Главная страница

Д. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество. Грядущее постиндустриальное


Скачать 5.69 Mb.
НазваниеГрядущее постиндустриальное
АнкорД. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество.doc
Дата02.02.2017
Размер5.69 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаД. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество.doc
ТипКнига
#1773
страница11 из 51
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   51
Предисловие к изданию 1976 года

Термин “постиндустриальное общество” быстро прижился в со­циологической литературе, и насколько он удачен, покажет вре­мя. В некотором смысле, успешное вхождение этого понятия в научный лексикон было естественным и объяснимым. Коль скоро признано, что страны с различными социальными системами мо­гут в совокупности быть определены как “индустриальные обще­ства”, то очевидно, что государства с преимущественно добыва­ющей, а не производящей экономикой могут классифицировать­ся как “доиндустриадьные”, а значительные изменения в харак­тере технологии позволяют говорить и о “постиндустриальных” обществах. Учитывая популярность книги О.Тоффдера “Футурошок” и вызванную ею моду на футурологическое “чтиво”, пора­жающее воображение читателя без достаточных на то научных оснований, любая гипотеза о характерных признаках нового об­щества неизбежно должна вызывать интерес. Мне остается толь­ко сожалеть, если моя работа выиграла от подобной моды.

Как показано в этой книге, идея постиндустриального обще­ства представляет собой не конкретный прогноз будущего, а те­оретическое построение, основанную на зарождающихся призна­ках нового общества гипотезу, с которой социологическая реаль­ность могла бы соотноситься десятилетиями и которая позволя­ла бы при сравнении теории и практики определить факторы, воздействующие на происходящие в обществе изменения. Рав­ным образом я отверг искушение обозначить этот зарождающийся социум каким-либо термином вроде “общество услуг”, “инфор­мационное общество” или “общество знания”. Даже если все соответствующие признаки имеются в наличии, подобные понятия либо односторонни, либо порождены модным поветрием и ради него искажают суть явления 1.

Я использую термин “постиндустриальный” по двум причи­нам. Во-первых, чтобы подчеркнуть промежуточный или пере­ходный характер происходящих в обществе изменений. И, во-вторых, чтобы выделить осевой, определяющий их направление фактор — интеллектуальную технологию. Но это отнюдь не оз­начает, что технология является движущей силой всех иных об­щественных перемен. Никакая концептуальная схема никогда не исчерпает социальную реальность. Каждая концепция подобна призме, которая высвечивает одни признаки и затемняет другие, когда мы пытаемся рассмотреть сквозь нее исторические измене­ния иди ответить на какие-то конкретные вопросы.

В этом можно убедиться, сопоставляя понятие постиндустри­ального общества с понятием капитализма. Некоторые критики доказывают, что постиндустриальное общество не “придет на смену” капитализму. Но это ложное противопоставление двух различных концептуальных схем, организованных по разным осям. Постиндустриальная схема соответствует социально-технологи­ческому аспекту общества, капитализм - его социально-эконо­мическому аспекту.

Путаница между этими понятиями возникла прежде всего потому, что К.Маркс полагал способ производства (основа струк­туры общества) определяющим и охватывающим все прочие ас­пекты социальной жизни. Поскольку в западном обществе ос­новной способ производства — капиталистический, марксисты пытались использовать понятие “капитализм” для объяснения всех сфер общественного бытия — от экономики до политики и куль­туры. И поскольку К.Маркс считал, что индустриализация, как ведущая черта капиталистического производства, будет распро-

1. Наиболее серьезное заблуждение состоит, скорее всего, в отождествлении идеи постиндустриального общества с расширением сектора услуг (иди третич­ного сектора) экономики и в оспоривании его значения. Некоторые авторы, использующие данный термин (например, Г.Кан), особо выделяют этот при­знак. Доходит до того, что некоторые критики приписывают мне идею о цент­ральной роди сектора услуг. Это либо невежество, либо намеренно неправиль­ное истолкование моей книги.
страняться по всему миру, то в конечном счете он предполагал установление глобального единообразия в способе производства и условиях жизни. Должны были исчезнуть национальные разли­чия, и в итоге остаться лишь два класса, капиталисты и пролета­риат, вступающие в последний, решительный бой друг с другом.

Я думаю, что дело обстоит иначе. Общества — не унифици­рованные образования. Государственное устройство — незави­симо от того, является ли данная страна демократической или нет, — покоится не на экономическом “фундаменте”, а на исто­рических традициях, системе ценностей и способе концентрации и распределения власти в обществе. От демократии не так-то легко “избавиться”, даже когда она начинает мешать экономи­ческой власти капиталистов2. Равным образом, современная за­падная культура — не “буржуазная” культура восемнадцатого или девятнадцатого столетий. Основное ее направление — враж­дебный экономной расчетливости модернизм, усвоенный “куль­турной массой” и трансформировавшийся в материалистический гедонизм, чему способствовало, как ни парадоксально, само ка­питалистическое развитие.

Согласно К.Марксу, способ производства объединяет обще­ственные отношения и производительные силы в пределах одно­го исторического периода. Общественные отношения изначаль­но были отношениями собственности; производительные силы относятся к области технологии. Те же самые производительные силы (т.е. техника) существуют в рамках разных систем обще­ственных отношений. Нельзя сказать, что технология (или хи­мия, иди физика) в Советском Союзе отличается от технологии (или химии, или физики) в капиталистическом мире.

Вместо того, чтобы искать единственное связующее звено между общественными отношениями и производительными си­лами, мы попробуем “развести эти два измерения в разные плос-

2 Для марксистов “последней стадией” монополистического капитализма был фашизм. Многие капиталисты действительно поддержали фашизм, но ха­рактер его определялся деклассированными элементами, возглавившими дви­жение, и низшими сдоями среднего класса, сформировавшими его массовую базу. Фашизм — явление культурно-политическое. Удивительно, но мы до сих пор не имеем ни всеохватывающего марксистского анализа фашизма, ни даже “марксистского анализа” классовой структуры советского общества.
кости и тогда, возможно, получим разные ответы на вопрос об отношении между разными социальными системами. Так, если спросить: “имеет ли место "конвергенция" между Советским Со­юзом и Соединенными Штатами?” — то ответ будет зависеть от плоскости рассмотрения. Это можно изобразить графически:



Так, если разделять страны по горизонтальной оси техноло­гии, то и Соединенные Штаты, и СССР относятся к категории “индустриальные общества”, в то время как Индонезия и Китай в эту категорию не входят. Но если разделять страны по верти­кальной оси отношений собственности, то подучим различие иного рода, и тогда Соединенные Штаты и Индонезия объединятся как государства капиталистические, а Советский Союз и Китай - как “социалистические”, или государственно-коллективистские. (За­метим что даже это сходство не объясняет, почему между двумя коммунистическими странами существуют столь яростное сопер­ничество и такие напряженные отношения.)

Разведя данные понятия в разные плоскости, можно также более точно определить схемы социального развития: феодаль­ное капиталистическое и социалистическое; или доиндустриаль-ное' индустриальное и постиндустриальное; или, в веберовскои системе политической власти, - патриархальное, патримониаль­ное и рационально-правовая бюрократия, - если только не ут­верждать, что данная концептуальная схема является исчерпыва­ющей и включает в себя все остальные. В рамках определенного исторического периода вполне может оказаться, что какой-либо конкретный осевой принцип значим настолько, что определяет большинство других социальных связей. Вполне очевидно, что в девятнадцатом веке капиталистический тип общественных от­ношений (т. е. частная собственность, товарное производство и т п ) был превалирующим и в значительной степени определял характер и культуру общества. Но это не значит, что способ про­изводства в обществе всегда определяет его “надстройку”.

Способ производства не унифицирует общество. Нацио­нальные различия не исчезли. Социальные изменения не проис­ходят в линейной последовательности, не существует также “за­конов общественного развития”. Самое прискорбное заблужде­ние в социальных науках заключается в рассмотрении характера общества через призму одного главного понятия, будь то капи­тализм или тоталитаризм. Тем самым неверно объясняются сложные (частично перекрывающиеся и даже противоречивые; признаки любого современного общества иди утверждается, что существуют “законы общественного развития”, на основе кото­рых одна социальная система сменяет другую с неумолимой не­избежностью. Поскольку любое общество представляет собой смесь различных экономических, технологических, политических и культурных систем (некоторые их черты являются общими для всех некоторые - историческими и уникальными), его следует анализировать с разных точек зрения, в зависимости от поставленного вопроса. Я сосредоточил внимание на влиянии техноло­гии - не в качестве автономного фактора, но в качестве инструмента анализа, позволяющего проследить, к каким социальным изменениям приводят новые технологии и какие проблемы обще­ство и его политическая система должны в результате решать.

Понятие “постиндустриальное” противопоставляется понятиям “доиндустриальное” и “индустриальное”. Доиндустриальный сектор является в основном добывающим, он базируется на сель­ском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, рыболовстве, за­готовке леса и других ресурсов, вплоть до природного газа или нефти. Индустриальный сектор носит прежде всего производя­щий характер, он использует энергию и машинную технологию для изготовления товаров. Постиндустриальный является обра­батывающим, и здесь обмен информацией и знаниями происхо­дит в основном при помощи телекоммуникации и компьютеров.

В последние годы мир остро осознал стратегическую роль энергии и естественных ресурсов как ограничивающих факторов промышленного роста, и ныне поднимается вопрос, не сдержи­вают ли они развитие постиндустриального сектора.

На это имеются эмпирический и теоретический ответы. В практическом плане, введение постиндустриальных элементов, требующих больших капиталовложений, зависит — в отношении выбора времени, скорости распространения и масштаба исполь­зования — от производительности других секторов. Развитие индустриальной сферы обусловлено в значительной степени на­личием экономического излишка в аграрном секторе; но после того, как индустриализация проведена, производительность са­мого сельского хозяйства повышается благодаря использованию удобрений и других продуктов нефтехимии. Подобным же обра­зом рост цен в индустриальном секторе иди недостаточно высо­кий уровень производительности могут задержать внедрение но­вых информационных и перерабатывающих технологий, но бу­дучи внедрены, последние могут содействовать подъему произ­водительности.

В теоретическом аспекте постиндустриальное общество прин­ципиально отличается от доиндустриального и индустриального. Как теоретический принцип идея индустриализма не возникла из аграрного способа производства. В равной степени, стратеги­ческая роль теоретического знания как нового базиса технологи­ческого развития иди роль информации в преобразовании социальных процессов никак не связаны с ролью энергии в создании промышленного или производящего общества. Короче говоря, это аналитически независимые принципы.

В общих чертах, если индустриальное общество основано на машинной технологии, то постиндустриальное общество форми­руется под воздействием технологии интеллектуальной. И если капитал и труд — главные структурные элементы индустриаль­ного социума, то информация и знание — основа общества пост­индустриального3. Вследствие этого социальные организации постиндустриального и индустриального секторов сильно разли­чаются, что можно увидеть при сопоставлении характерных эко­номических признаков того и другого.

Промышленные товары производятся в виде обособленных, распознаваемых единиц, которые обмениваются и продаются, потребляются и используются, — как батон хлеба иди автомо­биль. Человек покупает у продавца товар и вступает в физичес­кое владение им. Обмен регулируется правовыми нормами дого­вора. Информация и знания не потребляются и не “расходуют­ся”. Знание — общественный продукт, и его издержки, цена и стоимость сильно отличаются от соответствующих показателей промышленных товаров.

В изготовлении материальных благ можно установить “произ­водственную функцию” (т. е. относительные пропорции капитала и необходимого труда) и определить сочетание обоих факторов

3 Под информацией я подразумеваю, в общих чертах, хранение, поиск и обработку данных как основу всех видов обмена, осуществляемых в экономике и обществе. Сюда входят:

a) Документация: платежные ведомости, данные о государственных посо­биях (например, о социальном обеспечении), банковские и кредитные расчеты

и т. п.

b) Планирование: резервирование авиабилетов, производственные планы, анализ состояния запасов, информация об ассортименте продуктов и т. д.

c) Демографические и библиотечные сведения: материалы переписей на­селения, данные, подученные при проведении обследований для изучения обще­ственного мнения, результаты изучения рынка, сведения о выборах и т. д.

Под знанием я имею в виду упорядоченное множество утверждений, фак­тов или идей, представляющих обоснованное суждение или результат экспе­римента, которые передаются другим через средства коммуникации в опреде­ленной систематической форме (см. стр. 174 и далее [в настоящем издании стр. 235 и далее. — Прим. ргд]).
по их относительной стоимости. Если капитал — овеществленный труд, то можно говорить о трудовой теории стоимости.

Постиндустриальное общество характеризуется не трудовой теорией стоимости, а теорией стоимости, основанной на знании4. Фактором инновации становится систематизация знания. Осо­бенность последнего заключается в том, что, даже будучи про­данным, оно остается также и у своего производителя. Знание представляет собой “коллективное благо”, поскольку по своему характеру с момента создания оно становится доступно всем, и у отдельного человека или предприятия нет особого стимула пла­тить за его производство, если только они не стремятся подучить на него имущественные права в виде патента или авторского пра­ва. Но патенты все менее и менее гарантируют исключительность владения, и многие фирмы терпят убытки, затрачивая деньги на исследования, тогда как их конкуренты, слегка модифицировав продукт, обходят патентное законодательство; равным образом, охрана авторских прав представляет все большую трудность для полиции, поскольку частные лица иди организации могут без труда ксерокопировать любые нужные страницы из технических жур­налов и книг иди записать на аудио- и видеокассеты радио- или телевизионные передачи.

Если у отдельных лиц иди частных предприятий имеется все меньше и меньше стимулов производить знание без ощутимой выгоды, то расходы на эту деятельность все чаще берут на себя социальные структуры, будь то университет иди правительство. И поскольку у нас нет готового инструмента рыночной оценки

4 Аналогичный аргумент был выдвинут немецким марксистским теоретиком Ю.Хабермасом, который писал: “...технология и наука стали ведущей произво­дительной силой, и это подорвало основы трудовой теории стоимости К.Марк­са. Сегодня уже нельзя подсчитывать объем капиталовложений в научно-ис­следовательские и опытно-конструкторские работы на основе стоимости не­квалифицированной (простой) рабочей силы. Научно-технический прогресс сам стал источником прибавочной стоимости, по сравнению с которым все мень­шая роль отводится единственному признаваемому К.Марксом источнику при­бавочной стоимости, а именно, рабочей силе непосредственных производите­лей” (Habermas J. Toward a Rational Society. Boston, 1970. P. 104).

В этом смысле можно утверждать, что общественным продуктом является змние, а не труд, и что Марксов анализ общественного характера производства в большей мере применим к знанию, чем к товарам.
стоимости, например, фундаментальных исследований, то пе­ред экономической наукой ставится трудная задача — разрабо­тать социально оптимальную политику инвестиций в производ­ство знаний (например, сколько средств необходимо затрачи­вать на фундаментальные исследования; в каких ассигнованиях нуждается образование и по каким направлениям; в каких обла­стях здравоохранения инвестиции дадут наибольшую отдачу и т. д.) и методы установления цены информации для ее пользо­вателей5.

В более узком, техническом смысле, главной проблемой пост­индустриального общества будет развитие соответствующей “ин­фраструктуры” для развивающихся “компьюникационных сетей” (выражение Э.Эттингера) на базе цифровых информационных технологий, которые свяжут этот социум в единое целое. Пер­вый вид инфраструктуры — это средства сообщения: автомо­бильные и железные дороги, каналы, воздушный транспорт, пред­назначенные для передвижения людей и товаров. Второй ее вид — средства передачи энергии: нефтепроводы, газопроводы, ли­нии электропередач. К третьему виду инфраструктуры относит­ся связь: главным образом телефон, радио и телевидение. Но в настоящее время в связи с широким распространением компью­теров и терминалов для ввода данных (количество терминалов, используемых в США, выросло со 185 тыс. в 1970 году до 800 тыс. в 1976 году) и быстрым снижением стоимости вычислений и хранения информации вопрос соединения в единую систему всех средств передачи информации в стране становится проблемой экономической и социальной политики. “Экономика информа­ции” отличается по своему характеру от “экономики товаров”, и общественные отношения, возникающие благодаря использова­нию новых информационных сетей (от взаимодействующих ис-

5 Основополагающей работой по концепции “коллективного блага” являет­ся книга: Olson M. The Logic of Collective Action. Cambridge (Ma.), 1965. Про­блема “экономики информации” привлекла внимание гарвардских экономис­тов К.Эрроу и М.Спенса; для ознакомления с постановкой основных вопросов см.: Arrow К. Limited Knowledge and Economic Analysis // American Economic, Review. 1974. March и Spence М.Л. An Economist's View of Information // Cuadra C.A., Luke A.W. (Eds.) Annual Review of Information Science and Technology. Vol. 9. Wash., 1974.
следовательских групп, общающихся с помощью компьютерных терминалов, до гомогенизированной культурной общности, со­здаваемой национальным телевидением), не соответствуют пре­жним социальным моделям — или трудовым отношениям — ин­дустриального общества6. Здесь закладывается основание — если этот вид общества будет развиваться далее — социальной струк­туры, значительно отличающейся от всех нам известных.

Постиндустриальное общество, как я говорил, не замещает индустриальное, так же, как индустриальное общество не лик­видирует аграрный сектор экономики. Подобно тому, как на древние фрески в последующие эпохи наносятся новые и новые изображения, более поздние общественные явления накладыва­ются на предыдущие слои, стирая некоторые черты и наращи­вая ткань общества как единого целого. Чтобы читатель лучше ориентировался в моей аргументации, мне кажется полезным

выделить некоторые новые черты постиндустриального обще­ства.

1) Центральная роль теоретического знания. Каждое обще­ство всегда опиралось на знания, но только в наши дни система­тизация результатов теоретических исследований и материало­ведения становится основой технологических инноваций. Это заметно прежде всего в новых, наукоемких отраслях промыш­ленности — в производстве компьютеров, электронной, оптиче-

6 Любопытный пример того, как с помощью дешевых коммуникационных технологий создаются новые социальные модели, — это использование гражда­нами определенных радиочастот для организации координированных действий. Так, в 1974 году на тысячемильных участках дорог Среднего Запада было нала­жено оповещение водителей грузовиков о необходимости снизить скорость дви­жения в связи с образовавшимися пробками. Информация передавалась по ра­дио из мест скопления автомобилей. В некотором смысле это похоже на способ, каким обмениваются информацией лоцианы речных судов, столь весело опи­санный М.Твеном в “Жизни на Миссисипи”, но здесь, как и во многих случаях, особенность нашего времени заключается не в содержании действия, а в его масштабе, скорости и скоординированности.

Подобные технические вопросы подробно изложены в монографии: Вегмап P.J., Oettinger A. The Medium and the Telephone: The Politics of Information Resources // Harvard Program on Information Technology and Public Policy. Working Paper 75-8. Эти и другие материалы по информационной технологии мне любезно предоставил мой коллега профессор Эттингер.
ской техники, полимеров, — ознаменовавших своим развитием последнюю треть столетия.

2) Создание новой интеллектуальной технологии. Новые ма­тематические и экономические методы, такие, как компьютерное линейное программирование, цепи Маркова, стохастические про­цессы и т. п., служат технологической основой моделирования, имитации и других инструментов системного анализа и теории решений, позволяющих находить более эффективные, “рациональ­ные” подходы к экономическим, техническим и даже социальным

проблемам.

3) Рост класса носителей знания. Наиболее быстрорастущая группа общества — класс технических специалистов и професси­оналов. В Соединенных Штатах эта группа, вместе с менеджера­ми, составляла в 1975 году 25 процентов рабочей силы — восемь миллионов человек. К 2000 году класс технических специалистов и профессионалов будет самой многочисленной социальной груп­пой.

4) Переход от производства товаров к производству услуг. В настоящее время в Соединенных Штатах примерно 65 человек из каждых 100 занято в сфере услуг. К 1980 году это число воз­растет до 70. Значительный сектор услуг существует в любом обществе. В доиндустриадьный период это, в основном, класс тех, кто оказывает личные услуги по дому (в Англии это был самый многочисленный из всех классов до 1870 года). В индуст­риальном обществе сфера услуг включает транспорт, финансы, которые играют вспомогательную роль в производстве товаров, а также бытовые услуги (косметические кабинеты, рестораны и т. д.). В постиндустриальном обществе появляются новые виды услуг, прежде всего в гуманитарной области (главным образом в здравоохранении, образовании и социальном обслуживании), а также услуги профессионалов и технических специалистов (на­пример, проведение исследований и оценок, работа с компьюте­рами, осуществление системного анализа). Развитие этих служб (как я показываю на стр. 154—164*) становится сдерживающим фактором экономического роста и источником постоянной ин­фляции.

* В данном случае нумерация страниц приведена автором по тексту, 1976 года. В настоящем издании см.: стр. 207—222. — Прим. ред.
5) Изменения в характере труда. В доиндустриальном мире жизнь представляет собой взаимодействие человека с природой, когда люди, объединившись в малые группы, тяжким трудом до­бывают себе пропитание на земле, в воде иди в лесу и полностью зависят от капризов внешней среды. В индустриальном обществе труд — это взаимодействие человека с преобразованной приро­дой, когда в процессе производства товаров люди становятся придатками машин. Но в постиндустриальном мире труд являет­ся прежде всего взаимодействием между людьми (между чинов­ником и посетителем, врачом и пациентом, учителем и учащимся иди между членами исследовательских групп, сотрудниками кон­тор иди работниками бригад обслуживания). Тем самым из про­цесса труда и повседневной практики исключаются природа, ис­кусственно созданные предметы, а остаются лишь люди, которые учатся взаимодействовать друг с другом. В истории человеческо­го общества это совершенно новая, не имеющая аналогов ситуа­ция.

6) Роль женщин. В индустриальном секторе (в частности, на фабрике) трудились в основном мужчины. Постиндустриальный сектор (например, услуги в гуманитарной области) предоставля­ет широкие возможности занятости и для женщин. Можно ска­зать, что впервые женщины подучили надежную основу для эко­номической независимости.

Этот факт находит подтверждение в постоянно растущей доле женщин в общей численности работающих, в увеличении числа семей (в настоящее время 60 процентов от их общего количе­ства), в которых более одного человека занято на постоянной работе, и в росте числа разводов по инициативе женщин, ощуща­ющих себя все менее экономически зависимыми от мужчин.

7) Наука-достигает своего зрелого состояния. Возникшее в XVII веке научное сообщество явилось уникальным социальным институтом. Оно обладало харизмой, поскольку в своих поисках истины всегда шло революционным путем и открывало доступ к своим методам и технологиям; его сила заключена в убеждении, что цель науки заключается в получении знания как такового, а не каких-либо способов его утилитарного применения. В отли­чие от других харизматических сообществ (главным образом ре­лигиозных групп и мессианских политических движений) оно не “рутинизирует” свои убеждения и не возводит их в ранг офици­альных догм. Однако до последнего времени научному сообще­ству ре приходилось сталкиваться с такими явлениями, как бю­рократизация научно-исследовательского процесса, подчинение научных поисков целям, устанавливаемым государством, оценка результатов исследований в зависимости от конкретной отдачи. В настоящее же время не только укрепилась связь науки и техно­логий} она вошла также составной частью в военную сферу и во многом определяет социальные потребности. Все это составляет основную черту постиндустриального общества, и характер но­вых научных институтов имеет решающее значение для возмож­ности свободного осуществления исследований и получения зна­ний в будущем.

8) Ситусы как политические единицы. Предметом социоло­гических исследований, как правило, были классы и страты, то есть горизонтальные единицы общества, вступающие друг с дру­гом в отношения превосходства-подчинения. Однако для постин­дустриальных секторов более важными узлами политических свя­зей могут оказаться ситусы (от латинского situ — положение, позиция), иаи вертикально расположенные социальные едини­цы. На стр. 374—375* я предлагаю краткое описание ситусов по­стиндустриального общества. Существуют четыре функциональ­ных ситуса — научный, технический (т. е. прикладные профес­сии: инженерное дело, экономика, медицина), административ­ный и культурный, и пять институциональных ситусов — экономические предприятия, государственные учреждения, универ­ситеты и научно-исследовательские центры, социальные комплек­сы (например, больницы, центры социальных услуг) и армия. Я считаю, что главные конфликты интересов будут иметь место между ситусными группами и что приверженность им может быть столь сильной, что помешает слиянию новых профессиональных групп в единый общественный класс7.

* В данном случае нумерация страниц приведена автором по тексту 1976 года. В настоящем издании см.: стр. 500—501. — Прим. ред.

7 Удивительно, но что касается коммунистического мира, то вполне очевид­но, что ситусы играют здесь главную роль в политической сфере. Расклад сил может быть проанализирован не в классовых терминах, но как соперничества между партией, военными, планирующими министерствами, промышленными предприятиями, колхозами, учреждениями культуры, т.е. ситусами.
9) Меритократия. В постиндустриальном обществе, которое по своему характеру есть прежде всего общество технологиче­ское, человек может занять престижное положение не столько по праву наследования иди собственности (хотя оно может давать богатство иди культурное преимущество), сколько вследствие образования и квалификации. Неизбежно, что вопрос о меритократии становится решающим нормативным вопросом. Q этой книге я пытаюсь определить ее характер и отстаиваю идею “спра­ведливой меритократии”, или высокого статуса, который дается на основе личных достижений человека, пользующегося уваже­нием равных.

10) Конец ограниченности благ? Большинство социалисти­ческих и утопических теорий девятнадцатого века приписывали почти все болезни общества дефициту товаров и конкуренции людей за эти недостающие блага. Одно из наиболее общих опре­делений экономики характеризует ее как искусство распределе­ния редких товаров между конкурирующими объектами. К.Маркс и другие социалисты доказывали, что изобилие есть предпосылка социализма, и утверждали, что при социализме не будет необхо­димости нормативно регулировать распределение в целях спра­ведливости, поскольку будет достаточно средств для удовлетво­рения нужд каждого. В этом смысле коммунизм определялся как устранение экономики, или как “материальное воплощение” фи­лософии. Однако вполне очевидно, что мы всегда будем жить в условиях дефицита. Я имею в виду не только дефицит ресурсов (поскольку это до сих пор спорный вопрос), а то, что постинду­стриальное общество, в силу самой своей природы, порождает новые дефициты, о которых авторы девятнадцатого и начала двад­цатого века не имели представления. Социалисты и либералы говорили о недостатке товаров; в постиндустриальном обществе, как я показываю, будет иметь место недостаток информации и времени. У человека, превратившегося в Homo economicus, про­блема распределения трансформируется даже в более жесткую ее форму — в то, что касается распоряжения своим свободным вре­менем.

11) Экономическая теория информации. Как я указывал ра­нее, информация по самой своей природе есть коллективный, а не частный продукт (т.е. собственность). При производстве ин­дивидуальных товаров предпочтение должно отдаваться конку­

рентной системе, в противном случае предприятия теряют ак­тивность иди становятся монополистами. Однако оптимальные социальные инвестиции в знание, позволяющие более широко распространять и использовать его, требуют разработки страте­гии сотрудничества. Эта новая проблема, касающаяся роди информации в постиндустриальном обществе, ставит перед эконо­мистами и политиками трудные теоретические и практические задачи.

Большинство примеров в этой книге относится к Соединен­ным Штатам. Возникает вопрос: станут ли постиндустриальны­ми другие промышленно развитые государства Западной Евро­пы, Япония и Советский Союз? Как известно, К.Маркс иллюст­рировал свои теоретические идеи на примере Англии и утверж­дал, в отличие от рядового немецкого читателя, который мог со­мневаться в достижениях этой страны, что капитализм будет распространяться повсеместно, поскольку развитие происходит по “естественным законам”, которые “с железной необходимо­стью приводят к неизбежным результатам”. Я не верю, что вся­кая социальная система движется по такой каузальной траекто­рии. Между тем особенности постиндустриального общества та­ковы, что как тенденция его черты проявляются во всех индуст­риальных системах, и степень, в какой это происходит, зависит от множества хозяйственных и политических факторов, включая баланс мировых сил, способность стран “третьего мира” органи­зовать борьбу за политическое и экономическое перераспределе­ние богатства, а также трения между великими державами, кото­рые могут перерасти иди не перерасти в войну. Однако в каче­стве теоретической гипотезы можно предположить, что продол­жающийся во всех этих странах экономический рост неизбежно приведет к возникновению в обществе постиндустриальных эле­ментов.

В данной книге рассматриваются два основных признака пост­индустриального общества — центральная роль теоретического знания и расширение сектора услуг по отношению к производя­щему хозяйству. Первый из них означает растущую зависимость от науки как средства модернизации производства и внедрения технологических новшеств. Большинство индустриальных об­ществ, осознавая растущее значение информации как стратегического ресурса, испытывают острую потребность в получении доступа к знаниям и в организации научных исследований. В этой связи изменение социальной значимости секторов эконо­мики и возрастание роди наукоемких отраслей промышленности приобретают еще большее значение8.

Второй признак — увеличение доли сферы услуг в национальной экономике — наиболее ярко проявился в Соединенных Шта­тах, но наблюдается также и в Западной Европе. В 1960 году в общей сложности 39,5 процента работающих в странах Общего рынка было занято в сфере услуг (к ней относятся, в широком смысле, транспорт, торговля, страхование, банковское дело, го­сударственное управление, бытовые услуги). Через тринадцать лет, в 1973 году, эта доля увеличились до 47,6 процента. Измене­ние такого рода обычно происходит в два этапа. На первом эта­пе — по наблюдению К.Кларка, который первым описал данное явление 30 лет назад, — число занятых в сфере услуг расширяет­ся за счет сельских жителей, но при этом продолжается рост ин­дустриальной занятости. Однако в Дании, Швеции, Бельгии и Великобритании секторы, ориентированные на производство услуг, в настоящее время растут уже за счет доли занятости в про­мышленности (поскольку доля сельского хозяйства снизилась до минимума), и эта тенденция начинает прослеживаться во всей Европе9.

8 Как я показываю в данной книге (стр. 117 [в настоящем издании см.:стр. 158. — Прим. ред.]), экономическая мощь индустриальных стран когда-то оценивалась по объему производства стали. Пару дет назад СССР обогнал США по этому показателю — и этот факт был лишь бегло упомянут на экономичес­ких страницах “Нью-Йорк Тайме”. Между тем в производстве компьютеров, как по уровню их сложности, так и по количеству, Советский Союз сильно отстает от Соединенных Штатов — это стадо особенно очевидным после сты­ковки космических кораблей “Союз” и “Аполлон”, когда появилась возмож­ность сравнить качество их оборудования.

9 Удивительно, но в Италии, Германии и Франции индустриальная заня­тость выросла; наибольший прирост имел место в Италии, отстающей в темпах индустриализации от всех стран Европы. Однако в других странах доля заня­тых в промышленности относительно доли занятых в сфере услуг начала сокра­щаться. Более подробную статистику изменений в профессиональной ориента­ции см.: The Economist. 1975. November 29. P. 17.

Аналогичным путем шла Япония. Здесь расширение сферы услуг также осу­ществлялось за счет промышленности. Более подробно эта тема изложена в
Сюветский Союз также представляет собой индустриальное государство, и вполне вероятно, что постиндустриальные черты появятся и в этой стране. Удивительно то, что эта книга подверглась резкой критике в советской прессе, начиная от серьезных обсуждений в академических журналах, таких, как “Вопросы философии?”, или интеллектуальных еженедельниках типа “Лите­ратурной газеты”, до идеологической полемики в официальном партийном журнале “Коммунист” и грубых, искажающих смысл моей заботы, нападок в “Правде”. Судя по всему, идеологичес­кий отдел ЦК КПСС, посчитав, что книга представляет идеоло­гическую угрозу партийной доктрине, принял решение органи­зовать против нее кампанию травли. Причины вполне очевидны. С советской точки зрения, существует “исторический” конфликт между капитализмом и коммунизмом, в котором “объективные законы истории” предрекают конечную победу коммунизма. И этот тезис по-прежнему остается главным догматом коммунис­тической веры — по крайней мере для экспортных целей. На теоретическом уровне ход моих рассуждений приводит к отри­цанию возможности использовать для объяснения сложной струк­туры современных обществ такие общие понятия, как капита­лизм иди социализм. Поставим вопрос прямо: поскольку взгляд на историческое развитие как ведущее к неизбежной победе про­летариата есть основа партийного учения (и оправдывает реп­рессивное правление партии от имени “диктатуры пролетариа­та”), то как можно придерживаться этой догмы, если пролетари­ат не является основным классом постиндустриального общества?

Именно эта проблема обсуждалась в замечательной книге “Цивилизация на перекрестке: социальные и гуманитарные по­следствия научно-технической революции”, написанной несколь­кими членами Чехословацкой Академии наук и изданной во вре-

статье: Rosousky H. Japan's Economic Future // Challenge. July-August 1973. В ней рассматривается понятие “экономической зрелости”, представляющее ин­терес в свете секторных изменений, происшедших в промышленно развитых странах за последние пятьдесят дет. Автор пишет: “Термин "экономическая зрелость" труден для определения, но здесь он используется в узком значении. Мы будем именовать им состояние, при котором побудительные причины пере­распределения рабочей силы по секторам сведены к минимуму или когда такое перераспределение становится невозможным”.
мя “Пражской весны” в 1967 году по инициативе директора (Цен­тра общественных наук Р.Рихты. В этой книге чехословацкие социологи исследовали возможность возникновения в социали­стическом обществе “конфликтов интересов” — даже “классо­вых конфликтов” — между новым слоем научных работников и специалистов и рабочим классом. Очевидно, что такая дио уссия подрывала устои марксистского учения, а ее тема представляла угрозу для идеологического оправдания роди партии. Позже Р.Рихта, оставшийся в Чехословакии после советской оккупа­ции, унизительным и недостойным образом отрекся от своей ра­боты.

Термин “постиндустриализм” относится, прежде всего, к из­менениям в социальной структуре (технико-экономическом строе) общества и лишь косвенно — к изменениям в государ­ственном устройстве и культуре, которые также представляют собой важные составные части общества. Следствием становит­ся все большее расхождение между этими элементами, каждый из которых теперь функционирует в соответствии со своими принципами, нередко находящимися в противоречии с принци­пами других.

Когда капитализм сформировался как социально-экономиче­ская система, он обладал всем набором элементов: моральным духом (индивидуализм), политической философией (либерализм), культурой (буржуазная концепция полезности и реализма), пси­хологическими установками (респектабельность, откладывание удовольствий на будущее и т.п.). Многие из этих элементов ис­чезли или сохранились как отголоски прежней идеологии. Остал­ся лишь механизм, в основе которого лежит идея функциональ­ной рациональности и эффективности и который обеспечивает повышение благосостояния и поощряет гедонистический образ жизни. В результате постиндустриальных трансформаций про­исходит изменение социальной структуры общества, внедряется более современная технология и научные исследования самым непосредственным образом увязываются с прикладными целями. Однако представляется маловероятным, что наука, как “респуб­лика добродетели”, способна поднять моральный дух общества; скорее рухнут этические устои самой науки. Это означает, что общество остается без высшей идеи, дающей людям ощущение цели, без точек опоры, придающих обществу стабильность и на­полняющих смыслом человеческое существование.

Bl сущности, смысл постиндустриальной трансформации за­ключается в усилении инструментальной власти, власти над природой и в какой-то степени власти над человеком. Утопические и социалистические мыслители девятнадцатого века верили, что любое усиление власти человека непременно будет прогрессив­ным, поскольку будет означать уменьшение влияния религии и суеверий и служить доказательством того, что Человек стад бо­лее могущественным и лучше познал самого себя. Однако это оказалось заблуждением. Инструменты могут быть использова­ны для разных целей. Они зависят от системы социальных цен­ностей, от характера привилегированного класса, от открытости общества, от степени его порядочности иди —- как мы постигли на ужасающем опыте двадцатого века — его дикости.

Постиндустриальная трансформация не дает “ответов”. Она лишь создает новые надежды и дает новые силы, ставит новые ограничения и задает новые вопросы — причем делает все это в масштабах, какие раньше невозможно было даже представить.

Даниел БЕЛЛ
Предисловие к изданию 1973 года

Со времени возникновения человеческих поселений (или появле­ния упоминаний о них в письменных памятниках) сменилась, согласно А.Тойнби, двадцать одна различная цивилизация, и за­падная модель как культурная единица является лишь одной из них. Но история западного общества сама по себе есть гигант­ское полотно, на котором запечатлено поразительное разнообра­зие переплетающихся элементов, будь то раскол религий, воз­никновение и упадок политических империй или последователь­ная смена социально-экономических систем. Задача социолога или историка состоит в том, чтобы вычленить из этого хаоса объект, доступный для изучения.

Внутри пространственно-временных рамок можно выявить структурные признаки и наиболее долговременные и устойчивые модели изменений, присущие различным обществам. Неизбежно, что все они будут более или менее абстрактными.

При таком аналитическом подходе, тем не менее, велик риск упустить характерные детали и подробности, придающие осо­бый смысл и значимость истории конкретного общества или оп­ределенного поколения (Троцкий заметил однажды, что пятьде­сят лет — это ничтожный срок для общественной системы, но в го же время это почти вся сознательная жизнь отдельного чело­века). Таким образом, в качестве объекта исследования можно взять конкретное общество (территориальную единицу, связан­ную общим прошлым и моральным духом и обладающую полити­ческим суверенитетом) и проследить его богатую и своеобраз­ную судьбу на основе изучения его истории, характера его наро­да, его “национальной воли” и т.п.

Однако очевидно, что при всей индивидуальности истории конкретных обществ каждое из них имеет сходные элементы — религию, культуру, экономику, технологию, — которые прони­зывают социальные организации народов и влияют на них осо­бым образом. Испанский католицизм схож с ирландским като­лицизмом, но все же отличается от него. Для одних целей мы можем сосредоточиться на общих чертах католицизма, для дру­гих — на его национальных характеристиках, создающих разли­чия. Американский капитализм похож и в то же время и не по­хож (причем в таких существенных аспектах, как практика уп­равления и отношение к рабочим) на японский капитализм; та­ким образом, цель исследователя определяет направленность его поисков.

В этой книге в качестве объекта изучения взято индустри­альное общество. Индустриальное общество — это понятие, включающее опыт дюжины различных стран и пронизывающее политические системы таких антагонистических обществ, как Соединенные Штаты и Советский Союз. Осевым принципом его организации являются производство и техника, а целью — выпуск товаров; доиндустриальное общество базируется на не­квалифицированном ручном труде и получении основных ре­сурсов у природы. По ритму жизни и методам организации ра­боты индустриальная система является определяющим призна­ком социальной структуры — то есть экономики, занятости и стратификации — современного западного общества. Соци­альная структура общества, как я ее определяю, аналитически отделяется от двух других его измерений — политического уст­ройства и культуры.

Но если употреблять термин “индустриальное общество”, так же как и “капитализм”, лишь статически, то он может вводить в заблуждение, поскольку отражаемое им понятие не есть застыв­шая социальная форма. Подобно тому, как корпоративный, уп­равленческий капитализм двадцатого века весьма отличается от семейного капитализма восемнадцатого и девятнадцатого столе­тий, так и индустриальное общество двадцатого века с его зави­симостью от технологии и науки совершенно не похоже на про­мышленный строй предшествующих двух столетий. Никакая со­циальная система — или нация — не имеет патента на будущее, и задача социологии заключается в том, чтобы определить характер и, если возможно, траекторию происходящих изменений: их активные и сдерживающие силы, интегрирующие и дезинтегрирующие элементы.

Тезис, выдвигаемый в данной книге, состоит в том, что в следующие тридцать—пятьдесят дет мы увидим возникновение того, что я называю “постиндустриальным обществом”. Как я подчеркиваю, трансформация произойдет главным образом в со­циальной структуре, и ее последствия будут варьировать в об­ществах, имеющих различные политические и культурные кон­фигурации. Однако как социальная форма постиндустриальное общество будет в двадцать первом веке главной чертой соци­альных структур Соединенных Штатов, Японии, Советского Союза и стран Западной Европы. Понятие постиндустриально­го общества является при этом, разумеется, весьма абстракт­ным.

Я иллюстрирую мои рассуждения главным образом на приме­ре Соединенных Штатов не только потому, что знаю их лучше, чем другие страны, но и потому, что изменения здесь наиболее ярко выражены и наглядны. Это также позволяет мне обращать­ся к конкретным деталям и добиться эффекта непосредственно­сти и узнаваемости, при этом сохраняя контекст социологиче­ского обобщения.

В отличие от К.Маркса, который считал, что по пути Англии (взятой им как пример капиталистического индустриального об­щества) пойдут все подобные общества, я не верю в детермини­стскую траекторию исторического развития. Постиндустриаль­ное общество не есть “базис”, вызывающий изменения в “над­стройке”. Это лишь одно, хотя и важное, измерение общества, изменения в котором ставят перед политической системой, игра­ющей роль социального арбитра, новые проблемы управления, точно так же, как перемены в культуре и стиле жизни приводят к разрыву с традицией или к возникновению новых социальных групп, а судьба обездоленных слоев населения поднимает вопрос о власти и распределении привилегий в обществе.

Эта книга — взгляд из двадцать первого века. С методологи­ческой точки зрения это попытка применить новый вид концеп­туального анализа, а именно принцип осевых направлений и осе­вых структур как способ “упорядочения” огромного набора воз­можных вариантов изменений на макроисторическом уровне. С эмпирической точки зрения это попытка определить сущностный характер структурных трансформаций в обществе, происте­кающих из меняющейся природы экономики, и подчеркнуть но­вую и решающую роль теоретического знания в обновлении об­щества и в направлении перемен. Это рывок в будущее.

“В любом опыте мышления, — писал Дж.Дьюи в книге "Ис­кусство как опыт", — предпосылки возникают лишь тогда, ког­да заключения становятся очевидными”. Точно так же обстоя­ло дело и с понятием постиндустриального общества. Составля­ющие эту книгу главы были написаны мною в последние пять лет, а ее замысел созревал у меня в течение пяти лет до этого. Поскольку концепция книги является спекулятивной и затраги­вает возможность альтернативных вариантов будущего обще­ства, здесь не может быть линейного развития аргументации, но лишь исследование отдельных тем. Каждый очерк создавался по отдельности, хотя был задуман как часть целого. В послед­ние два года я переработал очерки, чтобы подчеркнуть их взаи­мосвязь и определить пять измерений понятия постиндустри­ального общества. Все они подробно разъясняются во Введе­нии к книге. Кроме того, я написал довольно обширный Эпи­лог, где исследуются основные проблемы, с которыми должно будет столкнуться постиндустриальное общество в следующие десятилетия. В данном предисловии я хотел бы выразить мою благодарность лицам и организациям, сделавшим эту работу воз­можной.

Первоначальная формулировка понятия постиндустриально­го общества была представлена на конференции по технологи­ческим и общественным изменениям, проходившей в 1962 году в Бостоне, в виде большой неопубликованной статьи. Председате­лем на этой конференции был Р.Хейдбронер, и я хочу выразить ему благодарность за сделанные им тогда замечания и за беседы, которые мы с ним периодически вели в течение последующего десятилетия.

В 1965 году небольшой грант от Фонда Карнеги, предостав­ленный для разработки данной идеи, дал мне возможность поду­чить некоторые исследовательские материалы и в течение года пользоваться помощью доктора В.Хелд, сотрудницы философского факультета Хантеровского колледжа. Д-р Хелд подготовила ряд справочных материалов, одна часть которых была включена в рабочие документы Комиссии по 2000 году, а другая использова­на в Главе 5. Обсуждения с д-ром Хелд имели большое значение для разработки многих начальных формулировок.

Идея постиндустриального общества стала одной из основных тем, разрабатываемых Комиссией по 2000 году Американской академии гуманитарных и точных наук, и нашла отражение в пяти томах рабочих документов, изданных Академией, а также в книге “На пути к 2000 году” (1967) — сборнике материалов Ко­миссии. Я в большом долгу перед Дж.Воссом, исполнительным ди­ректором Американской академии гумманитарных и точных наук, за его щедрую помощь и перед Ст.Гробардом, редактором журна­ла “Daedalus”, который в течение долгого времени был моим ин­теллектуальным компаньоном.

Что касается учреждений, то я весьма обязан Расселовскому научному фонду и его президенту О.Бриму. Грант от этого фон­да в 1967 году сначала освободил меня от одной трети моих учеб­ных занятий в Колумбийском университете, а затем дал возмож­ность вести там экспериментальный аспирантский семинар по моделям прогнозирования. Он также субсидировал мою исследо­вательскую работу в последующие два года. В 1969—1970 годах я использовал свой годичный отпуск для работы в фонде, где эта книга и стада окончательно складываться. Глава 3, в несколько отличающейся форме и под заголовком “Система оценок знания и технологии”, появилась в книге “Показатели социального из­менения”, изданной сотрудниками Расседовского фонда Э.Б.Шелдон и У.Муром. Я хочу особо поблагодарить д-ра Шелдон за ее редакторский комментарий к этой статье.

В течение последнего десятилетия область моих интеллекту­альных интересов была весьма разнообразна: я писал книгу о постиндустриальном обществе, разрабатывал теорию социальных счетов, занимался долгосрочным прогнозированием до 2000 года, провел оценку теорий общественных изменений и выдвинул идею осевых структур как способа организации макросоциодогии. Большое внимание я уделил тому, что назвал “разъединением” культуры и социальной структуры. Расседовский фонд относил­ся ко мне терпимо, и я метался от темы к теме, время от времени публикуя небольшие выдержки из еще сырого материала рукопи­си. В ближайшие годы должны быть опубликованы несколько работ (данная книга — первая из этой серии), где эти идеи об­ретут взаимосвязанность. Я хочу поблагодарить О.Брима за его терпение и надеюсь, что эта книга ему понравится.

В июне 1970 года в Цюрихе Р-Дарендорф и я организовали при финансовом содействии Международной ассоциации за куль­турную свободу небольшой семинар для обсуждения идеи постин­дустриального общества. Основу для дискуссии составила Глава VI данной книги. В последующем ряд критических работ, отра­жавших несогласие с моей позицией, написали д-р Дж.Флуд из Наффильдского колледжа (Оксфорд), профессор Ф.Буррико из Сорбонны, профессор, ректор юридического факультета Флорен­тийского университета Дж.Сартори, профессор П.Вайлс из Лон­донской школы экономики и профессор К.Томинага из Токий­ского университета. Эти работы были опубликованы в лондон­ском журнале “Survey” зимой 1971 года, и интересующийся чи­татель может найти их полезными 1.

Хочу выразить особую благодарность моему другу И.Кристолу, который, хотя и относится подозрительно ко всем обществен­ным наукам, а особенно — к широкомасштабным обобщениям, строго изучал каждую статью и настаивал на эстетической орга­низации их подачи.

Мой секретарь в Расселовском фонде, В.Кауфман, и мой сек­ретарь в Гарварде, миссис Э.Мерриман, наделены всеми добро­детелями, которые только могут пожелать писатели для своих помощников. Мисс М.Тавитьян печатала Эпилог. Н.Розенталь из Бюро по статистике труда оказывал постоянную помощь в предоставлении статистических материалов для Главы 2. Миссис Ю.Бурбанк помогла в обновлении статистических данных. Мис­сис Э.Фридгуд, мой друг и прежний редактор, прочитала руко­пись и сделала полезные замечания по тексту. Р.Шахтер из “Бэй-сик Букс”, которая просматривала рукопись в гранках, была очень терпелива в работе со мною.

1. Остальными участниками были: С.Н.Эйзенштадт из Еврейского универси­тета, Р.Бендикс из Университета Беркди, З.Бжезинский из Колумбийского университета, М.Кроциер из Парижа, З.Баум из Тедь-Авива, Х.Ягуарибе из Бразилии, Дж.Линц из Йедя, О.Шик из Базеля, Э.Шонфидд из Чатемского кол­леджа, Д.Локвуд из Эссекса, Ст.Хоффман из Гарварда и Ст.Гробард из Кемб­риджа, штат Массачусетс.
Никакой писатель никогда не является беспристрастным су­дьей своего творчества, и моим наиболее строгим, но любящим критиком была моя жена, Перл Казин Белл, которая полностью отредактировала эту рукопись.

Даниел БЕЛЛ

Март 1973 г. Кембридж, штат Массачусетс
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   51


написать администратору сайта