Главная страница

Лр. Фридрих Энгельс АнтиДюринг. Диалектика природы (сборник)


Скачать 4.53 Mb.
НазваниеФридрих Энгельс АнтиДюринг. Диалектика природы (сборник)
Дата16.05.2023
Размер4.53 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаYengels_F_Bibliotekavsem_Anti_Dyuring_Dialektika_P.a6.pdf
ТипСборник
#1135323
страница22 из 42
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   42
Дирек-
тория
(состояла из пяти директоров, один из которых ежегодно переизбирался руководящий орган исполнительной власти во Франции, учрежденный в соответствии с конституцией 1795 г, принятой после падения в 1794 г. революционной диктатуры якобинцев существовала до государственного бонапартистского переворота 1799 года поддерживала режим террора против демократических сил и защищала интересы крупной буржуазии
ся напоказ, были хотя и не уничтожены, но все же отодвинуты пока на задний план, – тотем пышнее расцвели на их месте буржуазные пороки, которым раньше предавались только тайком. Торговля все более и более превращалась в мошенничество. Братство, провозглашенное в революционном девизе, нашло свое осуществление в плутнях ив зависти, порождаемых конкурентной борьбой. Место насильственного угнетения занял подкупа вместо меча главнейшим рычагом общественной власти стали деньги. Право первой ночи перешло от феодалов к буржуа-фабрикантам. Проституция выросла до неслыханных размеров. Самый брак остался, как и прежде, признанной законом формой проституции, ее официальным прикрытием, дополняясь к тому же многочисленными нарушениями супружеской верности. Одним словом, установленные победой разума общественные и политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей. Недоставало еще только людей, способных констатировать это разочарование, и эти люди явились на рубеже нового столетия. В 1802 г. вышли Женевские письма Сен-Симона; в 1808 г. появилось первое произведение Фурье, хотя основа его теории была заложена еще в 1799 году 1 января 1800 г. Роберт Оуэн взял на себя управ Имеется ввиду лозунг французской буржуазной революции конца века Свобода. Равенство. Братство
ление Нью-Ланарком
186
Но в это время капиталистический способ производства, а вместе сними противоположность между буржуазией и пролетариатом были еще очень неразвиты. Крупная промышленность, только что возникшая в Англии, во Франции была еще неизвестна. А между тем лишь крупная промышленность развивает, с одной стороны, конфликты, делающие принудительной необходимостью переворот в способе производства конфликты не только между созданными этой крупной промышленностью классами, но и между порожденными ею производительными силами и формами обмена ас другой стороны, эта крупная промышленность как разв гигантском развитии производительных сил дает также и средства для разрешения этих конфликтов. Если, следо-
186
«Lettres d'un habitant de Geneve a ses contemporains» (Письма женевского обитателя к современникам) – первое произведение Сен-Симона; оно было написано в Женеве в 1802 г, опубликовано анонимно и без указания места и времени издания в Париже в 1803 году. При работе над «Анти-Дюрингом» Энгельс пользовался изданием G. Hubbard. «Saint-Simon. Sa vie et ses travaux. Suivi de fragments des plus celebres ecrits de Saint-Simon». Paris, 1857 (Г. Юббар. «Сен-Си- мон. Его жизнь и труды. С приложением отрывков из наиболее знаменитых сочинений Сен-Симона». Париж, 1857). В этом издании есть неточности в датировке отдельных произведений Сен-Симона.//Первым большим произведением Фурье была его книга «Theorie des quatre mouvements et des destinees generales» (Теория четырех движений и всеобщих судеб, написанная впервые годы XIX в.
и изданная анонимно в Лионе в 1808 г. (на титульном листе как место издания, вероятно по цензурным соображениям, был указан Лейпциг).//Нью-Ланарк
(New Lanark) – хлопкопрядильная фабрика близ шотландского города Ланарка,
основанная в 1784 гс небольшим поселком при ней
вательно, около 1800 г. конфликты, возникающие из нового общественного порядка, еще только зарождались, то еще гораздо менее развиты были тогда средства для их разрешения. Хотя вовремя террора неимущие массы Парижа захватили на одно мгновение власть, но этим они доказали только всю невозможность господства этих масс при тогдашних отношениях. Пролетариат, едва только выделившийся из общей массы неимущих в качестве зародыша нового класса, еще совершенно неспособный к самостоятельному политическому действию, казался лишь угнетенным, страдающим сословием, помощь которому в лучшем случае, при его неспособности помочь самому себе, могла быть оказана извне, сверху.
Это историческое положение определило взгляды и основателей социализма. Незрелому состоянию капиталистического производства, незрелым классовым отношениям соответствовали и незрелые теории. Решение общественных задач, еще скрытое в неразвитых экономических отношениях,
приходилось выдумывать из головы. Общественный строй являл одни лишь недостатки их устранение было задачей мыслящего разума. Требовалось изобрести новую, более совершенную систему общественного устройства и навязать ее существующему обществу извне, посредством пропаганды,
а по возможности и примерами показательных опытов. Эти новые социальные системы заранее были обречены на то,
чтобы оставаться утопиями, и чем больше разрабатывались
они в подробностях, тем дальше они должны были уноситься в область чистой фантазии.
Установив это, мы не будем задерживаться больше ними- нуты на этой стороне вопроса, ныне целиком принадлежащей прошлому. Предоставим литературным лавочникам a la
187
Дюринг самодовольно перетряхивать эти, в настоящее время кажущиеся только забавными, фантазии и любоваться трезвостью своего собственного образа мыслей по сравнению с подобным сумасбродством. Нас гораздо больше радуют прорывающиеся на каждом шагу сквозь фантастический покров зародыши гениальных идей и гениальные мысли, которых не видят эти филистеры.
Уже в Женевских письмах Сен-Симон выдвигает положение, что все люди должны работать».
В том же произведении он уже отмечает, что господство террора во Франции было господством неимущих масс.
«Посмотрите», – восклицает он, обращаясь к последним что произошло во Франции, когда там господствовали ваши товарищи они создали голод»
188
Но понять, что французская революция была классовой борьбой между дворянством, буржуазией и неимущими, это в 1802 г. было в высшей степени гениальным открытием Вроде. – Ред Энгельс цитирует второе письмо из произведения Сен-Симона Письма женевского обитателя к современникам. В издании Юббара эти места находятся на стр. 143 и 135.
В 1816 г. Сен-Симон объявляет политику наукой о производстве и предсказывает полнейшее поглощение политики экономикой. Если здесь понимание того, что экономическое положение есть основа политических учреждений, выражено лишь в зародышевой форме, зато совершенно ясно высказана та мысль, что политическое управление людьми должно превратиться в распоряжение вещами ив руководство процессами производства, те. мысль об отмене государства, о чем так много шумели в последнее время. С таким же превосходством над своими современниками Сен-Симон заявляет в 1814 г, – тотчас по вступлении союзников в Парижа затем в 1815 г, вовремя войны Ста дней, что союз Франции с Англией и во вторую очередь этих двух стран с Германией представляет единственную гарантию мирного развития и процветания Европы. Чтобы в 1815 г. пропове-
189
Энгельс имеет ввиду отрывок из Писем А. Сен-Симона к американцу (письмо восьмое. Эти письма были опубликованы в сборнике Н. Saint-
Simon. «L'Industrie, ou Discussions politiques, morales et philosophiques, dans l'interet de tous les homines livres a des travaux utiles et independans». T. II, Paris,
1817 (А. Сен-Симон. Промышленность, или Политические, моральные и философские рассуждения в интересах всех людей, посвятивших себя полезными самостоятельным трудам. Т. II, Париж, 1817). В издании Юббара этот отрывок находится на стр. 155–157.
190
Энгельс имеет ввиду две написанные Сен-Симоном совместно сего учеником О. Тьерри работы «De la reorganisation de la societe europeenne, ou De la necessite et des moyens de rassembler les peuples de l'Europe en un seul corps politique, en conservant a chacun son independance nationale» (О реорганизации европейского общества, или О необходимости и средствах соединения народов
Европы в единое политическое тело при сохранении за каждым из них его наци
довать французам союз с победителями при Ватерлоо, требовалось во всяком случае несколько больше мужества, чем для того, чтобы объявить кляузную войну немецким профессорам Если у Сен-Симона мы встречаем гениальную широту взгляда, вследствие чего его воззрения содержат в зародыше почти все нестрого экономические мысли позднейших социалистов, то у Фурье мы находим критику существующего общественного строя, в которой чисто французское остроумие сочетается с большой глубиной анализа. Он ловит на ональной независимости) и «Opinion sur les mesures a prendre contre la coalition de 1815» (Мнение о мерах, которые следует предпринять против коалиции года обе брошюры были изданы в Париже, первая – в октябре 1814, а вторая в 1815 году. В издании Юббара отрывки из первой работы находятся на стр, а содержание обеих брошюр излагается на стр. Союзные армии стран-участниц шестой антифранцузской коалиции (России, Австрии, Англии,
Пруссии и других государств) вступили в Париж 31 марта 1814 года. Империя
Наполеона пала, асам Наполеон после отречения был вынужден отправиться в изгнание на остров Эльбу. Во Франции произошла первая реставрация монархии Бурбонов.//Сто дней – период кратковременного восстановления империи
Наполеона, продолжавшийся с момента возвращения его из ссылки с острова
Эльбы в Париж 20 марта 1815 г. до его вторичного отречения 22 июня того же года после поражения при Ватерлоо При Ватерлоо (Бельгия) 18 июня 1815 г. армия Наполеона была разбита англо-голландскими войсками под командованием Веллингтона и прусской армией под командованием Блюхера. Сражение сыграло решающую роль в кампании г, предопределив окончательную победу седьмой антифранцузской коалиции (Англии, России, Австрии, Пруссии, Швеции, Испании и других государств) и падение империи Наполеона.//О «кляузной войне Дюринга с немецкими профессорами см. примечание. Подчеркивания в цитате принадлежат Эн- гельсу.]
слове буржуазию, ее вдохновенных пророков дореволюционного времени и ее подкупленных льстецов, выступивших после революции. Он беспощадно вскрывает все материальное и моральное убожество буржуазного мира и сопоставляет его с заманчивыми обещаниями просветителей об установлении такого общества, где будет господствовать только разум, такой цивилизации, которая принесет счастье всем, – сих заявлениями о способности человека к безграничному совершенствованию он разоблачает пустоту напыщенной фразы современных ему буржуазных идеологов, показывая, какая жалкая действительность соответствует их громким словами осыпает едкими сарказмами полнейший провал этой фразеологии. Фурье – не только критик всегда жизнерадостный по своей натуре, он становится сатириком, и даже одним из величайших сатириков всех времен. Меткими, насмешливыми словами рисует он распустившиеся пышным цветом спекулятивные плутни и мелкоторгашеский дух, овладевший с закатом революции всей тогдашней французской коммерческой деятельностью. С еще большим мастерством он критикует буржуазную форму отношений между полами и положение женщины в буржуазном обществе. Ему первому принадлежит мысль, что в каждом данном обществе степень эмансипации женщины есть естественное мерило общей эмансипации. Но ярче всего проявилось величие Фурье в его по Эта мысль была развита уже впервой книге Фурье Теория четырех движений, где, в частности, содержится следующее общее положение Социальный
нимании истории общества. Весь предшествующий ход ее он разделяет на четыре ступени развития дикость, патриархат,
варварство и цивилизация последняя совпадает у него с так называемым ныне буржуазным обществом, ион показывает, что строй цивилизации придает сложную, двусмысленную, двуличную, лицемерную форму существования всякому пороку, который варварство практиковало в простом виде, что цивилизация движется в порочном кругу, в противоречиях, которые она постоянно вновь порождает и которых она не может преодолеть, так что она всегда достигает результатов, противоположных тем, к которым, искренне или притворно, она стремится. Таким образом, например,
прогресс и изменения периода происходят в соответствии с прогрессом женщин к свободе, а упадок социального порядка происходит в соответствии с уменьшением свободы женщин. Фурье резюмирует это положение в формуле Расширение прав женщин есть основной принцип всякого социального прогресса (Ch.
Fourier. Oeuvres completes, t. I, Paris, 1841, p. 195–196).
193
Ср. Ch. Fourier. «Theorie de l'unite universelle», vol. I et IV; Oeuvres completes,
t. II, Paris, 1843, p. 78–79, et t. V, Paris, 1841, p. 213–214 (Ш. Фурье. Теория всемирного единства, тт. I и IV; Полное собрание сочинений, т. II, Париж, стр. 78–79, и т. V, Париж, 1841, стр. О порочном круге, в котором движется строй цивилизации, см. Ch. Fourier. «Le Nouveau Monde indus- triel et societaire, ou Invention du procede d'industrie attrayante et naturelle distribuee en series passionnees»; Oeuvres completes, t. VI, Paris, 1845, p. 27–46, 390 (Ш.
Фурье. Новый хозяйственный и социетарный мирили Открытие способа привлекательного и природосообразного труда, распределенного в сериях по страсти Полное собрание сочинений, т. VI, Париж, 1845, стр. 27–46, 390). Первое издание работы вышло в Париже в 1829 году. Ср. также Ch. Fourier. Oeuvres completes, t. I, Paris, 1841, p. 202.
в цивилизации бедность рождается из самого изобилия»
194
Фурье, как мы видим, также мастерски владеет диалектикой, как и его современник Гегель. Также диалектически он утверждает, в противовес фразам о способности человека к неограниченному совершенствованию, что каждый исторический фазис имеет не только свою восходящую, но и нисходящую линию, и этот способ понимания он применяет к будущему всего человечества. Подобно тому как Кант ввел в естествознание идею о будущей гибели Земли, так Фурье ввел в понимание истории идею о будущей гибели человече- ства.
В то время как над Францией проносился ураган революции, очистивший страну, в Англии совершался менее шумный, ноне менее грандиозный переворот. Пари новые рабочие машины превратили мануфактуру в современную крупную промышленность и тем самым революционизировали всю основу буржуазного общества. Вялый ход развития времен мануфактуры превратился в настоящий период бури и натискав производстве. Со всевозрастающей быстротой совершалось разделение общества на крупных капиталистов и неимущих пролетариев, а между ними, вместо устойчивого среднего сословия старых времен, влачила теперь шаткое существование изменчивая масса ремесленников имел- ких торговцев, эта наиболее текучая часть населения. Но Ch. Fourier. Oeuvres completes, t. VI, Paris, 1845, p. 35.
195
Ch. Fourier. Oeuvres completes, t. I, Paris, 1841, p. 50 et suiv.
вый способ производства находился еще вначале восходящей линии своего развития он был еще нормальным, единственно возможным приданных условиях способом производства. А между тем он уже тогда породил вопиющие социальные бедствия скопление бездомного населения в трущобах больших городов разрушение всех унаследованных от прошлого связей по происхождению, патриархального уклада, семьи ужасающее удлинение рабочего дня, особенно для женщин и детей массовую деморализацию среди трудящегося класса, внезапно брошенного в совершенно новые условия. И тут выступил в качестве реформатора двадцатидевятилетний фабрикант, человек с детски чистым благородным характером ив тоже время прирожденный руководитель, каких немного. Роберт Оуэн усвоил учение просвети- телей-материалистов о том, что человеческий характер является продуктом, с одной стороны, его природной организации, ас другой – условий, окружающих человека в течение всей жизни, и особенно в период его развития. Большинство собратьев Оуэна по общественному положению видело в промышленной революции только беспорядок и хаос, годные для ловли рыбы в мутной воде и для быстрого обогащения. Оуэн же видел в промышленной революции благоприятный случай для того, чтобы осуществить свою любимую идею и тем самым внести порядок в этот хаос. В Манчестере он, как руководитель фабрики, где работало более 500 рабочих, уже сделал попытку, ипритом успешную, применить
эту идею. С 1800 погон управлял большой бумагопрядильной фабрикой в Нью-Ланарке, в Шотландии, и, будучи компаньоном-директором предприятия, действовал здесь в том же направлении, нос гораздо большей свободой и ста- ким успехом, что вскоре его имя сделалось известным всей
Европе. Население Нью-Ланарка, постепенно возросшее до человек и состоявшее первоначально из крайне смешанных и по большей части сильно деморализованных элементов, он превратил в совершенно образцовую колонию, в которой пьянство, полиция, уголовные суды, тяжбы, попечительство о бедных, надобность в благотворительности стали неизвестными явлениями. Ион достиг этого просто тем,
что поставил людей в условия, более сообразные с человеческим достоинством, ив особенности заботился о хорошем воспитании подрастающего поколения. В Нью-Ланарке были впервые введены школы для детей младшего возраста, придуманные Оуэном. В них принимали детей, начиная с двухлетнего возраста, и дети так хорошо проводили там время,
что их трудно было увести домой. В то время как конкуренты Оуэна заставляли своих рабочих работать до 13–14 часов вдень, в Нью-Ланарке рабочий день продолжался только часов. А когда хлопчатобумажный кризис заставил на четыре месяца прекратить производство, незанятым рабочим продолжали выплачивать полную заработную плату.
И при всем том стоимость предприятия возросла более чем вдвое, и оно все время приносило собственникам обильную
прибыль.
Но все это не удовлетворяло Оуэна. Те условия существования, которые он создал для своих рабочих, еще далеко не соответствовали в его глазах человеческому достоинству.
«Люди эти были моими рабами, – говорил он сравнительно благоприятные условия, в которые он поставил рабочих Нью-Ланарка, были еще далеко недостаточны для всестороннего и рационального развития их характера и ума, не говоря уже о свободной жизнедеятельности.
«А между тем трудящаяся часть этих 2500 человек производила для общества такое количество реального богатства,
для создания которого менее чем полвека тому назад потребовалось бы население в 600 000 человек. Я спрашивал себя куда девается разница между богатством, потребляемым человек, и тем, которое было бы потреблено 600 000
человек?»
Ответ был ясен. Эта разница доставалась владельцам фабрики, которые получали 5 % на вложенный в предприятие капитал и еще сверх того больше 300 000 фунтов стерлингов 000 000 марок) прибыли. В большей еще степени, чем к
Нью-Ланарку, это было применимо ко всем остальным фабрикам Англии.
«Без этого нового богатства, созданного машинами, не было бы возможности вести войны для свержения Наполеона и сохранения аристократических принципов общественного устройства. А между тем эта новая сила была созданием трудящегося класса»
196
Ему поэтому должны принадлежать и плоды ее. Новые могучие производительные силы, служившие до сих пор только обогащению единиц и порабощению масс, представлялись Оуэну основой для общественного преобразования и должны были работать только для общего благосостояния всех в качестве их общей собственности.
На таких чисто деловых началах, как плод, так сказать,
коммерческого подсчета, возник коммунизм Оуэна. Этот свой практический характер он сохранял всегда и везде. Так,
в 1823 г. Оуэн составил проект устранения ирландской нищеты путем создания коммунистических колоний и приложил к нему подробные расчеты необходимого вложения капитала, ежегодных издержек и предполагаемых доходов. А
в своем окончательном плане будущего строя Оуэн разработал все технические подробности с таким знанием дела, что если принять его метод преобразования общества, то очень К этому месту Энгельс в Развитии социализма от утопии к науке дает примечание, в котором указывается источник приведенных на этой странице цитат (P. Оуэн. Революция в умах и практике человеческого рода, или Грядущий переход от неразумия к разумности. Лондон, 1849). Приведенные на предыдущей странице факты биографии Оуэна взяты из того же источника R. Owen. «Report of the proceedings at the several public meetings, held in
Dublin… on the 18th March, 12th April, 19th April and 3rd May». Dublin, 1823 (P.
Оуэн. Отчет о нескольких публичных собраниях, состоявшихся в Дублине марта, 12 и 19 апреля и 3 мая. Дублин, 1823).
немного можно возразить против деталей, даже сточки зрения специалиста.
Переход к коммунизму был поворотным пунктом в жизни
Оуэна. Пока он выступал просто как филантроп, он пожинал только богатство, одобрение, почет и славу. Он был популярнейшим человеком в Европе. Его речам благосклонно внимали не только его собратья по общественному положению,
но даже государственные деятели и монархи. Но как только он выступил со своими коммунистическими теориями, дело приняло другой оборот. Путь к преобразованию общества,
по его мнению, преграждали прежде всего три великих препятствия частная собственность, религия и существующая форма брака. Начиная борьбу с этими препятствиями, он знал, что ему предстоит стать отверженным в среде официального общества и лишиться своего общественного положения. Но эти соображения не могли остановить Оуэна, не убавили энергии его бесстрашного нападения. И произошло именно то, что он предвидел. Изгнанный из официального общества, замалчиваемый прессой, обедневший в результате неудачных коммунистических опытов в Америке, в жертву которым он принес все свое состояние, Оуэн обратился прямо к рабочему классу, в среде которого он продолжал свою деятельность еще тридцать лет. Все общественные движения, которые происходили в Англии в интересах рабочего класса, и все их действительные достижения связаны с именем Оуэна. Так, в 1819 г. благодаря его пятилетним усилиям
был проведен первый закон, ограничивший работу женщин и детей на фабриках. Он был председателем первого конгресса, на котором тред-юнионы всей Англии объединились в один большой всеобщий профессиональный союз. Он же организовал – в качестве мероприятий для перехода к общественному строю, уже вполне коммунистическому, – с одной стороны, кооперативные общества (потребительские и производственные товарищества, которые, по крайней мере, доказали в дальнейшем на практике полную возможность обходиться как без купцов, таки без фабрикантов с другой стороны – рабочие базары, на которых продукты труда обменивались при помощи трудовых бумажных денег, единицей В январе 1815 г. на большом публичном собрании в Глазго Оуэн предложил ряд мер для облегчения положения детей и взрослых рабочих на фабриках.
Билль, внесенный по инициативе Оуэна в июне 1815 г, был принят парламентом в качестве закона лишь в июле 1819 г, да и тов сильно урезанном виде.
Закон, регулировавший трудна хлопчатобумажных фабриках, запрещал работу детей моложе 9 лет, ограничивал 12 часами рабочий день лиц моложе 18 лети устанавливал для всех рабочих два перерыва, на завтраки на обед, общей продолжительностью в полтора часа В октябре 1833 г. в Лондоне под председательством Оуэна состоялся съезд кооперативных обществ и профессиональных союзов, на котором был формально основан Великий национальный объединенный союз производств Великобритании и Ирландии устав союза был принят в феврале 1834 года. По замыслу
Оуэна, этот союз должен был взять в свои руки управление производством и осуществить мирным путем полное преобразование общества. Очень скоро этот утопический план потерпел крушение. Встретив сильное сопротивление со стороны буржуазного общества и государства, союз в августе 1834 г. распался
которых служил час рабочего времени. Эти базары неизбежно должны были потерпеть неудачу, но они вполне предвосхитили значительно более поздний прудоновский меновой банк, от которого они отличались лишь тем, что не возводились в универсальное целительное средство от всех общественных зола предлагались только как один из первых шагов к значительно более радикальному переустройству общества.
Таковы те люди, на которых суверенный г-н Дюринг с высоты своей окончательной истины в последней инстанции взирает стем презрением, образчики которого мы привели во Введении. И это презрение не лишено в известном смысле своего достаточного основания оно, в сущности, имеет своим источником поистине ужасающее невежество относительно сочинений всех трех утопистов. Так, о
Сен-Симоне у г-на Дюринга говорится, что его основная идея была по существу верна, и если оставить в стороне некоторые односторонности, то она и теперь может дать толчок к действительному творчеству
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   42


написать администратору сайта