Главная страница

Д. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество. Грядущее постиндустриальное


Скачать 5.69 Mb.
НазваниеГрядущее постиндустриальное
АнкорД. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество.doc
Дата02.02.2017
Размер5.69 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаД. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество.doc
ТипКнига
#1773
страница44 из 51
1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   51
1971. P. 24-25).

Что делает эту формулировку еще более примечательной, так это характер “новой биологии”, которая в настоящее время позволяет людям контролиро­вать рождаемость путем пересадки замороженной спермы “донора” различным женщинам, помещения зародыша в “питающий организм” и вегетативного раз­множения, дающего возможность создать в организме нужный генетический код. Пример глубокого анализа тревожных социальных и этических вопросов; возникших в связи с появлением новой биологии, содержится в.: Kass L. Making Babies // Tht Public Interest. Winter 1972.

Отношение генетики к интеллекту и к социально-классовому статусу включает пять спорных вопросов. Первым является воп­рос о том, можно ли вообще с достаточной точностью зафикси­ровать степень влияния генетической наследственности и окру­жающей среды на интеллект? (Это возможно только в том слу­чае, если предположить, что между ними отсутствует причинно-следственная связь, то есть биологическое наследие не влияет на фактор окружающей среды, но это в высшей степени маловеро­ятно.) Второй вопрос состоит в том, что в действительности из­меряют тесты на коэффициент умственного развития — только лишь определенную сумму приобретенных знаний или некий бо­лее общий и глубоко присущий человеку интеллект? Третий сво­дится к тому, в какой степени содержание тестов или экзаменов определяется культурой общества, включая даже самодеятельные культурно-нейтральные тесты, которые не ставят задачу выяс­нить у детей объем их школьных знаний, а требуют от них проследить взаимосвязи и установить пропорции на примерах про­стейшей абстрактной живописи? Четвертый вопрос состоит в том, не является ли социальное положение родителей более важ­ным фактором, чем интеллектуальное развитие, при поступлении в университет иди выборе профессии? И наконец, наиболее важ­ный вопрос заключается в том, изменяются ли с течением време­ни, и если да, то в какой степени, взаимоотношения между ум­ственным развитием, социальным положением и другими факто­рами, и становится ли общество таким образом более мериток-ратичным?51

В ходе этих дебатов, однако, противоборствующие стороны смешивают два совершенно разных круга проблем. Первый сво­дится к тому, обеспечивает или не обеспечивает общество — вслед­ствие либо социально-классовых привилегий, либо культурологи­ческих преимуществ (то есть выборочных предпочтений в ходе

51 Дискуссия вокруг идеи о том, что общество не становится более мериток-ратичным, отражена в книге: Jencks Ch., et al. Inequality: A Reassessment of the Effect of Family and Schooling in America. N.Y., 1972.

К.Дженкс утверждает, что не существует доказательств того, что, во-пер­вых, корреляция между образованием и профессиональным статусом измени­лась за последние восемьдесят лет; во-вторых, корреляция между коэффициен­том интеллектуального развития и профессиональным статусом изменилась за последние пятьдесят лет; в-третьих, соотношение между образовательным уров­нем и доходом уменьшилась за последние тридцать лет; в-четвертых, соотноше­ние между коэффициентом интеллектуального развития и доходами также из­менилось.

К.Дженкс также утверждает, что нет доказательств уменьшения влияния семейного происхождения на профессиональный статус и доходы, по крайней мере со времен первой мировой войны. В работе: Thernstrom S. Poverty and Progress: Social Mobility in a Nineteenth-Century City. Cambridge (Ma.), 1964 — обосновывается также, что уровень социальной мобильности в XIX веке был столь же высоким, как и в ХХ-м.

“В каком смысле мы можем говорить, что общество становится более мери-тократичным, если на протяжении времени сохраняется значение семейного про­исхождения и образовательных дипломов? — пишет К.Дженкс. — Почему мы должны принять тезис Гернштейна, если, во-первых, образование больше не яв­ляется столь значимым, если, во-вторых, он не представил ни малейших доказа­тельств того, что коэффициент умственного развития стад более важным показа­телем, чем он был ранее, и, если, в-третьих, все косвенные свидетельства говорят в пользу того, что не произошло серьезных изменений в значимости коэффици­ента умственного развития по сравнению с другими факторами, определяющими жизненный успех” (позиция изложена в частной беседе от 25 мая 1972 года). К.Дженкс также скептически относится к утверждению о том, что семейное про­исхождение является основным фактором, определяющим корреляцию между школьным образованием и профессиональным статусом. “С.Боулз опубликовал статью в весеннем номере журнала Journal of Political Economy за 1972 год, в которой утверждает, что семейное происхождение является основным фактором в исследуемой им взаимосвязи, но я думаю, что он сильно преувеличивает. Мож­но легко представить себе, что личностные качества (целеустремленность, дис­циплинированность и т.д.) могут объяснить большую часть различий между людьми образованными и необразованными и что они могут и не объясняться в какой-либо серьезной степени подученным образованием, но сами объясняют то, каких результатов способны достичь образованные люди” (из той же беседы).

Опираясь на работу К.Дженкса и его коллег, другой исследователь данных проблем, Д.К.Коэн из Гарвардской шкоды образования, подчеркнул значитель­ную роль случайных факторов в принятии решения о поступлении в колледж. Он пишет: “Сравнение коэффициентов умственного развития и социально-эко­номического статуса студентов колледжей показывает, что состояние имеет почти такое же большое значение в повышении шансов на принятие студента­ми решения о поступлении в колледж, как и сообразительность. Наиболее важ­ный факт, однако, состоит в том, что способность и статус в совокупности объясняют менее половины имеющихся различий при поступлении в колледж. Так же, как и в случае составления учебного плана изучаемых дисциплин, мы должны обращаться к другим факторам — мотивации, удаче, дискриминации, случаю, поддержке семьи или ее отсутствию — для нахождения вероятных объяс­нений” (Cohen D.K. Does I.Q. Matter? // Commentary. April 1972. P. 55).
интеллектуальных тестов) — подлинное равенство возможностей или справедливый старт для всех; второй имеет дело с вопросом о том, желательно ли существование общества, в котором обес­печено подлинное равенство возможностей, но возникло и новое неравенство в доходах и социальном положении на основе лич­ных достижений человека. Другими словами, нуждаемся ли мы в более совершенном равенстве возможностей или в равенстве результатов. В последние годы аргументацию популистского толка отличало шарахание от одной точки зрения к другой, что создало неразбериху в политических требованиях, возникавших на

гребне этой популистской волны. На первых порах главным предметом забот было равенство возможностей. Очевидное чувство страха, порождаемое возни­кающим постиндустриальным обществом, сводится к тому, что непопадание на образовательный “эскалатор” означает закры­тие доступа к привилегированным социальным позициям. Мери-тократическое общество является “сертифицированным обще­ством”, где засвидетельствование результатов — посредством ученой степени, квалификационного экзамена иди лицензии — становится условием получения более престижной работы. Об­разование, таким образом, становится необходимым инструмен­том социальной самозащиты. Л.Туроу отмечает: “По мере увели­чения предложения образованной рабочей силы люди обнаружи­вают, что они должны повышать свой образовательный уровень хотя бы для поддержания однажды достигнутого дохода. Если они не выполнят этого, это сделают за них другие, и они найдут двери своей работы закрывшимися. Образование становится хо­рошей формой инвестиций, и не потому, что оно обеспечивает повышение дохода человека по сравнению с. тем уровнем, кото­рый он имел бы, не получив надлежащей квалификации, а пото­му, что оно повышает его доходы по сравнению с тем уровнем, который у него был бы, если бы другие повысили свое образова­ние, а он — нет. Образование становится оборонительной фор­мой расходов, защищающих “место человека на рынке”. Чем бо­лее расширяется класс образованной рабочей силы и чем быстрее он растет, тем в большей степени подобного рода защитные рас­ходы оказываются необходимыми”52.

Логическим следствием этих опасений со стороны ущемлен­ных социальных групп оказывается требование “свободного до­ступа” в университеты. Подразумеваемым рациональным осно­ванием этого требования является утверждение о том, что со­циально-классовое происхождение родителей выступает в роли основного фактора, определяющего выбор в системе занятости, и что свободный доступ в колледжи, несмотря на подученные более низкие оценки, позволил бы меньшинствам успешнее кон­курировать в обществе. В этом плане свободный доступ пред­ставляет собой отражение исторически сложившегося амери­канского принципа, состоящего в том, что каждому человеку должен быть предоставлен шанс на самоусовершенствование, независимо от его стартовых позиций. Оптимистическим аме­риканским убеждением является и то, что предоставление лю­бому студенту большего образования сделает его лучше. Имен­но эта логика стояла за законами о даровании земли колледжам; еще до второй мировой войны такие представления уже лежали

52 Thurow L. Education and Social Policy // The Public Interest. Summer 1972. P. 79.
в основе общественных университетов, существовавших за пре­делами северо-восточной части США53.

Но некоторые граждане усмотрели в усилении этих требова­ний атаку на сам меритократический принцип. Один из сторон­ников данных воззрений писал: “До тех пор, пока свободный доступ ограничивается только несколькими институтами, он не создает угрозы меритократии. Формирование элиты зависит не от того, поступит ли человек в колледж иди нет, а от того, в какой колледж он поступит. Всеобщий свободный доступ, одна­ко, уничтожил бы тесную взаимосвязь между меритократией и системой высшего образования; кроме того, сам факт отмены принципа иерархичности при приеме в колледж поставил бы его под вопрос и применительно ко всему остальному обще­ству”54.

Это соображение, однако, доведенное до своего логического конца, означало бы, что прием во все высшие учебные заведения страны, начиная с колледжа Парсонса и кончая Гарвардским уни­верситетом, должен определяться жребием. Из этого следует и другой вывод: если элитарные университеты определяются каче­ством преподавательского состава, то в национальной системе высшего образования назначение на профессорский пост также должно быть дедом жребия.

53 Обычно существует определенная система отбора. На Среднем Западе США любой выпускник шкоды со средней оценкой “З” и выше мог поступить в университет штата, но строгая система экзаменов безжалостно выметала са­мых плохих студентов к концу первого иди второго курсов. В штате Калифор­ния любой окончивший среднюю школу мог продолжить учебу в системе выс­шего образования, но конкурс аттестатов распределял от 10 до 15 процентов лучших выпускников непосредственно в университеты (в Беркли или Лос-Анд-желесский), следующих за ними по успеваемости 25 процентов — в колледжи штата, а остальных — в начальные или местные колледжи.

я Karabel ]. Perspectives on Open Admission // Educational Record. Winter 1972. P. 42-43. “Философское обоснование свободного приема, — пишет Дж.Ка-рабел, — заключается в том, что образовательная цель института делает его предназначенным не для того, чтобы... служить системой поиска талантов для будущих работодателей, но скорее для того, чтобы способствовать развитию и росту студента”. В свете этого Дж.Карабед с одобрением приводит высказыва­ние Б.О.Трешера: “После получения образования человек перестает быть не­способным или неподготовленным искателем места приложения своих сил” (Thresher B.A. Uses and Abuses of Scholastic Aptitude and Achievement Tests // Barriers to Higher Education. N.Y., 1971. P. 39).
Свободный прием является средством обеспечения равенства возможностей для выходцев из беднейших семей путем расши­рения доступа к университетскому образованию. Но при этом также возникает проблема доступа к месту в самой универси­тетской структуре — в преподавательском составе, штате слу-жацих и администрации. В своем обстоятельном исследовании профессиональной структуры американского общества П.Блау и О.Д.Дункан показали, что представители различных групп меньшинств способны достичь сопоставимого статуса, власти и экономического благосостояния, за исключением женщин и аф-роаиериканцев. Очевидно, что если существует дискриминация по принципу пода, цвета кожи, или религии, иди какому-либо другому критерию, не имеющему отношения к уровню профес­сиональной квалификации, то не существует и подлинного ра­венства возможностей. Второй попыткой обеспечить равенство стали меры, предпринимаемые для расширения представитель­ства меньшинств в социальной системе.

В 1960-е годы государство провозгласило своей политикой принцип “квотного отбора”, который был призван уменьшить дискриминацию меньшинств. Эта доктрина была заявлена прези­дентом Д.Джонсоном в одном из его исполнительных указов 1965 года. Таковой устанавливал, что во всех федеральных про­граммах или при найме на рабочее место, финансируемое за счет государства, работодатели должны были доказать, что они иска­ли квалифицированных претендентов из числа меньшинств; обя­зывались обеспечить необходимую подготовку в случае, если ква­лифицированного кандидата нельзя было найти немедленно; и принимать на работу преимущественно представителей мень­шинств, если их квалификация примерно соответствовала уров­ню других претендентов. Эта программа в сочетании с другими, такими, как Head Start и компенсационные образовательные про­граммы, была направлена на устранение исторически сложившейся культурной несправедливости и совершенно сознательно давала представителям меньшинств, особенно чернокожим, шанс в кон­курентной борьбе за место в обществе.

В первые годы действия программы квотного отбора усилия государства были направлены на профессии, требующие высо­кой квалификации, особенно в области строительства, где про­водилась преднамеренная политика расовой дискриминации. В начале 1970-х годов администрация Р.Никсона через Министер­ство здравоохранения, образования и социального обеспечения распространила действие этой программы и на университеты, и от каждого высшего учебного заведения, имевшего конт­ракты с федеральным правительством, требовалось предостав­лять данные о количестве представителей меньшинств, занима­ющих должности на всех уровнях — академическом и неакаде­мическом, — и разработать меры по увеличению их количества в каждой категории. Э.Шилз следующим образом характеризо­вал этот приказ: “Университеты были поставлены в известность, что для каждой категории университетских работников было необходимо определить нормы представительства и численность национальных меньшинств в каждой категории в зависимости от "расового признака", то есть черных, выходцев с Востока, американских индейцев, испаноговорящих американцев... Это мероприятие должно было сопровождаться программой "квот­ного отбора", которая целенаправленно и в сжатой форме оп­ределяла узкие места в университетской структуре, иерархии факультетов и кадровом составе, включая конкретные рекомен­дации и планы их преодоления. Сама программа "квотного от­бора" должна была включать специфические цеди и задачи в зависимости от университетов, их факультетов и профессор' ско-преподавательского состава, а также даты завершения про­грамм по отдельным позициям — как в долгосрочном, так и в краткосрочном плане. Необходимо было установить аналити­ческие критерии для оценки методов источников набора университетских работников, общего количества опрошенных кан­дидатов, количества предложенных рабочих мест, количества принятых с указанием числа опрошенных представителей наци­ональных меньшинств...”55.

Первоначальной целью указа было устранение дискриминации. Но дискриминацию трудно доказать, особенно когда уро­вень квалификации, необходимый для работы, в высшей степени специфичен. В результате государственный контроль свелся к вопросам: соответствует ли занятость представителей каждой категории их доле в общей численности населения? Если среди получивших докторскую степень 30 процентов составляют жен-

55 Shils E. Editorial // Minerva. April, 1971. P. 165.
щины, то обеспечено ли им 30 процентов мест в преподаватель­ском составе? Теоретически это означало установление “инди­кативных” норм представительства для женщин и афроамери-канцев. На практике это вылилось в установление квот, или при­оритетов, при приеме на работу лиц из этих групп.

Необычной стороной этих мер явилось то, что совершенно новые правовые принципы были введены в политическую систе­му без широкого обсуждения. По сути дела, акцент сместился с дискриминации на представительство. Женщины, чернокожие, испаноговорящие подучили право быть принятыми на работу в соответствии с их удельным весом в общей численности населе­ния, а принцип профессиональной пригодности иди индивиду­альных заслуг отошел на задний план перед новым предписываю­щим правилом корпоративной принадлежности56.

Последствия этого являются далеко идущими. Можно наста­ивать на квотах там, где уровень квалификации примерно оди­наков, когда один человек может сравнительно легко заменить другого. Но сфокусировав свое внимание на групповой принад­лежности, а не на личных качествах, путем механического урав­нивания количества женщин, имеющих докторскую степень, с числом должностей, которые они должны занимать, государство стадо исходить из того, что “образованная рабочая сила” “го­могенна” и что индивидуальный талант иди достижения менее важны, чем принадлежность [к корпоративной группе). Это может быть справедливо в отношении многих профессий, но не в преподавании и научной работе в университетах, где личные

56 В соответствии с этим принципом Американская теологическая семина­рия [прк Колумбийском университете] 1 июня [1972 года] проголосовала за то, чтобы в дальнейшем афроамериканцы и другие группы национальных мень­шинств составляли одну треть, а женщины — половину всех студентов, профес-сорско-преподаватедьского состава, служащих и директоров. (На тот момент чернокожие составляли 6 процентов из 566 студентов и 8 процентов из 38 чело­век профессорского состава; женщины — 20 процентов студентов и 8 процен­тов преподавателей.) “Нереалистично, — говорилось в постановлении семина­рии, — обучать людей плюралистического общества в условиях среды, где боль­шинство составляет белое мужское население”. Число в 50 процентов для жен­щин было взято как отражающее их представительство в обществе; а одна треть, выделенная национальным меньшинствам, была определена в качестве “крити­ческой массы”, обеспечивающей им достаточное представительство (см.: New York Times. June 1, 1972).
достоинства — единственный критерий. Наделить кого-либо пожизненной должностью, которая принесет доход в три четверти миллиона долларов, — это далеко не то же самое, что нанять черного водопроводчика вместо белого; простое обладание уче­ной степенью не обеспечивает необходимой квалификации для

:1;1НЯТИЯ ВЫСОКОЙ ДОЛЖНОСТИ.

Более того, существование квот и преимуществ при зачисле­нии на работу означает, что система квалификационных требований нарушается или ломается. Неизбежное допущение пред­писывающего критерия в отношении пожизненных университет­ских должностей состоит в том, что представители меньшинств менее квалифицированны и не могут конкурировать на равных с представителями других социальных групп, даже если им обеспе­чить существенные поблажки. Как это сказывается на чувстве собственного достоинства человека, принятого в качестве работ­ника “второго сорта”? И какие последствия имеет для уровня университета, для качества его образовательного и исследова­тельского процесса и морального климата то, что его преподава­тельский состав набирается на основе квотной системы?

Но и сама по себе идея квот не слишком проста. Если “пред­ставительство” должно быть критерием для занятия должности, то в чем состоит логика распространения этого принципа только на женщин, черных, мексиканцев, пуэрториканцев, американс­ких индейцев, филиппинцев, китайцев и японцев, которые по системе Министерства здравоохранения, образования и социаль­ного обеспечения выделены циркуляром в особые категории? Почему бы сюда не отнести ирландцев, итальянцев, поляков и другие этнические группы? И если принцип представительства является критерием, то что составляет основу самого представи­тельства? В одном колледже штата Калифорния, как свидетель­ствует Дж.Банзел, американцы мексиканского происхождения потребовали, чтобы 20 процентов всей рабочей силы набиралось из состава чиканос, так как в этом районе они составляют' 20 процентов населения. Чернокожие студенты выступили против этого довода, считая, что за основу пропорционального пред­ставительства должно быть взято население всего штата Кали­форния, что обеспечило бы другое соотношение чернокожих и чиканос в колледже. Следует ли ожидать, что 37 процентов про­фессорского состава Университета Миссисипи будут составлять афроамериканцы, как это соответствует их доле в населении штата? И будет ли сокращено количество преподавателей-евреев в большинстве вузов страны из-за того, что в пропорциональном отношении их доля явно превышает долю евреев в общей числен­ности населения страны?

И если введен принцип этнической принадлежности, то по­чему в качестве критерия сбалансированного представительства не берется принцип религиозных верований иди политической ориентации? Губернатор штата Калифорния Р.Рейган заявил, что консерваторы в значительной степени ущемлены в предста­вительстве среди профессоров и преподавателей университетов штата — факт, который особенно ярко проявляется при срав-не.чии политической ориентации университетов с результатами голосований в Калифорнии; должны ли консерваторы в этом случае получить преимущества при приеме на работу? И следу­ет ли в отдельных районах получать разрешение на преподава­ние ряда предметов (иди на наличие конкретных книг в школь­ных библиотеках ), которые оскорбляют верования жителей дан­ного района? Этот вопрос впервые был поднят в 1779 году в парламенте Вирджинии, и сам принцип был вновь подтвержден законодательством собрания штата Теннесси в 1920-х годах, когда в этом фундаменталистском штате было запрещено пре­подавание теории эволюции Дарвина.

Историческая ирония требований представительства на осно­ве принципа предписания состоит в их полном противоречии ра­дикальным и гуманистическим ценностям. Либералы и радикалы в своей атаке на дискриминацию выступали против того, что чело­веку отказывалось в праве занять место, которое он справедливо заслужил, по причинам его принадлежности к одной из специфи­ческих групп населения. Человек не считался личностью, но рас­сматривался — и исключался — как представитель некоей груп­пы. Но теперь выдвигается требование, чтобы человек получал должность в основном по принципу групповой принадлежности. В результате человек исчезает как личность. Остается только его социальная принадлежность. Следующий казус состоит в том, что, по мнению радикальных критиков современного общества, к ин­дивидууму подходят не как к личности, а как носителю множества ролей, которые делят его на части и низводят до единственной главной роди иди функции, которую он выполняет в обществе.

Однако в противоположность этому принципу мы видим теперь, что человеку дается преимущество, исходя из его групповой при­надлежности. Основное внимание уделяется какой-то одной до­минирующей характеристике, как исходному и необходимому ус­ловию получения места в обществе. Такова логика требования квот.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Идея меритократии подверглась критике и с другой стороны: было сформулировано положение, что весь учебный процесс подчинен требованиям технократического типа мышления, а обучение при­обрело непропорционально большое значение в обществе. Эту точку зрения наиболее четко выразил А.Иллич: “Образование неявно внушает детям, что экономически ценные знания суть профессио­нального обучения, а социальные привилегии человека зависят от места, достигнутого им в бюрократической системе. Скрытые про­цессы [обучения] преобразуют явный процесс в товар и превра­щают владение им в самую надежную форму богатства. Научные сертификаты — в отличие от прав собственности, акций предпри­ятий или семейного наследства — вполне застрахованы... шкода сегодня рассматривается всеми как прямая дорога к большей вла­сти, экономическому успеху и новым ресурсам обучения”57.

Как считает А.Иллич, чья мистическая роль католического еретика и “своего человека” в коридорах власти способствовала созданию вокруг него некоего мифического ореола58, между обу­чением и образованием существуют заметные различия. Обуче­ние — это инструмент, дающий человеку возможность накопить

57 Illich I. After Deschooling, What? // Social Policy. September-October, 1971. P. 7.

5S А.Иллич, который был монсиньором Католической церкви, неожиданно возник на американской интеддектуадьной сцене в конце 1960-х годов, опубли­ковав в еженедельнике “New York Review of Books” и газете “New York Times” ряд очерков, где изложил свою теорию “общества без шкод”. Они были позднее перепечатаны в сборнике: Illich I. Deschooling Society. N.Y., 1970; второй сборник статей (Illich I. Celebration of Awareness. N.Y., 1971), с предисловием Э.Фромма, появился год спустя. А.Идлич обратил на себя внимание высшего католическо­го духовенства как организатор специализированного центра в городе Куэрна-вака (Мексика) по обучению священников для работы в странах Латинской Америки. Хотя центр и был учрежден при содействии Ватикана, уже через
“фонд знаний” подобно тому, как бизнес позволяет ему аккуму­лировать “капитальные фонды”59. Образование — это процесс “свободного определения каждым учащимся своего собственно­го смысла в жизни и обучении, то есть того места, которое зна­ние должно занять в его жизни”. Так как обучение стало полно­стью инструментальным и превратилось в барьер на пути к полу­чению образования, следует упразднить школы и создать про­цесс, в рамках которого человек может получить образование, к которому он стремится и которое считает необходимым.

По мнению А.Иллича, образование создает новую иерархию, в которой верховные жрецы науки сохраняют свои позиции с помощью скрытых от общества тайных и специальных знаний60. “Эффективный доступ” к образованию требует “решительного отказа от прав на информацию и сложного инструментария, с помощью которого современные технократы создают привиле­гии, которые они в свою очередь превращают в неприкосновен­ные, оправдываясь своим служением обществу”.

На место институций, которые формируют лишь систему раз­ветвленных интересов, обеспечивающих привилегии их руково­дителей, А.Иллич предлагает поставить “сеть познания”, состоя-

несколько дет он стад провозвестником весьма неортодоксальных учений. Крат­кий биографический очерк о монсиньоре А.Идличе, с тех пор отказавшемся от своего духовного сан.а, автором которого была Франсина дю Пдесси Грей, по­явился в журнале “New Yorker” 25 апреля 1970 года и был впоследствии пере­печатан в книге: Du Plessix Gray F. Divine Disobedience. N.Y., 1971.

60 Чем больше человек учится, тем больший “фонд знаний” он приобретает. Скрытый подтекст обучения, таким образом, задает новую классовую структу­ру общества, в которой основные потребители знаний — те, кто больше нако­пит, — получают особые привилегии, имеют высокий доход и доступ к более эффективнным средствам производства. Этот вид капитализма знаний, приня­тый во всех индустриальных обществах, определяет логику [современного ] рас­пределения рабочих мест и доходов (см.: Illich I. The Alternative to Schooling // Saturday Review. June 19, 1971).

e А.Илдич пишет: “Наука будет искусственно усложняться до тех пор, пока ее результаты будут обращаться в технологию, находящуюся на службе профес­сионалов. Если бы она использовалась в целях создания такого образа жизни, где каждый человек мог бы с удовольствием заниматься обустройством жилья, врачеванием, образованием, путешествиями и развлечениями, то ученые долж­ны били бы с гораздо большей настойчивостью переводить свои открытия, из­ложенные на языке избранных, на нормальный обиходный язык” (Illich I. After Deschooling, What? P. 13).
щую из бирж знаний, системы соревнований с пэрами науки и Учителей с большой буквы, “интеллектуальных святых”, или гуру, “ученых бродяг”, которые всегда придут по первому зову. Не должно быть ни обязательного посещения занятий, ни свиде­тельств о квалификации — только образование pour Ie gout на “уличных благотворительных базарах учебы”61. Вся эта деятель­ность должна будет финансироваться за счет тех налоговых по­ступлений, которые ранее тратились на школы.

Разграничение между обучением и образованием вполне по­нятно. В прошлом они были едины. Мы тогда жили, по выраже­нию Дж.Коулмана, в “информационно бедном” обществе62. Не­посредственный жизненный опыт, приобретаемый на ферме или в маленьком городке, мог быть значительным, но кругозор в дру­гих областях — знакомство с миром искусства, культурой или политикой за пределами своей местности — ограничивался кни­гами и школой. Школа придавала организованность опыту и ко­дифицировала жизненные ценности. Сегодня ситуация кардиналь­но изменилась. Точка зрения об имеющем якобы месте уменьше­нии объема непосредственного опыта является спорной, поскольку она основывается на романтическом заблуждении, что ребенок

61 Р.Волхейм, дружественно настроенный к А.Илличу, характеризует эту идиллию так: “Маленькие виньетки того, что получится в результате, разброса­ны на страницах книги "Общество без шкод". Если студент захотел выучить кантонский диалект китайского языка, то его необходимо поселить вместе с китайцем, который заведомо хорошо владеет родным языком и выразил жела­ние поделиться своими знаниями. Если некто решил научиться играть на гита^ ре, то он не только может взять ее напрокат, но и получать магнитофонную запись уроков игры и иллюстрированные ноты. Если он хочет найти приятеля, с которым можно обсудить спорные отрывки из Фрейда или Фомы Аквинского, следует пойти в специальный кафетерий, положить рядом книгу и беседовать с любым проявившим интерес посетителем столько времени, сколько ему необхо­димо для удовлетворения своего любопытства. На специализированных, сво­бодных от автомобилей улицах люди могут запросто прогуливаться по городу, изучая богатый познавательный материал, который имеется не только в музеях и библиотеках, но и в лабораториях, на витринах супермаркетов, в зоопарках, хозяйственных магазинах, кинотеатрах и компьютерных центрах. А в это вре­мя настоящие учителя, интеллектуальные маэстро, будут ожидать, вероятнее всего, дома, когда их самоопределившиеся ученики зайдут к ним” (Wollheim R. Ivan Illich // The Listener. December 16, 1971. P. 826).

62 См.: Coleman J. Education in Modern Society // Greenberger M. (Ed.) Computers, Communications and the Public Interest. Baltimore, 1971.
сегодня при увеличившейся мобильности и разнообразии доступ­ных ему городских возможностей имеет меньше непосредствен­ных впечатлений, чем раньше. Однако очевидно, что объем опос­редованного опыта с развитием средств коммуникации, откры­тых благодаря телевидению, разнообразным журналам, иллюст­рированным книгам и т.д. окнам в мир, увеличился невероятно. Образование стало приобретаться вне школьных стен, через раз­нообразное воздействие со стороны средств массовой информа­ции и коллег, в то время как школы, в силу их роли “стражей образовательного процесса”, стали более профессиональными и специализированными.

Проблема, однако, состоит в том, требует ли это изменившееся отношение пересмотра концепции школ или иного понимания об­разования и обучения. А.Иллич является романтическим последо­вателем Ж.-Ж.Руссо. Его представление навеяно “Эмилем” и не­сет тот же налет риторики, строится вокруг “аутентичности бы­тия” и других идей модернити, которые ни при каких условиях не могут быть четко определены. Это повторение идеи о том, что человек не должен повиноваться нормам “общественного догово­ра”, а должен сам формировать свое мировоззрение, как если бы существовали сотни миллионов независимых истин, а не множе­ство социальных групп, каждая со своими убеждениями. Это тот же самый антиинтеллектуализм, который принимает за истину голую практику в противовес формализованному обучению. В этом случае отчетливо проявляется попытка наставника — “ложь во спасение”, которая, как считает А.Иллич, необходима для разру­шения существующих институтов, — воссоздать “естественное состояние” для уравновешивания желаний и возможностей. Но в сущности так же, как и в “Эмиле”, поиски ведутся не во имя зна­ния иди образования, а ради идентификации своего “я”, ради вос­становления “утерянной невинности” и обретения простодушия63.

63 Вот какую характеристику Ж.-Ж.Руссо дает Эмидю в конце его детства:

“Он не знает, что такое рутина, обычай, привычка, что он делал вчера; это не влияет на то, что он делает сегодня. Он никогда не следует формуле, не уступа­ет перед авторитетом или примером, действует и говорит лишь так, как ему кажется нужным. Не ждите поэтому от него затверженных речей или заучен­ных манер, но всегда ждите верного выражения его идей и поведения, вытека­ющего из его скромности” (Rousseau J.-J. Emile. N.Y., 1911. P. 125 [См. также:

Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. М., 1981. Т. 1. С. 181-182)).
Проблемой А.Иллича — как и проблемой модернизма в це­лом — является смешение опыта, во всех его многогранных про­явлениях, со знанием. Опыт должен быть осмысленным, и это достигается, как замечает Дж.Дьюи, “через такое слияние ста­рых понятий и новых реалий, которое видоизменяет и те, и дру­гие”64. Знание — это выборочное упорядочение и переосмыс­ление опыта с помощью соответствующих концепций. Реаль­ность — это не ограниченный мир, который должен быть отра­жен в нашем сознании как в зеркале, и не поток опыта, образу­ющийся в соответствии с индивидуальными желаниями или пред­почтениями (его отношением к “я”), но набор значений, орга­низуемых сознанием в системе понятий и категорий, дающий возможность установить связь между фактами и сделать необ­ходимые обобщения.

В принципе не существует необходимости противопоставле­ния познавательной и эстетической форм мировосприятия, при которых, как утверждается, технократическая ориентация имеет дело только лишь с функциональностью, а враждебная ей культу­ра с чувственностью, — хотя это различие на социологическом уровне может быть признано реальным. В самой природе позна­ния, как замечает Дьюи, заложена необходимость взаимодействия обоих компонентов: познание делает все разнообразие опыта более доступным для понимания путем сведения его к концептуальным формам; эстетическое восприятие придает опыту большую жи­вость посредством отражения его в более выразительной форме. Каждый тип восприятия окружающей действительности по-сво­ему дополняет другой.

Общим для них является опора на суждения, предполагаю­щие проведение необходимых различий и формулирование кри­териев, которые позволяют выделить то, что заслуживает внима­ния, и отделить показное от сущностного. Знание — это резуль­тат самосознания, соотносимого с новыми впечатлениями и суж­дениями об объектах культуры и идеях в целях выделения наи­лучших (или более сложных, или более красивых) или находя­щихся ближе к истине. Поэтому неизбежно, что знание выступа­ет отражением субординации, а образование становится формой представления в наиболее завершенном виде этих субординиро-

64 Dewey J. Art as Experience. N.Y., 1958. P. 275.
ванных суждений. Такова классическая (и устоявшаяся) внут­ренняя сущность образования.

Однако к этому добавляется специфическая обстановка постин­дустриального общества. Не следует даже защищать технократи­ческую сторону образования — его акцент на профессионализм и специализацию, — чтобы доказать, что роль обучения возрастает как никогда раньше. Сам факт существования в настоящее время множества новых путей получения информации и приобретения опыта диктует необходимость осознанного понимания процессов выработки концепций как средства организации поступающей к индивиду информации с целью разработки прогностических схем осмысления личного опыта. Концептуальная схема — это набор взаимосвязанных категорий, соединяющих различные стороны опыта или свойства предмета в целях сравнения их иди поиска отличительных черт от других сторон и свойств. Функция образо­вания состоит в том, чтобы найти общие и отличительные особен­ности различных схем осмысления опыта. Именно эту тему я и поднял во введении, когда поставил вопрос о необходимости ис­пользования различных точек наблюдения для сравнения обществ. И так же, как разрешение кризиса самоидентификации личности происходит в ходе слияния противоречивых аспектов индивиду­ального познания в единое целое, так и знание выступает органи­зацией опыта, соотносимого с другими формами опыта с целью создания логически стройных критериев оценки.

Задача университетов в этих условиях состоит в том, чтобы сопоставить методы логического познания: исторического позна­ния, объектом которого является традиция, которую можно сопо­ставить с настоящим; методологического познания, которое дела­ет понятным концептуальные основы познания и его философс­кие предпосылки; индивидуального самосознания, которое позво­ляет человеку понять источники его предубеждений и дает воз­можность создать свою собственную систему ценностей путем последовательного изучения общества. Образование — это “пе­реработка” материалов прошлого, не требующая полного отказа от его истин иди полного ему подчинения. Оно характеризуется постоянной напряженностью, “напряженностью между прошлым и будущим, разумом и чувственностью, традицией и опытом. На­пряженность эта, несмотря на все ее стрессы и неудобства, явля­ется единственным источником сохранения независимости само­
1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   51


написать администратору сайта