Искусственный интеллект. _Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Гоулман
Скачать 2.8 Mb.
|
Эмоциональный интеллект 435 специальная подготовка для реализации этих программ. Да и некоторые дети тоже окажут сопротивление этим нововведени ям, особенно в тех пределах, в которых эти занятия расходятся с их насущными интересами, или из-за того, что воспримут их как назойливые посягательства на их частную жизнь. Вдобавок ко всему возникает дилемма: как сохранить высокое качество та ких программ и помешать ловким дельцам на рынке образова ния проталкивать непрофессионально составленные програм мы по эмоциональной компетентности, которые повторяют ка тастрофические ошибки, например, непродуманной политики в отношении наркотиков или беременности подростков. Так зачем же нам, с учетом всего этого, пытаться что-то из менить? Меняет ли дело эмоциональная грамотность? С некоторых пор всех учителей мучает один и тот же кош мар: однажды утром Тим Шрайвер развернул местную газету и прочел о том, что на одной изулицНью-ХейвенавЛамона, его любимца среди бывших учеников, было произведено девять выстрелов и что он доставлен в больницу в критическом состо янии. «Ламон был одним из школьных лидеров: огромного ро ста — шесть футов и два дюйма, страшно популярный полуза щитник и всегда улыбался, — говорит о нем Шрайвер. — В то время Ламон с удовольствием ходил в «клуб лидеров», которым я тогда заведовал, и мы там, помню, обменивались разными идеями по известной модели решения проблем». Эта модель представляет собой четырехэтапный метод «Си туация, варианты, следствия, решение»: скажи, что за ситуа ция сложилась и какие чувства она у тебя вызывает, обдумай свои варианты решения этой проблемы и их возможные послед ствия, выбери решение и реализуй его — версия метода «свето фора» для взрослых. Ламон, добавил Шрайвер, любил прово дить «мозговые атаки» на воображаемые, но потенциально дей ственные способы справляться с неотложными дилеммами, которые ставит жизнь средней школы, такими как проблемы с подружками и способы избежать драки. 436 Лэниел Гоулман Но после окончания средней школы этих немногочислен ных уроков для него, по-видимому, оказалось недостаточно. Бродя по улицам средь моря нищеты, наркотиков и огнестрель ного оружия, Ламон в свои двадцать шесть лет оказался на боль ничной койке с изрешеченным пулями телом, весь в бинтах. Примчавшись в госпиталь, Шрайвер обнаружил, что Ламон с трудом может говорить, а над ним склонились его мать и де вушка. Увидев бывшего учителя, Ламон жестом пригласил его подойти к постели, и когда Шрайвер нагнулся, чтобы расслы шать его, прошептал: «Шрайв, когда я выберусь отсюда, я не пременно воспользуюсь тем методом». Ламон окончил среднюю школу «Хиллхауз» до того, как там начали преподавать курс социального развития. Может, его жизнь сложилась бы иначе, если бы к его услугам было такое образование на протяжении всех лет учебы в школе, какое по лучают в нынешнее время дети в бесплатных средних школах Нью-Хейвена? Все признаки указывают на возможность утвер дительного ответа, хотя сказать наверняка никто не может. А вот как высказался по этому поводу Тим Шрайвер: «Ясно одно: испытательным полигоном для решения социальных про блем должна служить не только классная комната, но и кафе терий, улицы и домашний круг». Обратимся к свидетельствам учителей, занятых реализацией нью-хейвенской программы. Одна из них рассказала, что ее посетила бывшая ученица, пока незамужняя, и призналась, что к нынешнему моменту почти наверняка уже была бы матерью-одиночкой, «если бы не на училась отстаивать свои права на наших занятиях по социаль ному развитию». Другая учительница вспоминала, что у одной из ее учениц отношения с матерью были настолько плохими, что их разговоры вечно заканчивались состязаниями^ кто кого перекричит; после того как девочка научилась успокаиваться и думать прежде, чем реагировать, мать сообщила ей, что теперь они могут разговаривать, не «выходя из себя». В школе Трауп шестиклассница передала записку своей преподавательнице курса социального развития. В записке говорилось, что ее луч шая подруга беременна, ей не с кем поговорить о том, что ей делать, и она собирается покончить с собой, но девочка была уверена, что преподавательница позаботится о ее подруге. Эмоциональный интеллект 437 Настоящее откровение произошло, когда я наблюдал за седьмым классом во время занятий по социальному развитию в нью-хейвенских школах и учительница попросила, чтобы «кто-нибудь рассказал мне о какой-то своей недавней ссоре, которая завершилась благополучно». Полноватая двенадцатилетняя девочка быстро подняла руку: «Эта девочка считалась моей подругой, а кто-то сказал, что она хочет побить меня. Мне сообщили, что она собирается загнать меня в угол после школы». Но вместо того чтобы в гневе обрушиться на другую девоч ку, она применила подход, рекомендованный ей на занятиях, — выяснила, что происходит, прежде чем делать поспешные вы воды. «Поэтому я подошла к этой девочке и спросила, зачем она нагородила такую чепуху. А она ответила, что никогда ни чего подобного не говорила. Так что мы так и не поссорились». На первый взгляд эта история кажется вполне безобидной, если не учитывать тот факт, что ее рассказывает девочка, ко торую уже раз выгнали из школы за драку. Прежде она снача ла нападала, а вопросы задавала потом... или не задавала во обще. Вступить в конструктивный диалог с воображаемым противником вместо того, чтобы очертя голову ринуться в яростную конфронтацию, стало для нее маленькой, но реаль ной победой. Возможно, наиболее выразительным свидетельством вли яния таких занятий по эмоциональной грамотности служат дан ные, которыми поделился со мной директор школы, где учатся дети двенадцати лет. Здесь существует правило: дети, которых застали дерущимися, временно исключаются из школы. Одна ко после введения занятий по курсу эмоциональной грамотно сти число временно исключенных все эти годы постоянно со кращалось. «В прошлом году, — сообщил директор, — было 106 нарушителей дисциплины, а в этом, судя по данным на март месяц, только 26». Налицо явная польза. Но если отвлечься от рассказов об улучшенных или спасенных жизнях, остается эмпирический вопрос: насколько важными оказались в действительности за нятия по эмоциональной грамотности для тех, кто прошел обу чение по этому курсу? Полученные данные указывают, что 438 Дэниел Гоулман хотя под влиянием такого рода курсов никто не изменится мгновенно, все-таки по мере перехода детей из класса в класс происходят заметные улучшения в общей атмосфере школы и взглядах на жизнь, а также уровне эмоциональной компетент ности девочек и мальчиков, принимающих участие в новых программах. Качество программ неоднократно подвергалось объектив ному оцениванию, причем наиболее удачные методы оценки основывались на результатах сравнения учеников, прослушав ших курс эмоциональной грамотности, с теми, кто не присут ствовал на таких занятиях, что подкреплено сведениями от не зависимых наблюдателей, оценивавших поведение детей. Дру гой метод предусматривал запись изменений в тех же учениках до и после прохождения курсов обучения на основе объектив ных критериев их поведения, таких как число драк на школь ном дворе или временных исключений из школы. Подытожи вая результаты, нельзя не заметить то благотворное влияние, какое оказывают новые программы на эмоциональную и соци альную компетентность детей, их поведение в школе и дома, а также их обучаемость (подробности см. в Приложении Е): Эмоиионалыюе самоосознание • Совершенствование в распознавании и назывании своих эмоций • Умение лучше понять причины чувств • Осознание различий между чувствами и действиями Умение справляться с эмоциями • Большая выносливость к фрустрации и умение справлять ся с гневом • Меньшее количество словесных оскорблений, драк и слу чаев срыва занятий в классе • Большее умение выражать гнев подобающим образом, не переходя к драке • Меньшее число случаев временного и окончательного ис ключения из школы Эмоциональный интеллект 439 • Менее агрессивное или саморазрушающее поведение • Больше позитивных чувств к себе, школе и семье • Способность лучше справляться со стрессом • Меньшее одиночество и социальная тревожность Результативное обуздывание эмоиий • Большее чувство ответственности • Повышается способность обращать и сосредоточивать вни мание на выполняемом задании • Уменьшается импульсивность; повышается самоконтроль • Улучшение оценок в тестах достижений Эмпатия: считывание эмоиий • Более развитое умение вставать на точку зрения другого человека • Усиление эмпатии и восприимчивости к чувствам других людей • Способность более внимательно слушать других людей Налаживание и поддерживание взаимоотношений • Способность лучше анализировать взаимоотношения и понимать друг друга • Большее умение разрешать конфликты и обсуждать разно гласия • Умение лучше разрешать проблемы во взаимоотношениях • Большая уверенность в себе и большие навыки общения • Большая популярность и общительность; дружелюбие и большая включенность в дела сверстников • Большая востребованность у сверстников • Большая заинтересованность и предупредительность • Большая приверженность общественной жизни и большее умение вписаться в группы • Большие коллективизм, сотрудничество и готовность по мочь • Большая демократичность в отношениях с другими людьми 440 Дэниел Гоулман Один пункт в этом списке заслуживает особого внимания: программы эмоциональной грамотности улучшают оценки де тей за успехи в учебе и характеристики их поведения в школе. И это отнюдь не отдельный вывод, в подобных исследованиях он возникает снова и снова. В то время когда слишком многим детям недостает способности справляться со своими огорчени ями или сосредоточивать внимание, сдерживать порывы, чув ствовать ответственность за свою работу или интересоваться учебой, все, что подкрепит эти умения, будет способствовать их обучению. В этом смысле эмоциональная грамотность предо ставляет школам большую возможность заниматься своим пря мым делом — учить детей. Даже во времена возвращения к ос новным принципам и сокращений бюджета можно привести доказательство того, что эти программы содействуют обраще нию упадка образования в подъем и укреплению школ в вы полнении их главной миссии и поэтому вполне заслуживают капиталовложений. Помимо выгод с точки зрения образования, эти курсы обу чения, похоже, помогают детям лучше исполнять их роли в жизни благодаря тому, что они становятся лучшими друзьями, учениками, сыновьями и дочерьми, а в будущем скорее всего станут лучшими мужьями и женами, работниками и работода телями, родителями и гражданами. Пока все мальчики и девоч ки не овладеют этими навыками и умениями одинаково твер до, улучшения в обществе будут напрямую связаны с их успе хами. «Нарастающий прилив поднимает все лодки, — как вы разился Тим Шрайвер. — Эти навыки и умения могут принести пользу не только детям, имеющим проблемы, но и всем детям вообще; это прививка, необходимая для жизни». Характер, мораль и искусство демократии Существует старомодный термин для обозначения комплек са умений и навыков, представляемых эмоциональным интел лектом: характер. Так вот этот характер, как определяет его Амитай Этциони, социолог-теоретик из Университета Джорд жа Вашингтона, есть «психологическая сила, необходимая для Эмоциональный интеллект 441 нравственного поведения». По мнению философа Джона Дьюи, нравственное воспитание оказывается наиболее эффективным, когда уроки преподаются детям в обстановке реальных собы тий, а не просто как абстрактные знания, то есть в режиме эмо циональной грамотности. Принимая, что совершенствование характера служит фун даментом демократических обществ, рассмотрим, какими спо собами эмоциональный интеллект укрепляет этот фундамент. Базис характера составляет самодисциплина. Добродетельная жизнь, как заметили философы еще во времена Аристотеля, основана на самоконтроле. Краеугольный камень характера — это способность находить для себя мотивы и управлять самим собой в чем угодно, будь то выполнение домашнего задания, завершение работы или вставание утром с постели. Способ ность отсрочивать удовольствие, а также контролировать и на правлять в нужное русло побуждения к действию и составляет основное эмоциональное умение, то, которое в прежние вре мена называлось волей. «Мы должны себя контролировать — свои потребности и страсти, — чтобы со всеми поступать спра ведливо, — замечает Томас Ликона, рассуждая о воспитании характера. — Потребуется воля, чтобы держать эмоции под кон тролем разума». Способность не думать о себе и своих побуждениях прино сит пользу обществу и готовит почву для эмпатии, умения по- настоящему слушать и вставать на точку зрения другого чело века. Эмпатия, как мы уже говорили, служит источником за ботливости, альтруизма и сострадания. Взгляд на вещи с пози ции другого помогает сломать необъективные стереотипы и тем самым приучает к терпимости и приятию различий. Такие спо собности особенно востребованы в нашем обществе, которое становится все более многонациональным, поскольку они по зволяют людям вести совместную жизнь в обоюдном уважении и создавать возможность для продуктивного общественного диалога. В этом и заключается главное искусство демократии. Школы, как отмечает Этциони, играют главную роль в фор мировании характера путем прививания детям самодисципли ны и эмпатии, которые, в свою очередь, обеспечивают истин ную приверженность гражданским и моральным ценностям. 442 Дэниел Гоулман Нанимаясь этим, недостаточно читать детям лекции о подоб ных ценностях; они должны применять их на практике, что и происходит, когда дети усваивают необходимые эмоциональ ные и социальные навыки и умения. В этом смысле эмоцио нальная грамотность шагает рука об руку с нравственным раз витием, воспитанием характера и гражданственности. Заключение Когда я заканчивал эту книгу, мне на глаза попались не сколько тревожных газетных статей. В одной из них объявля лось, что огнестрельное оружие стало главной причиной смер ти в Америке, потеснив автокатастрофы. Вторая сообщала, что в прошлом году количество тяжких убийств возросло на 3 про цента. Особенно встревожил сделанный в этой второй статье криминологом прогноз о том, что мы переживаем временное затишье перед «взрывом преступности», ожидаемым в ближай шее десятилетие. Основания, которые он привел, сводятся к тому, что постоянно растет количество тяжких убийств, совер шаемых четырнадцати-нятнадцатилетними подростками, а эта возрастная группа представляет пик мини-бума рождаемости. В следующем десятилетии эта группа перейдет в возрастную категорию от восемнадцати до двадцати четырех лет, то есть они достигнут возраста, на который приходится максимум насиль ственных преступлений. На горизонте уже появились предвест ники: в третьей статье говорилось о том, что за четыре года — между 1988 и 1992 годами, — поданным министерства юсти ции, произошел скачок на 68 процентов в числе несовершен нолетних, осужденных за убийство, нападения при отягчающих обстоятельствах, разбой и изнасилование с применением фи зической силы, при этом только количество нападений при отягчающих обстоятельствах возросло на 80 процентов. Эти подростки принадлежат к первому поколению, воору женному не просто огнестрельным оружием, а автоматическим оружием, легкодоступным для них, точно так же, как поколе ние их родителей было первым, получившим широкий доступ к наркотикам. Ношение подростками огнестрельного оружия Эмоциональный интеллект 443 означает, что те разногласия, которые в прежние времена ре шались бы в кулачной драке, теперь могут легко привести к перестрелке. А как подчеркнул еще один эксперт, нынешние подростки «просто не умеют избегать ссор». Одна из причин, почему люди так плохо владеют главным умением жить, заключается в том, что мы, как общество, не позаботились обеспечить обучение каждого ребенка необходи мым навыкам справляться с гневом или конструктивно разре шать конфликты, равно как и не дали себе труда научить их проявлять сочувствие, контролировать побуждения и не позна комили с основными принципами эмоциональной компетент ности. Предоставляя эмоциональное воспитание детей воле случая, мы сильно рискуем зря потерять время и не использо вать «окно возможностей», предоставленное природой в пери од медленного развития головного мозга, чтобы помочь детям сформировать здоровый эмоциональный репертуар. Хотя проблема эмоциональной грамотности вызывает боль шой интерес у некоторых преподавателей, эти курсы обучения встречаются еще довольно редко. Большинство учителей, ди ректоров школ и родителей просто не знает, куда обратиться. Кстати сказать, лучшие модели как-то выпадают из главного направления в деле образования, находя применение в отдель ных частных школах и нескольких сотнях бесплатных средних школ. Конечно, никакая программа, включая данную, не ре шит всех проблем. Но, принимая во внимание тот кризис, с которым столкнулись мы и наши дети, и ту, пусть небольшую, надежду, что вселяют в нас программы эмоциональной грамот ности, мы должны задать себе вопрос: «А не следует ли нам обу чить каждого ребенка этим наиважнейшим для всей его после дующей жизни навыкам, причем сейчас более чем когда-либо?» И если не сейчас, то когда? Приложение А ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИЯ? Несколько слов о том, что я подразумеваю под эмоцией, термином, по поводу точного значения которого психологи и философы не могли договориться на протяжении более чем ста лет. В самом буквальном смысле «Оксфордский словарь анг лийского языка» определяет эмоцию как «любое возбуждение или нарушение равновесия ума, чувства, пассивности; любое неистовое или взволнованное состояние психики». Я пользу юсь термином «эмоция» применительно к чувству и характер ным для него мыслям, психологическому и биологическому состояниям и диапазону склонностей действовать. Существу ют сотни эмоций, дополняемые их сочетаниями, вариациями, мутациями и нюансами. В самом деле, оттенков эмоций гораз до больше, чем слов для их обозначения. Исследователи продолжают спорить о том, какие именно эмоции можно считать первичными — синим, красным и жел тым цветами чувства, из которых получаются все смеси, — или даже о том, существуют ли вообще такие первичные эмоции. Некоторые теоретики предлагают основные семейства, хотя далеко не все соглашаются с ними. Вот главные кандидаты и некоторые члены их семейств: • Гнев: неистовство, грубый произвол, негодование, ярость, озлобление, возмущение, досада, ехидство, злоба, недо вольство, раздражительность, враждебное отношение и, Эмоциональный интеллект 445 возможно как крайность, патологическая ненависть и бе шенство. • Печаль: горе, грусть, уныние, удрученность, меланхолия, жалость к себе, тоска одиночества, подавленность, отчая ние и — в патологической форме — тяжелая депрессия. • Страх: тревога, дурное предчувствие, нервозность, беспо койство, оцепенение от страха, опасение, настороженность, тягостное чувство, волнение, боязливость, испуг, ужас; а как психопатология — фобия и паническое состояние. • Наслаждение: счастье, радость, облегчение, довольство, бла женство, восхищение, приятное изумление, ликование, чув ственное удовольствие, глубокое волнение, восторг, удо вольствие, удовлетворенность, эйфория, каприз, экстаз и — как крайность — мания. • Любовь: приятие, дружелюбие, доверие, доброта, симпатия, преданность, обожание, страстная влюбленность, агане — деятельная, одаряющая любовь. • Удивление: шок, потрясение, изумление, удивление, сме шанное с восторгом. • Отвращение: презрение, надменность, пренебрежение, омерзение,антипатия, неприязнь, неприятие. • Стыд: чувство вины, смущение, досада, угрызения совес ти, унижение, сожаление, чувство обиды и искреннее рас каяние. Разумеется, этот список не дает ответа на любой вопрос от носительно того, как классифицировать эмоции. Как, к при меру, насчет смесей, таких как ревность, разновидность гнева, которая к тому же объединяется с печалью и страхом? И что сказать о достоинствах, таких как надежда и вера, мужество и прощение, уверенность и самообладание? Или о некоторых классических пороках, таких чувствах, как сомнение, самодо вольство, леность или апатия — или скука? Четких ответов не существует; научный спор на тему классификации эмоций про должается. Довод в пользу небольшого числа основных эмоций до не которой степени опирается на открытие Пола Экмана из Уни верситета штата Калифорния в Сан-Франциско, что выраже- |