Государства и
Скачать 1.83 Mb.
|
Права личности — это ее соц. возможности, детерминированные экон-ми условиями жизни общества и зак-но закрепленные гос-вом. В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для личности на конкретном историческом этапе развития общества. Права личности, или субъективные права,— это не потенциальные, а реальные социальные возможности индивида, вытекающие непосредственно из закона. Субъективное право — форма зак-го выражения прав человека во внутригос- ных отношениях. Если с этих позиций подходить к оценке сущности суб. права, то очевиден его не только юридический, но и соц.-полит., идейно-нравственный смысл как выражения свободы личности в пользовании благами, предоставляемыми обществом. Суб. право выражает соц. возможности личности, но возможности не иллюзорные, а реальные. Права личности — не «дар» законодателя, а соц возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно «занижать» пли «завышать» объем прав и свобод; он связан условиями соц взаимосвязей людей. Права личности (суб. права) всегда связаны с удовлетворением ее интересов в матер. или духовной сферах. Поэтому интерес выступает движущей силой правовых связей личности, он определяет ее отношение к использованию прав. Демократическое общество и государство далеко не нейтрально относятся к тому, как гражданин реализует закрепленные в зак-ве возможности; они заинтересованы в соц. активности личности, которая служит важнейшим слагаемым; социалистического самоуправления народа. Гос-во не может и не должно принуждать граждан к использованию прав. Провозглашая права и свободы личности, гос-во гарантирует их осущ-е не только правовыми, но и экон-ми, полит., идеолог., культ. средствами. Поскольку человек с его интересами и потребностями представляет собой главную ценность социалистического общества, то обеспечению его прав и свобод в конечном счете подчинено общественное производство, культурно-воспит. и идеолог. деят-ть демократического государства, всех звеньев государственного аппарата и должностных лиц. Особое юрид. кач-во института прав человека: ни межд. договор, ни нац. зак-во не могут ограничивать права чел. Правовой статус личности в демокр. обществе обеспечивает координацию действий личности и государства, социальной системы в целом. Правовой статус основан на принципах, которые присущи всему праву: демократизме, уважении прав и достоинства личности, равноправии, справедливости, законности, неразрывной связи прав и обязанностей, сочетании убеждения и принуждения, ответственности за вину. Эти принципы конкретно преломляются в правовом статусе, усиливая его регулятивную роль. Наряду с этим правовой статус выражает принцип взаимной ответственности государства и личности, принцип сочетания общественных и личных интересов. Принцип взаимной ответственности государства и личности, выраженный в правовом статусе, наиболее убедительно раскрывает особенность положения личности в демократическом обществе, реальность и гарантированность ее прав. Демокр. гос-во социально ответственно за правильное, научное закрепление в зак-ве того объема соц. возможностей, который соответствует достигнутому этапу общественного развития; за создание системы гарантий, обеспечивающих реализацию прав граждан; за четкое действие государственных механизмов по восстановлению нарушенного права и применению санкции к лицам, виновным в нарушении своих обязанностей. Если бы правам граждан не соответствовали обязанности государства, его социальная ответственность, то эти права носили бы характер ни к чему не обязывающих деклараций. Взаимная ответственность государства и личности—это важнейший гуманист. и демокр. принцип построения нормального демокр. правого государства. Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в международных актах. Это прежде всего Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г. Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах закреплен и гарантирован в конституциях прав. гос-в. Особое значение в них придается юр. защищенности личности, которая немыслима без презумпции невиновности. Всеобщая декларация прав и свобод человека: "все люди рождаются свободными и равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". Далее в ней указывается на недопустимость жестокие, унижающие человеческое достоинство, обращение и наказания. В статье 6 Декларации признается право каждого человека на признание его правосубъектности, т. е. предоставления человеку возможности приобретать права и осуществлять обязанности, предусмотр. зак-вом. Декларация также провозглашает, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию, что каждый человек имеет право на равную защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный суд; указывается на недопустимость произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь граждан, посягательства на неприкосновен. их жилища, тайну корреспонденции и т. п. Она закрепляет и другие права и свободы человека, которые должны быть признаны и уважаться всеми гос. (свобода мысли, совести и религии, свобода передвижения в пределах каждого государства, право убежища в других странах, право на труд, на равную оплату, право на свободный выбор профессии, право на защиту от безработицы, право на создание профсоюзов и т. д.). В закреплении основ правового положения человека и гражданина большое значение имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным советом РСФСР 22 ноября 1991г. Декларация закрепляет новое важное положение: общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущества перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан РФ. Часть 3 ст. 55 Конст. РФ гласит: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены фед. законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конст. строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. " А статья 56 Конституции РФ не допускает возможности ограничения ряда важнейших прав человека и гражданина даже в условиях чрезвычайного положения (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, право на жилище, право на возмещение государством вреда, причиненного государственными органами или их должностными лицами. Статья 2 гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства." Существуют и другие декларируемые Конституцией РФ гарантии прав и свобод человека. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Эта защита обеспечивается не только наличием в Конституции общего положения (ст.46), но и специальным закреплением в ряде статей указаний на судебную защиту важнейших прав и свобод - права на тайну переписки (ст.23), неприкосновенность жилища (ст.25), права частной собственности (ст.35). Более того, статья 46 гарантирует и международно-правовую защиту прав и свобод человека путем обеспечения гражданам возможности обращаться, в случае необходимости, в межгосударственные правозащитные органы. В РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.45). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов МСУ, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46). Классификация прав человека. 3 поколения прав в зависимости от времени их провозглашения: 1. гражд. и политические права, которые призваны ограждать человека от незаконных вмешательств со стороны как государства, так и иных субъектов. 2. социально-экономические права, призванные гарантировать не только свободу человека, но и относительно обеспеченную жизнь. 3. коллективные (солидарные) права, или права народов: право на мир, на здоровую окружающую среду, право на развитие, самоопределение. В зависимости от сферы применения тех или иных прав человека и гражданина (Воеводин): 1. В сфере личной безопасности и частной жизни – естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека – личные (гражданские) права: право на жизнь, на охрану чести и достоинства, неприкосновенность личности, ее жилища, частной жизни, право на нац. принадлежность, свобода передвижения и выбора места жительства, свобода совести. 2. В области гос-ной и общественно-полит. жизни – политич. Права – принадлежат только гражданам конкретного государства: свобода мысли, слова, информации, право на объединение, право на проведение публичных мероприятий, право на участие в ведении гос. дел, равный доступ граждан к гос. и мун. службе, право на участие в отправлении правосудия, избирательные права. 3. В области экон., соц., культ. деят-ти – соц.-экон. права: право частн. соб-ти, свобода экон. деят- ти, свобода труда, защита от безработицы, право на забастовку, право на соц. обеспечение, право на жилище, на охрану здоровья и благопр. окр. среду, право на образ-е, на свободу творчества и культурную деят-ть. Механизмы защиты прав человека: 1. Внутригос-ные способы и средства защиты прав и свобод человека: 1) судебная защита, вкл. право на получение квалиф. юрид. помощи; 2) институт Уполномоченного по правам человека, к которому могут обращаться все, кто считает себя ущемленным в конст. правах, а также с жалобами на решения или действия гос. органов, органов МСУ, должн. лиц. Сам уполномоченный не может применить методы принуждения, но он вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод либо в компетентные органы, в т.ч. в Прокуратуру и Конст.Суд РФ. 3) Конст.Суд РФ. Правом на подачу жалобы обладает только участник уг-го, адм. процесса или сторона гражд. дела. 2. Международные механизмы: это спец. органы, осущ-щие межд. контроль за деят-тью гос-в в сфере обеспечения и охраны прав человека. Такой контроль реализуется в двух уровнях: в рамках ООН (универс. уровень) и на региональном, напр. В рамках Совета Европы, СНГ… В рамках ООН действует Комиссия по правам человека, кот. рассматривает любые гуманитарные вопросы; в составе Секретариата ООН создан Центр по правам человека. Решения межд. органов не носят обязательного хар-ра для государства, чьи действия нарушают права человека, но создают вокруг него негативное общественное мнение мирового сообщества. Из регион. межд. органов наиболее эф-но работает Европейский Суд по правам человека. Его решение является окончательным и обязательным для гос-в – участников Конвенции 1950 г. 25. Социальные нормы и место права в системе социального регулирования общественных отношений Социальные нормы (СН) – это определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения (правила поведения в обществе, отражающие потребности и интересы людей). Виды СН: обычаи, традиции, нормы морали, правовые, религиозные, корпоративные, политические нормы. Исторически первая группа соц. норм, сложившаяся в чел. обществе, — обычаи, т.е. правила поведения, утвердившиеся в рез-те их длит-го применения и вошедшие в привычку. Нередко употребляют как равнозначные термины «обычаи», «нравы» и «традиции». Это близкие, но неравнозначные понятия. Под нравами принято понимать правила или обычаи, имеющие нравственное содержание и значение. В нравах отражается психология жителей определенного региона, народа, нации. Традиции представляют собой правила поведения, которые унаследованы от предшествующих поколений. Это могут быть идеи, взгляды, вкусы, образ жизни. Но все три категории составляют культ. наследие общества, обладают устойчивостью, опираются на общественное мнение. Разновидностью обычаев является деловой обычай. Он играет большую регулирующую роль в сфере предпринимательства, делового партнерства. Например, предприниматели редко обращаются в суд для взыскания пени, штрафа за недопоставку, несвоевременную поставку товаров, так как иначе можно потерять партнера. Право – это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой – один из элементов социальных норм регулирования (регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими нормами). Основными социальными регуляторами являются право и мораль. Право и мораль (система принципов, понятий, основанных на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношении людей). Нормы права (НП) создаются государством, а нормы морали (НМ) возникают в процессе общения людей и для их осуществления не требуется признания государством. НП закрепляются в специальных актах государства, а НМ не имеют специальных источников, содержатся в памяти, в летописях. НП обеспечиваются – государственным принуждением или угрозой его применения, а НМ – общественным мнением. Нарушение НП – юридическая ответственность; нарушение НМ – общественное осуждение. Право регулирует не все общественные отношения, а лишь наиболее важные, личные же отношения между людьми – чаще всего сфера действия морали, а не права. Право и обычаи (общественные правила, возникшие в результате постоянно повторяющихся образцов поведения). Соблюдение обычаев – не менее императивное требование, чем соблюдение норм права. Содержание обычая: • нормативное описание поведения, социальная фиксация – привычка; • правовые нормы поддерживают полезные (с точки зрения общества и государства) обычаи и вытесняют неуместные; • правовые нормы безразличны к большинству обычаев (связанных с межличностными отношениями). Право и корпоративные нормы (правила поведения, издаваемые в организованных сообществах, направленные на обеспечение организации и функционирование сообществ). Корпоративные нормы по формальным признакам похожи на правовые нормы (текстуально закреплены, принимаются по процедуре, систематизированы). Они не являются общеобязательными, не обеспечиваются государственным принуждением. Они регулируют отношения, не урегулированные юридически. Право и религиозные нормы (церковь отделена от государства, но не отделена от общества, с которым она связана общей духовной, нравственной, культурной жизнью). Она оказывает воздействие на сознание и поведение людей, выступает важным стабилизирующим фактором. Церковь уважает право, законы, установленный в государстве порядок, а государство гарантирует возможность свободной религиозной деятельности, не противоречащей принципам общественной морали и гуманизма. Право и политические нормы (правила поведения многочисленных и разнообразных субъектов политики, участников политического процесса, политических отношений). Правовые нормы содержатся в различных политических манифестах, программах, решениях, заявлениях, декларациях, уставах политических партий и движений. В тех случаях, когда политические нормы получают отражение в законах, конституциях, они приобретают также характер правовых. Право и политика – взаимосвязанные и взаимообусловленные явления. Преобладающая часть всей внутренней и внешней политики государства реализуется через право, законы, а они выступают выразителями и проводниками этой политики. Нормы права относятся к социальным нормам, поэтому им присущи те же свойства и черты, которые свойственны всем социальным нормам. В то же время право по сравнению с другими социальными нормами отличается своей спецификой: • Особая нормативность – четкое определение прав и обязанностей субъектов правового обращения, а также мер юридической ответственности за их нарушение; • Дифференцированное внутренне строение – можно выделить структурные элементы нормы права (гипотеза, диспозиция и санкция); • Системность – право состоит из норм, институтов, субинститутов, подотраслей, отраслей и совокупностей отраслей права; • Право выражает принципы справедливости, свободы и равенства людей – извечные идеалы человечества; • Свой предмет отражения, предмет регулирования – наиболее значимые, фундаментальные общественные отношения – власть, собственность, порядок в обществе, государство и др.; • Связь с государством – это делает его общеобязательным, дает возможность применять государственное принуждение или иные меры государственного воздействия для обеспечения действия права; • Процедурность – для реализации права предусматриваются определенные процедуры (уголовный, арбитражный процессы, избирательная комиссия и т. д.). Социальные нормы (СН) – это правила, регулирующие поведение людей в обществе. Для них характерны следующие черты: 1. Социальность – СНформируют социальные структуры и регулируют социально значимое поведение человека. 2. Объективность – СН возникают как результат нормативного обобщения, нормативной фиксации устойчивых повторяющихся общественных связей и актов взаимодействия между людьми. Они не могут возникнуть, не пройдя, не преломившись через общественное сознание: необходимость тех или иных социальных норм должна быть осознана обществом. 3. Нормативность – СН имеют общий характер, действуют как типовые регуляторы поведения. Их адресаты определены не конкретно (поименно), а путем указания на их типовые признаки (возраст, вменяемость или, например, общие требования к статусу юридического лица). Нормативность проявляется и в неоднократности действия социальных норм: социальная норма вступает в действие всякий раз, когда возникает типовая ситуация, предусмотренная как условие ее вступления в процесс регулирования. 4. СН – есть меры свободы индивида, устанавливающие пределы его социальной экспансии, поведенческой активности, способов удовлетворения интересов и потребностей. 5. Обязательность – СН как нормативное выражение социальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер. 6. Процедурность – наличие тех или иных процедурных форм, детально регламентированных порядков реализации, действия социальных норм. 7. Санкционированность – каждый нормативный регулятор имеет механизмы обеспечения реализации своих предписаний. 8. Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в масштабе общества. Во всяком случае, общество должно стремиться к формированию такой системы, совершенствованию ее системных качеств, налаживанию взаимодействия между видами социальных норм. |