Д. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество. Грядущее постиндустриальное
Скачать 5.69 Mb.
|
Араб-Оглы Э.Д. В лабиринте пророчеств. М., 1973. С 87. удовлетворявшихся отечественными продуктами, возникают новые, для удовлетворения которых требуются продукты самых отдаленных стран и самых различных климатов. На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга”. Это удивительное пророчество сбывается на протяжении вот уже ста пятидесяти дет. Именно это происходит сегодня и будет происходить в грядущем столетии. Но вместе с тем имела место как интеллектуальная, так и политическая путаница. К.Маркс приписывал эти изменения “буржуазии”. Он считал, что любой общественный строй был классовым строем, и полагал, что в конечном итоге останутся лишь два антагонистических класса — буржуазия и пролетариат. К.Маркс писал: “...Мелкие промышленники, мелкие торговцы и рантье, ремесленники и крестьяне — все эти классы опускаются в ряды пролетариата, частью оттого, что их маленького капитала недостаточно для ведения крупных промышленных предприятий и он не выдерживает конкуренции с более крупными капиталистами, частью потому, что их профессиональное мастерство обесценивается в результате введения новых методов производства. Так рекрутируется пролетариат из всех классов населения”*. В действительности все обстояло по-другому. Численность промышленного пролетариата последовательно сокращается во всех развитых странах, а в постиндустриальных экономиках работники интеллектуального труда, организаторы производства, техническая интеллигенция и административные кадры составляют около 60 процентов всех занятых в производственной сфере. Наибольший рост занятости наблюдется в секторах среднего и мелкого предпринимательства, как это отражено в теории “траектории развития техники”, о которой речь пойдет ниже. Надо, однако, признать, что утверждение К.Маркса о развитии капитализма как безликой системы оказалось верным. Следует отметить, что сам он никогда не пользовался понятием “капитализм”, хотя и описывал капиталистические процессы. Этот термин был впервые введен в научный оборот — а может быть, и *Автор цитирует текст, соответствующий следующим отрывкам русского издания: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 4. С. 431. придуман — в 1902 году немецким экономистом В.Зомбартом, который вначале стоял на социалистических позициях, а затем примкнул к нацистам. Капитализм — это система, в которой предприятия (в основном частные) конкурируют друг с другом на рынке с целью привлечения капитала и получения прибыли; ее движущей силой является современная техника, а стремление к получению максимальной прибыли на вложенный капитал побуждает к новаторству и расширению масштабов производства. В ходе этой конкурентной борьбы старые отрасли промышленности разрушаются, а верх одерживают те предприятия, которые работают более эффективно или применяют более дешевое или производительное оборудование. Очень важно отметить, что капитализм был первым в мировой истории общественным строем, при котором экономика отделилась от политики — эту тему впервые поднял А.Смит и впоследствии развил К.Маркс. При всех предшествовавших системах экономика была подчинена государству и создаваемые ею богатства присваивались политической верхушкой. [Разумеется), в отдельные периоды правительства тех или иных стран оказывали поддержку капиталистическим фирмам, отстающим в своем развитии, как это было в Германии и Японии. Но так как направление коммерческой деятельности предприятий определяется рынком, поиск наиболее выгодных вариантов инвестиций и сбыта заставляет предприятия пересекать национальные границы, часто в ущерб местным интересам, как то и предсказывал К.Маркс. Именно К.Маркс одним из первых дал достаточно полное описание капиталистического процесса. Он выделил роль техники в перемещении рабочей силы как механизма перемен. Он понимал, что процесс капиталистического производства автономен. Но в области социологии К.Маркс потерпел неудачу. История человечества рассматривалась им как история классовой борьбы, хотя в мире, где все определяется погоней за новыми рынками и прибылью, политический процесс все более становится историей международных конфликтов, столкновений геоэкономики и геополитики (причем государство часто занимает оборонительную позицию в отношении международных экономических сил). Так что К.Маркс был прав лишь наполовину. Как следует сегодня анализировать общество? Я бы отметил четыре принципиальных отличия современного подхода от традиционной марксистской схемы общественного развития. Первое: Кодификация теоретических знаний. К.Маркс одним из первых осознал важнейшую роль науки в преобразовании мира. В частности, он приветствовал первые попытки применения электроэнергии в промышленности. Придавая решающее значение технике, он не понимал (а может быть, не мог понять) роли теоретических знаний, хотя и высоко ценил роль теории вообще. В двадцатом веке технологический прогресс определяется такими направлениями фундаментальной науки, как квантовая теория (включающая представления о свете как дискретных квантах физических полей), теория относительности, физика твердого тела, тогда как в девятнадцатом веке развитие техники шло преимущественно эмпирическим путем. Именно так была создана сталелитейная промышленность, изобретены динамо-машина, электроприборы, телефон, радио, автомобиль и даже первые летательные аппараты. Что касается транзисторов и микропроцессоров, фотоэлементов и лазеров, то в основе их создания лежали не эмпирические, а совсем иные принципы. Подобное отношение к теоретическим знаниям имело катастрофические последствия для Советского Союза. В своей книге “Материализм и эмпириокритицизм”, направленной против Э.Маха, В.Ленин нарисовал сугубо детерминистическую картину мира и выдвинул теорию, согласно которой наше знание является зеркальным отражением материального мира. Но ведь квантовая теория является скорее вероятностной, чем детерминистической, а наше знание о внешнем мире, в посткантианском смысле слова, зависит от точки зрения наблюдателя. Партийные теоретики объявили это “идеализмом”, и при жизни В.Ленина и И.Сталина преподавание квантовой теории и теории относительности было запрещено! Великие русские ученые П.Капица и Л.Ландау были гигантами современной физики, но [долгое время] подвергались репрессиям и были ограничены в своих теоретических поисках. Это — классический пример отрицания идеологией реальности. Второе: Знания как источник стоимости. К.Маркс, как известно, опирался на трудовую теорию стоимости, в которой труд рассматривался не просто как составляющая производственной функции, т.е. соотношения труда и капитала, но как средство создания прибавочной стоимости, присваиваемой капиталистом вследствие неравенства сил на рынке. Если источником стоимос-тА является только труд, то замена рабочих машинами приводит к гому, что капиталист должен усилить эксплуатацию пролетариев в целях извлечения большей прибавочной стоимости или расширить масштабы производства для поддержания необходимого уровня абсолютного дохода даже в условиях понижения нормы прибыли. В наши дни источником стоимости во все большей степени становится знание, создающее стоимость двумя путями. Прежде всего это достигается за счет сбережения капитала. Замена рабочих машинами приводит к экономии не только труда, но и инвестиций, так как каждая следующая единица капитала более эффективна и производительна, чем предыдущая, и, следовательно, на единицу продукции требуется меньше затрат (К.Маркс писал об этом в третьем томе “Капитала” как о мере противодействия упадку производства, но не предполагал, что таковая может стать решающей). Если говорить о производстве в категориях добавленной стоимости, то создание новых товаров, повышение эффективности, увеличение объемов производства, снижение себестоимости — все это в постиндустриальной экономике является следствием применения знаний. Третье: Изменение профессионального состава рабочей силы. Вслед за классиками экономической науки К.Маркс проводил грань между производительным и непроизводительным трудом. Под производительным трудом им понималось материальное производство, создающее стоимость, в отличие от услуг, которые “оплачивались” за счет производительного труда. Однако в постиндустриальной экономике прямым (но не всегда поддающимся измерению) фактором роста производительности часто оказывается расширение сферы услуг. Наиболее быстро при этом развиваются такие ее отрасли, как здравоохранение, просвещение, социальные и профессиональные службы. Однако ясно: чем лучше состояние здоровья работников и выше уровень их образования, тем производительнее и их труд. Четвертое: Новая социальная структура. Исторически сложилось так, что в большинстве западных стран социальное положение людей определялось частной собственностью. Пролетариат собственности не имел, и рабочий мог лишь продавать своя труд. [В свою очередь], в бюрократических системах привилегированное положение занимали высокопоставленные политики. В постиндустриальном обществе статус человека зависит от его образовательного уровня. В большинстве типов обществ все эти три критерия сосуществуют в различных “пропорциях”, однако именно образование становится, во все возрастающей степени, необходимым условием для обретения высокого общественного положения. В своей концепции социальной структуры я предложил Применять термин “ситусы” (или вертикальные порядки) вместо понятия “слои” (или горизонтальные прослойки) при описании организации общественных групп. Это понятие восходит к системе деления общества на сословия, существовавшей во Франции до революции 1789 года, — духовенство, сословие землевладельцев и землепользователей (дворяне и крестьяне), военные, юристы (адвокаты и поверенные) и буржуазия. Все сословия находились под властью монарха. В капиталистическом обществе буржуазное сословие фактически поглотило все другие, и присущее ему внутреннее деление — на капиталистов и пролетариат — стало доминирующим. Можно сказать, что в советской системе существовало вертикальное деление общества на ситусы, включавшие бюрократию, руководство промышленных и сельскохозяйственных предприятий, военных и деятелей культуры, причем все они соперничали за относительное влияние в обществе, находившемся под безраздельным господством Партии. Ситусы постиндустриального общества — это коммерческие предприятия, университеты, научно-исследовательские центры, социальные комплексы (учреждения здравоохранения, сфера услуг), армия и правительственная бюрократия, ведущие друг с другом политическую борьбу за бюджетные ассигнования. Таковы четыре пункта расхождения с марксистской социологией. Имеются также важные методологические отличия. Марксистская концепция была основана на представлении, что базисом общества является способ производства, который в конечном счете определяет характер других социальных измерений — политического, правового, культурного. В этой связи возникает гносеологический вопрос, а именно: является ли способ производства элементом общества или концептуальной призмой через которую оно рассматривается? Быть составной частью общества означает быть органически присущим ему, входить в его реальную структуру. Отнесение способа производства к концептуальной категории предполагает, что это “упорядочивающий принцип”, которым теоретик руководствуется при анализе сложной реальности. Согласно К.Марксу, способ производства является определяющим элементом всех обществ. Однако во многих случаях экономика находилась в подчиненном положении по отношению к религии и политике (Древний Египет, Рим, средневековая Европа, страны, находившиеся под монгольским владычеством, Китай в периоды царствования большинства династий, общества, в которых, по К.Марксу, господствовал “азиатский способ производства”). Вслед за Г.Гегелем К.Маркс полагал, что только западная модель общественного развития определит будущее человечества, потому что она построена на принципах рациональности — в отличие от других цивилизаций, которые были либо “застывшими” (Индия), либо “фетишистскими” (Африка). Но даже если это так, то он не показал, каким образом и почему способ производства изменился от рабовладельческого до феодального и капиталистического. Суть методологического различия состоит в том, что утверждения о материальной природе способа производства могут быть правильными или ложными, а рассмотрение через концептуальную призму — полезным или бесполезным. Я считаю, что марксистское толкование способа производства является концептуальной призмой, равно как и предложенная М.Вебером система способов господства (патриархального, патримониального, рационально-правового), которые исторически сосуществуют, как слои текста на древней рукописи. Поэтому речь идет о полезности, а не об истинности. Как я уже сказал, марксистская концепция способствует пониманию природы капиталистического общества, но неприменима к прежним историческим общественным формациям и вряд ли пригодна для анализа грядущих постиндустриальных процессов. Существует и другое методологическое различие, которое служило мне отправной точкой при разработке концепции постиндустриального общества. По К.Марксу, способ производства имеет, так или иначе, два измерения, которыми выступают общественные отношения (или, более конкретно, имущественные отношения) и techne, технология (термин, так и не подучивший последовательного определения, что достаточно типично для большей части марксистских понятий), или производительные си”ы, или организация производства, что, видимо, следует понимать как техническую сторону способа производства. Марксизм импонирует многим тем, что он, пожалуй, является уникальной теорией, которая и синхронична, и диахронична в одно и то же время. Она описывает как состояние (курсир редактора. — В.И.) общественного строя (синхрония) так и его изменения (курсив редактора. — В.И.) (диахрония). Как я уже заметил, в общественной науке это — единственная теория, сочетающая указанные два аспекта (концепции чувственного и абстрактно-образного восприятия П.Сорокина четко структурированы, но рассматриваются им без описания механизма перемен; для Э.Дюркгейма разделение труда является основой механической и органической солидарности общества, неких вариантов понятий Gemeinschaft и Gesellschaft, но он считает причиной всех преобразований динамику народонаселения — весьма неудобную переменную). Проблема заключается в том, что, по теории К.Маркса, такие категории, как общественные отношения и технология, нераздельны; однако анализ изменений, которые с течением времени претерпевает способ производства (например, при переходе от рабовладельческого строя к феодализму и от феодализма к капитализму4), показывает, что между этими двумя категориями нет ярко выраженной иди последовательной связи. Поэтому я предложил “разъединить” их и рассматривать как две логически независимые исторические переменные. Так, по 4 Отметим, что не существует “общих законов” перехода от одного способа производства к другому иди от одной общественной формации к другой; по утверждению Э.Гобсбаума, взгляды самого К.Маркса по этому вопросу неизвестны! Я подробно остановился на данной проблеме в своем очерке “Неправильное толкование идеологии: Социальное детерминирование идей в трудах К.Маркса” (см.: Bell D. The Misreading of Ideology: The Social Determination of Ideas in Marx's Work // The Berkeley Journal of Sociology. 1990. Vol. 35). Э.Гобсбаум высказал эту же мысль в своем труде “К.Маркс: докапиталистические экономические формации” (см.: Hobsbawm E. Karl Marx: Pre-Capitalist Economic Formations. L., 1964. P. 61). “оси” общественных отношений можно мысленно расположить рабовладельческий, феодальный и капиталистический строи, выделенные на основе имущественных отношений, а по технологической “оси” — доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Отношения между этими двумя последовательностями зависят от направления “вращения” осей. Так, по оси общественных отношений Соединенные Штаты и Советский Союз можно противопоставить друг другу как капиталистическое общество и общество государственно-коллективистское, тогда как по технологической оси и Соединенные Штаты, и Советский Сой>з рассматриваются как промышленно развитые общества. Эта тема развивается в предисловии к изданию 1976 года, которое приводится ниже. Должен пояснить, что отправная точка для разработки концепции постиндустриального общества появилась именно в процессе работы по внесению большей концептуальной ясности в вопрос о прикладном значении марксовой схемы. Разрабатывая эту концепцию, я стремился уяснить себе отношение техники к науке, в частности к кодификации теоретических знаний как форме “интеллектуальной технологии” XX века в противовес “машинной технологии”, и социально-экономические последствия развития и видоизменения современных профессий и ситусов. Здесь я хотел бы еще раз подчеркнуть (и я вернусь к этой теме в заключение данного предисловия), что концепция постиндустриального общества не является законченной теорией общества. В моем представлении, общество выступает совокупностью трех сфер: технико-экономической системы, политического строя и культуры. Я не отношусь к технологическим детерминистам (в том смысле, в каком К.Маркс был экономическим детерминистом). Разумеется, технико-экономическая система оказывает воздействие на другие сферы общества, но она не определяет их. Политика относительно автономна, а культура — исторична. Указанные три области отличаются друг от друга и по характеру претерпеваемых ими изменений. Концепция постиндустриального общества имеет отношение прежде всего к технико-экономической сфере, влияние которой на другие стороны жизни огромно. Моя книга была впервые опубликована 25 дет тому назад, и за четверть века в этой области произошли радикальные изменения. Поэтому в следующих двух разделах я попытаюсь прояснить природу технологии и подробно остановлюсь на формировании такой отличительной черты постиндустриального общества, как ключевая роль информации. ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ В 1956 и 1957 годах Р.Содоу издал два классических труда. за которые он впоследствии подучил Нобелевскую премию и которые поставили технологию во главу угла концепции экономического роста5. Классическая экономическая теория базировалась на теории всеобщего равновесия Л.Вадьраса и теории частичного равновесия А.Маршалла в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. По мнению Л.Роббинса, экономика занималась распределением редких ресурсов в зависимости от приоритетности потребностей. Одним из основных положений кейнсианской экономической доктрины, возникшей в годы Великой депрессии, было утверждение о неспособности сбережений стать инвестициями, а также о необходимости увеличения спроса (при помощи государственного стимулирования в той или иной форме) для преодоления экономического застоя. Лишь после окончания второй мировой войны, в ходе восстановления разрушенных экономик Германии и Японии и разработки мер по хозяйственному развитию бывших колоний, теория экономического роста вновь стала актуальной. Первым шагом в этом направлении была так называемая формула Хэррода—Домара, предложенная британским экономистом Р.Хэрродом и американским экономистом русского происхождения Е.Домаром, которые, исходя из показателя капиталоемкости, пытались установить устойчивую норму инвестирования, необходимую для достижения запланированных темпов роста. (Приведем простой пример: если показатель капиталоемкости составляет 2:1, то достижение заданного пятипроцентного темпа роста потребует десятипроцентной устойчивой нормы инвести- 5 Имеются в виду следующие две работы: |