Желанная_женщина,_желающая_женщина. Фломенбом, Даниэла
Скачать 6.16 Mb.
|
НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ БЕРЕМЕННОСТИ При наступлении нежелательной беременности тело женщины будто оказывается напрямую свя- занным с событиями, сопутствовавшими появле- нию детей у ее матери. Женщина «залетает» в том же возрасте, в котором ее мать была беременна ей или ее братьями и сестрами, либо когда она встретила любовника или рассталась с отцом своих детей. Словом, что бы это ни было, оно выпадает на знаменательные даты, в которые происходили ключевые для женской жизни ее матери события. В этом случае беременность представляет собой ге- неалогическое повторение, и ее прерывание будет попыткой освободиться от него, чтобы получить возможность переродиться. Нежелательную беременность нельзя недооцени- вать. Но вопреки общепринятому мнению она не всегда имеет отношение к истинному желанию ро- дить. Важно понимать смысл происходящего. Хотя стремление к материнству в будущем не ставится под сомнение, но эта беременность случилась не в тот 178 Женщина желанная елел , женщина жел ая ающая елел момент, когда желание иметь ребенка от любимого мужчины взаимно. Женщина встает перед выбором, и ее мужчина тоже. Они обнаруживают, что спо- собны зачать, но пока не готовы дать новую жизнь. Женщина может все осознавать, не впадать в тоску, точно знать, что не хочет рожать этого ребенка. Она понимает, что не позаботилась должным образом о контрацепции, поэтому с ее телом про- изошли такие изменения. Если она чувствует себя несчастной, очень важно, чтобы она понимала, что боль имеет отношение не к ребенку, который не родится, но к эмоциям от разрыва с ее материнской историей. В этих случаях проводится такое же гене- алогическое исследование, как и при болезненных менструациях. Речь опять идет об изучении насле- дия наших предков по женской линии. Нужно со- средоточить внимание на болезнях, тяжелых утра- тах, историях зачатия детей, а также на повторяю- щихся датах. Дидье Дюма описал этот процесс и ввел термин «ма- теринское непомышляемое» 1 , который относится не столько к воздействию матери на нас, сколько к ее собственным соматическим нарушениям, спро- воцированным наследственными психотравмирую- щими переживаниями. 1 Didier Dumas, L’Ange et le Fantôme. Introduction à la clinique de l’impensé généalogique, Paris, Minuit, 1985. 179 Гинекол огические древа олол КАК ВАЖНО ЗНАТЬ СВОЮ ГЕНЕАЛОГИЮ Общепринято полагать, что мы являемся наслед- никами наших предков, что они передают нам как сильные, так и слабые свои стороны. Последние могут проявляться у нас в виде физических или пси- хических недугов. Подобные наследственные забо- левания, «болезни рода», могут «завладеть» нами, перейти в рецидивирующую или хроническую форму. Верным способом избавления от них я счи- таю изучение своей трансгенерационной истории, поскольку именно она является почвой, на которой появляются эти болезни. Признание важности трансгенеративного аспекта существования позволяет нам вернуться к универ- сальным жизненным параметрам. Дети становятся нашим продолжением, передвигая нас на позицию их будущего предка, родителя, деда или бабушки, затем прадеда или прабабушки. Поскольку смерть неотде- лима от жизни, место, которое мы занимаем в череде поколений, делает нас наследниками наших предков. Мы, в свою очередь, передаем эстафету своим детям и внукам. Поэтому при жизни мы являемся носите- лями знаний и традиций народов, поклоняющихся своим предкам. Наши взаимоотношения с ними могут принимать сознательную или бессознательную форму, и именно это и выражается в симптомах. 180 Женщина желанная елел , женщина жел ая ающая елел Жизнь — это непрерывный и циклический процесс, частью которого является смерть. Взрослые рожают детей и находятся рядом с родителями вплоть до их смерти. Таким образом, смерть, оставляющая пустоту от потери любимого человека 1 , перестает быть лич- ной драмой. «Старики» поки- дают нас, и это естественно: они прожили жизнь по-своему. Надо их уважать, быть с ними рядом и проводить в последний путь не только для того, чтобы попрощаться, но и осознать их уход. Конечно, печаль и скорбь от по- тери возможности быть рядом с любимым человеком никуда не денутся. Но вместо того чтобы окаменеть от боли, мы можем поместить эту смерть в более широкий контекст, который позволит по- смотреть на нее другими глазами. Когда происходит гибель в результате несчастного случая или болезни, можно говорить о сбое в ес- тественном процессе неизбежного перехода от жизни к смерти. Однако такая преждевременная 1 Aude Zeller, À l’épreuve de la vieillesse, Paris, Des clée de Brouwer, 2003. По мере того как создается генеалогическое древо, открываются истоки наших повторов, блоков, неудач, страхов и болезней, но также наших талантов, способностей и умений. 181 Гинекол огические древа олол смерть не обязательно является чистой случай- ностью. Об этом свидетельствует трансгенераци- онный психоанализ. Иногда ее можно объяснить через сопоставление повторяющихся дат, возра- стов, географических мест, скрываемых или иг- норируемых трагических событий. Смерть детей в одном и том же возрасте, смерть матери в родах, гибель новорожденного ребенка, самоубийство, рак или любое другое заболевание, смерть на войне, геноцид. Нашей цивилизацией утрачена традиция сохране- ния памяти предков. В то время как у нас больше нет верований, ритуалов или мифов, связанных с наследственной памятью, создать свое генеало- гическое дерево — значит узнать, как жили наши предки. Найти информацию и выяснить все, что мы хотели, значит признать отведенное нам место. Это не простое любопытство, а контакт с людьми, ко- торые жили до нас и благодаря которым мы живы. Как жили эти люди? Наслаждались ли они своей жизнью или оставались ее заложниками? Находи- лись ли они в депрессии, были жестокими, несчаст- ными в детстве, бизнесменами, авантюристами, творцами или, возможно, повторяли историю своей семьи? По мере того как создается генеалогическое древо, открываются истоки наших повторов, бло- ков, неудач, страхов и болезней, но также наших талантов, способностей и умений. 182 Женщина желанная елел , женщина жел ая ающая елел ВАЖНОСТЬ ГЕНОСОЦИОГРАММЫ Составление геносоциограммы позволяет воссо- единиться с энергиями предков. Это инструмент для упорядочивания информации. С помощью его можно переосмыслить свою личную историю. Ее границы расширяются, потому что, с одной сто- роны, мы видим, как родители и семья преподне- сли ее нам «на свой лад», показав их правду жизни. С другой — как мы сами оцениваем произошедшее, по-своему. Поместив предков обратно в их жиз- ненный контекст, мы можем их понять, увидеть личную историю каждого и перестать обижаться на них или идеализировать. Нам нужно не отстра- ниться от них, а понять, как они продолжились в нас. Приняв их такими, какие они есть, мы смо- жем занять свое собственное место. В этом смысле геносоциограмма — исследование, которое позво- ляет принять свою личную историю и освободиться от всего невысказанного, потаенного или лживого, что есть в семейной легенде. Создать свое древо — значит почтить предков, воскресив память о них. Все начинается со сбора информации у родителей, бабушек и дедушек, их родственников, а также в архивах. Эти поиски дают возможность познакомиться с теми, кого мы не знали, выяснить, при каких обстоятельствах они были зачаты, в какой обстановке росли, какими 183 Гинекол огические древа олол были мужчинами, женщинами, отцами, матерями, братьями или сестрами и как вели свою тайную или явную любовную жизнь. Какими бы ни были эти истории, мы составляем из них представление о предках и энергетических силах, их сформировав- ших, проводниками которых они стали. Возвращая их к жизни, мы высвобождаем эти силы, заблокиро- ванные тайнами и невежеством. Вновь наделяя их историю смыслом, мы восстанавливаем узы, связи и гибкость восприятия. Токи снова проходят и озаряют наши внутренние структуры. Так построение геносоциограммы ос- вобождает от сковывавших нас бессознательных связей и придает сил, побуждающих развиваться и двигаться вперед. Стать самим собой не значит предать своих предков или отказаться от них. На- против, это значит показать им: все, что они пере- дали, позволило нам стать теми, кто мы есть. Они могут покоиться с миром, быть счастливыми и до- вольными собой. Жизнь подталкивает нас вперед, и не нужно ждать, что члены нашей семьи будут продвигать нас. Если бы они были на это способны или знали как, они бы уже это сделали. Следовательно, при составле- нии генеалогического древа ставится задача не по- нять, любим ли мы своих предков или злимся на них, а узнать, кем они были. Предки — это наш 184 Женщина желанная елел , женщина жел ая ающая елел фундамент, наша основа. Мы находим их, чтобы попрощаться. Им больше не нужно привлекать наше внимание. С помощью восстановленной энер- гии мы расширяем и укрепляем свою основу, что заставляет нас двигаться вперед, быть творцами собственной жизни. Так мы становимся их продол- жением, не будучи зависимыми от них. Поэтому геносо циограмма является символом не только се- парации, но и «продолжения». Случается так, что без этой работы по определению своего места в родословной женщины и мужчины с особым рвением принимают или отстаивают «официальную легенду семьи». Тем самым они ее увековечивают, не осознавая, какие страдания, недуги, вымыслы, отрицания и неудачи заложены в наследственно отягощенных болезнях. Что же на самом деле происходит, когда мы так поступаем? Поскольку нашим строительным материалом яв- ляется ложь, процесс переноса становится запутан- ным, истина теряется, и мы отрываемся от глубин- ных связей с предками. Если правда о нашей исто- рии скрыта от нас, мы плывем по течению. Нам не за что зацепиться, так как мы лишены фундамента и подпорок, необходимых для строительства наших внутренних структур. Однако эта затрагивающая нас правда, которую мы игнорируем, продолжает проступать и действовать, скажем так, в собствен- ных интересах. Она проявляет себя в нашей жизни 185 Гинекол огические древа олол в виде повторения событий, через которые это прошлое пытается быть услышанным. Цепь повторений свидетельствует о том, что мы действуем не сообразно своим мыслям и жела- ниям, но бессознательно, находясь под влиянием тех самых энергетических структур, «фантомов», которые превращают нас в «доктора Джекилла и мистера Хайда». Таким образом, мы «выстраиваем» себя, дублируя семейные и коллективные установки предков. Но поскольку такое уподобление происходит бессозна- тельно, если мы не будем осторожны, оно может начать управлять нашей жизнью. Именно эти наследственные переносы формируют нашу клеточную память. Процесс дублирования — физиологическое явление, позволяющее передавать наше наследие из поколения в поколение. Поэтому желание избежать этого иллюзорно. Попытка сбежать от нашего наследия только уси- лит его воздействие и придаст ему энергии. Чтобы разорвать цепь повторений, для начала необходимо их признать, принять и больше не раниться об них. Да, это правда, что нам пришлось формировать свои внутренние структуры, опираясь на подобный наследуемый опыт. Но главное — больше не застре- вать на нем и не получать от этого удовольствия. 186 Женщина желанная елел , женщина жел ая ающая елел Это нужно для того, чтобы добавить в процесс «не- много себя» и иметь возможность построить свою собственную личность. Если у нас действительно есть такое «намерение», то первым шагом к изменению и преображению будет осознание того, что мы идентифицируемся с предками через подражание им. Например, Ма- тильда, которой я посоветовала сделать геносо- циограмму, узнала об этом, увидев следующий сон: «Дело было на банкете во время семейного торже- ства. Я оказалась в окружении предков по отцов- ской и материнской линии, почти все из них были мне незнакомы. Вокруг царила теплая атмосфера воссоединения семьи. Она дарила мне много ра- дости и внутренней силы, что было удивительно. Но время шло, и я начала задыхаться. Меня трясло, я ощущала себя одинокой и подавленной. Затем с удивлением обнаружила, что связана с предками цепями. К моему великому изумлению, эти цепи держала именно я». Хотя при гинекологических заболеваниях пер- выми исследуются материнские переносы, необ- ходимо понять, как в том, что мы унаследовали, переплелись истории обеих семей. Бабушка по отцовской линии тоже влияет на нашу женствен- ность и на то, кем мы являемся. Как объяснил Дидье Дюма в своей книге «Ангел и призрак», 187 Гинекол огические древа олол именно сходство или взаимодополняемость «при- зраков», носителем которых является каждый из родителей, передаются из поколения в поколение. Поэтому женщине так важно не уклоняться от изучения истории отцовской семьи. Вам знакомо выражение: «Они встретились к лучшему и худ- шему»? В случае фибромы Франсуазы тот факт, что ее отцу суждено было родиться в промежутке между двумя смертями братьев, был показатель- ным. Он позволил ей понять, что отец просто не мог помочь своей жене пережить смерть матери и младшего брата. ЛЕЧЕНИЕ С такими патологиями проводится двойная, на мой взгляд, работа по восстановлению, поскольку каса- ется она двух разных измерений нас самих. По вер- тикальной оси наводится порядок в знаниях о пред- ках. По горизонтальной оси ведется энергетическая работа с телом. Информация о том, что бабушка Франсуазы умерла в возрасте 43 лет, объясняла фибромы и гистерэк- томии у женщин ее семьи. Выяснив обстоятельства смерти бабушки, Франсуаза поняла, что у нее тоже была своя история. Бабушка также была носитель- ницей «призрака», пришедшего из глубин предыду- щих поколений, и именно это ее и погубило. Такого 188 Женщина желанная елел , женщина жел ая ающая елел рода прозрение восстанавливает связи в преемст- венности поколений. Задачей энергетической терапии было вновь вдох- нуть жизнь в матку, окаменевшую и потерявшую эластичность из-за того, что она была лишена своих питательных энергий, заменен- ных энергиями бабушкиного «призрака». Матка увеличилась в размерах и кровоточила, так как стала центром повышенной патологической активности, такой коварной и незаметной, что она никак себя не прояв- ляла. Хотя этот орган должен был находиться в состоянии покоя, так как к его стенкам в тот момент не прикреплялась оплодотворенная яйцеклетка, он активизировался и увели- чился, что говорит о наличии опасного излишка энергии. Китайская медицина считает, что в этом случае матка является центром локализации расстройства, «извращенная энергия 1 » активизирует ее функции. 1 В данном случае «извращенный» означает «направленный в противоположную сторону». В китайской медицине существует несколько форм энергии. Питательные и защитные энергии обеспечивают жизнеспособность тела и органов. Извращен- ные энергии паразитируют на нас и провоцируют болезни. — Прим. авт. Чтобы быть здоровыми, мы должны подпитывать свое истинное «я». Это значит находить и ценить то, что нам полезно и может выдернуть нас из цикла повторений. 189 Гинекол огические древа олол Лечение же состоит в целенаправленной подаче новых энергий к малому тазу, матке, яичникам и каналам, связующим их с остальными частями тела. Именно попросив Франсуазу сосредоточить внимание на матке и почувствовать проходящие через нее потоки, я научила ее концентрировать свои силы в области малого таза. Только тогда она смогла ощутить эту область как свою, живую, а не ту, которая принадлежала бабушке или прабабушке. Чтобы быть здоровыми, мы должны подпитывать свое истинное «я». Это значит находить и ценить то, что нам полезно и может выдернуть нас из цикла повторений. Без такой работы над собой большое число женщин, не осознавая этого, остаются зави- симыми от старых семейных тайн, появившихся еще до их рождения. От тайных или явных любов- ных историй, вопросов чести, трагедий, болезней или утрат, проблем, которые не были решены в пре- дыдущих поколениях. Если мы недостаточно бди- тельны, не умеем с вниманием относиться к прояв- лениям своих заболеваний и отказываемся видеть, как трансгенерационные повторения позитивно и негативно влияют на формирование нашей струк- туры, мы становимся очень уязвимыми. Не зная, как устроена жизнь, мы, по сути, подвер- гаем себя риску быть настигнутыми действием не- видимых и неумолимых законов преемственности Женщина желанная елел , женщина жел ая ающая елел поколений. Как говорится в народе: «Она умерла от болезни своей матери». Даже если современной науке пока еще не известно, каким образом эти механизмы передаются, мы точно знаем, что за- ложенные в них силы чрезвычайно мощны. И хотя жизнь женщины радикально изменилась, вот уже три поколения подряд сохраняется древняя при- вычка скрывать и замалчивать любые неприятные события, связанные с сексуальностью и смертью. «Твои ошибки перейдут на три или четыре поколе- ния вперед» — вот в чем суть нашей зависимости от истории предков. И тянется это с незапамятных времен. Глава 6 Желание елел 193 «П очему у меня до сих пор так много проблем ПП с мужчинами? — спрашивает Анна, привлекатель- ная 35-летняя женщина. — Я выгляжу соблазни- тельно и хорошо танцую, но не знаю, что такое желать мужчину и что делать с его желанием. Услышав, что желанна, я краснею, отворачиваюсь, пытаюсь сбежать, хотя в глубине души до смерти хочу ответить “да”. Мне привили желание стать матерью и заниматься любимой профессией, но не научили, как быть женщиной, которая хочет своего мужчину и знает, как с радостью откликаться на его же лание». Ко мне на консультации приходят женщины моло- дые и постарше, в отношениях и нет, замужние, со- стоящие в гражданском браке, разведенные и оди- нокие, студентки, пенсионерки и матери семейств. Многие из них задают один и тот же вопрос: как освободиться от трудностей своей женской доли, 194 Женщина желанная елел , женщина жел ая ающая елел радоваться тому, что ты женщина, уметь быть же- ланной и самой гореть желанием. Какими бы свободными ни казались, они продол- жают оставаться хранительницами родовых пере- носов по женской линии, раздирающих их на части, причем в двух плоскостях. Первый срез полностью лишает их свободы общения с мужчинами. Дело не в том, что они не хотят быть с ними. Желание есть, но невидимый барьер из запретов, стыда, чувства вины, невежества и неуверенности в себе окутывает их туманом и отгораживает от мужчин, мешает сво- бодно выражать себя. Сильные эмоции заставляют упускать свой шанс. Женщины больше не могут ни слушать, ни говорить с мужчинами. Не осмелива- ются даже взглянуть в их сторону. Они либо ста- новятся окаменевшими и безмолвными, либо вне- запно начинают болтать о чем угодно, кроме того, о чем на самом деле хотелось бы, будто обезумев от собственного желания. Второй срез, приносящий немалые страдания, энер- гетического свойства. Это настоящий раскол, раз- лад между высшими и низшими регистрами всего их существа. Разума и тела, мыслей и сердца, сердца и плоти, мыслей и желаний. Эти женщины никогда не чувствуют себя цельными. Они не смогли до- биться этой целостности или достичь единства мы- слей в голове, чувств в сердце и ощущений в сексе. |