Главная страница
Навигация по странице:

  • Гоулман, Д.

  • ЗАДАЧА АРИСТОТЕАЯ

  • Эмоциональный интеллект 13

  • Эмоциональный интеллект 23

  • Эмоциональный интеллект 29

  • Искусственный интеллект. _Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Гоулман


    Скачать 2.8 Mb.
    НазваниеГоулман
    АнкорИскусственный интеллект
    Дата22.12.2022
    Размер2.8 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_Гоулман Д. Эмоциональный интеллект.pdf
    ТипЗадача
    #858077
    страница1 из 30
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

    ДЭНИЕЛ
    ГОУАМАН

    Эмоциональный
    интеллект
    ДЭНИЕЛ
    ИЗДАТЕЛЬСТВО
    МОСКВА
    Владимир
    ГОУЛМАН

    УДК 159.9
    ББК 88.5
    Г73
    Daniel Golcman
    EMOTIONAL INTELLIGENCE
    Перевод с английского А.П. Исаевой
    Компьютерный дизайн П.А. Хафизовой
    Печатается с разрешения автора и литературного агентства Brocrman, Inc.
    Гоулман, Д.
    Г73 Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ.
    А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ,
    2009. - 478, |2] с.
    ISBN 978-5-17-039134-9 (ООО «Изд-во ACT») (С: Психология-лучшее)
    ISBN 978-5-9713-7405-3 (ООО Издательство «ACT МОСКВА»)
    ISBN 978-5-226-00838-2 (ВКТ)
    ISBN 978-5-17-049997-7 (ООО «Изд-во ACT») (С: Психология(У))
    ISBN 978-5-9713-7406-0 (ООО Издательство «ACT МОСКВА»)
    ISBN 978-5-226-00839-9 (ВКТ)
    Что такое эмоциональный интеллект (ЕQ)?
    Связан ли он с коэффициентом интеллекта (IQ), определяющим степень умственного развития человека?
    Почему люди со средним IQ часто добиваются успеха в жизни и карьере, а те, чей коэффициент интеллекта очень высок, не могут реализовать себя?
    Какие существуют методики измерения уровня эмоционального интеллекта?
    На эти и многие другие важнейшие вопросы отвечает в своем супер- бестселлере знаменитый психолог Дэниел Гоулман — основоположник теории эмоционального интеллекта.
    УДК 159.9
    ББК 88.5
    © Daniel Goleman, 1995
    © Перевод. А.П. Исаева, 2008
    © ООО Издательство «ACT МОСКВА». 2009

    Посвящается Таре,
    неистощимому источнику эмоциональной мудрости

    ЗАДАЧА АРИСТОТЕАЯ
    Всякий может разгневаться — это легко, но совсем не так легко разгневаться на того, кто этого заслужива­
    ет, причем до известных пределов, в надлежащее вре­
    мя, с надлежащей целью и надлежащим образом.
    Аристотель. Никомахова этика
    Невыносимо парило уже с утра. В Нью-Йорке выдался один из тех жарких и влажных августовских дней, когда ощущаемый дискомфорт повергает людей в уныние. Я возвращался в отель и, войдя в автобус, следовавший по Мэдисон-авеню, испытал почти что шок, наткнувшись взглядом на водителя, черноко­
    жего мужчину средних лет, сиявшего радостной улыбкой, ко­
    торый поприветствовал меня дружеским: «Здорово! Как дела?»
    Так он обращался к каждому входившему в автобус, неспешно ползущий в густом потоке машин, как обычно переполнивших в этот час центр послеполуденного города. И каждый пассажир, подобно мне, вздрагивал от неожиданности, но, будучи из-за погоды в дурном расположении духа, мало кто отвечал на его добродушное приветствие.
    Однако, по мере того как автобус на пути в спальный район выруливал из уличных пробок, происходило медленное, пря­
    мо-таки волшебное превращение. Водитель, пока суд да дело, развлекал нас непрерывным монологом, живо комментируя происходящее вокруг: вон в том магазине во время распродажи творилось нечто невообразимое, а в этом музее открылась за­
    мечательная выставка, вы еще ничего не слышали о новом фильме, что недавно пошел в кинотеатре на углу? Его восхи­
    щение богатыми возможностями, которые предоставлял сво­
    им жителям этот город, заразило пассажиров, и они, подъез­
    жая к своей остановке, сбрасывали с себя скорлупу мрачной

    Эмоциональный интеллект
    7
    угрюмости, в которой влезали в автобус, и когда водитель кри­
    чал им вслед: «Пока! Всех вам благ!», каждый с улыбкой отве­
    чал ему тем же.
    Воспоминание об этом случае жило во мне почти двадцать лет. Когда я ехал на этом автобусе, ходившем по Мэдисон-аве­
    ню, я только что защитил докторскую диссертацию по психо­
    логии; но в то время в психологии обращалось слишком мало внимания на то, как вообще могла произойти подобная мета­
    морфоза. Психологической науке почти ничего не было из­
    вестно о механике эмоций. И все же, представив распростра­
    нение вируса доброжелательности, который, должно быть, прокатился по всему городу, исходя от пассажиров этого ав­
    тобуса, я понял, что его водитель был кем-то вроде городско­
    го миротворца, почти волшебником по своей способности преобразовывать бродившую в его пассажирах мрачную раз­
    дражительность, чтобы чуть-чуть смягчать их сердца и делать их добрее.
    Полную тому противоположность составляют некоторые газетные сообщения на этой неделе:
    • В одной местной школе девятилетний ученик разбушевал­
    ся, залил краской школьные парты, компьютеры и принте­
    ры и бессмысленно покорежил машину на школьной сто­
    янке для автомобилей. Причина заключалась в том, что не­
    сколько его соучеников-третьеклассников назвали его «со­
    сунком», и он решил переубедить их.
    • Восемь подростков были ранены, когда случайное столк­
    новение в толпе тинейджеров, слонявшихся у манхэттен- ского клуба по интересам, привело к потасовке, которая закончилась, когда один из обиженных открыл стрельбу по толпе из автоматического пистолета 38-го калибра. В отчете сообщается, что подобная пальба в случаях прояв­
    лений неуважения в последние годы становится все более и более обычным явлением по всей стране.
    • По сообщениям печати о жертвах убийств моложе двена­
    дцати лет, 57 процентов убийц составляют их родители или отчимы и мачехи. Почти в половине случаев родители за­
    являют, что они «просто пытались дисциплинировать ре-

    8
    Дэниел Гоулллан
    бенка». Избиение до смерти бывает спровоцировано «на­
    рушениями», например, если ребенок мешает смотреть те­
    левизор, плачет или пачкает пеленки.
    • Юношу-немца судили за убийство пяти турецких женщин и девушек, погибших при пожаре, устроенном им, пока они спали. Он был членом неонацистской группы и на суде рас­
    сказал, что не сумел сохранить работу, пил и в своей жесто­
    кой судьбе винил иностранцев. Едва слышным голосом он объяснял в суде: «Я не перестаю глубоко сожалеть о соде­
    янном, и мне бесконечно стыдно».
    Каждодневно обрушивающиеся на нас новости изобилуют подобными сообщениями об упадке цивилизованности и бе­
    зопасности — о стремительной атаке низменных побуждений, вызывающих безудержное желание убивать. Но для нас эти новости просто отражают в более широком масштабе закрады­
    вающееся ощущение выхода из-под контроля эмоций в нашей собственной жизни ив жизни окружающих нас людей. Никто не защищен от этой непредсказуемой волны беспорядков и рас­
    каяния; она так или иначе проникает в жизнь каждого из нас.
    Последнее десятилетие прошло под аккомпанемент бара­
    банной дроби подобных сообщений, характеризующих рост нелепых выходок под влиянием эмоций, проявлений безрас­
    судства и безответственности в наших семьях, общинах и кол­
    лективах. Эти годы были свидетелями всплесков ярости и от­
    чаяния, происходящих в тихом одиночестве детей работающих родителей, оставленных на попечение телевизора вместо при­
    ходящей няни, в страдании заброшенных, оставшихся без вни­
    мания или подвергшихся жестокому обращению детей, или в безобразной интимности супружеского беспредела. О распро­
    странении душевного нездоровья можно судить по количе­
    ственным показателям, свидетельствующим о внезапном воз­
    растании случаев депрессии во всем мире, и по напоминаниям в виде нарастающей волны агрессивности: подростки с огне­
    стрельным оружием в школах, происшествия на автострадах, заканчивающиеся перестрелками, недовольные увольнением наемные работники, зверски убивающие своих бывших сотруд­
    ников. Злоупотребление эмоциями, стрельба из движущихся ав-

    Эмоциональный интеллект 9
    томобилей и посттравматический стресс — за прошедшее де­
    сятилетие все эти термины вошли в обычный лексикон, так же как и актуальный девиз изменился с ободряющего «Всего хо­
    рошего» на саркастический «Ну, давай-давай!».
    Эта книга поможет вам найти смысл в бессмысленном. Как психолог и журналист газеты «Нью-Йорктайме», кем ваш по­
    корный слуга работает последние десять лет, я отчетливо заме­
    чаю прогресс в научном понимании сферы иррационального.
    Но более всего меня поражают две явно противоположные тен­
    денции: одна отражает растущее неблагополучие в эмоциональ­
    ной жизни нашего общества, другая свидетельствует о появле­
    нии некоторых эффективных средств оздоровления сложив­
    шейся обстановки.
    Зачем понадобилось это исследование
    В последние десять лет, несмотря на поступающую со всех сторон неутешительную информацию, представители учено­
    го мира всерьез занялись изучением эмоций. Среди наиболее впечатляющих следует отметить результаты исследования че­
    ловеческого мозга в процессе работы, ставшие возможными благодаря новейшим разработкам в области технологии оп­
    тических изображений отделов головного мозга. Впервые в истории человечества ученые сумели увидеть то, что веками оставалось для них тайной за семью печатями: как именно работает эта невообразимо сложная система из огромной мас­
    сы клеток, когда мы думаем и чувствуем, строим мысленные образы и мечтаем. Обилие данных в области нейробиологии помогает нам лучше понять, каким образом мозговые цент­
    ры, ответственные за наши эмоции, побуждают нас гневаться или плакать и как самые древние отделы мозга, побуждающие нас развязывать войны или пробуждающие в нас любовь, на­
    правляют энергию на совершение добра или зла. В ходе по­
    добных беспрецедентных изысканий, раскрывших механиз­
    мы бурного проявления эмоций и их ослабления, обнаружи­
    лись некоторые оригинальные средства выхода из нашего кол­
    лективного эмоционального кризиса.

    10
    Дэниел Гоулман
    Кстати сказать, мне пришлось повременить с написанием этой книги до лучших времен, дожидаясь, пока созреет бога­
    тый урожай научных исследований. Причина столь длительной задержки коренилась главным образом в том, что чувствам в ментальной жизни человека исследователи отводили на удив­
    ление мало места, оставляя эмоции для научной психологии как некий почти не исследованный континент. В образовавшийся таким образом вакуум хлынул поток разного рода книг под руб­
    рикой «Помоги себе сам», напичканных полезными советами, разработанными в лучшем случае по результатам клинических исследований при отсутствии серьезной научной базы. Но те­
    перь наука наконец вправе со знанием дела вести разговор о решении неотложных и весьма запутанных проблем психики в ее наиболее иррациональном проявлении, чтобы с большей или меньшей точностью составить карту человеческих чувств.
    Составление такой карты оспаривает мнение тех, кто при­
    держивается узкого представления об интеллекте, доказывая, что коэффициент умственного развития задается нам генети­
    чески, а посему не может изменяться под влиянием жизненно­
    го опыта и что наша судьба в значительной степени определя­
    ется умственными способностями, которыми мы наделены от природы. Подобный аргумент, однако, не учитывает по-преж­
    нему спорный вопрос: Что способны мы изменить, чтобы это помогло нашим детям прожить свою жизнь лучше? Какие фак­
    торы срабатывают, например, когда люди с высоким коэффи­
    циентом умственного развития терпят неудачу, а имеющие скромные коэффициенты оказываются на удивление успешны­
    ми? Я лично твердо настроен доказать, что подобное различие чаще всего коренится в способностях, которые я называю «эмо­
    циональным интеллектом», включающим самоконтроль, рве­
    ние и настойчивость, а также умение мотивировать свои дей­
    ствия. Всему этому, как мы увидим в дальнейшем, детей мож­
    но научить, предоставляя им тем самым благоприятную воз­
    можность наилучшим образом использовать тот умственный потенциал, который выпал им в генетической лотерее.
    За этой возможностью вырисовывается требующий немед­
    ленных действий моральный долг. Теперь настали такие вре­
    мена, когда структура общества, видимо, расползается все бы-

    Эмоциональный интеллект
    11 стрее, когда эгоизм, насилие и убожество духа, похоже, разру­
    шают благополучие нашей общественной жизни. В такой об­
    становке аргументация в защиту важности эмоционального интеллекта строится на связи между чувством, характером и внутренними нравственными стимулами. Становится все бо­
    лее очевидным, что фундаментальные этические установки в жизни происходят от лежащих в основе эмоциональных спо­
    собностей. Порыв, например, есть средство выражения эмоций; источником всех порывов является чувство, прорывающееся, чтобы выразить себя в действии. Для тех, кто пребывает во вла­
    сти порывов, то есть для людей с недостаточным самоконтро­
    лем, характерно отступление от строгих принципов морали, ведь способность контролировать порывы составляет основу воли и характера. К тому же альтруизм проистекает из эмпа­
    тии, способности улавливать и расшифровывать эмоции дру­
    гих людей; если нет понимания нужд или отчаяния другого че­
    ловека, то и беспокоиться не о чем. И если в наше время и тре­
    буются какие-либо моральные позиции, так именно эти две: сдержанность и сострадание.
    Наше путешествие
    В настоящей книге я выступаю в роли гида в научной экс­
    педиции в глубь территории эмоций, в путешествие, которое должно помочь достижению большего понимания некоторых самых сложных моментов в наших собственных жизнях и в ок­
    ружающем нас мире. Цель этого путешествия заключается в том, чтобы узнать, что же это значит — привнести ум в эмоции и как это осуществить. Такое понимание само по себе может до известной степени оказаться полезным, ведь проникновение в царство чувств приводит к результату, чем-то напоминающему попадание наблюдателя на квантовый уровень в физике, изме­
    няющее наблюдаемую картину.
    Наше путешествие начинается в Части 1 с новых открытий, касающихся эмоциональной архитектуры мозга, объясняющих те самые обескураживающие моменты нашей жизни, когда чув­
    ство подавляет всяческую рациональность. Понимание взаи-

    12
    Дэниел Гоулман модействия структур мозга, которые управляют приступами ярости и страха или страстью и радостью, многое проясняет относительно того, как мы усваиваем эмоциональные привыч­
    ки, которые подрывают наши лучшие намерения, а также от­
    носительно того, что мы можем сделать, чтобы подавить свои наиболее разрушительные или наносящие вред нам самим эмо­
    циональные порывы. И что важнее всего, так это то, что дан­
    ные неврологии говорят о существовании «окон возможности» формирования эмоциональных привычек наших детей.
    Следующую крупную остановку в нашем путешествии мы сделаем в Части 2, где поговорим о том, как особенности нервной системы каждого человека развиваются в основополагающую интуицию в отношении проживания жизни, называемую эмо­
    циональным интеллектом, который, к примеру, позволяет сдер­
    живать эмоциональный порыв, угадывать сокровенные чувства другого человека и налаживать взаимоотношения — в общем, как говорил Аристотель, приобретать редкостное умение «гневаться на того, кто этого заслуживает, причем до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим образом».
    (Читатели, у которых нет желания вдаваться в неврологические подробности, могут сразу переходить к этому разделу.)
    В расширенной модели понятия «быть разумным» эмоци­
    ям отводится главное место среди специальных способностей человека к проживанию жизни. В Части 3 рассматриваются некоторые главные различия, которые определяются такой «ра­
    зумностью», и в частности, как эта способность помогает со­
    хранить наиболее значимые для нас взаимоотношения, а ее от­
    сутствие приводит к их разрушению; как рыночные силы, из­
    меняющие форму нашей трудовой жизни, в небывалом масш­
    табе поощряют эмоциональный интеллект на достижение успеха на рабочем месте и почему «ядовитые» эмоции подвер­
    гают опасности наше физическое здоровье ничуть не меньше, чем выкуривание по пачке сигарет в день, тогда как эмоцио­
    нальное равновесие служит защитой нашего здоровья и благо­
    получия.
    Согласно законам генетики, мы получаем в наследство не­
    кий набор эмоциональных установок, определяющих наш тем­
    перамент. Однако связанные с эмоциями цепи сетчатой фор-

    Эмоциональный интеллект
    13
    мации мозга чрезвычайно легко поддаются влиянию, а значит, темперамент вовсе не является чем-то предопределенным. В
    Части 4 мы обсудим, как эмоциональный опыт, приобретае­
    мый нами в детские годы дома и в школе, формирует наши эмо­
    циональные схемы, делая нас более знающими — или неуме­
    лыми — на основе эмоционального интеллекта. Это означает, что детство и отрочество представляют своего рода «окна воз­
    можностей», необходимые для закрепления существенно важ­
    ных эмоциональных особенностей, которые будут управлять нашей жизнью.
    Часть 5 книги откроет нам, какие опасности подстерегают тех, кто в период достижения зрелости не научится управлять царством эмоций, и, в частности, как случается, что недоста­
    ток эмоционального интеллекта расширяет диапазон рисков: от депрессии или склонности к насилию до нарушений пита­
    ния и злоупотребления наркотиками. Кроме того, мы позна­
    комимся со школами передовых методик, где детей обучают навыкам общения и умению владеть эмоциями, которые по­
    могут им всегда выбирать в жизни верные пути.
    Надо заметить, что наибольшую тревогу вызывают данные массового опроса родителей и преподавателей, свидетельству­
    ющие о возникшей во всем мире тенденции усиления неблаго­
    получия в эмоциональной сфере детей нынешнего поколения в сравнении с предыдущим: они более раздраженные и непо­
    слушные, более нервные и склонные впадать в тревогу, более импульсивные и агрессивные и чувствуют себя более одиноки­
    ми и подавленными.
    Что же касается средства поправить ситуацию, то, по-мое­
    му, его следует искать в тех методах, которые мы выберем для подготовки молодежи к взрослой жизни. До сих пор мы остав­
    ляем эмоциональное образование нашихдетей на волю случая, всякий раз получая все более ужасающие результаты. Одним из решений проблемы явилось бы новое представление о воз­
    можностях школ в деле воспитания цельного человека, сводя воедино в классной комнате ум и сердце. Наше путешествие заканчивается посещением занятий в школах нового типа, име­
    ющих целью дать детям хорошую подготовку по основам эмо­
    ционального интеллекта. Я предвижу то время, когда обычной

    14
    Дэниел Гоулман практикой в системе образования станет развитие наиважней­
    ших человеческих способностей, таких как самопознание, са­
    моконтроль и эмпатия, а также обучение умению слушать, ула­
    живать конфликты и поддерживать сотрудничество.
    В «Никомаховой этике» — философском исследовании добродетели, характера и добропорядочной жизни — задача
    Аристотеля состояла в том, чтобы научить людей управлять эмоциональной жизнью с помощью интеллекта. В наших стра­
    стях, правильно используемых, есть мудрость: они направляют наше мышление, определяют наши ценности, руководят нашим выживанием. Но им ничего не стоит сбиться с правильного пути, что они слишком часто и проделывают. Как представля­
    лось Аристотелю, дело не в эмоциональности, а в уместности
    эмоций и их выражения. Вопрос в том, как нам привнести ум в наши эмоции — и вежливость на наши улицы и внимание и заботу в жизнь нашего общества?

    Часть 1
    ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МОЗГ

    Глава 1
    ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЭМОЦИИ
    ТОЛЬКО
    сердцем постигается истинное положение вещей, ибо самое важное скрыто от глаз.
    Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц
    Давайте вспомним о последних мгновениях жизни Гэри и
    Мэри Джейн Чаунси, беззаветно любивших свою одиннадца­
    тилетнюю дочь Андреа, прикованную к инвалидному креслу церебральным параличом. Супруги Чаунси были в числе пас­
    сажиров поезда «Эмтрек», упавшего в реку, когда баржа натолк­
    нулась на опору железнодорожного моста через рукав в дельте реки на территории штата Луизиана. Думая только о своей до­
    чери, они постарались сделать все возможное, чтобы спасти
    Андреа, когда вода хлынула в окна вагона тонущего поезда.
    Каким-то образом им удалось протолкнуть девочку через окно, навстречу спасателям, но сами они, не успев выбраться нару­
    жу, так и остались в вагоне, ушедшем под воду.
    Этот случай с родителями, совершившими героический поступок, чтобы спасти жизнь своему ребенку, служит свиде­
    тельством почти что фантастического мужества. История и пре­
    дыстория человечества насчитывает несметное число примеров, когда родители идут на немыслимые жертвы ради своих детей, и неизмеримо больше таких примеров можно найти на протя­
    жении эволюции человеческого рода. С позиции биологов-эво­
    люционистов такое родительское самопожертвование служит цели «успешной репродукции», состоящей в передаче чьих- либо генов будущим поколениям. Однако с точки зрения роди­
    теля, идущего на отчаянный шаг в критические моменты жиз­
    ни, речь идет исключительно о любви.

    18
    Дэниел Гоулман
    Этот пример родительского героизма помогает понять на­
    значение и силу эмоций, показывая роль альтруистической любви — и любой другой испытываемой нами эмоции — в че­
    ловеческой жизни. Он говорит о том, что наши глубочайшие чувства, страсти и стремления являются необходимыми для нас проводниками и что род человеческий во многих отношениях обязан своим существованием их действенному присутствию в людских делах. Их власть необычайно велика: только огром­
    ная любовь, вылившаяся в стремление спасти обожаемого ре­
    бенка, могла заставить родителя презреть инстинкт самосо­
    хранения. С точки зрения здравого смысла их самопожертво­
    вание было достаточно неразумным; с точки зрения чувств они не могли поступить иначе.
    Строя догадки о том, почему эволюция отвела эмоциям столь важную роль в человеческой психике, специалисты по социобиологии указывают на превосходство сердца над голо­
    вой в такие критические моменты. Они считают, что наши эмо­
    ции руководят нами, когда мы оказываемся в затруднительном положении и сталкиваемся со слишком важными задачами, чтобы их решение можно было предоставить одному только интеллекту, — при опасности, причиняющей боль утрате, упор­
    ном продвижении к цели, несмотря на разочарования, завязы­
    вании отношений с партнером, создании семьи. Каждая эмо­
    ция предполагает характерную для нее готовность к действию, каждая указывает нам направление, которое уже хорошо себя зарекомендовало при решении повторяющихся сложных задач, которые ставит перед человеком жизнь. В процессе повторе­
    ния этих вечных ситуаций на протяжении истории нашего эво­
    люционного развития ценность нашего эмоционального репер­
    туара для выживания в них подтверждалась его закреплением в нервной системе в виде врожденных автоматических стремле­
    ний человеческого сердца.
    Рассматривать человеческую природу, не учитывая силу эмоций, значит проявлять прискорбную близорукость. Само название Homo sapiens {лат. человек разумный), мыслящий вид, вводит в заблуждение в свете нового понимания и видения ме­
    ста эмоций в нашей жизни, предлагаемых ныне наукой. Как всем нам хорошо известно по опыту, когда дело доходит до вы-

    Эмоциональный интеллект
    19 работки решений и определения линии поведения, чувство принимает во внимание каждую мелочь не меньше, а зачастую и больше, чем мышление. Мы зашли слишком далеко, делая упор на значении и важности чисто разумного — того, что из­
    меряется коэффициентом умственного развития, — в челове­
    ческой жизни. К лучшему или худшему, но интеллект может оказаться бесполезным, если власть захватят эмоции.
    Когда страсти преобладают нал рассудком
    Это была трагедия ошибок. Четырнадцатилетняя Матиль­
    да Крэбтри просто разыграла своего отца: она выскочила из чулана с воплем «Пу-у-у!», когда ее родители вместе возвраща­
    лись утром из гостей.
    Но Бобби Крэбтри и его жена думали, что Матильда прове­
    ла эту ночь у друзей. Входя в дом и услышав какой-то шум,
    Крэбтри потянулся за пистолетом калибра 9 миллиметров и вошел в спальню Матильды, чтобы выяснить, в чем дело. Ког­
    да дочь выскочила из чулана, Крэбтри выстрелил ей в шею.
    Матильда Крэбтри скончалась через двенадцать часов.
    Нашим эмоциональным наследством, доставшимся нам от эволюции, является страх, мобилизующий нас на защиту на­
    шей семьи от опасности. Именно он побудил Бобби Крэбтри схватить пистолет и поспешить расправиться с незваным гос­
    тем, который, как он думал, незаконно проник в его дом^Сгршх
    _заставил Крэбтри выстрелить, прежде чем он успел полностью осознать, в кого он стреляет, и даже прежде чем он узнал голос собственной дочери. По мнению биологов-эволюционистов, автоматические реакции такого рода прочно закреплены в на­
    шей нервной системе, поскольку в течение длительного кри­
    тического периода в предыстории человечества они определя­
    ли грань между жизнью и смертью. Но еще важнее то, что они способствуют осуществлению главной задачи эволюции: обес­
    печивать возможность производить потомство, которое продол­
    жит передачу этих самых что ни на есть генетических склонно­
    стей, по горькой иронии ставших причиной трагедии в доме
    Крэбтри.

    20
    Дэниел Гоулман
    Но хотя эмоции всегда служили нам мудрыми советчиками на протяжении долгого периода эволюции, новые реалии, пред­
    лагаемые нам нынешней цивилизацией, сформировались с та­
    кой быстротой, что эволюция со своей степенной поступью за ними уже явно не поспевает. В самом деле, первые законы и пред­
    писания этики, такие как свод законов Хаммурапи*, десять за­
    поведей евреев, эдикты императора Ашоки, можно расценить как попытки обуздать, смягчить и цивилизовать проявление эмоций.
    Как замечает Фрейд в книге «Цивилизация и вызванная ею не­
    удовлетворенность», общество было вынуждено навязать правила извне, дабы усмирить волны перехлестывающих через край эмо­
    ций, бесконтрольно бушевавших внутри.
    Несмотря на все социальные ограничения, страсти то и дело преобладают над рассудком. Эти особенности человеческой на­
    туры определяются характером ментальной сферы. Если же го­
    ворить о биологической конструкции главного нервного кон­
    тура эмоций, то рождаемся мы с тем, что лучше всего зареко­
    мендовало себя в работе на протяжении последних 50 000 по­
    колений людей, я подчеркиваю, не последних 500 поколений и, уж конечно, не последних пяти. Неторопливо и осмотритель­
    но действующие силы эволюции, сформировавшие наши эмо­
    ции, производили свою работу в течение многих миллионов лет.
    Прошедшие 10 000 лет, несмотря на очевидно быстрый подъем цивилизации и взрывной рост населения с пяти миллионов до пяти миллиардов, оставили незначительный отпечаток в наших биологических матрицах, лежащих в основе эмоциональной жизни.
    Хорошо это или плохо, но наша оценка каждой неожидан­
    ной встречи с кем-либо и реакция на такую встречу являются результатом не только здравых суждений и нашего личного опы­
    та, но еще и наследия далекого прошлого, формирующего в нас черты, приводящие подчас к трагическим последствиям, о чем свидетельствуют печальные события в доме Крэбтри. Короче
    * Хаммурапи (18 в. до н.э.) — царь Вавилона. Его творческая рука коснулась всех сторон жизни. Это видно из его знаменитых законов. Из
    272 статей сохранилось 247: уголовное право, судопроизводство, кража, грабежи, торговля, семья, градостроительство, кораблестроительство, рабство и др. — Примеч. пер.

    Эмоциональный интеллект
    21 говоря, мы слишком часто беремся за решение дилемм XX века, имея в распоряжении эмоциональный репертуар, приспособ­
    ленный для нужд плейстоцена*. Эта неприятность и составля­
    ет предмет данной книги.
    Побуждения к действию
    В один прекрасный день ранней весной я ехал по шоссе че­
    рез горный перевал в Колорадо, как вдруг внезапный снегопад скрыл машину, двигавшуюся на небольшом расстоянии впере­
    ди меня. Я всматривался в кружащиеся передо мной снежные вихри, но ничего не могразглядеть в ослепительной белизне сне­
    га. Нажимая ногой на педаль тормоза, я чувствовал, как беспо­
    койство наполняет тело, и слышал тяжелые удары сердца.
    Беспокойство переросло во всепоглощающий страх; я съе­
    хал на обочину дороги, чтобы переждать метель. Через полчаса снегопад прекратился, видимость восстановилась, и я продол­
    жил свой путь — но только затем, чтобы, едва преодолев не­
    сколько сотен ярдов дальше по дороге, снова остановиться там, где бригада «скорой помощи» оказывала помощь пассажиру автомобиля, врезавшегося в заднюю часть притормозившего автомобиля, ехавшего впереди; столкновение вызвало затор на шоссе. Если бы я продолжил движение при слепящем снегопа­
    де, то, вероятно, налетел бы на них.
    Предостерегающий страх, охвативший меня в тот день, воз­
    можно, спас мне жизнь. Подобно кролику, в ужасе застывше­
    му при одном намеке на пробегающую мимо лису, или простей­
    шему млекопитающему, прячущемуся от нападающего дино­
    завра, я оказался во власти некоего внутреннего состояния, которое заставило меня остановиться, насторожиться и обра­
    тить внимание на надвигающуюся опасность.
    Все эмоции, по существу, представляют побуждение к действию, мгновенные программы действий по обращению
    * Плейстоцен — последняя современная система геологической ис­
    тории Земли, охватывающая и современную эпоху; продолжается около
    700 000—1 млн лет. Важнейшим событием этого периода было появле­
    ние человека.

    22 Дэниел Гоулман с жизнью, которые эволюция постепенно прививала нам.
    Собственно корнем слова «эмоция» является латинский гла­
    гол «motere», означающий «двигать, приводить в движение», с приставкой «э-», придающей дополнительное значение на­
    правленности вовне: «отодвигать, удалять» и говорящей о том, что каждая из эмоций подразумевает стремление дей­
    ствовать. В том, что эмоции приводят к действиям, легче все­
    го убедиться, наблюдая за животными или детьми; это толь­
    ко у «цивилизованных» взрослых мы столь часто обнаружи­
    ваем колоссальное отклонение от нормы животного царства: эмоции — основные стимулы к действию, — разошедшиеся с очевидной реакцией.
    Каждая эмоция в нашем эмоциональном репертуаре игра­
    ет уникальную роль, раскрываемую их характерными биологи­
    ческими отличительными чертами (более подробно об «основ­
    ных» эмоциях см. Приложение А). Приняв на вооружение но­
    вые методы, позволяющие «заглянуть» в тело человека и его мозг, исследователи открывают все больше физиологических подробностей, касающихся того, как каждая эмоция готовит организм к совершенно разным ответным реакциям.
    • В минуту гнева кровь приливает к кистям рук, позволяя быстрее и легче схватить оружие или нанести удар врагу; увеличивается частота сердечных сокращений, а выброс гормонов, например, адреналина, обеспечивает заряд энер­
    гии, вполне достаточный для решительных действий.
    • Когда человека охватывает страх, кровь устремляется к большим скелетным мышцам, в частности, к мышцам ног, помогая быстрее убежать от опасности; человек при этом бледнее, что происходит в результате оттока крови от го­
    ловы (появляется ощущение, что кровь «стынет в жилах»).
    В этот момент цепенеет тело, хотя и ненадолго, вероятно, давая время оценить ситуацию и решить, не будет ли луч­
    шим выходом поскорее спрятаться в укромном месте. Схе­
    мы в эмоциональных центрах головного мозга запускают механизм выброса гормонов, приводя тело в состояние общей боевой готовности, заставляя его сгорать от нетер­
    пения и подготавливая к действию, а внимание сосредо-

    Эмоциональный интеллект
    23
    точивается на непосредственной угрозе, чтобы быстрее и лучше определить, какое решение следует принять в дан­
    ной обстановке.
    • Среди многих биологических изменений, происходящих, когда человек счастлив, отметим повышенную активность в мозговом центре, который подавляет негативные чувства, ус­
    покаивает переживания, провоцирующие тревожные мыс­
    ли, и содействует увеличению располагаемой энергии. При этом, однако, не происходит никаких особых изменений в физиологии, за исключением состояния покоя, позволяю­
    щего организму быстрее оправиться от биологической акти­
    вации расстраивающих эмоций. Подобная структура обес­
    печивает организму общий отдых, а также состояние готов­
    ности и воодушевление, необходимые для выполнения лю­
    бой насущной задачи и для движения к новым масштабным целям.
    Любовь, нежные чувства и половое удовлетворение вызы­
    вают активацию парасимпатической нервной системы, что в смысле физиологии противоположно мобилизации по типу «сражайся или спасайся», вызываемой страхом или гневом. Парасимпатическая модель, дублирующая «реак­
    цию расслабления», образована совокупностью распреде­
    ленных по всему телу реакций, создающих общее состоя­
    ние покоя и удовлетворенности, способствующих психоло­
    гической совместимости.
    • Поднимая в удивлении брови, человек увеличивает про­
    странство, охватываемое взглядом, и пропускает больше света, попадающего на сетчатку. В результате удается со­
    брать больше информации о неожиданном событии, чтобы получить максимально точное представление о происходя­
    щем и разработать наилучший план действий.
    Отвращение везде и всюду выражается одинаково и переда­
    ет одно и то же ощущение: что-то в прямом или перенос­
    ном смысле дурно пахнет или неприятно на вкус. Выраже­
    ние лица у человека, испытывающего отвращение, — по­
    кривившаяся в сторону верхняя губа и слегка сморщенный нос — наводит на мысль об изначальной попытке, как за­
    метил Дарвин, зажать нос, чтобы не чувствовать омерзитель-

    24
    Дэниел Гоулман
    ный запах или выплюнуть что-то ядовитое или имеющее отвратительный вкус.
    • Главная функция печали заключается в том, чтобы помочь справиться с невосполнимой потерей, такой как смерть кого-то из близких или серьезное разочарование. Печаль влечет за собой резкое понижение энергии и увлеченности разными видами деятельности, особенно связанной с раз­
    влечениями и удовольствиями, а по мере усиления еще и приближает депрессию и, следовательно, замедляет мета­
    болизм. Такой уход в себя с сопутствующим ему самоана­
    лизом предоставляет возможность оплакать потерю или несбывшуюся надежду, обдумать ее последствия для даль­
    нейшей жизни и — с возвратом энергии — приступить к планированию новых начинаний. Подобная потеря энер­
    гии, вероятно, удерживала пребывавших в печали, а пото­
    му уязвимых людей древнего мира поближе к дому, где они были в большей безопасности.
    Дальнейшее формирование этого биологического предрас­
    положения к действию продолжают наш жизненный опыт и наша культура. Например, потеря любимого человека у всех вызывает печаль и скорбь. Но то, как мы обнаруживаем свое горе — как проявляются или сдерживаются эмоции до тех пор, пока нас никто не видит, — формируется культурой, равно как и то, какие именно люди в нашей жизни попадают в категорию любимых, смерть которых надлежит оплакивать.
    Длительный период эволюции, на протяжении которого выковывались эти эмоциональные ответные реакции, безуслов­
    но, представлял собой более суровую реальность, чем та, кото­
    рую довелось выдерживать большинству человеческих существ как виду после того, как началась летописная история. Это было время, когда очень немногие младенцы доживали до детских лет и очень немногие взрослые — до тридцати лет, время, когда хищники могли напасть в любой момент, время, когда капри­
    зы засух и наводнений проводили грань между голодной смер­
    тью и выживанием. Но с возникновением земледелия и чело­
    веческих сообществ даже в самой зачаточной форме шансы на выживание стали резко возрастать. В течение последних деся-

    Эмоциональный интеллект
    25 ти тысяч лет, когда эти достижения начали распространяться по всему миру, гнет суровых обстоятельств, сдерживавших рост народонаселения, неуклонно ослабевал.
    Те же самые трудности сделали наши эмоциональные ре­
    акции столь важными с точки зрения выживания; когда они ослабевали, ухудшалось качество подгонки составляющих на­
    шего эмоционального репертуара. В то время как в древние вре­
    мена мгновенно вспыхивающий гнев мог дать решающее для выживания преимущество, доступность автоматического ору­
    жия для тринадцатилетних подростков слишком часто превра­
    щала его в катастрофическую реакцию.
    Ава наших ума
    Одна приятельница как-то рассказала мне о своем разводе, обернувшемся мучительным расставанием. Ее муж влюбился на работе в молодую женщину и внезапно объявил о своем ухо­
    де к другой. За этим последовали месяцы ожесточенных спо­
    ров о доме, деньгах и опеке над детьми. И вот спустя несколько месяцев она поведала, что ей нравится ее независимость и она счастлива быть самой себе хозяйкой. «Я больше не думаю о нем — мне это абсолютно безразлично», — сказала она. Но сто­
    ило ей произнести это, как ее глаза тотчас же наполнились сле­
    зами.
    Эти слезы, на мгновение наполнившие глаза, вполне мог­
    ли остаться незамеченными. Но эмпатическое понимание того, что чей-то затуманенный слезами взгляд означает, что она опе­
    чалена, несмотря на то что ее слова говорят об обратном, есть акт такого же верного постижения, как извлечение смысла из слов, напечатанных на странице текста. В одном случае это дело эмоционального ума, в другом — рационального. По сути, у нас два ума: один думает, другой чувствует.
    " Эти два коренным образом отличающихся процесса позна­
    ния взаимодействуют, составляя нашу ментальную жизнь. Один процесс, осуществляемый рациональным умом, представляет собой режим постижения, который мы обычно осознаем: он более заметен по своему результату в виде знания, богат мыс­
    лями, отражает способность рационального ума обдумывать и

    26 Дэниел Гоулллан размышлять. Но наряду с этим есть и другая система познания: мощная и импульсивная, хотя порой и нелогичная — эмоцио­
    нальный ум. (Более подробное описание характеристик эмо­
    ционального ума см. в Приложении Б.)
    Разделение на «эмоциональное» и «рациональное» (то есть отправляющееся от разума) примерно соответствует принято­
    му на бытовом уровне разграничению между «сердцем» и «го­
    ловой». Понимание правильности чего-то «сердцем» означает убежденность другого порядка — нечто вроде более глубокой уверенности — в сравнении с полаганием правильности того же в результате работы рационального ума. Всегда присутству­
    ет постоянный показатель изменения в соотношении рацио­
    нального и эмоционального контроля над умом: чем сильнее чувство, тем больше преобладает эмоциональный ум и тем меньше влияния оказывает ум рациональный. Подобный ме­
    ханизм, видимо, сложился за миллиарды лет эволюции благо­
    даря преимуществу, которое достигалось, если эмоции и инту­
    иция управляли нашей мгновенной реакцией в ситуациях, когда нам грозила смертельная опасность, а перерыв на раздумья по поводу того, что надо делать, мог стоить нам жизни.
    Эти два ума — эмоциональный и рациональный — почти всегда работают в полном согласии, объединяя свои в корне различные способы понимания, чтобы с успехом вести нас в этом мире. Обычно существует некое равновесие между эмо­
    циональным и рациональным умами, когда эмоции питают и воодушевляют действия рационального ума, а рациональный ум облагораживает и в некоторых случаях запрещает проявле­
    ние эмоций. И все же эмоциональный и рациональный умы являются полуавтономными способностями, и каждая, как мы увидим далее, представляет работу отдельного, хотя и имеющего межсоединения, контура в головном мозге.
    Во многих, а вернее, в большинстве случаев эти умы строго скоординированы: чувства необходимы для мышления, а мыш­
    ление — для чувств. Но если страсти бушуют, равновесие нару­
    шается. Это означает, что эмоциональный ум взял верх и пода­
    вил рациональный ум. Гуманист XVI столетия, Эразм Роттер­
    дамский, в довольно-таки насмешливом тоне писал о вечном конфликте между рассудком и эмоциями:

    Эмоциональный интеллект
    27
    Юпитер даровал [людям] намного больше страсти, чем разума, ну, скажем, в соотношении 24 к 1. Единоличной вла­
    сти разума он противопоставил двух свирепых тиранов: гнев и похоть. В какой мере разум способен возобладать над объе­
    диненными силами этих двоих, со всей очевидностью раскры­
    вает обычная человеческая жизнь. Разум делает единствен­
    ное, на что способен, — он кричит до хрипоты, повторяя фор­
    мулы основных добродетелей, пока те двое не велят ему уби­
    раться ко всем чертям и вообще ведут себя все более шумно и оскорбительно, пока их Правитель не выдохнется, махнет ру­
    кой и уступит.
    Как развивался мозг
    Чтобы лучше понять, насколько сильным бывает влияние эмоций на мыслящий ум — и почему чувство и разум так легко приходят в состояние войны, — посмотрим, как происходило развитие головного мозга. Мозг человека, содержащий около трех фунтов («1362 г) клеток и невральных жидкостей, по раз­
    меру примерно втрое больше мозга наших ближайших род­
    ственников по эволюции — приматов, не принадлежащих к человеческому роду. За миллионы лет эволюции мозг рос сни­
    зу вверх, причем развитие его высших центров происходило по принципу совершенствования его низших отделов. (Рост моз­
    га у человеческого эмбриона в грубом приближении повторяет этот эволюционный процесс.)
    Самой примитивной частью мозга, каковая имеется у всех видов, у которых нервная система чуть больше минимальной, является мозговой ствол, окружающий вершину спинного мозга. Этот первичный мозг управляет главными жизненны­
    ми функциями, например, дыханием и метаболизмом осталь­
    ных органов тела, а также стереотипными реакциями и дви­
    жениями. Простейший мозг не способен думать или учиться, он скорее представляет собой набор заранее запрограммиро­
    ванных регуляторов, которые поддерживают должный режим работы организма и реагирование, обеспечивающее его вы­
    живание. Этот мозг безраздельно правил в «эпоху рептилий»:

    28
    Дэниел Гоулман представьте себе змею, шипением подающую сигнал об угро­
    зе нападения.
    Из простейшего корня — мозгового ствола — возникли эмо-
    ''•-•' циональные центры. По истечении миллионов лет, в ходе эво­
    люции из этих эмоциональных зон развился думающий мозг, или «неокортекс» (новая гомогенетическая кора головного моз­
    га), большая луковица из изогнутых тканей, образующих верх­
    ние слои. Тот факт, что думающий мозг развился из эмоцио­
    нального, очень многое говорит о взаимосвязи мысли и чув­
    ства: эмоциональный мозг существовал задолго до того, как появился мозг рациональный.
    Основа нашей эмоциональной жизни состоит в обонянии или, точнее, в обонятельной доле головного мозга, клетки ко­
    торой воспринимают запах. Каждое живое существо — идущее в пищу или ядовитое, половой партнер, хищник или добыча — имеет свой особый отличительный молекулярный «автограф», который может переноситься ветром. В древние времена запах зарекомендовал себя как чувство, имеющее первостепенную важность для выживания.
    Из обонятельной доли головного мозга начали развиваться первичные центры эмоций, в итоге выросшие достаточно боль­
    шими, чтобы охватить верхушку мозгового ствола. В зачаточ­
    ном виде обонятельный центр состоял из довольно тонких слоев нервных клеток, собранных вместе, чтобы анализировать за­
    пах. Один слой клеток обследовал то, что издавало запах, и от­
    носил его к соответствующей категории: съедобный или ядо­
    витый, сексуально приемлемый, враг или кандидат на съеде­
    ние. Второй слой клеток передавал по нервной системе реф­
    лексивную информацию, сообщая организму, что надо делать: кусать, выплюнуть, подойти, спасаться бегством, преследовать.
    С появлением первых млекопитающих образовались новые жизненно важные слои эмоционального мозга, которые, опоя­
    сав мозговой ствол, выглядели как бугель с выемкой внизу, куда входит мозговой ствол. Поскольку данная часть мозга кольцом охватывает и окаймляет мозговой ствол, ее и назвали «лимби­
    ческой» системой от латинского слова «limbus», что означает
    «кольцо». Новая область нервной системы добавила эмоций, подходящих для мозгового репертуара. И когда мы оказываем-

    Эмоциональный интеллект
    29
    ся во власти страстного желания или ярости, по уши влюблены или содрогаемся от ужаса — все это результат действия лимби­
    ческой системы.
    По мере развития лимбическая система усовершенствова­
    ла два мощных механизма: научение и память. Такого рода ре­
    волюционные достижения делали животное более сообрази­
    тельным при выборе варианта, как себя вести, чтобы выжить, и помогали ему тоньше отрегулировать свои реакции, чтобы приспосабливаться к меняющимся потребностям вместо ав­
    томатического проявления неизменных реакций. Если пища такова, что от нее можно заболеть, значит, в следующий раз ее необходимо избегать. Принятие решения вроде того, что надо съедать, а от чего отказаться, в основном по-прежнему опреде­
    лялось по запаху. Связи между обонятельной луковицей и лим­
    бической системой выполняли функции распознавания и раз­
    личения запахов путем сравнения нынешнего запаха с прош­
    лым, отличая таким образом хороший от плохого. Этот процесс осуществляли ринэнцефалон, дословно носовой мозг, пред­
    ставляющий собой часть лимбической схемы, и рудиментар­
    ная основа неокортекса — думающего мозга.
    Примерно 100 млн лет назад произошел резкий скачок в развитии мозга млекопитающих. Поверх тонкого двухслой­
    ного кортекса (то есть коры головного мозга) — зон, кото­
    рые занимаются планированием, осознанием того, что вос­
    принимается органами чувств, и координированием движе­
    ний — образовалось несколько новых слоев мозговых клеток, в результате чего сформировался неокортекс. В сравнении с двухслойной корой мозга древних млекопитающих неокор­
    текс давал невероятное преимущество в интеллектуальном отношении.
    Неокортекс Homo sapiens, намного больший по размеру, чем у остальных видов, привнес все то, что присуще именно чело­
    веку. Неокортекс есть средоточие мышления; в нем находятся центры, где объединяется и осознается информация, поступа­
    ющая от органов чувств. Благодаря неокортексу к чувству до­
    бавляются размышления по поводу этого чувства, и вдобавок мы приобретаем способность переживать в связи с восприяти­
    ем идей, искусства, символов и мысленных образов.

    30
    Дэниел Гоулллан
    В результате постепенного развития неокортекса стала воз­
    можной целесообразная тонкая настройка, которая, вне вся­
    кого сомнения, предоставила колоссальные преимущества с точки зрения способности организма выжить в тяжелых обсто­
    ятельствах, повысила вероятность того, что его потомство, в свою очередь, передаст дальше гены, содержащие ту же самую невральную схему. Преимущества с точки зрения выживания объясняются способностью неокортекса к вырабатыванию стратегии, долгосрочному планированию и другим ментальным хитростям. Кроме того, все триумфальные достижения искус­
    ства, цивилизации и культуры суть плоды деятельности нео­
    кортекса.
    Это новое прибавление к головному мозгу добавило нюан­
    сов эмоциональной жизни. Возьмем, к примеру, любовь. Лим­
    бические структуры генерируют чувства удовольствия и поло­
    вого влечения — эмоции, питающие сильное половое чувство.
    Но благодаря прибавлению к лимбической системе неокортекса и его соединительных элементов образовалась связь между ма­
    терью и ребенком, ставшая основой семьи и долгосрочного обя­
    зательства вырастить ребенка, что делает возможным полное развитие человеческого существа. (Виды, у которых неокортекс отсутствует, например, рептилии, лишены материнской при­
    вязанности; когда вылупливаются их детеныши, новорожден­
    ным приходится прятаться в срочном порядке, чтобы не пасть жертвами своих сородичей.) У людей защитная связь между родителем и ребенком обеспечивает протекание большей час­
    ти развития на протяжении длительного детства, в течение ко­
    торого мозг продолжает развиваться.
    Поднимаясь по филогенетической* лестнице от рептилий к макак-резусам и человеку, мы заметим, что чистая масса нео­
    кортекса увеличивается; причем этот прирост происходит в гео­
    метрической пропорции во внутренних соединениях мозговой схемы. Чем больше таких соединений, тем шире диапазон воз­
    можных ответных реакций. Неокортекс допускает утонченную
    * Филогенетический — прилагательное от слова «филогенез» — ис­
    торическое развитие организмов, или эволюция органического мира, различных типов, классов, отрядов, семейств, родов и видов; можно го­
    ворить и о филогенезе тех или иных органов.

    Эмоциональный интеллект
    31 и сложную эмоциональную жизнь, например, способность пе­
    реживать по поводу наших переживаний. Отношение неокор­
    текс/лимбическая система у приматов выше, чем у других ви­
    дов, а у человека гораздо выше, чем у приматов, и это подска­
    зывает, почему мы способны проявлять гораздо более широ­
    кий спектр реакций на свои эмоции и обнаруживать при этом больше нюансов. В то время как у кролика или макак-резуса имеется в распоряжении ограниченный набор типичных реак­
    ций на страх, больший неокортекс человека обеспечивает пользование гораздо более разнообразным репертуаром, вклю­
    чающим даже набор номера 911. Чем сложнее социальная сис­
    тема, тем важнее подобная гибкость, а более сложного мира, чем наш, нет.
    Но эти высшие центры управляют не всей эмоциональной жизнью; в решающих вопросах, затрагивающих сердечные стру­
    ны, — и более всего в тяжелых ситуациях, вызывающих край­
    нее душевное волнение, — они, можно сказать, уступают руко­
    водство лимбической системе. Поскольку очень многие выс­
    шие центры мозга выросли из лимбической зоны или вышли за ее пределы, эмоциональный мозг играет решающую роль в структуре нервной системы. Являя собой корень, от которого рос новый мозг, эмоциональные области сплетены со всеми отделами неокортекса мириадами соединительных цепей. Это дает эмоциональным центрам безграничные возможности вли­
    ять на функционирование остального мозга, включая его цен­
    тры мышления.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


    написать администратору сайта