Д. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество. Грядущее постиндустриальное
Скачать 5.69 Mb.
|
Он лишь показывает, какие необходимые данные уже имеются для того, чтобы приступить к подобной оценке, кладет начало разработке социальных индикаторов, которое в будущем может дать нам возможность провести соответствующее сравнение происходящих с течением времени изменений. ВРЕМЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Американцам в большей степени, чем иным нациям (это именно национальный стиль, а не индивидуальная особенность), присуща нетерпеливость. Возникает проблема — и народ хочет скорее подучить .ответ. Американский характер отличают два упрощенческих убеждения: что все проблемы разрешимы и что для их решения нужны только люди и деньги. Хотите полететь на Ауну? Создайте НАСА. Хотите уничтожить трущобы? Начните широкую программу жилищного строительства. Тот факт, что не все проблемы одинаковы, что в одном случае имеет место техническое “взаимодействие с природой”, а в другом — “игра между людьми с их различными целями”, не всегда принимается во внимание. В свете множества стоящих перед нами социальных проблем заметен необычный факт, заключающийся в простоте наших подходов к их решению. Комитет экономических советников при президенте, имеющий общенациональное значение как исследовательский, аналитический и политический институт, был создан нсеги двадцать пять дет назад, и только двенадцать дет, как он стал функционировать в тех пределах, как то было задумано. Метод “затраты-выпуск” и техника линейного программирования возникли столь недавно, что лишь сегодня мы имеем возможность создать адекватную tableau economique и сформировать различные комбинации ресурсов и потребностей в соответствии с различными предпочтениями. И только при наличии подобных инструментов модель экономического планирования становится практически возможной. У нас все еще нет средств экономического прогнозирования, как краткосрочного, так и долгосрочного. Попытки применить эконометрические модели, (предпринимаемые в Институте Брукингса, к квартальным экономическим прогнозам еще только начались; от попыток создать математическую модель для долгосрочного прогнозирования, как предлагали Дж.Тобин и Р.Солоу, пришлось отказаться как от слишком сложных. В области социального планирования мы удручающе отстали. Экономические данные, собираемые и распространяемые федеральным правительством, как и основанные на них модели, относятся исключительно к экономической политике. К сожалению, они менее применимы к новым проблемам социальных изменений. Национальная экономическая статистика и переписи населения в существующем их виде мало говорят о проблемах бедности, о сообществах, находящихся в состоянии депрессии, о больных отраслях промышленности, об обездоленных социальных группах. Усредненные национальные данные слабо раскрывают региональные и локальные проблемы. В ходе неудач программ 60-х годов по борьбе с нищетой федеральное правительство обнаружило отсутствие необходимой информации для принятия эффективных решений, отвечающих возникающим социальным проблемам. Необходимость в получении подобного рода инфор мации весьма назрела. Социально-экономический кризис 30-х годов вынудил правительство создать систему счетов национального дохода и продукта с целью облегчить проведение макроэкономического анализа и построение экономических моделей на национальном уровне. Принятое несколько десятилетий тому назад решение правительства о характере собираемых сведений, решение, ставшее результатом возникшей необходимости в определенном типе информации, в значительной мере определило направление развития экономической теории и практики. Новый тип сбора социальных данных, так насущно необходимый сейчас, несомненно, повлияет на развитие социальной науки для следующего поколения. Однако проблемы коммунального и постиндустриального общества — это не технические, а политические проблемы; хотя в новых социальных образованиях и занимают важное место элементы социальной инженерии, важнейшими вопросами остаются вопросы ценностей. Только когда люди поймут, чего именно они хотят, можно будет приступить к решению вопроса о том, каким образом этого достичь. Поэтому основной проблемой постиндустриального общества является отношение технократического решения к политике, и это составляет тему следующей главы. ГЛАВА VI “Кто будет управлять?”: политики и технократы в постиндустриальном обществе Все разумное действительно, все действительное разумно”, — гласит известное изречение Г.Гегеля. Он не имел в виду, что существующее действительно. Как посткантианский философ, он соглашался с предположением, что эмпирическая реальность пребывает в постоянном изменении и что знание достигается только путем использования априорных категорий, необходимых для его организации. Таким образом, “действительное” представляет собой лишь базу для понятий, придающую смысл запутанному пустословию настоящего. Для Г.Гегеля реальность есть развертывание рациональности как рефлективной активности познающего самого себя разума, давшей человеку возрастающую власть над природой, историей и самим собой. В фундаментальном смысле понятие рациональности служит также и основной опорой социологической теории. Для Э.Дюркгейма, как он утверждал в работе “О разделении общественного труда”, цивилизация имеет тенденцию становиться более рациональной, что является следствием усиливающейся взаимозависимости в мире, а также синкретизма и секуляризации культуры, ведущих к уничтожению разобщенности. В трудах М.Вебера понятие рациональности заняло центральное место в социологии. В своих последних лекциях, прочитанных зимой 1919/20 годов, он указывал, что современная жизнь состоит из “рационального расчета, рациональной технологии, рационального права и, наряду с ними, рационалистической экономической этики, рационального духа и рационализации в каждом аспекте жизни” 1. Действительно, как отмечает Т.Парсонс, “концепция закона нарастающей рациональности как общего момента, присущего актив- 1.Weber M. General Economic History. L., n.d. P. 354. ным системам... является фундаментальным обобщением, вытекающим из работы М.Вебера”. И, рисуя занятную параллель (возможно, пророческую?), Т.Парсонс в заключение пишет: “Рациональность играет в отношении активных систем роль, аналогичную той, какую энтропия играет в физических системах”2. Эти теории рациональности уходят корнями в идеи XIX века об отношении человека к природе и обществу и представляют собой развитие концепций прогресса, возникших в конце XVIII столетия. Какими бы ни были их философские оттенки, эти теории подучили практическое воплощение в развитии промышленности и в войнах. Развитие каждого сформировавшегося индустриального общества и возникновение общества постиндустриального зависят от распространения определенных оттенков рациональности. Однако нас интересует сейчас то представление о рациональности, которое возникло в настоящее время, и я попытаюсь проследить, как технократия .— порождение этих представлений — связана с политикой3. ПАРАДИГМА Более полутораста дет назад человек блестящего ума, маниакально увлеченный технократией, Клод Анри де Рувруа, граф де Сен-Симон (“последний джентльмен и первый социалист” во Франции), популяризировал слово “индустриализм” для обозначения им возникающего общества, в котором богатство должно создаваться путем производства с использованием машинной техники, а не захватываться в результате грабежей и войн. Французская революция, положившая конец феодализму, по словам А. де Сен-Симона, могла бы возвестить приход индустриального общества, но не сделала этого, так как ею воспользовались метафизики, законники и софисты, то есть люди, склонные к абстрактным лозунгам. По мнению А. де Сен-Симона, необходимо было воспитать “новых людей” — инженеров, строителей, плановиков, — которые обеспечили бы необходимое руко- 2 Parsons Т. The Structure of Social Action. N.Y., 1937. P. 752. 3 Напряженность, существующая между технократией и культурой, в равной мере является одной из основных проблем современного общества. водство. А поскольку такие лидеры требуют особого воодушевления, А. де Сен-Симон незадолго до смерти поручил композитору Руже де Аилю, создавшему “Марсельезу”, написать новую, “Промышленную Марсельезу”. Премьера этой “Chant des Indu-striels”, как она была названа, состоялась в 1821 году, на открытии А. де Сен-Симоном и его другом, мануфактуристом Терно, новой текстильной фабрики в Сент-Уэне4. Можно относиться к делам А. де Сен-Симона и его посдедователей как к курьезу, но, поскольку он в некотором смысле был отцом технократии, мы можем воспользоваться его стилем для описания постиндустриального общества и его технократических основ. Сейчас мы находимся на начальных этапах постиндустриального общества. Мы стали первой в мировой истории страной, в которой более половины работающего населения не занято непосредственно производством продуктов питания, одежды, жилья, автомобилей и других материальных благ. Изменился и характер труда. В докладе, прочитанном в Кембриджском реформаторском клубе в 1873 году, великий экономист неоклассического направления А.Маршалл выдвинул воп- 4 Этот эпизод носит несколько комический характер, особенно если иметь в и иду, что многие приверженцы графа создали новый религиозный культ сен-(имонизма для канонизации его учений. (В монастырском замке, где уединялись последователи [новой религии], они носили одежды с застежками на спине, чтобы в духе социализма каждый, одеваясь, был вынужден обращаться за помощью к другому; так педагогика подкреплялась ритуалом.) Между тем многие из этих последовательных приверженцев А. де Сен-Симона оказались в числе людей, в середине XIX века перекроивших индустриальную карту Европы. Достаточно сказать, — писал профессор Ф.Маркхэм, — “что сен-симонисты были основной силой, поддерживавшей широкую экономическую экспансию Второй империи, в особенности в развитии банков и железных дорог”. Анфан-тен, самый эксцентричный из них, создал общество, проектировавшее Суэцкий канал. Бывшие сен-симонисты построили множество железных дорог — в Австрии, России и Испании. Братья Эмиль и Исаак Перейра, содействовавшие строительству первой французской железной дороги от Парижа до Сен-Жермена, основали первый во Франции индустриальный инвестиционный банк, “Credit inobilier”, а также крупную судоходную компанию Compagnie General Transatlan-tique (сегодня эксплуатирующую такие суда, как “Франция” и “Фландрия”), которая дала первым своим кораблям имена известных сен-симонистов, включая и имя самого А. де Сен-Симона, присвоенное судну водоизмещением в 1987 тонн. Подробнее см.: Markham F.M.H. Henri Comte de Saint-Simon: Selected Writings. Oxford, 1952. рос, отразившийся в самом названии его работы “Будущее трудящихся классов”. “Вопрос, — говорил он, — заключается не в том, будут ли в конечном итоге все люди равны — этого, безусловно, не будет, — а в том, может ли прогресс неуклонно, хоть и медленно, продолжаться до тех пор, пока, по крайней мере в профессиональном смысле, каждый человек не станет джентльменом”. И сам отвечал: “Да, может, и это станет реальностью”. Маршаддовское определение джентльмена — в более широком, нетрадиционном, смысле — предполагало, что тяжелый, из нуряющий труд, опустошающий душу, должен исчезнуть, а работающий человек начнет ценить образование и досуг. Не вдаваясь в качественную оценку современной культуры, ясно, что ответ на поставленный А.Маршадлом вопрос вот-вот будет найден. Происходит сокращение класса, занимающегося ручным и неквалифицированным трудом, тогда как на другом полюсе социальной стратификации класс интеллектуальных работников становится доминирующим. Определяя новую, зарождающуюся социальную систему, важно не только исследовать явные социальные тенденции, такие, как отход от ручного труда иди возникновение новых общественных отношений; важнее определить характер новой системы. Наиболее значимым для постиндустриального общества становится не переход от собственности или политических критериев к знанию как фундаменту новой власти, а изменение характера самих знаний. Для нового общества становятся характерными доминирующая роль теоретических знаний, господство теории над эмпиризмом и кодификация знаний в абстрактные системы символов, которые могут быть применены ко множеству самых различных ситуаций. Сейчас каждое общество живет нововведениями и ростом, и их основой являются именно теоретические знания. С прогрессирующим совершенствованием компьютерного моделирования различных процессов — моделирования экономических систем, общественного поведения или различных вариантов разрешения проблем — перед нами впервые открылись возможности широкомасштабных “контролируемых экспериментов” в общественных науках. Они, в свою очередь, позволят планировать альтернативные перспективы в различных областях, значительно расширяя тем самым пределы определения и контроля обстоятельств, оказывающих влияние на нашу жизнь. И так же, как в течение последних ста лет коммерческое предприятие играло роль ключевого института, в силу его места в организации массового производства товаров, в ближайшие сто лет ее будет играть уни-нерситет (иди какая-то иная форма института знаний) вследствие его функции источника инноваций и знаний. Если в предыдущем столетии господствующими фигурами были предприниматели, бизнесмены и промышленные руководители, то “новыми людьми” оказываются ученые, математики, экономисты и создатели новой интеллектуальной технологии. Это не значит, что большинство людей станут учеными, инженерами, техниками или интеллектуалами; и сегодня большинство не представлено бизнесменами, хотя можно утверждать, что мы живем в период “цивилизации бизнеса”. Основные ценности общества фокусируются сейчас на институтах предпринимательства; крупнейшие прибыли достигаются в сфере бизнеса, а власть находится в руках сообщества деловых людей, хотя в какой-то мере и делится в рамках предприятия с профсоюзами, а в обществе регулируется на основе определенных политических установлений. Однако в основном решения, влияющие на повседневную жизнь граждан, — характер имеющейся работы, расположение предприятий, решения об инвестициях в производство новых товаров, распределение налогообложения, профессиональную мобильность — принимаются бизнесменами, а в последнее время и правительством, уделяющим основное внимание благополучию предпринимателей. В постиндустриальном обществе решения в области производства и предпринимательства будут инициироваться и определяться другими общественными силами; важнейшие решения относительно экономического роста и его сбалансированности будут приниматься правительством, но базироваться на финансируемых им исследованиях и разработках, на сравнительном анализе издержек и эффективности, издержек и прибылей; вследствие сложной взаимосвязи результатов принимаемых решений они будут все в большей мере носить технический характер. Основное внимание общества будет сосредоточено на заботливом отношении к таланту, расширении сети общеобразовательных и интеллектуальных учреждений; не только лучшие таланты, но и весь комплекс престижа и статуса оказывается порождаемым интеллектуальными и научными сообществами. МАШИНА ВРЕМЕНИ Наблюдать формирование новых институций с самого начала, de novo, удавалось исключительно редко. Социальные изменения были неоднозначными и медленными. Адаптация шла постепенно и противоречиво, распространение [нововведений] оставалось сложным. Тридцать пять лет назад, размышляя об истории, Поль Валери, этот типичнейший из французских литераторов, писал: “Нет ничего легче, чем отмечать отсутствие в книгах по истории важнейших явлений, которые прошли незамеченными вследствие своей медленной эволюции. Они не были отмечены историками потому, что не нашли яркого документированного отражения... Событие, которое протекает больше столетия, нельзя отыскать ни в одном документе или коллекции мемуаров... Так было с открытием электричества и покорением им мира. События такого рода, не имеющие равных в истории человечества, проявляются в ней менее заметно, чем некоторые более зрелищные происшествия, которые, помимо всего прочего, соответствуют тому, о чем обычно повествует традиционная история. Электричество во времена Наполеона имело не большее значение, чем во времена Тиберия, и могло быть приписано христианству. Между тем сегодня становится все более очевидным, что завоевание мира электричеством чревато большими последствиями и более способно изменить жизнь в ближайшем будущем, чем все так называемые “политические” события, происшедшие со времен Ампера до наших дней”5. Сейчас мы не только пытаемся определить процессы перемен (даже если установить их точную дату невозможно), но и ускоряем “машину времени”, чтобы радикально сократить сроки между зарождением перемен и их претворением в жизнь. Пожалуй, самое важное социальное изменение нашего времени — это процесс непосредственного и сознательного изобретательства. Сейчас люди пытаются предвидеть изменения, определять их направление и воздействие, брать их под свой контроль и даже вести их к заранее определенным целям. “Трансформация общества” больше не звучит как абстрактная фраза, а представляля- 9 Valery P. Reflections on the World Today. N.Y., 1948. P. 16. ют собой процесс, в котором правительства участвуют активно и на вполне сознательной основе. Индустриализация Японии древним классом самураев представляла собой действие, направленное на перестройку аграрной экономики сверху, и прошла успешно благодаря дисциплинированному характеру общественных отношений, отличавшему общество в период, последовавший за реставрацией Мэйдзи. Необычайные преобразования в Советском Союзе, более жестокие и более сжатые во времени, чем все изменения, когда-либо совершавшиеся в истории, проводились по конкретным планам, в которых перемещения населения, как и промышленные задачи, были заложены в социальные схемы. Разрушение колониальной системы после окончания второй мировой войны привело к возникновению почти пятидесяти новых государств, и многие из них оказались абстрактными приверженцами идеи “социализма”, прокламирующей создание новых индустриальных и урбанизированных экономик в качестве основной задачи новых элит. В старых западных обществах мы наблюдаем развитие планирования в более дифференцированных формах, будь то целевые планы, индикативное планирование, первоначальные инвестиции или просто экономический рост и полная занятость. ГОДЫ РОЖДЕНИЯ Было бы безрассудно пытаться точно датировать социальные процессы (с помощью каких критериев можно определить, когда капитализм сменил феодализм, хотя бы в экономической сфере?), но наше представление о времени, которое само по себе есть один из аспектов модернити, вынуждает нас искать какие-то символические точки, которые могли бы ознаменовать возникновение нового общественного сознания. А.Уайтхед .однажды заметил, что девятнадцатое столетие закончилось к 1880-м годам, а 1870-е годы были последним десятилетием его расцвета, Можно также считать, что период с 1880 по 1945 год был периодом взрывного развития западных идеологий; и кульминацией его стали кошмары фашизма и коммунизма, породивших нового Левиафана. Период, наступивший после окончания второй мировой войны, породил новое осознание времени и социальных перемен. Вполне можно считать, что 1945—1950 годы символически были годами рождения постиндустриального общества. Вначале превращение материи в уничтожающую энергию в результате создания в 1945 году атомной бомбы отчетливо показало миру силу науки6. При этом появились также возможности использования ядерной энергии на благо человека. В 1946 году на государственном испытательном полигоне в Абердине (штат Мэриленд) был создан первый клавишный компьютер ЭНИАК, за ним вскоре последовали МАНИАК и ДЖОННИАК и в течение следующего десятилетия еще десять тысяч других. Никогда в истории изобретений ни одно новое открытие не утверждалось с такой быстротой и не находило такого широкого применения, как компьютер. В 1947 году Н.Винер опубликовал свою “Кибернетику”, где изложил принципы действия саморегулирующихся механизмов и самоналаживающихся систем. Если атомная бомба доказала могущество чистой физики, то сочетание компьютера и кибернетики открыло путь новой “общественной физике” — комплексу технических средств, позволяющему, при помощи контроля и теории коммуникаций, создать tableau entiere для выработки решений и осуществления точного выбора. 6 Сравните родь науки во второй мировой войне с ее значением в первой. В журнале “Modern Science and Modern Man” Дж.Б.Конант, который, до того как стать известным просветителем, был выдающимся химиком, рассказывает, как после вступления Соединенных Штатов в первую мировую войну член Американского химического общества предложил правительству в лице Н.Д.Бейкера, который был тогда военным министром, услуги специалистов-химиков. Его поблагодарили и просили прийти на следующий день, когда его и известили о том, что в подобных услугах нет нужды, так как в военном министерстве один химик уже имеется. Когда президент В.Вильсон создал консультативный совет военно-морского флота, возглавлявшийся Т.Эдисоном, это решение получило широкую поддержку, поскольку было воспринято как привлечение лучших научных умов к решению проблем флота. Единственный физик в совете обязан своим назначением тому обстоятельству, что Т.Эдисон, подбирая сотрудников, сказал президенту: “Нам бы следовало иметь в составе совета математика на случай, если придется что-нибудь рассчитать”. На самом деле, как указывает Р.Т.Бердж (см.: |