивно ясные и отчетливые идеи. Главное то, что человек мыслит, это основная, интуитивная, внеопытная идея: «Я мыслю, следовательно, существую» (Р. Декарт). Затем, по правилам дедукции (от общего к частному) можно вывести возможность существования Бога, природы и других людей и получить истинное знание о мире. Разумеется, сведения о мире человек черпает из ощущений, поэтому опыт важная составляющая знаний о мире, но основа истинного метода в уме. Мышление основано на интуиции и дедукции.
Декарт, «Рассуждение о ме­тоде», «Метафизические размышления». Поиск способа отличать истинное знание от ложного.

Чтобы отыскать истину, мышление должно руководствоваться следующими правилами:

1. Считать истинным только то, что представляется уму вполне ясным и не вызывающим сомнения;

2. Каждую сложную проблему необходимо расчленять на частные задачи. Через последовательное решение частных задач можно решить всю проблему;

3. Начинать движение к истине от простого—к сложному;

4. Во всех областях знания составлять общий обзор фактов, открытий, гипотез, систем, чтобы быть уверенным, что ничего из открытого не упущено.
Следование этим правилам может привести к заблуждению, ибо сколько ученых — столько и мнений. Поэтому исследователь должен подвергнуть сомнению все знания прошлого. Сомнение, по Декарту, это не путь к отрицанию познаваемости мира, а путь отыскания достоверного знания. Односторонне толкуя логический характер математических знаний, философ отдавал предпочтение дедуктивному методу, опирающемуся на достоверные интуитивно постигаемые аксиомы. Декарт считал, что разум содержит врожденные идеи (идея Бога, например). Иначе говоря, разум имеет природные способности к созданию идей. Критикуя эту точку зрения, сенсуалист Дж. Локк писал, что люди не рождаются с готовыми идеями: сознание новорожденного ребенка — чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры — знания.

13. Философия французских материалистов и просветителей эпохи Просвещения (Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций, Ф. Вольтер, Ж-Ж. Руссо)
Философия просвещения относится к XVIII в. Наибольший расцвет получила во Франции. Это была предреволюционная Франция.

Крупнейшими представители : Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах и др.

Просветители подвергли критике тогдашний политический и социальный строй. Они выступали против абсолютизма и против феодализма. Поэтому их идеология была антифеодальной. Обществом, считали они, правит мнение, поэтому надо изменить духовную культуру. Для достижения этой цели они писали труды и их распространяли. Они организовали издание энциклопедии. Главным редактором был Дидро, заместителем был математик Даламбер. Поэтому просветителей называли энциклопедистами.
Отличительные черты философии Французского Просвещения:

- чётко выраженная антитеологическая, богоборческая и атеистическая направленность;

- неразрывная связь философских воззрений просветителей с достижениями естествознания XVIII в.;

  • гуманистическая ориентация философии;

  • социально-критическая направленность философских взглядов просветителей на изменение действительности в интересах прогресса и "улучшения гражданского общества".


Дени Дидро (1713 — 1784) - один из самых выдающихся французских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания "Энциклопедии наук, искусств и ремесел". "Энциклопедия" была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства, закладывала основы буржуазного мировоззрения. В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи — современники Дидро: Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание "Энциклопедии" ушло свыше 20 лет.
Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов:

  • Материя - единственно существующая субстанция;

  • Движение - свойство материи - разнородности (взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению);

  • Отвергал духовное начало мироздания;

  • В основе общества и государства видел "общественный договор", исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;

  • идеалом государства - "просвещенная монархия", а экономики — разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.

14. Характерные особенности немецкой классической философии. Коперниканский переворот Канта. Теория познания и этика Канта. - VIII-XIX
Стало ясно, что идеалы просвещения нуждаются в нелицеприятной критике. Эту задачу и выполнила немецкая классическая философия.Немецкая классическая философия представлена учениями И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля.
Философские системы немецких классиков объединяют следующие основания:

1. Философии - критическая рефлексия культуры;

2. Вера в то, что философия станет строгой систематической науку, четко дифференцированную по разделам онтологии, гносеологии, антропологии, философии права, морали, религии;

3. общие методологические принципы построения системного философского знания: рационализм, диалектика, историзм;

4. концентрация внимания на гуманистических ценностях – свободе и достоинстве личности, гражданских правах и т.д.
В характеристике немецкой классической философии как единого течения важны две особенности – преемственность по отношению к идеям эпохи Просвещения и новаторство. Немецкие классики наследуют главное достижение философов-просветителей - рационализм, а также критическое отношение ко всем социальным установлениям и гуманистические ценности.
Коперниканский переворот в философии, совершенный Кантом.

Кант совершил коперниканский переворот: от внешнего мира - к человекуТеперь предмет философии - общество, культура, история, человек.Кант смещает интерес на человека. Человек - первый и единственный предмет философии и философствования.
В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него — лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности.
Существуют «вещи сами по себе», через каналы органов чувств, форму чувственности и рассудка они становятся достоянием сознания субъекта, и он может делать о них определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл «явлениями». Человек знает о вещах только в той форме, в какой они даны его сознанию, но каковы их качества и свойства их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может.
Для Канта поведение человека должно основываться на трех максимах:

1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом;

2. В своих поступках исходи из того, что человек является высшей ценностью; его нельзя использовать только как средство;

3. Все поступки должны быть ориентированы на общее благо.

15.Объективный идеализм и диалектика Гегеля.

Исходным пунктом его философии является тождество бытия и мышления. Смысл этого исходного принципа заключается в следующем. Гегель считает: ни материя, ни человеческое сознание не могут рассматриваться как первооснова мира. Почему?
Сознание человека нельзя вывести из материи, ибо нельзя объяснить, как неживая материя могла породить разум. Это утверждение направлено против материализма.

Материю невозможно вывести из человеческого сознания, ибо нужно объяснить, как возникло человеческое сознание. Это направлено против субъективного идеализма.
Если ложны и материализм и идеализм (под которым Гегель подразумевает только субъективный идеализм), то нужно найти такую первооснову, из которой можно вывести и материю, и человеческое сознание. Такой основой, считает Гегель, является Абсолютная идея, то есть внечеловеческое, мировое сознание. Данная позиция называется объективным идеализмом. Абсолютная идея представляет собой тождество бытия и мышления. По Гегелю этот принцип тождества заключается в том, что вначале природа, человек и общество присутствуют в Абсолютной идее потенциально, а затем Абсолютная идея, развиваясь, сама становится природой, человеком, обществом, моралью, искусством и т. д.
Важной заслугой Гегеля является то, что он сформулировал три закона диалектики, развив тем самым представления о принципе развития и принципе всеобщей взаимосвязи явлений.

Закон единства и борьбы противоположностей – первый закон диалектики. Он указывает на источник развития – единство и борьбу противоположностей, то есть таких сторон явлений, которые не могут существовать друг без друга и, одновременно, исключают друг друга. Например, покой и движение, бытие и мышление. Вместе они составляют диалектическое противоречие, то есть такое взаимодействие противоположностей, когда они находятся в отношениях единства и борьбы.
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные – второй закон диалектики. Он указывает на механизм развития, выясняет, как именно оно происходит. Две противоположности - количество и качество находятся в единстве. Это единство – есть мера вещи, то есть граница, в которой предмет остается самим собой. Когда происходит изменение количества (уменьшение или увеличение), то наступает момент выхода за границы меры и, следовательно, переход к новому качеству. Наиболее наглядными примерами границ вещества являются точки кипения, плавления. Таким образом, закон показывает, как конкретно осуществляется процесс развития и появления нового качества предмета. Происходит это путем скачка и нарушения меры.
Закон отрицания отрицания – третий закон диалектики. Он показывает направленность развития, раскрывая, как новое вырастает из старого в ходе его отрицания. При этом надо помнить, что отрицание здесь – это не уничтожение, полное разрушение, а отказ от всего отжившего и сохранение всего полезного для дальнейшего развития. Например, если птица склевала зерно – это его полное разрушение и прекращение дальнейшего развития. Но, если зерно посажено в землю и проросло, превратилось в корневую систему, стебель, листья, то это такое отрицание, которое дает возможность для дальнейшего развития зерна. Это диалектическое отрицание. Затем, когда растение даст новые зерна и само перестанет существовать, произойдет второе отрицание или отрицание отрицания. В данном случае это будет колос.

16.Антропологический материализм Фейербаха.
Учился на богослова, хотел быть в церкви, начал увлекаться философией - бросил церковь, разгромил христианство. Человек создаёт бога по своему образу.

Христианство — бог - человек

Философия — человек - человек - отношения строятся на нравственных позициях -

Человек - совокупность общественных отношений.
В своей философии Фейербах критикует религиозное сознание, считая, что оно основано на вере в сверхъестественное и представляет собой совокупность фантастических образов. Однако, критикуя религию, Фейербах не пытается ее упразднить, а обосновывает необходимость заменить старую религию новой, которую он называет «религией любви» и которая должна вместо любви к Богу проповедовать любовь к человеку.

По Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение Бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы. Однако материализм Фейербаха не случайно характеризуется как антропологический.

В центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, а человек - «единственный, универсальный и высший предмет новой философии».
Философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о человеке.
Основой антропологии Фейербаха является материалистическое учение о природе. Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом.
По Фейербаху, не мышление, и даже не природа, а именно человек — центр всей методологии. Поэтому, с его точки зрения, не только искусство и религия, но также и философия, логика, методология, наука и т.п. — все это проявление и раскрытие подлинной человеческой сущности.
Основное содержание и смысл философии Фейербаха - отстаивание материализма. В теории познания он отстаивал точку зрения эмпиризма, решительно выступая против агностицизма.

17.Марксистская философия. Сущность материалистического понимания истории.
Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма(философией+экономика +социально-политическую проблематику)
Философия К. Маркса и Ф. Энгельса - собой диалектический материализм, включающий в себя материалистическое понимание истории, человека, общества.

Фундаментальный принцип - принцип практики(совокупность деятельности человечества по преобразованию природы и общества и в процессе которой происходит познание мира)

Цель: 1. Создание совершенно иной философии, которая позволила бы научно обосновывать развивающуюся систему взглядов на мир, общество и человека и формулировать принципиально новые законы диалектико-материалистического мышления.

2. Иной подходе к роли философии в общечеловеческой культуре. Она, по утверждению ее создателей, должна была нацеливать творческую часть человечества на радикальное преобразование мира и общества («философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»)

В центре внимания - осмысление роли и значения сознательной преобразовательной деятельности человечества. Новая философия, как и прежде, исследует и объясняет мир, но ее главный замысел - это поиск практических путей качественного преобразования общества.
По Марксу, разумное человечество должно жить разумно. Оно должно наконец выйти из-под контроля природных сил.К. Маркс рассматривает свою философию как «философию действия», призванную не столько удовлетворять человеческую любознательность, сколько содействовать разумному переустройству мира. Он приходит к выводу, что развитие самой философии неизбежно должно привести к превращению человеческой мысли в практическое действие по преобразованию сознания людей и их общественного бытия. Философия является наукой, направленной не просто на объяснение мира, а на его практическое изменение.
Материалистическое понимание истории можно резюмировать таким образом:

  1. Оно исходит из решающей, детерминирующей роли материального производства непосредственной жизни. Необходимо изучать реальный процесс производства и производственные отношения.

  2. Оно показывает, как возникают различные формы общественного сознания – религия, философия, мораль, право и т. д. – и каким образом они детерминируются материальным производством.

  3. Оно всегда объясняет идейные образования из материальной жизни.

  4. Оно считает, что каждая ступень развития общества застает определенный материальный результат, определенный уровень производительных сил, определенные производственные отношения.


Материалистическое понимание истории позже подвергается критике.


18.Русская философия: основные черты, идеи, направления, особенности развития.
Русская философия Средневековья (Х—ХVIIвв.). Любомудрие -в монастырях - после принятия христианства - но ещё не философская мысль.

Основные философы и их идеи :

  • Илларион - стремился обосновать государственную самостоятельность и международное значение Руси.

  • переписка И.Грозного и А.Курбского, отражающая столкновение двух концепций развития русской государственности: абсолютной монархии и монархии ограниченной и просвещенной.


Русская философия в эпоху Просвещения (XVIII в). Преобразования Петра Первого придали развитию российского общества особый динамизм. Начало развиваться промышленное производство, наука, образование. Кардинально изменился государственный аппарат. Церковь оказалась под эгидой государства, исчезла ее идейная монополия. В этот период философия постепенно приобретала самостоятельность исследования и освобождалась от богословия, опираясь на деистические представления (Бог творит мир, но он не вмешивается в ход его развития), теорию «двух истин», данные естественных наук.

Основные философы и их идеи :

  • М.Ломоносов и А.Радищев

М.Ломоносов : доказал, что материя имеет атомно-молекулярное строение, что корпускулы (молекулы) находятся в беспрерывном вращательном, колебательном и поступательном движении.А.Радищев дополнил эти выводы сравнением природы с лестницей веществ, где вершиной является мыслящий человек, мозг и нервная система которо

- Чаадаев - «Философические письма» (идея тотального единства рода человеческого, осуждение крепостничества, два вида познания –опытное и через откровение)
Русская философия XIX — начала XX вв. В философских и литературно-критических работах этого периода осмысливались исторические события, связанные с победой над Наполеоном (1812 г.), восстанием декабристов (1825 г.), отменой крепостного права (1861 г.), проведением либеральных реформ в 60-е годы, развитием капиталистических отношений и революционно-демократического движения.


  • Западники и славянофилы, народничество
    Чернышевский «Антропологический принцип в философии»,
    Владимир Соловьев «Философские начала цельного знания», (философия всеединства, понятие сущего, вселенское движение - в единстве божественного начала с мировой душой),
    Бердяев «Смысл творчества», «Смысл истории», «Философия свободы» (деление истории на три периода: дохристианский, средневековый и современный) «История и смысл русского коммунизма» (негативно относился к советской власти);



  • - Русский космизм (идея атомов)
    религиозно-филос. направление Н. Федоров,
    ест-науч напр К. Циолковский, В. Вернадский


19.Историософия П. Я. Чаадаева. Славянофильство и западничество.

Одним из виднейших представителей русской философии первой половины XIX в. был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). В центре философии: проблемы антропологии и философии истории; его учение – это богословие культуры именно потому, что он глубоко ощущал религиозную проблематику культуры. Его взгляд на общественные события как подчиненные религиозной и церковной истории стал отправным пунктом для социологии славянофилов, а его ориентация на культуру Западной Европы как образец для России была исходным рубежом для воззрений западников.
«Философические письма»:

-Тяжелое положение русского народа

-Вопрос о судьбе России

-Самая печальной черта русской цивилизации ее изолированность от общечеловеческого развития
-Главные пороки русской жизни- самодержавие и крепостничество

-Приняв византийское православие, Россия замкнулась в своем религиозном обособлении в стороне от европейских принципов жизни.
П.Я. Чаадаев был одним из создателей русской историософии (философии истории). Характерной ее чертой является провиденциализм – истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. По его мнению, сущность исторического процесса состоит не в физическом существовании, а в развитии духа. Движение мысли – вот подлинная история. Движущей силой общественного прогресса он считал нравственность, основанную на христианских идеалах и ценностях.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта