Главная страница
Навигация по странице:

  • Твердые и мягкие согласные. Позиционные изменения по твердости / мягкости. Отражение мягкости согласных на письме

  • «Отражение мягкости согласных

  • Твердый и мягкий знаки, их функции

  • Твердый знак

  • Слог. Слогораздел Слог как фонетическая единица не определен при изучении данной темы ни в одном из трех комплексов. Комплекс 1

  • Комплекс 3

  • 122-199 Литневская. Формы организации учебной работы по русскому языку Форма обучения это способ организованного взаимодействия


    Скачать 0.61 Mb.
    НазваниеФормы организации учебной работы по русскому языку Форма обучения это способ организованного взаимодействия
    Дата16.05.2023
    Размер0.61 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла122-199 Литневская.doc
    ТипГлава
    #1134925
    страница6 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    166

    значаются «своей» буквой в позициях перед гласным, а также перед сонорными и в, то есть в тех позициях (сильных по глухости / звонко­сти), в которых они различаются и не подвергаются оглушению или озвончению: том дом, твой дверь, слить злить. Оглушение и озвончение на письме не отражается, позиция оглушения или озвонче­ния — сигнал орфограммы (орфограмма № 3). В русском языке есть исключение из этой закономерности — правописание приставок, закан­чивающихся на з или с (кроме приставки с-), где перед глухим соглас­ным в соответствии с произношением пишется с, перед звонким — з, например: рас-/раз-: рас-сыпать, раз-бить (отражение произношения и здесь проводится не до конца, так как фиксируется только ассимиляция по глухости / звонкости, но не по способу и месту образования: расше­велить [ръшшъв'ил'ит']). Изучаемая после темы о реализации гласных в безударных слогах, эта тема может стать важным этапом обобщения основного орфографического принципа русского языка — на письме не отражаются позиционные изменения гласных и согласных (фонемати­ческий принцип русской орфографии).

    Твердые и мягкие согласные.

    Позиционные изменения по твердости / мягкости.

    Отражение мягкости согласных на письме

    Различение твердых и мягких согласных представляет для учеников значительную сложность, поскольку в произношении твердые и мягкие согласные различаются дополнительной артикуляцией (продвижение тела языка вперед и приподнимание средней части языка к твердому небу; для произношения среднеязычного []] эта артикуляция является основной), которая не описывается в школьном курсе русского языка и потому не может быть использована учениками. Восприятие твердых и мягких согласных затруднено также тем, что для парных твердых и мяг­ких согласных в русском алфавите не существует различных букв, мягкость же их обозначается другими графическими средствами. В свя­зи с этим основной метод предъявления данного материала — объясне­ние учителя с использованием таблиц разного рода.

    Все три комплекса сообщают, что согласные могут быть твердые и мягкие, и предоставляют список парных и непарных твердых и мягких согласных. Важно закрепить в сознании учащихся тот факт, что твердые и мягкие согласные в паре — это не один согласный, а разные самостоя­тельные звуки, обладающие способностью смыслоразличения. В связи с особенностями русской графики тяжело осмысляется тот факт, что слова типа мал мял различаются не гласными, а согласными звуками и что именно твердость и мягкость согласного играет здесь смыслоразли-чительную роль. По этой причине на начальном этапе изучения данной

    167



    темы целесообразно приводить в качестве примеров слова, в которых мягкость согласного обозначается при помощи мягкого знака, например пары кон конь, банка банька.

    В русском языке 15 пар согласных по твердости / мягкости. Необхо­димо обратить внимание учеников на то, что парные по твердости / мяг­кости согласные различаются только этим признаком и совпадают в дру­гих своих признаках, в частности по глухости / звонкости. В школьной грамматике не изучаются такие артикуляционные характеристики со­гласных, как способ и место их образования, однако сообщается, что каждый согласный содержит шум, возникающий при преодолении пре­грады в полости рта. На это можно опереться при демонстрации разли­чий твердых и мягких, которые наиболее явственно можно увидеть при сопоставлении парных согласных: ученики должны произносить попе­ременно парный твердый и мягкий согласный (например, [б] — [б'] — [б] — [б']) и фиксировать внимание на том, что наличие голоса и по­ложение органов речи, создающих преграду (смыкание верхней губы с нижней) остается при этом неизменным.

    Для лучшего запоминания ученикам предлагается таблица, анало­гичная таблице согласных по глухости / звонкости:

    Парные согласные в этой таблице, как и в таблице глухости / звон­кости согласных, расположены по алфавиту, парные согласные — друг под другом.

    Учитель должен обратить внимание учащихся на транскрипцион­ное обозначение мягкости согласных при помощи апострофа (запя­той). Как уже было сказано, все три комплекса предлагают разное ре­шение для обозначения мягкости непарных согласных. Так, комплекс 1 обозначает мягкость у всех непарных ([ч'], [щ'], [и']), комплекс 2 не обозначает мягкости непарных, опираясь, видимо, на то, что у этих со­гласных в русском языке нет твердых эквивалентов и они всегда мягкие ([ч], [щ], [и]), комплекс 3, как и комплекс 1, обозначает мягкость всех непарных мягких ([ч'], [щ'], [j']), при этом, как мы видим, звук [и] обо­значается, как это принято в высшей школе, при помощи [j] с той раз­ницей, что в высшей школе мягкость палатального [j] не обозначается, поскольку связана не с дополнительной, а с основной артикуляцией этого звука. Методически наиболее верным является обозначение мяг­кости всех мягких, как парных, так и непарных, поскольку это способ­ствует запоминанию данной характеристики у этих согласных.

    168

    Мягкость может быть самостоятельным признаком и признаком, по-зиционно обусловленным положением перед другим мягким согласным (сильные и слабые позиции по твердости / мягкости). Этот материал ни в одном из комплексов не представлен четко и систематизированно, в от­личие от материала по самостоятельной и несамостоятельной глухости / звонкости. Отсутствие такого материала значительно затрудняет изуче­ние правописания мягкого знака между согласными. Так, например, ком­плекс 1 формулирует правило следующим образом: «В сочетаниях ч, щ с другими согласными мягких знак не пишется (мощный, кончать). Есть и другие случаи, когда мягкий знак между согласными для обозна­чения мягкости не пишется. О правописании таких слов надо справ­ляться в орфографическом словаре (мостик, гвозди)». Представляется, что если не вводить материала о сильных и слабых по твердости / мяг­кости позициях, то правило написания мягкого знака в середине слова между согласными надо давать в более строгой формулировке, как это сделано, например, в пособии Л. А. Чешко «Русский язык: для подгото­вительных отделений вузов»5:

    Мягкий знак в середине слова пишется:

    а) после мягкого [л'], стоящего перед любым согласным, твердым, так и
    мягким (пальма, сельдь); между двумя л мягкий знак не пишется (аллея);

    б) после мягкого согласного, стоящего перед твердым (весьма, раньше);

    в) после мягкого согласного, стоящего перед мягкими [г], [к'], [б'], [м'], яв­-
    ляющимися результатом изменения соответствующих твердых (серьги — ср.
    серьга, но тмин).

    В остальных случаях мягкий знак в середине слова для обозначения мягко­сти не пишется (мостик, песня, разве). Примечание:

    а) мягкий знак не пишется в сочетаниях чк, чн, нч, рщ, щн,

    б) мягкий знак сохраняется перед суффиксом -ся в неопределенной форме
    глагола и перед окончанием -те в повелительном наклонении (приготовиться,
    приготовьтесь).

    При изучении материала о позиционном смягчении согласных не­обходимо иметь в виду, что на сегодняшний день регулярным для всех носителей языка является лишь смягчение н перед ч м щ, осталь­ные же случаи смягчения носят факультативный характер и могут от­сутствовать в речи учащихся, поэтому такие приведенные в учебниках примеры, как свить в транскрипции [с'в'ит'] (комплекс 3), ветвь (комплекс 1 предлагает учащимся найти в этом слове мягкий соглас­ный, стоящий перед другим мягким) могут вызвать у них недоумение и требуют комментария.

    5 Чешко Л. А. Русский язык: Для подготовительных отделений вузов. М., 1990. С. 69-70.

    169


    Позиционное отвердение (конь конский) в школьном курсе фоне­тики не изучается как не имеющее выхода на орфографию.

    Большого внимания требует тема «Отражение мягкости согласных на письме». Прежде всего следует обратить внимание учащихся на то, что речь идет не об обозначении мягкости в транскрипции (при помощи апострофа), а об отражении мягкости согласных при записи звучащей речи буквами русского алфавита. Наиболее систематизирова­на эта тема в комплексе 2, где приводится следующая формулировка: «Мягкость согласных на письме обозначается двумя способами: 1) при помощи мягкого знака, 2) с помощью букв е, ё, и, ю, я». Комплекс 3 не уделяет внимания этой теме, в комплексе 1 материал разбросан по разным параграфам. Однако данная тема имеет большое значение для осознания принципов как русской графики, так и орфографии. Целе­сообразно, чтобы учащимся был предоставлен и проиллюстрирован примерами следующий теоретический материал.

    Необходимо различать обозначение мягкости у парных согласных и у непарных согласных.

    Для непарных согласных нет необходимости в обозначении мягко­сти, поэтому возможны, например, правила «ча, ща пиши с о», «чу, щу пиши с у». Написание мягкого знака после ч и щ выполняет не фонети­ческую, а грамматическую функцию — указывает на принадлежность слова к определенному грамматическому классу, например: мяч ночь (указание на род существительного).

    Для парных согласных существенен тот факт, что на письме отобра­жается только самостоятельная, непозиционная мягкость согласных, то есть такая мягкость, которая сохраняется на конце слова и перед твер­дым согласным (для [л'] — в любой позиции). Позиционная же мяг­кость на письме не отображается. Исходя из этого можно сформулиро­вать следующее положение.

    На письме отображается самостоятельная мягкость парных мягких согласных в конце слова и в середине слова (правило см. на с. 169). Отражение мягкости происходит двумя способами: а) при помощи мягкого знака (конь, раньше); б) при помощи букв я, ю, е, ё, и (мял, мюсли, мел, мёл, мил).

    Не отображается на письме мягкость непарных мягких согласных (час) и позиционная мягкость согласных, возникшая из-за соседства согласного с последующим мягким (барабанщик).

    Твердый и мягкий знаки, их функции

    В основном данный материал изучен в начальной школе, однако он требует обязательного повторения и систематизации, что напрямую связано с фонетическим разбором. Ни один из комплексов не содержит

    170

    систематизированного материала на данную тему. Тем не менее уча­щиеся должны знать следующее.

    Твердый знак выполняет в русском языке разделительную функцию. Ученики обычно затрудняются сформулировать, в чем эта функция со­стоит, и предлагают формулировку «Он разделяет согласный и гласный». Необходимо добиться от учащихся понимания того, что разделительная функция заключается в следующем: твердый знак указывает, что стоящая после согласного гласная буква я, ю, е или ё обозначает не мягкость пред­шествующего согласного, а два звука: я [jа], ю — [jу],е—[jэ], ё— [jо]; со­гласный же перед [j] в современном русском языке большинством носи­телей произносится твердо (пью — [п jу]). При изучении данного материала необходимо проводить соответствия между написанием и произношением (транскрипцией), используя уже приведенную нами схему такого типа:



    Функции мягкого знака в русском языке сложнее. Он может вы­полнять три функции:

    1. аналогичную разделительную перед я, ю, е, ё, и внутри слова не
      после приставки (вьюга, соловьиный) и в некоторых заимствованных
      словах перед о: (бульон, компаньон);

    2. обозначает самостоятельную мягкость парного согласного на кон-­
      це слова и в середине слова перед согласным:
      конь, банька;

    3. является знаком грамматической формы, не неся никакой фонети-­
      ческой нагрузки, когда употребляется после непарных по твердости /
      мягкости согласных: ключ ночь, ноле рожь.

    Говоря о разделительной функцией мягкого знака, необходимо обра­тить внимание на то, что он обозначает два звука не только перед я, ю, е, ё, но и перед и и в заимствованных словах перед о, то есть сфера его употребления шире, чем у твердого знака. Использование твердого и мягкого разделительного знака регулируется правилами орфографии.

    В связи с обозначением мягкости при помощи мягкого знака сле­дует добиться от учащихся формулировки «обозначает мягкость» и не допускать распространенной формулировки «мягкий знак смягчает со­гласный». При этом еще раз необходимо повторить, что звучащая речь первична, а письменная речь служит для ее фиксации.

    Обсуждая грамматическую функцию (термин не вводится), надо обратить внимание на то, что мягкий знак в этой функции может упо­требляться как после непарных мягких (мяч ночь), так и после не­парных твердых (нож рожь). При этом он не обозначает мягкости ни в том, ни в другом случае.

    171

    В аспекте сказанного крайне неудачной оказывается трактовка, приведенная в комплексе 3, где сказано, что в слове встань буква н обозначает звук [н'], а у буквы ь «нет звука». Представляется, что здесь необходима корректировка. Мягкий знак не несет фонетической нагрузки в том случае, когда он стоит после непарного по твердости / мягкости согласного. После парного он обозначает его мягкость, что должно быть отражено в разборе.

    Слог. Слогораздел

    Слог как фонетическая единица не определен при изучении данной темы ни в одном из трех комплексов. Комплекс 1 не сообщает о слогах ничего, кроме того, что слоги бывают ударные и безударные; ученики должны ориентироваться при этом на знания, полученные в начальной школе. Комплекс 3 сообщает, что слова делятся на слоги, что слог -это сочетание согласного и гласного звуков и что слоги бывают удар­ные и безударные. Комплекс 2 содержит следующую информацию: слова делятся на слоги; слог может состоять из одного, двух и более звуков; в состав слога обязательно входит гласный звук, поэтому в сло­ве столько слогов, сколько в нем гласных; согласные звуки могут начи­нать слог, заканчивать его или окружать гласный с обеих сторон.

    На наш взгляд, данного объема теоретического материала недоста­точно даже для поверхностного понимания фонетического слога. Уча­щиеся должны понимать, что фонетический слог, слог для переноса и морфемные границы в слове — это разные языковые реалии.

    Как известно, в лингвистике существует множество определений слога. Для школьного курса фонетики подходит следующее определение, не требующее введения дополнительных знаний: слог — это гласный или сочетание гласного с одним или несколькими согласными, произноси­мый одним выдыхательным толчком. Из этого определения следует, что слог не может не содержать гласного и не может содержать более одно­го гласного, то есть в слове столько слогов, сколько в нем гласных.

    В русском языке обычно описываются следующие правила слогораз­дела: при отсутствии стечения согласных слоговая граница проводится после каждого гласного, кроме последнего, то есть подавляющее боль­шинство слогов в русском языке заканчиваются гласным (сто-ро-на, ди-а-лог). При стечении согласных в середине слова слогораздел проис­ходит следующим образом: при сочетании [j] с другим согласным гра­ница проводится после [j] (мой-ка, вой-на), при сочетании остальных не­парных звонких (сонорных) с парными звонкими и с глухими (шумными) согласными граница проводится после непарного звонкого (лам-па, жар-ко). По поводу слогораздела при стечении двух шумных существуют разные мнения: согласно одним, слогораздел в этом случае происходит перед

    172

    ними (бу-дка), согласно другим — может идти и между ними (буд-ка). С нашей точки зрения, в школьном курсе допустимы оба варианта.

    Комплекс 2, имеющий орфографико-пунктуационную направленность, сопрягает тему «Слог» с изучением орфографического раздела о переносе слов, заявляя, что «с делением слова на слоги связаны правила переноса слов». Однако нельзя допустить, чтобы учащиеся проводили слогораздел в полном соответствии со слогами для переноса. Правила переноса слов в русском языке базируются на слого-морфемном принципе. Так, при отсутствии стечения согласных слово переносится по слогам (сто-ро-на, ди-а-лог), за исключением того, что нельзя переносить или оставлять на строке одну гласную букву, даже составляющую слог (мо-я, о-лень). При стечении согласных учитывается морфемная структура слова: нельзя от­рывать от приставки последнюю, а от корня первую согласную букву. Так, нельзя перенести по-дписатъ, прик-репить, а надо под-писать, при-крепить. В этом случае слог для переноса и фонетический слог мо­жет не совпадать. Последнее же правило переноса заключается в том, что при переносе слов с двойными (одинаковыми) согласными одна из них оставляется на строке, а другая переносится (ван-на, кас-са). Это по­ложение глубоко противоречит правилам слогораздела, поскольку в про­изношении два одинаковых согласных сливаются в один долгий и слого­вая граница не может идти внутри согласного звука. Единственным до­пустимым делением на фонетические слоги будет такое: ва-нна, ка-сса.

    Отсутствие необходимой теоретической базы приводит не только учащихся, но и авторов учебного комплекса 3 к ошибкам при слого­разделе. Так, в образце фонетического разбора, приведенном в спра­вочном материале учебника 6 класса комплекса 3, слово являться разделено на слоги следующим образом: яв-лятъ-ся, при этом авторы несколькими строками ниже пишут о том, что буквы тъс обозначают один звук [ц]. Выходит, что слогораздел проходит внутри этого звука, что абсолютно невозможно. Правильный слогораздел слова являться

    [j'и-вл'á-цъ].

    Наиболее верным будет деление на фонетические слоги слова, запи­санного не в буквенном варианте, а в транскрипции, это поможет избе­жать некоторых возможных ошибок, в частности увидеть, что в словах типа ванна, являться нет двух согласных в середине слова.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта