Главная страница

Д. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество. Грядущее постиндустриальное


Скачать 5.69 Mb.
НазваниеГрядущее постиндустриальное
АнкорД. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество.doc
Дата02.02.2017
Размер5.69 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаД. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество.doc
ТипКнига
#1773
страница46 из 51
1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   51

МИЛЛЬ И ЛОГИКА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Для Ж.-Ж.Руссо, рассматривавшего человеческое общество как управляемое страстями и греховностью, равенство — не само­цель, но средство достижения гражданских добродетелей и фор­мирования нравственных личностей; в своем понимании иерар­хии целей он исходит из классических представлений о задачах общества. Для второго, более широкого течения политической мысли целью равенства выступает социальный мир, а его направ­ляющим принципом является полезность.

Демократия по своей природе конфликтна, поскольку люди постоянно хотят обладать тем, что имеют другие. Но не все об­щества порождают подобные сравнения. Крепостной не сопос­тавлял свою судьбу с судьбой землевладельца; у него было свое уготованное место в структуре мироздания, и он воспринимал его фатально. Демократия с ее изначальной приверженностью идеям равенства неизбежно создает мерило отсчета и оценки различий в статусе, богатстве и власти. Там, где человек встреча­ет препятствия на пути исправления этих различий, результатом зачастую бывает — по выражению Ф.Ницше — озлобление иди зависть, гнев и ненависть по отношению к оказавшимся наверху. Как отметил М.Шедер: “Озлобление должно быть с наибольшей силой выражено в обществе, подобном нашему, где относительно равные права (политические и иные) иди официально признан­ное формальное социальное равенство существуют наряду с ши­рокими реальными различиями во власти, собственности и обра­зовании... Совершенно независимо от характера и опыта инди­видов потенциальный заряд озлоболения накапливается в самой структуре общества”80.

80 Schemer М. Ressentiment. N.Y., 1961. P. 50. Сравните его доводы с пасса­жем А. де Токвидя: “Не следует закрывать глаза на тот факт, что демократи­ческим институтам в наиболее успешной форме удается развить в человеческих сердцах чувство зависти. Это происходит не вследствие того, что они обеспечи­вают каждому средства подняться до уровня всех остальных, но по причине того, что они постоянно неадекватно применяются пользующимися ими людь­ми. Демократические институты пробуждают и подогревают страстное жела­ние равенства, не будучи в состоянии удовлетворить его в полной мере. Это полное равенство постоянно как сквозь пальцы ускользает от людей в тот мо­мент, когда, как они думают, они поймали его, улетучиваясь, как говорит Паскаль, в вечность; люди все больше возбуждаются в поисках этого благослове­ния, становятся все более нетерпимыми, поскольку оно кажется все ближе, но его по-прежнему невозможно попробовать. Они приходят в экстаз от мысли об удаче и раздражаются от неопределенности успеха; усталость приходит на сме­ну возбуждению, сменяясь затем горьким разочарованием. В таком состоянии все явления, которые каким-либо образом стоят выше людей, кажутся им поме­хой на пути удовлетворения их желаний, и они выходят из себя при виде любо­го превосходства, хотя держатся при этом в рамках закона” (TocquevMe A., de. Democracy in America. N.Y., 1966. P. 183).

Поскольку сверхчувственностъ выступает главной психоло­гической причиной разрушений и конфликтов, перед обществом встает проблема ее снижения. И поскольку неравенство является не случайным, а закономерным — причем различия принимают групповой характер — все группы должны быть включены в со­став общества и им должно быть позволено использовать поли­тическую систему как средство исправления различных форм неравенства. Таким образом, главным инструментом социально­го мира служит представительство.

Обоснования данной системы были заложены Дж.Ст.Миллем в его работе “Представительное правление”. “Интересы исключен­ных классов подвергаются всегда риску остаться в пренебреже­нии”, — писал он81. Он имел в этом случае в виду различные слои рабочего класса. Хотя другие классы уже не пытались “умышлен­но” присвоить себе интересы пролетариата, сам факт исключения рабочих означал, что проблемы никогда не рассматривались с их точки зрения. Дж.Ст.Милль пошел настолько далеко в своих ут­верждениях, что стад доказывать, что представительное правле­ние может существовать только в форме пропорционального пред­ставительства; одна из глав его книги, названная “Представитель­ство меньшинств”, исследует систему Т. Хэйра для подобного рода выборов: “План этот не имеет себе равного по достоинству ввиду развития в нем великого принципа управления почти до идеально­го совершенства... по отношению к своей специальности...” Поло­жительной чертой этого принципа государственного устройства является то, что он “обеспечивает пропорциональное представи­тельство каждой избирательной единице. Не только две главные партии, иди, может быть, несколько самых значительных групп
81 Mill J.St. Representative Government. [L., 1962]. P. 209 [перевод этой цита­ты приводится по: Милль Дж.С. Представительное правление. СПб. 1907. С. 56].
меньшинства, но каждое меньшинство во всякой стране, заключа­ющее в себе достаточное число людей, чтобы составить избира­тельную единицу, на основании принципов равенства и справед­ливости будет иметь своего представителя”82.

Логикой представительства меньшинства является квота. Лю­бая политическая система, чтобы следовать принципу справедли­вости, должна согласиться с тем, чтобы ее выборные органы со­стояли из представителей, пропорционально отражающих струк­туру ее членов. Демократическая партия США пошла именно по этому пути при разработке правил проведения своего съезда 1972 года, установив в качестве условия, что все отделения партии в отдельных штатах должны предпринять “необходимые шаги” по приведению своих делегаций в относительное соответствие структуре населения этих штатов с учетом этнических мень­шинств, доли женщин и молодежи (в возрасте от 18 до 30 лет)83.

Но это поднимает две серьезные проблемы. Во-первых, как определить законный “интерес”, иди базовый элемент социаль­ной системы, иди группу меньшинства? В первые годы существо­вания США считалось, что законными единицами представитель­ства являются штаты, а Конституция, перед внесением в нее по­правок, давала их законодательным собраниям право выбора двух сенаторов от каждого штата. Начиная с 30-х годов и позже легитимными единицами стали “функциональные группы” — бизнес­менов, фермеров и рабочих. В 60-е и 70-е годы социальные груп­пы стали определяться в биологических (под, цвет, возраст) и культурологических (этническая и религиозная принадлежность) категориях. Однако если человек избран в представительные орга­ны исходя из его возраста, пола, этнической и религиозной при-

82 Mill J.St. Representative Government. P. 261, 263 [перевод этой цитаты приводится по: Милль Дж.С. Представительное правление. С. 134, 137 ].

83 В результате женщины составили 38 процентов всех делегатов (по срав­нению с 13 процентами четырьмя годами раньше), черные — 14 (по сравнению с 5,5 процента в 1968 году), а делегаты в возрасте до 30 дет — 22 процента (по сравнению с 4 процентами в 1968 году). Однако делегации штата Иллинойс, возглавлявшейся мэрои Чикаго Дэди, было отказано в месте на съезде на том, основании, что она не является “представительной”; делегация заявила, что, эти правила недемократические, хотя и свободно установлены большинством, голосов. Так что же тогда есть демократия — голос большинства иди предста­вительство по социальным группам?
наддежности либо профессии, является ли этот единственный признак решающим фактором, гарантирующим место данному депутату?84 Элементарный социологический факт состоит в том, что у индивида нет единого идентификационного признака, что он характеризуется множеством социальных ролей. Должна ли чернокожая женщина моложе тридцати иметь три голоса вместо одного? Или она должна выбрать какой-то один признак, по которому и попасть в определенную квоту?

Во-вторых, если политические органы будут состоять исклю­чительно из [представителей] корпоративных групп, что про­изойдет с управлением на основе численного большинства? Бу­дут ли несколько больших корпоративных групп перевешивать при голосовании меньшие? Афроамериканцы, например, являю­щиеся в США одним из наиболее ущемленных меньшинств, со­ставляют около 11 процентов населения. В ряде городов они на­ходятся в большинстве, но эти города не имеют достаточных финансовых ресурсов для обновления или реконструкции. Соци­олог Г.Ганс утверждает, что никакое численное большинство не будет обкладывать себя налогами или же перераспределять свои богатства, помогая меньшинствам, и, таким образом, в мажори­тарном обществе участь негров никогда не будет всерьез улучше­на. Поэтому он считает, что элементом на пути к достижению

84 Голова идет кругом от логики представительства меньшинств, доведен­ной до ее политического завершения. Если проанализировать нынешний состав участников политического процесса, "о законодательное собрание, сформиро­ванное на принципах Милдя, состояло бы из депутатов трех полов: мужчин, женщин и гомосексуалистов; трех возрастных групп: молодежи, лиц среднего возраста и пожилых граждан; четырех религий: протестантов (исключая рас­пределение по сектам), католиков, иудеев и мусульман (а куда отнести иегови­стов, менонитов и представителей других сект?); четырех ущемленных мень­шинств: черных, мексиканцев американского происхождения, пуэрториканцев и американских индейцев; пяти этнических групп “средней” Америки: ирланд­цев, итальянцев, поляков, немцев и славян; восьми профессионально-квалифи­кационных групп, исходя из стандартной классификации Бюро цензов США. В этом случае американцы англосаксонского происхождения и протестантского вероисповедания, а также некоторые “другие группы” могут найти себе место только среди остаточных слоев населения.

Хотя эта схема в несколько карикатурном свете представляет аргументы Дж.Ст.Милля, приведенные в “Представительном правлении”, я всего лишь довел один из его важнейших постулатов до его логического завершения.
равенства является предоставление меньшинствам “права специ­ального вето”85. Это предложение, в сущности, повторяет прин­цип “согласованного большинства”, который перед Гражданской войной отстаивал Дж.К.Калхун как средство защиты южных шта­тов от возможного забаллотирования их предложений со сторо­ны северян86. Своя логика есть и в идее “общинного контроля” над социальными ресурсами, такими, как школы, жилой фонд и т.п. Но существует ли в таком случае более широкий социальный или общественный интерес? Если корпоративным или общинным группам позволено осуществлять контроль за решениями, влия­ющими на их жизнь, то на каком основании можно отказать южанам в праве на проведение политики сегрегации? И если местное сообщество наложит запрет на прокладку шоссе по сво­ей территории, не перекладывает ли она, настаивая на иной кон­фигурации трассы, издержки на своих соседей в виде более вы­соких налогов?

Целью полного представительства всех меньшинств считает­ся преодоление конфликтов, однако история почти всех обществ показывает, что, когда политическая система поляризуется ис­ключительно по одному признаку — классовому, религиозному, языковому, племенному или этническому, — вспышка жестокого конфликта становится практически неизбежной; там же, где на­личествует амальгама “пересекающихся” типов самосознания — например, в Голландии, где существуют как классовые, так и ре­лигиозные политические партии, рабочие-католики и рабочие-протестанты расколоты таким образом, что ни религиозные, ни политические черты не доминируют полностью в их сознании —

85 Hems H. We Won't End the Urban Crisis Until We End Majority Rule // New York Times Magazine. August 3, 1969.

86 Дж.К.Калхун утверждал, что такое соотношение требует согласия всех основных групп или фракций, а не простого большинства, сформированного без учета природных и социальных границ, таких, как регионы, группы иди классы. Взгляды Дж.К.Калхуна являлись карикатурой, пусть и элегантной, на модель Дж.Мэдисона. Они представляли собой философское обоснование пред­ставительства скорее в гетерогенном, нежели в гомогенном обществе, необхо­димого для сохранения общественного неравенства, господства белых, прав штатов, антимажоритаризма и власти меньшинства. Необходимо иметь в виду, что эти взгляды получили распространение в период, когда стали формироваться американские политические партии (см. по этому вопросу: McGregor Burns J. The Deadlock of Democracy. N.Y., 1963. Ch. 3, особенно С. 57).
контрольные и сдерживающие функции власти осуществляются наиболее эффективно87. Короче, в состоянии ли принцип квотного представительства в политической системе, определенный на основе общинных иди партикуляристских критериев, помешать ее поляризации или фрагментации и не допустить паралича об­щественного организма?

РОУАЗ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Если Ж.-Ж.Руссо добивался равенства результатов ради добро­детели, а Дж.Ст.Миддь отождествлял пропорции представитель­ства с интересами индивида, исходя из критерия полезности, то современный философ Дж.Роудз стремится утвердить приори­тет равенства во имя справедливости. Как он тонко подмечает, “справедливость является первейшей добродетелью социальных институтов, подобно тому как истина есть достоинство системы мышления”88.

87 Исчерпывающее изложение этой проблемы см. в коллективной статье:

The Psychology of Voting: An Analysis of Political Behaviour // Lindzey G. (Ed.) Handbook of Social Psychology. Vol. II. Cambridge (Ma.), 1954.

88 Rawls J. A Theory of Justice. Cambridge (Ma.), 1971. P. 3. Справедливость для Дж.Роудза не концентрирует в себе всю энергетику общества; она пред­ставляет основу стандартов распределения и является частью более широкого социального идеала. Он пишет: “Итак, концепция социальной справедливости должна рассматриваться прежде всего как задающая стандарт, относительно которого следует оценивать распределительные механизмы общества. Этот стан­дарт, однако, не должен смешиваться с принципами, определяющими другие свойства, поскольку как базовая структура, так и социальные формы деятель­ности в общем могут быть эффективными или неэффективными, либеральными иди консервативными, иметь многие другие характеристики, равно как быть справедливыми иди несправедливыми. Всеобъемлющая концепция, включающая в себя принципы всех свойств базовой структуры наряду с их относительным значением в случае возникновения конфликта, выходит за рамки концепции справедливости; она составляет содержание социального идеала. Принципы справедливости являются хотя всего и частью, но наиболее важной частью та­кой концепции. Социальный идеал, в свою очередь, связан с концепцией обще­ства, т.е. с видением того пути, каким должны согласовываться цели и средства социального сотрудничества... Для более полного понимания концепции спра­ведливости мы должны иметь четкую теорию социального сотрудничества, на основе которой она и строится” (Rawls J. A Theory of Justice. P. 9-10).
Что есть справедливость? Она не может сводиться к макси­мальным благам для большинства, поскольку результатом этого может стать несправедливость по отношению к меньшинству. Она должна быть определяющим принципом оценки конкурирующих требований, то есть соответствующего деления социальных благ. Для Дж.Роулза таковой является справедливость как честность89, а основания честности заложены в двух принципах.

Первый: каждый индивид должен иметь равное право на наи­более широкие основные свободы, сравнимые с подобными же свободами для других [членов общества].

Второй: социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, чтобы (а) их можно было обоснованно рассматривать в качестве результатов личных дос­тижений и (б) они были привязаны к постам и учреждениям, открытым для всех90.

Первый принцип имеет отношение к равным гражданским сво­бодам — свободам слова, голоса и собраний, праву быть избран-

89 Идея честности неизбежно предполагает социальную tabula rasa. Дж.Роулз пишет: “При таком подходе положение равенства соответствует месту ес­тественного состояния в традиционной теории общественного договора. Это исходное положение не является, конечно же, представлением о некоем реаль­ном историческом положении вещей, еще менее — о примитивной культуре. Оно понимается как .чисто гипотетическая ситуация, характеристики которой, таким образом, ведут к формированию определенной концепции равенства. Одна из ключевых особенностей такой ситуации состоит в том, что никто не знает своего места в обществе, своей классовой принадлежности или социального статуса и никто также не ведает о своей участи в распределении естественных богатств и способностей, своего уровня интеллекта, физической силы и т.п. Я готов даже предположить, что стороны не знают своих концепций блага или своих специфических психологических качеств. Принципы равенства устанав­ливаются позади завесы незнания. Такой подход гарантирует, что никто не получит преимуществ и не будет находиться в ущемленном положении от выбо­ра принципов в результате естественной игры случая или стечения социальных обстоятельств. Поскольку все будут находиться в одинаковом положении, и никто не сможет создать условия, благоприятные для него одного, установлен­ные принципы равенства окажутся результатом честного соглашения или тор­га” (Rawls J. A Theory of Justice. P. 12).

90 Окончательные формулировки Дж.Роудза, в которых отражено его пони­мание приоритетности, приведены в: Rawls }. A Theory of Justice. P. 302-303. Для целей нашего рассуждения мы можем ограничиться их первоначальной редакцией.
ным на общественную должность и т.п. Второй связан с социаль­но-экономическими неравенствами — распределением доходов и богатства, различиями в степени полномочий и т.п. Нас интере­сует прежде всего второй принцип. Ключевыми в его формули­ровке являются двусмысленные выражения “в соответствии с личными достижениями” и равно открытые для всех”. Что они означают?

Цель рассуждений Дж.Роулза является сложной, но понят­ной. “Равно открытые для всех” может означать либо равные в том смысле, что карьеры открыты для талантливых людей, либо равные в смысле “равенства справедливых возможностей”. Пер­вое понимание просто означает, что людям, у которых имеются способности и устремления, полагаются те места, которые они занимают. Это традиционный либеральный взгляд. Но Дж.Роулз отмечает, что он не принимает во внимание искажения, обуслов­ленные социальными неожиданностями. “Во всех социальных сферах, — пишет он, — должны существовать примерно равные перспективы повышения культурного уровня и мобильности для каждого человека, имеющего сходную систему мотивации и ода­ренности... Шансы на получение культурных знаний и навыков не должны зависеть от классовой позиции человека, и, таким образом, система школьного образования, будь она частной иди государственной, должна быть организована таким образом, что­бы устранять классовые барьеры”.

Этот либеральный принцип трактует необходимость устра­нения социальных различий для обеспечения равных стартовых возможностей, но оправдывает неравные результаты, основан­ные на естественных способностях и талантах. Однако для Дж.Роулза “естественные” преимущества столь же произволь­ны иди случайны, как и социальные. Они не обеспечивают “спра­ведливых возможностей”. “Существует не больше оснований свя­зывать распределение доходов и богатств с распределением ес­тественных дарований, чем, скажем, с исторической иди соци­альной удачей... На степень, в которой развиваются и достига­ют зрелости естественные способности, влияют все формы со­циальных условий и классовых отношений. Даже сами стремле­ния совершить усилия, предпринять попытку, другим образом обратить на себя внимание зависят от благополучия семьи и благоприятности социальных обстоятельств. На практике не­

возможно обеспечить равные шансы на социальные достижения и доступ к культурным ценностям даже для почти одинаково одаренных людей, и поэтому нам, возможно, придется принять принцип, признающий этот факт и смягчающий произвольные последствия естественной лотереи”*.

Дж.Роудз поэтому приходит к выводу, что нельзя выравнять возможности и что их можно лишь увязать с другой целью — с равенством результатов. “Никто не заслуживает ни больших ес­тественных способностей, ни более благоприятной стартовой по­зиции в обществе. Но отсюда не вытекает, что эти различия дол­жны быть устранены. Существует другой способ обращения с ними. Базовая структура может быть организована таким обра­зом, что эти непредвиденные обстоятельства будут работать на благо наиболее обездоленных. Таким образом, если мы хотим создать такую социальную систему, в которой никто не выигры­вает и не проигрывает от своего места в системе распределения естественных дарований или от своих стартовых позиций в об­ществе, в которой каждый теряет или обретает взамен этого не­которые компенсирующие преимущества, мы приходим к "прин­ципу различия" (difference principle)”91**.

Таким образом, вопрос поворачивается от “равной открыто­сти для всех”, т.е. от шансов на место в обществе, к проблеме распределения базовых социальных благ или ценностей, т.е. к смыслу понятия “индивидуальные преимущества”. Это выраже­ние, по Дж.Роулзу, может быть определено в категориях “прин­ципа эффективности” или “принципа различия”.

“Принцип эффективности” соответствует тому, что в эконо­мике благосостояния подучило название “оптимальность Парето”. Распределение благ или полезностей считается эффектив­ным в случае достижения такой точки равновесия, когда невоз-

* Rawls J. A Theory of Justice. P. 74.

91 Как далее отмечает Дж.Роулз, “естественно одаренные люди не должны иметь выгод оттого, что они являются более способными; таковые должны лишь покрывать издержки их подготовки и образования и использоваться в формах, которые помогают также и менее удачным” (Rawls }. A Theory of Justice. P. 101). См. также обсуждение Дж.Роулзом проблемы того, “заслуживают” ли индиви­ды преимуществ в виде естественных способностей (Rawls }. A Theory of Justice.

Р. 104).

** Rawls }. A Theory of Justice. P. 102.
можно изменить существующие стандарты распределения, ставя ряд диц (или даже одного человека) в явно лучшие условия не ухудшая при этом благосостояния других (иди другого). Утили­тарный принцип — “оптимальность Парето” — имеет отноше­ние лишь к спектру предпочтений и безразличен к реальному [по­литическому ] торгу. Для Дж.Роулза проблема “принципа эффек­тивности” состоит в том, что, примененный к категории спра­ведливости, он не в состоянии определить, кто именно должен быть поставлен в лучшие условия иди не оказаться в худших.

“Принцип различия” означает, что если некоторые находятся в заведомо лучших условиях, то менее удачливые также должны быть поставлены в лучшее, а в ряде случаев даже в гораздо более лучшее положение. Если один человек оказывается в выигрыше,” в таком же положении должны находиться и остальные. “Интуи­ция говорит о том, что социальный порядок не должен создавать И поддерживать более выгодные перспективы для тех, кто нахо­дится в лучшем положении, до тех пор, пока это не будет обеспе­чено и для менее удачливых”92*.

Все это приводит Дж.Роулза к более широкой концепции со­циальной справедливости иди социального идеала: “Все базовые социальные блага — свобода и возможности, доходы и богат­ство, другие основы самоуважения — должны быть распределе-

92 Прибегая к интересному сравнению, Дж.Роулз (подобно Ж.-Ж.Руссо) ис­пользует прообраз семьи в качестве модели своего принципа. “Семья по своему замыслу и зачастую на практике, — пишет он, — является тем местом, где отвер­гается принцип максимизации суммы преимуществ. Члены ее часто не стремятся получить какие-то преимущества, если они не могут делать это способами, кото­рые способствуют реализации интересов также и остальных членов. Попытка действовать на основе "принципа различия" имеет точно такие же последствия” (Rawls J. A Theory of Justice. P. 105). Трудность, возникающая в связи с этим аргументом, — если рассматривать общество как семью, только больших разме­ров, — состоит в том, что семья, как утверждал З.Фрейд, скрепляется вместе любовью, что носит специфический характер. Муж любит свою жену и детей — и пытается распространить на них свои преимущества. Там, где любовь расши ряется до размеров общества, она становится “бесцельной” (поскольку один че ловек дюбит всех) и в результате слабой и недейственной. Поэтому З.Фрейд утверждал, что коммунизм невозможен в открытом обществе (см.: Freud S. Civilization and Its Discontents // Standard Edition of the Complete Psychological Writings of Sygmund Freud. Vol. XXI. L., 1961. P. 112-113).

* Rawls J. A Theory of Justice. P. 75.

^

чы равномерно, если только неравное распределение любого или всех этих благ не способствуют успехам наиболее ущемленных”93. Цо этой же причине Дж.Роулз отвергает идею меритократии. Хотя меритократическая идея является демократической, она противоречит концепции справедливости. “[Меритократический] социальный порядок следует принципу открытости карьер для талантов и использует равенство возможностей как форму выс­вобождения человеческой энергии в стремлении к экономическо­му благоденствию и политическому лидерству. Между высшим и низшим классом существуют заметные отличия как в получении средств для жизни, так и использовании прав и привилегий орга­низованной власти. Культура беднейших слоев дискриминирует­ся, тогда как культура правящей и технократической элиты прочно основана на служении национальным целям власти и богатства. Равенство возможностей означает равные шансы оставить менее удачливых позади в собственном стремлении к влиянию и соци­альному статусу. Таким образом, меритократическое общество представляет опасность для иных, кроме демократической, ин­терпретаций принципа справедливости. Ибо, как мы только что видели, “принцип различия” фундаментально трансформирует социальные цели.

“Принцип различия” имеет два следствия для социальной по­литики. Первый из них — принцип компенсации отдельным ли­цам: “Согласно этому принципу, незаслуженные неравенства тре­буют компенсации, а поскольку неравенства, обусловленные рож­дением и естественной одаренностью, относятся к этому числу, они должны быть каким-то образом компенсированы. Таким об­разом, для справедливого обращения со всеми людьми, для обес­печения подлинного равенства возможностей общество должно уделять больше внимания лицам с меньшей естественной одарен­ностью и тем, кто рожден в менее благоприятных социальных

93 Ранний, несколько отличный, вариант этой концепции также приводится в книге Дж.Роулза (см.: Rawls }. A Theory of Justice. P. 62). Последующий вариант, подчеркивающий преимущества для наиболее ущемленных, больше подходит для моей аргументации. В этом контексте можно сказать, что утили­таризм, который является логической основой буржуазной экономической тео­рии, следует принципу безразличия в том, что каждый человек добивается сво­их собственных благ независимо от остальных членов общества, а невидимая рука координирует социальную деятельность.
условиях. Идея состоит в корректировке непредвиденных обстоятельств в сторону обеспечения большего равенства. В ходе реализации этого принципа значительные ресурсы следует направ­лять на обучение скорее менее, нежели более интеллектуально развитых индивидов, по крайней мере в течение определенного периода жизни, например, в первые школьные годы”. Вторым является более общий принцип, согласно которому талант следу­ет рассматривать как социальное достояние, плоды которого дол­жны быть доступны всем, особенно менее удачливым: “[ "Прин­цип различия" ] трансформирует цеди базовой структуры /таким образом, что совокупность его институтов более не ориентиро­вана на социальную эффективность и технократические ценнос­ти. Мы видим в этом случае, что “принцип различия” представ­ляет собой в сущности соглашение о распределении природных талантов как общего достояния и о разделении его выгод, каки­ми бы таковые ни оказались. Те, к кому природа отнеслась благо­склонно, независимо от того, кем они являются, могут получать блага от своих природных дарований только в условиях, которые ведут к улучшению положения оказавшихся в проигрыше”*.

Мы сталкиваемся здесь с фундаментальным обоснованием важнейшего сдвига в системе ценностей: вместо принципа “от каждого по способностям — каждому по способностям” мы име­ем принцип “от каждого по способностям — каждому по по­требностям”. Оправданием же потребностей является честное отношение к тем, кто оказался в ущемленном положении по при­чинам, которые они не в состоянии контролировать.

В философии Дж.Роулза мы видим наиболее серьезную по­пытку современного оправдания социальной этики. В его пере­оценке равенства как справедливости заложены предпосылки развития политической философии, которой суждено изменить интеллектуальный климат последних десятилетий XX века, по­добно тому как доктрины Дж.Локка и А.Смита сформировали идеологию XIX столетия. Либеральная теория общества была со­здана в ходе слияния концепций индивидуализма и рациональ­ности. В ее рамках свободный индивид пытался удовлетворить собственные потребности на основе своего труда — и он дол­жен был подучить вознаграждение за свои усилия, мужество и

* Rawls }. A Theory of Justice. P. 101.
риск, — а обмен продуктами строился человеком с учетом цеди максимизации своего удовлетворения. Общество не должно было выносить суждения в отношении людей — ему следовало лишь установить свод процессуальных норм, — а наиболее эффектив­ным распределением ресурсов было то, которое порождало наи­большую сумму удовлетворенных потребностей.

Сейчас мы пришли к концу классического либерализма. Ме­рой социального блага является уже не удовлетворение индиви­дуальных стремлений, но выравнивание социального дисбаланса в пользу беднейших слоев как первейшее требование к социаль­ной совести и социальной политике94. Попытка Дж.Роудза в его “Теории справедливости” сводится к установлению принципа честности, но он обращает мало внимания, кроме как используя обобщающий термин “находящиеся в ущербном положении”, на тот круг лиц, которым необходима помощь95. Его аргументация

94 Забота о бедных, конечно же, составляет одну из наиболее старых тради­ций в западной мысли и является центральной в идее христианской любви. Но христианская любовь — милосердие в виде божественной дюбви к человеку (caritas) — подразумевала отношение к беднейшим как ценным личностям са­мим по себе и не предполагала наделять их свойствами более высокого порядка, чем те, которые они имели. В этом смысле классический протестантский либера­лизм — с его симпатией и гуманизмом, нежели любовью — разлагающе подей­ствовал на социальную совесть католического мира. Напротив, романтизация бедности, традиция, восходящая корнями к Виллону, также привела к эрозии чувства христианской любви к бедным (защиту христианской любви как основы • общества и язвительную критику английской моральной философии в лице Фр.Хатчесона, А.Смита и Д.Юма см.: Scheler M. Ressentiment. P. 114-137).

35 Удивительно, что Дж.Роулз, так же как и К.Дженкс, даже не обсуждает понятие работы или усилия, как будто те лица, которые преуспели в мире науки и бизнеса либо на государственной службе, добились этого в основном благода­ря случайному стечению благоприятных обстоятельств или их социальному происхождению. У него присутствует дискуссия вокруг проблем меритократии (meritocracy), но не заслуг (merit). Это само по себе является показателем того, насколько далеко мы отошли от ценностей XIX века.

Одинаково удивительно и то, что десять лет назад политические дебаты сводились к вопросу об “исключительности”. Фонд Стерна выступил спонсо­ром крупного исследования проблемы определения исключительности; Дж.Гарднер написал книгу, озаглавленную “Исключительность: можем ли мы быть рав­ными и одновременно исключительными?” (1961). В тот период слово “меритократия” имело настолько положительный смысл, что М.Петерсон в своей ав­торитетной биографии о Томасе Джефферсоне заявил, что если бы последнему было известно это понятие, он использовал бы его для определения “естествен ной аристократии”. В настоящее время фокус внимания почти исключительно связан с равенством и беднейшими сдоями. Совершит ли в будущем “круг соци­альной проблематики” полный оборот?
выражена в категориях общественного договора, а его Конституция справедливости” представляет собой продукт соглашения индивидов. Однако в современном обществе ущемленные слои населения могут быть идентифицированы по групповым призна­кам, а принцип справедливости оказывается связанным с прин­ципом пропорционального (квотного) представительства.

Защита групповых прав формально противоречит принципу индивидуализма, делающему упор на достижения и универсализм. Однако в реальности он представляет собой не что инйе, как распространение на первоначально исключенные социальные еди­ницы того группового принципа, на котором строилась амери­канская политическая система с самого ее возникновения. Груп­повой процесс, явившийся хваленым открытием “реалистичес­кой школы” в американской политодогии (см. дискуссией по это­му вопросу в главе V), состоял в основном из системы соглаше­ний экономического характера между функциональными или лоб-бистскими группами, действовавшими вне формальной партий­ной системы. В настоящее время мы сталкиваемся с этническими и другими устойчивыми группами, заявляющими о своем праве на представительство как в формальной политической структу­ре, так и во всех остальных социальных институтах.

Эти требования обоснованы тем фактом, что Америка явля­ется плюралистическим обществом и подошла к принятию но­вого определения плюрализма, отличающегося от прежней го­могенности американизма. Плюрализм в его классическом по­нимании96 выступал за последовательную культурную самоиден­тификацию этнических и религиозных групп и за институцио­нальную автономию культурных институтов (например, универ­ситетов) от политики. Он, таким образом, исходил из разгра­ниченности различных сфер общественной жизни. Но в настоя­щее время мы имеем ситуацию всепроникающей политизации общества, в котором не только рынок подчиняется политиче-
98 См., например: Maclver R.M. The More Perfect Union: A Program for the Control of Intcr-Group Discrimination. N.Y., 1948; с религиозной точки зрения проблема рассмотрена в: Murray J.C. We Hold These Truths: Reflections on the American Proposition. N.Y., 1960.
ским решениям, но и все прочие институты должны склоняться черед требованиями политического центра и политизировать себя в аспекте группового представительства. В последней сфе­ре происходит и иная перемена. В условиях функциональных групп членство в них не носило закрепленного характера, можно было встретить межгрупповые альянсы и изменчивые коали­ции. В настоящее время группы, заявляющие о своем праве быть представленными в политических партиях, университетах, боль­ницах и местных сообществах, сформированы на основе врож­денных или биологических признаков, а неизменный характер пода иди цвета кожи очевиден.

И после того, как “принцип компенсации” и представитель­ства ущемленных сдоев в первоначально сформулированных категориях групповых интересов окажется принят, для полити­ческой системы будет весьма сложно отвергнуть последующие притязания. В этом заключается логика демократии, которая всегда присутствовала в противоречивом наследии принципа ра­венства.

ПЕРЕСМОТР ПОНЯТИЯ МЕРИТОКРАТИИ

У любого принципа неизбежно имеются свои противоречия, по­скольку никакая этическая ситуация не имеет строго очерченных контуров, особенно в случае противопоставления равных возмож­ностей равным результатам, и здесь налицо скорее конфликт меж­ду правильным и верным, нежели между правильным и ложным. Каковы же тогда трудности и противоречия роулзовского “прин­ципа честности” и достаточны ли они для того, чтобы считать его бессмысленным?

Во-первых, что вкладывается в понятие ущемленности? Что является измерителем честности? Носит ли она субъективный иди объективный характер? Зачастую чувство несправедливости зависит от субъективных ожиданий и степени лишений. Но по каким стандартам? В качестве одного из измерителей Дж.Роулз предлагает “определение исключительно в категориях сравнитель­ного дохода и богатства, без соизмерения социального статуса. В этом случае все лица с доходами и богатствами меньше сред­них могут рассматриваться как относящиеся к наименее преус певающим сегментам населения. Это определение зависит толь-/ ко от низшей половины распределительной кривой, и его досто^ инсгво состоит в том, что оно фокусирует внимание на социаль­ной дистанции между теми, кто имеет меньше всех, и теми, кто занимает среднее положение”97. /

Однако для большинства лиц проблема несправедливости или лишений не имеет некоего абсолютного стандарта, а вызвана сравнениями со статусом других лиц. Из многочисленных соци­ологических исследований известно, что значительные разрывы в доходах и статусе воспринимаются как справедливые, если люди чувствуют, что они заработаны личными усилиями, в то время как небольшие различия, если они носят произвольный характер, зачастую представляются несправедливыми. Санита­ры в больницах сравнивают свои доходы с доходами медсестер, а не врачей. Таким образом, относительная бедность и принад­лежность к определенной референтной группе (выражаясь на социологическом жаргоне) в каждой точке социальной струк­туры обусловливают степень разрыва98. Но должны ли мы при­нимать субъективные оценки индивидов в качестве моральной нормы иди же объективного критерия, и на какой основе?99 Этот момент неясен.

Если ущемленность трудно определить, то при выявлении при­знаков “наименее удачливой группы” возникает иная проблема. Дж.Роудз пишет: “В этом случае невозможно избежать некото­рой произвольности. Одна возможность состоит в том, чтобы выбрать определенную социальную позицию, допустим, неквали­фицированного рабочего, а затем посчитать наименее удачливы­ми всех, у кого средние доходы и состояние соответствуют име­ющимся у этой группы иди находятся на более низком уровне.

9t Rawls J. A Theory of Justice. P. 98. Показатель бедности, построенный на основе половины медианы доходов, также обоснован в: Fuchs V. Redefining Poverty // The Public Interest (Summer 1967).

9< Подробное рассмотрение этих двух концепций и их применимости к субъективному чувству справедливости см. в: Runciman W.C. Relative Deprivation and Social Justice. L., 1966.

9i В античной моральной философии бдаго определяется как независимое от степени индивидуальной удовлетворенности. Аристотель отличал “быть хо­рошим” от “чувствовать хорошее”. Человек, совершивший любовное похожде­ние, чувствует себя хорошо, но хорошим не является.
Ожидания самого низшего репрезентативного члена этой груп­пы определяются как средние для всего данного класса”100*.

Даже не учитывая проблем ограничений и оттенков — а с практической точки зрения они являются весьма значимыми, — определение социального положения в этом ключе поднимает серьезный психологический вопрос. Одно из важнейших сообра­жений моральной философии состояло в том, чтобы избегать навешивания ярлыков, иди клейма, на ущемленных слоях. Это являлось одной из причин того, почему реформаторы всегда вы­ступали против “проверки состояния жизненных средств” как условия предоставления государственного вспомоществования и пытались обеспечить ее на правовой основе. Это является также одной из причин (помимо административных проблем), почему предложения о перераспределении доходов сводились к тому, чтобы оговоренная сумма средств предоставлялась бы всем, а доходы свыше определенного уровня сокращались бы с помощью налогообложения. Однако Дж.Роудз считает, что “нам необхо­димо в определенный момент прибегнуть к практическим сооб­ражениям при формулировке "принципа различия". Рано иди по­здно возможности философских иди иных аргументов, проводя­щих такие различия, окажутся исчерпанными”. Но именно в эти моменты принципы должны закрепляться в законах, и именно здесь начинается поле государственной политики и админист­рирования.

Проблемы компенсации и навешивания ярлыков возвращают нас к более общему противоречию, а именно к соотношению ра-

100 Как быть в случае, если люди становятся “наименее удачливыми” по свое­му собственному выбору? К.Дженкс указывает, что, хотя “мы уже устранили почти все экономические и академические преграды, мешавшие получению дип­лома о высшем образовании... один учащийся из каждых пяти по-прежнему отсе­ивается”. И если семьям рабочего класса обеспечить гарантии в области образо­вания, аналогичные для семей средних классов, уверены ли мы, что они захотят ими воспользоваться? У общества должны быть обязательства перед теми, кто находится внизу социальной лестницы и не способен продвигаться вверх, когда в этом нет их вины. Но если люди — по культурным или психологическим причинам — не пользуются открывающимися возможностями, должно ли об­щество в первоочередном порядке выделять им ресурсы? И если нет, то как установить различия между подлинно ущемленными и теми, кто таковыми не является? В этом и заключается неразрешимая проблема социальной политики.

* Rawls J. A Theory of Justice. P. 98.


венства с принципом универсализма. Одним из исторических завоеваний явилось установление принципа универсализма, в со­ответствии с которым правило, понимаемое как закон, должно применяться ко всем в равной мере и таким образом устранять деление людей с административной точки зрения. Данное поло­жение закреплено в Конституции и означает признание незакон­ными всех законопроектов, касающихся гражданских и имуще-с-венных прав какого-либо одного лица; закон должен быть со­ставлен в достаточно общих выражениях с тем, чтобы распрост­раняться на всех лиц определенной категории. В уголовном пра­ве мы применяем принцип равного наказания для всех лиц, нару­шивших один и тот же закон, независимо от способности вынес­ти это наказание, и два человека, обвиненных в превышении ско­рости движения, наказываются штрафом в двадцать пять долла­ров каждый, хотя один из них может быть миллионером, а дру­гой — бедняком. Закон не интересуется различиями в их соци­альном положении; они несут перед ним равную ответственность. И суду запрещается совать нос не в свои деда, чтобы избежать такого расширения судебной власти, которое позволило бы судье проводить различия между людьми; его функция состоит исклю­чительно в том, чтобы определить, виновны они или нет.

Однако в ситуации, где затрагиваются богатства и доходы, мы далеко продвинулись в противоположном направлении. По за­конодательству о подоходном налоге, принятому в нашем столе­тии, люди не только не платят равных сумм (скажем, по 500 дол­ларов каждый), они не платят даже равных долей (допустим, 10 процентов, что вело бы к различным абсолютным величинам в зависимости от суммы доходов ), Они платят более высокие ставки по мере роста доходов. В этом случае способность способ­ность платить — становится измерителем. Вполне может стать­ся, что в сфере богатств и доходов решатся руководствоваться принципом “от каждого по его способностям, каждому — по чужим потребностям”; в этом случае применим принцип спра­ведливости, поскольку должны сравниваться предельные величи­ны. (Если двое платят одинаковую сумму, то в одном случае она может составлять половину доходов, а в другом — только деся­тую часть; этот принцип действует в системе пропорционально­го налогообложения.) Но в более широком плане безоглядное следование идее справедливости во всех сферах общественных отношений сдвигает всю ось социальных ценностей от принципа равной ответственности и универсализма к принципу неравного бремени и административного всевластия.

Основой честности, говорит Дж.Роулз, является обобщенная социальная норма, базирующаяся на общественном договоре. Последний основывается на теории рационального выбора, ког­да индивиды изъявляют свои предпочтения исходя из принципа компенсации и принципа различий; и этот рациональный выбор подталкивал бы социальное равновесие в сторону нормы. В на­стоящее время теория полезности может ранжировать предпоч­тения индивида и определять его рациональное поведение; и, со­гласно теории полезности, общество организовано правильно, когда имеется нулевое сальдо индивидуальных выигрышей иди • потерь, устанавливающееся на основе проявления индивидуали­зированных личных предпочтений в ходе свободного обмена. Однако тут мы наталкиваемся на трудности. Если рациональ­ность является основой социальных норм, может ли функция общественного благосостояния объединить разноречивые префе­ренции множества людей в единый выбор, который обладает ра­циональностью индивидуального выбора? Если признавать аргу­менты, изложенные в теореме невозможности Эрроу (относя­щейся к условиям демократии и выбора большинства), функцию социального благосостояния построить нельзя101. Вопрос о том,

101 Предыдущее обсуждение теоремы Эрроу содержится в главе V настоящей работы. Дж.Роудз отвергает условия “правления большинства” и тем самым из­бегает трудных следствий теоремы невозможности Эрроу. Свой подход он изла­гает следующим образом: “Из предыдущих замечаний очевидно, что методика "правления большинства" в том виде, в котором она определена и описана, зани­мает положение элемента процедуры. Ее оправданность непосредственно бази­руется на политических целях, которые преследует Конституция, а также на прин­ципах справедливости... Фундаментальной частью принципа большинства явля­ется то, что его методика должна соответствовать условиям изначальной спра­ведливости. Когда таковая отсутствует, то первый принцип справедливости не получает удовлетворения; однако даже и тогда, когда она присутствует, нет уве­ренности в том, что будет принято справедливое законодательство.

Не существует поэтому никаких доказательств, что желание большинства является правильным. Этот вопрос относится к сфере политических оценок и не имеет отношения к теории справедливости. Достаточно отметить, что, хотя граждане обычно подчиняют свое поведение демократическим властям, то есть признают исход выборов, как устанавливающий при прочих равных условиях
что есть в этом Случае социальная норма, становится политиче­ским, и его решение достигается либо согласием, либо конфлик­том — либо принуждением с помощью грубых угроз, либо заклю­чением последовательных соглашений, в ходе которых люди в конечном счете принимают идею торга. Но если решение носит политический характер, не существует твердых теоретических обоснований, исходящих из принципов рационального выбора, какой должна быть социальная норма, — если только политичес­кая система не является, по выражению Ж.-Ж.Руссо, “единым субъектом”. Возможно, мы стремимся к социальной норме по причине справедливости, но в рамках процедур рационального выбора установить таковую не представляется возможным.

Если, таким образом, определение социальной нормы носит политический характер, принцип помощи наименее удачливым, понимаемый в качестве исходного социального обязательства, может означать — как в социологическом, так и в статистиче­ском смысле — движение в направлении усреднения. Если пред­положить, что мы уже достигли стадии изобилия, это может пред­ставлять собой жедаемую форму социальной политики. Но если это не так — а сомнительно даже то, может ли такая фаза быть достигнута когда-либо в будущем, — и если определять общество вслед за Дж.Роудзом как “кооперативное предприятие, отвечаю­щее взаимной выгоде”, то почему бы, следуя его логике, не пре­доставить больших стимулов тем, кто в состоянии увеличивать

обязывающие их законы, они не жертвуют своими суждениями и оценками” (Rcwis J. A Theory of Justice. P. 356).

Дж.Роулз, конечно, прав в том, что в соответствии с традиционными тео­риями справедливости принятие какого-либо решения большинством не делает его справедливым. Тирания большинства в течение долгого времени признава­лась таким же источником несправедливости, как и тирания деспота. Проце­дурная проблема, однако, состоит в том, имеется ли как общее правило нечто лучшее, чем правление большинства при условии демократического контроля со стороны меньшинства, имеющего право и возможность изменить условия и также стать большинством.

Дж.Роулз пытается избежать дилеммы Эрроу путем определения “завесы незнания” при составлении первоначального общественного договора Поскольку никто не знает, насколько сильно он может преуспеть, то в его интересах полу­чить хотя бы минимальное гарантированное поощрение. Таким образом, каж­дый человек примет свод правил, максимизирующий шансы выигрыша по край­ней мере некоего приза, и при этом будет стремиться к тому, чтобы этот приз был максимально большим. Предполагается, что подобный “неопределенный
совокупный общественный продукт и использовать этот расту­щий “социальный пирог” для взаимной (хотя и дифференциро­ванной) выгоды всех?

Весьма удивительно, что, пожалуй, единственное в современ­ной истории общество, которое сознательно начало с принципа почти полного равенства (включая почти полное отсутствие диф­ференциации в заработной плате), — Советский Союз —посте­пенно отошло от этой политики, причем не вследствие реставра­ции капитализма, а потому, что обнаружило, что дифференциро­ванная заработная плата и привилегии служат стимулами и пред­ставляют собой также форму более эффективного “рациониро­вания” времени. (Если время управляющего более ценно, чем время неквалифицированного рабочего, поскольку ему приходится принимать больше решений, то должны ли мы требовать от него, чтобы он ездил в переполненном трамвае, или же ему следует предоставить личную машину для поездок на работу?) Даже те общества, которые имели сравнительно небольшую дифференци­ацию в доходах и стимулах в послевоенные годы, такие, как Из­раиль и Югославия, постепенно увеличили ее ради повышения эффективности хозяйства. И один из главных советов, которые сочувствующие экономисты дали Ф.Кастро для восстановления его разваливающейся экономики (которая была в основном орга­низована на основе морального увещевания и бесплатных сверху­рочных работ), состоял в том, что необходимо шире использо­вать материальные стимулы и дифференциацию в оплате тру-

торг” должен привести к усреднению достижений (т.е. базовых социальных благ, таких, как доход, самоуважение и др.). В то же время Л.Туроу отмечает: “Хотя максимизация минимального достижения кажется эгалитарной, она не такова... Дж.Роулз полагает, что эффект усреднения столь значителен, что не­возможно появление такой экономической деятельности, которая концентри­ровала бы денежные выигрыши среди групп с высокими доходами. Как эконо­мист, я не разделяю этой веры. Существует множество видов экономической деятельности с минимальными величинами усреднения. Чтобы быть подлинно эгалитарными, социальные законы должны гласить, что индивидам следует вы­бирать виды экономической деятельности с наиболее ярко выраженными ус­редняющими эффектами” (Thurow L. A Search for Economic Equity // The Public Interest. Spring 1973).

Таким образом, для достижения желаемого результата функционирования свода законов, который максимизировал бы минимальный результат, необходим некий механизм принуждения иди повышенное внимание к ущемленным слоям.
да102. В Соединенных Штатах период наиболее успешного фи­нансирования социальных программ пришелся на 1960—1965 годы, когда увеличение темпов экономического роста, а не перераспре­деление доходов, обеспечивало избыток необходимых для их про­ведения финансовых средств103.

Соединенные Штаты не являются сегодня меритократическим обществом; но это не умаляет ценности данного принципа. Идея равенства возможностей — это только один из вариантов, и про­блема состоит в том, чтобы найти справедливые формы ее реали­зации. Фокус внимания должен в этом случае быть сосредоточен на пределах такого равенства. Компенсация дискриминации пу­тем представительства привносит произвольные, частные крите­рии, которые могут быть разрушительными для универсализма, исторического принципа, с большим трудом одержавшего победу и рассматривающего каждого человека как уникальную личность.

Трудным и щекотливым вопросом в конце концов является не только установление приоритета — кому следует помогать в пер­вую очередь, — но и определение степени различий между людь­ми, Какими должны быть различия в доходах руководителя кор­порации и простого рабочего, профессора высшей квалифика­ции и инструктора? Разрывы в уровне зарплаты в коммерческой фирме составляют сегодня порядка 30:1, в госпитале — 10:1, в университете — 5:1. Что лежит в их основе? Что является справедливым? Традиционно рынок устанавливал дифференци-рованность вознаграждений, основывавшихся на дефиците благ иди на спросе на них. Но с тех пор как экономические решения стали политизированными, а рынок был заменен общественными решениями, стоит вопрос о том, что составляет принцип спра­ведливого вознаграждения и справедливых различий? Очевидно, что эта проблема станет одной из самых острых в постиндустри­альном обществе.

На протяжении последних двух столетий в западном обще­стве происходило неуклонное сокращение имущественных раз­личий его членов, но не в силу политики перераспределения до-

102 См.: Leontieff W. The Trouble with Cuban Socialism // New York Review of Books. January 7, 1971.

103 Анализ соответствующих данных и аргументацию см.: Eckstein О. The Economies of the 60s: A Backward Look // The Public Interest. Spring 1970.
ходов или рассуждений о справедливости, а благодаря техноло­гии, которая резко уменьшила издержки производства и сделала широкий круг благ доступным огромному числу людей104. Иро­ния заключается в том, что по мере сокращения различий, по мере обретения плодами демократии все большей весомости на­дежды на равенство растут еще быстрее, а сравнения людей ста­новятся все более завистливыми (“люди меньше страдают, но их чувствительность обостряется”) — феномен, ныне широко изве­стный как “эффект Токвиля”105. Революция растущих ожиданий является также и революцией растущей сверхчувствительности.

Реальной социальной проблемой, однако, выступает не абст­рактный вопрос о “честности”, а социальное измерение этой сверхчувствительности и условий, которые привели к ее появле­нию. Захватывающей социологической загадкой является то, почему в демократическом обществе по мере уменьшения нера­венства повышается сверхчувствительность. Все это также пред­ставляет собой часть противоречивого наследия демократии.

IV

СПРАВЕДЛИВАЯ МЕРИТОКРАТИЯ

Основная трудность при обсуждении данной проблемы состоит в том, что обычно неравенство рассматривается как одномерный фактор и предполагается только один метод его преодоления, хотя в социальной реальности наличествуют различные формы неравенства. Проблема не сводится к дилемме или/или, но со­стоит в том, какие типы неравенства вызывают те или иные виды социальных и моральных различий. Как мы знаем, существуют различные аспекты неравенства — различия размеров получае­мых доходов и богатства, статуса, власти, образования (профес-

104 К настоящему времени это стадо широко распространенным доводом, нудно и часто приводимым апологетами системы свободного предприниматель­ства. Но это не делает его — как исторический факт — менее правдивым. Ряд поразительных сведений о реальных размерах сокращения социального нера­венства см.: Fourastie' J. The Causes of Wealth. Glencoe (111.), 1960.

105 Анализ А. де Токвилем этого феномена см. в: Tocqueville A., de. The
1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   51


написать администратору сайта