Главная страница
Навигация по странице:

  • Эмоциональный интеллект 141

  • Эмоциональный интеллект 143 Яшик Пандоры и Полианны*: сила позитивного /мышления

  • Оптимизм как великий мотиватор

  • Эмоциональный интеллект 147

  • Эмоциональный интеллект 149

  • Поток вдохновения: нейробиология выдающегося мастерства

  • Эмоциональный интеллект 151

  • Эмоциональный интеллект 153

  • Обучение и вдохновение: новая модель образования

  • Эмоциональный интеллект 155

  • Искусственный интеллект. _Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Гоулман


    Скачать 2.8 Mb.
    НазваниеГоулман
    АнкорИскусственный интеллект
    Дата22.12.2022
    Размер2.8 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_Гоулман Д. Эмоциональный интеллект.pdf
    ТипЗадача
    #858077
    страница8 из 30
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   30
    Эмоциональный интеллект
    139
    Тревожность подтачивает интеллект. При выполнении ка­
    кой-нибудь сложной, требующей затрат умственной энергии и напряженной задачи, как это, например, бывает у диспетчеров, хронически высокая тревожность почти наверняка служит ука­
    занием, что человек в таком состоянии в конце концов окажет­
    ся несостоятельным или во время обучения, или на рабочем месте. Тревожные люди чаще терпят неудачу, несмотря на пре­
    восходные оценки, полученные во время тестов умственного развития, как показали данные исследования 1790 студентов, проходивших подготовку на авиадиспетчера. Кроме того, тре­
    вожность оказывает скрытое противодействие успешному при­
    менению любых академических способностей. Так, изучение
    36 000 добровольцев по 126 различным методикам показало, что чем более человек склонен к беспокойству, тем хуже идет у него процесс усвоения знаний независимо от показателей, будь то оценки в результате тестов, средние оценки за год обучения или тесты достижений.
    Когда людей, подверженных беспокойству, просят выпол­
    нить когнитивное задание, например, отнести неопределенные объекты к одной из двух категорий и рассказать, что при вы­
    полнении этого задания происходит у них в голове, то оказы­
    вается, что их одолевают негативные мысли: «Я не смогу этого сделать», «Я совсем не способен к тестам такого рода» и тому подобные, которые самым непосредственным образом срыва­
    ют процесс принятия ими решения. И действительно, когда мучимым беспокойством членам группы сравнения предложи­
    ли нарочно поволноваться в течение пятнадцати минут, их спо­
    собность выполнить то же самое задание резко ухудшилась. А когда обеспокоенным людям перед попыткой выполнить зада­
    ние предоставили пятнадцатиминутную передышку, понизив­
    шую их уровень взволнованности, они без труда с ним справи­
    лись.
    Научное изучение тревожности, вызванной тестовой ситуа­
    цией, впервые было предпринято в 1960-х годах Ричардом Эл- пертом, который признался мне, что его интерес к этой теме был вызван тем, что в студенческие годы нервы часто подводили его на экзаменах, приводя к провалу, тогда как его коллега Ралф
    Хабер считал, что напряжение перед экзаменом на самом деле

    140
    Дэниел Гоулман помогало ему лучше его сдавать. Их исследование — среди про­
    чего — показало, что волнующиеся студенты бывают двух типов: у одних тревожность перечеркивает достигнутые ими успехи в учебе, а другие способны успешно сдать экзамен, несмотря на стресс — а может, и благодаря ему. Ирония тревожности, вы­
    званной экзаменационной ситуацией, заключается в том, что именно это опасение относительно успешности сдачи экзамена может в идеале побудить одних студентов вроде Хабера усердно заниматься, готовясь к экзаменам, и в итоге сдать их, а другим помешать добиться успеха. У таких слишком тревожных людей, как Элперт, предэкзаменационное предчувствие мешает ясно­
    му мышлению и запоминанию, нужным для успешного изуче­
    ния предметов, а во время экзамена оно и вовсе лишает их ясно­
    сти ума, необходимой для того, чтобы хорошо сдать экзамен.
    Число причин тревоги, называемое людьми, сдающими экзамен, служит прямым указанием на то, насколько плохо они с ним справятся. Умственно-психические ресурсы, затрачива­
    емые на одно когнитивное задание — беспокойство, попросту уменьшают духовные ресурсы, имеющиеся в распоряжении для обработки другой информации; насколько наше внимание уже поглощено волнениями по поводу того, что мы можем прова­
    литься на экзамене, настолько же меньше внимания мы потра­
    тим на нахождение ответов. Наше беспокойство превращается в самоосуществляющиеся предсказания, толкающие нас к тому самому несчастью, которое они пророчат.
    С другой стороны, люди, умеющие мастерски обуздывать свои эмоции, могут использовать заблаговременную тревогу, скажем, по поводу предстоящего выступления с речью или эк­
    замена, чтобы побудить себя хорошо подготовиться к этому событию и таким образом отлично справиться с этим делом. В классической литературе по психологии зависимость между тревогой и выполнением работы, включая умственную работу, описывается с помощью перевернутой буквы «U». В высшей точке перевернутой «U» соотношение между тревогой и рабо­
    тоспособностью оптимальное: легкая нервозность стимулиру­
    ет выдающиеся достижения. Однако слабая тревога, соответ­
    ствующая первой стороне перевернутой «U», приводит к апа-

    Эмоциональный интеллект
    141
    тии или ослабляет мотивацию, достаточно настойчиво старать­
    ся хорошо справиться с делом, тогда как сильная тревожность — вторая сторона «U» — срывает любые попытки проявить себя с лучшей стороны.
    Состояние умеренного восторга — по-научному гипома- ния* — по-видимому, является оптимальным для писателей и представителей других творческих профессий, требующих по­
    движного мышления и богатого воображения, нечто вроде стрем­
    ления к вершине перевернутого «U». Но если дать такой эйфо­
    рии выйти из-под контроля и превратиться в настоящую ма­
    нию вроде смены настроений при маниакально-депрессивном психозе, так сразу же беспокойное возбуждение станет подры­
    вать способность мыслить достаточно связно, чтобы писать хорошие книги, хотя бы даже идеи лились мощным потоком, но, вероятно, уж чересчур бурным, чтобы иметь возможность тщательно их проработать и в результате получить закончен­
    ное произведение.
    Хорошее настроение, пока оно длится, усиливает способ­
    ность к гибкому и более сложному мышлению, облегчая таким образом поиск решения проблем, причем не важно каких: ин­
    теллектуальных или межличностных. Выходит, что один из спо­
    собов помочь кому-нибудь как следует обдумать проблему — это рассказать ему анекдот. Смех, как и душевный подъем или приподнятое настроение, похоже, помогает людям более ши­
    роко мыслить и свободнее находить ассоциации, замечая взаи­
    мосвязи, которые в противном случае, возможно, ускользнули бы от них — ментальный навык, крайне важный не только в творчестве, но и в распознавании сложных взаимозависимос­
    тей и предвидения последствий уже принятого конкретного решения.
    Преимущества — в смысле лучшей сообразительности — искреннего смеха становятся наиболее очевидными, когда речь заходит о решении проблемы, требующей творческого подхо­
    да. Результаты одного исследования показали, что люди, толь­
    ко что посмотревшие по телевизору передачу «Смешные про­
    махи», лучше решают головоломку, которую обычно использу-
    * Гипомания — легкая форма мании или помешательства.

    142
    Дэниел Гоулман ют психологи для проверки творческого мышления. Во время теста добровольцам давали свечку, спички и коробку с кнопка­
    ми и просили прикрепить свечку к облицованной пробковой панелью стене так, чтобы с нее при горении воск не капал на пол. Большинство людей, решая эту задачу, впадало в состоя­
    ние «функциональной стереотипности», размышляя, как ис­
    пользовать эти предметы наиболее привычным для себя спо­
    собом. Участники эксперимента, час назад посмотревшие ве­
    селую комедию, в отличие от тех, кто смотрел фильм на спортивную тему или занимался гимнастикой, быстрее нахо­
    дили альтернативу использования коробки с кнопками и де­
    монстрировали творческое решение задачи: они прикнопили коробку к стене и воспользовались ею как подсвечником.
    Даже незначительные перемены в настроении могут по­
    влиять на мышление. Строя планы или принимая решение, люди, пребывающие в хорошем настроении, проявляют «пер­
    цептивную предвзятость», заставляющую их быть более экс­
    пансивными и позитивными в своем мышлении. Отчасти это объясняется тем, что память определяется состоянием, так что, находясь в хорошем настроении, мы вспоминаем более радост­
    ные события; и когда мы обдумываем доводы за и против ка­
    кого-то образа действий, будучи довольными, память склоняет нашу оценку событий в положительную сторону, побуждая нас, к примеру, поступать несколько безрассудно или риско­
    ванно.
    Кроме того, пребывание в дурном настроении придает вос­
    поминаниям негативную направленность, заставляя нас с боль­
    шей охотой ограничиваться диктуемым страхом, сверхосторож­
    ным решением. Неуправляемые эмоции связывают интеллект.
    Но, как следует из Главы 5, мы можем снова заставить подчи­
    няться эмоции, вышедшие из-под контроля; эта эмоциональ­
    ная компетентность и есть главная одаренность, способствую­
    щая пользованию всеми остальными видами умственных спо­
    собностей. Рассмотрим несколько подходящих примеров: ка­
    кую пользу приносят надежда и оптимизм и те моменты высшего душевного подъема, когда люди превосходят самих себя.

    Эмоциональный интеллект
    143
    Яшик Пандоры и Полианны*:
    сила позитивного /мышления
    Вниманию студентов колледжа была предложена следую­
    щая гипотетическая ситуация:
    Несмотря на то что вы поставили себе целью получить
    • отметку «хорошо», когда объявят вашу оценку за первый эк­
    замен, составляющую 30 процентов вашей окончательной оценки, вы получили низкий балл. Сегодня — ровно неделя, как вы узнали об этой оценке. Что вы делаете?
    Все дело оказалось в надежде. Ответы студентов с высоким уровнем надежды сводились к тому, что нужно усерднее рабо­
    тать и подумать о том, что можно попробовать сделать, чтобы подкрепить свою окончательную оценку. Студенты, питавшие умеренные надежды, обдумывали несколько путей повысить свою оценку, но обнаруживали гораздо меньшую решимость следовать им. И что совершенно понятно, студенты, смотрев­
    шие на ситуацию почти без надежды, были деморализованы и полностью сдались.
    Однако это отнюдь не теоретический вопрос. Когда К. Р. Снай- дер, психолог из Университета штата Канзас, проводивший это исследование, сравнил фактические успехи в учебе, достигну­
    тые студентами-первокурсниками с большими и слабыми на­
    деждами, то обнаружил, что надежда была лучшим предсказа­
    телем их оценок за первый семестр, чем оценки, полученные ими во время теста академических способностей, с помощью которого предположительно можно спрогнозировать, как пой­
    дут дела у студентов в колледже (и результаты которого вполне согласуются с коэффициентом умственного развития). И в этом случае, принимая во внимание примерно одинаковый диапа­
    зон интеллектуальных способностей, решающее значение имеет эмоциональная одаренность.
    Снайдер дал такое объяснение: «Студенты, питающие боль­
    шие надежды, ставят перед собой более высокие цели и знают,
    * Полианна — героиня одноименной повести Э. Портер, в перенос­
    ном смысле неисправимый оптимист.

    144
    Дэниел Гоулман как много надо работать для их достижения. Если сравнить сту­
    дентов с равными интеллектуальными способностями по их успехам в учебе, так то, что их отличает друг от друга, это на­
    дежда».
    Как гласит древняя легенда, греческая богиня Пандора по­
    лучила в подарок от богов, позавидовавших ее красоте, таин­
    ственный ящик, и ей было велено никогда его не открывать.
    Однажды любопытство пересилило, и, не устояв перед иску­
    шением, она открыла крышку, чтобы заглянуть внутрь, и вы­
    пустила в мир множество всяческих несчастий: болезни, тре­
    воги, безумие. Но некий милосердный бог позволил ей в по­
    следний момент закрыть ящик и не дать ускользнуть одному спасительному средству, которое делает терпимыми жизнен­
    ные невзгоды и страдания. Этим средством была надежда.
    Надежда, согласно изысканиям ученых, помогает челове­
    ку, попавшему в беду, гораздо лучше, чем все слова утешения.
    Она играет на удивление важную роль в жизни людей, давая им преимущество в столь разных сферах, как школьные успехи и умение справляться с тягостными обязанностями. Надежда в специальном смысле представляет нечто большее, чем просто оптимистичный взгляд на вещи, когда все воображается в наи­
    лучшем свете. Снайдер определяет надежду более конкретно как
    «веру в то, что у вас есть желание и умение достичь своих це­
    лей, каковы бы они ни были».
    В этом отношении все люди надеются по-разному. Одни считают себя вполне способными выпутаться из беды или най­
    ти способ решить свои проблемы, тогда как другие просто не считают, что у них достаточно энергии, способностей или средств добиться желаемых целей. Люди, в ком надежда очень сильна, по мнению Снайдера, обладают особыми качествами, в числе которых способность находить для себя мотивацию; изобретательность в отыскании способов выполнить поставлен­
    ные задачи; умение подбодрить себя в трудной ситуации, ска­
    зав, что все будет хорошо; достаточная гибкость, чтобы нахо­
    дить разные способы для достижения целей или изменить цель, если ее достижение по тем или иным причинам окажется не­
    возможным, а еще достаточно ума, чтобы догадаться разбить грандиозную задачу на меньшие и легко выполнимые части.

    Эмоциональный интеллект
    145
    С точки зрения эмоционального интеллекта надеяться оз­
    начает не поддаваться непреодолимой тревоге или депрессии и не теряться в периоды трудных испытаний или неудач. В са­
    мом деле, люди, полные надежд, в меньшей степени, чем дру­
    гие, подвержены депрессии, поскольку они, как искусные пол­
    ководцы, идут по жизни к поставленным целям, в принципе отличаются меньшей тревожностью и почти не страдают от эмоциональных дистрессов.
    Оптимизм как великий мотиватор
    Американцы, занимавшиеся плаванием, возлагали большие надежды на Мэтта Бьонди, члена олимпийской команды США в 1988 году. Некоторые спортивные журналисты усиленно рас­
    хваливали Бьонди, как достойного соперника Марка Шпитца, завоевавшего в 1972 году семь золотых медалей. Однако в пер­
    вом же заплыве на 200 метров вольным стилем Бьонди пришел только третьим, а в следующем — на 100 метров стилем баттер­
    фляй — в борьбе за золото его буквально на дюйм обошел дру­
    гой пловец, сделав немыслимый рывок, когда до финиша оста­
    валось не более метра.
    Спортивные комментаторы высказывали предположения, что неудачи подорвут веру Бьонди в собственные силы и поме­
    шают добиться успеха, однако он сумел оправиться от пораже­
    ния и завоевал золотые медали в следующих пяти заплывах.
    Одним из зрителей, у кого не вызвало удивления «возрожде­
    ние» Бьонди, был Мартин Селигман, психолог из Университе­
    та штата Пенсильвания, который в начале года проводил с ним тест на оптимизм. В эксперименте, проходившем с участием
    Селигмана, во время одного заплыва, специально предназна­
    ченного продемонстрировать лучшие качества Бьонди, тренер по плаванию сказал ему, что он показал худшее время, чем было на самом деле. Несмотря на столь пессимистическое сообще­
    ние о результатах соревнования, когда Бьонди попросили от­
    дохнуть и попытаться еще раз, его показатели — и так вполне приличные — оказались еще лучше. Другие члены команды, которым, как и Бьонди, сообщили о якобы плохих результатах

    146
    Дэниел Гоулллан и чьи тестовые оценки характеризовали их как пессимистов, также предприняли вторую попытку, но их время было гораздо хуже, чем в первом заплыве.
    Оптимизм, как и надежда, подразумевает наличие непоко­
    лебимого ожидания, что все в жизни в общем сложится хоро­
    шо, несмотря на неудачи и разочарования. Сточки зрения эмо­
    ционального интеллекта оптимизм — это установка, которая удерживает людей от впадания в апатию, безнадежность или депрессию перед лицом суровых обстоятельств. И, как и в слу­
    чае с его близкой родственницей надеждой, оптимизм выпла­
    чивает дивиденды в жизни (конечно, при условии, что это реа­
    листичный оптимизм, ведь слишком наивный оптимизм мо­
    жет обернуться катастрофой).
    Селигман дает определение оптимизму с точки зрения того, как люди объясняют себе свои успехи и неудачи. Оптимисты связывают провал с чем-то, что можно изменить, так что в сле­
    дующий раз они преуспеют во всем, тогда как пессимисты при­
    писывают вину за неудачу какой-то особенности, которую они 'бессильны изменить. Эти различающиеся объяснения имеют большое значение с точки зрения того, как люди реагируют на жизнь. Например, реагируя на разочарование от отказа в при­
    еме на работу, оптимисты склонны отзываться на это деятель­
    но и с надеждой, скажем, принимаясь за разработку плана дей­
    ствий или пытаясь получить совет и помощь; они рассматри­
    вают неудачу как дело вполне поправимое. Пессимисты же, напротив, реагируют на подобные препятствия, исходя из того, что ничего не могут сделать, чтобы в следующий раз дела по­
    шли лучше, и поэтому ничего и не предпринимают для реше­
    ния этой проблемы; они рассматривают неудачу как неизбеж­
    ное следствие какого-то личного недостатка, который вечно будет их преследовать.
    Оптимизм, как и надежда, предвещает успешность в учебе.
    В процессе исследования, объектом которого стали пятьсот поступающих в 1984 году на первый курс Университета штата
    Пенсильвания, баллы, заработанные студентами во время тес­
    та на оптимизм, оказались лучшим прогнозирующим парамет­
    ром их действительных оценок в первый год обучения, чем их отметки, полученные во время теста академических способно-

    Эмоциональный интеллект
    147
    стей или их оценки в средней школе. По словам Селигмана, проводившего это исследование, «На вступительных экзаменах в колледж определяется талант, тогда как стиль объяснений сообщает вам, кто сдается. Именно сочетание умеренного та­
    ланта и способности продолжать двигаться к цели перед лицом поражения ведет к успеху. А в тестах способностей недостает мотивации. Что вам нужно знать о ком-нибудь, так это, про­
    должат ли они упорно двигаться к цели, когда обстоятельства будут доставлять сплошные разочарования. Сдается мне, что при определенном уровне умственного развития ваше действи­
    тельное достижение есть функция не только вашего таланта, но и способности выдержать поражение».
    Силу оптимизма в мотивации людей наиболее ярко проде­
    монстрировало исследование Селигмана, которое он провел с привлечением агентов по продаже страховых полисов при уча­
    стии компании «Метлайф». Умение, оставаясь любезным, веж­
    ливо принять отказ, играет чрезвычайно важную роль в торговле любого рода, особенно если речь идет о такой вещи, как стра­
    ховой полис, когда ответов «нет» обескураживающе больше, чем
    «да». По этой причине примерно три четверти страховых аген­
    тов бросают эту работу в первые три года службы. Селигман установил, что новички, которые были оптимистами по нату­
    ре, в первые два года работы продавали на 37 процентов боль­
    ше страховок, чем удавалось продать пессимистам, и к тому же за первый год оставило эту работу вдвое больше пессимистов в сравнении с оптимистами.
    Более того, Селигман убедил руководство компании «Мет­
    лайф» нанять специальную группу претендентов, получивших высокие баллы за тест на оптимизм, но потерпевших неудачу в тестах на нормальный отбор (в котором сравнивались их уста­
    новки со стандартным графиком, построенным на основе от­
    ветов агентов, отлично выполнявших свою работу). Участники специальной группы обогнали пессимистов в продаже поли­
    сов на 21 процент в первый год службы и на 57 процентов во второй.
    Ответ на вопрос, почему оптимизм в значительной степе­
    ни определяет успех продаж, заключается в том, что он соб­
    ственно и есть установка эмоционального ума. Каждый, кто

    148
    Дэниел Гоулман
    не принимает торгового агента, означает небольшое пораже­
    ние. Эмоциональная реакция на такое поражение оказывает­
    ся решающей и практически полностью определяет, найдет ли этот агент для себя достаточно мотивов, чтобы продолжить работу. Когда число отказов постоянно растет, моральное со­
    стояние может ухудшиться, и агенту становится все труднее и труднее набирать номер следующего телефона. Подобный от­
    каз особенно тяжело выслушивать пессимисту, который ис­
    толковывает его в одном смысле: «На этот раз я потерпел не­
    удачу. Видно, я так и не сумею ничего продать», а такая ин­
    терпретация, конечно же, вгоняет в апатию и пораженчество, а подчас и в депрессию. Оптимисты, напротив, говорят себе:
    «Я выбрал не тот подход» или: «Этот клиент просто был в пло­
    хом настроении». Считая причиной неудачи в конкретной ситуации не себя, а нечто другое, они могут изменить свой подход при разговоре со следующим клиентом. И тогда как ментальная установка пессимиста ведет к отчаянию, настрой оптимиста порождает надежду.
    Одним из источников позитивного или негативного миро­
    воззрения вполне может быть врожденный характер; некото­
    рые люди по природе склоняются к одному образу действий или к другому. Но, как мы узнаем из Главы 14, жизненный опыт может закалить характер. Оптимизму и надежде — как и беспо­
    мощности и отчаянию — можно научиться. В основе их обоих лежит точка зрения, которую психологи называют самоэффек­
    тивностью, верой в то, что ты обладаешь совершенным умени­
    ем справляться с событиями своей жизни и смело смотреть в лицо испытаниям. Развитие компетенции любого рода укреп­
    ляет чувство самоэффективности, заставляя человека больше рисковать и предпочитать задачи, предъявляющие более высо­
    кие требования. А преодоление этих трудностей, в свою оче­
    редь, усиливает чувство самоэффективности. Такая позиция побуждает людей наилучшим образом использовать любые та­
    ланты и умения, какие только у них есть, — или делать все не­
    обходимое для их развития.
    Алберт Бандура, психолог из Стэнфордского университе­
    та, много занимавшийся изучением самоэффективности, дал удачную оценку этому качеству: «Мнение людей о своих спо-

    Эмоциональный интеллект
    149
    собностях оказывает огромное влияние на эти способности.
    Способность — это не закрепленное качество; ваши действия отличаются невероятной изменчивостью. Люди, обладающие чувством самоэффективности, оправляются от неудач; они подходят к обстоятельствам с точки зрения того, как с ними справиться, а не беспокоятся о том, что что-то может не полу­
    читься».
    Поток вдохновения:
    нейробиология выдающегося мастерства
    Один композитор так описал те моменты, когда ему твори­
    лось лучше всего:
    Вы сами до такой степени пребываете в экстатическом состоянии, что чувствуете себя так, словно не существуете. Я переживал это много раз. Моя рука, казалось, жила собствен­
    ной, независимой от меня жизнью, и я не имел никакого от­
    ношения к происходящему. Я просто сидел там, наблюдая в состоянии трепета и изумления. И это состояние улетучива­
    ется само по себе.
    Его описание удивительно схоже с описаниями сотен раз­
    ных людей, мужчин и женщин, — скалолазов, чемпионов по шахматам, хирургов, баскетболистов, инженеров, управляющих и даже делопроизводителей, — когда они рассказывают о ка­
    ком-нибудь моменте, в который превзошли самих себя, зани­
    маясь своим любимым делом. Михай Чиксэнтмихайи, психо­
    лог из Чикагского университета, который на протяжении двух десятилетий исследований собирал подобные рассказы о мо­
    ментах наивысшего подъема, назвал описываемое ими состоя­
    ние вдохновением. Спортсменам это состояние невыразимого наслаждения известно как зона, где превосходство достигается без малейших усилий, а толпа и соперники исчезают при стой­
    кой блаженной погруженности в это мгновение. Диана Роф- фе-Штейнроттер, завоевавшая золотую медаль в лыжном спорте на зимних Олимпийских играх 1994 года, финишировав в сво-

    150
    Дэниел Гоулман ем забеге в лыжной гонке, сказала, что ничего о ней не помнит, кроме полного расслабления. «Я ощущала себя водопадом».
    Способность войти в поток вдохновения есть высшее про­
    явление эмоционального интеллекта; поток вдохновения сим­
    волизирует основной принцип использования эмоций для по­
    мощи в работе и приобретении знаний. В потоке вдохновения эмоции не просто сдерживаются и направляются в нужное рус­
    ло, они позитивны, пропитаны энергией и нацелены на реше­
    ние насущной задачи. Попасть в ловушку тоски от депрессии или тревожного смятения означает быть отстраненным от по­
    тока вдохновения. Тем не менее поток вдохновения (или более слабый микропоток) — это переживание, в которое время от времени входят почти все, особенно если они работают на пике своих возможностей или пытаются выйти за пределы своих прежних достижений. Вероятно, это полнее всего проявляется при экстатической любовной близости, слиянии двоих в по­
    движно гармоничное единое целое.
    Такое переживание поистине восхитительно: неотъемлемый признак вдохновения — это чувство спонтанной радости или даже восторга. И поскольку вдохновение доставляет весьма при­
    ятные ощущения, оно, по сути, служит наградой. В этом состоя­
    нии человек с головой уходит в свое занятие, полностью сосре­
    доточивает внимание на выполняемой задаче, а его сознание сливается с его действиями. В самом деле, слишком усиленное размышление о происходящем прерывает поток вдохновения, ведь сама мысль «Как замечательно я это делаю» способна раз­
    рушить чувство вдохновения. Внимание концентрируется до та­
    кой степени, что человек начинает воспринимать лишь то, чем он непосредственно занят в данный момент, теряя представле­
    ние о времени и пространстве. Один хирург, например, прово­
    дил очень сложную операцию в состоянии вдохновения, и, как он потом рассказывал, когда операция закончилась, он, увидев на полу операционной куски штукатурки, спросил ассистентов, что произошло, и пришел в страшное изумление, узнав, что, пока он сосредоточенно оперировал больного, часть потолка обвали­
    лась, но он этого даже не заметил.
    Вдохновение — это состояние самозабвения, противопо­
    ложное тревожному размышлению и беспокойству: в такие

    Эмоциональный интеллект
    151
    мгновения людьми не овладевает нервозная озабоченность, напротив, они так поглощены насущной задачей, что теряют всяческое самосознание, забывают о мелких заботах — здо­
    ровье, счетах и даже преуспевании — повседневной жизни. В этом смысле в моменты вдохновения люди, можно сказать, ли­
    шаются своего эго. Как это ни парадоксально, но в приступе вдохновения они полностью контролируют свои действия; их реакции в точности соответствуют меняющимся требовани­
    ям ситуации. И хотя в таком состоянии люди работают на пре­
    деле сил и возможностей, их не интересует, как они действу­
    ют, и не беспокоят мысли ни об успехе, ни о провале: истин­
    ное удовольствие от собственно занятия — вот что движет ими в эти минуты.
    Существует несколько способов войти в поток вдохновения.
    Один из них заключается в намеренном сосредоточении внима­
    ния на том, чем вы занимаетесь, поскольку состояние высшей концентрации составляет сущность вдохновения. Создается, однако, впечатление, что на входе в эту зону имеется своего рода
    «петля обратной связи», то есть, возможно, потребуется прило­
    жить значительное усилие, желая успокоиться и сосредоточить­
    ся в достаточной степени, чтобы приступить к выполнению за­
    дачи, — этот первый шаг требует некоторой дисциплины. Но как только внимание жестко сфокусируется на задаче, оно обретает собственную силу, утихомиривая эмоциональное возмущение и до предела облегчая работу.
    Вхождение в эту зону возможно и в том случае, если люди сталкиваются с задачей из области их компетенции и берутся за нее, лишь в малой степени напрягая свои способности. Как заявил мне Чиксэнтмихайи, «люди, похоже, сосредоточивают наибольшее внимание там, где требования к ним немного боль­
    ше, чем обычно, да и они способны дать больше обычного. Если требования к ним малы, люди скучают; если же им приходится справляться слишком со многим, они начинают тревожиться.
    Так вот, вдохновение наступает как раз в том неопределенном промежутке между скукой и тревогой».
    Спонтанное наслаждение, изысканность и действенность, столь характерные для вдохновения, не имеют ничего общего с эмоциональными налетами, когда создаваемые лимбической

    152
    Дэниел Гоулллан системой волны захлестывают остальную часть головного моз­
    га. В состоянии вдохновения внимание сконцентрировано, но при этом не напряжено. Такая концентрация полностью отлич­
    на от необходимости напрягаться, чтобы сосредоточиться, когда мы устали или скучаем или когда наше внимание осаждают та­
    кие назойливые эмоции, как тревога или гнев.
    Вдохновение — это состояние, свободное от эмоциональ­
    ных помех, если не считать захватывающего, чрезвычайно сти­
    мулирующего чувства легкого экстаза. Этот самый экстаз, по- видимому, является побочным результатом фокусирования внимания — необходимого предварительного условия вхожде­
    ния в поток вдохновения. В самом деле, в классической лите­
    ратуре, посвященной традициям созерцания, описываются со­
    стояния погруженности в мысли, переживаемые как чистое блаженство, вдохновение, вызванное не чем иным, как напря­
    женной сосредоточенностью.
    Когда наблюдаешь за кем-нибудь в состоянии вдохновения, создается впечатление, что трудное совсем нетрудно; высший подъем в работе кажется естественным и обычным. Это впечат­
    ление соответствует тому, что происходит в мозге, где повторя­
    ется тот же самый парадокс: задачи, требующие максимальной отдачи сил, выполняются при минимальном расходе менталь­
    ной энергии. Когда накатывает вдохновение, мозг пребывает в
    «холодном» состоянии, и активация и торможение им нервной цепи приспособлены к требованиям момента. Когда люди заня­
    ты какими-то видами деятельности, которые без усилий захва­
    тывают и удерживают их внимание, их мозг «успокаивается» в том смысле, что происходит снижение корковой активации. Это весьма примечательное открытие, если учесть, что вдохновение позволяет людям браться за самые трудные, требующие отдачи всех сил дела в данной области, будь то игра с опытнейшим шах­
    матистом или решение сложной математической задачи. Каза­
    лось бы, следует ожидать, что решение таких бросающих вызов задач потребует не меньшей, а большей корковой активации.
    Однако разгадка вдохновения состоит в том, что оно не выходит за пределы возможного для данного человека, то есть возникает там, где навыки и умения хорошо отработаны, а рефлекторные дуги действуют наиболее эффективно.

    Эмоциональный интеллект
    153
    Напряженная сосредоточенность — центр внимания-, пи­
    таемый беспокойством, — вызывает усиленную корковую ак­
    тивацию. Но похоже, зона вдохновения и оптимальной рабо­
    тоспособности являет собой оазис корковой эффективности с почти минимальными затратами ментальной энергии. Вероят­
    но, это имеет смысл с точки зрения квалифицированной прак­
    тики, позволяющей людям попадать в поток вдохновения: ов­
    ладение ходами, необходимыми для выполнения какой-либо задачи, будь то физическая задача вроде скалолазания или мен­
    тальная, как, например, компьютерное программирование, оз­
    начает, что при их выполнении мозг может функционировать более эффективно. Хорошо отработанные ходы требуют гораз­
    до меньших мозговых усилий, чем те, которым еще только учат­
    ся, или те, что по-прежнему слишком трудны. Подобным же образом, когда мозг работает менее эффективно от утомления или из-за нервозности, что бывает в конце долгого, напряжен­
    ного дня, происходит «размывание» точной направленности усилий коры головного мозга при одновременной активации слишком многих лишних зон — то есть при состоянии нервной системы, переживаемом как чрезвычайная рассеянность. Тоже самое происходит и при скуке. Но когда мозг работает с макси­
    мальной производительностью, как это бывает при вдохнове­
    нии, между активными зонами и требованиями, предъявляе­
    мыми заданием, существует точная взаимосвязь. В таком со­
    стоянии даже тяжелая работа может показаться живительной или подзаряжающей энергией, а вовсе не опустошающей или истощающей.
    Обучение и вдохновение:
    новая модель образования
    Поскольку вдохновение приходит в зоне, где занятие че­
    ловека требует от него наиболее полного приложения сил и способностей, то по мере того, как растет его мастерство, ему, чтобы войти в полосу вдохновения, требуются задачи повы­
    шенного уровня сложности. Если задача слишком проста, она вызывает скуку, если же чересчур трудоемка, то возбуждает

    154
    Дэниел Гоулман
    скорее тревогу, а не вдохновение. Известно, что к достиже­
    нию высшего мастерства в профессии или ремесле человека подталкивает возможность испытать вдохновение и что мо­
    тивацией кдостижению все большего успеха в любой деятель­
    ности, будь то игра на скрипке, танцы или сращивание генов, по крайней мере частично, является возможность побыть в состоянии вдохновения во время работы. В ходе эксперимен­
    та, в котором участвовали двести художников в возрасте во­
    семнадцати лет, только что окончивших художественную шко­
    лу, Чиксэнтмихайи установил, что лишь те, кто в студенче­
    ские годы испытывал подлинную радость от самого процесса рисования, стали в итоге серьезными художниками. Если же мотивом к обучению в школе служили мечты о славе и богат­
    стве, то после ее окончания большинство таких студентов во­
    обще отходят от искусства.
    На основании полученных результатов Чиксэнтмихайи де­
    лает такой вывод: «Художники должны превыше всего ставить занятие живописью. Если же художник, стоя перед мольбер­
    том, начинает прикидывать, за сколько он продаст эту картину или что подумают о ней критики, ему не дано сказать свое сло­
    во в искусстве. Творческие свершения доступны лишьтем, кто всецело предан своему делу».
    Для достижения мастерства в ремесле, профессии или ис­
    кусстве вдохновение необходимо так же, как и для усвоения знаний. Студенты, испытывающие вдохновение в процессе обучения, лучше занимаются независимо от их потенциала, определяемого по результатам теста достижений. Об учениках чикагской средней школы с естественно-научным уклоном, попавших в 5-процентную когорту лучших по оценкам, полу­
    ченным на экзамене по математике, их учителя по математике отозвались как о веселых или грустных. На следующем этапе проводилось наблюдение за тем, как ученики проводят свое время, для чего всем раздали пейджеры, по случайному сигна­
    лу которых им надо было в течение дня записывать, чем они занимались и в каком настроении пребывали. Неудивительно, что грустные отличники тратили всего пятнадцать часов в не­
    делю на занятия дома, то есть намного меньше двадцати семи часов в неделю, уходивших на выполнение домашнего задания

    Эмоциональный интеллект
    155
    у их более жизнерадостных соучеников. Грустные ученики §оль- шую часть того времени, когда они не занимались, тратили на общение: где-то болтались с приятелями и сидели дома.
    После анализа их настроений был сделан впечатляющий вывод. И веселые и грустные отличники массу времени в тече­
    ние недели провели за занятиями, которые вызывали у них ску­
    ку, например, смотрели телевизор, и которые не требовали от них напряжения их способностей. В конце концов таковы все подростки. Но ключевое различие заключалось в их восприя­
    тии процесса учебы. Веселым отличникам учеба приносила удо­
    вольствие, захватывающее переживание вдохновения, которое они испытывали в течение 40 процентов времени, посвящае­
    мого учебе. Что же касается грустных отличников, то учеба вы­
    зывала у них вдохновение на протяжении лишь 16 процентов времени; чаще всего она вызывала тревогу, требуя от них, что­
    бы они превосходили свои возможности. Грустные отличники находили удовольствие и вдохновение в общении, а не в при­
    обретении знаний. Короче говоря, учеников, достигающих уровня своего академического потенциала и устремляющихся дальше, чаще влечет учеба, потому что она вводит их в поток вдохновения. Как это ни печально, но грустные отличники, не сумев отшлифовать те навыки и умения, которые вовлекли бы их в поток вдохновения, не только лишаются наслаждения от учебы, но и рискуют ограничить уровень интеллектуальных за­
    дач, которые будут доставлять им удовольствие в будущем.
    Говард Гарднер, психолог из Гарвардского университета, разработавший теорию множественных умственных способ­
    ностей, считает вдохновение и позитивные состояния, кото­
    рые служат его типичным проявлением, частью самого здоро­
    вого способа обучения детей, стимулирующего их изнутри, а не с помощью угроз или обещаний награды. «Мы должны ис­
    пользовать позитивные состояния малышей, чтобы привлечь их к овладению знаниями в тех областях, где они смогут раз­
    вить способности, — заявил мне Гарднер. — Вдохновение — это внутреннее состояние, которое служит признаком, что ребенок занят выполнением подходящего ему задания. Тебе нужно най­
    ти что-то, что тебе нравится, и твердо этого держаться. Именно тогда, когда дети начинают скучать в школе, они капризнича-

    156
    Дэниел Гоулллан ют и дерутся, а когда их вниманием завладевает нечто требую­
    щее напряжения сил, они начинают беспокоиться о своих школьных занятиях. Но уж если у тебя есть что-то, что тебя вол­
    нует, и ты можешь получать удовольствие от занятия этим, то тут ты учишься, не щадя усилий».
    Стратегия, используемая во многих школах, претворяющих в жизнь гарднеровскую модель множественных умственных способностей, ставит во главу угла выявление профиля врож­
    денных способностей ребенка и подыгрывание сильным сто­
    ронам и одновременное стремление укрепить слабые. К при­
    меру, ребенку, от природы наделенному музыкальными или танцевальными способностями, легче будет входить в поток вдохновения именно в этой области, чем в тех, в которых он менее одарен. Знание профиля ребенка может помочь учителю тонко подобрать способ представления ему темы и проводить уроки на уровне — от коррективного для неуспевающих до по­
    вышенного, который вероятнее всего обеспечит оптимальную перспективу. Такой подход сделает процесс приобретения зна­
    ний более приятным, а не устрашающим и не вызывающим скуку. «Есть надежда, что, когда учеба будет вызывать у детей вдохновение, это придаст им смелости пробовать свои силы в новых сферах деятельности», — утверждает Гарднер, добавляя, что опыт показывает, что так оно и есть.
    Вообще говоря, модель вдохновения предполагает, что до­
    стижение мастерства в любой профессии или области знаний в идеале должна реализовываться естественным путем, когда ре­
    бенок испытывает влечение к занятиям, которые его захваты­
    вают спонтанно и которые, что самое главное, ему нравятся.
    Первый интерес может стать началом высоких достижений, когда ребенок придет к пониманию, что занятие этой областью, будь то танцы, математика или музыка, принесет ему радость вдохновения. И как только ему потребуется раздвинуть грани­
    цы своих способностей, чтобы продлить вдохновение, оно ста­
    нет главным мотиватором все большей эффективности в рабо­
    те и сделает ребенка счастливым. Такая модель усвоения зна­
    ний и образования, конечно, является более позитивной из всех, с какими большинство из нас сталкивалось в школе. Вряд ли найдется человек, у которого школа, хотя бы отчасти, не ас-

    Эмоциональный интеллект
    157 социировалась с бесконечными часами мучительной скуки, перемежаемой моментами сильной тревоги. Стремление к вдох­
    новению в процессе учебы более естественно, больше отвечает человеческой природе и, похоже, представляет достаточно дей­
    ственный способ поставить эмоции на службу образованию.
    В более общем смысле умение направлять эмоции на до­
    стижение полезного результата есть главная одаренность, ха­
    рактеризующая мастера. Не важно, проявится ли оно в сдер­
    живании побуждений и отсрочивании удовольствия; управле­
    нии своими настроениями, чтобы они содействовали, а не ме­
    шали процессу мышления; мотивировании нас быть упорными и пытаться снова и снова достичь поставленной цели, невзи­
    рая ни на какие преграды, или отыскании способов войти в поток вдохновения и таким образом трудиться более эффек­
    тивно, — все свидетельствует о способности эмоций стимули­
    ровать результативные устремления.

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   30


    написать администратору сайта