Главная страница
Навигация по странице:

  • Эмоциональный интеллект

  • Искусственный интеллект. _Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Гоулман


    Скачать 2.8 Mb.
    НазваниеГоулман
    АнкорИскусственный интеллект
    Дата22.12.2022
    Размер2.8 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_Гоулман Д. Эмоциональный интеллект.pdf
    ТипЗадача
    #858077
    страница5 из 30
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
    Глава 5
    РАБЫ СТРАСТЕЙ
    Ты человек...
    Что с равной благодарностью приемлет
    Удары и подарки от судьбы... Дай человека мне,
    Которого бы страсть не сделала рабом, и я его
    Сокрою в сердце, нет, в глубоких тайниках души,
    Где пребываешь ты...
    Гамлет, обращаясь к Горацио
    Самообладание, способность противостоять эмоциональ­
    ным бурям, которые приносят с собой удары судьбы, вместо того чтобы быть «рабом страстей», прославляли как доброде­
    тель еще со времен Платона. В древнегреческом языке этому понятию соответствовало слово sophrosyne, что в переводе зна­
    тока греческого языка Пажа Дюбуа означает «внимательность и ум в образе жизни; умеренную уравновешенность и мудрость».
    Христиане Древнего Рима и ранняя христианская церковь на­
    зывали это temperantia, умеренностью, обуздыванием эмоцио­
    нальных эксцессов. Цель — душевное равновесие, а не подав­
    ление эмоций: каждое чувство по-своему ценно и важно.
    Жизнь, лишенная страстности, превратилась бы в безрадост­
    ную пустыню безразличия, отрезанную и изолированную от богатства самой жизни. Но, как заметил Аристотель, то, что нужно, так это подобающая эмоция, чувствование, соразмерное обстоятельствам. Когда эмоции слишком приглушены, они вызывают подавленность и отчужденность; вышедшие из-под контроля, доходящие до крайностей и упорные, они превра­
    щаются в патологические, как при парализующей депрессии, непреодолимой тревоге, бушующем гневе, маниакальном воз­
    буждении.
    И действительно, ключом к эмоциональному благополучию является сдерживание причиняющих страдание эмоций; край­
    ности — эмоции, которые нарастают слишком интенсивно или

    Эмоциональный интеллект
    97 слишком долго, подрывают нашу стабильность. Разумеется, это не означает, что мы должны испытывать эмоции какого-то од­
    ного вида; если человек все время счастлив, то это так или ина­
    че наводит на мысль о слащавости символов в виде улыбающе­
    гося лица, на которых все буквально помешались в 1970-е годы.
    Много можно сказать о конструктивном вкладе страдания в творческую и духовную жизнь; страдание смягчает душу.
    Ёзлеты и падения, хотя и придают жизни своеобразную ост­
    роту, должны пребывать в равновесии. В душевных расчетах именно соотношение положительных и отрицательных эмо­
    ций определяет ощущение благополучия — по крайней мере так об этом свидетельствуют результаты исследований настро­
    ения сотен мужчин и женщин, которые постоянно носили с собой «пищалки», время от времени напоминавшие им, что­
    бы те записали свои эмоции на данный момент. От участни­
    ков эксперимента вовсе не требовалось, чтобы они всеми спо­
    собами старались избежать неприятных чувств и всегда были довольными, скорее надо было, чтобы неистовые чувства не бушевали бесконтрольно и не портили хорошее настроение.
    Люди, пережившие сильные приступы гнева или депрессии, все же способны испытывать ощущение благополучия, если у них случались в равной степени радостные и счастливые пе­
    риоды, сыгравшие роль своеобразной компенсации. Кроме всего прочего, результаты исследований доказали, что эмоцио­
    нальный интеллект не зависит от академического и практи­
    чески нет никакой взаимосвязи между оценками, или коэф­
    фициентом умственного развития, и эмоциональным благо­
    получием человека.
    Но поскольку в уме происходит постоянное «журчание» мыслей, точно так же идет немолчное «гудение» эмоций. Зву­
    ковой сигнал может застать человека и в 6 утра, и в 7 вечера, и он всегда будет пребывать в каком-то настроении, и, уж ко­
    нечно, по утрам в разные дни и настроения у него будут раз­
    ные. Но если для человека на протяжении нескольких недель или месяцев характерно некое среднее настроение, это свиде­
    тельствует о том, что этот человек в целом здоров и благопо­
    лучен. Выходит, что у большинства людей относительно ред­
    ко случаются приступы бурных чувств и многие из нас если и
    4-915и

    98
    Дэниел Гоулман впадают в мрачное уныние, то весьма среднего уровня, с по­
    логими ухабами на нашем эмоциональном аттракционе вроде
    «русских горок».
    Однако управление собственными эмоциями становится для нас повседневной работой-, ибо большее из того, что мы делаем, — особенно в свободное время, — так это стараемся управиться со своим настроением. Читаем ли мы роман или смотрим телевизор и даже выбираем себе занятие или собесед­
    ников — все^имеет целью улучшить собственное самочувствие и настроение. Умение ублажить себя составляет качество пер­
    востепенной важности в жизни каждого человека. Некоторые теоретики психоанализа, например, Джон Баулби и Д.У. Уин- никотт, считают его одним из наиболее действенных психиче­
    ских инструментов. Существует теория, что эмоционально здо­
    ровые младенцы научаются успокаивать себя, повторяя дей­
    ствия тех, кто за ними ухаживает, что делает их менее уязвимы­
    ми к всплескам активности эмоционального мозга.
    Как мы уже поняли, головной мозг устроен таким образом, что мы очень часто почти или совсем не контролируем тот мо­
    мент, когда нас охватывает какая-либо эмоция, и не властны над тем, какая именно эмоция это будет. Но мы можем оказать некоторое влияние на то, как долго она будет действовать. Этот вопрос возникает не в связи с заурядными печалью, волнением или сильным раздражением; обычно подобные настроения про­
    ходят со временем и при наличии терпения. Но когда такие эмоции чрезвычайно сильны и длятся дольше некоего допус­
    тимого временного предела, они постепенно переходят в му­
    чительные крайние формы: хроническое состояние тревоги, неукротимую ярость, депрессию. А при их наиболее тяжелых и упорных проявлениях для их снятия могут понадобиться лекар­
    ственная терапия, психотерапия или и то, и другое одновре­
    менно.
    В таких случаях обнаруживается одна возможность эмоцио­
    нальной саморегуляции, когда хроническое возбуждение эмо­
    ционального мозга слишком сильно, чтобы его можно было преодолеть без фармакологической помощи. Например, две трети людей, страдающих маниакально-депрессивным синдро­
    мом, никогда не лечились от этого расстройства. Но соль ли-

    Эмоциональный интеллект
    99 тия или новейшие лекарственные препараты могут нарушить характерный цикл парализующей депрессии, перемежающей­
    ся маниакальными эпизодами, во время которых хаотическая экзальтация и претенциозность смешивается с раздражением и гневом. Единственная проблема с маниакально-депрессив­
    ным синдромом заключается в том, что, пока людьми владеют приступы мании, они чаще всего бывают слишком уверены в том, что не нуждаются ни в какой помощи, несмотря на то что принимают катастрофические решения. При таких тяжелых эмоциональных расстройствах применение психиатрических лекарственных средств помогает лучше справляться с житей­
    скими ситуациями.
    Однако когда речь заходит о преодолении более привычно­
    го спектра дурных настроений, то тут мы предоставлены самим себе. К сожалению, те приемы, к которым мы сами можем при­
    бегнуть, не всегда оказываются эффективными, по крайней мере к такому выводу пришла Диана Тайс, психолог из Запад­
    ного резервного университета Кейса, которая опросила более четырехсот мужчин и женщин на тему, какими способами вы­
    хода из скверного настроения они пользуются и насколько удач­
    ной для них оказывается избранная ими тактика.
    Далеко не все соглашаются с философской посылкой о том, что дурное расположение духа следует изменять; как обнару­
    жила Тайс, существуют настоящие «пуристы* настроения»: это около 5 процентов людей, которые ответили, что никогда не пытаются изменить настроение, так как, с их точки зрения, все эмоции «естественны» и их должно переживать в том виде, в каком они возникают, независимо от того, насколько удруча­
    ющими они оказываются. Нашлась и такая категория людей, которые регулярно старались прийти в мерзкое расположение духа из прагматических соображений: это врачи, которым при­
    ходится быть мрачными, чтобы сообщать пациентам плохие новости; активисты-общественники, которые питали негодо­
    вание на несправедливость, чтобы успешнее бороться с нею, и даже молодой человек, который сообщил об искусственном
    * Пуризм — стремление к совершенству, требование совершенства; пурист — требующий совершенства, чистоты в каком-либо деле.
    4 *

    100 Дэниел Гоулллан
    вызывании у себя раздражения, чтобы помочь своему младше­
    му брату справиться с обидчиками на детской площадке. Не­
    которые проявили прямо-таки макиавеллевскую ловкость в манипулировании настроениями, пример — уполномоченные по получению денег по векселям, которые намеренно разъяря­
    ли себя, чтобы проявлять как можно большую твердость с не­
    плательщиками. Но если не учитывать эти редкие случаи целе­
    направленного культивирования неприятных чувств, почти все жаловались, что пребывают во власти своих настроений. Дос­
    тижения людей по части избавления от дурных настроений определенно оказались неоднозначными.
    Анатомия ярости
    Представьте, что кто-то неожиданно подрезает вас на ско­
    ростной автостраде, пока вы в полном удовольствии рулите на своем автомобиле. Если первой вашей мыслью будет «Вот су­
    кин сын!», это почти наверняка означает, что вскорости вами овладеет приступ ярости, независимо от того, последуют ли за ней другие мысли о насилии и мести вроде «Он же мог в меня врезаться! Вот сволочь, ты у меня получишь!». Костяшки ва­
    ших пальцев белеют, пока вы изо всех сил сжимаете руль, ви­
    димо, воображая, что вцепились в горло врагу. Ваше тело мо­
    билизуется на бой, а не на бегство: вас трясет, на лбу выступа­
    ют капли пота, сердце колотится и готово выскочить из груди, на лице застыла злобная гримаса. Вы готовы убить негодяя.
    Затем, если водитель машины позади вас нетерпеливо сигна­
    лит вам, потому что вы замедлили ход, чтобы избежать столк­
    новения, вы готовы, не помня себя от бешенства, наброситься заодно и на него. Таковы последствия перенапряжения, лиха­
    чества и гонок на автострадах!
    Для сравнения рассмотрим иной процесс нарастания яро­
    сти с более милосердным отношением к водителю, который вас подрезал: «Может быть, он меня не заметил, или может быть, у него была какая-то веская причина ехать так неосторожно, к примеру, кому-то срочно потребовалась медицинская помощь».
    Такие мысли разбавляют гнев состраданием или по крайней

    Эмоциональный интеллект
    101 мере заставляют отнестись к случившемуся без предубеждения, препятствуя тем самым нарастанию ярости. Все дело в том, что — если вспомнить о совете Аристотеля испытывать только
    надлежащий гнев — чаще всего наш гнев выходит из-под конт­
    роля. Превосходно высказался об этом Бенджамин Франклин:
    «Гнев никогда не вспыхивает без причины, но она редко быва­
    ет уважительной».
    Разумеется, существуют разные виды гнева. Так, миндале­
    видное тело вполне может стать главным источником внезап­
    ной вспышки гнева в отношении водителя, чья неосторожность поставила нас под угрозу. Однако находящийся на другом кон­
    це эмоциональной цепи неокортекс скорее всего «разожжет» более обдуманную злость, что-то вроде хладнокровной мести или выговора за несправедливый или бесчестный поступок.
    Подобный обдуманный гнев относится к той разновидности, которая, по словам Франклина, «имеет уважительную причи­
    ну» или производит такое впечатление.
    Из всех настроений, которых люди хотели бы избежать, наиболее непокорным представляется ярость. По мнению Тайс, гнев хуже всего поддается контролю. Его можно назвать самой соблазнительной среди отрицательных эмоций: оправдатель­
    ный внутренний монолог, стимулирующий крайнее раздраже­
    ние, наполняет разум в высшей степени убедительными дово­
    дами, чтобы излить свой гнев. В отличие от печали ярость про­
    буждает энергию и даже толкает нас к действию. Обольститель­
    ная, убедительная сила гнева сама по себе служит объяснением, почему так широко распространены некоторые идеи, в частно­
    сти, что гнев не поддается контролю или что его, во всяком слу­
    чае, и не следует сдерживать и что изливание на окружающих гнева в смысле катарсиса* только идет на пользу. Согласно про­
    тивоположной точке зрения, в которой, вероятно, выразился протест против безрадостной картины предыдущих идей, гнев можно полностью предотвратить. Но, как показывает внима­
    тельное ознакомление с результатами исследований, все рас­
    хожие мнения относительно гнева неверны, если вообще не являются выдумкой.
    * Катарсис (от греч. katharsis — очищение) — эмоциональная разгруз­
    ка, мистическое очищение души от грязи чувственности, телесности.

    102
    Дэниел Гоулман
    Но вереница возмущенных мыслей, поддерживающих гнев, может и дать в руки один из мощнейших способов смягчить гнев: прежде всего нужно разрушить те убеждения, которые его питают. Чем дольше мы будем обдумывать то, что нас возмути­
    ло, тем больше «достаточных оснований» и оправданий для сво­
    его гнева сможем изобрести. Размышления подливают масло в огонь гнева. Но иной взгляд на вещи погасит это пламя. Тайс обнаружила, что один из самых действенных способов полно­
    стью утихомирить гнев заключается в том, чтобы еще раз опи­
    сать ситуацию с более позитивной точки зрения.
    «Волна» ярости
    Это открытие вполне согласуется с выводами психолога из Университета штата Алабама Дольфа Цилльманна, кото­
    рый изучил гнев и анатомию ярости в ходе длительных, тща­
    тельно выполненных экспериментов. Учитывая, что источ­
    ник гнева коренится на боевом фланге ответной реакции по типу «сражайся или спасайся», нет ничего удивительного в том, что Цилльманн нашел универсальный пусковой меха­
    низм гнева — чувство опасности. Сигналом опасности мо­
    жет послужить не только прямая физическая угроза, но и — что случается гораздо чаще — символическая угроза самоува­
    жению или чувству собственного достоинства, если с чело­
    веком обходятся грубо или несправедливо, если его оскорб­
    ляют или унижают, если он терпит поражение, преследуя какую-то важную цель. Эти восприятия вызывают всплеск активности лимбической системы, оказывающий двоякое воздействие на головной мозг. Этот всплеск, с одной сторо­
    ны, представляет собой выделение катехоламинов*, которые обеспечивают быстрый, эпизодический прилив энергии, до­
    статочный для «однократного решительного действия», как формулирует это Цилльманн, «такого, как драка или побег».
    Этот выброс энергии длится несколько минут, в течение
    * Катехоламины — производные пирокатехина, активно участвую­
    щие в качестве гормонов и медиаторов в физиологических и биохими­
    ческих процессах в организме животных и человека; к катехоламинам относятся адреналин, норадреналин и дофамин.

    Эмоциональный интеллект
    103 которых она подготавливает тело к хорошей драке или быст­
    рому отступлению, в зависимости от того, как эмоциональ­
    ный мозг оценивает оппозицию.
    Тем временем другая пульсация, возбуждаемая миндалевид­
    ным телом в адренокортикальной ветви нервной системы, соз­
    дает общий тонический, то есть связанный с тонусом мышц, фон готовности кдействию и продолжается гораздо дольше, чем выброс катехоламиновой энергии. Это генерализованное воз­
    буждение надпочечников и коры головного мозга может длиться часами и даже сутками, удерживая эмоциональный мозг в осо­
    бой готовности к активации и превращению в основание, на котором последующие реакции смогут формироваться с исклю­
    чительной быстротой. В общем, взрывоопасное состояние, соз­
    даваемое адренокортикальной активацией, объясняет, почему люди гораздо больше подвержены вспышкам гнева, если они уже были рассержены или слегка раздражены чем-нибудь еще.
    Стресс любого вида вызывает адренокортикальную активацию, понижающую порог того, что провоцирует гнев. Следователь­
    но, человек, у которого на работе выдался трудный день, осо­
    бенно уязвим и позднее, дома, приходит в ярость из-за того — ну, скажем, дети слишком расшумелись или устроили беспо­
    рядок, — что при других обстоятельствах не смогло бы вызвать эмоциональный налет.
    К подобному пониманию гнева Цилльманн пришел, ос­
    новываясь на результатах ряда проведенных им исследований.
    Обычно в его экспериментах участвовали добровольцы из мужчин и женщин и помощник, который, имея задание рас­
    сердить их, делал ехидные замечания в их адрес. Затем добро­
    вольцы смотрели какой-нибудь веселый или, наоборот, тра­
    гический кинофильм, после чего им предоставляли возмож­
    ность отплатить этому ехидному помощнику, высказав свою оценку его качеств, которую якобы учтут, принимая решение, нанимать его на работу или нет. Степень их мщения оказа­
    лась прямо противоположной уровню раздражения, в кото-
    4
    ром они пребывали после просмотра фильма: трагический фильм вызвал у людей большее раздражение, и они дали по­
    мощнику наихудшие оценки.

    104
    Дэниел Гоулман
    Основой гневу служит гнев
    Эксперименты Цилльманна, похоже, объясняют динами­
    ку знакомой всем семейной драмы, свидетелем которой я стал, придя в супермаркет за покупками. Между стеллажами дрей­
    фовал голос молодой мамаши, выразительно и размеренно твер­
    дившей своему трехлетнему сыну категорическое «Поставь... это... обратно!».
    «Но я это хочу\» — хныкал он, еще крепче цепляясь за ко­
    робку с зерновым завтраком «Черепашки ниндзя».
    «Поставь это обратно!» — уже громче последовал приказ, а ее гнев явно набирал обороты.
    В этот момент девочка, сидевшая в тележке, уронила банку с вареньем, которую она хватала губами. Когда банка, упав на пол, разлетелась вдребезги, мамаша взвизгнула: «Так я и зна­
    ла!» и, отвесив крошке звонкий подзатыльник, в бешенстве вырвала у сына из рук коробку и с шумом швырнула ее на бли­
    жайшую полку, потом сгребла его в охапку и ринулась по про­
    ходу, толкая перед собой опасно накренившуюся вбок тележ­
    ку; девочка в тележке громко рыдала, а мальчик, болтая нога­
    ми, вопил: «Отпусти меня, ну отпусти же меня!»
    Циллльманн установил, что когда организм уже взвин­
    чен, как, например, та мамаша из супермаркета, и что-то про­
    воцирует «эмоциональный налет», то следующая эмоция, будь то гнев или тревога, окажется необычайно сильной. Та­
    кова динамика процесса, когда кто-то приходит в ярость.
    Цилльманн рассматривает нарастающий гнев как «последо­
    вательный ряд провокаций, где каждая запускает возбуди­
    тельную реакцию, которая затухает очень медленно». В этой последовательности каждая следующая провоцирующая гнев мысль или ощущение становится спусковым мини-крючком для создаваемых миндалевидным телом волн катехоламинов, причем каждая волна формируется на гормональном импуль­
    се предыдущих волн. Вторая волна приходит до того, как пер­
    вая уже стихла, а третья — на пике первых двух и т.д. Каждая последующая волна «едет» на хвостах предыдущих, быстро повышая уровень физиологического возбуждения организ­
    ма. Мысль, которая поступает в это скопление позже, новы-

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


    написать администратору сайта