Главная страница
Навигация по странице:

  • Право и мораль

  • Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали

  • Право и справедливость Справедливость тесно связана с правом

  • Система социальной справедливости

  • Справедливость представляет собой ценностный ориентир при характеристике общественно значимых действий

  • Выводы из соотношения права и справедливости

  • Право и социальные интересы

  • Интерес обладает следующими свойствами

  • Право

  • Признаки

  • Свойства (признаки) права: 1. Нормативность

  • Интеллектуально-волевой характер права

  • Обеспеченность исполнения возможностью государственного принуждения

  • Формальная определенность

  • 29. Проблемы правопонимания в современной юридической науке

  • Государства и


    Скачать 1.83 Mb.
    НазваниеГосударства и
    Дата21.11.2018
    Размер1.83 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаTgp_Otvety.pdf
    ТипДокументы
    #57269
    страница13 из 28
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   28
    Сущность права предст. собой
    нормат. форму упорядочения и стабилизации общественных отношений, охраняемую гос. принуждением.
    Отсюда сущностными кач-ми права явл. нормативность, стабильность и авторитетность.
    Право и мораль – это основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.
    Общие черты:
    а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности; б) являются основными регуляторами поведения; в) имеют общую цель — регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого; г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе; д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.
    Различия:
    1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества.
    2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система.
    Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем
    (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль).
    3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости. (Основные категории морального сознания — «добро» и «зло», без которых невозможна любая моральная оценка.) При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли.
    4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму общественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в отличие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права).
    5. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Если их представить в виде кругов, то они будут пересекаться. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью. Специфический предмет морального регулирования — сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудительной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть и сферы правового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет технико-юридических норм.
    6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная система, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права.

    7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали.
    Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей
    морали.
    В то же время мораль признает противоправное поведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права.
    Правоприменитель не сможет вынести справедливое решение без опоры на нравственные требования.
    Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это связано, в частности, с процессами их развития: «впереди» могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.
    Право и справедливость
    Справедливость тесно связана с правом и оказывает на него большое влияние. Современная юридическая наука относит справедливость к сфере не только морали, но и выделяет три ее аспекта: нравственный, социальный и правовой.
    1. Нравственный аспект состоит в том, что те или иные государственно-правовые явления и процессы оцениваются с точки зрения добра и зла, добродетели, долга и т. д.
    Справедливость с социальной точки зрения, или социальная справедливость, предполагает прежде всего многообразные отношения, связанные с экономикой, политикой и духовной сферой.
    2. Система социальной справедливости требует соответствия между правами и обязанностями личности, между деянием и воздаянием, между трудом и вознаграждением, равенство людей перед законом и судом и т. д.
    3. Правовой аспект справедливости означает проникновение требований справедливости в ткань законодательства, в принципы и содержание правовых предписаний, в организацию и осуществлении правосудия. Например, в ГК РФ говорится о принципе справедливости при использовании аналогии права.
    Справедливость представляет собой ценностный ориентир при характеристике общественно
    значимых действий, поступков, государственно-правовых явлений, соразмерность действий людей требованиям юридических предписаний и ответная реакция на это общества и государства.
    Выводы из соотношения права и справедливости:
    1) справедливость представляет собой ценностное, нормативно-должное свойство содержания норм права;
    2) право не создает и не определяет справедливости, а лишь отражает ее или не отражает.
    Отражение может быть точным или искаженным, полным или урезанным. Через право государство как бы возводит справедливость в ранг официальной и защищаемой государством. Через право справедливость приобретает юридически значимый характер, тем самым справедливость приобретает одновременно регулирующее значение;
    3) в праве справедливость находит свое существование, при этом справедливость как бы трансформируется во внутреннее свойство права. Иначе говоря, норма должна закреплять такой вариант поведения или деятельности, который не наносил бы ущерба другим лицам, не нарушал их прав и интересов;
    4) справедливость влияет на форму закрепления содержания права (например будет ли норма права сформулирована в качестве диспозитивного или императивного требования или предписания).
    5) справедливость тесно связана с равенством, но это не тождественные понятия. Реализуя принцип справедливости, законодатель должен стремиться к установлению единства правового статуса всех граждан, допуская отдельные изъятия лишь при наличии весомых объективных обстоятельств;
    6) справедливость является одновременно идеей (нравственный критерий) и мерой регулирования поведения и общественных отношений. Норма права, правильно отражая справедливость, не всегда автоматически ведет в процессе своей реализации к справедливым результатам. Здесь большую роль играют обстановка законности, демократии, общий климат в стране, способы реализации норм права правоприменительными органами. Важно подчеркнуть, что юридическая справедливость не тождественна справедливости социальной. Иначе говоря, не всякое законное решение выступает как справедливое.
    Таким образом, право и справедливость имеют два аспекта взаимосвязи:
    1. воплощение справедливости в законодательстве;
    2. справедливость как основной принцип реализации права, в том числе правоприменительной деятельности.
    Право и социальные интересы
    Интересы составляют основу жизнедеятельности человека и общества, служат движущим фактором прогресса, в то время как отсутствие реального интереса способно привести к краху различных реформ и программ.

    Общественно значимые интересы закрепляются в законах и других нормативных правовых актах, играют важную роль в процессе правообразования и в реализации права.
    В юридической, философской науках, в психологии нет однозначного подхода к категории
    «интерес».
    Интерес обладает следующими свойствами:
    1. Интерес объективен, поскольку обусловлен объективностью общественных отношений. Это качество интереса означает, что любое принудительное юридическое давление на носителей того или иного интереса, подмена регулирования отношений административным приказом приведет к умалению роли права в жизни общества.
    2. Нормативность интереса, т.е. необходимость правового опосредования интересов, поскольку действия носителей различных интересов должны быть согласованы, скоординированы.
    3. Интересы отражают положение субъектов в системе общественных отношений. Это качество определяет правовое положение различных субъектов, что предопределяет пределы (границы) действий субъектов и в то же время пределы вмешательства государства в сферу интересов субъектов.
    4. Реализация интересов есть сознательный, т.е. волевой, акт. Именно через интеллектуальное, волевое содержание интереса законодатель достигает необходимых результатов правового регулирования.
    Считается, что в первобытном обществе не существовало индивидуального носителя интересов и социальных средств удовлетворения потребностей отдельного человека. Лишь с дифференциацией общества происходит формирование собственных интересов человека, а также интересов той социальной группы, класса, слоя, касты, сословия, к которым принадлежали люди.
    Связь права и интересов проявляется наиболее рельефно в 2 сферах — в правотворчестве и при реализации права.
    В процессе правотворчества группы или слои, стоящие у власти, посредством норм права придают юридическое значение своим интересам, сообщая им общеобязательный характер. В демократически устроенном обществе в праве выражаются в первую очередь социально значимые интересы, в том числе общесоциальные.
    Социальные интересы выступают движущим началом правотворчества. При этом имеются в виду интересы как лиц, групп, партий, которые находятся у власти, так и оппозиции. Выявление, формирова- ние и выражение различных интересов, с одной стороны, и их согласование — с другой, позволяют закрепить в праве некую меру «общезначимых» интересов.
    Сказанное предполагает необходимость учета различных интересов, гармоничное их сочетание, а также выявление приоритета отдельных видов интересов, которые значимы для общества на данном этапе.
    Таким образом, в правотворчестве должна быть расстановка акцентов в отношении интересов, что требует выдвижения определенных целей. Цели отражают потребности и интересы людей.
    Цели, как и интересы, могут быть истинными и ложными по отношению к закономерностям объективного развития. Но для реализации цели недостаточно ее соответствия объективным закономерностям и объективным интересам. Необходимы средства для реализации цели, т.е. цели должны быть реализуемы.
    Проблема связи интересов и права не ограничивается лишь отражением интересов в нормах права и нормативных правовых актах. Не меньшее значение имеет также вопрос о том, как нормы права трансформируются в мотивы поведения конкретного человека.
    Право – это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.
    Признаки права – это совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе:
    Признаки характеризуют право как понятие; Свойства характеризуют право как реальное явление.
    Признаки права – это совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе.
    Правосистема регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государствен- ного принуждения.
    Свойства (признаки) права:
    1. Нормативность – право представлено нормами (образец, правило поведения); имеет нормативный характер. Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они определены в соответствии с действующими нормами. В результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует
    поступать в той или иной жизненной ситуации. Специфика нормативности права – право возведено в закон, в ранг официальных правил. Формально нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде.
    2. Интеллектуально-волевой характер права – право – проявление воли и сознания людей.
    Интеллектуальная сторона права: право – форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций.
    3. Обеспеченность исполнения возможностью государственного принуждения – если предписания не исполняются добровольно, то компетентные государственные органы применяют меры юридической ответственности. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права.
    Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя главным образом охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность, обеспеченность "будущего".
    Государственное принуждение реализуется в двух направлениях:
    • обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба);
    • в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф).
    4. Формальная определенность – правовые нормы точно, в деталях отражают требования, предъявляемые к поведению людей. Формальная определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам (корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах, религиозные нормы-заповеди формулируются в священных книгах). В перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государством, а другими организациями (общественными, религиозными). Государство придает праву общеобязательное
    значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения.
    Нормы права официально закрепляются в законах, иных НПА, которые подлежат единообразному толкованию:
    • в прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел;
    • в обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая. В результате на основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.
    5. Системность – право есть упорядоченная внутренне согласованная система норм; сложное системное образование. В настоящее время особую значимость приобретает деление его на три элемента:
    естественное право (состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества). Важнейшая часть естественного права – права человека
    (возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину);
    позитивное право (законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп);
    субъективное право (субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя).
    Сущность – главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, раскрывающая его природу и назначение в жизни общества (чью волю и интересы оно выражает).
    Марксистская наука – право – социально-классовый регулятор общественный отношений – классовые интересы господствуют над общенародными; методы принуждения, насилия, подавления;
    Право – механизм управления делами общества – методы компромисса и согласия;
    В реальной жизни – право выражает волю того класса, который находится у власти; является инструментом социального регулирования, обеспечивает функционирование общества как единого социального организма.
    29. Проблемы правопонимания в современной юридической науке
    Правопонимание является ключевым аспектом всей проблематики современной теории права. От того, какой концепции права придерживается исследователь, на каких методологических позициях он
    стоит, зависят и его дальнейшие теоретические построения, касаются ли они вопросов источников права или природы прав человека, суверенитета народа или существования гражданского общества, системы права или правовой системы.
    Общепринятым является то, что тип правопонимания – это определенный образ права, хар-мый совок-тью наиболее общих теор. признаков права и наиболее общих признаков практического
    (ценностного) к нему отношения.
    Основное практическое и теоретическое значение правопонимания и права состоит не в том, что это одна из форм отражения и выражения реально сущ-щих явлений, вещей (этот аспект смело можно назвать второстепенным), а именно в том, что наше сознание – в данном случае в форме правосознания – не только отражает объективный мир, но и во многом творит, создает его. Правовые явления как продукт сознания – это результат нашей интерпретации, нашего субъективного понимания, и поэтому это всегда нечто неадекватное, нетождественное и в этом смысле нечто новое в сравнении с «освоенными» сознанием реальными.
    С точки зрения
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   28


    написать администратору сайта