Д. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество. Грядущее постиндустриальное
Скачать 5.69 Mb.
|
nos-русскому переводу, составившему настоящее издание (Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество / Перевод с английского под редакцией В.Л.Иноземцева. М., 1998). 43 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. 155. •' 44 См.: Там же. С. 155-162. 45 Там же. С. 655. 46 Там же. С. 661. адьное общество представляет собой некую существующую реально данность, пусть даже она и не может быть поставлена в один ряд с отдельными типами существующих сегодня обществ. “Общественные структуры не изменяются в одночасье, и иногда для того, чтобы революция полностью завершилась, требуется целое столетие. Любое конкретное общество представляет собой сочетание многих различных социальных форм — отдельных экономических укладов, разных политических структур и т.п., — и именно поэтому необходим многогранный подход, способный рассмотреть общество с различных точек зрения, применить различные аналитические схемы. В качестве социальной системы постиндустриальное общество не приходит "на смену" капитализму иди социализму, но, подобно бюрократизации, пронизывает оба этих социальных типа”47. Таким образом, мы полагаем, что подчеркивание концептуального характера идеи постиндустриального общества может рассмариваться в теории Д.Белла скорее как средство обозначить незавершенность реального процесса становления нового социального порядка и тем самым предвосхитить возможные критические замечания, которые, несомненно, возникли бы в том случае, если бы постиндустриадизм рассматривался либо как некое общество, идущее на смену одной из двух полярных социальных систем, либо как результат их конвергенции. Представление же постиндустриального строя в виде реально формирующегося и по некоторым признакам уже существующего общества прослеживается в работе гораздо более отчетливо. Начиная с первой главы, Д.Белл знакомит нас со своим пониманием фундаментального отличия постиндустриального общества от доиндустриального и индустриального. Уже здесь нельзя не отметить момента, качественно отличающего его представления от идей большинства современников: автор ставит во главу угла место человека в различных идеальных типах общества. Хотя он, безусловно, видит и показывает различия и типов технологий, доминирующих в доиндустриадьном, индустриальном и постиндустриальном обществах, и базовых принципов организации этих социальных систем, основное его внимание сосредоточено на 41 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. 655—656. отношении человека к окружающему миру и другим людям. Именно противопоставление трех этих типов общества как воплощений “взаимодействия человека с природой”, “взаимодействия человека с преобразованной природой” и “игры между людьми” следует рассматривать в качестве важнейшего теоретического достижения автора. Это положение, неоднократно повторенное им в других работах48 даже в более четкой форме, нежели в “Грядущем постиндустриальном обществе”, стало фундаментом новой социальной теории. Остановимся более подробно на этом основополагающем тезисе Д.Бедда и постараемся взглянуть на него, имея в виду два следующих методологических обстоятельства. С одной стороны, очевидно, что автор рассматривает историю как последовательную смену трех эпох, причем одна из них — индустриальная — оказывается в его анализе центральной. Этот методологический прием в определенной мере повторяет знаменитый подход К.Маркса к оценке экономической общественной формации49, но по своему воплощению гораздо более совершенен, поскольку, в отличие от марксистской теории, мы не наблюдаем здесь, в частности, до некоторой степени шаблонного использования диалектического принципа для описания основных свойств будущего социального состояния. Например, К.Маркс и его последователи считают, что в грядущем коммунистическом обществе будут преодолены частная собственность, товарное производство и эксплуатация, причем утверждение это базируется на констатации того факта, что данные явления отсутствовали в рамках первичной общественной формации. Д.Белл теоретизирует иначе: он прямо указывает на то, что определенные ряды признаков, по которым различаются доиндустриадьное, индустриальное и постиндустриальное общества, — такие, например, как переход от сырья и энергии как основного производственного ресурса к информации; движение от непосредственного восприятия через эмпиризм 48 См.: Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1978. P. 148, note. 49 См.: Иноземцев В.Л. К теории постэкономической общественной формации. М., 1995. С. 96—154; Иноземцев В.Л. Теория общественного развития основоположников марксизма и проблемы политической экономии в широком смысле слова // Иноземцев В.Л. За десять лет. М., 1998. С. 3—23. и экспериментаторство к абстрактному теоретическому знанию и т.д. — являются не “зацикленными”, а “открытыми в будущее”, и это гораздо более четко, нежели в рамках марксистской теории, подчеркивает поступательность процесса становления нового общества. При этом триадичный характер построения концептуальной схемы Д.Белла используется, скорее, для того, чтобы найти некую исходную точку (которой является для него теоретический анализ индустриального строя), позволяющую более субординированным образом исследовать основные признаки и свойства как предшествующей ему, так и следующей за ним исторических эпох. С другой стороны, обращает на себя внимание то, что определения доиндустриадьного и индустриального обществ, данные в этом ключе, радикально отличаются от трактовки постиндустриального строя. Здесь также можно отметить значительное сходство подходов Д.Белла и К.Маркса, причем в этом смысле оно гораздо менее поверхностно и случайно, нежели в указанном выше. Хорошо известно, что марксистской концепции было присуще неискоренимое противоречие между стремлением классиков марксизма создать хронологический ряд однопорядковых исторических эпох и устойчивым их желанием представить коммунистическую перспективу в качестве такого социального состояния, которое может быть противопоставлено всей предшествующей истории. Мы находим в работах К.Маркса как глубокий анализ основ первичной и вторичной общественных формаций50, которому предпослана оценка экономической эпохи51, так и знаменитое утверждение, противопоставляющее коммунизм всем предшествующим периодам развития цивилизации как “царство свободы” “царству необходимости”52. Такая неоднозначность позиции обусловлена как приверженностью основоположников марксизма коммунистическому мировоззрению, так и объективной невозможностью адекватно оценить будущее — в противоположность прошлому и настоящему. В концепции Д.Белла нельзя не видеть до известной степени воспроизведения этих моментов, хотя, разумеется, обоснование триадичного характера развития. общества и возможности адекватного противопоставления пост- 50 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 19. С. 413-419. 51 См.: Там же. Т. 13. С. 7-8. 52 См.: Там же. Т. 25. Ч. П. С. 386-387. индустриального общества доиндустриальному и индустриальному представляется гораздо более взвешенным и развернутым. Это — принципиальная позиция Д.Белла: достаточно обратить внимание на то, что он последовательно говорит о доиндустриадьном, индустриальном и постиндустриальном обществах, в то время как в работах К.Маркса нельзя обнаружить понятий доэкономической иди постэкономической общественных формаций. Вместе с тем, определяя постиндустриальное общество в качестве “игры между людьми”, Д.Белл, пусть даже вопреки желанию, подчеркивает отличие нового социального порядка от всех ему предшествовавших, которое отмечает и К.Маркс в своей теории коммунизма. Нельзя не отметить в то же время, что и до появления книги Д.Белла53, и позже54 многие известные западные футурологи, анализировавшие происходящие в обществе перемены, называли становление нового (постиндустриального, информационного) строя наиболее значительной социальной революцией В истории человечества. Останавливаясь на определении Д.Беллом доиндустриадьного, индустриального и постиндустриального обществ, которое является важнейшей структурной частью его концепции, следует обратить внимание на несколько существенных деталей. Какими, во-первых, видятся автору основные признаки того иди иного социального порядка? Здесь, как ни в каком другом случае, мы обнаруживаем тот “технократический” подход, за который работа Д.Белла была подвергнута критике советскими марксистами, но который, тем не менее, представлял собою значительный шаг вперед по сравнению со спекулятивными рассуждениями самих критиков. Доиндустриальное общество определяется прежде всего как такой социальный порядок, который основан на примитивных производственных формах, развивающихся прежде всего в отраслях, обеспечивающих добычу и первичную обработку ресурсов, наиболее пригодных для удовлетворения самых настоятельных потребностей. Труд в этом случае фактически является неквалифицированным, развитие способностей человека обусловлено в первую очередь сдожив- 53 См.: Kahn H., Brown W., Martell L. The Next 200 Years. A Scenario for America and the World. N.Y., 1976. P. 22. 54 См.: Servan-SchreiberJ.J. Le defi mondiale. P., 1980. P. 374. шимися традициями, и люди остаются неразрывно связаны с прошлым. Таким образом, автор живописует традиционное общество, отличающееся весьма слабой степенью своего динамизма. Индустриальный строй знаменует собой радикальный разрыв с такой традиционностью и становится важнейшим условием становления постиндустриальной системы. В его рамках добыча природных ресурсов (extracting) сменяется производством (manufacturing) заранее определенных продуктов; констатируется возрастающая квалификация работника; основным производственным ресурсом становится энергия; человек оказывается способным делать определенные локальные технологические и хозяйственные прогнозы; особенно следует отметить, что именно для характеристики этого состояния Д.Белл начинает использовать понятие “экономический”, хотя ранее он говорил лишь о тех проблемах, которые ставила перед людьми ограниченность земель и иных материальных ресурсов55. И, наконец, постиндустриальное общество противопоставляется автором индустриальному в качестве такого, где производство (manufacturing) как дискретный и постоянно возобновляющийся процесс сменяется непрерывным воздействием на окружающую среду (processing), где каждая сфера человеческой деятельности оказывается тесно связана со всеми другими. В этих условиях основным ресурсом становится информация, приоритет переходит от полуквалифицированных работников к инженерам и ученым, дальнейшее совершенствование знаний человека о мире происходит в первую очередь на базе применения абстрактных моделей и системного анализа, центральное значение приобретает кодификация теоретического знания, а важнейшей задачей ученых становится перспективное прогнозирование хозяйственных и социальных процессов. Таким образом, автор рисует картину комплексного и открытого в будущее общества. Д.Бедд пишет: “Понятие "постиндустриальное" противопоставляется понятиям "доиндустриальное" и "индустриальное". Доиндустриадьный сектор является, в основном, добывающим, он базируется на сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, рыболовстве, заготовке леса и других ресурсов, вплоть до 55 См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. 158. природного газа иди нефти. Индустриальный сектор носит прежде всего производящий характер, он использует энергию и машинную технологию для изготовления товаров. Постиндустриальный является обрабатывающим, и здесь обмен информацией и знаниями происходит в основном при помощи телекоммуникации и компьютеров”56. Как, во-вторых, подходит Д.Белл к вопросу о характере перехода от одного типа обществ к другому? Он четко противопоставляет постиндустриальное и индустриальное общества как теоретические принципы. “В теоретическом аспекте, —отмечает он, — постиндустриальное общество принципиально отличается от доиндустриадьного и индустриального. Как теоретический принцип, идея индустриализма не возникла из аграрного способа производства. В равной степени, стратегическая роль теоретического знания как нового базиса технологического развития или роль информации в преобразовании социальных процессов никак не связаны с ролью энергии в создании промышленного или производящего общества. Короче говоря, это аналитически независимые принципы”57. Между тем, Д.Белл не считает необходимым столь же четко разводить их хронологически; это вполне соответствует подходу, распространившемуся еще в 50-е годы и ставшему в 60-е общепризнанным элементом западной социологической доктрины. Еще Р.Арон указывал, что “легко дать абстрактное определение каждой формы социума, но трудно обнаружить его конкретные пределы и выяснить, является ли то или иное общество архаическим иди индустриальным”58. Д.Белл исходит из аналогичной позиции, признавая: “Было бы безрассудно пытаться точно датировать социальные процессы (с помощью каких критериев можно определить, когда капитализм сменил феодализм, хотя бы в экономической сфере?), но наше представление о времени... вынуждает нас искать какие-то символические точки, которые могли бы ознаменовать возникновение нового понимания общества”59. 56 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. L. 57 Там же. С. CL-CLI. 58 Aron R. The Industrial Society. Three Lectures on Ideology and Development. N.-Y. - Wash., 1967. P. 97. 59 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. 465. В этом смысле позиция Д.Белла базируется на двух моментах, и на них следует остановиться. С одной стороны, он предпочитает рассматривать становление постиндустриального общества через призму поступательно развивающихся процессов, которые в равной мере можно трактовать и как модификацию самого социума, и как совершенствование теоретических представлений о нем. Так, он акцентирует внимание прежде всего на таких основных признаках технократической эры, как рациональность, планирование и предвидение, отмечая, что одним из важнейших признаков постиндустриального общества становится “разительное изменение в моральном настрое — новая "ориентация на-будущее", распространившаяся во всех странах и социальных системах”60. Таким образом, Д.Белл предпочитает определять процесс формирования постиндустриального общества не только через исследование хозяйственных процессов, но не в последнюю очередь и через возникновение новых тенденций в социальной и духовной сферах. С другой стороны, он стремится максимально четко указать на то, что новые тенденции не предполагают в качестве своего непосредственного результата разрушение прежних экономических и социальных форм. В Предисловии к изданию 1976 года он пишет: “Постиндустриальное общество... не замещает индустриальное, так же как индустриальное общество не ликвидирует аграрный сектор экономики. Подобно тому, как на древние фрески в последующие эпохи наносятся новые и новые изображения, более поздние общественные явления накладываются на предыдущие сдои, стирая некоторые черты и наращивая ткань общества как единого целого”61. Этот же тезис неоднократно и со все большей определенностью повторяется Д.Беллом и в более поздних его работах. Например, в “Культурных противоречиях капитализма” он также отмечает, что “постиндустриальное общество не может заместить (displace) индустриальное, и даже аграрное... оно только добавляет к ним новое измерение”62; а в конце 80-х подчеркивает, что постиндустриальное общество есть “со- 60 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. 468. 61 Там же. С. CLIV. 62.Bell.D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1978. P. 198, note. вокупность новых принципов социально-экономической организации и новый тип жизни, приходящий взамен индустриальной системы так же, как она пришла на смену аграрной... Это не должно означать прекращения производства материальных благ. Постиндустриальные тенденции не замещают предшествующие общественные формы как "стадии" общественной эволюции. Они часто сосуществуют, углубляя комплексность общества и природу социальной структуры”63. Эти примеры демонстрируют, на наш взгляд, взвешенность подхода Д.Белла к проблеме социальной эволюции, знаменующего собой одно из наиболее значительных достижений западной социологической мысли в 70-е годы. В-третьих, Д.Белл весьма реалистично решает проблему многовариантности развития на этапе становления постиндустриального общества, полагая, что не существует возможности строгого движения по одной определенной траектории прогресса и пути перехода к постиндустриальному обществу могут быть существенно различными для разных народов, составляющих цивилизацию64. Тем самым он не поддерживает ни концепцию “конвергенции”, весьма широко распространенную в 70-е годы, ни идею однозначного превосходства какой-либо определенной модели, принятой в одной из развитых индустриальных стран. Это обосновывается автором посредством важнейшего тезиса, согласно которому новое общество, как правило, не рождается из основных противоречий предшествующего. Полемизируя с линейной теорией прогресса К.Маркса, настаивающей на последовательной смене отдельных способов производства, Д.Белл пишет: “Буржуазное общество, зародившееся в XIII веке, сложилось из ремесленников, купцов и свободных профессионалов, чья собственность состоит в их квалификации иди их готовности идти на риск и чьи земные ценности совершенно несовместимы с уходящей театральностью рыцарского стиля жизни... оно зародилось вне феодальной землевладельческой структуры, в свободных 63 Bell D. The Third Technological Revolution and its Possible Socio-Economic Consequences // Dissent. Vol. XXXVI. No 2. Spring 1989. P. 167. 64 См.: Bei! D. The Winding Passage. Sociological Essays and Journeys 1960-1980. Cambridge (Mass.), 1980. P. XV. общинах или городах, которые к тому времени уже освободились от вассальной зависимости. И эти маленькие самоуправляющиеся общины стали основой европейского торгового и индустриального общества”65. По аналогии автор полагает, что постиндустриальное общество не вырастает из наиболее острых противоречий индустриализма, а возникает вместе с появлением новых структур, скорее не антииндустриалистских, а неиндустриалист-ских. Важнейшей из них является научная общность, в силу чего можно утверждать, что “корни постиндустриального общества лежат в беспрецедентном влиянии науки на производство”", ставшем особенно очевидным во второй половине* XX века. Между тем потенциал научного прогресса и способы его реализации весьма разнообразны, что и обусловливает отсутствие некоего четко очерченного пути становления постиндустриального строя и допускает существенные отличия этого процесса, прослеживающиеся от страны к стране. Рассмотрев, таким образом, основные подходы Д.Белла к методологическим проблемам анализа социальной динамики, можно обратиться к наиболее характерным признакам постиндустриального строя, какими они видятся автору. Не считая необходимым пересказывать основные положения его книги, остановимся на четырех главных чертах нового общественного состояния, характеризующих его соответственно с хозяйственной, социальной, культурной и политической сторон. Важнейшей экономической приметой постиндустриального строя Д.Белл считает экспансию производства услуг и информации. Этой проблеме посвящена вся вторая глава, и здесь мы касаемся лишь того ее аспекта, который связан с необходимостью инкорпорировать в концепцию постиндустриализма реальных тенденций, весьма заметных в американской экономике послевоенного периода. Не станем останавливаться на подробных статистических данных, обильно приводимых в тексте, рассмотрим лишь логику анализа сервисной экономики, а также оценку Д.Беллом смежных проблем, играющих роль тех “мостиков”, которые открывают путь к пониманию многих описанных в книге явлений. 65 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. 504. 66 Там же. С. 505. Методологической основой этого анализа выступает трехсекторная модель, предложенная в 40-х годах К.Кларком, аналитически разделившим все народное хозяйство на три сектора, в первый из которых вошли добывающие отрасли и сельское хозяйство, во второй — отрасли обрабатывающей промышленности и строительство, а в третий — разнообразные услуги. Если до второй мировой войны в экономике США наблюдалось относительно равномерное распределение занятых среди этих трех секторов, то уже в первое послевоенное десятилетие резкий рост занятости в сфере услуг стад очевиден. С одной стороны, во всех без исключения отраслях хозяйства выросла доля “белых воротничков” — квалифицированных работников, непосредственно не связанных с физическим трудом. С другой, удельный вес работников, занятых в различных подотраслях сферы услуг, также резко повысился и превзошел 50% общей занятости в народном хозяйстве. Фактически именно эти тенденции и привели к тому, что исторически первым определением постиндустриального общества стало провозглашение его как общества услуг. С хозяйственной точки зрения, по словам Д.Белла, “первой и простейшей характеристикой постиндустриального общества является то, что большая часть рабочей силы уже не занята в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности, а сосредоточена в сфере услуг, к которой относятся торговля, финансы, транспорт, здравоохранение, индустрия развлечений, а также сферы науки, образования и управления”67. Данный сдвиг имеет, по мнению Д.Белла, столь важное значение, что он считает возможным дополнить трехсекторную экономическую модель К.Кларка еще двумя секторами, названными им соответственно четвертичным (quaternary) и пятеричным (quinary). Вполне понятно, что оба они вычленяются в рамках того единого подразделения, каким ранее представлялся третичный сектор по К.Кларку; в результате собственно третичный сектор сокращается в схеме Д.Белла до таких отраслей, как транспорт и коммунальное хозяйство, тогда как к четвертичному относятся торговля, финансовые услуги, страхование и операции с недвижимостью, а к пятеричному — здравоохранение, образование, научные исследования, индустрия отдыха и сфера государственного управления68. 67 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. 18. 68 См.: |