Государства и
Скачать 1.83 Mb.
|
приостановить деят-ть общ. объед-й или их ликвидировать, а также запретить (по решению суда). Согласно ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общ. объед-ях» общ. объед-е предст. собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставных документах формирования. В отличие от ранее действующего зак-ва ныне общ. объед-я могут как регистрироваться, так и не регистрир. в органах юстиции. Незарегистр. общ. объед-е не приобретает прав юр. лица и не вправе участвовать в избир. кампаниях. В РФ предусмотрена возможность создания следующих шести видов общ. объед-й: • общественная организация; • общественное движение; • общественный фонд; • общественное учреждение; • орган общественной самодеятельности; • политическая партия. Из названных видов только общ. орг-ции и полит. партии основаны на членстве, остальные объединения состоят из участников, не имеющих членства. Членами и уч-ми общ. объед-й могут быть как физ. лица — рос. граждане, так и иностранцы и лица без гражданства, а также юр. лица — общ. объед-я. Создаются общ. объед-я по инициативе не менее трех лиц, достигших 18 лет. Для молодежных орг-ций установлен возрастной ценз их членов в 14 лет, а для детских орг-ций — 8 лет. Органы гос. власти и МСУ не могут быть учредителями или уч-ми общ. объед-й. Права общ.объед-й — право свободно распространять информацию о своей деятельности; проводить митинги, демонстрации, пикетирование; участвовать в выработке решений государственных органов; учреждать свои средства массовой информации; иметь собственность идр. Среди обязанностей наиболее значительные — соблюдать зак-во, ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества, представлять регистрирующему органу годовые и квартальные отчеты о своей деят-ти, допускать представителей этого органа на проводимые общественным объединением мероприятия и др. Гос-во не может вмешиваться в деят-ть общ. объед-й, если они не нарушают законов. В то же время гос-во: 1) обеспечивает соблюдение прав и интересов общ. объед-й; 2) оказывает им поддержку, которая может выражаться в предоставлении налоговых льгот, в целевом финансир. отдельных общ-но полезных программ по заявкам общ.объед-й; 3) может заключать договоры на выполнение различных работ и оказание услуг, на выполнение гос. заказов и др. В переводе с греческого слово «церковь» буквально означает «дом Бога», «дом Господний». В широком смысле «церковь» — это особый тип религ. орг-ции, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Главные признаки церкви: а) наличие религиозной (догмат. и культовой) системы; б) иерарх. хар-р, централизация управления; в) разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих). Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в раннеклас. обществах, сущ- ших в форме городов-гос-в, имелось три центра управления — гор. община, дворец и храм. Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства: а) наличие гос. церкви, у кот. закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями; б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви. Статус государственной церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жизни. Почти в тридцати мусульманских странах гос. религией официально признан ислам. Статус гос. церкви хар-ся следующими моментами: 1. За церковью признается право соб-ти на широкий круг объектов — землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п. 2. Церковь получает от государства различные субсидии и матер. помощь. 3. Церковь наделяется рядом юр. полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений). 4. Имеет право участвовать в полит. жизни, в частности, через свое представительство в гос. органах. 5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. Как пр., в образоват. учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии. Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.) хар- но следующее: 1. Гос-во регулирует деят-ть религ. орг-ций, осущ-ет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерк. деят-ть. 2. Гос-во не оказывает церкви матер., фин. поддержки. 3. Церковь не выполняет гос. функций и вообще не вмешивается в дела государства. 4. Отношения между гос-вом и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом. Нормальное состояние взаимоотнош. государства и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных обществ. задач, а не полную изоляцию друг от друга. Статья 14 Конст. гласит: «1. РФ — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». На основе этих положений Конст. гос-но-конфес. отношения в России регламентируются Законом «О свободе совести и о религ. объед-ях» от 19 сентября 1997 г., который каждому, нах-ся на терр. РФ, гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания. В Советском гос-ве религ. орг-ции вообще исключались из полит. системы социализма. В современной России религ. объед-я (именно объединения, а не отдельные верующие) не могут вмешиваться в дела государства и участвовать в выборах органов гос. власти и управления. Секуляризация, то есть освобождение от влияния религии (в узком смысле «секуляризация» означает процесс обращения церковной соб-ти в светскую), к XX в. стала универсальным принципом организации полит. жизни. В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы гос. власти. И с этих позиций теократия может рассматриваться как исторический анахронизм. Вместе с тем проблематика теокр. гос-ти сохраняет свою актуальность в связи с активизацией теокр. тенденции, теократизацией полит. процессов в ряде стран. В России тому примером может служить Чеченская республика, где предпринимаются попытки создания исламского государства. Теократические тенденции в организации общества и государства следует в основном оценивать негативно. Положительные результаты сотрудничество государства и церкви дает лишь на основе принципа свободы совести, светской организации государственной власти. 23. Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства. Социальное государство – институт, направленный на организацию нормальной жизни и развитие всего общества в целом, защиту прав, свобод человека и гражданина, достойных условий его жизни. Статья 7, п.1 Конституции РФ «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека». Сущность социального государства: • Социально ориентированная структура экономики; • Соединение всех социальных групп населения, наций и народов в единое целое – гражданское общество, в руках которого государство служит инструментом для проведения социально ориентированной политики; • Обеспечение защиты и обслуживания интересов всего общества в целом (цель социального государства); • Признание прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности, приоритете прав человека; • Наличие парламента, в котором равноправно представлены все социальные группы населения государства; • Разработка государством социальных программ; • Развитое социальное законодательство; • Социальная ответственность государства перед своими гражданами и ответственность членов общества друг перед другом перед всем сообществом граждан Выполнение традиционных и охранных функций: • забота о личности, поддержка и помощь социально незащищенным слоям населения (пенсионеры, инвалиды); • поощрение благотворительной деятельности (с помощью разнообразных льгот); • охрана труда и здоровья людей; • поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; • борьба с безработицей (выплата пособий по безработице, переквалификация и бесплатное обучение новым профессиям); • участие в международном контроле за обеспечением прав; • участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ. Социальное государство (от лат. общество) – это государство в котором граждане находятся в известной связи с ним. Государство вмешивается в жизнедеятельность граждан до тех пор, пока не затрагиваются естественные права и свободы. Участие государства в хоз. жизни достаточно широкое. Государство оказывает соц. услуги, перераспределяя общественное благо. Впервые употребляется в КРФ 93 г. (ст.7). РФ – соц. государство, политика которой направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека. Признаки: • высокий уровень экон. развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя собственников; • соц. ориентированная структура экономики; • формирование гр. общества, в руках которого государство служит инструментом проведения соц. политики; • разработка гос. соц. программ и определение первоочередности их реализации; • утверждение целей государства, обеспечивающих каждому дост. усл. жизни, соц. защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности ; • развитое соц. законодательство; • соц. ответственность государства перед своими гражданами и ответственность членов общества перед др. другом и перед всем сообществом, т. е. их долг содействовать соц. обеспечению, отвечать за коллектив. взаимопомощь, исполнять обязанности, вытекающие из права собственности и др. Функции соц. государства: • поддержка соц. независимых слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов); • охрана труда и здоровья; • поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; • сглаживание соц. неравенства путем перераспределения доходов между различными группами населения посредством налогов, спец. соц. программ, средств гос. бюджета и др.; • поощрение благотворит. деятельности (льготы); • фин. и иной поддержки фундаментальных научных исследований и культурных программ; • борьба с безработицей; • участие в реализации межгос. экон, культ., образ., соц. программ; • матер. обеспечение соц. уязвимых слоев населения на уровне не ниже прожит. Минимума. Критерии социального государства: 1. Оно обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных соц. классов, для отдельное самоопределяющейся личности благодаря своей власти. 2. Оно обязано способствовать экон. и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о соц. гос-ве. Современные модели социального государства: скандинавская, континентальная, британская. Континентальная модель. К представителям конт. модели можно отнести системы соц. защиты, сложившиеся в таких странах, как Германия, Франция, Австрия и Бельгия, которые затрачивают относительно много средств на соц. защиту. Конт. модель акцентируется на предоставлении пособий. Роль государства здесь в первую очередь – выдача пособий получателям, а не организация соц. услуг. Скандинавская модель. Наиболее типичными представителями сканд. модели являются Швеция, Финляндия, Дания и Норвегия. Доля соц. расходов в этих странах очень высока. Центральный элемент сканд. модели – это широкая сеть общ. услуг. В отличие от конт. модели здесь гос-во явл. главным производителем соц. услуг. Услуги (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых) в большинстве случаев организ-ся муниципалитетом. Муниц. автономия всегда была важна в скандинавских странах. Британская модель. Британская модель хар-ся примерно равным распределением расходов на соц. обеспеч-е между частным сектором, основными эл-ми которого являются предприятия и домашние хоз-ва, и гос-вом в лице центрального правительства и местных органов власти. Помимо Великобритании данная модель нашла применение в Италии, Португалии и Люксембурге. 24. Государство и личность: сущность взаимоотношений. Права человека и их классификация. Внутригосударственная и международная системы защиты прав человека Человек – с биологической точки зрения, индивид с физиологическими свойствами, представитель живого мира. Личность – с социальной точки зрения, осознающий себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним. Гражданин – с юридической точки зрения, находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. Отражение проблемы «государство – личность» в двух крайних подходах: 1. этатистском – государство – высшая ценность, растворение личности в государстве; тоталитаризм как законченное воплощение этатистского подхода; 2. индивидуалистическом (автоматическом) – государство – есть совокупность граждан, оно подчинено интересам личности; анархизм как крайнее проявление индивидуалистического. Дилемма «приоритет личности или приоритет государства» – необходимость сочетания индивидуальных и государственных интересов. Политическая обязанность – долг гражданина перед государством (соблюдение законов) и государства перед гражданином (обеспечение безопасности, защита жизни и имущества, создание условий для пользования правами, компенсация ущерба). Расширение возможностей мирного воздействия на государство в связи с успехами демократии и введением всеобщего избирательного права. Связь личности и государства проявляются во взаимном влиянии друг на друга – во взаимных правах и обязанностях. Влияние личности на государство происходит через институты гражданского общества (партии, движения, общественные объединения) и непосредственно. Государство обладает большими возможностями влияния на личность (роль государства может проявляться в признании и юридическом закреплении прав и свобод личности, в их охране). Правовой статус личности – совокупность ее прав и обязанностей. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия (равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина, равноправие мужчины и женщины). Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности (КРФ устанавливает обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина). Права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием. Права человека – универсальная категория – вытекающие из природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. Признаки прав человека: • возникают и развиваются на основе природной сущности человека с учетом изменяющихся условий жизни общества; • существуют объективно и не зависят от государственного признания; • принадлежат индивиду от рождения; • имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются естественными; • являются непосредственно действующими; • признаются высшей социальной ценностью; • выступают необходимой частью права, формой выражения его содержания; • представляют собой принципы и нормы взаимоотношений людей и государства; • их признание, обеспечение и защита – обязанность государства. Право гражданина – охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека, находящегося в устойчивой связи с государством. Свобода личности – совокупность прав гражданина, символизирующая отсутствие непреодолимых препятствий, качественное состояние свободного человека. Сбалансированность общественных отношений предполагает наличие у субъектов не только прав, но и обязанностей (связаны с фактом существования человека). Официально признанные в государстве обязанности – обязанности гражданина. Признаки обязанностей человека: направлены на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей; служат для реализации личных и общественных интересов; имеют высшую юридическую силу. Принципы конституционных прав, свобод и обязанностей (определяют основные направления политики РФ в области прав и свобод): • всеобщность и неотчуждаемость (государство не может изъять или ограничить, сам человек не может взять обязательство не осуществлять права); • равенство (наделение всех без исключения); • непосредственное действие (независимо от существования законодательных актов органы власти обязаны их соблюдать); • гарантированность, защищенность государством (создание условий для их реализации и механизма их защиты). Права человека и гражданина классифицируются по следующим критериям: • исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод – три поколения (гражданские и политические; социальные, экономические и культурные; коллективные или солидарные); • в зависимости от содержания (гражданские или личные; политические; экономические; социальные; культурные); • в зависимости от соподчиненности (основные; дополнительные); • в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству (права граждан РФ; иностранных граждан; бипатридов; апатридов); • в зависимости от степени распространения (общие; специальные); • в зависимости от характера субъектов (индивидуальные; коллективные); • в зависимости от роли государства в их осуществлении (негативные (государство воздерживается от конкретных действий); позитивные); • в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах (права в сфере безопасности и частной жизни; права в области государственной и общественно-политической жизни; права в области экономической, социальной и культурной жизни). Личные права и свободы граждан занимают первое место в системе конституционных прав и свобод. Основное назначение личных прав и свобод: – гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; – индивидуализировать гражданина, создать ему условия неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; – гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений. Политические права и свободы занимают важное место в системе конституционных прав и свобод. Наряду с личными (гражданскими) правами политические права принадлежат к первому поколению прав и свобод (они были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах западных государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека). Особенности политических прав и свобод: • тесно связаны с личными правами (личные наполняют их конкретным содержанием); • в отличие от личных, принадлежащих каждому человеку и члену гражданского общества, политические принадлежат только гражданам государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом; • непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием; • являются способом привлечения гражданина к народовластию. |