Главная страница

Лр. Фридрих Энгельс АнтиДюринг. Диалектика природы (сборник)


Скачать 4.53 Mb.
НазваниеФридрих Энгельс АнтиДюринг. Диалектика природы (сборник)
Дата16.05.2023
Размер4.53 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаYengels_F_Bibliotekavsem_Anti_Dyuring_Dialektika_P.a6.pdf
ТипСборник
#1135323
страница15 из 42
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   42
подобным же образом!».
Этим он, конечно, избавляет себя от труда проронить хотя бы еще одно словечко о возникновении, например, капитала.
Г-н Дюринг утверждает, что господство человека над человеком является предпосылкой господства человека над природой. Если этим он вообще хочет сказать лишь то, что весь наш современный экономический строй, достигнутая
ныне ступень развития земледелия и промышленности, есть результат истории общества, развертывающейся в классовых противоположностях, в отношениях господства и порабощения то он говорит нечто такое, что со времени Коммунистического манифеста давно стало общим местом. Но дело именно в том, чтобы объяснить возникновение классов и отношений господства, и если у г-на Дюринга имеется для этого всегда про запас одно-единственное слово – «насилие»,
то такое объяснение ни на шаг не подвигает нас вперед. Уже тот простой факт, что порабощенные и эксплуатируемые были вовсе времена гораздо многочисленнее поработителей и эксплуататоров и что, следовательно, действительная сила всегда была на стороне первых, – уже один этот факт достаточно показывает нелепость всей теории насилия. Значит,
все еще проблема заключается в том, чтобы найти объяснение для отношений господства и порабощения.
Они возникли двояким путем.
Какими люди первоначально выделились из животного (в более узком смысле слова) царства, такими они и вступили в историю еще как полуживотные, еще дикие, беспомощные перед силами природы, не осознавшие еще своих собственных сил поэтому они были бедны, как животные, и ненамного выше их по своей производительности. Здесь господствует известное равенство уровня жизни, а для глав семей также своего рода равенство общественного положения,
по крайней мере отсутствие общественных классов, которое
наблюдается еще ив первобытных земледельческих общинах позднейших культурных народов. В каждой такой общине существуют с самого начала известные общие интересы,
охрану которых приходится возлагать на отдельных лиц, хотя и под надзором всего общества таковы – разрешение споров репрессии против лиц, превышающих свои права надзор за орошением, особенно в жарких странах наконец, на ступени первобытно-дикого состояния – религиозные функции. Подобные должности встречаются в первобытных общинах вовсе времена, – так, например, в древнейших германских марках и еще теперь в Индии. Они облечены, понятно, известными полномочиями и представляют собой зачатки государственной власти. Постепенно производительные силы растут увеличение плотности населения создает в одних случаях общность, в других – столкновение интересов между отдельными общинами группировка общин в более крупное целое вызывает опять-таки новое разделение труда и учреждение органов для охраны общих интересов и для отпора противодействующим интересам. Эти органы, которые в качестве представителей общих интересов целой группы общин занимают уже по отношению к каждой отдельной общине особое, при известных обстоятельствах даже антагонистическое, положение, становятся вскоре еще более самостоятельными, отчасти благодаря наследственности общественных должностей, которая в мире, где все происходит стихийно, устанавливается почти сама собой, отчасти же благодаря
растущей необходимости в такого рода органах, связанной с учащением конфликтов с другими группами. Намнет надобности выяснять здесь, каким образом эта все возраставшая самостоятельность общественных функций по отношению к обществу могла со временем вырастив господство над обществом каким образом первоначальный слуга общества, при благоприятных условиях, постепенно превращался в господина над ним каким образом господин этот выступал, смотря по обстоятельствам, то как восточный деспот или сатрап,
то как греческий родовой вождь, то как кельтский глава клана и т. д в какой мере он при этом превращении применял в конце концов также и насилие и каким образом, наконец, отдельные господствующие лица сплотились в господствующий класс. Нам важно только установить здесь, что в основе политического господства повсюду лежало отправление какой-либо общественной должностной функции и что политическое господство оказывалось длительным лишь в том случае, когда оно эту свою общественную должностную функцию выполняло. Сколько ни было в Персии и Индии деспотий, последовательно расцветавших, а потом погибавших, каждая из них знала очень хорошо, что она прежде всего – совокупный предприниматель в деле орошения речных долин, без чего там невозможно было какое бы тони было земледелие. Только просвещенные англичане сумели проглядеть это обстоятельство в Индии они запустили оросительные каналы и шлюзы, и лишь теперь, благодаря регулярно повторяющимся голодовкам, они начинают, наконец,
соображать, что пренебрегли единственной деятельностью,
которая могла бы сделать их господство в Индии правомерным хотя бы в такой степени, в какой было правомерно господство их предшественников.
Но наряду с этим процессом образования классов совершался еще и другой. Стихийно сложившееся разделение труда внутри земледельческой семьи давало на известной ступени благосостояния возможность присоединить к семье одну или несколько рабочих сил со стороны. Это имело место особенно в таких странах, где прежнее общее владение землей уже распалось или где, по крайней мере, прежняя совместная обработка земли уступила место обработке земельных наделов отдельными семьями. Производство развилось уже настолько, что человеческая рабочая сила могла произвести теперь больше, чем требовалось для простого поддержания ее средства для содержания большего количества рабочих сил имелись налицо, имелись также и средства для применения этих сил рабочая сила приобрела стоимость Но сама община и союз, к которому принадлежала эта община, еще не выделяли из своей среды свободных,
избыточных рабочих сил. Зато их доставляла война, а война также стара, как и одновременное существование по соседству друг с другом нескольких общинных групп. До того времени не знали, что делать с военнопленными, и потому их попросту убивали, а еще раньше съедали. Нона достигнутой теперь ступени хозяйственного положения военнопленные приобрели известную стоимость их начали поэтому оставлять в живых и стали пользоваться их трудом. Таким образом, насилие, вместо того чтобы господствовать над хозяйственным положением, было вынуждено, наоборот, служить ему. Рабство было открыто. Оно скоро сделалось господствующей формой производства у всех народов, которые в своем развитии пошли дальше древней общины, нов конце концов оно стало также одной из главных причин их упадка.
Только рабство сделало возможным в более крупном масштабе разделение труда между земледелием и промышленностью и таким путем создало условия для расцвета культуры Древнего мира – для греческой культуры. Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и греческой науки без рабства не было бы и Римской империи. А без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы. Нам никогда не следовало бы забывать, что все наше экономическое, политическое и интеллектуальное развитие имеет своей предпосылкой такой строй, в котором рабство было в той же мере необходимо, в какой и общепризнано. В этом смысле мы вправе сказать без античного рабства не было бы и современного социализма.
Нет ничего легче, как разражаться целым потоком общих фраз по поводу рабства и т. п, изливая свой высоконравственный гневна такие позорные явления. К сожалению
это негодование выражает лишь то, что известно всякому, а именно – что эти античные учреждения уже не соответствуют нашим современным условиями нашим чувствам, определяемым этими условиями. Но при этом мы ровным счетом ничего не узнаём относительно того, как возникли эти учреждения, почему они существовали и какую роль они сыграли в истории. И раз мы уже заговорили об этом, то должны сказать, – каким бы противоречием и ересью это ни казалось что введение рабства при тогдашних условиях было большим шагом вперед. Ведь нельзя отрицать того факта, что человек, бывший вначале зверем, нуждался для своего развития в варварских, почти зверских средствах, чтобы вырваться из варварского состояния. Древние общины там,
где они продолжали существовать, составляли в течение тысячелетий основу самой грубой государственной формы, восточного деспотизма, от Индии до России. Только там, где они разложились, народы двинулись собственными силами вперед по пути развития, и их ближайший экономический прогресс состоял в увеличении и дальнейшем развитии производства посредством рабского труда. Ясно одно пока человеческий труд был еще так малопроизводителен, что давал только ничтожный избыток над необходимыми жизненными средствами, до тех пор рост производительных сил,
расширение обмена, развитие государства и права, создание искусства и науки – все это было возможно лишь при помощи усиленного разделения труда, имевшего своей основой крупное разделение труда между массой, занятой простым физическим трудом, и немногими привилегированными, которые руководят работами, занимаются торговлей, государственными делами, а позднее также искусством и наукой. Простейшей, наиболее стихийно сложившейся формой этого разделения труда и было как раз рабство. При исторических предпосылках древнего, в частности греческого, мира переход к основанному на классовых противоположностях обществу мог совершиться только в форме рабства. Даже для самих рабов это было прогрессом военнопленные,
из которых вербовалась основная масса рабов, оставлялись теперь, по крайней мере, в живых, между тем как прежде их убивали, а еще раньше даже жарили и поедали.
Заметим кстати, что все до сих пор существовавшие вис- тории противоположности между эксплуатирующими и эксплуатируемыми, господствующими и угнетенными классами находят свое объяснение в той же относительно неразвитой производительности человеческого труда. До тех пор, пока действительно трудящееся население настолько поглощено своим необходимым трудом, что у него не остается времени для имеющих общее значение общественных дел – для руководства работами, ведения государственных дел, для отправления правосудия, занятия искусством, наукой и т. д, до тех пор неизбежно было существование особого класса,
который, будучи свободным от действительного труда, заведовал указанными делами при этом он никогда не упускал
случая, чтобы, во имя своих собственных выгод, взваливать на трудящиеся массы все большее бремя труда. Только громадный рост производительных сил, достигнутый благодаря крупной промышленности, позволяет распределить труд между всеми без исключения членами общества и таким путем сократить рабочее время каждого так, чтобы у всех оставалось достаточно свободного времени для участия в делах,
касающихся всего общества, как теоретических, таки практических. Следовательно, лишь теперь стал излишним всякий господствующий и эксплуатирующий класс, более того он стал прямым препятствием для общественного развития и только теперь он будет неумолимо устранен, каким бы
«непосредственным насилием он ни располагал.
Итак, когда г-н Дюринг строит презрительную мину по поводу того, что греческий мир был основан на рабстве, то он с таким же правом может поставить в упрек грекам, что они не имели паровых машин и электрического телеграфа. А когда он утверждает, что наше современное наемное рабство представляет собой лишь несколько видоизмененное и смягченное наследие прежнего рабства и не может быть объяснено из себя самого (те. из экономических законов современного общества, то это либо означает только то, что и наемный труд, и рабство представляют собой, как это известно каждому ребенку, формы порабощения и классового господства, либо же это утверждение неверно. Ведь с таким же правом мы могли бы сказать, что наемный труд может быть объяснен только как смягченная форма людоедства, которое, как в настоящее время установлено, везде было первоначальным способом использования побежденных врагов.
Из всего сказанного ясно, какую роль играет в истории насилие по отношению к экономическому развитию. Во-пер- вых, всякая политическая власть основывается первоначально на какой-нибудь экономической, общественной функции и возрастает по мере того, как члены общества вследствие разложения первобытных общин превращаются в частных производителей и, следовательно, еще больше увеличивается отчужденность между ними и носителями общих, общественных функций. Во-вторых, после того как политическая власть стала самостоятельной по отношению к обществу и из его слуги превратилась в его господина, она может действовать в двояком направлении. Либо она действует в духе и направлении закономерного экономического развития.
Тогда между ней и этим развитием не возникает никакого конфликта, и экономическое развитие ускоряется. Либо же политическая власть действует наперекор этому развитию, и тогда, за немногими исключениями, она, как правило, падает под давлением экономического развития. Этими немногими исключениями являются те единичные случаи завоеваний, когда менее культурные завоеватели истребляли или изгоняли население завоеванной страны и уничтожали его производительные силы или же давали им заглохнуть, не умея их использовать. Так поступили, например, христиане
в мавританской Испании с большей частью оросительных сооружений, которым мавры обязаны были своим высокоразвитым хлебопашеством и садоводством. Каждый раз, когда завоевателем является менее культурный народ, нарушается, как само собой понятно, ход экономического развития и подвергается уничтожению масса производительных сил.
Но при длительном завоевании менее культурный завоеватель вынужден в громадном большинстве случаев приспособиться к более высокому хозяйственному положению завоеванной страны в том виде, каким оно оказывается после завоевания он ассимилируется покоренным народом и большей частью вынужден усваивать даже его язык. А если оставить в стороне случаи завоеваний, то там, где внутренняя государственная власть какой-либо страны вступала в антагонизм с ее экономическим развитием, как это до сих пор на известной ступени развития случалось почти со всякой политической властью, – там борьба всякий раз оканчивалась ниспровержением политической власти. Неумолимо, не допуская исключений, экономическое развитие прокладывало себе путь о последнем, наиболее разительном примере в этом отношении мы уже упоминали это Великая французская революция. Если бы хозяйственное положение, а вместе сними экономический строй какой-либо страны попросту зависели, в согласии сучением г-на Дю- ринга, от политического насилия, то было бы невозможно понять, почему Фридриху-Вильгельму IV не удалось после

1848 г, несмотря на всю его доблестную армию, привить средневековое цеховое устройство и прочие романтические причуды железнодорожному делу, паровым машинами начавшей как разв это время развиваться крупной промышленности его страны или почему русский царь, который действует еще гораздо более насильственными средствами,
не только не в состоянии уплатить свои долги, ноне может даже удержать свое насилие иначе, как беспрерывно делая займы у хозяйственного положения Западной Европы.
Для г-на Дюринга насилие есть нечто абсолютно злое.
Первый акт насилия был, по его мнению, грехопадением.
Вся его доктрина есть нытье по поводу того, что этот акт насилия заразил первородным грехом всю историю вплоть до настоящего времени, что все законы природы и законы социальные позорно извращены этим орудием дьявола – насилием. Что насилие играет в истории еще и другую роль,
именно революционную роль, что оно, по словам Маркса,
является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым, что насилие является тем орудием, посредством которого общественное движение пролагает себе дорогу и ломает окаменевшие, омертвевшие политические формы, – обо всем этом ни слова у г-на Дюринга.
122
Выражение из новогоднего послания (1 января 1849 г) Фридриха-Виль- гельма IV прусской армии. Критику этого послания см. в статье К. Маркса Новогоднее поздравление Александр II. – Ред
Лишь со вздохами и стонами допускает он возможность того, что для ниспровержения эксплуататорского хозяйничанья понадобится, может быть, насилие – к сожалению, изволите видеть, ибо всякое применение насилия деморализует,
дескать, того, кто его применяет. И это говорится, несмотря на тот высокий нравственный и идейный подъем, который бывал следствием всякой победоносной революции И это говорится в Германии, где насильственное столкновение, которое ведь может быть навязано народу, имело бы по меньшей мере то преимущество, что вытравило бы дух холопства,
проникший в национальное сознание из унижения Тридцатилетней войны. И это тусклое, дряблое, бессильное поповское мышление смеет предлагать себя самой революционной партии, какую только знает история. Теория стоимости
Прошло примерно сто лет с тех пор, как в Лейпциге появилась книга, выдержавшая к началу нашего века более изданий она распространялась в городе ив деревне властями, проповедниками и филантропами всякого рода и повсюду рекомендовалась народным школам в качестве книги для чтения. Книга эта называлась Друг детей Рохова
124
. Она F. Е. Rochow. «Der Kinderfreund. Ein Lesebuch zum Gebrauch in
Landschulen». Brandenburg und Leipzig, Ф. Э. Рохов. Друг детей. Книга для чтения в сельских школах. Бранденбург и Лейпциг, 1776).
имела целью давать наставления юным отпрыскам крестьян и ремесленников относительно их жизненного призвания, их обязанностей по отношению к начальникам, общественными государственными в тоже время внушать им благодетельное довольство своим земным жребием – черным хлебом и картофелем, барщиной, низкой заработной платой, отеческими розгами и тому подобными прелестями, и все это с помощью распространенного тогда просветительства. С этой целью молодежи города и деревни разъяснялось, сколь мудро устроила природа, что человек должен добывать себе трудом средства к жизни и наслаждению, и сколь счастливым,
следовательно, должен чувствовать себя каждый крестьянин и ремесленник оттого, что судьба дала ему возможность приправлять свою трапезу горьким трудом, – тогда как богатый обжора, вечно страдающий расстройством желудка, несварением или запором, лишь с отвращением проглатывает самые изысканные яства. Те самые общие места, которые старый Рохов считал достаточными для саксонских крестьянских детей своего времени, г-н Дюринг преподносит нам на
14-й и следующих страницах своего Курса как нечто «аб- солютно-фундаментальное» в новейшей политической эко- номии.
«Человеческие потребности как таковые имеют свою естественную закономерность, и росту их поставлены известные границы временно переступать эти границы может только противоестественная извращенность, да и то лишь до тех
пор, пока в результате этого не последуют отвращение, пресыщенность жизнью, дряхлость, социальная искалеченность и, наконец, спасительная гибель Жизнь-игра, наполненная одними удовольствиями, без дальнейшей серьезной цели, скоро ведет к пресыщению или, что тоже самое, к утрате всякой восприимчивости. Действительный труд, в той или иной форме, есть, следовательно, естественный социальный закон здоровых образований Если бы инстинкты и потребности не имели противовеса, то они вряд ли привели бык обеспечению даже примитивно-детского существования, не говоря уже об исторически повышающемся развитии жизни.
Если бы полное удовлетворение потребностей не стоило никакого труда, то они скоро исчерпали бы себя, оставив за собой пустое существование в виде тягостных промежутков,
продолжающихся до тех пор, пока потребности не возвратятся вновь Таким образом, удовлетворение инстинктов и страстей зависит от преодоления того или иного хозяйственного препятствия, и это является во всех отношениях благотворным основным законом внешнего устройства природы и внутренних свойств человека и т. д, и т. д.
Как видит читатель, пошлейшие пошлости почтенного
Рохова празднуют в книге г-на Дюринга свой столетний юбилей и преподносятся вдобавок в качестве более глубокого основоположения единственной истинно-критической и научной «социалитарной системы».
Заложив такого рода основу, г-н Дюринг может строить
дальше. Применяя математический метод, он дает нам сначала, по примеру старика Эвклида, ряд дефиниций. Это тем более удобно, что он может свои дефиниции с самогона- чала конструировать так, чтобы положения, которые должны быть доказаны сих помощью, уже отчасти содержались в них. Так, мы узнаём прежде всего, что руководящее понятие прежней политической экономии называется богатством, а богатство, как оно в действительности понималось до сих пор во всемирной истории ив той форме, в какой развивалось его господство, есть экономическая власть над людьми и вещами».
Это вдвойне неверно. Во-первых, богатство древних родовых и сельских общин отнюдь не было господством над людьми. А во-вторых, даже ив таких обществах, которые движутся в классовых противоположностях, богатство, в той мере, в какой оно включает господство над людьми, является преимущественно и даже почти исключительно господством над людьми в силу и посредством господства над вещами. Начиная с того весьма раннего времени, когда охота за рабами и эксплуатация рабов стали обособленными друг от друга отраслями деятельности, эксплуататоры рабского труда должны были покупать рабов, те. приобретать господство над людьми только путем господства над вещами,
над покупной ценой рабов, над средствами их содержания и Речь идет о произведении Евклида Начала (состоящем из 13 книг, в котором изложены основы античной математики
средствами их труда. В течение всего Средневековья крупное землевладение являлось той предпосылкой, в силу которой феодальное дворянство получало в свое распоряжение оброчных и барщинных крестьян. А в наше время даже шестилетний ребенок поймет, что богатство господствует над людьми исключительно через посредство вещей, которыми оно располагает.
Для чего же гну Дюрингу понадобилось сочинить свою ложную дефиницию богатства, для чего ему понадобилось разорвать фактическую связь, существовавшую до сих пор во всех классовых обществах Для того, чтобы перетащить богатство из экономической области в моральную. Господство над вещами – дело вполне хорошее, но господство над людьми – от лукавого, итак как г-н Дюринг сам себе запретил объяснять господство над людьми господством над вещами, то он опять может сделать смелый шаги, недолго думая, объяснить господство над людьми своим излюбленным насилием. Богатство как господство над людьми есть
«грабеж», и, таким образом, мы вновь приходим к ухудшенному изданию старого-престарого прудоновского афоризма:
«Собственность есть кража»
126
Этим путем мы благополучно подвели богатство под две основные точки зрения – производства и распределения бо-
126
Р. J. Proudhon. «Qu'est-ce que la propriete? ou Recherches sur le principe du droit et du gouvernement». Paris, 1840, p. 2 (П. Ж. Прудон. Что такое собственность или Исследование о принципе права и власти. Париж, 1840, стр. 2).
гатство как господство над вещами, производственное богатство хорошая сторона богатство как господство над людьми, существующее до сих пор распределительное богатство дурная сторона, долой ее В применении к современным отношениям это значит капиталистический способ производства вполне хороши может существовать и впредь,
но капиталистический способ распределения никуда него- дится и должен быть упразднен. Вот к какой бессмыслице можно прийти, когда пишешь о политической экономии, не уразумев даже связи между производством и распределени- ем.
За дефиницией богатства следует дефиниция стоимости.
Она гласит:
«Стоимость есть то значение, которое имеют в хозяйственном обороте хозяйственные предметы и работы. Это значение соответствует цене или какому-либо иному названию эквивалента, например заработной плате».
Другими словами стоимость есть цена. Или, точнее, чтобы не быть несправедливым к гну Дюрингу и воспроизвести нелепость его определения, по возможности, собственными его словами стоимость – это цены. Ибо на странице 19 он говорит:
«Стоимость и выражающие ее в деньгах цены, следовательно, г-н Дюринг констатирует сам, что одна и та же стоимость имеет весьма различные цены, а тем самыми столько же различных стоимостей. Если бы Гегель не умер уже давно
он бы повесился. Стоимость, представляющая собой столько же различных стоимостей, сколько она имеет цен, – этого не мог бы придумать и Гегель со всей своей теологикой.
Нужно опять-таки обладать самоуверенностью г-на Дюрин- га, чтобы новое, более глубокое основоположение политической экономии начать с заявления, будто не существует иного различия между ценой и стоимостью, кроме того, что одна выражается в деньгах, а другая в них не выражается.
Но при этом мы всё еще не знаем, что такое стоимость, и еще меньше – чем она определяется. Гну Дюрингу приходится поэтому выступить с дальнейшими разъяснениями.
«В своем совершенно общем виде основной закон сравнения и оценки, – законна котором покоится стоимость и выражающие ее в деньгах цены, – лежит прежде всего в области одного только производства, независимо от распределения, которое вносит в понятие стоимости лишь второй элемент. Большие или меньшие препятствия, которые различие природных условий противопоставляет стремлениям,
направленным на производство предметов, ив результате которых оно принуждает к большим или меньшим затратам хозяйственной силы, – эти препятствия определяют также…
большую или меньшую стоимость. Стоимость определяется сообразно тем препятствиям, которые поставлены производству природой и обстоятельствами Размеры нашей собственной силы, вложенной в них (в вещи, «– такова непосредственно решающая причина существования стоимости вообще и той или иной особой ее величины».
Поскольку все это имеет какой-нибудь смысл, оно означает стоимость какого-либо продукта труда определяется необходимым для его изготовления рабочим временем, а это мы знали давно и без г-на Дюринга. Вместо того чтобы просто сообщить факт, он обязательно должен извратить его оракульскими вывертами. Просто неверно, будто размеры той силы, которую кто-либо вкладывает в ту или иную вещь
(если придерживаться этого высокопарного выражения, являются непосредственно решающей причиной стоимости и величины стоимости. Все дело, во-первых, в том, в какую вещь вкладывается сила, а во-вторых, в том, как она вкладывается. Если кто-нибудь изготовит вещь, не имеющую никакой потребительной стоимости для других, то вся его силане создаст ни одного атома стоимости если же он упорствует в том, чтобы изготовлять ручным способом предмет,
который при машинном изготовлении обходится в двадцать раз дешевле, то девятнадцать двадцатых вложенной им силы не создадут ни стоимости вообще, ни какой-либо особой ее величины.
Далее, превращать производительный труд, создающий нечто положительное, в нечто чисто отрицательное – в преодоление сопротивления, это значит целиком извращать дело. Если бы это было так, то для того, чтобы получить рубашку, нам пришлось бы проделать следующее сначала преодолеть сопротивление, оказываемое семенем хлопчатника посеву и выращиванию, затем сопротивление зрелого хлопка сбору, упаковке и пересылке, затем его сопротивление распаковке, чесанию и прядению, далее – сопротивление пряжи процессу тканья, сопротивление ткани отбелке и шитью и,
наконец, сопротивление готовой рубашки ее надеванию.
Для чего все эти ребяческие выверты и извращения Для того, чтобы через посредство сопротивления прийти от
«производственной стоимости, от этой истинной, но доныне лишь идеальной стоимости, к фальсифицированной насилием стоимости распределительной, безраздельно господствовавшей до сих пор в истории:
«Кроме того сопротивления, которое оказывает природа существует еще другое, чисто социальное препятствие Между человеком и природой становится тормозящая сила, и такой силой является опять-таки человек. Человек, мыслимый одинокими изолированным, свободен по отношению к природе Но положение меняется, как только мы представим себе другого человека, который со шпагой в руке занимает все подступы к природе и ее ресурсами требует за вход плату в той или иной форме. Этот другой…
как бы облагает данью первого и является, таким образом,
причиной того, что стоимость желаемого предмета оказывается большей, нежели она была бы без такого политического или общественного препятствия на пути к его добыванию или производству В высшей степени многообразны особые формы этого искусственного повышения значения вещей, которое естественно находит свое отображение в соответствующем понижении значения труда Было бы поэтому иллюзией заранее рассматривать стоимость как эквивалент в собственном смысле слова, те. как нечто равнозначащее или как меновое отношение, осуществившееся по принципу,
что определенная работа и работа, даваемая взамен ее, должны быть равны между собой Напротив, признаком правильной теории стоимости будет то, что подразумеваемая ею самая общая причина оценки не будет совпадать стой особой формой оценок, которая основывается на принудительном распределении. Эта форма меняется вместе с социальным устройством, тогда как собственно экономическая стоимость может быть только производственной стоимостью, которая измеряется по отношению к природе и потому должна изменяться только вместе с чисто производственными препятствиями природного и технического характера».
Таким образом, существующая на практике стоимость ка- кой-либо вещи состоит, по мнению г-на Дюринга, из двух частей во-первых, из содержащегося в ней труда, а во-вторых,
из вынуждаемой со шпагой в руке надбавки в форме обложения данью. Другими словами, существующая в настоящее время стоимость представляет собой монопольную цену. Но если, согласно этой теории стоимости, все товары обладают такой монопольной ценой, то возможны только два случая.
Либо каждый как покупатель теряет то, что он выигрывает в качестве продавца цены, хотя и меняются номинально, нов действительности – в своем взаимоотношении – остаются неизменными все остается по-прежнему, и пресловутая распределительная стоимость оказывается всего лишь видимостью Либо же мнимые надбавки обложения представляют собой действительную сумму стоимости, а именно ту,
которая производится работающим, созидающим стоимость классом, но присваивается классом монополистов, и тогда эта сумма стоимости состоит просто из неоплаченного труда в этом случае, несмотря на человека со шпагой в руке,
несмотря на мнимые надбавки обложения и на предполагаемую распределительную стоимость, мы приходим опять к
Марксовой теории прибавочной стоимости.
Присмотримся, однако, к некоторым примерам пресловутой распределительной стоимости. На странице 135 и следующих говорится:
«Образование цены путем индивидуальной конкуренции тоже надлежит рассматривать как форму экономического распределения и взаимного обложения данью Если представить себе, что запас какого-либо необходимого товара внезапно значительно уменьшается, тона стороне продавцов возникает непомерная возможность эксплуатации Что повышение цен может достигнуть при этом колоссальных размеров, показывают в особенности те исключительные случаи, когда на долгое время отрезан подвоз необходимых предметов, и т. д. Сверх того, существуют и при нормальном ходе вещей фактические монополии, делающие возможным произвольное повышение цен, например железные дороги, общества для снабжения городов водой и светильным газом и т. д.
Что такие случаи монопольной эксплуатации бывают, это давно известно. Но что создаваемые ими монопольные цены должны считаться не исключениями или частными случаями, а как раз классическими примерами господствующего в настоящее время способа установления стоимости, – вот это ново. Как определяются цены жизненных средств Ступайте в осажденный город, подвоз к которому отрезан, и по- учайтесь! – отвечает г-н Дюринг. Как действует конкуренция на установление рыночных цен Спросите монополию, иона вам расскажет!
К тому же даже ив случаях подобных монополий нельзя обнаружить человека со шпагой в руке, который будто бы стоит за их спиной. Напротив в осажденных городах человек со шпагой, те. комендант, если только он выполняет свой долг, обыкновенно очень скоро кладет конец монополии ив целях равномерного распределения, подвергает конфискации запасы монополистов. А во всех остальных случаях, как только люди со шпагой пытались фабриковать распределительную стоимость, они пожинали лишь расстройство в делах и денежные потери. Голландцы своим монопо- лизированием ост-индской торговли погубили и свою монополию, и свою торговлю. Два сильнейших правительства, какие только когда-либо существовали, а именно североамериканское революционное правительство и французский Национальный конвент, дерзнули установить предельные цены и потерпели полную неудачу. Русское правительство уже в течение ряда лет, задавшись целью поднять курс своих бумажных денег, который в России оно понижает непрерывными выпусками неразменных банкнот, пытается достигнуть этой цели путем столь же непрерывной скупки в Лондоне векселей на Россию. В результате это удовольствие обошлось ему в течение немногих лет приблизительно в 60 млн рублей, а рубль упал сейчас ниже двух марок, вместо курса трех с лишним. Если шпага обладает той волшебной экономической силой, какую ей приписывает г-н Дюринг, то почему жени одно правительство не могло добиться того, чтобы принудительными мерами надолго присвоить плохим деньгам распределительную стоимость хороших или придать ассигнациям стоимость золота Да и где та шпага, которая командует на мировом рынке?
Далее, погну Дюрингу, существует еще одна основная форма, в которой распределительная стоимость служит для присвоения работ других людей без даваемой взамен этого работы владельческая рента, те. земельная рента и прибыльна капитал. Мы отмечаем пока это обстоятельство только для того, чтобы указать, что сказанным исчерпывается все, что мы узнаём относительно пресловутой распределительной стоимости. – Всели, однако Не совсем все. Послушаем следующее
Несмотря на двоякую точку зрения, выступающую в признании производственной стоимости и стоимости распределительной, в основе всегда остается все же нечто общее в
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   42


написать администратору сайта