Д. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество. Грядущее постиндустриальное
Скачать 5.69 Mb.
|
по инициативе Академии или правительства проводит исследования по политическим вопросам, которые нередко становятся основой для мер, предпринимаемых президентом иди Конгрессом. По мере того, как процесс “консультирования” по технологическим вопросам становится формализованным, Национальная академия наук, — а в последние годы и близкое по значению образование, Национальная академия технических наук, основанная в 1964 году, —становится полноправным представителем науки. По причине широкомасштабного роста научной деятельности, вовлечения огромного количества людей, колоссальных финансовых ресурсов, выделяемых на ее нужды, и ее центральной роли в постиндустриальном обществе бюрократизация науки неизбежна. Поэтому в ближайшие десятилетия проблема создания структур представительства станет для науки одной из труднейших проблем. В прошлом говорилось о “парламенте науки”39 как официальном представительном органе, призванном заниматься разработкой единой научной политики, однако маловероятно, что он будет когда-либо создан. Тем не менее вполне возможна большая, нежели сегодня существующая, степень координации, а более четкая идентификация представляющих науку органов тоже остается необходимой. Бюрократизация — проблема любого сложного общества, а страх перед бюрократией как новым классом администраторов, 39 В 1958 году Американская ассоциация содействия развитию науки, неструктурированная организация, насчитывавшая 135 тыс. человек и объединявшая 287 научных обществ, попыталась стать ведущим представителем всей науки, выступив с инициативой созыва научного парламента для рассмотрения предложения об учреждении Министерства науки на федеральном уровне. Из этой идеи ничего не вышло. управляющим как обществом в целом, так и любой крупной организацией, противостоит надеждам социалистов и утопистов. Бюрократизация таит в себе серьезный риск для науки. В рамках научной организации бюрократия может воспрепятствовать функционированию “системы признания” научных работ и заслуг ученых, составляющей саму суть научного сообщества, посредством подчинения индивидуальной деятельности выполнению общих задач или с помощью отчуждения результатов индивидуальных усилий в пользу коллектива. Для организации науки создание централизованной бюрократии (а в таком случае централизация является неизбежной тенденцией) может означать удушение поиска и привести к тому, что научная работа будет вестись в русле утвержденных свыше национальных или социальных задач и определяться приоритетом политических целей. Таким образом, неизбежно возникновение напряженности между бюрократическими тенденциями, проявляющимися в Большой науке, и харизматическим измерением научной деятельности, которая рассматривает самоё себя как самоцель, не подчиняющуюся никаким другим задачам. Данные проблемы могут быть определены как вопросы двух видов. Первый воплощен в требовании, выдвинутом недавно Дж.Броновски, о “ликвидации научного истеблишмента”40. В рамках его логики, государство должно воздерживаться от любого определения научных целей, а лишь выделять определенную сумму денег, которая будет распределяться по направлениям научных исследований комитетами ученых по их собственному усмотрению. Любопытно, что это предложение наводит на воспоминание о дебатах, имевших место тридцать дет назад среди ведущих ученых относительно проблемы планирования науки. В конце 30-х годов в Великобритании возникло движение, возглавляемое ученым-марксистом Дж.Д.Берналом, участники которого призывали к “планированию науки” для решения реальных задач, стоящих перед обществом. Этому движению противостояла другая группа ученых, возглавляемая М.Поланьи и П.Бриджменом, отвергавшая посылку о том, что научный прогресс порождается, как утверждали марксисты, в ответ на материальные нужды и что не существует фундаментальных различий между наукой и технологией. Дж.Бернад считал, что предпо- 40 См: Bronowski J. The Disestablishment of Science // Encounter. July, 1971. силки планирования науки суть того же рода, что и предпосылки экономического планирования, и таковое должно использоваться для достижения большей эффективности научных исследований. По иронии судьбы, финансовые нужды науки приведи к появлению грубого аналога механизма планирования, а потребности создания системы вооружений и впоследствии материального производства подвели науку вплотную к тем формам ее организации, которые Дж.Бернад считал необходимыми. Тем не менее М.Полани в своем ответе Дж.Бернаду занял противоположную позицию. “Мы должны еще раз осознать, — писал он, — что суть науки состоит в любви к знаниям, а полезность знания не должна быть предметом наших первостепенных забот. Мы должны потребовать от общества уважения и поддержки науки, которые она по праву заслуживает как воплощение поиска знания, и только знания. Поэтому мы, ученые, привержены ценностям более значимым и занятию более насущному, чем материальное благосостояние”41. В какой-то мере мы сталкиваемся здесь с подтверждением идеи М.Вебера о “науке как призвании” и требованием освободить науку от мирских обязанностей вследствие ее “святости”. Вероятно, что движение за отказ от “истеблишмента в науке” будет нарастать. Вторая ось напряженности обусловлена извечным конфликтом науки с любой внешней властью. С этой точки зрения судьба науки тесно связана с судьбой интеллектуальной свободы, и наука должна неизбежно активно выступать против любых попы- 41 Polanyi M. The Logic of Liberty. L., 1951. P. 6. Профессор М.Полани пишет: “Какие технические изобретения прямо иди косвенно породили открытия Нобелевских лауреатов M.Планка, А.Эйнштейна, Ж.Б.Перрена, Р.Милдикена, А.Майкелсона, Э.Резерфорда, Ф.У-Астона, Дж.Чедвика, Ч.Баркда, В.Гейзенберга, А.Х.Комптона, Дж.Франка, Г.Герца, Рубенса, M. фон Лауэ, Ф.Жодио, Э.Фер-ми, Г.Юри, К.Андерсона, У.Г. и У.Л. Брэггов, Э.Шрёдингера, П.Дирака и др.? Никто не может сказать. Поэтому новая теория науки должна пройти мимо них. Можно лишь задаться вопросом, могли ли эти великие физики состояться как ученые, если бы, прежде чем приняться за исследования, они были бы вынуждены подучить удостоверение об их социальной значимости от научного директората, в соответствии с требованиями ученых-марксистов и их друзей. К каким бы только конфликтам ни привели их "претензии на невежество", стремления выступать единоличными судьями своего собственного выбора!” (Polanyi M. The Logic of Liberty. P. 82, 83). ток навязать ей официальную идеологию иди доктринальную точку зрения на истину. Данное кредо проистекает из самого этоса науки. Подобная ситуация с наибольшей силой проявилась в последние годы в Советском Союзе. Для советской науки наиболее ярким примером опустошения, вызванного партийностью — доктриной, согласно которой партия должна направлять все течения науки и литературы, — явилось “дело Лысенко”. Как отмечал обозреватель “Times Literary Supplement”, его “смело можно охарактеризовать как одну из самых невероятных страниц в истории современной науки. На протяжении тридцати дет, вплоть до 1964 года, в советской генетике господствовал необразованный неврастеничный шарлатан, который подучил неограниченные диктаторские полномочия в отношении как биологической науки, так и сельскохозяйственной практики. Сотни ученых потеряли работу, а выдающийся русский генетик Н.И.Вавидов, главный оппонент Лысенко, погиб в одной из сталинских тюрем. Преподавание генетики в университетах было запрещено, лаборатории закрыты или захвачены соратниками Лысенко, и научная работа в этом направлении остановилась”. За этой чудовищной кампанией стояла идеологическая концепция, согласно которой гипотеза Ламарка о наследовании приобретенных признаков была ближе к истине, чем генетика Менделя; окружающая среда, а не наследственность, должна быть наиболее активным фактором, видоизменяющим биологический вид. Все это сопровождалось невежественной убежденностью политических вождей, что они знают лучше, чем ученые, как увеличить урожаи. Стыд за годы лысенковщины вынудил русского биолога Ж-А.Медведева написать книгу “Вздет и падение Т.Д.Лысенко”, которая была опубликована за пределами СССР, и выпустить “Записки Медведева”, где суммировались его попытки установить полнокровные и свободные связи с зарубежными учеными, покончить с цензурой и иметь возможность свободно посещать зарубежные научные конгрессы. Необходимость интеллектуальной свободы и международного сотрудничества составила содержание работы А.Д.Сахарова “Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе”. А.Д.Сахарову, самому выдающемуся из молодых советских физиков, было тридцать дет, когда он оказался в центре работ по созданию водородной бомбы. (В 32 года он был избран в состав Академии наук СССР, то есть стад самым молодым русским ученым, когда-либо удостаивавшимся этой чести.) Так же как и физиков, которые создали атомную бомбу, его глубоко волновала как угроза термоядерной войны, так и разрушительная сила сталинских деяний в Советском Союзе. Документ, который А.Д.Сахаров опубликовал после того, как он ознакомил с ним ведущих советских ученых и представителей интеллигенции, содержал два положения: идею о необходимости заключения международных соглашений, запрещающих ядерное оружие, и констатацию того факта, что “интеллектуальная свобода жизненно необходима для человеческого общества”. Но основополагающая посылка, содержавшаяся на первой странице, гласила, что метод науки — “исходная беспристрастность, свободная дискуссия и независимые выводы” — еще не стал реальностью и только должен быть претворен в жизнь. Наиболее важной в работе А.Д. Сахарова была мысль о том, что международное научное сообщество — это реальность, и его моральные основы побуждают всех людей, кто верит в науку, поддерживать условия сотрудничества и интеллектуальной свободы42. Из всего сказанного вновь возникает круг классических головоломок. Должна ли наука быть исключительно “чистой”, служа лишь знанию или истине, как ее определяет научное сообщество? Или она все же должна “служить” обществу? Если наука должна быть “чистой”, то как она сможет оправдывать огромные суммы денег, необходимые для проведения современных научных исследований, и в каком количестве их следует выделять? И означает ли чистота науки, что она должна быть аполитичной для получения государственной поддержки? Если наука должна служить обществу, как определить эту службу? Должны ли делать это сами ученые или политической системе следует дать решающий .голос в установлении того, каким направлениям научно-технической 42. История этого этапа развития советской биологии рассмотрена в: Joravsky D. The Lysenko Affair. Cambridge (Ma.), 1971. Книга Ж.Медведева была опубликована издательством Columbia University Press в 1970 году, а его “Записки” — издательством Macmillan в 1971 году. Приведенная цитата взята из “Times Literary Supplement”. November 5, 1971. P. 1388. Книга А.Сахарова была опубликована в 1968 году со вступительной статьей и примечанием Г.Солсбери (см.: Sakharov A. Progress, Coexistence and Intellectual Freedom. N.Y., 1968). Цитата взята со страницы 26 этого издания. деятельности — военным иди гражданским — отдать приоритет? На практике ни одно из этих четких разграничений не дает полной картины, так как в своем развитии наука тесно переплетается с военной, технической и экономической сферами, и поэтому всегда будут присутствовать силы, отстаивающие различные точки зрения. Однако, учитывая тот факт, что наука имеет большое стратегическое значение, а ресурсы, которые на нее расходуются, колоссальны, ясно, что государственное вмешательство в научные исследования становится неизбежным, принимая либо жесткую и непосредственную форму, как в СССР, либо свободную и плюралистическую форму финансового контроля, как в США. Защита науки — против бюрократизации, против политической зависимости, против тоталитаризма — основана на жизнеспособности ее этоса. Харизматический аспект науки придает налет “святости” образу жизни ее служителей. Как и христианство, эта харизматическая сила несет в себе неискоренимый элемент утопии и даже мессианства. Именно противоречие между этими харизматическими элементами и реалиями крупной организации будет определять политические рамки науки в постиндустриальном обществе. 3. МЕРИТОКРАТИЯ И РАВЕНСТВО В 1958 году английский социолог М.Янг опубликовал фантастический рассказ “Возвышение меритократии”43. Он написан в виде “рукописи”, датированной 2033 годом, повествование которой внезапно обрывается по причинам, которые “рассказчик” не в состоянии изложить. Темой является преобразование английского общества к началу XXI века благодаря победе “принципа достижения” над “принципом предписания” (иными словами, приобретением места в обществе с помощью связей или по наследству). На протяжении веков элитарные позиции в обществе занимались детьми знати на основе наследственной преемственности. Но в природе современного общества заложено то, что “темп социального прогресса зависит от степени, в которой власть со- 43 См.: Young M. The Rise of the Meritocracy, 1870-2033. L., 1958. четается с интеллектом”. Британия больше не могла позволить себе иметь правящий класс, не обладающий необходимым уровнем технических знаний. С помощью серии последовательных школьных реформ был постепенно установлен принцип оценки но заслугам. Каждый человек занимал свое место в обществе на основании “коэффициента интеллектуального развития и достижений”. К 1990 году или около того все взрослое население, коэффициент умственного развития которого превышал 125 баллов, стало составлять меритократию. Но преобразования имели неожиданные последствия. Раньше таланты были распределены среди всех слоев общества и каждый класс или социальная группа имели своих собственных естественных лидеров. Теперь же способные люди составили единую элиту, а те, кто находился на низших ступенях социальной лестницы, не имели никаких оправданий своим жизненным неудачам; они несли на себе печать отверженности, были признаны людьми низшего порядка. В 2034 году популисты восстали. Хотя большинство мятежников составляли выходцы из низших классов, их лидерами стали женщины с высоким социальным статусом, многие из которых были женами ведущих ученых. Низведенные в первые годы замужества до положения домохозяек в силу необходимости растить детей с высоким уровнем интеллектуального развития, женщины-активистки потребовали равенства между полами, и это движение затем преобразовалось в борьбу за равноправие для всех и установление бесклассового общества. Жизнь не должна строиться по принципам “математических моделей”, а каждый человек должен развивать свои собственные способности, чтобы жить своей собственной жизнью44. Популисты одержали победу. Спустя немногим более полустолетия меритократия прекратила свое существование. 44 Теоретик Технократической партии профессор Игд доказывал, что при образовании семьи партнеры в национальных интересах должны обращать внимание на таблицы интеллекта, так как мужчины с высоким интеллектуальным коэффициентом, вступающие в брак с женщинами, имеющими низкий показатель, попусту растрачивают свой генофонд. Женщины-активистки, в свою очередь, подняли на щит и сделали флагом своего движения красоту, доказывая, что семейная жизнь должна основываться на взаимном влечении. Любимым их лозунгом стало: “Красота доступна всем”. Станет ли это участью постиндустриального общества? По своей изначальной логике, оно также является меритократией. Различия в занимаемом положении и получаемых доходах обусловлены различиями в технических знаниях и образовательном уровне. Без этих атрибутов нельзя соответствовать требованиям нового социального разделения труда, которое представляет собой характерную черту этого общества. Лишь небольшое число высоких постов открыто для лиц, не имеющих этих навыков и знаний. В данном отношении постиндустриальное общество отличается от общества начала двадцатого столетия. Первые изменения, конечно, проявляются на уровне профессий. Семьдесят или около того лет назад все еще можно было “толковать” законы, иметь юридическую фирму и состоять в ассоциации юристов, не имея высшего образования. Сегодня в медицине, праве, финансовой сфере и дюжине других областей для начала профессиональной деятельности необходимо иметь университетский диплом и, выдержав экзамены, получить соответствующее удостоверение от официальных комиссий, образованных профессиональными ассоциациями. На протяжении многих лет вплоть до окончания второй мировой войны сфера бизнеса была главной дорогой, открытой для честолюбивых и агрессивных людей, которые хотели проявить себя. И восхождение от нищеты к богатству (или более точно — от клерка к капиталисту, если проследить карьеры Рокфеллера, Гарримана или Карнеги) требовало скорее напористости и безжалостности, чем образования и высокой квалификации. По-прежнему можно начать заниматься различными видами мелкого бизнеса (в настоящее время путем приобретения особых прав от более крупной корпорации), но расширение таких предприятий требует совершенно иного уровня квалификации, чем раньше. В рамках корпорации по мере профессионализации менеджмента служащие редко выдвигаются с низших цеховых должностей, а отбираются извне, из числа лиц с университетским образованием, служащим свидетельством их квалификационного уровня. Только в политике, где положение может быть достигнуто благодаря способности привлекать последователей или при помощи патронажных отношений, существует сравнительно открытая лестница вверх, не предполагающая формальных квалификационных свидетельств. В постиндустриальном обществе технические навыки являются тем, что экономисты называют “человеческим капиталом”. “Инвестиции” в четыре года учебы в университете, согласно первоначальным расчетам Г.Беккера, приносят в среднем 13 процентов ежегодно в течение всей последующей трудовой деятельности дипломированного мужчины45. Окончание элитарного университета (или элитарной школы права или бизнеса) обеспечивает еще большие преимущества по сравнению с выпускниками “массовых” или государственных учебных заведений. Так, университет, который когда-то отражал статусную систему общества, в настоящее время стал фактором, предопределяющим классовое положение. Подобно стражу ворот, он обрел квазимонополию на определение будущей стратификации общества46. Б свободном обществе любое учреждение, которое приобретает квазимонопольное влияние на судьбу людей, вероятно, быстро станет объектом критики. Поразительно, что популистская революция, которую М.Янг предсказал через много десятилетий, началась уже в момент зарождения постиндустриального общества. Этот процесс наблюдается в умалении значения коэффициента умственного развития и принижении теорий, проповедующих генетическую основу интеллекта; в требовании “свободного доступа” в университеты для национальных меньшинств, представленных в больших городских центрах; в давлении в пользу увеличения числа студентов и преподавателей университетов из числа чернокожих, женщин и национальных меньшинств, таких, как пуэрториканцы и чиканос, пусть даже путем введения системы квотного набора; в атаках на дипломы и аттестаты и даже на сам процесс получения образования как на факторы, определяющие социальный статус человека. Постиндустриальное общество видоизменяет классовую структуру общества путем создания новых технических элит. Популистская реакция, начавшаяся в 45 См.: Becker C.S. Human Capital. N.Y., 1964. P. 112. В дальнейшем экономисты пришли к выводу, что его данные слишком завышены; но суть остается в том, что университетский диплом впоследствии действительно обеспечивает инвестиционный доход. 46. Об обстоятельной дискуссии по поводу происшедшего важнейшего социального изменения см.: Jencks Ch., Riesman D. The Academic Revolution. N.Y., 1968, Обзор последствий таких изменений см.: Graubard St., Ballotti G. (Eds.) The Embattled University. N.Y., 1970. 1970-е годы, выдвинула требование большего “равенства” в качестве защиты от отлучения от этого нового типа общества. Отсюда и проистекает проблема противопоставления меритократии и равенства. В природе меритократии, как ее традиционно понимают, заключена оценка личности на основе учета отношения ее достижений к интеллекту и ее интеллекта к коэффициенту умственного развития. Таким образом, первый вопрос сводится к тому, чем определяется интеллект. По общепринятому выводу социальных наук и биологии, количество талантливых людей в обществе, оцененных по показателю умственного развития, ограничено, и этот вывод подкрепляется нормальной колокодооб-разной кривой распределения результатов тестов среди конкретных возрастных групп. Исходя из логики меритократии, люди, подучившие высокий балд, вне зависимости от своего социального положения, должны занять место на вершине общества с тем, чтобы они могли найти наиболее эффективное применение своим талантам47. Это является основой либеральной теории равенства возможностей и веры Т.Джефферсона в “естественную аристократию”, противопоставляемую наследственной знати. Все это делает вопрос отношения интеллекта и генетической наследственности очень чувствительным. Передается ли интеллект в основном по наследству? Можно ли повысить его путем воспитания? Как можно отделить природный дар и целеустрем- 47 М.Янг следующим образом описывает исходные посылки своего фантастического романа: “Доля людей с коэффициентом умственного развития свыше 130 баллов не могла быть увеличена — задача состояла скорее в том, чтобы предотвратить ее сокращение, — но их вклад в работу, требующую полной отдачи умственных способностей, неизменно рос... Развитие цивилизации определяется не флегматичной массой — homnne moyen sensuel, — а творческим меньшинством, новаторами, каждый из которых одним махом может сэкономить труд десяти тысяч человек, несколькими блистательными умами, которые не могут смотреть на окружающий мир без интереса, неугомонной элитой, которая сделала мутацию столь же социальным, сколь и биологическим фактором. Ряды ученых и инженеров, художников и преподавателей расширились, их образовательный уровень стал соответствовать обусловленному генами высшему предназначению, их добродетельная способность к созиданию возросла. Прогресс стал символом их триумфа, а современный мир — памятником им” (Young М. The Rise of the Meritocracy, 1870-2033. L., 1961. P. 15). ленность от навыков и знаний, полученных в процессе образования? Средний коэффициент умственного развития выпускников университета равен 120 баллам, в то время как выпускников средних школ только 107. Как отмечал Ф.Махлуп, профессор Принстонского университета, “более высокий уровень доходов выпускников университета по сравнению с выпускниками средних школ, без сомнения, является в значительной степени (до 40 процентов ) результатом более высоких природных способностей и большего честолюбия; было бы неправильным приписывать все приращения в трудовых доходах исключительно инвестициям в университетское образование”48. Эта логика была в дальнейшем развита гарвардским психологом Р.Гернштейном. Использовав данные А.Йенсена из Беркли, свидетельствующие, что уровень умственного развития человека на 80 процентов зависит от наследственности и только на 20 — от внешних факторов, Р.Гернштейн развил это положение следующим образом: 1. если различия в умственных способностях наследуются, и 2. если для продвижения в обществе эти способности необходимы, и 3. если окружающая среда носит “равновесный” характер, 48 Machiup F. Education and Economic Growth. Lincoln (Nebraska), 1970. P. 40. Ф.Махлуп ссылается на исследование Э.Денисона, который исходит из того, что две пятых различий в доходах более образованных людей связаны с их природными способностями, а три пятых являются результатом дополнительного обучения. Г.Беккер исследовал выборку людей, для которой имелись данные по коэффициентам умственного развития, а также были известны оценки в начальной и средней школе, что можно было соотнести с позднее полученными ими доходами. Он пришел к выводу, что разница в способностях “вполне могла оказать больший эффект на подсчитанную норму дохода”, чем просто результат школьного образования, но что на уровне университета уже само “образо-иание объясняет большую часть различий в трудовых доходах между выпускниками университетов и средних школ” (Becker C.S. Human Capital. P. 88, 124). Данные Э.Денисона содержатся в его статье: Denison E. Measuring the Contribution of Education to Economic Growth // Robinson, Vaizey (Eds.) The Economics of Education. L. - N.Y., 1966. Цифры по коэффициентам умственного развития учащихся университета и школы содержатся в: Machiup F. Education and Economic Growth. P. 40. Обзор исследований, в которых ставится под сомнение соотношение коэффициента умственного развития с экономическими успехами, см(: Bowles S., Gintis H. I.Q. in the U.S. Class Structure // Social Policy. Vol. 35. No. 4 & 5. November-December 1972. 4. то социальное положение будет базироваться в какой-то степени на унаследованных различиях49. В данной аргументации смешаны две различные ситуации: утверждение, что в современном американском обществе место человека в профессиональной структуре в значительной степени является функцией его интеллектуального развития; и модель меритократии, стратифицированная система которой должна определяться уровнем умственного развития. Р.Гернштейн, однако, делает вывод, что если всех людей поставить в положение, обеспечивающее равенство возможностей, то наследственность станет решающим фактором, так как социальная среда будет одинаковой для всех, и рисует печальную картину положения новых беднейших слоев: “люди с низкими способностями (интеллектуальными и другими), ведущие, вероятнее всего, свое происхождение от родителей, которые таким же образом потерпели жизненную неудачу, будут не в состоянии выполнять обычные производственные функции, не в состоянии претендовать на успех и достижения и окажутся вытесненными из общества”50. 49 См.: Herrnstein R. I.Q. // The Atlantic Monthly. September 1971. Нельзя сказать определенно, что 80 процентов коэффициента умственного развития каждого конкретного человека объясняются его наследственностью. По А.Йен-сену, 80 процентов различий в баллах относится за счет наследственности только в достаточно большой выборке. 50 Herrnstein R. I.Q. P. 63. Аргументы Р.Гернштейна соответствуют взглядам этологов, которые рассматривают процесс взросления личности в качестве основы политической борьбы в обществе. Так, антропологи Л.Тайгер и Р.Фоке пишут: “Часто проводят аналогии между человеческим обществом и муравейником. Между ними действительно существует поразительное сходство в таких моментах, как разделение труда, кастовая система, одомашнивание других существ и т.д., но аналогия кончается на фундаментальном пункте: человеческое общество имеет политический характер, а муравьиное — аполитично. Социальный порядок муравьиной колонии генетически предопределен. Рабочие — это рабочие, трутни — это трутни, матки — это матки, солдаты — это солдаты и т.д. Рабочие муравьи не могут узурпировать власть в колонии, потому что они генетически запрограммированы быть рабочими и больше никем. В муравьиной куче не может быть перераспределения власти иди места в иерархической системе, или, что наиболее важно, изменения в способности к размножению — все происходит благодаря генетическому коду. В этом и состоит основное отличие. Политика предусматривает возможность перераспределения ресурсов в обществе, одним из которых является контроль над будущим, задаваемый воспитанием подрастающего поколения. Политический процесс, то есть процесс перераспределения контроля над ресурсами среди индивидуумов, составляющих определенную общность, является, говоря языком биологии, процессом генетического отбора. Политическая система тоже представляет собой систему отбора. Когда мы используем слово “страсть” применительно как к власти, так и к сексуальным отношениям, мы оказываемся ближе к истине, чем даже можем это себе представить. В борьбе за преимущество воспроизводства одни достигают больших успехов, чем другие. Эта борьба ведет к перераспределению генов среди населения и влияет на его генетическое будущее. Такой мир есть мир победителей и побежденных, мир политики — мир тех, кто имеет, и тех, кто не имеет, тех, кто достиг успеха, и тех, кто мрачно взирает со стороны. [С самого начала истории человечества люди неустранимо озабочены вопросами брака и связанными с ним проблемами — соотношением таких факторов, как социальное положение, собственность и воспроизводство будущего потомства.] Результатом соперничества за воспроизводство является социальная система, которая в основе своей иерархична и состязательна. И если политика в человеческом обществе свидетельствует о постоянной борьбе между общепризнанным идеалом равенства и личностным стремлением к счастливому неравенству, это просто отражает содержание нашей эволюционной истории” (Tiger L., Fox R. The Imperial Animal. N.Y., |