Искусственный интеллект. _Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Гоулман
Скачать 2.8 Mb.
|
Глава 3 КОГДА УМНЫЙ ГЛУПЕЕТ До сих пор продолжаются споры о том, почему учителя физики средней школы, Дэвида Пологруто, пырнул кухонным ножом один из его лучших учеников. Общеизвестные факты таковы: Джейсон Г., самодовольный круглый отличник средней шко лы в Корал-Спрингс, штат Флорида, зациклился на идее поступ ления на медицинский факультет, но не просто в каком-нибудь университете... он мечтал о Гарварде. Но Пологруто, его учитель физики, во время контрольного опроса в классе поставил Джей- сону 80 баллов. Решив, что такая отметка — всего лишь В (то есть четверка) — ставит его мечту под угрозу, Джейсон на следующий день прихватил с собой в школу нож, каким пользуются мясни ки, и, поспорив с Пологруто в физической лаборатории, всадил учителю нож под ключицу, прежде чем его успели оттащить. Судья признал Джейсона невиновным, поскольку он в мо мент инцидента был невменяемым в отношении совершенно го преступления. Входившие в состав комиссии четыре психо лога и психиатра утверждали, что во время конфликта у него случился приступ психоза, а сам Джейсон заявил, что намере вался покончить с собой из-за отметки за контрольную работу и пошел к Пологруто, чтобы сказать ему об этом. Пологруто изложил свою точку зрения: «По-моему, он пытался прикон чить меня ножом, потому что просто взбесился, узнав, что по лучил плохую оценку». 60 Дэниел Гоулман После перевода в частную школу Джейсон через два года окончил ее первым учеником в классе. Прекрасный уровень подготовки по обычным курсам обеспечил бы ему отличную оценку по всем предметам — в среднем 4,0, но Джейсон про шел курсы повышенного типа, которых оказалось достаточ но, чтобы повысить его средний балл до 4,614, намного пре вышающий оценку «отлично с плюсом». Даже когда Джей сон окончил школу с высочайшими оценками, его старый учитель физики, Дэвид Пологруто, жаловался, что Джейсон так и не извинился и не понес ответственности за это напа дение. Вопрос в том, как очевидно умный человек мог совершить такой безрассудный, такой крайне бессмысленный поступок? Ответ таков: академический ум не имеет совершенно никакого отношения к эмоциональной жизни. Самый способный из нас может прочно сесть на мель необузданных страстей и бурных порывов; люди с высокими коэффициентами умственного раз вития оказываются ошеломляюще плохими лоцманами своей частной жизни. Один из разоблаченных секретов психологии заключает ся в относительной невозможности безошибочно предска зать, кто преуспеет в жизни, на основании оценок, коэффи циентов умственного развития или баллов, набранных во время теста академических способностей, несмотря на их гипнотическое воздействие на людей. Разумеется, существует некоторая связь между коэффициентом умственного разви тия и устройством в жизни для больших групп в целом: мно гие люди с очень низким коэффициентом умственного раз вития останавливаются на уровне прислуги, а обладатели высоких коэффициентов стремятся занять высокооплачива емые должности — но ни в коем случае нельзя сказать, что так бывает всегда. Широко распространены и исключения из правила, глася щего, что коэффициент умственного развития предопределяет успех, — исключений гораздо больше, чем совпадений с пра вилом. В лучшем случае доля этого коэффициента в факторах, определяющих успех в жизни, составляет 20 процентов, тогда Эмоциональный интеллект 61 как оставшиеся 80 процентов приходятся на долю других сил. Как отметил один обозреватель, «в огромном большинстве слу чаев окончательное место, занимаемое человеком в обществе, определяется факторами, не имеющими отношения к коэффи циенту умственного развития, начиная с классовой принадлеж ности и кончая везением». Даже Ричард Геррнштайн и Чарлз Мюррей, в книге ко торых «Гауссова кривая» первостепенное значение придает ся коэффициенту умственного развития, признают это, ког да пишут: «Возможно, первокурснику, набравшему 500 бал лов по математике во время теста академических способнос тей, лучше не мечтать стать математиком, а если вместо этого он захочет заниматься собственным бизнесом, стать сенато ром США или заработать миллион долларов, ему не стоит забывать свои мечты... Связь между оценками, полученны ми на экзаменах, и такими достижениями заслоняется всей совокупностью других характеристик, которые он привно сит в жизнь». Меня интересует определяющий набор этих самых «других характеристик», то есть эмоциональный интеллект: такие спо собности, как способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на про валы, сдерживать порывы и откладывать получение удовлетво рения, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя способности думать, сопереживать и надеяться. В отличие от коэффициента умственного развития с его почти столетней историей определения у сотен тысяч людей эмоцио нальный интеллект представляет собой новое понятие. Пока еще никто не может точно сказать, насколько он изменчив у разных людей на протяжении жизни. Но, как показывают су ществующие данные, он может быть таким же мощным крите рием, как коэффициент умственного развития, а иногда и пре восходить его. И хотя есть и такие, кто утверждает, что ни опыт, ни образование не могут сильно изменить коэффициент ум ственного развития, я собираюсь доказать в Части 5, что даже детей можно научить пользоваться эмоциями в своих интере сах, если мы позаботимся об этом. 62 Дэниел Гоулман Эмоциональный интеллект и судьба Я вспоминаю парня из моей группы в колледже Эмхерста, получившего пять отличных оценок в 800 баллов за тест акаде мических способностей и другие тесты достижений учащего ся, которые он проходил перед поступлением в колледж. Не смотря на свои колоссальные умственные способности, он про водил большую часть времени, постоянно где-то болтаясь, по здно возвращался домой и пропускал занятия, просыпая до полудня. Ему потребовалось почти десять лет, чтобы получить наконец диплом. Коэффициент умственного развития почти не дает объяс нения, почему у людей с примерно равными задатками, обра зованием и возможностями совершенно разные судьбы. Про следив жизненный путь девяноста пяти студентов Гарварда выпусков 1940-х годов — времени, когда в старейших универ ситетах Новой Англии учились люди с более внушительным разбросом коэффициентов умственного развития, чем в наши дни, — нельзя не заметить, что к среднему возрасту мужчины с самыми высокими оценками на экзаменах в университетах ока зывались не слишком-то удачливыми в сравнении с их менее успевающими сверстниками в смысле зарплаты, продуктивно сти или престижа на избранном поприще. От своей жизни они также не испытывали удовлетворения и не находили счастья в общении с друзьями и семьями, равно как и в завязывании ро мантических отношений. Аналогичным образом проводилось исследование, в котором приняли участие 450 мужчин средних лет. Большинство из них были выходцами из семей иммигрантов, две трети которых жили на пособия. Все они родились и выросли в Сомервилле, штат Массачусетс, во времена «трущоб периода депрессии», в несколь ких кварталах от Гарварда. Коэффициент умственного развития трети этой группы не поднимался выше 90. Но и здесь этот ко эффициент практически никак не повлиял на их карьеру или другие сферы жизни. Например, 7 процентов мужчин с коэф фициентом умственного развития ниже 80 не могли устроиться на работу в течение десяти и более лет, но та же участь ожидала и мужчин с коэффициентом умственного развития выше 100. Не- Эмоциональный интеллект 63 сомненно, прослеживалась общая зависимость (как это всегда бывает) между коэффициентом умственного развития и соци ально-экономическим уровнем людей в возрасте сорока семи лет. Но в отношении детских способностей, таких как способность переносить фрустрацию, контролировать эмоции и ладить с дру гими людьми, имели большее значение. О чем, к примеру, могут поведать данные недавнего иссле дования с участием 81 лучшего ученика средних школ в Илли нойсе выпуска 1981 года. Разумеется, у каждого был высший средний балл в своей школе, чем, собственно, и должны отли чаться выпускники, выступающие с речью в начале и в конце учебного года. И хотя в последующие годы учебы они успевали по всем предметам и получали отличные отметки, к тридцати годам их успехи были, мягко говоря, средними. Через десять лет после окончания средней школы только один из четырех занял самое высокое положение среди сверстников в выбран ной профессии, причем многие, потратив больше сил, достиг ли меньших успехов. Карен Арнолд, преподаватель Бостонского университета, принимавшая участие в изучении биографии отличников, за мечает: «Думаю, мы открыли «исполненных сознания долга» людей, то есть тех, кто знает, как преуспеть в системе. Однако будьте уверены, что выпускники-отличники пробиваются в жизни так же, как и мы. Тот факт, что этот человек с отличием окончил школу, свидетельствует лишь о том, что он или она, судя по их оценкам, прекрасно успевали по всем предметам. Но это ничего не говорит вам о том, как они справляются с пре вратностями судьбы». В этом-то и заключается проблема: академический ум, по существу, не предполагает готовности к беспорядку — или воз можностям, — которые преподносят превратности судьбы. Од нако, даже если высокий коэффициент умственного развития не гарантирует преуспевание, престиж или счастье в жизни, наши учебные заведения и культура зациклены на академических спо собностях, игнорируя эмоциональный интеллект, набор черт — кто-то может назвать его характером, — который имеет огром ное значение для нашей личной судьбы. Эмоциональная жизнь — это сфера, с которой можно обращаться более или ме- 64 Дэниел Гоулман нее искусно и так же надежно, как с математикой или чтением, и которая нуждается в своем особенном наборе компетенций, то есть выполняемых ею функций. И то, насколько человек сведущ в них, имеет решающее значение для понимания, почему один преуспевает в жизни, а другой — равного интеллекта — оказы вается в тупике: эмоциональная одаренность — этометаспособ- ность, определяющая, насколько хорошо мы умеем пользовать ся любыми другими навыками и умениями, которыми распола гаем, включая необученный интеллект. Разумеется, существует много способов добиться успеха в жизни и много сфер, в которых вознаграждаются другие склон ности. В нашем обществе, основанном на постоянно увеличи вающемся знании, к их числу, несомненно, принадлежит тех ническое мастерство. Есть такая детская шутка: «Кого ты назо вешь болваном через пятнадцать лет?» Ответ: «Босса». Но даже среди «болванов» эмоциональный интеллект предоставляет до полнительное преимущество на рабочем месте, что мы и увидим в Части 3. Многие данные свидетельствуют, что люди, являю щиеся знатоками эмоций, — те, кто отлично знает и справляет ся со своими чувствами и к тому же расшифровывает и успешно пользуется чувствами других людей, — имеют превосходство в любой сфере жизни, будь то романтические и интимные отно шения или схватывание на лету не выраженных словами пра вил, которые определяют успех в организационной политике. К тому же более вероятно, что люди с хорошо развитым эмоцио нальным даром будут довольны и успешны в жизни, подчинив себе склонности ума, которые способствуют повышению их соб ственной продуктивности; люди же, которые не могут устано вить хотя бы некоторый контроль над своей эмоциональной жизнью, вынуждены вести внутренние баталии, подрывающие их способность сосредоточенно работать и ясно мыслить. Еше одна разновидность способности мышления На взгляд случайного наблюдателя четырехлетняя Джуди могла бы показаться стеснительным ребенком, держащимся особняком среди более общительных сверстников. Она пугли- Эмоциональный интеллект 65 во сторонилась шумной возни и беготни и во время таких игр стояла у края игровой площадки вместо того, чтобы нырять в самую гущу играющих детей. Но на самом деле Джуди прояви ла острую наблюдательность в отношении социальной поли тики, царившей в ее детсадовской классной комнате, оказав шись, возможно, самой проницательной из своих товарищей и блестяще разобравшись в бурном море их чувств. Ее проницательность не замечали до тех пор, пока однаж ды учительница Джуди не собрала вокруг себя четырехлетних малышей, чтобы поиграть «в школу», что, по сути, было тестом на социальную восприимчивость. Все, что нужно для этой игры, уже было приготовлено: кукольный домик — точная копия ком наты в детском саду, куда ходила сама Джуди, и фигурки на липучках, у которых на месте головы были приделаны малень кие фотографии учеников и преподавателей. Сначала учитель ница велела Джуди расставить всех девочек и мальчиков по тем частям комнаты, где им нравилось играть больше всего, — в уголке художественного творчества, в уголке с кубиками и т.д. Джуди очень точно выполнила это задание. Когда же ее попро сили поставить девочек и мальчиков рядом с детьми, с которы ми они играли охотнее, чем с другими, оказалось, что Джуди превосходно умеет составлять из учеников своего класса пары лучших друзей. Точность, с какой Джуди справилась с порученной ей зада чей, доказывает, что у нее сложился полный социальный порт рет ее класса, а это говорит об уровне восприимчивости, ис ключительно высоком для четырехлетней девочки. Такой та лант в дальнейшей жизни, возможно, поможет Джуди стать «звездой» в одной из областей, где ценится «дар разбираться в людях»: от торговли и менеджмента до дипломатии. Тот факт, что блестящие социальные способности Джуди вообще разглядели, да еще так рано, объясняется тем, что она ходила в старшую группу детского сада Элиот Пирсон, кото рый находился на территории Университета Тафтса, где как раз в то время осуществлялся проект «Спектрум» — учебный план целенаправленного развития разных видов способности мыш ления. При создании проекта «Спектрум» разработчики исхо дили из предпосылки, что репертуар человеческих способное- 3-915и 66 Дэниел Гоулман тей выходит за рамки «трех китов» (чтение, письмо, арифмети ка), то есть узкого диапазона навыков и умений обращаться со словами и числами, на чем, собственно, традиционно сосредо точивают внимание все школы. Признавалось также, что осо бые способности человека, как, например, социальная воспри имчивость Джуди, принадлежат к талантам, которые система образования способна воспитывать, но отнюдь не игнориро вать или даже подавлять. Всячески поощряя детей развивать полный диапазон дарований, на которые они будут рассчиты вать, чтобы преуспеть в жизни или просто использовать их для достижения цели в выбранной профессии, школа становится для них преподавателем искусства жизни. Вдохновителем проекта «Спектрум» выступает Говард Гар днер, психолог факультета педагогики Гарвардского универ ситета. «Пришло время, — заметил он как-то в разговоре со мной, — расширить наши понятия о спектре талантов. Отдель ный, чрезвычайно важный вклад, какой система образования может сделать в развитие ребенка, — это направить его в ту область, где его таланты принесут ему наибольшую пользу, где он сумеет стать авторитетным специалистом и получит удов летворение от своей работы. Мы же совсем упустили это из виду и каждого учили тому, что преуспеть в жизни — значит максимально подходить на роль преподавателя колледжа. И каждого мы всегда оцениваем, прикидывая, соответствует ли он этому узкому критерию успеха или нет. Нам следовало бы тратить меньше времени на распределение детей по катего риям и больше на то, чтобы помочь им распознать их природ ные способности и дарования, а затем развить их насколько это возможно. Существуют сотни способов преуспеть в жиз ни и много разных способностей, которые помогут вам этого добиться». Если кто и понимает ограниченность старых представле ний об умственных способностях, так это Гарднер. Он подчер кивает, что начало славной эпохи тестов для определения ко эффициента умственного развития пришлось на время Первой мировой войны, когда два миллиона американских мужчин были рассортированы с помощью первого массового теста для Эмоциональный интеллект 67 определения этого коэффициента в его бумажно-карандашной форме, только что разработанной Льюисом Терманом, психо логом из Стэнфордского университета. За этим последовали десятилетия, названные Гарднером периодом «мышления ка тегорией коэффициента умственного развития», «то есть что люди бывают либо сообразительными, либо нет, они такими рождаются, что с этим почти ничего нельзя поделать и что тес ты поведают вам, принадлежите ли вы к сообразительным или нет. Тест академических способностей, проводимый при по ступлении в университет, основан на том же самом представ лении о единственной специальной способности, которая оп ределит ваше будущее. Такой образ мышления распространя ется в обществе». Произведшая сильное впечатление книга Гарднера «Склад ума», вышедшая в 1983 году, явилась манифестом, доказываю щим несостоятельность оценки с помощью коэффициента ум ственного развития; в ней была изложена мысль о том, что ре шающее значение для достижения успеха в жизни имеет не ка кой-то единый монолитный ум, а скорее широкий спектр ум ственных способностей с семью ключевыми разновидностями. Его список включает два стандартных академических вида, вер бальную и логико-математическую сообразительность, но за ними в списке следуют способность пространственного мыш ления, наблюдаемая, например, у выдающегося художника или архитектора; кинестетическая* одаренность, проявляющаяся в плавной подвижности тела и грации Марты Грэхем или Мэд- жик Джонсон, и музыкальный талант какого-нибудь Моцарта или ЙоЙо Ма. Завершают список два аспекта того, что Гард нер называет личностными умственными способностями: та лант межличностного общения, подобный таланту великого психотерапевта, например, Карла Роджерса, или лидера миро вого масштаба, например, Мартина Лютера Кинга-мл., и «внут рипсихическая» способность, которая могла проявляться, с * Кинестезия — ощущения от собственных движений и относитель ного положения частей своего тела; кинестетические ощущения — ощу щения, возникающие в коже, мышцах, сухожилиях, суставах в результа те движений. 3* 68 Дэниел Гоулман одной стороны, в блестящих прозрениях Зигмунда Фрейда или — поскромнее — в виде внутреннего удовлетворения, ко торое возникает в результате приведения своей жизни в пол ную гармонию со своими истинными чувствами. Ключевым словом в этом представлении умственных спо собностей является определение «множественные»: гардне ровская модель выходит далеко за пределы стандартной кон цепции коэффициента умственного развития как единствен ного и неизменного фактора. Она признает, что тесты, тира нившие нас во время обучения в школе, — начиная с тестов достижений, которые рассортировывали нас на тех, кого пе реводили в технические школы, и тех, кому суждено было по ступать в колледж, и кончая тестами академических способ ностей, с помощью которых определяли, какой именно кол ледж, если об этом вообще могла идти речь, нам позволено будет посещать, — основаны на ограниченном представле нии об интеллекте, ничего общего не имеющем с набором реальных умений и способностей, которые имеют значение для жизни и не учитываются коэффициентом умственного развития. Гарднер признает, что семь — случайный показатель раз нообразия умственных способностей; ибо несть числа много численным человеческим талантам. В какой-то момент Гард нер и его коллеги по исследовательской работе удлинили спи сок с семи до двадцати различных разновидностей умственных способностей. Например, умственная способность к межлич ностному общению подразделилась на четыре разные способ ности: лидерство, способность развивать взаимоотношения и сохранять друзей, способность разрешать конфликты и талант в той области социального анализа, в которой отличилась че тырехлетняя Джуди. Такой многогранный взгляд на способность мышления дает более полное представление о дарованиях и потенциале ребенка в смысле достижения успеха, чем стандартный ко эффициент умственного развития. Когда школьников, уча ствовавших в проекте «Спектрум», оценили сначала по «шка ле интеллекта Стэнфорда—Байнета» — некогда считавшей- Эмоциональный интеллект 69 ся золотым стандартом во всех тестах для определения ко эффициента умственного развития, — а потом по комбина ции нескольких критериев, специально составленной для оп ределения гарднеровского спектра умственных способнос тей, никакой существенной зависимости между оценками детей по двум этим тестам обнаружить не удалось. Для пяти детей с самым высоким коэффициентом умственного разви тия (от 125 до 133) были построены графики личностных ха рактеристик по десяти измеренным в ходе теста «Спектрум» критериям способностей, которые существенно различались между собой. К примеру, из пяти «самых смышленых» — как следовало из тестов на коэффициент умственного развития — ребят один — согласно тесту «Спектрум» — был силен в трех областях, трое проявили способности в двух областях, а один «смышленый» ребенок имел лишь один талант. Да и сами критерии способностей обнаружили значительный разброс: четыре показателя талантов этих детей пришлись на музыку, два на изобразительное искусство, один на социальное по нимание, один на логику и два на язык. Ни один из пяти де тей с высоким коэффициентом умственного развития не был силен в пластике (в смысле совокупности телодвижений), математике или механике, причем пластика и обращение с числами оказались очевидно слабыми сторонами для двух из этих пяти. По завершении тестов Гарднер пришел к выводу, что «Шка ла интеллекта Стэнфорда— Байнета не позволяет прогнозиро вать успех во всех видах деятельности или соответствующем подмножестве видов деятельности, предусмотренных програм мой теста "Спектрум"». Но зато оценки, полученные при про ведении теста «Спектрум», послужат родителям и учителям чет ким руководством в отношении сфер деятельности, к которым эти дети, возможно, проявят спонтанный интерес и где они достаточно преуспеют, чтобы развить свои страстные увлече ния, которые однажды смогут привести их от умения к мастер ству. Не остановившись на достигнутом, Гарднер продолжил раз мышлять о множественности умственных способностей. Лет 70 Дэниел Гоулман примерно через десять после первого опубликования своей те ории Гарднер высказал краткое определение личностных ум ственных способностей: Межличпостный интеллект есть способность понимать других людей: что движет ими, как они работают, как рабо тать в сотрудничестве с ними. Преуспевающие коммерсан ты, политики, преподаватели, практикующие врачи-консуль танты и религиозные лидеры, как правило, бывают индиви дуумами с высоким уровнем межличностного интеллекта. Внутриличностный интеллект... это коррелятивная способ ность, обращенная внутрь; способность создавать точную, соответствующую действительности модель самого себя и пользоваться этой моделью, чтобы успешно действовать в жизни. Позднее Гарднер заметил, что в основе межличностного интеллекта лежат «способности уловить и надлежащим обра зом отреагировать на настроения, темперамент, побуждения и делания других людей». В понятие внутриличностного интел лекта, которое можно назвать ключом к самопознанию, он включил «доступ к собственным чувствам, а также способность проводить между ними различие и полагаться на них, чтобы управлять поведением». Спок против Латы: когда познавательной способности недостаточно В гарднеровских разработках присутствует один аспект лич ностного интеллекта, на который многие ссылаются, но кото рый мало исследуется, а именно роль эмоций. Возможно, это объясняется тем, что, как дал мне понять Гарднер, в своей ра боте он твердо придерживается предложенной когнитивисти- кой* модели ума. Таким образом, в его представлении об этих умственных способностях особое значение придается позна нию — пониманию себя и других с точки зрения мотивов, обра- * Когнитивистика — наука о мышлении. Эмоциональный интеллект 71 за действий и пользования этой интуитивной способностью в собственной жизни и для поддержания хороших отношений с другими людьми. Но, как и кинестетическое царство, в кото ром блестящие способности тела к движению проявляются не вербально, царство эмоций тоже выходит за пределы возмож ностей языка и познания. Хотя в приводимых Гарднером описаниях личностных ум ственных способностей достаточное внимание уделено проник новению в суть игры эмоций и овладению умением справлять ся с ними, Гарднер и его сотрудники подробно не рассматри вали роль чувствования в этих умственных способностях, более сосредоточившись на знаниях о чувствовании. Из-за подобной сосредоточенности, вероятно, непреднамеренно, остается не исследованным целый океан эмоций, который, собственно, и делает внутреннюю жизнь и взаимоотношения такими слож ными, захватывающими и зачастую приводящими в замеша тельство. Так что еще предстоит понять, в каком смысле» эмо циях присутствует интеллект и в каком смысле интеллект мож но свести к эмоциям. То, что Гарднер делает акцент на познавательных состав ляющих личностных умственных способностей, отражает дей ствовавший в психологии дух времени, который сформировал его взгляды. Чрезмерное значение, придаваемое психологией познанию даже в царстве эмоций, отчасти объясняется неожи данным поворотом в истории этой науки. В средние десятиле тия двадцатого века в академической психологии господство вали бихевиористы* типа Б.Ф. Скиннера**, который считал, что только поведение поддается объективному наблюдению с внешней стороны и только поведенческие проявления можно * Бихевиоризм — направление в психологии; бихевиоризм совер шенно отказывается от метода самонаблюдения и оценки такового и при нимает во внимание только тс факты поведения животных и человека, которые можно точно установить и описать, не считая необходимым «по нимать» скрывающиеся за ними внутренние психические процессы. По этому в основе метода бихевиоризма лежит исследование раздражения и ответной реакции. ** Скиннер, Беррес Фредерик (1904) — американский психолог, представитель современного бихевиоризма. 72 Дэниел Гоулллан изучать с научной точностью. Бихевиористы управляли всей внутренней жизнью, включая эмоции, закрытой для науки. Затем, с наступлением в конце 1960-х годов «когнитивной, то есть познавательной революции», фокус внимания психо логии переместился на то, как ум регистрирует и хранит ин формацию, и на природу способности мышления. Но эмоции все же оставались под запретом. Ученые-когнитивисты придер живались традиционного взгляда, что способность мышления подразумевает холодную, сугубо практичную обработку фактов. Она гиперрациональна и скорее напоминает мистера Спока из «Звездного путешествия», архетип сухих информационных бай тов, не замутненный чувствами, воплощающий идею того, что эмоциям нет места в интеллекте и они лишь вносят беспоря док в картину нашей ментальной жизни. Ученых-когнитивистов, принявших эту концепцию, завел на ложный путь компьютер, как оперативная модель ума, но при этом они полностью забыли, что в действительности «мок рое» техническое обеспечение головного мозга погружено в похожую на «болтушку» пульсирующую массу нейрохимикатов и ничего не имеет общего с должным образом облагороженным силиконом, который послужил прообразом ума. Принятым у когнитивистов моделям того, как ум обрабатывает информа цию, недоставало признания, что рациональность направляется чувством, которое может ее и затопить. В этом отношении ког нитивная модель есть обедненный образ ума, и она не способ на объяснить бурный наплыв чувств, придающий «изюминку» интеллекту. Чтобы отстоять эту точку зрения, когнитивистам самим пришлось — при создании моделей ума — прогнозиро вать значимость их личных надежд и страхов, супружеских ссор и профессиональной зависти — той волны чувств, которые на деляют жизнь особым вкусом и ароматом, привносят в нее не кую порывистость и в каждый момент точно определяют, как именно (и насколько хорошо или плохо) пойдет процесс обра ботки информации. Однобокое представление ученых о ментальной жизни, ли шенной эмоций, служившее отправным пунктом исследований интеллекта последние восемьдесят лет, постепенно меняется по Эмоциональный интеллект 73 мере того, как психология начинает осознавать, насколько су щественна роль чувства в мышлении. Примерно так же, как споковский персонаж Дата в «Звездном путешествии: Следую щее поколение», психология приходит к правильной оценке власти и положительных воздействий эмоций в сфере менталь ной жизни, равно как и связанных с ними опасностей. В ко нечном счете Дата понимает (к своему ужасу, если, конечно, он способен ужасаться), что его сухая логика не помогает ему принять правильное человеческое решение. Наша человечность наиболее очевидно проявляется в наших чувствах. Дата пыта ется испытывать чувства, догадываясь, что без этого упускает нечто очень важное. Он стремится к дружбе и верности; но у него, как у Оловянного человека из «Волшебной страны Оз», нет сердца. Не обладая способностью приходить в лирическое настроение, которое приносят чувства, Дата может музициро вать или писать стихи с виртуозной техникой, совершенно не ощущая их страстности. Стремление Даты к чувствованию чув ства ради самого этого процесса показывает, что высшие цен ности человеческой души — вера, надежда, преданность, лю бовь — полностью отсутствуют при холодно когнитивном от ношении. Эмоции обогащают, и без них модель ума опресня ется. Когда я заметил Гарднеру, что мыслям по поводу чувств, или метапознанию, он придает гораздо большее значение, чем самим эмоциям, он признался, что был склонен рассматривать интеллект с позиции когнитивистики, но при этом отметил: «Когда я только начал писать о личностных умственных спо собностях, яговорил об эмоции, и особенно в связи с моим пред ставлением о внутриличностном интеллекте как о некоем ком поненте, который эмоционально настраивается на тебя само го. Сигналы, идущие от интуиции, которые вы получаете, — вот что является крайне важным для межличностного интеллекта. Но пока суд да дело, теория множественности интеллекта эво люционировала, сосредоточиваясь в большей степени на мета- познании» — то есть осведомленности о ментальных процес сах человека, — «чем на полном диапазоне эмоциональных спо собностей». 74 Дэниел Гоулман Но при всем этом Гарднер понимает, насколько важны та кие эмоциональные способности и дар поддерживать отно шения в нынешней суматошной жизни. Он также указывает, что «многие с коэффициентами умственного развития на уров не 160 работают на тех, у кого этот коэффициент не превыша ет 100, если у первых низкий межличностный интеллект, а у вторых — высокий. В повседневной жизни общества нет бо лее высокого интеллекта, чем межличностный. И если вы им не обладаете, то не сумеете сделать надлежащий выбор и ре шить, на ком жениться или за кого выйти замуж, за какую за дачу взяться и т.д. А значит, нам просто необходимо уже в школе обучать детей пользоваться личностными умственны ми способностями». Могут ли эмоиии быть разумными? Чтобы лучше понять, каким должно быть такое обучение, нам придется обратиться за помощью к другим теоретикам, принявшим предложенную Гарднером концепцию интеллек та, среди которых выделяется психолог Йельского университе та Питер Сейлови, составивший подробнейшую схему путей и способов, помогающих нам привнести разум в наши эмоции. Хотя, правду сказать, в его стремлениях нет ничего нового, по скольку в течение уже многих лет самые ревностные теоретики коэффициента умственного развития неоднократно пытались поселить эмоции во владениях интеллекта вместо того, чтобы рассматривать «эмоцию» и «ум» как свойственную этой облас ти логическую несообразность. Так, Э.Л. Торндайк, знамени тый психолог, посвятивший немало времени популяризации идеи коэффициента умственного развития в 1920-е и 1930-е годы, в статье, опубликованной в «Харперс мэгэзин», высказал мнение, что один аспект эмоционального интеллекта — «соци альный» интеллект, то есть способность понимать других и «мудро вести себя в сфере человеческих отношений», — сам по себе есть аспект коэффициента умственного развития отдель ного человека. Другие психологи того времени отнеслись к со циальному интеллекту с большим цинизмом, рассматривая его Эмоциональный интеллект 75 как умение, манипулируя другими людьми, заставлять их де лать то, что вам нужно, независимо от того, хотят они это де лать или нет. Но ни одна из этих формулировок социального интеллекта не оказала сколько-нибудь заметного влияния на теоретиков коэффициента умственного развития, и вышедший в 1960 году авторитетный учебник по тестам умственного раз вития провозгласил концепцию социального интеллекта «ни куда не годной». Однако личностный интеллект игнорировать явно бы не стоило, главным образом потому, что он составлен из интуи ции и здравого смысла. К примеру, когда Роберт Стернберг, другой психолог из Йельского университета, попросил участ ников эксперимента описать «умного человека», они среди главных характеристик такого человека указали навыки и уме ния, которыми обладают практичные люди. По завершении более систематичного исследования Стернберг пришел к тому же выводу, что и Торндайк, а именно что социальный интел лект, во-первых, отличается от академических способностей и, во-вторых, является главной составляющей того, что обеспе чивает людям успех в жизненных делах. К числу характеристик практического интеллекта, которые столь высоко ценятся на работе, относится, например, восприимчивость такого рода, которая позволяет успешным руководителям улавливать не выраженную словами информацию. В последние годы все больше психологов соглашается с мнением Гарднера по поводу того, что в центре старых концеп ций коэффициента умственного развития помещался узкий диапазон лингвистических и математических способностей и что высокий балл в тестах на коэффициент умственного разви тия прямо пророчил успех в школе или в преподавательской деятельности, однако на него все меньше следовало полагаться по мере того, как жизненные пути отходили от академической стези. Эти психологи, в числе которых были Стернберг и Сей- лови, расширили представление об интеллекте, попытавшись заново оценить его с точки зрения того, что именно нужно, что бы преуспеть в жизни. Атакой путь поиска возвращает к пони манию того, насколько важен «личностный» или эмоциональ ный интеллект. 76 Дэниел Гоулллан Сейлови включил принятые Гарднером личностные ум ственные способности в свое главное определение эмоциональ ного интеллекта, расширив их до пяти главных областей: 1. Знание своих эмоций. Самоосознание — распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает, — есть краеугольный камень эмоционального интеллекта. Как мы увидим в Главе 4, способность время от времени отслеживать чувства имеет ре шающее значение для психологической проницательности и понимания самого себя. Неспособность замечать свои истин ные чувства оставляет нас на их произвол. Люди, более уверен ные в своих чувствах, оказываются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности личных решений, начиная с того, на ком жениться или за кого выйти замуж, и кончая тем, за какое дело взяться. 2. Управление эмоциями. Умение справляться с чувствами, чтобы они не выходили за подобающие рамки, — это способ ность, которая основывается на самоосознании. В Главе 5 мы рассмотрим способность успокоить самого себя, избавиться от безудержной тревоги, уныния или раздражительности — и по следствия неудачи при овладении этим основным искусством справляться с эмоциями. Люди, которым недостает этой спо собности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством, тогда как люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее при ходить в норму после жизненных неудач и огорчений. 3. Мотивация для самого себя. Как будет показано в Главе 6, приведение эмоций в порядок ради достижения цели необхо димо для сосредоточения внимания, для самомотивации и владения собой и для того, чтобы быть способным к созида нию. Самоконтроль над эмоциями — отсрочивание удовлетво рения и подавление импульсивности — лежит в основе всяче ских достижений. Способность привести себя в состояние «вдох новения» обеспечивает достижение выдающегося качества лю бых действий. Люди, владеющие этим искусством, как правило, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы они ни взялись. 4. Распознавание эмоций в других людях. Эмпатия, еще одна способность, опирающаяся на эмоциональное самоосознание, Эмоциональный интеллект 77 является основным «человеческим даром». В Главе 7 исследу ются «корни» эмпатии, социальные издержки эмоциональной глухоты и причины, по которым эмпатия побуждает к альтру изму. Люди, способные сопереживать, больше настроены на тонкие социальные сигналы, указывающие, чего хотят или в чем нуждаются другие люди. Это делает их более подходящими для профессий или занятий, связанных с заботой о других, на пример, для преподавания, торговли и управления. 5. Поддержание взаимоотношений. Искусство поддерживать взаимоотношения по большей части заключается в умелом об ращении с чужими эмоциями. Глава 8 посвящена социальной компетентности и некомпетентности и сопряженным с ними специфическим навыкам и умениям. Это те способности, ко торые укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения. Люди, отличающиеся подобными талантами, отлично справляются со всеми делами, успех кото рых зависит от умелого взаимодействия с другими; они — про сто звезды общения. Разумеется, в каждой из этих областей люди обнаруживают разные способности; кто-то из нас, возможно, вполне удачно справляется со своей тревожностью, но при этом не слишком ловко умеряет огорчения другого человека. Наш уровень спо собностей, без сомнения, определяется нервной системой, но, как мы увидим позднее, головной мозг удивительно гибок и постоянно учится. Упущения в эмоциональной одаренности можно исправить: каждая из этих областей в значительной сте пени представляет собой совокупность привычек и ответных реакций, которую — при приложении надлежащих усилий — можно изменить к лучшему. Коэффициент умственного развития и эмоциональный интеллект: чистые типы Коэффициент умственного развития и эмоциональный интеллект — это не находящиеся в оппозиции, а скорее отдель ные компетенции. Все мы сочетаем интеллект с остротой пе- 78 Дэниел Гоулман реживаний; люди с высоким коэффициентом умственного раз вития, но низким эмоциональным интеллектом (или низким коэффициентом умственного развития и при этом высоким эмоциональным интеллектом) встречаются — несмотря на сло жившиеся стереотипы — довольно редко. Действительно, меж ду коэффициентом умственного развития и некоторыми аспек тами эмоционального интеллекта существует корреляция, хотя и незначительная, чтобы было ясно, что это в большой степе ни независимые понятия. В отличие от привычных тестов для определения коэффи циента умственного развития пока еще нет и, возможно, ни когда не будет ни одного письменного теста, который позво лил бы вывести «оценку эмоционального интеллекта». Хотя каждая из его составляющих исследована вполне достаточно, некоторые из них, как, например, эмпатию, лучше всего выяв лять с помощью выборочного контроля за актуальной способ ностью человека во время выполнения конкретного задания, получая их в результате считывания чувств какого-либо чело века с видеозаписи соответствующих им выражений его лица. Тем не менее, пользуясь для того, что он называет «эластично стью эго», критерием, очень похожим на эмоциональный ин теллект (он включает главные социальные и эмоциональные компетенции), Джек Блок, психолог из Университета штата Калифорния в Беркли, провел сравнение двух теоретически чистых типов: людей с высоким коэффициентом умственного развития и людей с ярко выраженными эмоциональными спо собностями. Различия впечатляют. Чистый тип человека с высоким коэффициентом умствен ного развития (то есть без учета эмоционального интеллек та) — это почти пародия на интеллектуала, превосходно ори ентирующегося в царстве разума, но совершенно не приспо собленного к обычной жизни. Графики личностных характе ристик мужчин и женщин слегка различаются. Типичного представителя мужского пола с высоким коэффициентом ум ственного развития отличает — что, впрочем, неудивитель но — широкий круг интеллектуальных запросов и способнос тей. Он честолюбив и продуктивен, предсказуем и упорен и Эмоциональный интеллект 79 не обременен заботами о себе. Еще он склонен к критике, ве дет себя покровительственно, требователен и сдержан, испы тывает неловкость от проявлений сексуальности и чувствен ных переживаний, невыразителен, держится особняком, эмо ционально уравновешен. Напротив, люди с высоким эмоциональным интеллектом в социальном отношении уравновешенны, дружелюбны и пре бывают в отличном настроении, не подвержены страху и не склонны к тревожным размышлениям. Они обязательны в от ношении людей и начатых дел, охотно берут на себя ответствен ность и придерживаются этических принципов, в общении с другими они доброжелательны и заботливы. Их эмоциональ ная жизнь богата событиями, но в надлежащих пределах. Они пребывают в согласии с самими собой, с другими и с обществом, в котором живут. Женщины с высоким коэффициентом умственного раз вития, естественно, уверены в своем интеллекте, они свобод но выражают свои мысли, хорошо разбираются в интеллекту альных проблемах и отличаются широким кругом интеллек туальных и эстетических потребностей. В них явно угадыва ется стремление к самоанализу, они часто впадают в тревогу, мучаются сознанием вины, склонны к долгим размышлени ям и обычно не решаются открыто проявить свой гнев (но вы ражают раздражение непрямым путем). Женщины с эмоциональным интеллектом, наоборот, чрез мерно напористы, откровенны в выражении своих чувств и все гда довольны собой. Жизнь для них полна смысла. Подобно мужчинам, они дружелюбны и общительны и выражают свои чувства надлежащим образом (и отнюдь не в бурных взрывах, о которых впоследствии сожалеют), и еще они хорошо справля ются со стрессом. Их умение держаться в обществе позволяет им легко сходиться с новыми людьми; они довольны собой, а потому шаловливо веселы, непосредственны и легко поддают ся чувственным переживаниям. В отличие от женщин с высо ким коэффициентом умственного развития они не страдают от тревоги и сознания вины и не склонны погружаться в глубокие раздумья. 80 Дэниел Гоулман Нарисованные выше портреты, конечно же, отображают крайности, тогда как на самом деле для всех нас характерны и определенное умственное развитие, и эмоциональный интел лект, но только «смешаны» они в разных пропорциях. Кстати сказать, польза от таких портретов очевидна, поскольку они предоставляют ценную информацию о том, что каждый из этих аспектов в отдельности добавляет к качествам человека. В за висимости от того, в какой степени человек наделен как ког нитивным, так и эмоциональным интеллектом, эти портреты соответственно сливаются. Хотя, надо заметить, из этих двух факторов эмоциональный интеллект привносит гораздо боль ше качеств, делающих нас намного человечнее. |