Малахова_Е_В_ДОШд_171кз_ВКР. Государственное автономное образовательное учреждение высшего
Скачать 1.14 Mb.
|
Сюжетно – ролевые игры, затрагивающие производственные и общественные темы«Семьяпокупаетполезныепродукты.Магазин» Цель: побуждение детей творчески воспроизвести в игре быт семьи и общественно-полезный труд взрослых. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Продолжать обучение умениям ролевого взаимодействия, в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу). Закрепление знаний о функционировании магазина. Формирование навыков культурного поведения в общественных местах. Игровой материал: игровые комплексы «Магазин» и «Дом» (созданные детьми из конструктора), корзина для покупок, игрушки-муляжи продуктов, кассовый аппарат, деньги, кошелек, сумка, коляска с куклой, сумка. Подготовка к игре: игры-занятия «В магазин за продуктами», «Я с мамой и папой в магазин пойду», «Идем в магазин по просьбе бабушки», «Мы в магазине», сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин». Игровые роли: продавец, мама, папа, бабушка, внучка, внук, сестра, брат. Ход игры: с целью развития игры воспитатель может сначала побеседовать с детьми на темы «Где работают родители», «Магазин», «Полезные продукты питания». Раскрыть нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда. Далее педагог побуждает детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Предлагает ребятам соорудить постройку дома, магазина по представлению, используя строительный материал. Во время постройки дома, магазина учит детей договариваться о совместных действиях, составлять предварительный план конструкции, доводить работу до конца. Затем вносит игрушки, игровые атрибуты. После этого педагог совместно с детьми разбирает следующие игровые ситуации: «Я с мамой и папой в магазин пойду», «Идем в магазин по просьбе бабушки», «Мы в магазине» и т. д. Игра «Я с мамой и папой в магазин пойду» позволяет научить детей распределять роли, выполнять действия в соответствии с ролью, планировать игру, играть самостоятельно, выстраивать дружеские взаимоотношение, воспитывает умение идти на компромиссы, сотрудничать. Игра «Мы в магазине» должна научить детей, как правильно вести себя в общественных местах, соблюдая нормы поведения, культуру взаимодействия со сверстниками. Игра «Идем в магазин по просьбе бабушки» воспитывает у детей уважительное отношение к взрослым, умение слушать и слышать другого, выполнять действия в соответствии с выполняемой ролью. Например, бабушка говорит о том, что в доме недостаточно продуктов и просит сходить в магазин. Мама с папой решают пойти за покупками всей семьей - взять с собой малыша в коляске. Бабушка просит покупать только полезные продукты, чтобы не навредить здоровью. Придя в магазин, мама с папой просят продавца дать им овощи, фрукты, молочные продукты (называют каждый), рассчитываются, получают сдачу, складывают продукты в сумку и коляску и возвращаются домой. Бабушка просматривает продукты и просит маму приготовить обед, а папу - погулять с малышом, так как сама она устала и хочет прилечь. Данная игра объединяет в себе игры, близкие по тематике «Магазин» и «Семья», создавая тем самым возможность длительных коллективных игр. «Банк» Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать ролевые взаимоотношения. Развитие коммуникативных навыков. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в группе, спокойно разрешать конфликты, умение считаться с интересами и мнением сверстников по игре. Способствовать овладению нормами и правилами социального поведения. Игровой материал: деньги (используются ксерокопии настоящих купюр), кассовый аппарат, паспорта, терминалы (сделанные из картона). Подготовка к игре: беседа «Что такое банк». Презентация «Банк». Игры – занятия: «Мы пришли в банк», «Обслуживание клиентов», «Получение в банке денежного кредита для открытия собственного дела». Игровые роли: менеджер, банкир, помощники банкира, бизнесмен, кассир, охранник, клиенты. Ход игры: подготовку к игре воспитатель начинает с беседы, в, которой сообщает, что сотрудники банка должны быть вежливы по отношению к клиентам, предупредительны, употребляли вежливые слова: «будьте добры», «пожалуйста», «спасибо», «здравствуйте», «до свидания» и т. д.. В основу сюжета игры легла деятельность банка как учреждения, выдающего денежные кредиты для организации собственного дела (бизнеса) детьми. В игру вводятся деньги (используются ксерокопии настоящих купюр) как универсальное средство обмена между детьми, источник получения дохода (прибыли). Банк и деньги по ходу игры выполняют две основные функции: запускают игру и познавательную активность вначале (начальная цель); являются средством развития игрового сюжета по ходу игры (конечная цель). Детям дается установка: «Все желающие открыть собственное дело (бизнес) могут получить в банке денежный кредит. Подумайте, какое дело вы хотите открыть, чем вам интересно заниматься? Полученными деньгами вы распоряжаетесь, как хотите: можете заработать еще больше, можете тратить на что-нибудь, но в конце игры вы должны вернуть деньги банку». У каждого ребенка заранее приготовлен паспорт. Банк объявляет, что все желающие могут получить денежный кредит. Банкир обговаривает с каждым ребенком, какое дело он хочет открыть, почему, сколько денег ему для этого нужно; договариваются, какую сумму нужно будет вернуть в конце игры в банк. Каждый клиент банка предъявляет паспорт, подписывает договор, ставится печать. Кассир выдает деньги. Охранник следит за порядком. После получения денег дети открывают свое собственное дело. Воспитатель предлагает определенный набор игрового материала, из которого каждый ребенок выбирает все, что ему нужно для игры. Затем дети сами создают свое игровое пространство (открывают магазин, кафе, больницу, ветеринарную лечебницу и т.д.). Дальше разворачивается свободный сюжет игры по собственному замыслу, где они используют все доступные им игровые средства. Воспитатель наблюдает за игрой: отслеживает тематику, линию развития сюжета, разнообразие игровых действий, умение использовать игровые среду и материал, а также умение детей вступать во взаимоотношения друг с другом, решать возникающие проблемы, конфликты, действовать в ситуациях затруднения. «Выборыпрезидента» Цель: учить детей отображать знакомую деятельность взрослых в сюжете и содержании игры. Знакомить детей с правилами поведения на «Выборах президента». Развивать интерес и уважение к законам нашего государства, к основам избирательной системы. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в группе, умение считаться с интересами и мнением сверстников по игре. Способствовать овладению нормами и правилами социального поведения. Игровой материал: флаг РФ, герб РФ, портрет, В.В.Путина, плакаты с изображением «Выборов», пресса, урна для голосования, кабина для голосования, фотографии кандидатов в президенты, паспорта, списки избирателей, бюллетени. Подготовка к игре: подготовку к игре воспитатель может начать с рассказывания детям о процедуре проведения «Выборов». При рассказе воспитатель подчеркивает важность и необходимость этого события, приучает детей к пониманию роли президента. Во время подготовительной работы воспитатель показывает сюжетные картинки, на которых изображены ситуации самих «Выборов». Выясняет, посещали ли дети со своими родителями «Выборы». Затем вводит в беседу рассказ «Зачем нам нужен президент». Игровые роли: президент, избиратели, представители счетной комиссии, охранники, уборщица. Ход игры: воспитатель побуждает детей к сюжетно – ролевой игре, объясняет функции и полномочия президента группы. Кандидатом в президенты может стать любой ребенок, который завоюет симпатии избирателей и соберет большее количество голосов в свою поддержку. Выбранные кандидаты представляют свои программы, показав свои знания о стране, республике, об основах избирательной системы. После чего проводятся «Выборы президента группы». Воспитатель в роли наблюдателя открывает «День Выборов». Дети – избиратели идут на свои участки, где при предъявлении паспорта получают бюллетень с тремя кандидатами в президенты. В кабине для голосования каждый самостоятельно отдает свой голос одному из кандидатов. Бюллетени опускают в урну для голосования. При подведении итогов счетная комиссия вскрывает урну, подсчитывает количество голосов и выносит решение. Избиратели поздравляют президента группы. Ему вручают нагрудный знак. |