Главная страница
Навигация по странице:

  • Эмоциональный интеллект

  • Последующий анализ: несостоявшаяся драка

  • Тревоги дня

  • Искусственный интеллект. _Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Гоулман


    Скачать 2.8 Mb.
    НазваниеГоулман
    АнкорИскусственный интеллект
    Дата22.12.2022
    Размер2.8 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_Гоулман Д. Эмоциональный интеллект.pdf
    ТипЗадача
    #858077
    страница25 из 30
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30
    Глава 16
    ОБУЧЕНИЕ ЭМОЦИЯМ
    Главная надежда страны — в правильном воспита­
    нии молодежи.
    Эразм Роттердамский
    В пятом классе шла обычная перекличка. Расположившись кружком на полу пустой комнаты, сидели пятнадцать учени­
    ков, а учитель по очереди выкликал их имена. Но дети на обра­
    щение учителя откликались не бессмысленным «Здесь», при­
    нятым во всех школах, а называли число, обозначающее их на­
    строение: единица обозначала уныние, а десять — высокую ак­
    тивность.
    Сегодня настроения были на подъеме.
    — Джессика.
    — Десять: я раскочегарена, ведь сегодня же пятница.
    — Патрик.
    — Девять: возбужден, небольшая нервозность.
    — Николь.
    — Десять: спокойна, счастлива...
    Такой вот курс «Науки о себе» преподается в «Новой шко­
    ле», устроенной в переоборудованном здании, которое находит­
    ся на территории «большого надела», принадлежащего семей­
    ству Крокеров — династии, основавшей один из крупнейших банков Сан-Франциско. Сегодня в этом здании, по архитектуре напоминающем оперный театр Сан-Франциско, помещается частная школа, где организовано обучение, которое можно на­
    звать моделью курса по эмоциональному интеллекту.
    Предметом «Науки о себе» являются чувства, ваши собствен­
    ные и те, что прорываются во взаимоотношениях. Предмет об-

    406
    Дэниел Гоулллан
    суждения по самой своей природе требует от преподавателей и учащихся сосредоточить внимание на эмоциональной структу­
    ре жизни ребенка; этот аспект решительно игнорируется почти во всех классных комнатах Америки. В данном случае стратегия включает использование напряженных состояний и эмоциональ­
    ных травм, получаемых детьми в жизни, в качестве злободнев­
    ной темы. Учителя высказываются по реальным вопросам — бьют по больным местам: кто-то оказывается лишним, кто-то завидует, есть противоречия, которые могут перерасти в битву на школьном дворе. Как сформулировала это Карен Стоун Мак- каун, разработчик учебного курса «Науки о себе» и основатель­
    ница «Новой школы», «приобретение знаний происходит не в отрыве от чувств детей. Быть эмоционально грамотным для ус­
    воения знаний так же важно, как обучение математике и чтению».
    «Наука о себе» — это новаторское явление, предвестник идеи, распространяющейся в школах по всей территории США.
    Названия этих курсов говорят о том, что они охватывают ши­
    рокий круг проблем — от социального развития до умения жить и социального и эмоционального научения. Некоторые, ссы­
    лаясь на представление Говарда Гарднера о множественных умственных способностях, пользуются термином «личные ум­
    ственные способности». Их связывает общая цель — повыше­
    ние уровня социальных и эмоциональных компетенций у де­
    тей как часть их обычного образования — не то, что коррек­
    тивно преподается неуверенным детям, которых определяют как «беспокойных», а комплекс навыков, умений и понимания, необходимый каждому ребенку.
    Курсы эмоциональной грамотности уходят корнями в дви­
    жение за аффективное образование, возникшее 1960-х годах. В то время считалось, что уроки, учитывающие психологию и мотивацию, глубже усваиваются, если включают непосред­
    ственное переживание того, что преподается умозрительно.
    Однако движение за эмоциональную грамотность вывернуло термин «аффективное образование» наизнанку: вместо того чтобы использовать аффект в образовательных целях, оно обу­
    чает самому аффекту.
    Более близким «предком» многих из этих курсов и стимула к их распространению являются постоянные серии программ

    Эмоциональный интеллект
    407 предупредительных мер, реализуемые на базе школы, каждая из которых нацелена на конкретную проблему: курение среди подростков, злоупотребление наркотиками, беременность, уход или исключение из школы и совсем недавно прибавившееся к ним насилие. Как мы поняли из последней главы, проведен­
    ное ассоциацией У.Т. Гранта исследование профилактических программ показало, что они бывают гораздо более эффектив­
    ными, когда преподают суть эмоциональных и социальных ком­
    петенций, а именно контроль побуждений, сдерживание гнева и нахождение творческих решений в затруднительных в соци­
    альном отношении ситуациях. На основе этого принципа воз­
    никло новое поколение вмешательств.
    Из Главы 15 ясно, что вмешательства, по замыслу нацелен­
    ные на конкретные дефициты эмоциональных и социальных навыков, которые укрепляют такие проблемы, как агрессив­
    ность или депрессия, могут оказаться чрезвычайно эффектив­
    ными в качестве амортизатора для детей. Но все эти тщательно спланированные вмешательства в основном проводились пси­
    хологами-исследователями в порядке эксперимента. Следую­
    щим шагом должно стать усвоение уроков, преподаваемых эти­
    ми в высшей степени сфокусированными программами, и их распространение на весь школьный контингент в качестве пре­
    дупредительной меры, принимаемой обычными учителями.
    Такой более сложный, но и более эффективный метод про­
    филактики включает предоставление информации по таким вопросам, как СПИД, наркотики и т.п., в те периоды, когда молодые люди впервые сталкиваются с ними в реальной жиз­
    ни. Во главу угла данного метода поставлена основная способ­
    ность, без которой невозможно справиться с любой из этих дилемм, а именно эмоциональный интеллект.
    Новый подход к внедрению эмоциональной грамотности в школах превращает сами эмоции и общественную жизнь в темы для обсуждения, а не трактует эти наиболее сложные пробле­
    мы детского возраста как неуместные посягательства, а когда они приводят к взрывам эмоций, не причисляет их к разряду причин для периодических дисциплинарных визитов к воспи­
    тателю или в кабинет директора.

    408
    Дэниел Гоулман
    На первый взгляд занятия могут показаться вполне зауряд­
    ными, никак не способствующими решению тех острых про­
    блем, ради которых они собственно и были задуманы. Объяс­
    няется это тем, что знания — как при хорошем воспитании дома — выдаются хоть и малыми порциями, но приносят ог­
    ромную пользу и, кроме того, поставляются регулярно и долго.
    Таков механизм прочного укоренения сведений об эмоциях: после многократного повторения каких-либо переживаний мозг начинает воспроизводить их как усиленные проводящие пути, как невральные навыки, которые срабатывают в случае принуждения, фрустрации, обиды. И хотя из-за своего триви­
    ального содержания занятия по курсу эмоциональной грамот­
    ности, возможно, выглядят пустой затеей, но результат — вос­
    питание благопристойных людей — приобретает решающее значение для всей нашей будущей жизни.
    Урок сотрудничества
    Давайте сравним урок «Науки о себе» с воспоминаниями из своих школьных лет.
    В шестом классе сегодня проводится игра-головоломка
    «Мозаика взаимодействия», и ученикам дано задание сообща сложить мелкие кусочки картона, чтобы получилась картинка.
    Игра вроде бы обычная, но есть в ней одна хитрость: их совме­
    стная работа должна проходить в полной тишине и без жести­
    куляций.
    Учительница Джо-Эн Варго разбила класс на три группы и посадила каждую за отдельный стол. Трем наблюдателям, зна­
    комым с этой игрой, выдали по бланку, где им надо было запи­
    сать, кто из группы выступил в роли главного организатора, кто валял дурака, а кто нарушал правила.
    Учащиеся сваливают кусочки головоломки на стол и при­
    ступают к работе. Уже буквально через минуту становится ясно, что одна группа как команда действует на удивление эффек­
    тивно; они укладываются с выполнением задания всего в не­
    сколько минут. Члены второй группы из четырех человек при­
    кладывают усилия параллельно, работая поодиночке, каждый

    Эмоциональный интеллект
    409 над своей собственной
    ГОЛОВОЛОМКОЙ, НО
    заходят в тупик.-Тог- да они мало-помалу начинают работать сообща, чтобы собрать первый квадрат, и продолжают действовать как одно целое, пока не справляются со всеми задачами головоломки.
    А третья груп па продолжает стараться изо всех сил, почти что завершив сборку всего одной картинки, но даже она больше на­
    поминает трапецоид, чем квадрат. Шину, Фейрли и Рахману еще только предстоит добиться спокойной слаженности действий, которую уже обрели две другие группы. Они были явно расстро­
    ены, в бешеном темпе просматривая кусочки, рассыпанные на столе, используя вроде бы подходящие варианты и кладя их ря­
    дом с почти законченными квадратами только затем, чтобы ис­
    пытать разочарование, видя отсутствие совпадения.
    Напряженность чуть спадает, когда Рахман берет два кусоч­
    ка картона и приставляет их к глазам как маску; его товарищи хихикают. Это оказывается центральным моментом урока это­
    го дня.
    Джо-Эн Варго старается поддержать их: «Те из вас, кто уже закончил, могут подать один конкретный совет тем, кто про­
    должает работать».
    Даган ленивой походкой приближается к группе, все еще бьющейся над заданием, указывает на два кусочка, вылезаю­
    щих за пределы квадрата, и говорит: «Вам стоит передвинуть эти два кусочка». Рахман, сморщив от сосредоточенности ши­
    рокое лицо, вдруг представляет, какой должна быть картинка, и части рисунка быстро укладываются на место в первой голо­
    воломке, а затем и в остальных. И когда последний кусочек за­
    нимает свое место в последней картинке-загадке третьей груп­
    пы, раздаются искренние аплодисменты.
    Спорный вопрос
    Но пока класс продолжает размышлять над наглядными уроками совместной деятельности, которые они получили, воз­
    никает другой, более напряженный обмен мнениями. Рахман, высокий, с копной густых черных волос, подстриженных длин­
    новатым ежиком, и Такер, наблюдатель за группой, сцепились

    410
    Дэниел Гоулман
    в споре по поводу правила, запрещающего жестикулировать.
    Такер с аккуратно причесанными светлыми волосами, если не считать торчащего вперед вихра, одет в свободную голубую фут­
    болку, на которой красуется девиз «Будь ответственным», под­
    черкивающий его официальную роль.
    — Ты тоже можешь предложить кусочек, это вовсе не жес­
    тикуляция, — обращается Такер к Рахману категоричным то­
    ном.
    — Но ведь это жестикуляция, — яростно настаивает Рахман.
    Варго замечает повышенную громкость и все более агрес­
    сивное стаккато обмена репликами и направляется к их столу.
    Вот он, тот самый критический инцидент, спонтанный обмен разгоряченными чувствами; именно в такие моменты прино­
    сят плоды уже усвоенные уроки, а новые уроки преподаются с наибольшей пользой. И, как известно каждому хорошему учи­
    телю, уроки, даваемые в такие наэлектризованные моменты, надолго сохраняются в памяти учащихся.
    — Это, конечно, не критика — вы сотрудничали очень хо­
    рошо, но, Такер, постарайся высказать свои мысли в таком тоне, чтобы это не звучало так осуждающе, — поучает его Варго.
    Такер, теперь его голос стал спокойнее, говорит Рахману:
    — Ты можешь просто положить кусочек туда, где, по-твое­
    му, ему самое место, или отдать другим то, что, как тебе кажет­
    ся, им нужно, но при этом не жестикулируя. Просто предложи.
    Рахман отвечает раздраженным голосом:
    — Можно было просто сделать вот так, — он почесал в за­
    тылке, желая продемонстрировать какой-нибудь безобидный жест, — а он все равно сказал бы на это: «Никаких жестикуля­
    ций».
    За раздражением Рахмана явно скрывалось нечто большее, чем обычное разногласие по поводу того, что является, а что не является жестом. Его взгляд все время возвращался к бланку с оценками в руках Такера, который, хотя никто о нем не упомя­
    нул, фактически спровоцировал конфликт между Такером и
    Рахманом. Такер, видите ли, записал Рахмана в колонке под рубрикой «Кто нарушал правила».
    Варго, заметив, что Рахман смотрит на обидевшую его по­
    метку, догадывается, в чем дело, и говорит Такеру:

    Эмоциональный интеллект
    411
    — Он считает, что ты применительно к нему использовал нехорошее слово — нарушитель. Что ты хотел этим сказать?
    — Я вовсе не имел в виду, что это было нарушение в дурном смысле, — ответил Такер уже более примирительным тоном.
    Рахман не соглашается с этим, но и его голос тоже звучит спокойнее:
    — Если хотите знать, то все это несколько притянуто за уши.
    Варго настаивает на позитивном подходе к этому вопросу:
    — Такер пытается сказать, что то, что можно считать нару­
    шением, может оказаться отчасти разрядкой обстановки в тот период, когда испытываешь разочарование.
    — Но, — протестует Рахман, теперь уже больше по суще­
    ству, — нарушение — это нечто совсем другое, вот если бы мы все сосредоточились на чем-то, а я взял бы и изобразил что-то такое, —он придает лицу смешное, шутовское выражение, вы­
    пучив глаза и надув щеки, — вот это было бы нарушением пра­
    вил.
    Варго еще раз пытается продолжить эмоциональный урок и говорит Такеру:
    — Стараясь помочь, ты, конечно, не имел в виду, что он вел себя как нарушитель правил в дурном смысле. Но тем, как вы об этом говорите, вы посылаете разные сообщения. Рахману нужно, чтобы ты уловил и признал его чувства. Рахман гово­
    рил, что, слыша слова, имеющие негативный смысл, вроде на­
    рушителя, он чувствует, что к нему относятся несправедливо.
    Ему не нравится, когда его так называют.
    А потом, обращаясь к Рахману, она добавляет:
    — Я ценю то, как ты проявлял уверенность в себе в разговоре с Такером. Ты не нападал. Но конечно, это неприятно, когда на тебя вешают ярлык нарушителя правил. Когда ты поднес эти кусочки картинки к глазам, ты, видимо, испытывал разочарова­
    ние и хотел разрядить обстановку. А Такер назвал это наруше­
    нием порядка, потому что не понял твоего намерения. Так?
    Оба мальчика кивнули в знак согласия, пока остальные уче- ники*.заканчивали уборку картинок-загадок со столов. Эта ма­
    ленькая мелодрама в классе приближалась к своему финалу.
    — Ну что, теперь вам лучше? — спросила Варго. — Или это все еще расстраивает вас?

    412
    Дэниел Гоулман
    — Да, я вполне доволен, — живо откликнулся Рахман, смяг­
    чившись оттого, что чувствовал себя услышанным и понятым.
    Такер тоже кивнул, улыбаясь. Заметив, что все остальные уже ушли на следующий урок, мальчики дружно развернулись и вместе выбежали из класса.
    Последующий анализ: несостоявшаяся драка
    Когда новая группа начала рассаживаться, Варго присту­
    пила к анализу того, что только что произошло. Горячий обмен мнениями и его последующее утихание происходили на фоне того, что мальчики уже узнали о разрешении конфликтов. То, что обычно приводит к конфликту, начинается, как объясняет это Варго, с «неумения найти общий язык, выдвижения пред­
    положений и перескакивания к выводам, передачи «резкого» сообщения способами, мешающими людям услышать то, что вы говорите».
    Изучающие «Науку о себе» узнают, что дело не в полном исключении конфликтов, а в разрешении разногласий и обид прежде, чем они перерастут в настоящую потасовку. Эти пер­
    вые уроки уже дали о себе знать тем, как Такер и Рахман вели свой спор. Оба, к примеру, приложили определенные усилия для того, чтобы выразить свою точку зрения, не ускорив при этом развитие конфликта. Эта уверенность в себе (в отличие от агрессивности или пассивности) преподается в «Новой школе» начиная с третьего класса. Особое значение придает­
    ся откровенному выражению чувств, но так, чтобы это не пе­
    реходило в агрессию. Хотя в начале пререканий мальчики не смотрели друг на друга, по мере продолжения спора они ста­
    ли обнаруживать признаки «активного слушания», поверну­
    лись лицом друг к другу, смотрели друг другу в глаза и подава­
    ли молчаливые сигналы, которые давали говорившему понять, что его слышат.
    Благодаря приведению этих средств в действие и помощи в виде советов преподавателя уверенность в себе и активное слу­
    шание стали для этих мальчиков чем-то большим, чем пустые фразы во время контрольного опроса в классе, — они превра-

    Эмоциональный интеллект
    413 тились в способ реагирования, к которому мальчики могут при­
    бегать в те моменты, когда он им крайне необходим.
    Совершенное владение эмоциональной сферой дается осо­
    бенно трудно, потому что необходимые для этого навыки при­
    ходится приобретать тогда, когда люди, как правило, менее все­
    го способны воспринимать новую информацию и усваивать но­
    вые привычки реагировать, то есть когда они расстроены. В та­
    кие моменты помогают занятия с преподавателем. «Любой человек, взрослый или пятиклассник, нуждается в некоторой помощи, чтобы наблюдать за самим собой, когда он так расстро­
    ен, — подчеркивает Варго. — Сердце колотится, ладони потеют, вас бьет нервная дрожь, а вы пытаетесь осознанно слушать, со­
    храняя при этом самоконтроль, чтобы выдержать это, не перей­
    дя на крик, не упрекая и не замолкая, уходя в оборону».
    Для всякого, кто не раз наблюдал стычки пятиклассников, самое удивительное заключается в том, что и Такер, и Рахман старались доказать свою правоту без взаимных обвинений, ру­
    гани и криков. Никто из них не допустил, чтобы чувства пере­
    росли в оскорбительное: «А пошел ты!..» или в кулачную драку, и ни один не заткнул другого, выбежав из комнаты. И то, что вполне могло бы стать причиной полномасштабного сражения, в данном случае научило мальчиков еще лучше улавливать ма­
    лейшие нюансы настроений для разрешения конфликта. Но как же часто ситуация развивается совсем по другому сценарию.
    Каждый день у подростков дело доходит до драки — и что еще хуже — по пустякам и несколько раз в день.
    Тревоги дня
    Во время традиционной переклички, с которой начинается каждое занятие по курсу «Наука о себе», ученики не всегда на­
    зывают такие большие числа, как это было сегодня. И когда числа совсем маленькие — единицы, двойки или тройки, что свидетельствует об ужасном состоянии, — у любого из присут­
    ствующих появляется возможность спросить: «А не хочешь ли ты рассказать, почему у тебя такое настроение?» Если ученик захочет поговорить на эту тему (кстати, никого не заставляют

    414
    Дэниел Гоулллан
    говорить о чем-то насильно, если он или она того не хотят), всегда есть шанс провентилировать любой волнующий вопрос и рассмотреть творческие подходы к его решению.
    Неприятности, возникающие у детей, с возрастом меняют­
    ся. В первых классах проблемы детей обычно сводятся к разно­
    го рода страхам, обидам из-за того, что их дразнят, и ощуще­
    нию, что от них все отвернулись. Примерно в шестом классе у них появляется новый комплекс проблем: переживания по по­
    воду того, что им не назначают свидания или бросают; инфан­
    тильные друзья; тягостные ситуации, в которые попадают под­
    ростки («Взрослые ребята пристают ко мне» или «Мои прияте­
    ли курят и вечно заставляют меня попробовать»).
    В жизни ребенка всегда найдутся особенно важные темы, которые если и обсуждаются, то, как правило, вне школы: за завтраком, в автобусе по дороге в школу или дома у приятеля.
    Чаще всего свои неприятности дети держат при себе и в оди­
    ночку мучаются по ночам, не имея никого, чтобы как следует обдумать все, что их тревожит. В классе же, на уроке «Науки о себе», их проблемы могут в любой момент стать темой дня.
    Каждое такое обсуждение вносит свой вклад в достижение определенной цели обучения по курсу «Наука о себе», который разъясняет восприятие ребенком самого себя и взаимоотноше­
    ний с другими. И хотя все уроки этого курса строго расплани­
    рованы, он отличается достаточной гибкостью и, если возни­
    кают критические ситуации вроде конфликта между Рахманом и Такером, их всегда можно использовать для общей выгоды.
    Вопросы, предлагаемые учениками на обсуждение, служат жи­
    вым примером обстоятельств, когда и ученики, и учителя мо­
    гут применить те навыки, которым они обучаются, как, напри­
    мер, методы улаживания конфликтов, разрядившие напряжен­
    ность между двумя мальчиками.
    Азбука эмоционального интеллекта
    Применяемый на протяжении почти двадцати лет курс «На­
    уки о себе» служит образцом преподавания эмоционального интеллекта. Иногда уроки бывают удивительно сложными.

    Эмоциональный интеллект
    415
    Директор «Новой школы» Карен Стоун Маккаун рассказывала мне: «Когда мы заводим разговор о гневе, то помогаем детям понять, что это почти всегда побочная реакция и что надо смот­
    реть, что под ней скрывается: вы обижены? Ревнуете? Наши дети узнают, что у человека всегда есть возможность выбора, как реагировать на эмоцию, и чем больше способов реагирова­
    ния на эмоцию ему известно, тем увлекательнее может быть его жизнь».
    Содержание «Науки о себе» почти полностью совпадает с компонентами эмоционального интеллекта — и с основными навыками, рекомендуемыми в качестве элементарных предуп­
    редительных средств против ошибок, угрожающих детям (пол­
    ный список см. в Приложении Д). Преподаваемые темы вклю­
    чают самоосознание в смысле распознавания чувств и созда­
    ния терминологии для них и нахождения связей между мысля­
    ми, чувствами и реакциями; понимания того, что руководит вами при принятии решения — мысли или чувства; представ­
    ления последствий альтернативных вариантов поведения и при­
    менения этого осознания к принятию решений по таким во­
    просам, как наркотики, курение и секс. Самоосознание прини­
    мает также форму осознания своих достоинств и недостатков и видения себя в позитивном, но реалистичном свете (и исклю­
    чения таким образом широко распространенной ошибки в виде колебания самомнения).
    Другой акцент делается на умении справляться с эмоция­
    ми: осознании того, что скрывается за чувством (например, обида, которая запускает гнев), и научении способам избавлять­
    ся от тревог, гнева и печали. Особое внимание уделяется также принятию на себя ответственности за решения и поступки и доведению дела до конца в соответствии с обязательствами.
    Главной социальной способностью являются эмпатия, по­
    нимание чувств других людей и принятие их точки зрения, ува­
    жение различий в том, как люди относятся к обстоятельствам.
    В центре внимания пребывают взаимоотношения, что предпо­
    лагает научение быть хорошим слушателем и уметь задавать вопросы; проведение разграничений между тем, что кто-то го­
    ворит или делает, и вашими собственными реакциями и суж­
    дениями, проявление уверенности в себе, а не гнева или пас-

    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30


    написать администратору сайта