Д. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество. Грядущее постиндустриальное
Скачать 5.69 Mb.
|
ГЛАВА V Общественный выбор и общественное планирование: адекватность имеющихся теорий и методов. Однажды Уильям Джеймс заметил, что “интеллектуальная жизнь человека почти полностью заключается в замещении системы понятий, в рамках которой происходит обретение первичного опыта, системой теорий и представлений” 1. Концептуальная схема представляет собой ряд взаимосогласованных условий, группирующих различные свойства и качества предметов или впечатлений, возводя их на более высокий уровень абстракции, чтобы связать их или отличить от других предметов или впечатлений. В определенной мере наши интеллектуальные или политические проблемы проистекают из того, что мы пользуемся представлениями и парадигмами, которые сформировались как результат обобщения ранее накопленного опыта. В экономической науке имеется “теория фирмы”, однако современная корпорация — не просто фирма в увеличенном виде, и у нас нет теоретической модели, позволяющей предсказать ее поведение. Мы все еще рассматриваем человека как источник общественного выбора (ив таких вопросах, как планирование количества детей или рыночные предпочтения, он действительно может считаться таковым), но в решении большинства вопросов, воздействующих на распределение ресурсов или меняющих социальный облик страны, подобной единицей является группа людей или правительство, и у нас нет адекватной теории общественных благ и социального выбора. Все мы знаем, что масштаб явлений способен полностью изменить облик общества, но все же, обсуждая наши правительственные структуры, пользуемся языком, а зачастую и представлениями двухсотлетней давности. Поэтому одним из первостепенных вопросов является соответствие наших представлений задачам текущего момента. Гово- 1. См.: James W. Some Problems of Philosophy. N.Y., 1916. P. 51. ря о происходящих в США изменениях, я намерен выдвинуть некоторые положения, ставящие под сомнения прежние формулировки, и предложить ряд новых, возможно, более подходящих для понимания некоторых сложных проблем жизни американцев. Эти вопросы, отчасти риторические, отчасти двусмысленные (каковыми являются все истинные вопросы), преподносятся здесь в виде “замечаний”. Для читателя такая форма часто бывает сложной. Он ожидает плавного изложения (идеально — с некоторой элегантностью выражений), постепенно приходящего к определенному заключению. Любопытно, что это типично “американское” требование. Предполагается, что каждая проблема имеет решение, к которому можно идти прямым путем. Отклонение раздражает. Оно предполагает двойственность и сложность, что в американском диалекте понимается как уклончивость и колеба ние. Американская жизнь основана на опыте, а не на чувственности, и это одна из сторон “национального стиля”. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР И СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ: НЕОБХОДИМОСТЬ НОВОГО ИСЧИСЛЕНИЯ2 Понятие “большое общество” имеет долгую историю формирования и восходит, пожалуй, к А.Смиту. В “Исследовании о природе и причинах богатства народов” он писал: “Согласно системе естественной свободы, государю надлежит выполнять только три обязанности, правда, три обязанности весьма важного значения, но ясные и понятные для обычного разумения: во-первых, обязанность ограждать общество от насилий и вторжения других независимых обществ; во-вторых, обязанность ограждать, по мере возможности, каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов; и, в-третьих, обязанность создавать и содержать определенные учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдель- 2 В этом и некоторых последующих разделах я обращаюсь к памятке, подготовленной мною для Национальной комиссии по технологии, автоматике и экономическому прогрессу и для Комиссии 2000 года Американской академии гуманитарных и точных наук. ных лиц или групп, потому что прибыль от них не сможет никогда возместить издержки отдельному лицу или небольшой группе, хотя и сможет зачастую с излишком возместить их большому обществу”3. Понятие “большое общество” в контексте того, каковы же, По мнению А.Смита, законные функции правительства, а по существу — рамки его компетенции, — производит ошеломляющее впечатление в свете проблем сегодняшнего дня. Именно А.Смит был одним из тех людей (другим был Дж.Локк), которые “запрограммировали” Соединенные Штаты Америки. Я использую этот термин, звучащий здесь весьма нелепо, вполне намеренно. Как А.Смит, так и Дж.Локк на основе некоторых конкретных философских предпосылок заложили условия для функционирования общества, которому было предназначено возникнуть в США. Основным тезисом для А.Смита было, несомненно, то, что каждый индивидуум, стремясь к определенным целям, помогает и обществу в целом. Он утверждал: “Поскольку каждый отдельный человек старается по возможности... употреблять свой капитал на поддержку отечественной промышленности и так направлять эту промышленность, чтобы продукт ее обладал наибольшей стоимостью, постольку он обязательно содействует тому, чтобы годовой доход общества был максимально велик. Разумеется, обычно он и не имеет в виду содействие общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей... Направляя промышленность таким образом, чтобы ее продукт обладал максимальной стоимостью, он преследует лишь собственную 3 Smith A. The Wealth of Nations. N.Y., 1937. P. 651; термин “большое общество”, по моим прикидкам, появляется в трех местах работы Смита (на с. 651, 681 и 747). Но его значение следует искать в заключении первой главы V книги, где речь идет о доходах государя или Содружества, и в данном контексте термин “большое общество” означает “общество в целом”. Этот момент имеет существенное отношение к обсуждавшемуся выше. Словосочетение “большое общество” стало названием книги Г.Уолдаса. Эта книга (опубликованная в 1914 году) возникла на основе курса лекций, прочитанных им в 1910 году в Гарвардском университете, и хотя первоначально тема сводилась к растущей взаимозависимости народов и вытекающим отсюда изменениям в социальной системе, задача работы заключалась не в выявлении источников или результатов происшедших изменений, а в том, чтобы использовать достижения социальной психологии для рационального решения общественных проблем. выгоду, причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цеди, которая совсем и не входила/ в его намерения. При этом общество не всегда страдает оттого,/ что данная цель не входила в его намерения. Преследуя свои интересы, он часто более действенным образом служит интерес сам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им”4. Если говорить коротко и на современном жаргоне, то установленные А.Смитом условия, при которых общество может быть свободным и продуктивным, предполагают индивидуализм, рациональность, совершенную информацию и рациональный выбор; благом общества выступает совокупность индивидуальных подезностей. В данном случае А.Смит выдвинул абсолютно новое в истории гражданского общества положение: при свободном обмене обе стороны, участвующие в сделке, могут оказаться в выигрыше. В прежние времена считалось, что богатство приобретается главным образом путем эксплуатации; завоеваний, принуждения, обложения данью и т.п. Таким образом, экономическая жизнь была игрой с нулевой суммой (zero-sum game), а выигрыш одной стороны был возможен только за счет другой. В заданных же А.Смитом условиях экономическая жизнь могла стать игрой с ненулевой суммой (non-zero-sum game)5. Мы подошли к проблеме, поднятой в двух приведенных цитатах из А.Смита: экономические блага существуют не в одном, а в двух видах — как индивидуальные и общественные. Индивидуальные блага делимы, и каждый человек или семья покупают определенные предметы иди услуги на основе свободного потребительского выбора. Общественные блага неделимы на объекты индивидуального владения, а представляют собой часть общественных служб (например, национальная оборона, просвещение, украшение окружающего ландшафта, контроль за на- 4 Smith A. The Wealth of Nations. N.Y., 1937. P. 423. 5 В действительности предпосылкой роста производительности является не свободный обмен, а наличие технологии, давшей экономике возможность выйти за пределы “игры с нулевой суммой”. Примером ценных размышлений о путях, с помощью которых технология стала основным средством обеспечения социального равенства, может служить книга Жана Фурастье (см.: Fourastie J. The Causes of Wealth. Glencoe (111.), 1960). воднениями и т.д.). Эти блага и услуги не продаются отдельным потребителям и не приспосабливаются к индивидуальным вкусам. Их характер и объем должен устанавливаться единым решением, применимым в равной степени ко всем людям. Таким образом, общественные блага являются объектом скорее социального иди политического, нежели индивидуального, спроса6. Примечательно то, что в “большом обществе” все больше благ неизбежно будет покупаться коллективно. Не говоря об обороне, планирование городов и рационализация транспортной системы, проблемы космоса и расширение зон отдыха, ликвидация загрязнения окружающей среды и очистка рек, решение проблем образования и медицинской помощи — все эти задачи не могут быть решены отдельными индивидами, но их решение “сторицей воздается большому обществу”. В настоящее время люди обладают шкалой ценностей, позволяющей им соотносить полезности и издержки и на этой основе осознанно совершать покупки. И все же, как я указывал в предыдущей главе, не существует механизма, который в терминах издержек и выгод дал бы нам возможность рассмотреть различные комбинации частного потребления и общественного приобретения благ. Все это насущные политические проблемы. Но тут возникает и теоретическая загвоздка, ибо в недавние годы экономисты и математики могли представить “рациональное обоснование” модели индивидуальных предпочтений, но не функциональной модели благосостояния группы. Вернемся к тому, что может быть названо “Адамом Смитом № I”. В знаменитом начале “Исследования о природе и причинах богатства народов” он отмечает, что только человеческой природе свойственна склонность к обмену и торговле. Когда животное хочет обратить на себя внимание, оно старается снискать расположение. Человек делает то же самое, но в большинстве случаев он предпочитает совершить сделку. (“...Тщетно человек будет ожидать помощи от своих ближ- 6 Изложение одного из первых обсуждений этой проблемы можно найти в статье Говарда Боуэна: Bowen H. The Interpretation of Voting in the Allocation of Economic Resources // Quarterly Journal of Economics. Vol. LVIII. November 1943. P. 27-48. них, надеясь только на их расположение. Он скорее достигнет своей цеди, если обратится к их эгоизму и сумеет доказать, что в их собственных интересах сделать для него то, чего он от них требует...”) Человек предлагает другому рационально исчисленную выгоду. Но как она рассчитывается? Какова ценность предмета иди услуги для субъекта и на основании чего он сравнивает один предмет с другим? Чтобы можно было сделать рациональный выбор, должна существовать мера ценностей, способная служить соизме-рителем альтернативных вариантов. Грубым и всегда имеющимся наготове мерилом служат деньги. Однако по мере увеличения их количества ценность денег снижается. Десять долларов для миллионера стоят неизмеримо меньше, чем для бедняка. (Такая же сложность возникает и в применении теории равенства при вынесении наказания. Два человека могут быть оштрафованы за превышение скорости на 100 долларов. Но для богача эта сумма имеет несравнимо меньшее значение, чем для рабочего, платящего тот же штраф. В таком случае заключается ли равенство в одинаковом наказании или в равной возможности понести наказание?) И.Бентам предложил понятие “полезности” как элемента модели рационального выбора, в которой люди ранжируют предметы, которым они отдают предпочтение. Но это не обеспечивает в полной мере сравнения подезностей (то есть того, насколько человеку один предмет требуется больше, чем другой) и не помогает определению оптимального сочетания потребностей разных людей в тех или иных благах. Полезность, как и стоимость, приходится рассматривать как метафизическое понятие, и только цена может служить показателем обмена и соизмеримости. Опубликование в 1944 году работы Дж. фон Неймана и О.Моргенштерна “Теория игр и экономическое поведение”, рассмотревших условия выбора и принятие решений в сочетании с риском, реабилитировало понятие полезности. Человеку не известны в полной мере все последствия предполагаемого выбора, но известны альтернативы; поэтому некоторая неопределенность оказывается встроенной в систему выбора, где возможность выигрыша соизмеряется с возможностью проигрыша. ( Простейшая игра: в условиях риска вы в случае успеха можете выиграть “кадиллак”, в случае проигрыша — велосипед; если вы решаете не играть — получаете “фольксваген”. Если шансы определены как 50 на 50, станете ли вы рисковать или примете утешительный приз? А если шанс будет составлять 40 на 60, 30 на 70, 20 на 80, 10 на 90? В какой момент вы воздержитесь от риска?) В этих условиях возникает возможность сопоставить количественные величины ценностей и полезности (наподобие температурной шкалы, а не только ранжированного ряда), что позволяет измерить индивидуальные предпочтения7. Кроме того, используя различные способы линейного программирования, можно выработать “оптимальные” решения при определении сочетания ресурсов, максимизации полезности и т.п. Но, переходя от индивидуальных решений к групповым, мы сталкиваемся с проблемой, состоящей, если процитировать Д.Луса и Г.Райффу, “в возможно лучшем сочетании несогласующихся предпочтений членов общества для определения компромиссного предпочтения общества в целом” и, по-видимому, оказываемся в тупике. В ходе первой значимой попытки сформулировать данную проблему К.Эрроу в изданной в 1951 году работе “Общественный выбор и индивидуальные ценности” показал, что пять требований, предъявляемых к обеспечению социального благосостояния, несовместимы (иными словами, не существует функции благосостояния, удовлетворяющей всем этим требованиям)8. Даже принцип права большинства, удовлетворяющий трем, а возможно, и четырем условиям, не выходит за рамки сформулированного Ж.-Д. де Кондорсе логического противоречия парадокса циклического большинства. Парадоксально то, что ныне, когда действительно стало возможным создать рациональную модель задуманного А.Смитом и И.Бентамом мира, главные условия социальной рациональности все менее управляют “игроками” в коммунальном обществе. Доказательством может служить элементарная теорема. Предположив, что имеются три избирателя — А, В и С, преимущества 7 См.: Neumann J., van, Morgenstern 0. The Theory of Games and Economic Behaviour. Princeton (N.J.), 1953. По вопросам чисто математического доказательства возможности ранжирования потребностей см.: Marschdk J. Scaling of Utilities and Probabilities // Shubik M. (Ed.) Game Theory and Related Approaches to Social Behavior. N.Y., 1964. Бодее широкая дискуссия о теории полезности, решениях в условиях надежности, риска и неопределенности изложена в: Luce D., Raiffa H. Games and Decisions. N.Y., 1958. Chap. 2. 8 Переработанное издание вышло в свет в 1963 году в Нью-Йорке. которых по вопросам х, у, z распределяются следующим образом, мы получаем: Ясно, что большинство (избиратели А и В) отдают предпочтение х перед у; в то же время большинство (избиратели А и С) отдают предпочтение у перед z; на основании принципа транзитивности (если человек предпочитает х, а не у, и у, а не z, то мы считаем, что он предпочтет х, а не z) следует утверждать, что х получит преимущество и перед z и, таким образом, станет выбором большинства. Но фактически избиратели В и С оказали предпочтение z перед х. Таким образом, из этих трех положений нельзя вывести простое большинство9. Предпринимались многочисленные попытки как для того, чтобы усовершенствовать первоначальные условия, считавшиеся К.Эрроу необходимыми для построения формулы группового благосостояния, так и для разрешения парадокса голосования (с помощью концепций оказания взаимных услуг, сделок или созда- ] ния того, что Э.Даунс назвал “пассионарным большинством”). Однако до сих пор, насколько я могу судить по специальной ли- 9 Наиболее исчерпывающая попытка разрешения этой проблемы подучила отражение в работе: Black D. The Theory of Committees and Elections. Cambridge, 1958. Кроме того, этот вопрос рассматривается также в книге Дж.Быокенена и Г.Талдока (Buchanan ]., Tullock G. The Calculus of Consent. Ann Arbor (Mi.), 1962 [см.: русский перевод: Бъюкенен Дж., Таллок Т. Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии // Нобелевские лауреаты по эко- \ нолике. Т. 1. М., 1997. С. 31 —206]). Несколько ранее данная проблема обсуждалась в книгах: Dahl R.A., Lindblom Ch.E. Politics, Economics and Welfare. N.Y., 1953, и Downs A. An Economic Theory of Democracy. N.Y., 1957. Материалы симпозиума, посвященного “теореме невозможности” Эрроу, представлены в сборнике: Hook S. (Ed.) Human Values and Economic Policy. N.Y., 1967. тературе, удовлетворительного решения этого вопроса не предвидится10. Проблема выработки единого социального установления из разных вариантов общественного выбора, соответствующего индивидуальным стремлениям, — проблема чисто научная, в самом лучшем смысле слова. В “реальном” мире проблемы социальных приоритетов, максимального увеличения общественных полезно-стей, развития коммунальных предприятий и выведения их на политическую арену регулируются “политическими критериями”, иными словами, их решение зависит от веса и давления различных заинтересованных групп, балансирующих между национальными потребностями и общественными интересами. Но именно в этом вопросе могут появиться теоретические сложности. Одной из проблем большого общества, которое стремится осознать свои цели, является взаимодействие, если не столкновение, между “рациональностью” и “политикой”. Многие современные теоретические исследования посвящены поиску рациональных моделей человека, где оптимизм, максимализм и минимализм определяли бы нормы его поведения. Однако создать “групповую теорию” экономического выбора мы, по-видимому, не в состоянии. На этом этапе перехода к коммунальному обществу теоретический тупик в осмыслении проблемы социального благосостояния представляет собой определенную опасность. Я выдвинул проблему — отсутствие механизма, управляющего социальным выбором, — и немедленно возвел ее на уровень абстракции, бессмысленной для людей практических 11. Для тео- 10 См.: Arrow К. Social Choice and Individual Values. N.Y., 1951. В приложении к новому изданию своей книги (New Haven, 1963) К.Эрроу попытался исправить некоторые ошибки, обнаруженные им в прежних доказательствах, изменив формулировки условий, и показать, что несогласованность сохраняется даже в этом случае и потому не существует логических обоснований завершенной функции социального благосостояния. 11 Но иногда теория ставит в тупик людей практического склада, У.Райкер проиллюстрировал релевантность скрытых парадоксов голосования на примере анализа правил принятия поправок к законопроектам в комиссиях Палаты представителей. Он обнаружил ранее неизвестный факт, что в полном соответствии с рядом правил могут быть приняты и те поправки, которые не были одобрены большинством. Так, например, когда параграф, содержащий поправку, и поправка к поправке ставятся на рассмотрение комиссии, то сначала голосуются поправки. Если принимается поправка к параграфу, она заменяет первоначаль- ретиков это очень важно, ибо такие логические головоломки вразумляют тех, кто полагает, что общая воля возникнет по необходимости из самого хода демократических обсуждений, а также рационалистов (какими мы все можем оказаться), считающих, будто общественный интерес проявляется в простой сумме инди-видуальнык предпочтений. Практичные люди могут воспрянуть духом, поскольку теоретически подкрепляется интуитивная идея, согласно которой расхождения между людьми, как и многие другие разногласия, лучше всего улаживаются при помощи переговоров. Как отмечал Р.Даль, “многие граждане часто тревожатся по поводу их парадоксов; но при этом лишь немногие американцы, внимательно наблюдающие за политическим процессом, способны время от времени подавлять в себе разочарование и раздражение по поводу системы, которая внешне кажется беспорядочной и хаотичной. Да, эта система явно децентрализована. ный вариант параграфа без дальнейшего голосования. В связи с тем, что Палата голосует только дважды по трем вопросам, непереходность остается незамеченной, и избранный вариант может стать законом, будучи одобрен лишь меньшинством. У.Райкер в заключение пишет, что подобные ситуации на практике могут возникать чаще чем в 10 процентов случаев, что должно поставить некоторых деловых людей в затруднительное положение. Это не значит, что “голосование большинством” невозможно. Если обратиться к первоначальному примеру циклического большинства, то очевидно, что отсутствие транзитивности предпочтений выявляется только при третьем голосовании. Таким образом, чтобы обнаружить ее, следует провести круговое голосование, сравнивания каждое предложение с любым другим, но, как отмечает У.Райкер, ни в одном законодательном собрании подобная процедура не применяется к списку из более чем трех поправок. Если же отсутствие транзитивности выявляется, тогда, как показал Д.Блэк, может быть применено “исчерпывающее голосование”, когда голосуются каждый кандидат против каждого или любое решение против любого иного, чтобы в каждом случае можно было добиться решения большинства. Сравнивая предпочтения графически, как показали К.Эрроу и Д.Блэк, можно получить одномерные изображения каждого из голосующих; и когда все они объединяются в графическую модель, выполненную в определенной системе координат, может быть четко указан выбор большинства — если при этом число голосующих оказывается нечетным, реша^ ющим становится голос председательствующего. Но практическим людям понятно, что в случае возникновения подобной неопределенности сил и предпочтений начинается процесс взаимных уступок и торга, и тогда, как отмечали Дж.Быокенен и Г.Таллок, такая процедура как раз и может быть отнесена к разряду избирательных парадоксов. Все это оставляет открытым, следует отметить еще раз, теоретический вопрос о рациональном определении функции социального благосостояния. Голосование большинством предпочтительнее потому, что оно удовлетворяет трем, а возможно, и четырем из пяти условий, выдвинутых К.Эрроу в качестве необходимых для легализации решения, и, таким образом, оказывается самым разумным из “компромиссов”. Однако в некоторых случаях в опасении “тирании большинства” может возникнуть желание применить более сложные пути, такие, например, как предложенные Д.Бдэком и К.Эрроу. И наконец, может возникнуть ситуация, когда любое решение — по крайней мере из предложенных — не может полностью удовлетворить логическим условиям достижения истинного общественного выбора. Более подробно этот вопрос рассмотрен в: Rifler W.H. The Theory of Political Coalitions. New Haven (Ct.), 1962. Решения принимаются путем нескончаемых переговоров; пожалуй, ни в одной другой стране мира переговоры не занимают такого важного места в политическом процессе... [И все же], несмотря на все ее недостатки, она обеспечивает высокую вероятность того, что на определенной стадии процесса принятия решений любая политически активная и законно организованная группа может заставить себя выслушать. А это в политике немаловажно”12 . Вероятно, так и должно быть. Но если мы будем строить наши решения на легитимности групповых интересов — а именно таков был первоначальный тезис А.Ф.Бентли, — некоторые, пусть и менее утонченные, теоретические вопросы все же возникнут13. 12 Dahl Е.Д. A Preface to Democratic Theory. Chicago, 1956. P. 150. 13 В заключение этого раздела мне все же хотелось бы вернуться к уточнению теоретической проблемы, ибо даже такой прагматик, как я, вынужден признать необходимость некоей рациональной системы (пусть даже только в качестве критерия) того, каким мог бы быть социальный выбор. Пожалуй, сегодня с помощью математических моделей и высокоскоростных компьютеров можно создать гдиный для страны экономический план, который при помощи матриц “ввода-выхода” показал бы оптимальное распределение ресурсов с учетом реальных экономических издержек производства каждого из товаров. Однако административные трудности претворения в жизнь такого плана на деле могут оказаться столь велики, что для приведения экономики в действие придется прибегнуть к помоги рынка или какой-то квазидоговорной системы. И все же ценность такого теоретического построения заключается в том, что оно может быть принято за некий критерий, с помощью которого можно было бы создать “неявные оценки” или “неявные цены” внутри системы и дать нам возможность вмешиваться на тех направлениях, где становятся заметными отклонения. Аналогичным образом, для создания оптимальной функции общественного благосостояния может потребоваться и теоретическая модель социального выбора. ПОЛИТИКА ГРУПП И ЛИДЕРСТВО ЛИЧНОСТИ Если идеи рациональности и индивидуального выбора, воплощенные в рыночном механизме, представляли собой основной вклад экономистов XVIII века, то в XIX столетии они были дополнены идеями представительства и интересов; в результате сформировалась социальная теория свободного общества. Наиболее исчерпывающую формулировку ее политической идеи предложил, пожалуй, Дж.Ст.Милль в своем эссе “Представительное правление”. Он писал: “Представительное правление означает, что весь народ, иди значительная его часть, осуществляет через периодически избираемых им депутатов высшую контролирующую власть, предусмотренную любыми конституциями... Собрание, где может проявиться, пусть даже в страстной форме, любой интерес или оттенок мнения, где перед лицом правительства и всех остальных интересов и мнений он может заставить себя выслушать, принимая обращенные к нему доводы иди добиваясь ясных ответов, почему с ним не соглашаются, — такое собрание само по себе является одним из наиболее важных существующих ныне. политических установлений, одним из наиболее ценных приобретений свободного правительства”. Теория представительного правления отражала картину общества как равновесия сил. Она предполагала, что законодательный орган должен состоять из выходцев из различных социальных слоев и представлять все классовые интересы в стране, ибо, как отмечал Дж.Ст.Милль, защищая право рабочего класса быть представленным в парламенте, “при отсутствии естественных защитников интересы исключенных классов всегда подвергаются риску остаться в пренебрежении”. Дж.Ст. Милль был столь горячим сторонником идеи представительства меньшинств, что с готовностью поддержал предложение Т.Хэйр о пропорциональном представительстве, “схеме, которая не имеет себе равных по достоинству, ибо доводит великий принцип управления почти до идеального совершенства...”14. 14.Mill D.St. Utilitarianism, Liberty and Representative Government. N.Y., 1936. P. 209, 228, 240, 261. Следует отметить, что теория представительства и интересов является нормативной. Одной из задач теории Дж.Ст.Милля, в частности, являлось определение “наилучшей формы правления”. Реальность же может оказаться совершенно иной. Дж.Ст.Милль писал: “Говоря политическим языком, значительная часть любой власти заключена в воле... Мнение само по себе есть одна из наиболее влиятельных общественных сил. Один человек, обладающий убеждением, представляет собой социальную силу, равную силе девяноста девяти других людей, руководствующихся только интересами” (Mill J.St. Utilitarianism, Liberty and Representative Government. P. 183). С целью ее приспособления к описанию эмпирической политической реальности данная нормативная теория была усовершенствована тем направлением, которое можно назвать “реалистическим” течением в политической мысли, идущей от А.Ф.Бентkи (следует отметить, что формулировки, первоначально предложенные им в 1908 году, в течение многих лет игнорировались и только спустя три десятилетия были восстановлены в работах В.Кея, Д.Трумэна и Э.Лейтема). Если “теория групп” и отсутствовала в экономической теории, то она в полной мере проявила себя в американской политической мысли XX века. В.Кей отметил это наиболее ярко. “Групповые интересы, — писал он, — являются силой, вдыхающей жизнь в политический процесс... Какими бы ни были основы групповых интересов, изучение политики должно базироваться на анализе целей и состава заинтересованных групп внутри общества... Основными средствами выражения подобных интересов являются политические партии и группы давления. Через эти официальные механизмы люди с общими интересами дают о себе знать в общем балансе политических сил”15. Политик же играет роль посредника: “Задача политического или государственного деятеля в демократическом обществе сводится к поддержанию равновесия между требованиями конкурирующих интересов и ценностей... В определенных пределах... в демократическом обществе носители любых интересов могут свободно выражать свои требования и свое несогласие... Политический деятель в демократическом обществе... чтобы удержать власть, должен быть способен манипулировать существенной частью этих интересов: в одном случае он должен уступить, в другом — проявить твердость, где-то проявить медлительность, а где-то действовать энергично... Политик... должен играть роль арбитра и посредника, подвергаясь критике со всех сторон. Ради избежания иди смягчения конфликта он идет на компромисс”16. 15 Key V.O. Politics, Parties and Pressure Groups. N.Y., 1942. P. 23-24. 16 Ibid. P. 10-11. Несмотря на совершенство этой модели для описания действительности XIX столетия17, она удивительно устарела применительно к политике второй половины XX века, ибо в ней не учитываются три важнейшие особенности, три основополагающих элемента современной государственной политики: влияние внешней политики, ориентация общества на будущее и возрастание роди “технического” принятия решений. Внешняя политика не формируется как непосредственная реакция на требования и стремления влиятельных кругов внутри страны (хотя, если решения приняты, некоторые изменения на основании таких требований могут быть внесены; например, строить военные самолеты на юго-западе страны иди на северо-западе). Внешняя политика проводится в соответствии с идеологическими и экономическими интересами великой державы и выступает реакцией на возможную угрозу со стороны других великих держав иди идеологических сил. Но ее следствием в условиях “холодной войны” является мобилизация всего общества, укрепление чувства национального единства, централизация принятия решений и сосредоточение огромных ресурсов в руках правительства. Приверженность экономическому росту и новые масштабы социальных перемен — их стремительно проявляющиеся шоковые эффекты, постоянная необходимость предвидеть социальные изменения и в определенной степени направлять их — обостряют внимание к планированию, к более точному определению национальных приоритетов и к оценке альтернативных вариантов развития, которые могут открыться перед уверенно развивающейся страной (следует заметить, что ежегодный трехпроцентный рост означает удвоение валового национального продукта за двадцать четыре года). “Процесс нововведений, — пишут Р.А.Дадь и Ч.Э.Линдблом, — является и научным, и политическим. Недостаточно открыть новые социальные технологии, надо применить их. Изобретение и открытие суть только начало про- 17 Следует отметить, что “групповая политическая теория” оспаривалась с теоретической точки зрения М.Одеоном, который, применяя к природе общего выбора “экономический анализ”, утверждает, что интерес группы не является наиболее адекватным отражением интересов ее членов. См.: Olson М., Jr. The Logic of Collective Action: Public Goods and the Theory of Groups. Cambridge (Ma.), 1965. цесса, следующим шагом которого и становится нововведение — задача политики. Тот факт, что весь этот процесс в целом проходит сегодня необычайно быстро, представляет собой, пожалуй, величайшую политическую революцию нашего времени”18. Сочетание этих двух элементов повышает роль технического аспекта принятия решений. Разработка разумного курса, будь то во внешней политике, обороне или экономике, выдвигает на первый план людей, обладающих знаниями, необходимыми для предвидения стоящих на пути сложностей, и способных детально разработать политическую линию, характер ее воплощения в жизнь и просчитать последствия того или иного альтернативного выбора. Революции в военной технологии (открытие ядерной энергии, замена управляемых человеком самолетов реактивными снарядами) были инициированы учеными. Развитие системного анализа, метода соизмерения затрат и результатов, революционировавших как стратегический процесс, так и управленческую структуру Пентагона, было предложено математиками и экономистами19. Руководство национальной экономикой, с его пристальным вниманием к правительственным расходам, требует людей, искушенных в этой области, а решение таких важных политических проблем, как сокращение или рост налогов, направления их использования, поиск оптимального соотношения заработной платы и цен, во все большей степени требует соответствующих технологий20. Однако самым важным политическим следствием всего этого следует считать (почти во всех политических системах) переход реальной власти от законодательных и совещательных органов к исполнительным и возрождение того, что Бертран де Жувенель 18 Olson М., }r. The Logic of Collective Action: Public Goods and the Theory of Groups. P. 8. l9 См.: Hitch Ch.J., McKean R.N. The Economics of Defense in the Nuclear Age. Cambridge (Ma.), 1960; Quade E.S. (Ed.) Analysis for Military Decisions: The Rand Lectures on Systems Analysis. Chicago, 1964. 20 Как искренне утверждал один бывший бюрократ, “развитие на протяжении длительного периода социальной политики и ее методов менее влияет на конфликты между политическими партиями и социальными или экономическими лоббистами, нежели способствуют объективным процессам исследований и дискуссий в рамках групп профессионалов” (Price D.K. Government and Science. N.Y., 1962). Это написано спустя немногим более десяти дет после работы В.Кея и, пожалуй, отражает отличие подходов социальных аналитиков довоенного и послевоенного периодов. элегантно назвал “принципатом”. Да и как может быть иначе, если в силу самого характера современной жизни внешняя политика перестала быть “дипломатией” и превратилась в нескончаемый круговорот стратегических маневров, где жизненно важные решения должны приниматься незамедлительно, и если новые модели социальных изменений делают необходимость планирования политики даже более насущной, чем принятие законов, что требует инициативы именно со стороны исполнительных органов? В Соединенных Штатах в течение последних 25 дет мы стали свидетелями трансформации института президентства в исполнительную администрацию президента с возникновением новых институтов, таких, как Управление бюджета, Комитет экономических советников, Совет национальной безопасности, и некоторых других, непосредственно входящих в президентскую администрацию. В конечном счете это означает не столько укрепление яичной власти и престижа президента (что тоже важно), сколько закрепление важнейших контрольных и руководящих функций за исполнительной ветвью власти, осуществляемых, например, Управлением бюджета и Комитетом экономических советников, что усиливает, сдвиг в структуре власти. Хотя эти значительные изменения — новая роль руководителя (иди харизматического лидера), противоречия между технократической рациональностью вкупе с политическим торгом и ориентацией на будущее — уже неоднократно описывались, политическая теория еще не инкорпорировала их в свою концептуальную структуру. Несмотря на то, что модель заинтересованной группы имеет все меньшее значение для осмысления превращения Америки в мобилизованное государство, даже последние, усложненные варианты этой модели — выполненные с применением теории систем иди концепции затрат и результатов — повторяют прежние ошибки, ориентируясь на [статическое] равновесие в большей мере, чем на [динамический) баланс сил21. Вместо того чтобы изображать правительство как своего рода посредника, регулирующего программы конфликтующих групп и помогающего им принять 21 См., напр.: Easton D. An Approach to the Analysis of Political Systems // World Politics. April 1957. P. 383-400; Easton D. A Systems Analysis of Political Life. N.Y., 1965. Более механистическая модель представлена в работе: Mitchell W. The American Polity. N.Y., 1962. определенные решения, было бы правильнее рассматривать президентскую власть как систему, способную действовать с большей степенью свободы и даже решать, каким заинтересованным кругам отдать предпочтение, а самой исполнительной власти оставить политический торг — основываясь на технократических решениях — с различными общественными группами22. За вопросом об адекватной эмпирической модели стоит и более сложная проблема создания нормативной теории, которая — учитывая неизбежные элементы централизованного принятия решений, расширение возможностей общественного выбора и необходимость разумного планирования (не “приказывающего” обществу, а облегчающего проведение желаемых изменений) — может предложить разумные критерии, созвучные ценностям свободного общества. При создании такой теории придется учитывать и другие элементы переосмысления реальности. Такие переоценки, по-новому группирующие уже известные факты, позволят обнаружить новые проблемы, которые могут возникнуть в коммунальном обществе. |