Главная страница

Д. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество. Грядущее постиндустриальное


Скачать 5.69 Mb.
НазваниеГрядущее постиндустриальное
АнкорД. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество.doc
Дата02.02.2017
Размер5.69 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаД. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество.doc
ТипКнига
#1773
страница39 из 51
1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   ...   51
чих экономической системой, и предсказал политический переворот и установление нового социального порядка в результате преодоления классового типа социума. В то же время Э.Дюркгейм, основываясь на теории индустриального общества, видел источник беззакония и разрушения социальной жизни в отсутствие механизмов, способных ограничить проявления самой эко­номической функции. Как он писал в 1890 году, “социальная функция не может существовать без моральной дисциплины. В противном случае ничего не остается, кроме индивидуальных аппетитов, а так как они по своей природе безграничны и нена­сытны, то в случае, когда над ними не существует контроля, они сами не в состоянии себя сдерживать. Именно вследствие этого происходит кризис, от которого страдают в настоящее время европейские общества. В течение двух веков экономичес­кая активность развивалась такими темпами, как никогда ранее. С периферийных позиций, которые она занимала прежде, третируемая верхами и оставленная низшим классам, она на наших глазах вышла на передовые рубежи. Перед ней отступа­ют на задний план военные, административные и религиозные функции. Аишь научные институты оспаривают ее приоритет, но даже наука вряд ли столь престижна в наши дни, кроме как в своем прикладном значении, и, следовательно, главным образом обслуживающая бизнес. Вот почему можно с известной долей уверенности сказать, что общество является (или имеет тенден­цию стать) индустриальным”3. Главная проблема подобного со­циума, таким образом, — не классовый конфликт, который ос­тавался побочным аспектом неограниченной конкуренции в сфере заработной платы, а нерегулируемый характер самой эко-

3 Durkheim E. Professional Ethics and Civic Morals. Glencoe (111.), 1958. P. 10-11. Эти лекции, не издававшиеся при жизни Э.Дюркгейма, впервые увидели свет в Турции (опубликованные Стамбульской шкодой права) и Франции (в издании Press Universitaires de France) в 1950 году. Сам курс был прочитан в Бордо в 1890 и 1900 годах и повторен в Сорбонне в 1904 и 1912 годах. Приведенная выше цитата в слегка сокращенном виде появилась в авторском предисловии ко второму изданию книги “Разделение труда”, которое вышло в свет в 1902 году под назва­нием “Quelque Remarques sur les Groupements Professionels” (cm: Durkheim E. The Division of Labor in Society. N.Y. 1933. P. 3). В последних двух строках цита­ты я использовал формулировку из предисловия к работе “Разделение труда”, поскольку она усиливает точность смысла слов Э.Дюркгейма.
номической функции, [имеющий место] даже тогда, когда наблюдается вмешательство государства. Решающим социальным изменением, происходящим в наше время, — обусловленным зависимостью людей от сложного xaf рактера экономических процессов, возникновением проблемы внешних побочных эффектов, а также необходимостью контроля за последствиями научно-технического прогресса, — стало под­чинение экономической функции политическому фактору. Фор­мы, которые примет этот процесс, будут варьироваться и опре­деляться историческими особенностями различных политических систем — централизованным государственным контролем, госу­дарственными корпорациями, децентрализованными предприя­тиями и центральной системой политических директив, смешан­ными государственными и частными предприятиями и т.п. Одни из них будут демократичными, другие — нет. Но главный факт очевиден: автономия экономики (и власти людей, которые ею управляют) приходит к концу; возникают новые, качественно отличные системы управления. Контроль над обществом пере­стает носить в основном экономический характер и становится преимущественно политическим.

Второй важнейший исторический сдвиг — отделение обще­ственной функции (или места человека в обществе, обычно зада­ваемого характером его занятий) от собственности. В западном обществе, особенно на капиталистической стадии развития, об­щественная функция могла быть трансформирована в собствен­ность (землю, машины, акции и т.д.), которая сберегалась как богатство и передавалась по наследству в целях создания преем­ственности прав — привилегий, которые постепенно оформи­лись в социальную систему. В новом обществе, которое форми­руется ныне, индивидуальная частная собственность теряет свое общественное предназначение (защиты труда в том смысле, как это понимал Дж.Локк, контроля иди управления производством, вознаграждения за риск) и сохраняется лишь как функция.

Автономность функции, иди техническая компетентность, была основой технократической теории А. де Сен-Симона. Она стала базой нравственного подхода выдающегося английского социа­листа и историка народного хозяйства Р.Г.Тауни. В своем авто­ритетном трактате “Стяжательское общество” он доказывает, что владение собственностью потеряло связь с моральным правом быть

основой вознаграждений и поэтому стало в меньшей степени критерием престижа иди социального положения, чем функцией, которую он определил “как активность, заключающую в себе и выражающую собой идею социальной цеди”4.

Р.Г.Тауни дает определение профессионализма, и если его теория верна, то сердце постиндустриального общества — это класс, который прежде всего является профессиональным клас­сом. Хотя границы, возникающие при определении статуса каж­дой группы, подвижны и зачастую расплывчаты, тем не менее ядро определяющих его элементов четко обозначено5. Профес­сия — это теоретически усвоенная (т.е. постигаемая) деятель­ность, и, таким образом, она предполагает процесс формальной подготовки, но в широком интеллектуальном контексте. При­надлежность к какой-либо профессии означает формальное или неформальное признание этого людьми или специальным офици­альным органом. При этом профессия содержит в себе норму социальной ответственности. Это не означает, что профессиона­лы более великодушные или идеалистически настроенные люди, но ожидаемая модель их поведения по сравнению с другими граж” данами предопределяется этикой их деятельности, которая, как правило, первична по отношению к этике эгоизма6. По этим при­чинам представление о профессионализме заключает в себе идею компетентности и авторитета технического и морального поряд-

4 Tawney R.H. The Acquisitive Society. N.Y., 1920. P. 8. См. в особенности главы шестую — “Функциональное общество” и десятую — “Положение работ­ника умственного труда”.

5 Классическое обсуждение этого вопроса можно найти в: Carr-Saunders A.M., Wilson P.A. The Professions. Oxford, 1933 (особенно в четвертой части “Профессионализм и общество будущего”); суммированное изложение кон­цепции — в статье: Parsons Т. Professions // The International Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 12. N.Y., 1968. Ряд независимых дискуссий по вопросу о профессионализме освещен в: Wilensky H. The Professionalization of Everyone // American Journal of Sociology. Vol. 70. No. 2. September 1964 и Jackson J.A. (Ed.) The Professions and Professionalization. Cambridge (UK), 1970.

6 Можно сказать, что бизнес “подотчетен” потребителям через рынок, в то время как профессионал “подотчетен” своим руководителям в пределах про­фессиональной группы. Собственность ассоциируется с богатством, которой передается непосредственным юридическим образом; профессия определяется навыками, передающимися лишь опосредованно через культуру, которую могут унаследовать дети представителей класса профессионалов.
ка и предполагает, что профессионал имеет основания занять/ заметную позицию в иерархической структуре общества.

В шестой главе я уже останавливался на изменениях, которые претерпели классы и власть в индустриальном обществе. Исходи из этих посылок, можно попытаться оценить тенденции будуще­го развития. Если рассматривать социальную структуру постин­дустриального общества в двух отмеченных выше аспектах, мож­но сделать два вывода. Во-первых, основной класс в нарождаю­щемся социуме — это прежде всего класс профессионалов, вла­деющий знаниями, а не собственностью. Но, во-вторых, система руководства обществом определяется не передачей власти по на­следству, а политической системой, и вопрос о том, кто стоит у ее руководства, остается открытым,

СХЕМА

Социальная структура постиндустриального общества (американская модель)

I. Статусные группы: ось стратификации основывается на знании (горизонтальные структуры) А. Класс профессионалов — четыре сословия:

1. научное

2. технологическое (прикладные типы знания: инженерные, экономические, медицинские)

3. административное

4. культурологическое (художественная и религиозная

деятельность) Б. Техники и полупрофессионалы В. Служащие и торговые работники Г. Ремесленники и полуквалифицированные рабочие (“синие воротнички”)

II. Ситусные группы: сферы приложения профессиональной деятельности

(вертикальные структуры)

А. Экономические предприятия и коммерческие фирмы

Б. Правительство (юридическая и административная бюрократия)

В. Университеты и научно-исследовательские институты

Г. Социальная сфера (больницы, службы быта и т.д.)

Д. Военные Ш.Контролирующая система: политическая организация общества

А. Высший эшелон власти

1. Аппарат президента

2. Лидеры законодательной власти

3. Руководители бюрократии

4. Высшее военное руководство

Б. Политическе группы: социальные объединения и группы давления:

1. Партии

2. Эдиты (научная, академическая, деловая, военная)

3. Мобилизованные группы:

а) функциональные группы (деловые, профессиональные, группы, выделяемые на основе специфики труда)

б) этнические группы

в) узконаправленные группы:

  1. функциональные (мэры городов, бедняки и т.д.)

  2. группы носителей специфических интересов

(молодежь, женщины, гомосексуалисты и т.д.).
С точки зрения статуса (престиж, признание и, возможно, до­ходы) класс профессионалов может стать высшим классом нового общества, но в самой его структуре отсутствует потенциал для формирования нового класса как на основе корпоративных харак­теристик нового экономического класса, так и нового политиче­ского класса, претендующего на власть. Причины этого становят­ся очевидными после изучения вышеприведенной схемы.

Класс профессионалов, как я его определяю, состоит из четы­рех сословий: научного, технологического, административного и культурного7. Хотя эти сословия в целом связаны общим этосом, они не имеют объединяющих их глубинных интересов, за исклю­чением совместной защиты идеи познания; фактически их мно­гое разделяет. Научное сословие осуществляет фундаментальные исследования и, естественно, озабочено поиском путей защиты условий их проведения, свободных от политического и любого

7 Идея разделения на четыре сословия заимствована из весьма заметной книги: Price D.K. The Scientific Estate. Cambridge (Ma.), 1965. Д.Прайс выделя­ет четыре функции правительства — научную, профессиональную, администра­тивную и политическую — и преобразует каждую из них в качестве идеального типа в отдельное сословие. Мои разногласия с Д.Прайсом лежат в двух плос­костях: я думаю, что сословия могут быть более точно определены как соци­альные группы, нежели как функции; что более важно, я не считаю, что поли­тическая функция логично поставлена в один ряд с другими, так как я рас­сматриваю ее в качестве контролирующей системы всей социетарной структу­ры. В терминологическом отношении там, где Д.Прайс употребляет понятие “профессиональный”, я применяю слово-технологический” (подразумевая при­кладные знания), поскольку использую его для более широкого обозначения всего класса; я также выделяю и культурологическое сословие, чего не делает Д.Прайс. Тем не менее я испытываю по отношению к нему чувство глубокой признательности.
другого внешнего влияния. Технократы, будь то инженеры, эко­номисты, физики, основывают свою работу на системе кодифицированных знаний, но применение таковых для социальных иди/ хозяйственных целей оказывается ограниченным политикой об­щественно-экономических структур, к которым они принадлежат. Управленческие сдои заняты руководством организациями, и они связаны как эгоистическими интересами самой организации (ее сохранением и расширением сферы ее влияния), так и выполне­нием социальных задач, и могут входить в конфликт с любой другой профессиональной общностью. Культурное сословие — представители искусств и религиозные деятели — выражает себя в символизме (пластическом иди идейном) форм и понятий; од­нако в том случае, если оно будет в большей степени увлекаться понятийным символизмом, оно может входить во все более враж­дебное состояние по отношению к технократам и управленцам. Как я уже отметил в Предисловии, осевой принцип современной культуры с ее сосредоточенностью на личности является антиномичным и антиинституциональным и потому враждебен принци­пу функциональной рациональности, который в целом определяет специфику применения знаний технологическим и админист­ративным сословиями. Таким образом, в постиндустриальном обществе все больше обнаруживает себя отрыв от социальной структуры, который неизбежно влияет на взаимосвязи и даже ” затрагивает корпоративное сознание четырех профессиональных сословий8.

В то время как классы могут быть расположены горизон­тально по статусному принципу (возглавляемые четырьмя про­фессиональными сословиями), общество организовано верти­кально по принципу разделения на ситусы, которые являются действительным фокусом профессиональной активности и ин­тересов. Я использую не вполне привычный социологический термин ситусы, чтобы подчеркнуть тот факт, что в повседнев­ной деятельности взаимодействие и конфликт интересов проис-
8. Легко заметить, что наиболее экстремистские формы “нового сознания”, выраженные, например, в работах: Rozsak Т. The Making of a Counter-Culture. [N.Y., 1964] или Reich Ch. The Greening of America. [N.Y., 1970], — отличаются

открытой враждебностью не только по отношению к сайентизму, но и к науке в целом.
Ходят скорее между организациями, к которым относятся люди, нежели между более расплывчатыми классами иди статусными группами. В капиталистическом обществе собственники иди бизнесмены, взятые как класс, сосредоточены исключительно в коммерческих фирмах иди корпорациях, и, таким образом, ста­тусные и ситусные группы совпадают. В постиндустриальном обществе, однако, члены четырех профессиональных сословий входят в состав различных ситусов. Ученые могут работать на предприятиях, в государственном аппарате, университетах, в сфере услуг иди в военной области (хотя значительная часть “чистых” ученых может быть найдена в университетах). Анало­гичным образом распределены технократы и управленцы. Из-за этого “разброса” вероятность чистого корпоративного созна­ния, способного к яркому политическому выходу, имеет тен­денцию к уменьшению.

Наконец, если важнейший исторический поворот последней четверти века сводится к подчинению экономической функции социальным целям, то политическая система неизбежно превра­щается в контролирующую структуру общества. Но кто управля­ет ею и в чьих (или каких) интересах? Прежде всего это измене­ние может означать, что традиционные социальные конфликты просто сместились из одной сферы в другую, что борьба тради­ционных классов в сфере экономики, где люди добивались срав­нительных преимуществ в статусе, привилегиях и влиянии, в на­стоящее время переместилась в сферу политики, и по мере этого процесса группы носителей специфических интересов и этниче­ские группы (бедные и черные) сейчас стремятся подучить по­средством политических действий привилегии и преимущества, которые они не в состоянии приобрести в экономической сфере. Именно этот процесс происходил в последние годы, и он будет продолжаться в будущем. Второй, и в структурном отношении более глубокий, сдвиг сводится к тому, что в постиндустриаль­ном обществе ситусы в большей мере, чем статусы, будут пред­ставлять собой зоны сосредоточения основных политических интересов. В какой-то мере это проявляется в уже знакомом фе­номене групп давления. Однако в постиндустриальном обществе более вероятно, что именно ситусы достигнут больших корпора­тивных связей между собой и станут главными претендентами на общественную поддержку и основными факторами, определяющими государственную политику9. И тем не менее те же силы, которые восстановили примат политической системы в техноло­гическом мире, создали обстановку, при которой потребовалось определить ряд взаимосвязанных целей этого процесса и четко сформулировать общественную философию, которая представ­ляла бы собой нечто большее, чем сумму политических амбиций людей, объединенных по принципу единой сферы общественной деятельности иди социальных групп. В попытках создания этой взаимосвязи можно обнаружить зачатки конституирующих прин­ципов профессионального класса постиндустриального общества.

Новая социальная система, в отличие от того, что утверждает К.Маркс, не всегда зарождается в недрах старой, но в ряде слу­чаев вне ее. Основу феодального общества составляли дворяне, землевладельцы, военные и священнослужители, чье богатство было связано с собственностью на землю. Буржуазное общество, зародившееся в XIII веке, сложилось из ремесленников, купцов и свободных профессионалов, чья собственность состоит в их квалификации или их готовности идти на риск и чьи земные цен­ности совершенно несовместимы с уходящей театральностью ры­царского стиля жизни. Однако оно зародилось вне феодальной землевладельческой структуры, в свободных общинах иди горо­дах, которые к тому времени уже освободились от вассальной зависимости. И эти маленькие самоуправляющиеся общины ста­ли основой европейского торгового и индустриального общества10.

9 Ограниченность данного анализа определяется тем, что хотя постиндуст­риальное общество по своей социетарной структуре становится в значительной степени функциональным обществом, политическая система не организована по функциональному принципу. Так, существующие традиционные географи­ческие районы и соответствующее рассредоточение людей означают, что поли­тические вопросы в каждый конкретный момент более всепроникающи, чем интересы какой-либо статусной или ситусной общности. Это также указывает на то, что ситусные группы, как и группы давления, действуют прежде всего через лоббирование законодательной и исполнительной власти, нежели воздей­ствуют напрямую через механизм выборов. Реальность серьезно усложняет любые идеальные представления.

10 Парадокс состоит в том, что прогресс этого общества начался только после того, как его корни, уходящие в замкнутую хозяйственную жизнь общи­ны, были подорваны широкомасштабной индустриализацией, когда появление отдельных отраслей промышленности дало возможность покупать сырье в од­ном городе и продавать продукцию в другом, процессом, который пробивал

себе путь как сквозь отжившие феодальные порядки, так и регулирующие огра­ничения цехового строя, и развертывался параллельно с политической центра­лизацией нарождающегося национального государства в рамках абсолютной монархии.

Такой же процесс происходит в настоящее время. Корни пост­индустриального общества лежат в беспрецедентном влиянии науки на производство, возникшем в основном в ходе преобразо­вания электроэнергетической и химической отраслей промыш­ленности в начале XX века. Но, как заметил Р.Хейдбронер: “на­ука, как мы знаем, зародилась задолго до капитализма, но не получала своего полного развития до тех пор, пока капитализм прочно не встал на ноги”. И наука как квазиавтономная сила будет развиваться и после капитализма. Исходя из этого можно сказать, что научное сословие — его форма и содержание — яв­ляется монадой, содержащей в себе прообраз будущего общества*.

2. БУДУЩЕЕ НАУКИ

ЭТОС НАУКИ

Хотя идея науки восходит еще ко временам Древней Греции, организация научных работ в основном начинается в XVII веке созданием академий или научных обществ, находившихся на со­держании богатых меценатов и развивавшихся вне университет­ской системы, с целью поощрения научных исследований. Ин-
* Этот подход предложен Р.Хейдбронером (см.: Heilbroner R. The Limits of American Capitalism. N.Y., 1966. P. 115). Он утверждает: “...Аналогично первым проявлениям зарождающегося рынка в эпоху средневековья, наука и созданная на ее основе технология возникают как огромная подземная река, извилистое течение которой прорывается на поверхность в эпоху капитализма, но которая берет начало из весьма далеких истоков. Однако сходство на этом и заканчива­ется. При наличии рыночных отношений река научных перемен, выходя на по­верхность, должна прокладывать свое русло в сложившемся социальном ланд­шафте, что, как и в случае денежных отношений в период средневековья, глубо­чайшим образом изменяет привычные очертания местности. Таким образом, если мы зададимся вопросом, существует ли какая-то сила, которая может стать со временем достаточно мощной, чтобы подорвать систему привилегий и функ­ций капитализма и создать на ее месте собственные институты и социальные структуры, Мы должны признать, что только одна сила является решающей в

ституционализация научных работ, однако, развивается только с учреждением национальных академий, как во Франции в конце XVIII столетия, и развитием наук в университетских центра, начавшемся в Германии в XIX веке, а также с созданием науч­ных лабораторий при университетах, которые стали центрами научных сообществ в конкретных областях знаний12

Несмотря на то, что университеты действовали в рамках госу­дарственной системы — в Германии и Франции университеты и академии были государственными организациями, а их профессо-
12 Вопрос о начальных стадиях организации науки кратко, но ясно изложен в работе: На;; A.R. The Scientific Revolution, 1500-1800. L., 1954. Chap. 7; об институционализации науки в последние два столетия см.: Ben-David J. The Scientist's Role in Society. Englewood Cliffs (N.J.), 1971. И.Бен-Дэвид следующим образом описывает новую роль университетов: “Начиная с середины XIX века, лаборато­рии ряда немецких университетов стали научными центрами, а в некоторых слу­чаях виртуальным средоточением первоклассных научных умов того времени, ведущих исследования в тех или иных областях. Либих в Гессене и И.Мюллер в Берлине, вероятно, первыми приходят на ум среди ученых такого уровня, кото­рые работали совместно с огромным количеством талантливых учеников и после­дователей в своей узкой области в течение долгого времени, всецело отдаваясь своему делу до тех пор, пока не добивались ведущих позиций в мировой науке. К концу века лаборатории некоторых профессоров стали настолько известными, что самые способные выпускники университетов со всего мира приезжали сюда на некоторое время. Перечень студентов, работавших в этих лабораториях, зача­стую включал практически всех видных ученых следующего поколения...

Эти незапланированные и непредсказуемые процессы были более решитель­ным шагом в деде организации науки, чем предшествовавшая ему реформа на­чала XIX века. Исследовательская работа становится регулярной сферой дея­тельности, и ученые в целом ряде областей начинают создавать более тесные сети общения между собой, чем раньше. Их ядрами стали университетские ла­боратории, готовившие многих талантливых студентов и способствовавшие ус­тановлению между ними личных взаимоотношений, эффективных форм тес­ных связей, что положило начало сознательно сконцентрированным и скоорди­нированным исследованиям в отдельных областях науки” (Ben-David J. The Scientist's Role in Society. P. 124-125).
pa были государственными служащими, — истинная автономность науки, как самоуправляющегося сообщества, распространялась на выбор направлений исследования, дискуссии относительно значи­мости того иди иного знания, признание научных заслуг и при­суждение званий и степеней. Эта автономия является центром этоса — и организации — научной деятельности.

И тем не менее, хотя моральная сила науки заключена в этосе саморегулирующегося научного сообщества, рост научного со­словия в годы после окончания второй мировой войны, когда и зародилось постиндустриальное общество, изменил науку в та­кой степени, что возник коренной разрыв между сутью и тради­ционными методами организации науки и реальностью ее струк­туры и роли как Большой науки. Именно это разделение ставит вопрос: не может ли парадокс возникновения капитализма (см. примечание 10) быть повторен во взаимодействии науки и госу­дарства и не могут ди традиционные этос и имидж науки иметь иное значение в постиндустриальном обществе?

Научное сообщество — уникальное явление человеческой ци­вилизации13. У него нет идеологии, так как у него нет набора постулируемых догм, но у него есть нравственные устои, кото­рые предопределяют неписаные нормы поведения. Это не поли­тическое движение, в которое можно вступить по желанию и стать полноправным членом только на выборной основе, но движение, для принадлежности к которому необходимы талант и убежде­ния. Это не церковь, где элемент веры базируется на догме и уходит в таинство, однако вера, страсть и таинство присутству­ют, хотя они направлены на поиск объективных знаний, пред­назначение которых состоит в том, чтобы проверять и ниспро­вергать старые верования. Как почти каждое человеческое уч­реждение, оно имеет свою иерархию и систему привилегий, но

13 В своем изложении традиционного имиджа — и внутренней логики — науки я основывался главным образом на работах: Polanyi M. The Logic of Liberty. Part 1. L., 1951; Weber M. Science as a Vocation // From Max Weber. N.Y., 1946;

и Merton R.K. Social Theory and Social Structure. Glencoe (111.), 1957. Chap. 15 и 16.

Это представление является идеальным типом и, как таковое, иногда про­тиворечит действительности. Скептическая точка зрения по этому вопросу со­держится в работе: Rothman R.A. A Dissenting View on the Scientific Ethos // British Journal of Sociology. Vol. XXIII. No. 1. March, 1972.
этот порядок уникальным образом базируется исключительно на результатах и их одобрении научными авторитетами, а не на на­следовании, возрастном цензе, грубой силе или изощренных ма­нипуляциях. В общем, оно представляет собой разновидность социального контракта, но в форме, которую не предвидели Т.Гоббс иди Ж.-Ж.Руссо, так как, хотя и существует доброволь­ное подчинение сообществу и возникающее на этой основе мо­ральное единение, суверенитет не возникает насильственным пу­тем, а совесть остается индивидуальным делом каждого. По сво­ему образу научное сообщество ближе всего к идеальному древ­негреческому полису — республике свободных мужчин и жен­щин, объединенных общей целью поиска истины.

Наука, как и религия, определяет ступени на жизненном пути. “Человек становится членом гражданского общества самим фак­том своего рождения и оказывается полноправным гражданином, достигая определенного возраста. Но иначе обстоит дело в науч­ной Республике, где необходимо тщательно искать своего места, которое даруется только избранным”. Именно так Б. де Жувенель описывал начало этого процесса. Человек живет в рамках великой традиции, сформированной из ошибок и успехов прошлого. Пер­вой значительной ступенью становится университет. В школе уче­ник может заучивать доктрины, научные истины, “мертвые азы” науки. Университет же стремится к тому, чтобы студент осознал всю относительность знания и его вечно изменяющийся характер.

Быть ученым — значит быть учеником. Как и в искусстве, здесь иногда встречаются оригиналы или самоучки, но человек достигает научной квалификации благодаря руководству учите­ля. “В великих шкодах науки, — пишет М.Полани, — привива­ются наиболее важные навыки научного поиска. Повседневная деятельность учителя раскрывает их способному студенту и пе­редает ему также некоторые интуитивные знания, которыми он руководствуется в своей работе... Вот почему нередко великие ученые следуют за своими великими учителями в качестве учени­ков. Работа Э.Резерфорда несет на себе четкий отпечаток школы Дж.Дж.Томсона. Между тем не менее четырех Нобелевских лау­реатов в свою очередь являются непосредственными учениками Э.Резерфорда...”

Если существует наставничество, то есть и последователи. До­статочно познакомиться с книгой В.Гейзенберга “Физика и за ее пределами”, чтобы понять, что в 1920-х годах специалистам-ядер­щикам передалось все мироощущение авангардистского движения. Молодые физики устремились в Гёттинген, Берлин, Копенгаген и Кембридж учиться у великих ученых и участвовать в захватываю­щей перестройке вселенной. Они ощущали свою принадлежность к особой системе и поддерживали близкие личные взаимоотноше­ния. Впечатляет атмосфера сотрудничества и в то же время сопер­ничества, в которой ученые, работавшие на передовых рубежах физики, такие, как Н.Бор, П.Дирак, Э.Шрёдингер, В.Гейзенберг, В. Паули находили друг друга, чтобы обменяться идеями и погово­рить о физических проблемах; где такие корифеи, как Н.Бор, чув­ствовали возможности молодых и приглашали их к сотрудниче­ству либо вели с ними продолжительные беседы, позволявшие про­верить и прояснить их взгляды14.

Ключевым моментом науки является определение предмета исследования. Последнее есть попытка решить вопрос, который
1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   ...   51


написать администратору сайта