Д. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество. Грядущее постиндустриальное
Скачать 5.69 Mb.
|
Там же. С. СШ. так и негативном) марксистской теории, что дает возможность более полного “погружения” в процесс формирования основ постиндустриальной методологии. В замечаниях Д.Бедла прослеживаются дополнительные аргументы в пользу его подхода, которые не встречались в предшествующих текстах. Так, анализируя теорию постиндустриального общества как методологический инструмент социологического исследования, он пишет: “Марксистская концепция была основана на представлении, что базисом общества является способ производства, который в конечном счете определяет характер других социальных измерений — политического, правового, культурного. В этой связи возникает гносеологический вопрос, а именно: является ли способ производства элементом общества иди концептуальной призмой, через которую оно рассматривается?.. Суть [этого] методологического различия состоит в том, что утверждения о материальной природе способа производства могут быть правильными или ложными, а рассмотрение через концептуальную призму — полезным иди бесполезным”, и продолжает: “Я считаю, что марксистское толкование способа производства является концептуальной призмой, равно как и предложенная М.Вебером система способов господства (патриархального, патримониального, рационально-правового), которые исторически сосуществуют, как сдои текста на древней рукописи; поэтому речь идет о полезности, а не об истинности”122. В контексте полемики со сторонниками марксизма Д.Бедд отмечает также, что “анализ изменений, которые с течением времени претерпевает способ производства, показывает, что между этими двумя категориями [общественными отношениями и технологией] нет ярко выраженной иди последовательной связи”123 И здесь же он акцентирует внимание российского читателя на том, что не относится к технологическим детерминистам, добавляя: “(в том смысле, в каком К.Маркс был экономическим детерминистом ) ”124. Таким образом, из анализа работ Д.Белла, вышедших в свет после публикации “Культурных противоречий капитализма”, вид- 122 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. XCVII. 123 Там же. С. ХС VIII. 124.Там же.С.ХСЛХ. но, что его концепция постиндустриального общества является столь комплексной и самодостаточной, что и спустя тридцать дет, отмеченных не только развитием личности самого автора, но и радикальными социальными сдвигами в современном мире, ни один из ее фундаментальных элементов не нуждается в серьезном переосмыслении. Мы полагаем, что мало кто ещё из социологов способен сказать нечто подобное об основах созданной им теории. РЕАКЦИЯ НА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНУЮ ТЕОРИЮ Выход в свет фундаментальных работ Д.Белла, и в первую очередь “Грядущего постиндустриального общества”, не только сделал его одним из наиболее известных социологов, но и вполне естественным образом поместил предложенную концепцию в центр научных и идеологических споров. В научном мире постиндустриальная концепция была встречена неоднозначно, однако нельзя не отметить, что сама ее критика свидетельствует о редкой внутренней стройности предложенной доктрины. По сути дела, в течение двадцати пяти лет, прошедших со дня публикации основных трудов Д.Белла, в серьезной социологической литературе не появилось работ, авторы которых смогли бы основать свою критику на анализе содержащихся в этих трудах внутренних противоречий. Отмеченные нами выше идеи трех технологических революций, не вполне согласующиеся с общей канвой концепции, — это, пожалуй, наиболее серьезный момент, к которому могут быть обращены претензии подобного рода. Среди оппонентов Д.Белла можно выделить три группы. Первая — наиболее лояльная. Речь идет об исследователях, выступающих против обозначения формирующегося общества как постиндустриального прежде всего из-за несовершенства терминологии. Они считают возможным характеризовать современное общество неким центральным признаком, определяющим социальную структуру. Исторически данное направление возникло как концепция “информационного общества”, однако это понятие, хотя и распространилось достаточно широко, также подверглось критике, причем в первую очередь со стороны тех, кто подчеркивал различие между информацией и знаниями как факторами производства и условиями социального прогресса125 В 80-е годы была предложена концепция технотронного общества, которая не подучила широкого распространения как по причине разительного внутреннего сходства с постиндустриальной теорией, так и ввиду чрезмерных акцентов на технологические факторы прогресса. Попытки развивать это направление приведи лишь к тому, что определения становились все более расплывчатыми и не характеризовали формирующийся социальный порядок сколь-либо однозначно. Трактовка будущего общества как “организованного (organized)”126, “конвенционального (conventional)”127 или “программируемого (programmee)”128 не обеспечивает выделения того комплекса основных принципов и отношений, который может быть признан центральным для становления и развития социальной структуры. О перспективности такого подхода говорит и то, что предлагаемые в его рамках определения все чаще принимают предельно общий характер; так, начинают говорить об “активном (active)”129 и даже “хорошем (good)”130 обществе. В этом контексте вполне показательно признание О.Тоффлера, охарактеризовавшего современную эпоху в качестве “третьей волны” в развитии цивилизации, что все ранее предложенные определения будущего общества нельзя считать удачными131. Таким образом, представители этой группы оппонентов Д.Белла пытаются найти иное терминологическое обозначение будущего общества, но остаются весьма близки постиндустриалистам в главных концептуальных положениях. В силу этого взаимные критические замечания отличаются высокой степенью корректности. 125.Подробнее см.: Stehr N. Knowledge Societies. Thousand Oaks - L., 1994. P. 5-18. 126 См.: Crook S., et al. Postmodemisation. Change in Advanced Society. Newbury Park - L., 1993. P. 15-16. 127 См.: Pakulski ]., Waters M. The Death of Class. Thousand Oaks - L., 1996. P.154. 128 См.: Tourain A. Critique de la modernite. P., 1992. P. 312-322. 129 См.: Elzioni A. The Active Society. N.Y., 1968. 130 См.: Bettab R., et al. Good Society. N.Y., 1985; Calbraith J.K. The Good Society: The Human Agenda. Boston - N.Y., 1996; Etzioni Л. The New Golden Rule. N.Y., 1997. P. 25-28. 131 См.: Toffler A. The Third Wave. N.Y., 1980. P. 9. Вторая группа представлена направлением, в 80-е годы противостоявшим постиндустриальной теории в рамках западной социологии. Сторонники концепции постмодернити (а именно о них идет речь) претендовали даже на более широкие и глобальные теоретические обобщения, нежели постиндустриалисты. Постмодернизм возник как направление, ориентированное на исследование социальной жизни с позиций культурологии, и получил широкое распространение, когда сфера культуры, из которой он объективно вышел, заявила о своих претензиях не только на особое, но и на доминирующее положение среди остальных социальных сфер. Несмотря на обусловленность культурологическими построениями, постмодернизм нельзя считать только ими порожденным. Само понятие “постмодернизм” появилось фактически одновременно в культурологических и социологических работах. В 1934 году, когда Федерико де Ониз впервые использовал термин “post-modemismo”132, историки и социологи были вполне готовы к тому, чтобы воспринять всю современную эпоху как post-modern период. Всего через пять лет А.Тойнби обозначил таким образом этап, открытый окончанием первой мировой войны, а в 1946 году отодвинул его границы далее в XIX век, назвав переломным моментом середину 70-х годов прошлого столетия133. В послевоенные годы изучение постмодернистских традиций в литературе и искусстве также шло параллельно с расширявшимся использованием этого понятия философами и социологами; наиболее известные культурологические статьи Л.Фиддера и Л.Мейера134, работы И.Хассана и К.Дженкса135, посвященные развитию постмодернистских тенденций в искусстве и архитектуре, не говоря уже 132 См.: Rose М.А. The Post-Modern and the Post-Industrial. Cambridge, 1991. P.171. 133 См.: Ibid. P. 9. . 134 См.: Fiedler L. Cross the Boarder - Close the Gap: Post-Modemism // Cunliffe M. (Ed.) American Literature Since 1900. L., 1975; Meyer L.B. The End of the Renaissance? // Hudson Review. 1963. Vol. XVI. 135 См.: Hassan I. The Literature of Silence. N.Y., 1967; Hassan I. The Dismemberment of Orpheus: Toward a Postmodern Literature. N.Y., 1971; Jencks Ch. Modern Movements in Architecture. Harmondsworth, 1973; Jencks Ch. Post-Modernism: the New Classicism in Art and Architecture, L., 1987. о трудах Ж.-Ф.Лиотара и Ж.Бодрийяра136, заложивших основы постмодернистской психологии, теории языка и других символов, появились на свет даже несколько позже, чем А.Тойнби стад активно использовать понятие постмодернити в своих исторических исследованиях, а Ч.Райт Миллс и П.Дракер определили формирующийся порядок как post-modem137. Постмодернизм стад естественной реакцией представителей разных направлений общественных наук и различных сфер искусства на возросшую комплексность социума, выделение в котором неких узких форм человеческой деятельности более не казалось целесообразным. Между тем идея модернити не имела четкой хронологической определенности и не могла стать альтернативой концепции индустриального общества. Само понятие modernus стадо использоваться для обозначения эпохи, современной авторам, когда христианский мир был впервые противопоставлен языческим обществам138 как anticuus139. В XVII—XVIII веках под модернити стали понимать общества, в которых воплотились идеалы эпохи Просвещения. В этом случае оказалось, что эпоха модернити охватывает все развитие западных стран начиная с середины XVIII140 (иногда считают, что с конца XVII141 и даже с последней четверти XV142) века. Таким образом, термин, изначально не имевший хронологической определенности, стад применяться для обозначения конкретного общественного состояния — буржуазного строя XVIII—XIX веков в его европейском исполнении. Хотя теория постмодернизма основывалась на широком интеллектуальном базисе, при анализе конкретных социальных процессов ее авторы по сути дела оставались учениками постиндуст-риадистов, хотя при этом и критиковали последних за увлечение 136. См.: Lyotard J.-F. Derive a partir de Marx a Freud. P., 1973; Lyo-tard J.-F. La condition postmoderne. P., 1979; Baudrillard J. La Societe de consommation. P., 1970; Baudrillard J. L'Echange simbolique et la mort. P., 1976. 137 См.: Wright Mills С. The Sociological Imagination. Harmondsworth, 1970. P. 184; Drucker P.F. The Landmarks of Tomorrow. N.Y., 1957. P. IX. 138 См.: Turner B.S. Periodization and Politics in the Postmodern // Turner B.S. (Ed.) Theories of Modernity and Postmodemity. L. - Thousand Oaks, 1995. P. 3. 139 См.: Cahnescu M. Five Faces of Modernity. Durban (NC), 1987. P. 13. '•"См.: Smart В. Postmodernity. L. - N.Y., 1996. P. 91. 141 См.: Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge, 1995. P. 1. '"См.: Toynbee A. A Study of History. Vol. VIII. L., 1954. P. 144. технологическим детерминизмом. В результате постмодернистская концепция не принесла ничего существенно нового в анализе социального прогресса, изобразив его в предельно эмоциональных, но неопределенных категориях. Критикуя постиндустриальную теорию, постмодернисты поспешили определить новое общество через максимально резкое его противопоставление предшествующему. По мнению А.Турена, “история модернити представляет собой историю медленного, но непрерывного нарастания разрыва между личностью, обществом и природой”143; при этом он указывает, что наиболее опасны раздеденность социума и активного субъекта144, феномен роста отчужденности человека от общества, становящейся непомерно высокой платой за достижение материального и экономического прогресса. Говоря сегодня о растущей пдюрадистичности общества145, многовариантности современного прогресса146, уходе от массового социального действия, об изменившихся мотивах и стимулах человека147, его новых ценностных ориентаци-ях и нормах поведения148 как о важнейших характерных чертах складывающегося общества, сторонники постмодернизма уделяют излишнее, на наш взгляд, внимание остающимся довольно-таки поверхностными процессам демассификации и дестандар-тизации'49, преодолению принципов фордизма150 и отходу от форм индустриального производства151. Результатом становится ситуация, когда состояние социума, которое претендует на статус 143 TouraineA. Critique de la modernite. P., 1992. P. 199. 144.См.: Touraine A. Pourrons-nous vivre ensemble? Egaux et differents. P., 1997. P. 36. 145 См.: Heller A., Feher F. The Postmodern Political Condition. Cambridge, 1988. P. 1. 146 См.: Lash S., Urry J. Economies of Signs and Space. L. - Thousand Oaks, 1994. P. 257. 147 См.: Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton, 1990. P. 92-103. 148 См.: Feathers-tone M. Consumer Culture and Post-Modemism. L., 1991. P. 126. 149.См.: Lash S. Postmodernism as Humanism? // Turner B.S. (Ed.) Theories of Modernity and Postmodernity. P. 68 - 69. 150. См.: Lash S. Sociology of Postmodernism. L. - N.Y., 1990. P. 37-38; Castells M. The Informational City: Informational Technology, Economic Restructuring and the Urban-Regional Process. Oxford, 1989. P. 23, 29. 151 См.: КитагК. From Post-Industrial to Post-Modern Society. P. 123. качественно нового, противопоставляется не более чем традиционному капитализму — либо как дезорганизованный152, либо как поздний153 капитализм, — несмотря на то, что в философских дискуссиях такое понимание затушевывается обильной риторикой. Таким образом, методологически эта концепция не несет в себе ничего качественно нового по сравнению с теорией постиндустриального общества. С другой стороны, в рамках постмодернизма оказывается почти невозможным четкое терминологическое определение формирующегося социального состояния. Этот момент тесно связан с условиями формирования самой данной доктрины. Возникнув на волне социальных трансформаций 60-х, постмодернизм стал наиболее понятным (но при этом и наименее удачным) термином, в котором воплотились ощущение быстро меняющегося мира, революционные ожидания того времени и который оказался весьма удобным для многих деятелей культуры, политиков и философов154 . На этом этапе постмодернизм еще не был наукой, какой он стал во второй половине 70-х, когда основы нового миропорядка были уже заложены, а социальные и экономические тенденции успешно объяснены в рамках постиндустриальной концепции; сама ситуация как бы предопределяла доктринерский характер нового направления, хотя оно и оставалось обреченным на популярность благодаря своей фразеологии, напоминавшей события переломного периода. По мере того как реальная революционность сходила на нет, революционный и схоластический дух теории оказывался все более явным. Акцентируя внимание на резком ускорении социальных изменений на этапе становления постмодернити, исследователи в то же время не отказывались и от трактовки модернити как эпохи, “отрицающей саму идею общества, разрушающей ее и замещающей ее идеей постоянного социального изменения”155; в результате оказывалось, что не только современное общество следует рассматривать как постсовременное, но и динамизм его обусловлен не меньшим дина- 152 См.: Lash S. Sociology of Postmodernism. P. 18. 153.См.: Jameson F. Postmodernism/or, The Cultural Logic of Late Capitalism. L., 1992 P. XXI. 154 См.: Calinescu M. Five Faces of Modernity. P. 268. 155 Touraine A. Critique de la modernite. P. 281. мизмом, уже присутствовавшим в прошлом. В результате к середине 80-х годов постмодернистская теория пришла в состояние явного упадка и сегодня не может рассматриваться в качестве реальной альтернативы постиндустриализму. Третья группа критиков оказалась самой непримиримой, хотя возражения ее представителей были при этом чрезвычайно поверхностными и идеологизированными. Мы имеем в виду советских марксистов и несколько более подробно остановимся на их возражениях против теории постиндустриального общества. С момента выхода в 1973 году книги Д.Бедла она, а также последующие его работы стали объектом достаточно пристального внимания в СССР. Нельзя не отметить, что Д.Белл всегда внимательно следил как за развитием советской социологической доктрины, так и за эволюцией марксистской социологии в целом. Характерно, что большая часть первой главы, в которой рассматривается теоретический поиск в русле различных идеологических течений, стремившихся исследовать становление новой социальной общности, в той или иной мере представляет собой диалог автора с К.Марксом и другими представителями марксистской теории. Д.Белл относился и относится к марксистской теории с позиций ее объективного и непредвзятого критика; его суждения по поводу отдельных постулатов и тезисов марксизма содержат в себе порой глубокое несогласие с ними, отнюдь не переходящее, однако, в то вульгарное нигилистическое отрицание, которое нередко можно встретить в работах современных российских обществоведов. В Предисловии к настоящему изданию своей книги Д.Белл пишет: “...Я вовсе не антимарксист... Как может ученый-социолог быть антимарксистом? Многое в марксистском анализе социальных и производственных структур сохранило свое значение и вошло в современные теории, как и результаты любых глубоких концептуальных обобщений. Я бы скорее назвал себя постмарксистом, в том смысле, что я воспринял достаточно много марксистских представлений о социуме”156. Эта позиция Д.Белла, однако, не принималась в расчет в советский период, и 156 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. XCI. его теория получала, к сожалению, главным образом идеологические оценки. Условно их также можно разделить на три группы. Во-первых, это полемические замечания, вызванные в первую очередь излишним, как полагали оппоненты Д.Белла, вниманием, уделенным в его теории технологическим процессам в ущерб анализу развития системы общественных отношений; совокупность таких тезисов весьма разнообразна и содержит иногда оригинальные и заслуживающие внимания суждения. Во-вторых, это критика, вызванная расхождением между точкой зрения Д.Белла на отдельные проблемы развития современного общества и официальной марксистской позицией по данным вопросам; на фоне такой критики постиндустриальная концепция выглядит особенно взвешенной и аргументированной. В-третьих, это своеобразные отповеди Д.Беллу, имевшему, по мнению некоторых советских авторов, ошибочные взгляды либо на отдельные блоки марксистской теории, либо на реалии построенного в СССР социалистического общества. Мы не касаемся здесь оголтело идеологических нападок на постиндустриальную концепцию, также во множестве представленных в литературе 70-х и 80-х годов; на некоторые из них сам Д.Белл отвечает в Предисловии к настоящему изданию, а большинство вовсе не заслуживает внимания. Начнем с первой группы оценок. Уже первые отклики на книгу Д.Белла показали, что его работа была отнесена к исследованиям, игнорирующим значение социальных процессов в угоду преувеличенной роли технологического прогресса; даже признание того, например, “факта”, что “Зб.Бжезинский в еще большей мере, чем Д.Белл, абстрагируется от анализа производственных отношений”157, сделанное академиком А.Г.Милейковским, подтверждает, что концепции этих авторов, по своей сути весьма различные, рассматривались в одном логическом ряду. Совершенно очевидно, что основная критика советских обществоведов была направлена не против оценки технологического базиса общества как таковой, а против того пренебрежения, которое, по их мне- 157 Критика современной буржуазной политической экономии. М., 1977. С. 436. нию, было допущено по отношению к исследованию производственных отношений буржуазного общества. Характеризуя постиндустриальную социальную теорию в целом, Н.Д.Гаузнер отмечал технологический детерминизм в качестве “характерной черты подхода теоретиков постиндустриализма к общественным процессам, [в силу чего] научно-техническое развитие рассматривается ими большей частью как автономный процесс, механически влекущий за собой социальные перемены”158. Основной же недостаток сформулирован Ю.Я.Ольсевичем, отмечавшим, что в постиндустриальной теории “строение и функции хозяйственной системы определяются непосредственно состоянием техники и обусловленной ею организацией хозяйства; собственность на средства производства при этом является якобы второстепенным фактором”159. В связи с категорическим неприятием советскими марксистами самой возможности отказа от доминирующей роли отношений собственности критике подвергалась и та часть теории Д.Белла, в которой он рассматривает переход от преимущественного производства материальных благ к преимущественному производству услуг и информации. В подчеркнуто “одностороннем” исследовании одного ведущего сектора экономики В. С.Афанасьев усматривал проявление технологического детерминизма и отмечал, что “характеристика общества с точки зрения ведущей отрасли его экономики не дает и не может дать представления о социально-экономической сущности этого общества”160. По его мнению, такой подход предполагает анализ лишь характеристик конкретного труда в той или иной отрасли хозяйства и затушевывает понимание всеобщей сущности абстрактного труда, создающего стоимость и объясняющего социально-экономическую природу буржуазного общества; по В.С.Афанасьеву, в данном случае имеет место объективное стремление постиндустриалистов подменить анализ производственных отно- 158 Гаузнер Н.Д. Теория постиндустриального общества и современный капитализм. М., 1979. С. 11. 159. Ольсевкч Ю.Я. Современный кризис буржуазной политэкономии. М., 1976. |