Главная страница
Навигация по странице:

  • вечном движении

  • 2. Гераклит из Эфеса

  • Пифагорейский союз – Пифагор

  • 4

  • 5. Элейская школа

  • Зенон

  • 5. Классическая философия Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель) .

  • Главные положения учения Платона

  • Все сущее по Платону состоит из трёх субстанций

  • Философию Аристотель делил

  • 6. Эллинистическая философия (эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм).

  • билеты по философии. Философия предмет, структура, функции, круг проблем и роль в обществе


    Скачать 429.17 Kb.
    НазваниеФилософия предмет, структура, функции, круг проблем и роль в обществе
    Анкорбилеты по философии
    Дата29.11.2021
    Размер429.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаbilety_po_filo__vasilyev.docx
    ТипДокументы
    #286111
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    7-6 вв. до н.э.

    Натурфилософия – изучение мира и поиск его первоосновы (естественного источника).


    1. Милетская школа.
      Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

    Фалес из Милета

    • За причину всего сущего принимал воду. в метафорическом смысле, как нечто жидкое, текучее.

    • Основал милетскую школу.

    Анаксимандр

    - Ученик Фалеса

    - начало всех вещей -некое невидимое глазу первовещество апейрон, который находится в

    вечном движении.

    Анаксимен

    - первоначало - воздух.

    - Воздух менее определен, чем вода, но и не так неопределен как «апейрон». Разряжаясь, воздух

    становится огнем, сгущаясь — ветром, облаками, землею, камнем.

    искали первооснову, познать и объяснить мир
    материализм


    2. Гераклит из Эфеса (один из основоположников диалектики)
    - Основа всего сущего - огонь.

    • Основа диалектики

    • Идея всеобщей подвижности и движения: все в мире течёт, нет ничего неподвижного

    • Всякое явление состоит из противоположных начал

    • Огонь связан с «логосом» - вселенский порядок, мера. Через Логос осуществляется понимание Вселенной, природы, гармонии. 3. Элейская школа –в Элее.


    3.Пифагорейский союз – Пифагор (570490).
    - Отвергали материализм Милетцев: основа мира не материальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок - прообраз общественного порядка.
    - Единица - первоначало ; число - материальное первоначало, образующее космический порядок = прообраз общественного порядка

    - Число - сущность предмета
    - Познать мир - значит познать управляющие им числа.

    Единица (священная монада) - основа, принцип и сущность бытия

    Двойка - беспредельность, динамическое, а также женское начало

    Тройка - мужское начало, первый нечет, препятствующий делению

    Четверка - самое главное число

    Семерка - надлежащий момент, определяет протекание, зрелость естественных моментов

    Десятка - особое число, декада, подлинная единица, содержит в себе все. Ее называли космосом. Сама полнота.


    4. Атомическая школа : Левкипп, Демокрит
    Атомисты Левкипп и Демокрит в противовес элеатам утверждали, что существует как бытие, так и «небытие» (пустота). Пустота разделяет атомы – мельчайшие неделимые частицы, которые различаются формой, массой и направлением движения. Сцепление и разъединение атомов образует все вещи и явления (в том числе и человека). Есть атомы и пустота - пустота однородна. Ничто не возникает без причины, в мире нет случайностей.

    Пытался представить развёрнутое учение о познании.
    5. Элейская школа

    Основатель школы Парменид выдвинул идею о том, что бытие (все, что реально и можно постичь умом) целостно, постоянно и неподвижно, а небытия (мнимого бытия) не существует. Также Парменид считал, что чувства – лишь источник недостоверных мнений, истинное знание постигается только разумом.
    Зенон, ученик Парменида, также не признавал множественность вещей и их движение. Свои философские суждения он доказывал с помощью апорий (парадоксов).Защита учений Парменида
    Мелисс к прежним характеристикам бытия добавил две новые: а) бытие не имеет границ; б) бытие бестелесно.
    Субстанциалисты отказались от поиска единого первовещества, допуская, что оно может состоять из нескольких структурных элементов.
    5. Классическая философия Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель) .
    СОКРАТ

    Сократ — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.

    С. в значительной мере отходит от натурфилософского истолкования мира, уделяет основное внимание в своих размыш­лениях этическим проблемам. В центре внимания Сократа - человек, человеческое сознание, вопросы. Для Сократа знания и человеческие поступки неразрывны. Более того, настоящие знания и мудрость неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. Знание, отделенное от добродетели, представ­ляет плутовство, а не мудрость. Взгляд Сократа на знание, как высшую человеческую цен­ность, особенно заметно проявляется в его отношении к само­познанию, в неизменном следовании мыслителя принципу «познай самого себя». Сократ, говоря о необходимости познания человеком своего внутреннего мира, призывал к воспитанию благородных нравственных качеств, осознанию того, что гармония души и тела, достижение добра и счастья составляют основу добродетельной жизни. «Добродетель есть знание».

    Основным средством познания добродетели Сократ избрал диалог. «Диалектическое искусство» ведения спора рассматривалось им как важнейшее условие взаимодействия противоположных мнений для достижения истины. На всех этапах диало­га Сократ широко использовал «индуктивные рассуждения», метод получения знаний путем восхождения от единичных при­меров к общим определениям.

    Правители Афин обвинили в религиозном вольнодумстве и приговорили к смерти. Мыслитель умер в тюрьме, выпив кубок яда.

    ПЛАТОН (427 – 347 г. г до н. э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии – основоположник Идеалистического направления в философии.

    Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии – это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.
    Главные положения учения Платона:

    • Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

    • Реально существует лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдоса);

    • Любая вещь является лишь материальным отражением первоначальной идеи (эйдоса) как в зеркале данной вещи. Кони например рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна;

    • Предметом познания должны стать, прежде всего, чистые идеи;

    • Чистые идеи невозможно познать с помощью чувственного познания, их можно познать только разумом через идеалистическое познание; только философы, как самые образовательные люди способны увидеть и осознать «чистые идеи»


    Все сущее по Платону состоит из трёх субстанций: Единое; Ум; Душа

    Единое – есть ничто не имеет никаких признаков ни начала ни конца, оно выше всякого окружения, оно первоначало всех идей, всех вещей, явлений, как хороших так и плохих

    Ум – происходит от единого, но разделен с еденным противоположен единому, является сущностью всех вещей есть обобщение всякого живого на Земле.

    Душа – представляет собой подвижную субстанцию, которая объединяет и связывает единое и ум. Связывает между собой все вещи и явления. Душа может быть мировой и душой отдельного человека, душу могут иметь вещи и неживая природа. Душа человека (вещи) есть часть мировой души. Душа бессмертна. При смерти душа в подземном царстве отвечает за свои поступки, приобретает новую телесную оболочку.

    Проблема государства.

    Понятие государства делится на 3 сословия: Философы; Воины; Работники.

    Допускается труд рабов. Оптимальная форма государства – Аристократия и монархия.
    Академия Платона – религиозно-философская, школа созданная Платоном в 387 г и просуществовала 1000 лет. В академии учились — Аристотель, Филон, Ксенокрит и многие другие.

    Основа платонизма – идеализм

    Идеализм – направление в философии, исходящее из первичности сознания, духа, психического по отношению к материи, природе, физическому.

    1. Материальный мир временный и изменчивый

    2. Реальны лишь эйдосы (чистые бестелесные идеи), материальный мир лишь отражение чистых идей

    3. Познать эйдосы можно лишь разумом без участия органов чувств


    АРИСТОТЕЛЬ

    выдвинул положение, согласно которому все сущее состоит из двух основных начал – «формы» и «материи».
    Он разработал философскую систему научных дисциплин:

    1. Теоретические дисциплины (математика, физика, психология),

    2. Практические дисциплины (этика),

    3. Творческие дисциплины (техника, эстетика).
    Главные положения философии Аристотеля обычно сводят к следующим пунктам:

    а) Философию Аристотель делил:

    1. Теоретическую (умозрительную), цель, которой – знание ради знания,

    2. Практическую, цель, которой - знание ради деятельности,

    3. Поэтическую (творческую), цель, которой – знание ради творчества.
    По Аристотелю, «первая философия» (позже названная метафизикой «то, что после физики») – наука об умодостигаемом.

    Предмет «первой» философии – общее, постигаемое умом. Однако умозрительно постигаемое знание не дано нашему уму от рождения и предполагает деятельность: собирание фактов. Таким образом, общее познается через индуктивное обобщение чувственно воспринимаемого мира;
    б) Учение о категориях.

    Основные понятия не могут быть обобщены в едином общем роде, поэтому Аристотель выделяет десять таких понятий, называя их категориями(«сущность», «качество», «количество», «отношение», «место», «время», «состояние»,«действие»,«страдание», «обладание» )

    Категории – это родовые понятия, к которым сводятся остальные понятия;
    в) Учение о материи и форме.

    Материяпассивная возможность, потенция становления объектов,

    Форма – активное начало, сущность бытия, действительность, то, чем одна вещь отличается от другой. Форма превращает потенциальное существование объекта в актуальное сущее;
    д) Учение о душе.

    По Аристотелю, душа есть у человека, растений и животных.

    Растительная душа обладает способностью роста, питания и размножения,

    Животная душа еще обладает и чувством.

    Душа человека есть разумная душа.

    Человек отличается наличием мышления и разума, способностью жить в коллективе («общественное животное»). Но разум не зависит от тела, он вечен и неизменен. Его Аристотель называл деятельным разумом и отличал от разума пассивного, в основном и присущего человеку.

    Моральный образец, по Аристотелю, – абстрактный Бог, или совершеннейший философ, «мыслящее себя мышление».

    6. Эллинистическая философия (эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта