Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными
|
| К. Марксом
|
| Декартом
| V
| Гегелем
|
| Аристотелем
|
Слова Гегеля «Разум есть душа мира» означают
| V
| Разум есть основа всего сущего
|
| Разум человека конструирует картину мира
|
| За пределами человеческого разума нет иной реальности
|
Смысл тезиса Гегеля «Все, что разумно, действительно» –
| V
| Все, что действительно, разумно
|
| Все существующее разумно и тем самым оправдано
|
| Действительность должна стать разумной, а разум способен осуществить себя
|
| Структура мышления полностью соответствует структуре мира
|
Произведение «Наука логики» написано
|
| Бэконом
|
| Марксом
| V
| Гегелем
|
| Кантом
|
| Дж. Ст. Миллем
|
Отчуждение – это, согласно Марксу
|
| отпадение человека от бога
|
| опредмечивание, объективация человеческой деятельности
| V
| превращение результатов деятельности в самостоятельную реальность, противостоящую человеку
|
| изъятие имущества для передачи другому лицу, организации, государству
|
Сознание – это, согласно Марксу,
| V
| отражение материального мира
|
| функция высокоорганизованной материи человеческого мозга
|
| субстанция всего сущего
|
| осознанное бытие, функция предметной деятельности
|
Марксу принадлежат слова
|
| «Я мыслю, следовательно, существую»
|
| «Умерли все боги; теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек»
| V
| «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменитьего»
|
| «Рассудок предписывает законы природе»
|
Материалистической философии соответствует принцип
|
| природа есть субстанция бытия
| V
| бытие определяет сознание
|
| основание бытия – вне предметного мира
|
| бытие есть общественная деятельность
|
Закон соответствия производительных сил производственным отношениям утверждает:
|
| производительные силы должны соответствовать производственным отношениям
|
| производственные отношения могут не соответствовать производительным силам
| V
| производственные отношения должны соответствовать характеру и уровню развития производительных сил
|
| производительные силы могут не соответствовать производственным отношениям
|
Производственные отношения – это отношения, которые
|
| объективны, но не материальны
|
| материальны
|
| зависят от сознания людей
| V
| складываются независимо от сознания людей
|
| нематериальны
|
Маркс считал, что субъектом истории является
|
| Бог
|
| Абсолютный дух
|
| Мировой разум
| V
| человек
|
| общество
|
Категория das Man у М. Хайдеггера характеризует отношения в мире
|
| подлинного бытия
| V
| неподлинного бытия
|
| небытия
|
Волю к власти считал основой и стимулом общественной жизни
| V
| Ницше
|
| Бергсон
|
| Дильтей
|
| Шпенглер
|
| Зиммель
|
Сверхчеловек Ницше – это
|
| новый биологический вид, следующий за человеком
|
| сильный человек, призванный господствовать над слабыми и неудачниками
| V
| идеал философа-художника, творца новых ценностей
|
Общее в философии Ницше и экзистенциалистов –
|
| мысль о вечном возвращении
|
| идея сверхчеловека
| V
| тезис об отсутствии общезначимых высших ценностей
|
Экзистенция с точки зрения экзистенциализма – это … бытие человека.
| V
| истинное, внутриличностное
|
| природное
|
| социальное
|
Экзистенциализм – это учение о
| V
| основных модусах человеческого существования
|
| бессознательном
|
| происхождении Вселенной
|
| невозможности познать мир
|
| способах религиозной медитации
|
Считал, что христианство это болезнь человечества
|
| А. Камю
|
| К. Маркс
| V
| Ф. Ницше
|
| Н. Бердяев
|
| К. Ясперс
|
| Л. Фейербах
|
«Человеку массы» противостоит «сверхчеловек», считал
|
| В. Шеллинг
| V
| Ф. Ницше
|
| Ф. Энгельс
|
| Г. Гегель
|
Воля отождествляется с «неисповедимыми силами» космической первоосновы мира и философии
| V
| А. Шопенгауэра
|
| В. Шеллинга
|
| Г. Гегеля
|
| И. Фихте
|
Поворот от классической философии к философии неклассической связан с такими именами, как
|
| Вольтер, Дидро, Гельвеций
| V
| Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше
|
| Кант, Гегель, Фихте
|
| Декарт, Спиноза, Лейбниц
|
Э. Гуссерль является создателем
|
| психоанализа
|
| персонализма
| V
| феноменоногии
|
| герменевтики
|
«Философия должна спуститься с «небес на землю» и решать практические, жизненные проблемы человека», – считают представители
|
| феноменологии
| V
| прагматизма
|
| персонализма
|
| герменевтики
|
«Воля к власти, влечение всего живого к самоутверждению есть основа жизни», – утверждал
|
| А. Бергсон
|
| К. Маркс
| V
| Ф. Ницше
|
| О. Конт
|
В бунте против абсурда видел смысл жизни человека
|
| М. Хайдеггер
|
| З. Фрейд
|
| К. Маркс
| V
| А. Камю
|
Сторонник волюнтаризма –
|
| Спиноза
|
| Декарт
| V
| Шопенгауэр
|
| Гоббс
|
| Лейбниц
|
Проблема отчуждения и свободы является основной в
| V
| экзистенциализме
|
| неотомизме
|
| неопозитивизме
|
| критическом рационализме
|
| структурализме
|
Автором книги «Закат Европы» является
| V
| О. Шпенглер
|
| И. А. Ильин
|
| К. Ясперс
|
| Н. О. Лосский
|
| А. Камю
|
Основная тема, объединяющая всех русских философов, независимо от направлений –
|
| критерии истинного знания
|
| смысл истории
| V
| судьба России
|
| доказательство бытия Бога
|
Представители славянофильства полагали, что человек в своих поступках прежде всего должен руководствоваться
|
| личным интересом
| V
| совестью
|
| правовыми нормами
|
| логикой
|
Идея всеединства — исходный пункт философии
| V
| Соловьева
|
| Белинского
|
| Герцена
|
| Писарева
|
| Михайловского
|
Учение о грядущем переходе от биосферы к ноосфере развивал
| V
| В. И. Вернадский
|
| Н. Ф. Федоров
|
| Л. Н. Гумилев
|
| К. Э. Циолковский
|
| Н. К. Рерих
|
Учение русских мыслителей о космическом всеединстве жизни называется
|
| универсализм
| V
| космизм
|
| консерватизм
|
| либерализм
|
| почвенничество
|
Основная способность, характерная для человека с точки зрения русской религиозной философии –
|
| разум
|
| воля
| V
| нравственность
|
| способность к труду
|
Основная проблема русской религиозной философии –
|
| бытие
|
| свобода
|
| познание
| V
| всеединство
|
Течение, проповедовавшее сближение образованного общества с народом на религиозно-этической основе –
| V
| почвенники
|
| славянофилы
|
| западники
|
| народничество
|
| кадеты
|
Учение о бытии и сущем называется
| V
| онтология
|
| гносеология
|
| антропология
|
| аксиология
|
Онтология – это учение о
| V
| бытии
|
| познании
|
| ценности
|
| человеке
|
Онтологический плюрализм – это
| V
| учение о множественности субстанций
|
| концепция свободы слова
|
| многообразие точек зрения
|
| многообразие политических учений
|
| учение о первооснове всего существующего
|
Субстанция – это
|
| синоним материи
|
| исходное вещество
| V
| нечто неизменное, то, что существует благодаря себе и является причиной существования другого
|
| основа процессов
|
В философии под развитием понимают
|
| любое изменение
|
| количественное изменение объектов
| V
| изменение качества тел, вещей, предметов
|
| качественное необратимое, направленное изменение
|
Диалектика представляет собой науку о
|
| движении предметов, явлений, процессов
|
| связи между предметами, явлениями, процессами
| V
| наиболее общих законах развития природы, общества, мышления
|
| системе философских принципов, законов, категорий
|
Универсальная основа и единство всего существующего –
| V
| Бытие !!!
|
| дух
|
| материя
|
| субстанция
|
| причина
|
Совокупность естественных условий существования человека –
|
| окружающая среда
|
| общество
|
| культура
| V
| природа
|
| объективная реальность
|
Находящееся по ту сторону физического мира и нашего чувственного опыта –
|
| идеальное
|
| эзотерическое
| V
| трансцендентное
|
| мистическое
|
| иррациональное
|
Во всех учениях о времени его атрибутивным свойством признается
|
| иерархичность
|
| обратимость
|
| цикличность
|
| дискретность
| V
| длительность
|
В субстанциальной концепции время определяется как внешнее условие существования материальных объектов
| V
| смена внутренних состояний объектов
|
| особое свойство материальных систем
|
| последовательность наших субъективных состояний
|
| мера движения
|
Философия пантеизма утверждает, что
|
| у времени есть начало
| V
| время вечно и бесконечно
|
| будет конец всех времен
|
| природа вечности трансцендентна
|
| время совершенно не похоже на вечность
|
Неизменная основа предметов –
| V
| субстанция
|
| материя
|
| сущность
|
| причина
|
| флюид
|
Во всех учениях о пространстве атрибутивным свойством пространства признается
|
| бесконечность
|
| непрерывность
|
| дискретность
| V
| протяженность
|
| конечность
|
Тип пространственно-временных отношений, характеризующий общественный аспект человеческого бытия –
| V
| социальный
|
| духовно-экзистенциальный
|
| психический
|
| биологический
|
| физический
|
Философская категория, полярно-противоположная категории «многое» –
|
| единство
| V
| единое
|
| единичное
|
| целое
|
| отдельное
|
Философская категория, полярно-противоположная категории «единичное» –
| V
| общее
|
| многое
|
| целое
|
| отдельное
|
Философская категория, обозначающая взаимосвязь многих или разных вещей –
|
| особенное
|
| единичное
|
| отдельное
| V
| единство
|
Атрибутом в философии называется
|
| совокупность всех свойств
| V
| субстанциальное свойство
|
| акцидентальное свойство
|
| модус
|
Смысл и сущность предмета Платон называет
| V
| идея
|
| свойство
|
| атрибут
|
| качество
|
| материя
|
Предзаданность Богом хода истории и человеческих судеб –
|
| предвидение
|
| закономерность
| V
| предопределение
|
| представление
|
| свобода воли
|
Учение о неотвратимой предопределенности событий –
|
| телеология
|
| волюнтаризм
|
| эссенциализм
| V
| фатализм
|
| детерминизм
|
Пантеизм обычно определяет человеческую свободу как
|
| преодолевание привязанностей и обусловленности
| V
| познанную необходимость
|
| самоопределение человека
|
| следование собственному выбору.
|
Подразделение причин на материальные, формальные, действующие и целевые произвел
|
| Эмпедокл
|
| Платон
|
| Парменид
|
| Протагор
| V
| Аристотель
|
Существенная, общая, необходимая, повторяющаяся и устойчивая связь между явлениями природы –
|
| мера
|
| сущность
|
| причинность
|
| качество
| V
| закон природы
|
Объективные законы природы и общества бывают –
| V
| динамическими
|
| логическими
|
| юридическими
|
| научными
|
Представление содержательной области знания в виде формальной системы, исчисления –
|
| форматирование
|
| формация
|
| формирование
| V
| формализация
|
| формализм
|
Придание определенной формы –
| V
| формирование
|
| формация
|
| формализация
|
| формализм
|
| формула
|
Потенциальное существование вещей, явлений, процессов –
| V
| возможность
|
| действительность
|
| необходимость
|
| случайность
|
| вероятность
|
Наличная реальность в единстве сущности и существования –
|
| вероятность
|
| возможность
|
| необходимость
|
| случайность
| V
| действительность
|
Связь между явлениями, обусловленная внешними, побочными факторами –
| V
| случайность
|
| необходимость
|
| вероятность
|
| возможность
|
| закон
|
Однозначно обусловленная связь между явлениями, имеющая обязательно-принудительный характер –
|
| случайность
|
| возможность
| V
| необходимость
|
| вероятность
|
| закон
|
Философская категория, противоположная категории необходимости в аспекте человеческого выбора –
|
| ответственность
| V
| свобода
|
| возможность
|
| случайность
|
| вероятность
|
Античные материалисты преимущественно рассматривали материю как
| V
| правещество, всеобщий вещественный субстрат
|
| субстанциальный источник всякой энергии
|
| скрытый носитель всех свойств и отношений
|
| объективную реальность, данную нам в ощущениях
|
| всеобщий виртуальный источник информации
|
Единство, целостность объекта во всем многообразии его связей и отношений –
| V
| конкретное
|
| материальное
|
| синергийное
|
| синкретизм
|
| отдельное
|
Способ существования и кооперации частей –
|
| сумма
|
| класс
| V
| целое
|
| множество
|
| единое
|
Система соподчиненных классов объектов, часто представляемых в виде схем или таблиц –
| V
| классификация
|
| типологизация
|
| стратификация
|
| формализация
| |