Главная страница

Д. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество. Грядущее постиндустриальное


Скачать 5.69 Mb.
НазваниеГрядущее постиндустриальное
АнкорД. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество.doc
Дата02.02.2017
Размер5.69 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаД. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество.doc
ТипКнига
#1773
страница2 из 51
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51
что в культурной сфере каждое мнение равноценно и достойно оди­накового признания. Стабильность общества в значительной мере обусловлена прочностью сохраняющихся в нем традиций, и цен­ность того иди иного культурного проявления вполне может оце­ниваться с учетом существующих представлений и авторитетов. Таково содержание культурного консерватизма, который приписывает себе Д.Белл.

Эта реалистическая позиция Д.Белла во многом сформирова­лась в ходе полемики с представителями иных теоретических направлений, и прежде всего марксистами и функционалистами. Сам Д.Белл писал в 1991 году: “Марксизм и функционализм рас­сматривают общество как тип исторического периода иди закры­тую систему, объединенную средствами производства иди пре­обладающей системой стоимости; при этом они утверждают, что все остальное, не вписанное в эту структуру и находящееся на периферии, точно так же определяется принципом "тотально­сти" или "интеграции". Я не согласен с этими холистическими взглядами. Я утверждаю, что правильнее рассматривать обще­ство как совокупность различных сфер, каждая из которых опре­деляется своим собственным, особым принципом, выступающим как нормативный фактор, регламентирующий ее развитие”32.

Формирование взглядов Д.Белла в 40-е — 60-е годы происхо­дило в активном диалоге как с предшественниками, так и с со­временниками. По его собственным словам, наибольшее влияние оказали на него авторы, стоявшие на позициях классического позитивизма; среди них он отмечает Ж.-Ж.Руссо, А. де Сен-Симона и О.Конта. Т.Веблен, основатель институционализма, был одним из главных вдохновителей экономических построений Д.Белла. Г.Гегель, И.Кант и Ф.Ницше оказали неизгладимое вли­яние на его философскую и мировоззренческую позиции. Одна­ко особое влияние на формирование концепции Д.Белла оказали его современники, как европейцы, так и американцы, — Р.Арон, Э.Шилз, Р.Дарендорф, И.Хоу, И.Кристол, Л.Триллинг, Н.Глазер и С.Хук. В результате позиция Д.Белла определялась им самим как близкая к М.Веберу и сравнительно нейтральная по отноше­нию к Э.Дюркгейму.

Середина и вторая половина 60-х годов стали переломными в творчестве Д.Белла. К этому времени стало ясно, что главное направление его исследований — это социальная футурология, а предмет основного интереса — вопрос о роли и характере воз­действия науки и технологий на трансформацию общественной структуры. Еще в 1959 году, будучи в Европе и выступая на Зальцбургском семинаре, Д.Белл впервые употребил термин “постин­дустриальное общество” в широко признанном теперь значении; он подразумевал под постиндустриальным не тот строй, в кото­ром человек будет вытеснен из процесса производства, а социум, где индустриальный сектор потеряет свою ведущую роль под воз­действием возрастающей технодогизации, где основной произ­водственной силой станет наука, потенциал же всякого общества будет измеряться масштабами той информации и тех знаний, которыми оно располагает.
32. Веll D. The Winding Passage. New Brunswick - L., 1991. P. XX.
В 1962 году Д.Белл написал пространный аналитический док­лад, который оказался первой работой, целиком посвященной проблемам исследования постиндустриального общества. Назван­ный “Постиндустриальное общество: гипотетический взгляд на Соединенные Штаты в 1985 году и далее”, этот текст так и не был в то время издан, однако, по мнению М.Уотерса, наиболее эрудированного специалиста по творчеству Д.Белла, “стал наиболее влиятельным неопубликованным произведением из всех, какие когда-либо были написаны, так как имел чрезычайно ши­рокое распространение в академических кругах”33. Хотя сам Д.Белл считал его обнародование преждевременным, так как кон­цепция не была, по его мнению, в должной мере проработана, отрывки из этого текста, напечатанные в журналах “Current” и “Dun's Review”, имели блистательный успех. В 1964 году журнал “Science” констатировал, что автор доклада стал наиболее цити­руемым социологом, работающим на стыке социальной теории и футурологии.

К середине 60-х годов стало очевидно, что исследование про­блемы постиндустриального общества становится одним из глав­ных направлений социологической теории. В 1964 году Д.Белл назначается членом Президентской комиссии по технике, авто­матизации и экономическому прогрессу; в том же году Амери­канская академия наук и искусств создает специальную Комис­сию по 2000 году, призванную исследовать наиболее перспектив­ные тенденции в технологической, экономической и культурной областях, способные определить направления развития американ­ского общества в XXI веке. Д.Белл становится председателем Ко­миссии и занимает этот пост до 1974 года, когда результаты ее деятельности были представлены в виде капитального трехтом­ного доклада, не утратившего свое прогностическое значение и сегодня.

В 1967 году Д.Белл опубликовал две большие статьи, содер­жавшие первые конкретные результаты его исследований34. Здесь впервые концепция постиндустриального общества была доста-
33 Wafers М. Daniel Bell. L. - N.Y., 1996. P. 106.

34 См.: Bell D. Notes on the Post-Industrial Society // The Public Interest. 1967. No 6; 1967. No 7.
точно четко представлена в качестве теории социальных изме­нений, которые могут произойти в обществе в ближайшие деся­тилетия прежде всего в результате развертывания уже замет­ных тенденций опережающего роста сферы услуг и информа­ции, обретения наукой новой роли и переустройства общества, организованного по “экономизированной” модели в направле­нии модели “социологизированной”. Позиция автора выгодно отличалась и тем, что становление постиндустриального обще­ства рассматривалось им как преимущественно эволюционный процесс, в результате которого индустриальный мир не разру­шается, а скорее обогащается дополнительными чертами и свой­ствами. Д.Белл отмечает, что при этом важную роль играют не только технологический и хозяйственный прогресс, но и каче­ственные изменения в политической и культурной областях, и прежде всего — распространение в американском обществе куль­турной толерантности и идеологической терпимости. Эти идеи перекликаются с его предыдущей большой работой — “Конец идеологии”, вышедшей в свет в 1960 году и ставшей бестселле­ром. Там Д.Белл писал: “Лишь несколько "классических" либе­ралов настаивают на том, что государство не должно вмеши­ваться в экономику, и лишь несколько серьезных консерваторов считают, что государство всеобщего благоденствия — это "путь в рабство"... Сегодня среди интеллигенции в общих чертах дос­тигнуто некоторое согласие: получили признание государство всеобщего благоденствия, желательность децентрализации вла­сти, смешанная экономика и политический плюрализм. В этом смысле идеологическая эпоха закончилась”35. Именно конец этой эпохи открывает путь к становлению постиндустриального об­щества. Таким образом, статьи 1967 года стали важнейшим эле­ментом логической связки между более ранними работами Д.Бел­ла и его последующими книгами, посвященными теории постин­дустриального общества.

1969 год ознаменовался очередным признанием заслуг Д.Бед-ла; он получил предложение переехать в Кембридж и занять ка­федру социологии Гарвардского университета, ранее возглавляв-
35 Bell D. The End of Ideology. On the Exhaustion of Political Ideas in the Fifties. Cambridge (Ma.), 1960. P. 402-403.
шуюся Т.Парсонсом, одним из наиболее известных американских обществоведов нашего столетия. Годы работы в Гарвардском университете принесли Д. Беллу не только широкую известность, но и многие престижные премии и награды, в том числе премию им. Толкотта Парсонса Американской академии гуманитарных и точных наук (1992) и премию Американской социологической ассоциации за “исключительный вклад в развитие науки”. Рабо­тая здесь, он выпустил две наиболее знаменитые свои книги — “Грядущее постиндустриальное общество” (1973) и “Культур­ные противоречия капитализма” (1976), которые вошли в спи­сок ста книг, оказавших наибольшее влияние на формирование интеллектуального климата западных обществ в XX столетии.

Конец 60-х и начало 70-х годов принесли Д.Беллу самые впе­чатляющие результаты исследований по проблемам постиндустриализма. В это время были сформулированы фактически все основные положения, определившие структуру основной его ра­боты; между тем эти годы стали также периодом активной поле­мики Д. Белла с целым рядом исследователей, которые так или иначе оспаривали его теоретический приоритет в разработке проблем постиндустриализма. Весьма характерно, например, что, в отличие от 1964 года, когда текст неопубликованного доклада Д.Белла цитировался в научной литературе даже более активно,, чем изданные значительными тиражами работы многих других американских социологов, к началу 70-х годов упоминания его исследований стали весьма редкими. Особенно активной оказа­лась полемика в области терминологии, где свой приоритет Д.Белд считал особенно принципиальным. В 1971 году ему пришлось выступить со специальной обширной статьей в журнале “Survey”, где история становления идеи постиндустриального общества была подробно прослежена на протяжении всего XX столетия; особое внимание автор уделил тому, что использование в 1958 году по­нятия “постиндустриальное общество” Д.Рисманом не может вос­приниматься как первый случай его применения, поскольку со­ответствующий контекст неоспоримо свидетельствует о совер­шенно иной логической нагрузке данного термина36.
36 См.: Bell D. The Post-Industrial Society: The Evolution of an Idea // Survey. Vol. 16. 1971. No 1. P. 167, note.
Однако и это не сняло проблемы. Несмотря на то, что при­оритет Д.Белла в терминологической области перестал прямо оспариваться в научной литературе, внимание к его работам ос­тавалось весьма низким и в определенной мере вызывающим. Хотя во второй половине 60-х годов представители практически любо­го из идеологических течений — от консерватора У.Ростоу37 и умеренного либерала К.Томинаги38 до придерживавшегося явно социалистической ориентации А.Турена39 и чешского марксиста Р.Рихты40 — стремились внести свой вклад в становление новой концепции, далеко не все считали необходимым отметить роль Д.Белда в ее разработке. В своей книге “Постиндустриальное общество”, изданной в 1969 году, А.Турен не сделал на публика­ции Д.Белда ни одной ссылки, несмотря на то, что оба автора не только знали о научных работах друг друга, но и были лично знакомы; в 1971 году У.Кунс в книге, названной “Пророки пост-индустриадизма”41, также не упомянул ни одной его статьи; на­конец, в 1973 году Б.Кляйнберг, автор получившей широкий ре­зонанс работы “Американское общество в постиндустриальную эпоху”42, отметил среди научных трудов Д.Белда лишь его книгу “Конец идеологии”.

Мы не стали бы останавливаться на этих вопросах столь под­робно, если бы не считали, что именно обстановка в научных кругах начала 70-х годов самым серьезным образом повлияла на структуру наиболее известной работы Д.Бедда — его знамени­той книги “Грядущее постиндустриальное общество”. Достаточ­но сравнить ее с “Концом идеологии”, чтобы увидеть, насколько различно их построение. Если “Конец идеологии” фактически
37.См.: Rostow W.W. Politics and the Stages of Growth. Cambridge, 1971.

38 См.: Tominaga К. Post-Industrial Society and Cultural Diversity // Survey. Vol. 16. 1971. No 1. P. 68-77.

39 См.: Touraine A. La societe post-industrielle. P., 1969.

40 Книга Р.Рихты и его соавторов была издана в Чехословакии и там же переведена на английский язык (см.: RichtaR. (Ed.) Civilization at the Crossroads. 1968. Printed in Czechoslovakia, distributed in the US by International Arts and Science Press, White Plains, N.Y., 1969). Подробнее о ней и ее авторе см.: Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. N.Y., 1976. P. 105-112.

41.См.: Kuhns W. The Post-Industrial Prophets. N.Y., 1971.

42 См.: Kleinberg В. American Society in the Post-Industrial Age. Columbus (Oh.), 1973.
представляет собой набор очерков, в каждом из которых рас­сматривается определенная злободневная проблема, то “Гряду­щее постиндустриальное общество” — это законченное теорети­ческое произведение, в котором проблема постиндустриадизма рассматривается во всех ее проявлениях: от анализа истоков кон­цепции до изучения политических и культурных процессов, со­провождающих становление нового общества. Именно поэтому главная книга Д.Бедла, в которой содержатся все основные поло­жения созданной им концепции, расположенные в том порядке и сформулированные таким образом, что работа, в целом почти неуязвимая для критики, стада самодостаточным явлением соци­ологии XX столетия. Это, в свою очередь, обеспечило ей гранди­озный успех и сделало все дальнейшие дискуссии о заслугах ее автора в деде разработки соответствующих проблем совершенно излишними.
“ГРЯДУЩЕЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО” (1973)

Российский читатель с досадным опозданием знакомится со зна­менитой книгой Д.Бедла. За первые десять лет после ее выхода в свет она была вторично издана в США в 1976 году, вышла в Великобритании, а также была переведена на французский, не­мецкий, датский, испанский, португальский и японский языки.

Структуру книги можно считать оптимальной для исследова­ний подобного типа. Предваряя основной текст обширным Вве­дением, занимающим примерно десятую часть всего объема ра­боты, автор подводит итоги в специальном Эпилоге (разделе “Coda”), составляющем почти треть книги. Основной текст раз­делен на шесть глав; в первой из них читателю предлагается ис­торический обзор социологических концепций, обосновывающий гипотезу автора; остальные пять отражают последовательное дви­жение исследователя от наиболее важных и фундаментальных при­знаков постиндустриального общества к более поверхностным чертам его хозяйственной и политической структур. В этом ряду Д.Бедд рассматривает становление сервисной экономики, фор­мирование класса носителей знания, изменения образовательной структуры общества, новые тенденции в организации современной корпорации, возникающие элементы социального планиро­вания и прогнозирования, а также останавливается на полити­ческой структуре постиндустриального общества и природе гос­подствующего в нем технократического класса. Между тем нельзя не отметить, что внутри каждой из глав причудливо сочетаются глубокие теоретические положения и множество фактических данных; такая подача материала обусловлена, на наш взгляд, тем состоянием, в котором пребывала социологическая теория в пер­вой половине 70-х годов, когда исследователи, с одной стороны, активно стремились выдвинуть новые оригинальные концепции и, с другой, не могли пройти мимо подробного описания тенден­ций в экономической, социальной и культурной сферах, оказы­вавших наибольшее воздействие на интеллектуальный климат эпохи.

Рассматривая созданную Д.Бедлом теорию постиндустриаль­ного общества, следует в первую очередь остановиться на его под­ходе к определению самого этого понятия. Дав своей книге подза­головок “Опыт социального прогнозирования”, автор тем самым фактически сформулировал основную задачу исследования: опре­деление тех трендов, которые будут доминировать в условиях но­вого социального порядка. Как следствие, его анализ оказался со­средоточен на основных процессах, так иди иначе воплощающих в себе наиболее фундаментальные сдвиги в общественной жизни, и, в то же время, настоятельно требовал центральной парадигмы, дающей возможность в едином ключе рассматривать все эти про­цессы. Поэтому определение постиндустриального общества, сфор­мулированное Д.Бедлом, отмечено некоторой двойственностью: оно трактуется как в качестве некоей объективной реальности, вопло­щающей в себе результаты происходящих сегодня изменений, так и в виде определенной логической конструкции, помогающей ос­мыслить современную реальность.

Этот второй аспект подчеркивается Д.Беддом гораздо резче, чем первый, но, как мы полагаем, это, скорее, дань традиции, имевшей место в социологии, современной автору, нежели цент­ральный элемент его теории. Отмечая, что “концепция постин­дустриализма служит попыткой обозначить перемены в социаль­ной структурен и что “идея постиндустриального общества, равно как и идея индустриального общества, иди капитализма, имеет значение лишь в качестве концептуальной схемы”, он тем не ме­нее указывает, что понятие данного общества “определяет еди­ную сумму проблем, с которыми придется столкнуться обществам, становящимся постиндустриальными (курсив мой. — В.И.)”*43. Таким образом, нетрудно заметить, что автор одинаково легко, в одном и том же отрывке, применяет понятие постиндустриализ­ма как к научной концепции, так и к обществу, способному стать постиндустриальным. Весьма характерно, что именно в этом раз­деле своей работы он не только строит свою известную схему соотношения доиндустриального, индустриального и постиндус­триального обществ, но и исследует основные принципы их про­тивопоставления44 .

То, что постиндустриальное общество как логическая конст­рукция занимает в концепции Д.Бедда несколько подчиненное место, видно, на наш взгляд, и из иного обстоятельства. Иссле­дуя на протяжении всей книги различные черты реально фор­мирующегося постиндустриального порядка, автор в Эпилоге вновь неоднократно отмечает, что понятие постиндустриально­го общества - это, скорее, инструмент теоретического анализа, чем обозначение реально существующего социального строя. Он пишет: “Понятие постиндустриального общества является ана­литической конструкцией, а не картиной специфического или конкретного общества. Она есть некая парадигма, социальная схема, выявляющая новые оси социальной организации и стра­тификации в развитом западном обществе”45. И, например, да­лее: “Постиндустриальное общество... является "идеальным ти­пом", построением, составленным социальным аналитиком на основе различных изменений в обществе, которые, сведенные воедино, становятся более иди менее связанными между собой и могут быть противопоставлены другим концепциям”46. Одна­ко здесь же, как и ранее, Д.Белл отмечает, что постиндустри-

* Здесь и далее мы приводим цитаты из книги “Грядущее постиндустри­альное общество” (ВеП D. The Coming of Post-Industrial Society. N.Y., 1976) no:

русскому переводу, составившему настоящее издание (Белл Д. Грядущее пост­индустриальное общество / Перевод с английского под редакцией В.Л.Инозем­цева. М., 1998).

"Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. 155. -)

44 См.: Там же. С. 155-162.

45 Там же. С. 655.

46 Там же. С. 661.
ной корпорации, возникающие элементы социального планиро­вания и прогнозирования, а также останавливается на полити­ческой структуре постиндустриального общества и природе гос­подствующего в нем технократического класса. Между тем нельзя не отметить, что внутри каждой из глав причудливо сочетаются глубокие теоретические положения и множество фактических данных; такая подача материала обусловлена, на наш взгляд, тем состоянием, в котором пребывала социологическая теория в пер­вой половине 70-х годов, когда исследователи, с одной стороны, активно стремились выдвинуть новые оригинальные концепции и, с другой, не могли пройти мимо подробного описания тенден­ций в экономической, социальной и культурной сферах, оказы­вавших наибольшее воздействие на интеллектуальный климат эпохи.

Рассматривая созданную Д.Беддом теорию постиндустриаль­ного общества, следует в первую очередь остановиться на его под­ходе к определению самого этого понятия. Дав своей книге подза­головок “Опыт социального прогнозирования”, автор тем самым фактически сформулировал основную задачу исследования: опре­деление тех трендов, которые будут доминировать в условиях но­вого социального порядка. Как следствие, его анализ оказался со­средоточен на основных процессах, так или иначе воплощающих в себе наиболее фундаментальные сдвиги в общественной жизни, и, в то же время, настоятельно требовал центральной парадигмы, дающей возможность в едином ключе рассматривать все эти про­цессы. Поэтому определение постиндустриального общества, сфор­мулированное Д.Бедлом, отмечено некоторой двойственностью: оно трактуется как в качестве некоей объективной реальности, вопло­щающей в себе результаты происходящих сегодня изменений, так и в виде определенной логической конструкции, помогающей ос­мыслить современную реальность.

Этот второй аспект подчеркивается Д.Беллом гораздо резче, чем первый, но, как мы полагаем, это, скорее, дань традиции, имевшей место в социологии, современной автору, нежели цент­ральный элемент его теории. Отмечая, что “концепция постин­дустриализма служит попыткой обозначить перемены в социаль­ной структуре” и что “идея постиндустриального общества, равно как и идея индустриального общества, иди капитализма, имеет значение лишь в качестве концептуальной схемы”, он тем не ме­нее указывает, что понятие данного общества “определяет еди­ную сумму проблем, с которыми придется столкнуться обществам, становящимся постиндустриальными (курсив мой. — В.И.)”*43. Таким образом, нетрудно заметить, что автор одинаково легко, в одном и том же отрывке, применяет понятие постиндустриадиз-ма как к научной концепции, так и к обществу, способному стать постиндустриальным. Весьма характерно, что именно в этом разделе своей работы он не только строит свою известную схему соотношения доиндустриадьного, индустриального и постиндус­триального обществ, но и исследует основные принципы их про­тивопоставления44 .

То, что постиндустриальное общество как логическая конст­рукция занимает в концепции Д.Белла несколько подчиненное место, видно, на наш взгляд, и из иного обстоятельства. Иссле­дуя на протяжении всей книги различные черты реально фор­мирующегося постиндустриального порядка, автор в Эпилоге вновь неоднократно отмечает, что понятие постиндустриально­го общества - это, скорее, инструмент теоретического анализа, чем обозначение реально существующего социального строя. Он пишет: “Понятие постиндустриального общества является ана­литической конструкцией, а не картиной специфического или конкретного общества. Она есть некая парадигма, социальная схема, выявляющая новые оси социальной организации и стра­тификации в развитом западном обществе”45. И, например, да­лее: “Постиндустриальное общество... является "идеальным ти­пом", построением, составленным социальным аналитиком на основе различных изменений в обществе, которые, сведенные, воедино, становятся более иди менее связанными между собой и могут быть противопоставлены другим концепциям”46. Однако здесь же, как и ранее, Д.Белл отмечает, что постиндустри-
* Здесь и далее мы приводим цитаты из книги “Грядущее постиндустри­альное общество” (BellD. The Coming of Post-Industrial Society. N.Y., 1976)
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51


написать администратору сайта