Государства и
Скачать 1.83 Mb.
|
Различия между социальными нормами наиболее наглядно прослеживаются на примере сопоставления норм права и норм морали. Они различаются: 1) способом формирования. Нормы права создаются гос-вом, им же отменяются, изменяются, дополняются, поскольку правотворчество — прерогатива государства, а нормы морали — всем обществом в процессе общения людей, их жизнедеятельности. Для осуществления норм морали не требуется признания их государством, достаточно признания их обществом; 2) формами закрепления. Нормы права закрепляются в спец. актах государства (законах, указах, декретах и др.) и систематиз-ся, а нормы морали содержатся в религ., литер. памятниках, в летописях, иногда существуют в устной форме; 3) методами обеспечения. Нормы права обеспечиваются гос. принуждением или угрозой его применения, а нормы морали — общ. мнением, которое при этом может быть более эф-ным, чем санкции нормы, например адм. штраф и бойкот, объявленный коллективом одному из своих членов; 4) оценочными критериями поведения и поступков. Правовые нормы оценивают их с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого, а нормы морали — нравственными критериями: плохо — хорошо, честно — бесчестно, справедливо — несправедливо и др.; 5) характером ответственности за нарушение. Нарушение норм права влечет юр. отв-ть. При нарушении норм морали применяются правило, общ. осуждение либо меры общ-го воздействия. Здесь нет установленной процедуры применения к нарушителю мер общ-го воздействия; 6) уровнем требований к поведению: у морали он выше, чем у норм права. Мораль осуждает всякое антиобщественное поведение, любой поступок может быть оценен с точки зрения требований морали. Право же представляет собой лишь минимум нравственности, так как оно не может требовать высокой нравственности от всех действий людей; 7) пространством действия: у морали оно шире, чем у права, поскольку право регулирует лишь наиболее важные сферы общественных отношений, например отношения власти, собственности, управления, правосудия и т. д. Личные взаимоотношения людей, как правило, не регулируются правом, здесь — поле действия морали, этики, обычаев, традиций. Иначе говоря, что регулируется правом, регулируется и моралью, но не все регулируемое моралью регулируется правом. 26. Технико-правовые категории: правовые аксиомы, презумпции, юридические фикции, преюдиции К юридической технике принято также относить такие категории, как правовые аксиомы, презумпции, юридические фикции, преюдиции. Правовая аксиома — это положение, принимаемое в юридической науке и практике без доказательств, в силу его очевидности, убедительности и истинности. Например, «закон обратной силы не имеет», Правовая презумпция представляет собой предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом. Презумпции всегда носят предположительный характер. Это предположение не достоверное, но вероятное. Наиболее распространенными презумпциями являются презумпция невиновности, презумпция знания закона, презумпция истинности нормативного акта и др. В юридической литературе выделяют следующие виды презумпций: • общеправовые • отраслевые. 1. Общеправовые презумпции - те, которые приняты во всех или многих отраслях права и которые фактически правовыми принципами. Кроме перечисленных, к ним относятся презумпция добропорядочности гражданина, презумпция правосубъектности вступающих в правовые отношения физических юридических лиц. 2. презумпции отраслевые - они не достигли уровня презумпций-принципов и чаще всего имеют отраслевую принадлежность, например презумпция равных долей имущества супруги нажитого в браке; презумпция отказа истца от своих требований при повторной неявке истца в суд без уважительных причин. Презумпции действуют до тех пор, пока они не будут опровергнуты, например презумпция невиновности. Но существуют неопровержимые презумпции, например презумпция непонимания несо- вершеннолетним (до 14 лет) общественной опасности своего деяния, если даже в силу раннего развития подросток мог сознавать общественную опасность совершенного им преступления. Однако Уголовный кодекс РФ исходит из презумпции неосознания до 14 лет характера совершенного деяния. Юридические фикции — это несуществующее положение, однако признаваемое законодательством в качестве существующего и ставшее в силу этого признания общеобязательным. Фикции довольно широко применяются в действующем законодательстве. Например, согласно ст. 21 (ч. 3) ГК РФ днем смерти гражданина, объявленного умершим судом, считается день вступления в законную силу соответствующего решения суда. В ч. 2 ст. 18 ГК РФ установлено время начала безвестного отсутствия лица. В уголовном праве юридической фикцией является положение о снятии судимости, если она погашена в установленном законом порядке. К фикциям можно отнести и освобождение от уголовной ответственности при деятельном раскаянии лица, хотя преступление им совершено. Юридические фикции как прием юридической техники представляют собой конструирование условной реальности, которая охраняется законом, закреплена в нормативном правовом акте и является обязательным предписанием. Юридические фикции позволяют установить определенность в правовых отношениях, так как с этими фактами связываются возникновение и прекращение правоотношений. Преюдиции (дословный перевод с латыни — «отношение к предыдущему судебному решению») представляют собой обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда. Например, если судебным решением, вступившим в законную силу, установлена ответственность владельца источника повышенной опасности за причиненный вред, то в случае предъявления регрессного (встречного) иска владельцем этого источника к непосредственному причинителю вреда, факты, установленные в первом судебном процессе, имеют преюдициальное значение, т.е. не подлежат оспариванию. Например: осуждение лица за хищение имущества может служить основанием для судебного решения по гражданскому иску о возмещении ущерба, причиненного данным хищением. В УПК РФ преюдиция характеризуется как обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором, которые признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки, если эти обстоятельства не вызывают сомнений у суда. При этом такой приговор не может предрешать виновность лиц, не участвовавших ранее в рассматриваемом уголовном деле (ст. 90). Таким образом, факты и правоотношения, установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда, не могут оспариваться в другом процессе. При вступлении в законную силу решения стороны данного процесса и другие лица, участвовавшие в процессе, не могут вновь заявить в суде те же исковые требования и на том же основании. Но данный принцип действует только в отношении участвовавших в процессе сторон. Если же третьи лица имеют самостоятельные требования и по уважительным причинам не вступили в процесс, то в отношении этих лиц предыдущий судебный процесс не имеет преюдициального значения. Третьи лица могут оспаривать факты, установленные предыдущим решением суда, в заседании которого они не участвовали. Но преюдициальность может вообще отпасть при пересмотре вступившего в законную силу решения по вновь открывшимся обстоятельствам. 27. Социальное назначение права и его функции. Ценность права. Право – это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой. С точки зрения социологического подхода право коренится в природе общественных отношений. Право представляет собой определяет сторону общественной жизни, оно выражается в действиях и поступках людей, т. е. в расчет берется т. н. "живое", действующее право. Право в данном случае понимается как форма и порядок общественных отношений. В нормативном правопонимании первичной клеткой права считается норма права, а в социологическом правопонимании - это правоотношения (отношения между людьми, установленные посредством взаимных прав и обязанностей). Суть социологического правопонимания может быть сведена к следующему: в процессе своей обычной жизнедеятельности люди вступают в различные отношения, которые изначально являются правовыми. Типичные общественные отношения становятся нормами права. Следовательно, социологическое правопонимание характеризуется разделением права и закона, что является существенным достоинством такого подхода. Право существовало до закона, помимо него. Право здесь понимается, прежде всего, как субъективное право, т. е. возможности, имеющиеся у одного лица, мера возможного поведения лица. Право - социально обусловленная мера свободы; это означает, что в каждом обществе складывается свое право, человек обладает различными возможностями: эти возможности характеризуют достигнутый уровень развития общества, а также являются критерием человеческого прогресса в обществе. Право - социальный институт, который регулирует поведение людей, устанавливает определенные рамки этого поведения, сложившиеся в обществе. По мнению одних ученых, ф-ции права есть реализация его соц. назначения, которое складывается из потребности общественного развития. Соц. назначение права – в урегулир., упорядочении общ. отнош-й, придании им определенной направленности, стабильности, создании необх. условий для реализации прав и свобод личности и норм. условий для развития общества. Др. ученые полагают, что ф-ции права – это главные направления правового воздействия на общ. отнош-я. НО большинство ученых считает, что «ф-ции права» должно охватывать оба этих аспекта – и соц. назначение, и вытекающие из этого назначения способы, пути воздействия права на общ. отнош-я. Т.е. функции права – это осн. направления правового воздействия на общ. отнош-я в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма. Проф. Радько выделяет 5 групп функций права: 1) общеправовые, т.е. присущие всем отраслям права; 2) отраслевые, т.е. свойственные одной какой-то отрасли права; 3) межотраслевые, присущие двум и более отраслям права (охранительная ф-ция, присущая уг., адм. праву); 4) правовых институтов; 5) нормы права или отдельных норм. Также классифицируют ф-ции на внутренние и внешние. Внутренние ф-ции – это способы юридического воздействия на поведение людей и общ. отнош-я, которые лежат в рамках самого права. Они определяют собственно юрид. ф-ции права: регулятивная и охранительная. Регулятивная ф-ция имеет 2 подфункции: статическую (закрепление в правовых институтах или закрепление правового статуса) и динамическую (нормы права, направленные на обслуживание средствами права соц. процессов). Неосновные собственно юрид. ф-ции: компенсационная (гр., труд. пр.), ограничительная и восстановительная. Внешние ф-ции права – хар-ют право как соц. регулятор. Это общесоциальные ф-ции: - культурно-историческая, посредством ее право аккумулирует дух. ценности и достижения мир. культуры; - воспитательная – способность права выражать определенную идеологию и оказывать влияние на волю и сознание людей; - социального контроля – удерживает от совершения неправомерных действий; - информационно-регулирующая – способствует социально полезному поведению. Ценность права. Профессор Алексеев: право – это не только необходимость, но и социальное благо, социальная ценность. Оно обладает рядом высокозначимых свойств – общеобязательностью, нормативностью, высокой обеспеченностью. По мнению Алексеева, право обладает: - социальной ценностью: а) право может обеспечивать устойчивый порядок в общ. отнош-ях; б) позволяет достигнуть определенности, точности в самом содержании общ. отнош-й – гл. роль принадлежит формальной определенности права; в) позволяет достичь гарантированного рез-та, что обеспечивается опорой права на гос. принуждение. - инструментальной ценностью: а) право может использоваться как регулятивный инструмент разными субъектами: гос-вом, церковью,…. б) устанавливает систему типового поведения и действий, выступает главным инструментом обеспечения организованности общественной жизни. Инструмент. Ценность права раскрывает его служебную роль в обеспечении функц-я других соц. институтов – государства, соц. управления, морали и др. - собственной ценностью: право – это глубинный элемент культуры, который вбирает в себя важнейшие соц. ценности общества. Также право выражает важнейшие общечеловеческие ценности – свободу, справедливость и равенство людей. 28. Право как нормативный регулятор общественных отношений. Соотношение с иными социальными регуляторами. Признаки и сущность права В любом обществе исторически складываются и действует система соц. регуляторов, которые в совок-ти оказывают воздействие на развитие общ. отношений, на поведение людей. В регулятивной системе принято выделять нормативные и ненормативные соц. регуляторы. К нормативномуотносится регулир-е посредством норм, т.е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления конкретных, четких рамок поведения участников общ. отношений. Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Разновидностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; судебный прецедент. К специфич. норм. регуляторам относятся религ. нормы. Аристотель: «право служит критерием справедливости и является регулирующей нормой политического общения»; Сократ и Платон исходили из совпадения справедливого и законного; Цицерон – в основе права лежит присущая его природе справедливость. Особенности права как нормативного регулятора Право относится к соц. нормам, поэтому ему присущи те черты, которые свойственны всем соц. нормам. В то же время право отличается спецификой по сравнению с другими социальными нормами. • У права особая нормативность. Она состоит в том, что право четко определяет права и обяз-ти субъектов правового общения, а также меры юр. отв-ти за их нарушение. • Нормы права в отличие от других соц. норм имеют дифференцир. внутреннее строение, т.е. в норме права можно выделить гипотезу, диспозицию и санкцию. • Иерархичность (субординация) в системе права имеет строго определенное место, поскольку каждая норма занимает свое место. Например, конституц. нормы занимают самое высокое положение среди других норм права и им не могут противоречить другие правовые нормы. • Качество системности, иначе говоря, право — сложное институциональное образование, состоящее из норм, институтов, подотраслей и отраслей права. • Право в целом выражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей — извечные идеалы, к которым стремится человечество. При этом справедливым считается то, что служит благу человека и не ущемляет интересов других людей, не наносит вреда обществу. Эти критерии складываются в сознании люде и затем закрепляются в законодательстве. В основе справедливое должны лежать общечеловеческие начала, т.е. приоритет прав и свобод человека и защита со стороны государства. Свобода человека — неотъемлемое свойство человека, без которого невозможно нормальное существование личности, раскрыта его творческих возможностей. • Право имеет свой предмет отражения, предмет регулирования. Его составляют наиболее важные, фундаментальные институты жизни общества — власть, государство, порядок в обществе, собственность и т. д. • Право, регулируя поведение и действия людей, воздействует на их сознание и чувства. Если право отражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей, то они добровольно, по внутреннему убеждению подчиняются правовым предписаниям. • Право хар-ся связью с гос-вом, что делает его общеобяз., и возможностью применить гос. принуждение или иные меры гос. воздействия для обеспечения действия права. • Право отличается процедурностью, т.е. устанавливает определенные процедуры для своей реализации. При этом данные процедуры устанавливают точные права и обязанности участников правового общения. Например, уг., гражд., адм. процесс, порядок рассмотрения трудовых споров, законодательный процесс и др. Сущность права — это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. А поскольку праву свойствен волевой характер, то важно, чью волю выражает право, чьи интересы оно воплощает. Сложилось два главных подходак определению сущности права. (Морозова) 1. Право выражает волю экономически господств. класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления. При таком подходе классовые интересы превалируютнад общенародными, а нац. интересы — над общечел. Это так называемый классовый подход к трактовке сущности права, он характерен для маркс. науки, которая рассматривает право как соц.-классовыйрегулятор общ. отнош-й. 2. Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом — механизм управления делами общества. Это не означает, что право не связано с принуждением. Оно, безусловно, необходимо в случае невыполнения правовых предписаний. Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса. Таким обр., в юр. науке сложилось мнение о двойственномхар-ре сущности права. С одной стор., право выражает волю господств. класса на гос. уровне. Оно инструмент не только полит. господства, но одновременно и общесоц. рег-я, т.к. обеспечивает функц-е общества как единого соц. организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как соц. регулятор обеспечивает порядок в общ. отнош-ях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедл-ти, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам. Поэтому проф. Лифшиц определяет сущность права как систему общественного порядка, основанного на учете интересов разных слоев общества, их согласии и снятии общественных противоречий. Без снятия этих противоречий общество не может развиваться, оно должно поддерживать определенный порядок, стабильность. Это обеспечивается с помощью нормативного регулирования общ. отнош-й. Таким обр., сущность права отождествляется с правопорядком. |